Почему развелось столько стрелков в школах

Обновлено: 01.07.2024

ВЫПЛЫВАЮТ ДЕСТРУКТИВНЫЕ СКЛОННОСТИ

Она уверена, что одна из причин участившихся трагедий со стрельбой в учебных заведениях – дезориентированность современной молодёжи, отсутствие чётких идеалов. В итоге энергия молодого человека, которая могла бы быть направлена на созидание, идёт совершенно в другое русло.

ТЕРЯЕТСЯ НАВЫК ОБЩЕНИЯ

Эксперт также отмечает, что эту ситуацию усугубляет распространение онлайн-активностей, молодёжь теряет навыки межличностного общения, эмпатии.

НУЖНО БОЛЬШЕ ПСИХОЛОГОВ

Она уверена, что ни педагоги, ни школьные психологи не могут эффективно выявлять молодых ребят, склонных к подобной агрессии.

Стрельба в казанской гимназии №175, когда 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по ученикам и педагогам, не первый подобный случай в России: вооруженные нападения в учебных заведениях происходили в Москве, Барабинске, Керчи, Благовещенске. Вместе с экспертами Forbes Life разбирался, что может толкнуть подростков на стрельбу, как на ситуацию влияют психофобия и атмосфера в школах и какие методы помогут сократить риски повторения трагедии

11 мая 2021 года 19-летний житель Казани Ильназ Галявиев вышел из подъезда своего дома и отправился в сторону гимназии №175. Лицо Галявиева было скрыто под маской, в одной руке он держал гладкоствольное ружье, в другой — спортивную сумку. Галявиев смог беспрепятственно добраться до своей конечной цели — гимназии №175, где открыл стрельбу по ученикам и педагогам. Стрелок убил девять человек (семерых детей и двоих преподавателей), еще 21 получили ранения. Полиции удалось задержать Галявиева.

Трагедия, произошедшая в Колорадо, стала в общественном сознании и массовой культуре символом вооруженных нападений на образовательные учреждения

Скулшутинг в России

Трагедия в Керчи стала самой массовой в истории России: в результате взрыва и стрельбы погиб 21 человек, еще 67 были ранены · EPA · TASS

Между этими событиями произошло больше 15 других нападений в учебных заведениях России — с той разницей, что вместо винтовок и ружей подростки использовали холодное оружие.

Психологический портрет убийцы

Есть ли опасность подражаний

Американская статистика показывает, что после скулшутинга возрастает риск следующих вооруженных атак на школы в том же или соседнем штате. В российском исследовании о массовых убийствах в образовательных учреждениях говорится, что подражание часто упоминается как один из мотивов скулшутеров.

Виноваты ли фильмы и видеоигры

Какую роль играет школа и родители

По словам психолога, существуют первичные и вторичные сигналы, свидетельствующие о том, что ребенок подвергается травле. Первичные — ребенок возвращается из школы с испорченной одеждой и учебниками, у него есть синяки или царапины, появление которых не объяснить естественным путем. Среди вторичных сигналов — нежелание идти в школу, потеря интереса к учебе, снижение успеваемости. Ребенок, ставший жертвой травли, может выглядеть несчастным и депрессивным или демонстрировать резкие перепады настроения и вспышки гнева.

Низкая самооценка

Можно ли предотвратить трагедию

Также американское правительство поощряет школьное руководство в проведении тренировочных учений, во время которых ученикам и персоналу учебных заведений объясняют, как действовать в случае нападения вооруженных людей.

В России после массового убийства в керченском колледже Владимир Путин приказал Росгвардии усилить контроль оборота оружия, а заместитель директора ведомства Сергей Лебедев говорил даже о повышении возраста покупки оружия до 21 года (вместо 18 лет). Предложения также касались ужесточения условий получения лицензии и введения экзамена на получение оружия для охотников. Ни одна из поправок не была принята, но в мае 2021 года (после стрельбы в Казани) Госдума одобрила законопроект о запрете выдачи лицензии на оружие людям с двумя и более судимостями, а также тем, кого подвергли административному наказанию за езду в нетрезвом виде или отказ пройти освидетельствование на состояние опьянения.

Известно, что после событий в Керчи по периметру территории колледжа установили систему охранного освещения, парковочные барьеры на подъезде к учреждению и систему управления контролем доступа в студенческом общежитии. Школы и детские сады в Керчи, по решению властей, охраняли сотрудники Росгвардии.

Массовые расстрелы со стороны подростков — не редкость. Почему это происходит и как можно предотвратить, — рассказывает Royal Cheese.

Страшная эпидемия общества

Произвести подсчет всех перестрелок и случаев насилия в стенах школ достаточно сложно, поскольку разные организации предоставляют разное определение стрельбе в школах. В некоторых случаях ситуация приобретает официальный статус самоубийства, в других — преступники используют не огнестрельное оружие, что также не попадает в статистику. Телекомпания CNN произвела собственный подсчет и предоставила такие данные : в период с 2009 года по 2018 год на территории Америки произошло не менее 288 случаев стрельбы в школах. Вне всяких сомнений, подобные методы расправы практиковались и до этого: нападение индейцев на школу в 1764 году, стрельба в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния — 1840 год.

Российские подражатели и обиженные подростки

Эти события — не единственный пример использования холодного оружия. Так, школьник из Улан-Удэ напал на учительницу и одноклассников с топором. Антон пришел в школу № 5 в маске, коктейлем Молотова и бытовым оружием. Действовать он начал, как только зашел в класс: бросил воспламеняющуюся смесь, следом напал на учителя литературы. Ранив 7 человек, мальчик попытался покончить с собой: ударил себя ножом в грудь и выпрыгнул из окна, однако остался жив.

Оценки Антона не были удовлетворительными, однако никто из его окружения не замечал проявления агрессии: в драках не участвовал, не издевался над другими, в целом, был спокойным учеником. Однако подросток дружил с компанией ребят, которая была заинтересована в нацистском движении. Возможно именно эти взгляды и убеждения были главной движущей силой и мотивацией.

Из очевидных причин, которые могли бы толкнуть его на такой поступок, были издевательства со стороны сверстников. За некоторое время до событий Владислав приобрел помповое ружье Hatsan Escort и прошел полноценный курс по его использованию и технике безопасности. Из-за использования огнестрела и взрывного устройства следствие посчитало его очередным фанатом преступников из Америки, кроме того, экспертиза выяснила, что его внешний вид являлся подражанием изображению Эрика Харриса в кинофильмах и других материалах.

Стрельба и нападения со стороны подростков и учащихся способствовали широкому обсуждению уровня безопасности в учебных организациях. После первого шутинга по всей Московской области прошла волна проверок со стороны прокуратуры, в ходе которых были обнаружены многочисленные нарушения общих правил: отсутствие пропускной системы, просроченные договоры с охранными организациями, неисправные тревожные кнопки. Корни проблемы кроются не только в безопасности школ и охране, но и в психологических причинах, из-за которых подростки идут на такую жестокость.

Неизвестные мотивы


Судебные процессы и вынесение приговора стрелкам-подросткам длятся дольше, чем разбирательства со взрослыми преступниками. Каждый из осужденных обязан пройти психологическое обследование, в ходе которого устанавливается главная мотивация. Часто их не оглашают публично, а заседания в большинстве случаев закрыты и строго конфиденциальны. Ближайшее окружение преступника только предполагает о возможных причинах и помогает следствию сформировать полноценное представление о психическом и эмоциональном состоянии стрелка.

Большинство нападений — следствие конфликтов в семье и личного негативного отношения к одноклассникам и учителям. Журналисты и специалисты выяснили , что акты нападения по всему миру схожи в одном: ученики планируют нападение, но не слишком тщательно, так стрельба становится беспорядочной и хаотичной, а не прицельной. Поэтому составление общего психологического портрета преступника невозможно. Некоторые из них родились и выросли в полных, достаточно обеспеченных семьях, другие — из малообеспеченного слоя общества, третьи имели психические расстройства, последние вовсе были здоровы и не имели никаких признаков скрытой жестокости.

После трагедии в Колорадо Секретная служба США с помощью департамента образования начали изучать психологический аспект происшествий и составлять психологический портрет, который позволит специалистам в ходе консультирования выявить уязвимых перед агрессией и жестокостью учеников, предотвратить стрельбу. В 2004 году организации предоставили отчет , в котором рассмотрели более 30 случаев расстрела в школах за 20 век. Вот, что они выяснили:

  • проявление насилия не является импульсивным и внезапным, его можно предугадать, если тщательно наблюдать за учениками с привлечением психологов;
  • минимум один одноклассник или друг из постороннего окружения предупреждены о том, что произойдет нападение;
  • стрелки в течение длительного времени боролись с трудностями, травмирующими событиями бытового и личного характера;
  • главной причиной проявления жестокости являются издевательства, буллинг и угрозы;
  • некоторые преступники имели доступ к оружию до нападения.

Некоторые специалисты отмечают , что несмотря на то, что психологические проблемы у нападавшего — не редкость, это не основная причина действий, но определенный фактор риска. Депрессия, симптомы ранней шизофрении или тревожных расстройств снижают способность ученика адекватно справляться с трудностями. Многие, хотя и не все преступники, имеют детские травмы: психологическое или эмоциональное насилие, алкогольные зависимости у родителей, потеря близких родственников. Например, стрелок из Паркленда во Флориде за год до нападения потерял приемных родителей.

Решение проблемы состоит не в том, чтобы исключить или отстранить от занятий потенциальную угрозу, а в оказании необходимой помощи и усилении безопасности школ. Именно это поможет специалистам предотвратить будущие нападения.

Виноваты ли компьютерные игры и что вообще с этим делать?

Сказанное ниже является лишь моим мнением, основанным на обывательских знаниях в психологии и логике.

Я выделю самые основные факторы:

Издевки окружающих

Один из самых очевидных факторов. Большая ошибка в том, что "стрелков" сравнивают с террористами, в то время как мотивы у них совершенно разные. Террористы действуют (как им кажется) во имя высоких целей, уничтожая людей, которые (как им кажется) мешают достижению этих целей.

Стрелок же это как правило несчастный подросток, которого травят более сильные ребята. Унижая как словами, так и физически. В некоторых случаях к издевкам одноклассников присоединяются и учителя, а иногда и провоцируют их.

Отсутствие эмоциональной связи
с родителями

В эмоциональном плане большинство родителей не умеет взаимодействовать с детьми, не дают им проживать их чувства, как в свое время им этого не давали делать их родители.

Более того, даже не задумываются об этом.

Таким образом, позиция "меня так воспитывали, и я так буду" не дает возможности осмыслить ситуацию и необходимость эмоционального обмена.

— Какие в твоем возрасте вообще могут быть проблемы? То ли дело у нас: работаем кормим семью, а тебе-то что переживать?

Вот типичная позиция родителя.

Отсутствие психологической помощи

Отсутствие квалифицированной психологической помощи в школах (психологов) и вообще обесценивание этого инструмента, отсутствие понимания того, что переживания и эмоции можно с кем-то обсудить, привычка переживать и держать все эмоции в себе.

Отсутствие авторитетов

Отсутствие авторитетных взрослых, которые могли бы как-то помочь ребенку в вопросе с его эмоциями. Или хотя бы просто могли поддержать, увидеть, что с ребенком "что-то не так" и сказать несколько добрых теплых слов.

А так ребенок, по сути, предоставлен сам себе, никто зачастую не проявляет к нему эмпатии.

И еще раз, это не значит сюсюкаться, баловать или носить на руках. Это элементарное сопереживание и проявленное небезразличие.

Относитесь к ребенку/подростку как к взрослому человеку, которому нужна ваша дружба и поддержка.

Таким человеком мог бы стать учитель или родственник.

Гендерные стереотипы

Большинство "стрелков" мужского пола, и это не совпадение. Общество говорит, что мужчина должен уметь постоять за себя, мальчикам дарят солдатиков и танки. Плюс "патриотическое воспитание", когда детей одевают в военную форму — тоже сомнительная затея.

Все это так или иначе, причем довольно не двусмысленно, намекает на силовой вектор решения вопросов.

Накапливание агрессии

Детей подавляют, запрещают им активно проявлять себя, таким образом, негатив копится внутри, пока не выплескивается в нечто подобное.

Помните высказывание "Хороший ребенок — это тот, которого не видно, но не слышно". Можно ли представить себе что-то более подавляющее его энергию?

Негативные примеры

Дети часто видят, что верх одерживают те, кто проявляет агрессию с позиции силы. Хулиган получает уважение и деньги. Хулиган побеждает, а умный ребенок получает "по очкам" и становится забитым.

Кроме того, на примере той же Америки, были стрелки, вдохновленные "предыдущими" стрелками.

Читайте также: