Какие кочевые народы известны вам из истории древнего мира и средних веков 6 класс кратко
Обновлено: 05.07.2024
В истории было много кочевых народов: гиксосы, кутии, амореи, арамеи, касситы, тюрки, сарматы, гунны, печенеги, половцы и др.
Основное занятие кочевников – не земледелие, а скотоводство. Они не имеют постоянных поселений, а кочуют вместе со стадами своего скота. Потому их жилища можно быстро сложить или перемещать целиком. Они в основном едят не зерновые, а молочные и мясные продукты. Используют не глиняную или деревянную посуду, а кожаные мехи.
Земледельцы могут обойтись без продуктов кочевников, потому что сами разводят скот. Кочевники не могут обойтись без продукции оседлых народов: им нужны изделия ремесленников, которые не сделаешь без постоянных мастерских. Потому кочевники вынуждены либо выменивать у оседлых жителей необходимое, либо отбирать.
Жизнь кочевников проходит в постоянных войнах. Главное богатство земледельца – земля. Чтобы её захватить, мало просто напасть, нужно ещё удерживать захваченное. Главное богатство кочевника – скот. Его можно отнять во время внезапного набега и просто угнать к себе. Потому кочевые племена постоянно нападают друг на друга и отбирают скот. Потому в таких племенах все мужчины – воины, ведь свои набеги и отражение вражеских – это часть жизни племени.
Таким образом, кочевники обычно более привычны к войне, чем земледельцы. Кроме того, всё их войско состоит из всадников, в то время как у оседлых народов много пехоты, то есть кочевники в любой момент могут уйти от столкновения с таким войском и напасть тогда, когда им удобно. В этих условиях степные народы обычно предпочитают не выменивать у оседлого населения то, что им нужно, а отбирать. По этой причине соседство кочевых и оседлых народов почти всегда означает постоянные набеги первых на вторых.
Вопрос к III пункту. Узнайте, в каких землях княжил Мстислав Удалой, с кем он воевал.
Мстислав Удалой в своё время правил городами Торопец и Новгородом, в итоге утвердился в Галиче.
Вопрос к IV пункту 1. Назовите самые крупные по территории государства, существовавшие когда-либо.
Самыми крупными государствами были Римская империя, Тюркский каганат, Османская Турция, Российская империя и др. Достойное место среди них занимает государство Чингисхана.
Вопрос к IV пункту 2. Узнайте, на каких территориях Монгольской империи утвердился ислам, а на каких — буддизм и другие религии.
Буддизм утвердился на китайских землях, захваченных монголами. Они образовали династию с китайским именем Юань. После изгнания этой династии с территории Китая, она возглавила племена собственно Монголии, потому там также утвердился буддизм.
На большей части остальных земель, захваченных монголами, включая Золотую Орду, в итоге утвердился ислам.
Вопрос к параграфу №1. Какую роль в истории монгольских племён сыграл Чингисхан? Что стало причиной монгольских завоеваний?
Монгольские племена постоянно воевали друг с другом. При этом все мужчины каждого племени были воинами. Так обычно и бывает у кочевых скотоводов. Именно поэтому такие народы обычно – грозная сила. Но как правило, различные племена не могут объединиться и расходуют эту силу в борьбе друг с другом. Чингисхан собрал под своей властью все племена. После создания им единой державы огромный народ, где каждый мужчина привык воевать и умел это делать, был готов покорять все окрестные народы. Причина завоеваний в этой привычке к войне, а также в завещании Чингисхана, который прямо наказывал наследникам завоевать весь мир.
Вопрос к параграфу №2. В чём состояли причины военных успехов Чингисхана?
-преимущества конных лучников на поле боя;
-жёсткая воинская дисциплина;
-эффективная тактика, которая была возможна благодаря дисциплине (включая ложные отступления и др.);
-неожиданность монгольских ударов благодаря быстрым темпам продвижения их войск;
-заимствование достижений покорённых народов, в частности, у киданей и других бывших кочевников в Северном Китае монголы переняли осадную технику Поднебесной.
Вопрос к параграфу №4. Составьте таблицу, в которой показаны положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии.
Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Охарактеризуйте военное снаряжение монголов, используя иллюстрации на с. 5, 7.
В поле почти все монгольские воины были конными лучниками (только при осадах использовали пехоту). Большинство всадников не имели доспехов и несли только саблю, лук, и внушительный запас стрел. Однако была и тяжеловооружённая конница. Служившая там знать носила пластинчатые доспехи со шлемами наподобие китайских. Но даже у этих тяжёлых всадников был лук.
При осадах использовались основные достижения китайцев, то есть машины, метавшие камни, стрелы, а также тараны, осадные башни и подкопы.
1207-1211 годы – подчинение многих народов Сибири и Восточного Туркестана
1211-1234 годы – завоевание Северного Китая
1215 год – завоевание Семиречья
1219-1221 годы – завоевание Средней Азии
1222-1223 годы – походы в Закавказье и на Северный Кавказ
1223 год – битва на реке Калка
1231-1273 годы – завоевание Кореи
1232 год – разгром Волжско-Камской Булгарии
1237-121241 годы – нашествие хана Бату (Батыя) на Русь
1241-1242 годы – войны в Польше, Венгрии, на Балканах
Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Используя Интернет и дополнительную литературу, напишите эссе о судьбе Чингисхана.
Какие кочевые народы известны вам из истории Древнего мира и Средних веков? Чем отличался быт кочевников от быта оседлых народов?
В истории было много кочевых народов: гиксосы, кутии, амореи, арамеи, касситы, тюрки, сарматы, гунны, печенеги, половцы и др.
Основное занятие кочевников – скотоводство. Они не имеют постоянных поселений, а кочуют вместе со стадами своего скота. Потому их жилища можно быстро сложить или перемещать целиком. Они в основном едят молочные и мясные продукты. Используют в качестве посуды кожаные мехи.
Земледельцы могут обойтись без продуктов кочевников, потому что сами разводят скот. Кочевники не могут обойтись без продукции оседлых народов: им нужны изделия ремесленников, которые не сделаешь без постоянных мастерских. Потому кочевники вынуждены либо выменивать у оседлых жителей необходимое, либо отбирать.
Жизнь кочевников проходит в постоянных войнах. Главное богатство земледельца – земля. Чтобы её захватить, мало просто напасть, нужно ещё удерживать захваченное. Главное богатство кочевника – скот. Его можно отнять во время внезапного набега и просто угнать к себе. Потому кочевые племена постоянно нападают друг на друга и отбирают скот. Потому в таких племенах все мужчины – воины, ведь свои набеги и отражение вражеских – это часть жизни племени.
Таким образом, кочевники обычно более привычны к войне, чем земледельцы. Кроме того, всё их войско состоит из всадников, в то время как у оседлых народов много пехоты, то есть кочевники в любой момент могут уйти от столкновения с таким войском и напасть тогда, когда им удобно. В этих условиях степные народы обычно предпочитают не выменивать у оседлого населения то, что им нужно, а отбирать. По этой причине соседство кочевых и оседлых народов почти всегда означает постоянные набеги первых на вторых.
Кочевы́е наро́ды (коче́вники; номады) — мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством.
У многих тюркских кочевых народов исторически было распространено набеговое хозяйство. В научном смысле кочевничество (номадизм, (от греч. νομάδες , nomádes – кочевники) — особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Восточной Азии, мигрирующие группы населения, такие как цыгане, и даже современных жителей мегаполисов, имеющих большое расстояние от дома до работы и др.).
Содержание
Определение
Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:
- экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности;
- периодические перекочевки большей части населения и скота;
- особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.
Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2%, в Туркменистане – 3%, в Казахстане – 13% и т.д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.
Быт и культура кочевников
Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась их небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление "всадничества" (т.е. наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь ввиду, что так называемых "чистых" кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей).
Происхождение кочевничества
Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV III тыс. до н.э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX VIII тыс. до н.э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (Украина, IV тыс. до н.э.) и появление колесниц (II тыс. до н.э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы ученых переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II I тыс. до н.э. в евразийских степях.
Классификация кочевничества
Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:
- кочевое,
- полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство,
- отгонное (когда часть населения живёт, кочуя со скотом),
- яйлажное (от тюркс. "яйлаг" – летнее пастбище в горах).
В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:
- вертикальное (горы равнины) и
- горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т.д.
В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.
- евразийские степи, где разводят так называемые "пять видом скота" (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, казахи, киргизы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные империи (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.);
- Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, пуштуны и др.);
- Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.);
- Восточная Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка, масаи и др.);
- высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет, Памир) и Южной Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных как як, лама, альпака и др.;
- северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.).
Расцвет кочевничества
Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения "кочевых империй" или "имперских конфедераций" (середина I тыс. до н.э. – сер. II тыс. н.э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой из оттуда продукции. В одних случаях кочевними вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих, они завоевывали земледельцев и переселялись на его территорию, сливаясь с местным населением (авары, болгары и др.). Известны несколько крупных миграций так называемых "пастушеских" народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и половцы, монголы, калмыки и др.). В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. Именно в результате этих процессов в Западную Европу попали порох, компас и книгопечатание. В некоторых работах этот период называют "средневековой глобализацией".
Модернизация и упадок
С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35 40 млн. чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер, Сомали, Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.
В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.
Пэйви
История. У историков до сих пор нет единой точки зрения на то, откуда появились пэйви. Некоторые считают их потомками кочевого народа тариш, другие историки склоняются к тому, что пэйви - потомки обезземеленных крестьян. Однако эта версия вряд ли правдива - есть сведения о том, что пэйви были в Ирландии ещё в Средние века. Вероятнее всего, кочевые цагане смешались с местной нецыганской этногруппой, но образ жизни сохранили.
Цыгане
Численность. Около 10 млн.
История. Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган покинули территорию Индии в количестве не превышающем 1000 человек. В 1971 году в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, в ходе которого цыгане признали себя единой нетерриториальной нацией.
Ениши
Численность. В Швейцарии, где ениши признаны на официальном уровне, их численность составляет 25-35 тысяч.
Эйну
![1005]()
Численность. Около 30 тысяч.
История. Термин эйну имеет неясное происхождение. Уйгуры и другие соседние народы называют этот народ абдали, термином, который сильно не нравится самим эйну. Исторические известия о группе населения с названием абдал, абдали прослеживаются с I тыс. н.э, когда она упоминается в сочинениях сирийских и греческих авторов. Эйну считают, что их предки произошли из Ирана или из более западных районов, уйгуры относят эйну к цыганам.
Образ жизни. Эйну изолированы от местного населения и нередко считаются презираемой кастой. Верующие эйну исповедуют ислам. Французский исследователь Гренар считал эйну древними шиитскими колонистами, которые позже были угнетены более поздними суннитскими переселенцами и сведены к низкому социальному положению. Основные занятия эйну - пашенное земледелие, скотоводство, ремёсла, распространено попрошайничество, пение, исполнение музыки. Некоторые эйну-горожане торгуют лекарственными травами.
Масаи
Численность. Около 900 тысяч человек.
История. Масаи относятся к нильскому семейству языковых групп и, вероятно, мигрировали из долины Нила в Судане в центральную и юго-западную Кению уже после 1500 года, приведя и свой одомашненный скот. Ещё в XIX веке масаи полностью контролировали саванны и плохо шли на компромиссы с европейцами. Однако, разразившаяся эпидемия сонной болезни, распространяемой мухой цеце, привела к значительному ослаблению масаев.
Образ жизни. В отличие от других африканских цивилизаций, которые формировали царства, масаи никогда не отходили от своего полукочевого образа жизни. Не удивительно поэтому, что в центре их культуры находится скот. По вере масаи бог дождя Нгаи дал весь скот им, поэтому все, кто также владеет скотом, должны были когда-то украсть его у масаев. Конечно, это не раз приводило к конфликтам с другими племенами.
Туареги
Численность. Около 3,2 млн человек.
Его мужчины не снимают даже дома, во время еды и сна. У туарегов общество делится на пять каст. Высшая каста - благородные или знать - владеют стадами верблюдов, низшие - рабы и кузнецы. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом.
Читайте также: