Проект берегиня в доу

Обновлено: 04.07.2024

Цель данного занятия- формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории и культуре народа через изготовление народной куклы.
Задачи:
-совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
-воспитывать у детей коммуникативную культуру, умение вести разговор на заданную тему;
-совершенствовать речь как средство общения;
-содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности;
-научить детей изготавливать народную куклу; обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
-развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание., глазомер;
-воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.

Оценить 126 0

Формирование у детей интереса к истории и культуре русского

народа через изготовление традиционной народной куклы.

Выполнила и провела : воспитатель МБДОУ №136

Нечухрина Ирина Сергеевна

Изготовление народной куклы.

-формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через изготовление традиционной народной куклы.

-совершенствовать навыки игрового взаимодействия;

-воспитывать у детей коммуникативную культуру, умение вести разговор на заданную тему;

-совершенствовать речь как средство общения;

-содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности;

-научить детей изготавливать народную куклу; обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

-развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание., глазомер;

-воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.

Материал: лоскуты хлопчатобумажной ткани, вата, нитки.

В. «Здравствуйте, гости дорогие! Проходите ко мне в избу. У русского народа гостям всегда рады.

Вот и мы с вами сейчас сядем рядком, да поговорим ладком! Я расскажу вам много интересного, а вы слушайте внимательно.

Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием. После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки( народная музыка) В это время никто не сидел без дела. Вышивали ,лепили ,мастерили игрушки все- от мала до велика.

Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы ( фото) Эта кукла оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов: из соломы, глины, нитей и ткани и даже из дерева( фото)

Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту. Кукол любили, берегли ,передавали по наследству.

Когда девочке исполнялось пять лет она должна была сама мастерить кукол.

А наши ребята подготовили стихи к народным праздникам. ( дети читают стихи)

В. : «Ну что, гости дорогие, засиделись без дела? Тогда давайте поиграем! Вставайте в круг

Клубок ниточек нашла,

Я за ниточку бралась

Тонка нить оборвалась.

После того , как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку, вырваться с клубка и за собой вывести весь хоровод.

В. : «Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки! Ребята. Хотите сделать лоскутную куклу сами? Мы с вами сегодня будем делать куклу Северную Берегиню- ( фото с описанием)

дети делают куклу.

Кукла готова. Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и предлагает подарить гостям сделанных кукол. Прощается с гостями.

Список использованной литературы

Яковлева Н. Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника.Детство-пресс, 2005

Дети подготовительных групп, родители воспитанников, педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп, сотрудники Лысковского государственного краеведческого музея.

Реализация проекта рассчитана на 2013 – 2014, 2014-2015 учебный год.

Подготовительные к школе группы (6-7) лет.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры-убийцы, страшилища. А бывает и такое, что родители просматривают фильмы-ужасы, боевики вместе со своими детьми, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены- всё это носит разрушительный характер для детской психики. Анализ анкетирования родителей нашего ДОУ показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о народной кукле. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессивность, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Несомненно, настоящий помощник при этих проблемах – народная кукла. Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

- она является близким другом для ребенка,

- в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие,

- главное в этих играх – эмоциональный контакт,

- дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную.

Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т.п. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. А воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа . На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функция.

Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, народная кукла несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.

Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.

Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Цель и задачи проекта:

Цель проекта: Реализация положений ФГОС дошкольного образования по приобщению дошкольников к социокультурным нормам и традициям, воспитание любви к народной культуре через образ традиционной народной куклы.

  • повышение интереса детей к народной кукле и народным традициям;
  • расширение знаний детей о народной кукле;
  • формирование интереса к изготовлению простых кукол;
  • создание апробированной системы мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле;
  • улучшение взаимодействия с семьями воспитанников в ходе реализации проекта;
  • формирование у детей навыков бережного отношения к результатам своего и чужого труда;

Критерии оценки результативности проекта:

  • опрос-беседа с детьми группы;
  • анкетирование родителей;
  • фото-, видеоматериалы;
  • анализ проведенных мероприятий;
  • обобщение опыта.

Этапы реализации проекта:

I этап: организационно-подготовительный: (сентябрь-декабрь 2013-2014 учебный год)

  • Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
  • Изучение теоретических основ и опыта педагогов.
  • Экскурсия в краеведческий музей с целью ознакомления со старинными предметами быта нашей местности.
  • Экскурсия в библиотеку с целью поиска материала по созданию народной куклы.
  • Выбор места для мини-музея.
  • Работа с родителями: анкетирование с целью уточнения знаний родителей по теме проекта , подготовка материалов и изготовление кукол, информация в родительском уголке.
  • Подборка художественной литературы (рассказов, стихов, загадок).

2 этап практический (этап реализации проекта) (декабрь-август 2013-2014 учебный год)

3 этап (заключительный, обобщающий) (2014-2015 учебный год)

Дальнейшее развитие проекта:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми.


Мастер - класс "Традиционные народные куклы. Изготовление тряпичной куклы "Отдарок - на - подарок""

В представленном материале можно познакомиться с особенностями и алгоритмом изготовления тряпичной куклы, материалами и пошаговым исполнением.


Мастер класс по теме "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".

Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.Задачи: познакомится с истоками, условиями бытования; технологией изготовления и художе.


мастер - класс "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".


Мастер-класс по изготовлению традиционной народной куклы-скрутки "Кукла - берегиня"

расширение кругозора знаний о народных традициях и обучение детей и родителей технологии изготовления тряпичной куклы-скрутки.


Мастер - класс для родителей Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла-оберег"

Познакомить с технологией изготовления народной куклы.


Мастер-класс будет интересен для педагогов, реализующих программу "Социокультурные истоки".





На подготовительном этапе была проведена исследовательская деятельность по изучению народной куклы.
В процессе работы оформлены:

- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
- технологические карты по изготовлению народных тряпичных кукол.
В творческой мастерской на протяжении всего периода реализации проекта
воспитанники не только знакомились с историей народной куклы, но занимались и изготовлением тряпичной куклы. Были проведены мастер-классы для воспитанников по изготовлению народной куклы. На мастер-классах ребята познакомились с технологией изготовления кукол Кормилка, Подорожница, Утешница, Капустка, Колокольчик, Веппская, Кубышка, Травница и других.




Обучая детей изготовлению традиционных кукол, можно сделать вывод, что это увлекает как девочек, так и мальчиков.




Для создания использовали лоскуты ткани и нитки. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления – с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Радует результат – яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод.



А главное, ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость, не утрачены.



На протяжении всего периода реализации проекта проводились индивидуальные и групповые творческие занятия по изготовлению кукол.



Результатом всей проведенной работы стал, созданный руками ребят мобильный мини-музей народной куклы.



Воспитанниками было изготовлено 65 кукол. Экспонатами музея стали разнообразные куклы: Кормилка, Рванка, Веппская, Капустка, Кубышка-Травница, Утешница, Подорожница, Колокольчик, кукла Счастье, на счастливое материнство, Берегиня, Неразлучники, Успешница, Зернушка, куклы Столбушки и многие другие.










На заключительном этапе реализации проекта с целью обобщения и распространения положительного опыта по реализации проекта было выпущено 3 буклета:
1. Типы и назначения народной куклы.
2. Правила изготовления кукол-берегинь.
3. Календарь народной куклы.
Была оформлена фотовыставка, рассказывающая об основных мероприятиях, проводимых в рамках реализации проекта.





Данный проект был представлен на районном конкурсе общественных инициатив,где получил высокую оценку членов жюри.




Наталья Пацукова


Семья Колесниковых

Виталий Макукин

Будет ли Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2022 году? Какая прибавка ждет работающих пенсионеров в новом году?

Вадим Шатров

Вячеслав Белянин


Любовь Омельченко

Повышение пенсии в декабре 2021 года. Кому повысят пенсию?

Раисия Данилова

Читайте также: