Какие кочевые народы известны вам из истории древнего мира и средних веков 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

В истории было много кочевых народов: гиксосы, кутии, амореи, арамеи, касситы, тюрки, сарматы, гунны, печенеги, половцы и др.

Основное занятие кочевников – не земледелие, а скотоводство. Они не имеют постоянных поселений, а кочуют вместе со стадами своего скота. Потому их жилища можно быстро сложить или перемещать целиком. Они в основном едят не зерновые, а молочные и мясные продукты. Используют не глиняную или деревянную посуду, а кожаные мехи.

Земледельцы могут обойтись без продуктов кочевников, потому что сами разводят скот. Кочевники не могут обойтись без продукции оседлых народов: им нужны изделия ремесленников, которые не сделаешь без постоянных мастерских. Потому кочевники вынуждены либо выменивать у оседлых жителей необходимое, либо отбирать.

Жизнь кочевников проходит в постоянных войнах. Главное богатство земледельца – земля. Чтобы её захватить, мало просто напасть, нужно ещё удерживать захваченное. Главное богатство кочевника – скот. Его можно отнять во время внезапного набега и просто угнать к себе. Потому кочевые племена постоянно нападают друг на друга и отбирают скот. Потому в таких племенах все мужчины – воины, ведь свои набеги и отражение вражеских – это часть жизни племени.

Таким образом, кочевники обычно более привычны к войне, чем земледельцы. Кроме того, всё их войско состоит из всадников, в то время как у оседлых народов много пехоты, то есть кочевники в любой момент могут уйти от столкновения с таким войском и напасть тогда, когда им удобно. В этих условиях степные народы обычно предпочитают не выменивать у оседлого населения то, что им нужно, а отбирать. По этой причине соседство кочевых и оседлых народов почти всегда означает постоянные набеги первых на вторых.

Вопрос к III пункту. Узнайте, в каких землях княжил Мстислав Удалой, с кем он воевал.

Мстислав Удалой в своё время правил городами Торопец и Новгородом, в итоге утвердился в Галиче.

Вопрос к IV пункту 1. Назовите самые крупные по территории государства, существовавшие когда-либо.

Самыми крупными государствами были Римская империя, Тюркский каганат, Османская Турция, Российская империя и др. Достойное место среди них занимает государство Чингисхана.

Вопрос к IV пункту 2. Узнайте, на каких территориях Монгольской империи утвердился ислам, а на каких — буддизм и другие религии.

Буддизм утвердился на китайских землях, захваченных монголами. Они образовали династию с китайским именем Юань. После изгнания этой династии с территории Китая, она возглавила племена собственно Монголии, потому там также утвердился буддизм.

На большей части остальных земель, захваченных монголами, включая Золотую Орду, в итоге утвердился ислам.

Вопрос к параграфу №1. Какую роль в истории монгольских племён сыграл Чингисхан? Что стало причиной монгольских завоеваний?

Монгольские племена постоянно воевали друг с другом. При этом все мужчины каждого племени были воинами. Так обычно и бывает у кочевых скотоводов. Именно поэтому такие народы обычно – грозная сила. Но как правило, различные племена не могут объединиться и расходуют эту силу в борьбе друг с другом. Чингисхан собрал под своей властью все племена. После создания им единой державы огромный народ, где каждый мужчина привык воевать и умел это делать, был готов покорять все окрестные народы. Причина завоеваний в этой привычке к войне, а также в завещании Чингисхана, который прямо наказывал наследникам завоевать весь мир.

Вопрос к параграфу №2. В чём состояли причины военных успехов Чингисхана?

-преимущества конных лучников на поле боя;

-жёсткая воинская дисциплина;

-эффективная тактика, которая была возможна благодаря дисциплине (включая ложные отступления и др.);

-неожиданность монгольских ударов благодаря быстрым темпам продвижения их войск;

-заимствование достижений покорённых народов, в частности, у киданей и других бывших кочевников в Северном Китае монголы переняли осадную технику Поднебесной.

Вопрос к параграфу №4. Составьте таблицу, в которой показаны положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии.

Составьте таблицу, в которой показаны положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Охарактеризуйте военное снаряжение монголов, используя иллюстрации на с. 5, 7.

В поле почти все монгольские воины были конными лучниками (только при осадах использовали пехоту). Большинство всадников не имели доспехов и несли только саблю, лук, и внушительный запас стрел. Однако была и тяжеловооружённая конница. Служившая там знать носила пластинчатые доспехи со шлемами наподобие китайских. Но даже у этих тяжёлых всадников был лук.

При осадах использовались основные достижения китайцев, то есть машины, метавшие камни, стрелы, а также тараны, осадные башни и подкопы.

1207-1211 годы – подчинение многих народов Сибири и Восточного Туркестана

1211-1234 годы – завоевание Северного Китая

1215 год – завоевание Семиречья

1219-1221 годы – завоевание Средней Азии

1222-1223 годы – походы в Закавказье и на Северный Кавказ

1223 год – битва на реке Калка

1231-1273 годы – завоевание Кореи

1232 год – разгром Волжско-Камской Булгарии

1237-121241 годы – нашествие хана Бату (Батыя) на Русь

1241-1242 годы – войны в Польше, Венгрии, на Балканах

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Используя Интернет и дополнительную литературу, напишите эссе о судьбе Чингисхана.

Какие кочевые народы известны вам из истории Древнего мира и Средних веков? Чем отличался быт кочевников от быта оседлых народов?

В истории было много кочевых народов: гиксосы, кутии, амореи, арамеи, касситы, тюрки, сарматы, гунны, печенеги, половцы и др.

Основное занятие кочевников – скотоводство. Они не имеют постоянных поселений, а кочуют вместе со стадами своего скота. Потому их жилища можно быстро сложить или перемещать целиком. Они в основном едят молочные и мясные продукты. Используют в качестве посуды кожаные мехи.

Земледельцы могут обойтись без продуктов кочевников, потому что сами разводят скот. Кочевники не могут обойтись без продукции оседлых народов: им нужны изделия ремесленников, которые не сделаешь без постоянных мастерских. Потому кочевники вынуждены либо выменивать у оседлых жителей необходимое, либо отбирать.

Жизнь кочевников проходит в постоянных войнах. Главное богатство земледельца – земля. Чтобы её захватить, мало просто напасть, нужно ещё удерживать захваченное. Главное богатство кочевника – скот. Его можно отнять во время внезапного набега и просто угнать к себе. Потому кочевые племена постоянно нападают друг на друга и отбирают скот. Потому в таких племенах все мужчины – воины, ведь свои набеги и отражение вражеских – это часть жизни племени.

Таким образом, кочевники обычно более привычны к войне, чем земледельцы. Кроме того, всё их войско состоит из всадников, в то время как у оседлых народов много пехоты, то есть кочевники в любой момент могут уйти от столкновения с таким войском и напасть тогда, когда им удобно. В этих условиях степные народы обычно предпочитают не выменивать у оседлого населения то, что им нужно, а отбирать. По этой причине соседство кочевых и оседлых народов почти всегда означает постоянные набеги первых на вторых.


Кочевы́е наро́ды (коче́вники; номады) — мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством.

У многих тюркских кочевых народов исторически было распространено набеговое хозяйство. В научном смысле кочевничество (номадизм, (от греч. νομάδες , nomádes – кочевники) — особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Восточной Азии, мигрирующие группы населения, такие как цыгане, и даже современных жителей мегаполисов, имеющих большое расстояние от дома до работы и др.).

Содержание

Определение

Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:

  1. экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности;
  2. периодические перекочевки большей части населения и скота;
  3. особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.

Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2%, в Туркменистане – 3%, в Казахстане – 13% и т.д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.

Быт и культура кочевников

Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась их небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление "всадничества" (т.е. наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь ввиду, что так называемых "чистых" кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей).

Происхождение кочевничества

Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV III тыс. до н.э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX VIII тыс. до н.э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (Украина, IV тыс. до н.э.) и появление колесниц (II тыс. до н.э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы ученых переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II I тыс. до н.э. в евразийских степях.

Классификация кочевничества

Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:

  • кочевое,
  • полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство,
  • отгонное (когда часть населения живёт, кочуя со скотом),
  • яйлажное (от тюркс. "яйлаг" – летнее пастбище в горах).

В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:

  • вертикальное (горы равнины) и
  • горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т.д.

В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.

  1. евразийские степи, где разводят так называемые "пять видом скота" (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, казахи, киргизы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные империи (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.);
  2. Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, пуштуны и др.);
  3. Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.);
  4. Восточная Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка, масаи и др.);
  5. высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет, Памир) и Южной Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных как як, лама, альпака и др.;
  6. северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.).

Расцвет кочевничества

Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения "кочевых империй" или "имперских конфедераций" (середина I тыс. до н.э. – сер. II тыс. н.э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой из оттуда продукции. В одних случаях кочевними вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих, они завоевывали земледельцев и переселялись на его территорию, сливаясь с местным населением (авары, болгары и др.). Известны несколько крупных миграций так называемых "пастушеских" народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и половцы, монголы, калмыки и др.). В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. Именно в результате этих процессов в Западную Европу попали порох, компас и книгопечатание. В некоторых работах этот период называют "средневековой глобализацией".

Модернизация и упадок

С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35 40 млн. чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер, Сомали, Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.

В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.


Пэйви

13494221853539

История. У историков до сих пор нет единой точки зрения на то, откуда появились пэйви. Некоторые считают их потомками кочевого народа тариш, другие историки склоняются к тому, что пэйви - потомки обезземеленных крестьян. Однако эта версия вряд ли правдива - есть сведения о том, что пэйви были в Ирландии ещё в Средние века. Вероятнее всего, кочевые цагане смешались с местной нецыганской этногруппой, но образ жизни сохранили.

Цыгане

221

Численность. Около 10 млн.

История. Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган покинули территорию Индии в количестве не превышающем 1000 человек. В 1971 году в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, в ходе которого цыгане признали себя единой нетерриториальной нацией.

Ениши

Jenische1928e

Численность. В Швейцарии, где ениши признаны на официальном уровне, их численность составляет 25-35 тысяч.

Эйну
1005

Численность. Около 30 тысяч.

История. Термин эйну имеет неясное происхождение. Уйгуры и другие соседние народы называют этот народ абдали, термином, который сильно не нравится самим эйну. Исторические известия о группе населения с названием абдал, абдали прослеживаются с I тыс. н.э, когда она упоминается в сочинениях сирийских и греческих авторов. Эйну считают, что их предки произошли из Ирана или из более западных районов, уйгуры относят эйну к цыганам.

Образ жизни. Эйну изолированы от местного населения и нередко считаются презираемой кастой. Верующие эйну исповедуют ислам. Французский исследователь Гренар считал эйну древними шиитскими колонистами, которые позже были угнетены более поздними суннитскими переселенцами и сведены к низкому социальному положению. Основные занятия эйну - пашенное земледелие, скотоводство, ремёсла, распространено попрошайничество, пение, исполнение музыки. Некоторые эйну-горожане торгуют лекарственными травами.

Масаи

Masai_village_Amboseli_National_Park_2010_1

Численность. Около 900 тысяч человек.

История. Масаи относятся к нильскому семейству языковых групп и, вероятно, мигрировали из долины Нила в Судане в центральную и юго-западную Кению уже после 1500 года, приведя и свой одомашненный скот. Ещё в XIX веке масаи полностью контролировали саванны и плохо шли на компромиссы с европейцами. Однако, разразившаяся эпидемия сонной болезни, распространяемой мухой цеце, привела к значительному ослаблению масаев.

Образ жизни. В отличие от других африканских цивилизаций, которые формировали царства, масаи никогда не отходили от своего полукочевого образа жизни. Не удивительно поэтому, что в центре их культуры находится скот. По вере масаи бог дождя Нгаи дал весь скот им, поэтому все, кто также владеет скотом, должны были когда-то украсть его у масаев. Конечно, это не раз приводило к конфликтам с другими племенами.

Туареги

20130129145125

Численность. Около 3,2 млн человек.

Его мужчины не снимают даже дома, во время еды и сна. У туарегов общество делится на пять каст. Высшая каста - благородные или знать - владеют стадами верблюдов, низшие - рабы и кузнецы. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом.

Читайте также: