Проект берегиня в доу
Обновлено: 04.07.2024
Цель данного занятия- формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории и культуре народа через изготовление народной куклы.
Задачи:
-совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
-воспитывать у детей коммуникативную культуру, умение вести разговор на заданную тему;
-совершенствовать речь как средство общения;
-содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности;
-научить детей изготавливать народную куклу; обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
-развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание., глазомер;
-воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.
Оценить 126 0
Формирование у детей интереса к истории и культуре русского
народа через изготовление традиционной народной куклы.
Выполнила и провела : воспитатель МБДОУ №136
Нечухрина Ирина Сергеевна
Изготовление народной куклы.
-формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через изготовление традиционной народной куклы.
-совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
-воспитывать у детей коммуникативную культуру, умение вести разговор на заданную тему;
-совершенствовать речь как средство общения;
-содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности;
-научить детей изготавливать народную куклу; обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
-развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание., глазомер;
-воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.
Материал: лоскуты хлопчатобумажной ткани, вата, нитки.
В. «Здравствуйте, гости дорогие! Проходите ко мне в избу. У русского народа гостям всегда рады.
Вот и мы с вами сейчас сядем рядком, да поговорим ладком! Я расскажу вам много интересного, а вы слушайте внимательно.
Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием. После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки( народная музыка) В это время никто не сидел без дела. Вышивали ,лепили ,мастерили игрушки все- от мала до велика.
Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы ( фото) Эта кукла оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.
Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов: из соломы, глины, нитей и ткани и даже из дерева( фото)
Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту. Кукол любили, берегли ,передавали по наследству.
Когда девочке исполнялось пять лет она должна была сама мастерить кукол.
А наши ребята подготовили стихи к народным праздникам. ( дети читают стихи)
В. : «Ну что, гости дорогие, засиделись без дела? Тогда давайте поиграем! Вставайте в круг
Клубок ниточек нашла,
Я за ниточку бралась
Тонка нить оборвалась.
После того , как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку, вырваться с клубка и за собой вывести весь хоровод.
В. : «Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки! Ребята. Хотите сделать лоскутную куклу сами? Мы с вами сегодня будем делать куклу Северную Берегиню- ( фото с описанием)
дети делают куклу.
Кукла готова. Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и предлагает подарить гостям сделанных кукол. Прощается с гостями.
Список использованной литературы
Яковлева Н. Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника.Детство-пресс, 2005
Дети подготовительных групп, родители воспитанников, педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп, сотрудники Лысковского государственного краеведческого музея.
Реализация проекта рассчитана на 2013 – 2014, 2014-2015 учебный год.
Подготовительные к школе группы (6-7) лет.
С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры-убийцы, страшилища. А бывает и такое, что родители просматривают фильмы-ужасы, боевики вместе со своими детьми, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены- всё это носит разрушительный характер для детской психики. Анализ анкетирования родителей нашего ДОУ показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о народной кукле. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессивность, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.
Несомненно, настоящий помощник при этих проблемах – народная кукла. Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:
- она является близким другом для ребенка,
- в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие,
- главное в этих играх – эмоциональный контакт,
- дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную.
Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т.п. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению.
Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. А воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа . На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функция.
Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, народная кукла несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.
Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.
Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
Цель и задачи проекта:
Цель проекта: Реализация положений ФГОС дошкольного образования по приобщению дошкольников к социокультурным нормам и традициям, воспитание любви к народной культуре через образ традиционной народной куклы.
- повышение интереса детей к народной кукле и народным традициям;
- расширение знаний детей о народной кукле;
- формирование интереса к изготовлению простых кукол;
- создание апробированной системы мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле;
- улучшение взаимодействия с семьями воспитанников в ходе реализации проекта;
- формирование у детей навыков бережного отношения к результатам своего и чужого труда;
Критерии оценки результативности проекта:
- опрос-беседа с детьми группы;
- анкетирование родителей;
- фото-, видеоматериалы;
- анализ проведенных мероприятий;
- обобщение опыта.
Этапы реализации проекта:
I этап: организационно-подготовительный: (сентябрь-декабрь 2013-2014 учебный год)
- Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
- Изучение теоретических основ и опыта педагогов.
- Экскурсия в краеведческий музей с целью ознакомления со старинными предметами быта нашей местности.
- Экскурсия в библиотеку с целью поиска материала по созданию народной куклы.
- Выбор места для мини-музея.
- Работа с родителями: анкетирование с целью уточнения знаний родителей по теме проекта , подготовка материалов и изготовление кукол, информация в родительском уголке.
- Подборка художественной литературы (рассказов, стихов, загадок).
2 этап практический (этап реализации проекта) (декабрь-август 2013-2014 учебный год)
3 этап (заключительный, обобщающий) (2014-2015 учебный год)
Дальнейшее развитие проекта:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми.
Мастер - класс "Традиционные народные куклы. Изготовление тряпичной куклы "Отдарок - на - подарок""
В представленном материале можно познакомиться с особенностями и алгоритмом изготовления тряпичной куклы, материалами и пошаговым исполнением.
Мастер класс по теме "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".
Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.Задачи: познакомится с истоками, условиями бытования; технологией изготовления и художе.
мастер - класс "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".
Мастер-класс по изготовлению традиционной народной куклы-скрутки "Кукла - берегиня"
расширение кругозора знаний о народных традициях и обучение детей и родителей технологии изготовления тряпичной куклы-скрутки.
Мастер - класс для родителей Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла-оберег"
Познакомить с технологией изготовления народной куклы.
Мастер-класс будет интересен для педагогов, реализующих программу "Социокультурные истоки".
На подготовительном этапе была проведена исследовательская деятельность по изучению народной куклы.
В процессе работы оформлены:
- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
- технологические карты по изготовлению народных тряпичных кукол.
В творческой мастерской на протяжении всего периода реализации проекта
воспитанники не только знакомились с историей народной куклы, но занимались и изготовлением тряпичной куклы. Были проведены мастер-классы для воспитанников по изготовлению народной куклы. На мастер-классах ребята познакомились с технологией изготовления кукол Кормилка, Подорожница, Утешница, Капустка, Колокольчик, Веппская, Кубышка, Травница и других.
Обучая детей изготовлению традиционных кукол, можно сделать вывод, что это увлекает как девочек, так и мальчиков.
Для создания использовали лоскуты ткани и нитки. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления – с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Радует результат – яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод.
А главное, ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость, не утрачены.
На протяжении всего периода реализации проекта проводились индивидуальные и групповые творческие занятия по изготовлению кукол.
Результатом всей проведенной работы стал, созданный руками ребят мобильный мини-музей народной куклы.
Воспитанниками было изготовлено 65 кукол. Экспонатами музея стали разнообразные куклы: Кормилка, Рванка, Веппская, Капустка, Кубышка-Травница, Утешница, Подорожница, Колокольчик, кукла Счастье, на счастливое материнство, Берегиня, Неразлучники, Успешница, Зернушка, куклы Столбушки и многие другие.
На заключительном этапе реализации проекта с целью обобщения и распространения положительного опыта по реализации проекта было выпущено 3 буклета:
1. Типы и назначения народной куклы.
2. Правила изготовления кукол-берегинь.
3. Календарь народной куклы.
Была оформлена фотовыставка, рассказывающая об основных мероприятиях, проводимых в рамках реализации проекта.
Данный проект был представлен на районном конкурсе общественных инициатив,где получил высокую оценку членов жюри.
Читайте также:
- Почему развелось столько стрелков в школах
- Что такое магия в истории 5 класс кратко
- Кто брат кто сестра или обман за обманом краткое содержание
- Фотоотчет по проекту в детском саду на тему я здоровым быть хочу
- Какая документация используется при выполнении технологии изготовления какого либо изделия кратко