Какие меры были предприняты для ограждения молодежи от западного вольнодумства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Советский Союз никогда не стремился к противостоянию с Западом. Агрессия всегда проявлялась только со стороны Запада. СССР сделал буквально всё, что только мог, чтобы ослабить напряжённость. Тут можно вспомнить и усилия советских дипломатов, и прямые обращения к западной общественности, в результате чего на Западе шли массовые митинги за разоружение. Но главное, что сделал в этой области Советский Союз - создал ядерный щит. Это остудило горячие головы на Западе и позволило Европе 40 лет жить без войны.

Это надо у Горбачева спросить, поскольку он сильно постарался, за что и получил Нобелевскую премию.

Какие принципы лежали в основе политики Николая I?

Какие меры, предпринятые правительством, способствовали укреплению самодержавия?


1. Новый курс. Взошедший на престол в 1825 г. Николай I был почти на 20 лет моложе Александра I и заметно отличался от него по характеру.

Николай Павлович (1796—1855) презирал умствование, т. е. какие бы то ни было отвлечённые теории, считая себя инженером-практиком. Он не умел, как брат, очаровывать людей, зато восхищал их монументальностью своего облика. Николай никого не изображал, не играл и был самостоятелен до упрямства. Он отличался чрезвычайной работоспособностью, был неприхотлив в быту, считался заботливым мужем и отцом. В то же время очевидцы свидетельствовали, что новый монарх был подвержен приступам злобы, мстителен и мелочен в своих придирках к окружающим. Взяв за образец Петра Великого, Николай I сумел походить на своего предшественника лишь внешне — их роднили скуповатость и отсутствие стремления к роскоши, а также огромная работоспособность. Однако новый император так и не понял глубинной сути петровских преобразований. Он не желал ничему учиться у Европы, считая её источником революционных потрясений и опасных идей.

Заговор декабристов Николай I связывал с влиянием западноевропейских теорий. Однако из материалов следствия ему открылась картина страшных злоупотреблений во всех сферах жизни. Император понял необходимость проведения если не реформ, то хотя бы серии мер с целью устранить существующие пороки в обществе и предотвратить новые революционные выступления.


Николай I . Художник Э. Верне


Кабинет Николая I в Петергофе. Художник Э. П. Гау

Во-первых, жёсткая централизация управления, при которой даже незначительные государственные дела требовали личного участия монарха и его канцелярии. Немыслимым множеством указов, правил, распоряжений Николай I стремился регулировать общественно-экономическую и социально-культурную жизнь страны.

Во-вторых, насаждение повсюду военной дисциплины путём бюрократизации всех сторон жизни общества. Армейские порядки казались императору наиболее эффективным методом управления страной.

Власть пыталась сохранить дворянское государство, лишив дворян их главной привилегии — безраздельного владения крепостными; создать мощную экономику, опираясь на труд подневольных людей; завоевать доверие общества, оставляя это общество абсолютно безгласным и бесправным.

Николай I хотел выстроить государство-семью, где монарх был бы патриархом (отцом Отечества), генералитет, сановники и высшая бюрократия — старшими родственниками, а вся остальная масса населения — неразумными детьми, требовавшими постоянного руководства и контроля. Среди министров периода николаевского царствования встречались несомненно талантливые деятели: П. Д. Киселёв, М. М. Сперанский, Е. Ф. Канкрин. Большинство же первых лиц в государстве лишь беспрекословно выполняли волю императора.

1*. Подумайте, какие черты личности Николая Павловича оказали влияние на его политику.

2. Охарактеризуйте основные принципы внутренней политики Николая I.

3. К каким последствиям привела эта политика?

Триада министра народного просвещения пришлась весьма кстати и с чисто практической точки зрения.


С. С. Уваров. Художник В. А. Голике

В этом случае всё происходившее в стране должно было оцениваться не с точки зрения верности самодержавию, а с позиций соответствия власти нуждам и чаяниям народа. Символом России в таком случае выступал не император, а его подданные и их понимание праведности, справедливости государственных порядков. В дальнейшем вы узнаете, как оппоненты самодержавия этим воспользовались.

3. Создание и деятельность III отделения императорской канцелярии. Гром пушек на Сенатской площади убедил Николая I позаботиться прежде всего об укреплении своей власти. С 1826 г. всё большую роль в управлении страной начала играть Собственная его императорского величества канцелярия, главным образом её III отделение во главе с А. X. Бенкендорфом.

Александр Христофорович Бенкендорф (1781 или 1783—1844) выдвинулся как храбрый командир во время войн с Наполеоном.


А. X. Бенкендорф. Художник Д. Доу


Государственный аппарат Российской империи

III отделение работало под личным контролем императора и выполняло его поручения.

Функции III отделения были необыкновенно широки: от борьбы с инакомыслием до преследования фальшивомонетчиков и контроля за деятельностью центральных и местных органов власти. В штате отделения находилось немного сотрудников. Его подлинную силу составляли анонимные платные и добровольные агенты, недостатка в которых не было.

В 1827 г. III отделению придали корпус жандармов, что значительно повысило авторитет этой организации. Система высших органов власти отныне приобрела законченный вид.

1. С какой целью было создано III отделение императорской канцелярии?

2. Как строил свою работу А. X. Бенкендорф?


Николай I награждает Сперанского за составление свода законов. Художник А. Д. Кившенко

Упорядочением российского законодательства занималось II отделение императорской канцелярии под руководством М. М. Сперанского. Со времени Соборного уложения 1649 г. накопились десятки тысяч манифестов и указов, многие из которых противоречили друг другу. В этом многообразии законодательных актов с трудом ориентировались правительственные чиновники. К 1832 г. начатая по распоряжению монарха работа по кодификации законов (приведение их в систему) была завершена. Законодательные акты, изданные с 1649 по 1825 г., свели в 45 томов Полного собрания законов Российской империи. По распоряжению правительства опубликовали и Свод действующих законов государства в 15-ти томах. Однако до переработки устаревших норм права дело так и не дошло.

2. С какой целью было создано II отделение императорской канцелярии?

3. Какое значение для укрепления государственности имела кодификация законов?

5. Борьба с вольнодумством среди молодёжи. Николай I распорядился пересмотреть уставы всех учебных заведений страны, полагая, что причинами восстания 14 декабря 1825 г. являлись неверная система воспитания молодёжи и занесённые в Россию иностранные революционные идеи. Указ 1827 г. запрещал принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян. Усилился чиновничий надзор за частными учебными заведениями.


Приёмная графа A. X. Бенкендорфа. Неизвестный художник

Иностранцам фактически запретили въезд в империю, а русским — выезд за её пределы (в особых случаях на это давалось разрешение высших властей).

1. С какой целью была реформирована система образования?

2. Какие меры были предприняты для ограждения молодёжи от западного вольнодумства?

Вопросы и задания

3. Оцените эффективность предпринятых в царствование Николая I мер по охранению порядка.

4*. Прокомментируйте мнение историка С. В. Мироненко:

Какие основания были у учёного для такого вывода?

5. Определите, даты каких событий указаны на ленте времени в начале параграфа.

Выберите два правильных ответа на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Какие меры, предпринятые правительством, способствовали укреплению самодержавия?

A. Создание новых органов власти: министерств, Государственного совета, канцелярии.

Б. Принятие нового цензурного устава позволило контролировать общественно-политическую мысль.

B. Проведение кодификации законов с целью упорядочения правовой системы империи.

Г. Организация военных поселений.

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

Из доклада С. С. Уварова Николаю I. 19 ноября 1833 г.

Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении. Это было бы измена в пространном смысле. Довольно одной народной гордости, чтобы почувствовать негодование при такой мысли. Человек, преданный государю и Отечеству, столько же мало согласится на утрату одного из догматов нашей церкви, сколько и на похищение одного перла из венца Мономаха.

Самодержавие представляет главное условие политического существования России в настоящем её виде. . От сего смешного пристрастия к европейским формам мы вредим собственным учреждениям нашим; что страсть к нововведениям расстраивает естественные сношения всех членов государства между собою и препятствует мирному, постепенному развитию его сил. Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании.

Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Дабы трон и церковь оставались в их могуществе, должно поддерживать и чувство народности, их связующее. Вопрос о народности не имеет того единства, какое представляет вопрос о самодержавии; но тот и другой проистекают из одного источника и совокупляются на каждой странице истории русского народа. Относительно народности, всё затруднение заключается в соглашении древних и новых понятий; но народность не состоит в том, чтобы идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна. Безумно было бы противиться сему периодическому ходу вещей; довольно того. если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий; если мы примем их за основную мысль правительства, особенно в отношении к народному воспитанию. Между обветшалыми предрассудками, восхищающимися единственно тому, что было у нас за пол века, и новейшими предрассудками, которые без жалости стремятся к разрушению существующего, посреди сих двух крайностей находится обширное поле, на коем здание нашего благосостояния твёрдо и невредимо укрепиться может.

1. В чём Уваров видит зло для русского народа?

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Таня Масян

Лучший ответ:


Таня Масян


После неудач реформаторской деятельности Александра I и поражения декабристов влияние идей французского Просвещения в России стремительно падало. В поисках нового философского фундамента для выстраивания консервативной, либеральной и революционной идеологии мыслящая часть российского общества обратилась к работам немецких философов — И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля.






Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Представители Комитета назвали таких граждан предателями, которых не забудут и не простят. Авторы проекта пообещали, что приложат все силы, что люди из реестра ответили за свои поступки.



Как писал ранее Topnews, о событиях на Украине высказывались София Ротару, Светлана Лобода. А продюсер Нателла Крапивина попала под проверку МВД, осудив российское правительство за начало операции на Украине.

В итоге Крапивину лишили российского гражданства, сославшись на то, что паспорт выдали ей по ошибке.

Читайте также: