Проблемы игровой деятельности в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Актуальность данной темы заключается в том, что игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития. Поскольку соединяют в себе игру и обучение. Игра в начальной школе является точкой пересечения деятельности педагога и потребностей ребенка. Многоплановость функций дидактической игры обеспечивает её комплексное воздействие на развивающую личность [1].

Анализ педагогической литературы (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер) показали, что младшего школьника привлекает сфера игровой деятельности, она становится основным содержанием интересов, разговоров [6].

Использование игровых технологий на уроках ‘Окружающего .

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Под ведущей понимается та деятельность, в процессе которой происходит качественное изменение психики детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного возраста [1].

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра к школьной жизни, где первостепенную роль играет учеба. Должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру — это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу.

Все это обусловливает актуальность исследуемой проблемы.

Цель исследования: теоретическое обоснование использования игровых технологий как одной из форм организации процесса обучения младших школьников.

Предметом исследования является использование игровых технологий.

Объект исследования: игровые технологии в процессе обучения младших школьников.

— изучить психолого — педагогическую литературу по проблеме использования игровых технологий в обучении младших школьников;

— рассмотреть роль, классификацию и значение игр в обучении младших школьников, методические требования к их проведению;

— проанализировать педагогический опыт по использованию игровых технологий в обучении младших школьников.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых предположений в процессе исследования применялись следующие методы:

— теоретический анализ педагогической и научно методической литературы;

— изучение и обобщение педагогического опыта работы с младшими школьниками средством игровые технологии в процессе обучения.

1. Теоретический аспект проблемы использования игровых технологий в обучении младших школьников.

Формирование познавательного интереса младших школьников на х .

В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

Особенность игры — подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.

Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

. способностей младших школьников на уроках технологии. Объект исследования: процесс формирования познавательных способностей младших школьников. Предмет исследования: значимость уроков технологии в формировании познавательных способностей младших школьников. Гипотеза исследования: развитие познавательных способностей младших школьников на уроках технологии .

Детская игра — исторически возникший вид деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игра является предметом изучения различных наук — истории культуры, этнографии, педагогики, психологии и так далее.

Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях [13]:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как технология внеклассной работы.

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

Игра ведущая деятельность дошкольника

. детей к школе. Имеется положительный опыт обучения в игре дошкольников в детских учреждениях музыки, рисованию, иностранному языку. Все виды деятельности: игра, элементы труда и учения – готовят . имеют неодинаковое значение. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности – игра. Анализируя игру как вид деятельности следует прежде всего ее природу. В иностранной психологической литературе .

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

По определению В.С.Кукушина игровая технология — определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности [13].

Игровая технология строится как целостное образование, охва­тывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

1.2 Роль и значение игровых технологий в обучении младших школьников

Список использованной литературы

1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения [Текст] / Аванесова В.Н. // — М.: Начальная школа, 1982. — 290 с.

2. Анищенко, О.А. Развиваем в игре [Текст] / Анищенко О.А. // — Мн.: Амалфея, 2000. -147с.

3. Баев, П.М. и др. Играем на уроках русского языка [Текст] / Баев П.М.// — М.: Русский язык, 1989. — 86 с.

4. Белоус, А.Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы детей младшего школьного возраста [Текст] / Белоус А.Н. // — Мн.: Беларусь, 2002. — 289 с.

6. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Выготский Л.С. // — М.: Вопросы психологии, 1966. — 190 с.

7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский // — М.: Педагогика, 1991. — 300 с.

8. Гулякевич, Г.Ф. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Г.Ф.Гулякевич // — Мн.: Ритм, 1991. — 240 с.

9. Калмыкова, Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе [Текст] / Калмыкова Е.В.// — М.: Академия, 2007. — 367 с.

10. Козуб, Л.М. Игровые технологии обучения в начальной школе [Текст]

/ Козуб Л.М. // — Мн.: Наука, 2008. — 199 с.

11. Крутецкий, В.А. Психология [Текст] / Крутецкий В.А. // — М.: Просвещение, 1986. — 289 с.

12. Макаренко, А.С. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / Макаренко А.С. // — М.: Просвещение, 1982. — 210 с.

13. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] учеб. пос. / Г.К. Селевко // — М.: Просвещение, 1998. — 250 с.

14. Фролова , А.В. Использование дидактических игр на уроках математики и во внеурочной деятельности [Текст] / Фролова А.В. // — М.: Начальная школа, 2010. — 300 с.

Применение игровых технологий в методике обучения фонетике на начальном этапе

. проанализировать особенности преподавания фонетики английского языка на начальном этапе; · Ознакомиться с игровыми технологиями, рассмотреть роль игры в обучении фонетике; · Выявить различные виды игровых технологий . развития навыков фонетики на начальном этапе. Объектом данного исследования являются игровые технологии в процессе обучения фонетике. Предмет исследования - роль игровых технологий на .

15. Хейзинг, Й. Статьи по истории культуры [Текст] / Й. Хейзенг // — М.: Просвещение, 1997. — 100 с.

16. Эльконин, Д.Б. Роль игры в развивающем обучении [Текст] / Эльконин Д.Б. // — М.: Просвещение, 1979. — 278с.

Примеры похожих учебных работ

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

. применение игровых технологий 2.3 Анализ реализованных мероприятий по развитию познавательных интересов младших школьников Заключение Библиография Приложения ВВЕДЕНИЕ В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая .

Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой

. обучения младших школьников может быть эффективным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как: его использование оптимизирует деятельность . С развитием современной информационной технологии, система “человек и .

Влияние игры на сплоченность коллектива младших школьников

. играм младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и другие). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно младшего школьного возраста. Аспекты игровой деятельности .

Дидактическая игра как средство развития младших школьников

. у младших школьников творческой и социальной активности, становление навыков учебной деятельности и всех тех качеств и способностей, которые в совокупности обеспечивают успешность их развития, обучения и воспитания. Присущие игре .

Игра как средство воспитания дружеских отношений у младших школьников

. младших школьников такими учеными как Ф.К. Блехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и другими. Данные ученые-педагоги рассматривают игру как важнейший метод обучения для детей именно младшего школьного возраста. Аспекты игровой деятельности .

Дидактические игры, способствующие развитию изобразительной деятельности умственно .

. необходимо знать особенности построения игрового процесса, значение игр и их влияние на младших школьников, способы их применения и как правильно развивать с их помощью изобразительную деятельность умственно отсталых учащихся. .

В. А. Сухомлинский

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики.

В соответствии с внедрением в систему образования ФГОС НОО на сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться.

Начальная ступень образования является одним из важных периодов общего образования, в ходе которой, младшим школьникам предстоит освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным учебным предметам.

В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.

Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.

Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство —это время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

Все игры, используемые в ходе учебного процесса требуют от детей:

• воспроизводящей деятельности;

• исполнительской деятельности;

• преобразовательской деятельности;

• поисковой деятельности;

Для того, чтобы у ребёнка сформировалась учебная деятельность, необходимо чтобы переход от игры к учебному познанию осуществлялся плавно, именно поэтому, особенно в первом классе начальной школы, учителем используется очень много различных игр, игровых приёмов на уроках для того чтобы активизировать детей, поддерживать их интерес, стимулировать процесс самостоятельной познавательной деятельности.

Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра.

Дидактическая игра- это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно формирование необходимых УУД.

Содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков.

Игра может быть проведена на любом этапе урока :

• в начале урока- организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность;

• в середине урока- игра должна решать задачу усвоения темы;

• в конце урока- может носить поисковый характер.

В своей деятельности так же использую игры на разных этапах урока. Например.

В начале урока математики можно провести игры:

В середине урока русского языка использую игры такие, как:

В конце урока :

Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют.

Использование ИКТ в начальной школе Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества.

Методы контроля обучения на уроках физической культуры рекомендуемых в начальной школе Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения.

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе рамках изучения темы факультативного занятия "Конструирование из геометрических фигур", попробовали создать проекты детских спортивных.

Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС слайд 2 «К школьнику относиться надо не как к сосуду, который предстоит.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных.

Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе Эпиграф Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия. Роберт Риклефс.

Читайте также: