Какой представляется матушка герою повести детство когда ее лицо кратко

Обновлено: 03.07.2024

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были "так сладки и приветливы", нежные прикосновения ее рук, "грустную, очаровательную улыбку".
Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу "как-то странно сливались в одно чувство", и от этого на душе у него становилось "легко, светло и отрадно", и он начинал мечтать о том, "чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны. ".

Маменьке героя посвящена отдельная глава повести, которая называется "Детство".
Именно с матерью рассказчик связывает эту пору своей жизни. Он говорит о том, что мать-самый важный человек в жизни маленького ребенка: "Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! "
Детство Николеньки было наполнено любовью, лаской, теплом матери: "…это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос! ".

Со смертью матери для Николеньки окончилась счастливая пора детства.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были "так сладки и приветливы", нежные прикосновения ее рук, "грустную, очаровательную улыбку".
Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу "как-то странно сливались в одно чувство", и от этого на душе у него становилось "легко, светло и отрадно", и он начинал мечтать о том, "чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны. ".

Маменьке героя посвящена отдельная глава повести, которая называется "Детство".
Именно с матерью рассказчик связывает эту пору своей жизни. Он говорит о том, что мать-самый важный человек в жизни маленького ребенка: "Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! "
Детство Николеньки было наполнено любовью, лаской, теплом матери: "…это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос! ".

Аватар
Аватар

Матушка была доброй ласковой и нежной. В начале повести видно что матушка была погрушена в свои мысли и не сразу заметила приход детей. А отец был высоким человеком из прошлого века и не любил одеваться по современному, а любил карты и женщин.

Аватар

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика матери в повести "Детство" Толстого: описание внешности и характера героини, ее портрет в цитатах.

Смотрите:
- Краткое содержание повести
- Все материалы по повести "Детство"

Мать в повести "Детство" Толстого: образ, характеристика, описание внешности и характера, портрет

Имя матери Николеньки - Наталья Николаевна:
". Вы меня извините, Наталья Николаевна. "

Внешность Натальи Николаевны:
". выглянешь в ту сторону, видишь черную головку матушки. "
". мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал. "
". своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам. "
". Ветер поднимал голубенькую косыночку, которою была повязана ее голова. "

Наталья Николаевна по происхождению княжна:
". старого барина — вашего дедушку, вечная память, князя Николая Михайловича. "

Наталья Николаевна - очень добрый человек, настоящий ангел:
". Вы знаете, какая это ангельская доброта — она ему во всем верит. "
". Он затем и взял ее, что она достойна была, а ему добрых и там нужно. "
". Да кого она и не любила, правду сказать! Да, батюшка, вашу маменьку вам забывать нельзя; это не человек был, а ангел небесный. "

Наталья Николаевна - очень ласковая мать. Она часто ласкает Николеньку:
". которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал. "
". Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. "
". Она еще нежнее целует меня. "

Николенька тоже очень любит мать:
". Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю. "
". голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга. "


У Натальи Николаевны прекрасная улыбка:
". Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. "
". Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову. "

Наталья Николаевна - робкая и уступчивая женщина. Муж не прислушивается к ее мнению:
". да что она. ее воля в этом доме все равно, что вот это, — при этом он с выразительным жестом кинул на пол обрезок кожи. "

Наталья Николаевна помогает бродягам, юродивым и т.д. Онакормит их в своем доме и т.д.:
". я имел случай изучить эту породу людей — их столько к тебе ходит, — все на один покрой. Вечно одна и та же история…"

Наталья Николаевна знает в совершенстве немецкий язык. Она часто говорит с детьми на этом языке:
". Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом языке, который знала в совершенстве. "

Наталья Николаевна на досуге занимается вышивкой:
". встала и подошла к пяльцам, которые стояли у окна. "

Наталья Николаевна любит играть на рояле:
". Maman села за рояль. "
". Она заиграла патетическую сонату Бетховена, и я вспоминал что-то грустное, тяжелое и мрачное. Maman часто играла эти две пьесы. "
". после чаю села играть с Любочкой в четыре руки. "

Наталья Николаевна обучалась музыке у композитора Джона Филда. Его учениками обычно были богатые люди:
". Maman играла второй концерт Фильда — своего учителя. "

Муж обманывает Наталью Николаевну, но она ему слепо верит:
". мне кажется, что все это отговорки, для того только, чтобы ему жить здесь одному, шляться по клубам, по обедам и бог знает что делать; а она ничего не подозревает. Вы знаете, какая это ангельская доброта — она ему во всем верит. Он уверил ее, что детей нужно везти в Москву, а ей одной, с глупой гувернанткой, оставаться в деревне, — она поверила. "

Наталья Николаевна любит мужа и всегда скучает по нему:
". несмотря на всю ее доброту, любовь к нему. "
". поезжай и возвращайся поскорее. Нам всем без тебя так скучно. "

Наталья Николаевна боится, что однажды муж все проиграет и оставит семью в нищете:
". До сих пор господь исполнял мою молитву: ты не переходил одной черты, после которой мы должны будем или жертвовать состоянием, которое принадлежит уже не нам, а нашим детям, или… и подумать страшно, а ужасное несчастие это всегда угрожает нам. Да, это тяжелый крест, который послал нам обоим господь. "

Вероятно, Наталья Николаевна несчастлива с мужем, но скрывает это:
". я часто думаю, что он не может ни ценить, ни понимать ее и что, несмотря на всю ее доброту, любовь к нему и старание скрыть свое горе — я очень хорошо знаю это, — она не может быть с ним счастлива. "

Старушка-служанка Наталья Савишна очень любит Наталью Николаевну:
". с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила ее любви. "
". Да, мой батюшка, давно ли, кажется, я ее еще нянчила, пеленала и она меня Нашей называла. Бывало, прибежит ко мне, обхватит ручонками и начнет целовать и приговаривать. "
". уж так любить, как я ее любила, никого не любила, да и не могу любить. "

Наталья Николаевна очень любит свою старую няню Наталью Савишну:
". И любила же она меня, покойница. "

Наталья Николаевна скоропостижно умирает, когда Николеньке всего 10 лет:
". Maman скончалась в ужасных страданиях. "

Это был цитатный образ и характеристика матери Николеньки, Натальи Николаевны, в повести "Детство" Толстого: описание внешности и характера героини, ее портрет в цитатах.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Лев Толстой - Детство (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 307, 315, 322-324)

Заказ сочинений

Совершенствуем свою речь

Все детство Толстой провел в Ясной Поляне. Владелицей усадьбы была Мария Волконская (мама Толстого). Она унаследовала ее от своего отца. Впоследствии Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей.

Осенью 1824 года был достроен большой барский дом, куда из одного из флигелей переселилась семья Толстых. В нем были детская, классная, официантская, фортепьянная, диванная, большая гостиная, малая гостиная – всего предположительно около сорока комнат.

Paзмышляем о прочитанном

1. О чём тревожится Карл Иваныч? Как проявилась его обида во время урока и как воспринимает услышанное Николенька? Каково авторское отношение к учителю? Подтвердите свой ответ цитатами из текста повести.

Карл Иваныч переживал по поводу того, что дети должны уехать в Москву и продолжить обучение там. “я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети.”. Так он сказал после того, как узнал, что обучение скоро закончится. Ему не хватало благодарности: “Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать, Николай?”

Во время урока он слушал зажмурившись, что было дурным признаком. “Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слёз не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушёл в комнату Николая и хлопнул дверью."

После диалога с Николаем урок продолжился, Учитель диктовал предложение “из всех пороков самый тяжкий - неблагодарность”. Настолько сильно он был обижен.

Автор относится к Карлу Иванычу по-дружески. Даже форму отчества от использует более разговорную.

Карл Иваныч действительно полюбил учеников, он не хотел с ними прощаться. Володя плакал на уроке из-за того, что тоже полюбил и привязался к своему учителю, хотя он и был строг. Он любил учителя и отца на равных. Герою очень хотелось восстановить между ними согласие. Это характеризует его, как человека искреннего и умеющего проявлять сочувствие.

Pазмышляем о прочитанном

Герой любил мать: “любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.”. Он видел ее грустную и очаровательную улыбку. Ему нравилось щурить глаза, тогда лицо мамы становилось совсем крошечным. Ее лицо становилось лучше, когда она улыбалась. Между ними были теплые и ласковые отношения.

Отец не был похож на семейного человека. Он любил выходить в общество, играть в карты, читать книги, не задевающие живых чувств, слушать хорошую музыку. Отец одевался со вкусом, но не всегда модно. К людям относился уважительно.

2. Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным? Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы её решение? Почему?

Да, ее характер интересен. Я считаю, что она отказалась от вольной, так как это означало покинуть барский дом. А она не знала, как жить по-другому. Таким образом, она сама обрекла себя на рабскую жизнь. Я ее решение не одобряю. Человек может привыкнуть ко всему. Я думаю, что и она бы смогла жить самостоятельно.

3. Как проявляются характеры героев в случае со скатертью и на чьей стороне вы в этой ситуации? Какие совершаются ошибки главным героем и видит ли он их сам?

Эта ситуация о неравенстве в доме. Николенька - дворянин, а Наталья Савишна - крепостная. Это и разозлила мальчика. Она его унизительно наказала, а он расплакался. Ей стало его жалко. Герой видит свою ошибку и признает ее. В этой ситуации я на стороне мальчика.

Мне кажется, что качества, перечисленные Толстым, так и останутся в детстве. Ведь потом человек вырастает и у него появляются новые заботы и проблемы. Беззаботность уходит. Но вот потребность любви и веры растет. Человеку в любом возрасте нужна поддержка.

Л.Н. Толстой переживает, что больше он не испытает тех светлых чувств, которыми было наполнено его детство.

Творческое задание

Да, я тоже часто задумываюсь о своем поведении и бываю беспощадным. Например, когда я обманываю маму, даже в мелочах, мне кажется, что это ложь во благо. Спустя некоторое время меня начинает мучить совесть, что я некрасиво поступил. Приходится все рассказывать и тогда становится легче.

Литература и изобразительное искусство

На иллюстрации А. Вестфали изображен момент общения Николеньки и Натальи Савишны: мальчик сидит на сундуке в комнате Натальи Савишны, комната чистая, светлая, пронизана светом, освещена образами. Женщина занимается домашними делами. Голову покрывает платок, а на плечах расписная шаль. Мальчик внимательно наблюдает за окружающим миром, он спокоен, беззаботен. Именно так можно представить эту сцену после прочтения текста.

Совершенствуем свою речь

Объясните слова: привязанность, самопожертвование, сочувствие, согласие. Опишите дом вашего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые вас радовали или огорчали, введите в рассказ слова, которые вы объяснили.

Самопожертвование - уничтожение своей личности,

Сочувствие - умение поддержать,

Согласие - положительный ответ.

Я жила вместе с мамой и часто получала согласие на свои просьбы. Они были простыми, но такими ценными для меня. Жили мы в квартире. Она была однокомнатная, но очень уютная и теплая. К этому месту у меня было необъяснимое чувство привязанности.

Я не знала, что такое самопожертвование, так как мое детство было наполнено любовью и заботой. Я понимала, что сочувствие - важное качество, которое должно быть у каждого человека.

Размышляем о прочитанном

Тургенев прочитал повесть “Детство” Толстого и сразу же написал Некрасову о таком таланте. Такое заочное знакомство переросло в дружбу. Они были различны, но близки по силе духа. А также их родовые имения находятся совсем рядом, что роднит их еще больше.

Соперников Толстому не было. Он писал огромное количество текстов. У него были друзья и знакомые, которые дорабатывали его черновики. Потом в Ясной Поляне появилась печатная машинка.

2. В ресурсах Интернета найдите репродукции портретов Л. Н. Толстого, выполненные разными художниками. Что стремились подчеркнуть в облике писателя живописцы, графики?

Самый распространенный образ - изображение писателя в черном одеянии с книгой в руках. Они подчеркивали его ум, мудрость.

Обогащаем свою речь

“Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?”. Эти мысли тревожат героя, он переживает, что веселая и беззаботная пора детства пройдет, пройдет и любовь, и вера. “Беспощадность к самому себе” совершенствует его силу духа, он перестает жалеть себя и учиться отпускать многие ситуации.

2. Подготовьте диалог с одноклассником о героях Л. Н. Толстого.

Что ты думаешь о героях Л. Н. Толстого?

Мне они понравились. Образы получились живыми, реалистичными, каждый хорош по-своему.

Я с тобой согласен. Мне кажется, что писатель в своем произведении показал любовь ко всему народу.

Конечно! Это же его собственные воспоминания.

3. Объясните значение слов и словосочетаний, введите их в собственную речь: возникают воспоминания, воскресить в воображении, утончённость, прелесть, самоуверенность, досада, огорчение.

Читайте также: