Проект доступная среда для детей с овз в доу

Обновлено: 05.07.2024

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.

Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Доступная среда в дошкольных общеобразовательных учреждениях, вернее её обустройство, подразумевает проведение массы различных мероприятий, связанных именно с обустройством безбарьерных условий. Именно об этом и пойдёт речь далее.

Материальная база в МАДОУ№1 по реализации Программы создание (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

  • Пандусы, позволяющие преодолевать различные препятствия, начиная от порогов и заканчивая лестницами. Данное оборудование устанавленно на подходе к зданию. Пандус для порогов отличается полной безопасностью и высокой степенью эргономичности.
  • Перила и поручни, предназначенные как для выполнения опорной функции, так и навигационной. Иными словами, перила и поручни могут быть использованы людьми, страдающими нарушением работы органов зрения и опорно-двигательного аппарата.
  • Доступная среда в МАДОУ обустроена средствами информирования для слабовидящих и слепых людей. Иными словами, в коридоре располагается мнемосхема. Разумеется, по всему периметру имеются информирующие тактильные таблички.
  • Отдельной строкой следует указать на оборудование, позволяющем обустроить целевые зоны. Самой распространённой целевой зоной является сантехнический узел для инвалидов. Основополагающим элементом сантехнического узла для инвалидов является кнопка вызова помощи.

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются и отражены: в паспорте доступности, в адаптированной образовательной программе.

Специально оборудованные учебные кабинеты

Оборудованы: кабинет учителя-логопеда, кабинет психолога, музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют групповое помещение и объекты ( кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет, кабинет педагога-дефектолога, музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната) для проведения практических занятий. Все объекты для проведения практических занятий, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарногигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Все материалы доступны детям, при этом разграничены места хранения и использования материалов. Материалы периодически обновляются. Распределение по центрам сохраняется во всех возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту и особенностям развития и здоровья детей.

Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом с учетом развития детей в разных видах деятельности и включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей развития и здоровья, так же детей с ОВЗ. Создана доступная среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В каждой возрастной группе есть методический библиотечный фонд, где имеется художественная и научно-методическая литература для педагога. В центрах Речевой активности для детей представлены произведения художественной, научно-популярной и справочной литературы. Также на 2 этаже детского сада находится методический кабинет, обеспеченный учебно-методической литературой для реализации Основной и Адаптированной общеобразовательных программ дошкольного образования.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для организации разнообразных видов деятельности воспитанников МАДОУ обеспечено средствами обучения и воспитания:

- игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия),

- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.),

- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал),

- компьютерным оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (ноутбук, мультимедийный проектор) для организации работы педагога,

- аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты с презентациями и демонстрационными материалами для проведения образовательной деятельности по образовательным областям – познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое),

- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Имеется кнопка вызова для маломобильных групп населения, вывеска с названием организации, графиком работы организации выполнена рельефно - точечным шрифтом Брайля. При необходимости ребенку-инвалиду и лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья; в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

Специальные условия питания

Информация о специальных условиях охраны здоровья

В ДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с традиционными формами работы по физической культуре: утренней гимнастикой, НОД, подвижными играми, физ.минутками, гимнастикой после дневного сна, активным отдыхом используются и нетрадиционные формы оздоровления: дыхательная гимнастика, оздоровительный бег, фитонцидотерапия (лук, чеснок), плавание в бассейне.

С целью снижения заболеваемости в детском саду успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.

Информация о доступе к информационным системам и информационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обучающиеся самостоятельный доступ к информационным системам, электронным образовательным ресурсам не имеют, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

· Дети инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам;

· Имеются следующие технические средства обучения, предназначенные для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей инвалидов и детей с ОВЗ:

- интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;

- мультимедийные установки (проектор, ноутбук);

- развивающее оборудование (дары Фребеля, песочница для работы с мокрым песком).

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:

- возможность индивидуального сопровождения воспитанников узкими специалистами ДОУ(логопед, педагог-психолог);

- работа с семьями воспитанников;

- методическая работа с воспитателями.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МАДОУ №1 оборудована сенсорная комната для детей. Сенсорная комната – это специально оборудованное помещение. Изначально оно предназначалось для релаксации и снятия напряжения, но сегодня его возможности гораздо шире.

Сенсорная комната решает следующие коррекционные задачи:

  • уменьшает тревожность, успокаивает;
  • способствует активизации органов чувств;
  • снижает уровень нервных расстройств;
  • улучшает внимание и память;
  • помогает бороться со страхами;
  • устраняет агрессию;
  • пробуждает интерес к познанию;
  • улучшает сон;
  • активизирует творческий потенциал.

Сенсорное помещение полезно как здоровым детям, так и малышам с ограниченными возможностями.



"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин

На данный момент дети с ОВЗ в МБДОУ « Детский сад № 21 "Радуга" - отсутствуют.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

· Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)

· Инвалиды с нарушением зрения и слуха

· Лица преклонного возраста (60 лет и старше)

· Люди с детскими колясками

· Дети дошкольного возраста.


Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.




В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).


Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА


В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта

Инвалиды на кресле-коляске

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата


Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

· закономерности психического развития,

· показатели здоровья дошкольников,

· уровень общего развития,

· коммуникативные особенности и речевое развитие,


В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.


При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".

4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

· Автостоянка(места)для инвалидов- имеется.

· Адаптированные лифты- отсутствуют.

· Раздвижные двери – имеются.

· Кнопка вызова персонала – имеется.

· Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - отсутствуют.

· Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.

· Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.

· Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.

· Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!


Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

· внешкольное воспитание и образование;

· среднее общее образование;

· среднее профессиональное образование;

· высшее профессиональное образование.


Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

Эти условия должны гарантировать возможность:

достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми воспитанниками;

использования обычных и специфических шкал оценки достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.

В Детском саду № 27 города Костромы функционирует 3 группы компенсирующей направленности: две для детей с тяжелыми нарушениями речи и одна для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Категория наших детей-инвалидов определяет наличие целой системы специальных образовательных условий : материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение и т. д.

Организационно-педагогические условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования детьми с особыми потребностями.

Ориентиром для создания специальных образовательных условий является соответствующая примерная АООП, на основе которой выстраивается АОП для конкретного ребенка с НОДА.

Содержание обучения для детей с тяжелыми двигательными нарушениями имеет ряд общих черт с содержанием обучения детей в общеразвивающих группах. Однако в коррекционной части программы предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций, развитию познавательной деятельности и речи детей : занятия адаптивной физкультурой, логопедические занятия, особенность которых заключается в использовании компьютерных программ, индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных психических функций. Содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от структуры тех или иных нарушений для каждого ребенка индивидуально.

Но все вышесказанные условия будут эффективны только при наличии кадровых условий, которые должны обеспечивать:

укомплектованность образовательного учреждения специалистами и педагогами, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;

непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной педагогики, специальной психологии.

В штат специалистов нашего дошкольного учреждения входят педагог-психолог, педагог-дефектолог, 2 учителя-логопеда, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, которая получила дополнительное образование по адаптивной физкультуре. Все специалисты имеют высшее профессиональное образование, и непрерывно повышают свои профессиональные компетенции.

Даже если в штате вашей организации отсутствуют те или иные специалисты, для удовлетворения особых потребностей детей-инвалидов необходимо использовать сетевые формы сотрудничества, привлекая специалистов других организаций. Такая практика имеется в городе Костроме.

Условия для детей с НОДА нашего детского сада обеспечивают соблюдение санитарно-гигиенических норм, возможности для беспрепятственного доступа воспитанников к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Для этого уложено новое асфальтовое покрытие на территории образовательного учреждения, при входе в здание и внутри его оборудованы различные пандусы, вдоль стен закреплены поручни, в физкультурном зале перенесен и расширен дверной проем, что позволяет беспрепятственно передвигаться детям даже на коляске. С этой же целью установлены раздвижные двери в кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда.

Имеется специальное оборудование для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: кресло-каталка, коляски, трехколесные велосипеды, специальные ортопедические приспособления, пособия для развития манипулятивных функций рук, вертикализатор. Пространственная организация среды связана, прежде всего, с вертикализацией и движением. Вертикализация обеспечивает необходимый уровень активности ребенка, направленный на правильное восприятие окружающего мира, ориентировку в нем. Вертикализация пространства обеспечивается специальными приемами адаптивной физкультуры, а также ортезами – специальными приспособлениями, такими как вертикализаторами, фиксаторами головы и конечностей. Организация движения связана с соблюдением индивидуального ортопедического режима для каждого ребенка.

В Детском саду №27 на сегодняшний день создана достаточно современная информационно-образовательная среда, включающая в себя электронные информационные и образовательные ресурсы. Оборудована сенсорная комната, в которой педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми, а также тренинги и консультации для родителей (законных представителей) и педагогов.

Обеспечивая все необходимые условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования, адекватного их возможностям является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, и в дальнейшем, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

В статье прописаны необходимые условия для создания доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Обобщен накопленный опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад №27.

ВложениеРазмер
statya_v_zhurnal_lobanova_t.g.docx 19.73 КБ

Предварительный просмотр:

рубрика журнала: Клуб специалистов.

Аннотация статьи, материала (30–50 слов): В статье прописаны необходимые условия для создания доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Обобщен накопленный опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад №27.

Ключевые слова (5-7 слов); доступная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды

Эти условия должны гарантировать возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми воспитанниками;
  • использования обычных и специфических шкал оценки достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
  • индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
  • целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
  • включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
  • использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.

В Детском саду №27 города Костромы функционирует 3 группы компенсирующей направленности: две для детей с тяжелыми нарушениями речи и одна для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Категория наших детей-инвалидов определяет наличие целой системы специальных образовательных условий: материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение и т. д.

Организационно-педагогические условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования детьми с особыми потребностями.

Ориентиром для создания специальных образовательных условий является соответствующая примерная АООП, на основе которой выстраивается АОП для конкретного ребенка с НОДА.

Содержание обучения для детей с тяжелыми двигательными нарушениями имеет ряд общих черт с содержанием обучения детей в общеразвивающих группах. Однако в коррекционной части программы предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций, развитию познавательной деятельности и речи детей: занятия адаптивной физкультурой, логопедические занятия, особенность которых заключается в использовании компьютерных программ, индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных психических функций. Содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от структуры тех или иных нарушений для каждого ребенка индивидуально.

Но все вышесказанные условия будут эффективны только при наличии кадровых условий, которые должны обеспечивать:

  • укомплектованность образовательного учреждения специалистами и педагогами, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;
  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной педагогики, специальной психологии.

В штат специалистов нашего дошкольного учреждения входят педагог-психолог, педагог-дефектолог, 2 учителя-логопеда, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, которая получила дополнительное образование по адаптивной физкультуре. Все специалисты имеют высшее профессиональное образование, и непрерывно повышают свои профессиональные компетенции.

Даже если в штате вашей организации отсутствуют те или иные специалисты, для удовлетворения особых потребностей детей-инвалидов необходимо использовать сетевые формы сотрудничества, привлекая специалистов других организаций. Такая практика имеется в городе Костроме.

Условия для детей с НОДА нашего детского сада обеспечивают соблюдение санитарно-гигиенических норм, возможности для беспрепятственного доступа воспитанников к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Для этого уложено новое асфальтовое покрытие на территории образовательного учреждения, при входе в здание и внутри его оборудованы различные пандусы, вдоль стен закреплены поручни, в физкультурном зале перенесен и расширен дверной проем, что позволяет беспрепятственно передвигаться детям даже на коляске. С этой же целью установлены раздвижные двери в кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда.

Имеется специальное оборудование для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: кресло-каталка, коляски, трехколесные велосипеды, специальные ортопедические приспособления, пособия для развития манипулятивных функций рук, вертикализатор. Пространственная организация среды связана, прежде всего, с вертикализацией и движением. Вертикализация обеспечивает необходимый уровень активности ребенка, направленный на правильное восприятие окружающего мира, ориентировку в нем. Вертикализация пространства обеспечивается специальными приемами адаптивной физкультуры, а также ортезами – специальными приспособлениями, такими как вертикализаторами, фиксаторами головы и конечностей. Организация движения связана с соблюдением индивидуального ортопедического режима для каждого ребенка.

В Детском саду №27 на сегодняшний день создана достаточно современная информационно-образовательная среда, включающая в себя электронные информационные и образовательные ресурсы. Оборудована сенсорная комната, в которой педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми, а также тренинги и консультации для родителей (законных представителей) и педагогов.

Обеспечивая все необходимые условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования, адекватного их возможностям является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, и в дальнейшем, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Читайте также: