Особенности педагогического процесса в школе

Обновлено: 05.07.2024

Современный образовательный процесс характеризуется следующими чертами:

1. Гуманизация образования – реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Конкретизация гуманистических подходов в образовании разрабатывалась А. Маслоу, Д. Олпортом, К. Роджерсом. В отечественной школе – это модель развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Культурно-гуманистические функции образования заключаются в следующем:

1) развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия;

2) формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

3) обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

4) овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

5) создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Направленность на гармоничное развитие личности является важнейшей задачей современного образовательного процесса. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.

2. Гуманитаризация образования. Сегодня становится все более очевидным, что кризис образования в большей мере связан со все увеличивающимся разрывом между образованностью и обученностью. Доминирование технического сознания над ноосферным приводит к необратимым последствиям, поэтому вновь остро встают вопросы утверждения гуманитарных основ в образовательной среде.

3. Информатизация образовательного процесса. П. Норманн отмечает, что средства передачи информации способны влиять на формирование психических структур. Например, печатный текст развивает аналитическое, предметное, иерархическое, рациональное мышление. Аудио-видеосредства дают эмоциональную, инсайтную, иррациональную основу мышления. Электронная среда формирует склонность к экспериментированию, гибкость, структурность.

4. Идеи непрерывности образования существуют на протяжении всей жизни человека. Это получение нескольких специальностей, углубление специализации, повышение квалификации, послевузовское образование.

5. Переход от репродуктивной к продуктивной учебной деятельности – эвристичность учебной деятельности, что характеризуется использованием интерактивных методов обучения.

6. Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность учащегося.

Таким образом, функциями современного образования являются как адаптивная (приспособление к социокультурной ситуации), так и гуманистическая (развитие потенциала, творчества, уникальности каждого человека).

На современном этапе эти задачи могут быть решены за счет многоликости типов учебных заведений, моделей образования, авторских программ, существующих в настоящее время в отечественном образовании.

Образование как педагогический процесс

В современной педагогике педагогический процесс понимается как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, реализующее содержание образования с применением определенных средств и методов обучения и воспитания, направленных на удовлетворение требований общества и самой личности. В педагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания, обучения, самовоспитания и самообразования личности вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогический процесс – это сложная, открытая и динамическая система, имеющая свои характеристики, функции, движущие силы, компоненты, законы, закономерности и принципы. Системный подход позволяет эффективно и рационально управлять этим сложным явлением. Направлять его движение, помогать, поправлять на основе четкого планирования, организации и контроля этого процесса в целом.

Педагогический процесс является не просто механическим соединением выше перечисленных процессов, а новым качественным образованием, имеющим свои специфические характеристики:




1. Целенаправленность. Педагогический процесс всегда обусловлен конкретной целью (формирование разносторонне гармонически развитой личности), для достижения которой педагогами создаются оптимальные психолого-педагогические условия в рамках научно обоснованной и управляемой деятельности.

2. Двусторонность предполагает наличие двух субъектов педагогического процесса: педагога и воспитанника, которые находятся в постоянной взаимосвязи. Стремление к конструктивной совместной деятельности и партнерству с обеих сторон может стать условием успеха каждой из них.

3. Целостность педагогического процесса проявляется во внутреннем единстве составляющих его компонентов и их гармоническом взаимодействии, при их относительной автономности.

Функции педагогического процесса

1. Образовательные функции реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей.

2. Развивающие функции представляют собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений, познавательной активности, интересов, способностей.

3. Воспитывающие функции заключаются в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения. Являются ведущей функцией педагогического процесса.

4. Социализирующие функции проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения.

Данные функции, имея свое назначение и соответствующее содержание, составляют единое целое в педагогическом процессе и вместе работают на достижение генеральной цели педагогической системы.

Среди принципов педагогического процесса можно выделить следующие:

1. Гуманистическая направленность педагогического процесса.

2. Связь с жизнью и практикой.

5. Сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

6. Уважение и разумная требовательность к воспитаннику.

Основными компонентами структуры педагогического процесса являются:

1. Целевой (определение целей образования).

2. Содержательный (разработка содержания образования).

3. Операционно-деятельностный (способы, средства и формы образования).

4. Стимулирующе-мотивационный (создание стимулов и мотивов в образовании).

5. Оценочно-результативный (оценка результатов образования, их коррекция в случае необходимости).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы), порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему.

Под образовательным процессом понимается совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом. Организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека, называется многоуровневостью.Ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса называется дифференциацией.

Внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.

Процессы обучения и воспитания имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.

Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

История и теории формирования содержания образования.

Архаичный тип образования характерен для первобытного общества. Оно осуществлялось в процессе повседневной общественной жизни: все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем несовершеннолетним, физические наказания отсутствовали, способ обучения был практически-деятельностным, у детей не существовало особого периода подготовки ко взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения и навыки приобретались в ходе различных видов общественной деятельности.

Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к переходу от общественного образования к семейному.

Современный образовательный процесс характеризуется следующими чертами:

1. Гуманизация образования – реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Конкретизация гуманистических подходов в образовании разрабатывалась А. Маслоу, Д. Олпортом, К. Роджерсом. В отечественной школе – это модель развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Культурно-гуманистические функции образования заключаются в следующем:

1) развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия;

2) формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

3) обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

4) овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

5) создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Направленность на гармоничное развитие личности является важнейшей задачей современного образовательного процесса. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.

2. Гуманитаризация образования. Сегодня становится все более очевидным, что кризис образования в большей мере связан со все увеличивающимся разрывом между образованностью и обученностью. Доминирование технического сознания над ноосферным приводит к необратимым последствиям, поэтому вновь остро встают вопросы утверждения гуманитарных основ в образовательной среде.

3. Информатизация образовательного процесса. П. Норманн отмечает, что средства передачи информации способны влиять на формирование психических структур. Например, печатный текст развивает аналитическое, предметное, иерархическое, рациональное мышление. Аудио-видеосредства дают эмоциональную, инсайтную, иррациональную основу мышления. Электронная среда формирует склонность к экспериментированию, гибкость, структурность.

4. Идеи непрерывности образования существуют на протяжении всей жизни человека. Это получение нескольких специальностей, углубление специализации, повышение квалификации, послевузовское образование.

5. Переход от репродуктивной к продуктивной учебной деятельности – эвристичность учебной деятельности, что характеризуется использованием интерактивных методов обучения.

6. Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность учащегося.

Таким образом, функциями современного образования являются как адаптивная (приспособление к социокультурной ситуации), так и гуманистическая (развитие потенциала, творчества, уникальности каждого человека).

На современном этапе эти задачи могут быть решены за счет многоликости типов учебных заведений, моделей образования, авторских программ, существующих в настоящее время в отечественном образовании.

Образование как педагогический процесс

В современной педагогике педагогический процесс понимается как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, реализующее содержание образования с применением определенных средств и методов обучения и воспитания, направленных на удовлетворение требований общества и самой личности. В педагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания, обучения, самовоспитания и самообразования личности вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогический процесс – это сложная, открытая и динамическая система, имеющая свои характеристики, функции, движущие силы, компоненты, законы, закономерности и принципы. Системный подход позволяет эффективно и рационально управлять этим сложным явлением. Направлять его движение, помогать, поправлять на основе четкого планирования, организации и контроля этого процесса в целом.

Педагогический процесс является не просто механическим соединением выше перечисленных процессов, а новым качественным образованием, имеющим свои специфические характеристики:

1. Целенаправленность. Педагогический процесс всегда обусловлен конкретной целью (формирование разносторонне гармонически развитой личности), для достижения которой педагогами создаются оптимальные психолого-педагогические условия в рамках научно обоснованной и управляемой деятельности.

2. Двусторонность предполагает наличие двух субъектов педагогического процесса: педагога и воспитанника, которые находятся в постоянной взаимосвязи. Стремление к конструктивной совместной деятельности и партнерству с обеих сторон может стать условием успеха каждой из них.

3. Целостность педагогического процесса проявляется во внутреннем единстве составляющих его компонентов и их гармоническом взаимодействии, при их относительной автономности.

Функции педагогического процесса

1. Образовательные функции реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей.

2. Развивающие функции представляют собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений, познавательной активности, интересов, способностей.

3. Воспитывающие функции заключаются в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения. Являются ведущей функцией педагогического процесса.

4. Социализирующие функции проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения.

Данные функции, имея свое назначение и соответствующее содержание, составляют единое целое в педагогическом процессе и вместе работают на достижение генеральной цели педагогической системы.

Среди принципов педагогического процесса можно выделить следующие:

1. Гуманистическая направленность педагогического процесса.

2. Связь с жизнью и практикой.

5. Сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

6. Уважение и разумная требовательность к воспитаннику.

Основными компонентами структуры педагогического процесса являются:

1. Целевой (определение целей образования).

2. Содержательный (разработка содержания образования).

3. Операционно-деятельностный (способы, средства и формы образования).

4. Стимулирующе-мотивационный (создание стимулов и мотивов в образовании).

5. Оценочно-результативный (оценка результатов образования, их коррекция в случае необходимости).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы), порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему.

Под образовательным процессом понимается совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом. Организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека, называется многоуровневостью.Ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса называется дифференциацией.

Внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.

Процессы обучения и воспитания имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.

Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

История и теории формирования содержания образования.

Архаичный тип образования характерен для первобытного общества. Оно осуществлялось в процессе повседневной общественной жизни: все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем несовершеннолетним, физические наказания отсутствовали, способ обучения был практически-деятельностным, у детей не существовало особого периода подготовки ко взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения и навыки приобретались в ходе различных видов общественной деятельности.

Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к переходу от общественного образования к семейному.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному педагогу необходимо владеть технологиями образования детей в разных типах образовательных организаций и знать специфику этой работы.

Если говорить о первой ступени образования – дошкольном образовании – вся его организация строится с учётом ведущего вида деятельности детей. В федеральных государственных требованиях показано, что весь образовательный процесс должен организовываться, опираясь на игровую деятельность детей, поэтому все виды работы с детьми должны быть даны в игровой форме. Когда речь идёт об обучении в дошкольном образовании, педагог должен понимать, что обучении проходит через игру. Соответственно, специфика работы в дошкольных учреждениях предполагает отказ от традиционных классно-урочных занятий, что позволит адекватно организовывать воспитание детей.

Следующая ступень образования – начальная школа. Эта ступень имеет глубокую специфику организации учебного процесса. Прежде всего, решается задача адаптации ребёнка к новому виду жизнедеятельности – обучению. Педагог должен постепенно выводить детей из игровых потребностей, которые преобладали у них в дошкольном образовании, к учебным, опять же, опираясь на принцип обучения через игру. В начальной школе огромную роль играют личностные взаимоотношения педагога, класса и конкретного ребёнка, поэтому всё обучение пронизывают принципы любви и доверия педагога по отношению к детям, без чего невозможно сформировать фундамент обучения, которым будет являться мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Именно в начальной школе у ребёнка должно быть заложено умение учиться, сформирована учебная деятельность, без которой часто бессмысленным является продолжение обучения на других ступенях образования.

В средней школе, когда появляется много учителей и много предметов, центральной проблемой становится отсутствие мотивации обучения, поэтому обучение должно быть организовано так, чтобы ребёнок нашёл для себя возможность реализации своих интересов не вне школы, а в её стенах, на конкретном предмете. Возрастает роль экспериментирования, проектирования на конкретном учебном предмете, что является основой мотивации обучения, поэтому необходимо использовать целый ряд методов обучения, которые стимулируют активность ребёнка (деловые игры, проблемные ситуации и др.).

Старшая школа, завершающая общее среднее образование, должна опираться на профильное обучение. Чем больше школа может предоставить ребёнку профилей, тем адекватней будет организовано обучение. Обучение должно быть построено так, чтобы в этом возрасте у ребёнка выстраивалась индивидуальная траектория развития, позволяющая ем у адаптироваться в будущей жизни, выбрать профессию.

Современный учитель должен уметь работать в разных типах образовательных учреждений. Как показывает опыт последних 20 лет, образовательные учреждения значительно дифференцировались. Это может быть обычная школа, может быть огромный комплекс, состоящий из 5 школ и нескольких детских садов, может быть школа при институте, лицей для одарённых детей. Тенденцией современного образования, особенно в больших городах, является максимальное перемешивание детей в образовательных заведениях. Современный учитель должен быть готов к тому, что в одном образовательном заведении он встретит детей с умственной отсталостью, одарённых, с отклоняющимся поведением. Они будут обучаться по разным программам, но в рамках одного образовательного процесса. Поэтому современному учителю необходимо иметь представление о всех типах и видах образовательных заведений, их особенностях, возможностях изменен6ий этих типов и видов, объединений. Организационные формы современного образования изменчивы, и неготовность учителя к работе в изменяющихся организационных формах – одна из больших проблем современного образования.

Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса - это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы.

Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом:

по источнику познания:

словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала),

на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).

Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика.

4. Педагогический процесс, особенности педагогического процесса, принципы его организации.

Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.

Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе – это структура.

Структура педагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2. Принципы – это основные направления в достижении цели.

3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.

4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.

1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).

2. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России – это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.

Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса – это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы.

Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом: по источнику познания: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала), на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).

Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.

Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.

Содержательный компонент выражает значение каждой общей цели и каждой определенной задачи.

Деятельностный компонент – это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.

Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.

Педагогический процесс – это обязательно трудовой процесс, который связан с достижением и решением общественно значимых целей и задач. Особенность педагогического процесса состоит в том, что труд учителя и ученика объединяются вместе, составляя необычные взаимоотношения объектов трудового процесса, что является педагогическим взаимодействием.

Педагогический процесс являет собой не столько механическое объединение процессов воспитания, обучения, развития, сколько совершенно новую качественную систему, которая может подчинить объекты и участников своим законам. Все составляющие компоненты подчинены единой цели – сохранению целостности, общности, единства всех составляющих.

Особенность педагогических процессов проявляется при определении влиятельных функций педагогического действия. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Также обучение, воспитание и развитие выполняют в целостном процессе и другие взаимопроникающие задачи: например, воспитание проявляется не только в воспитательной, но и в развивающей и образовательной функции, а обучение неотрывно связано с воспитанием и развитием.

Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Закономерностями педагогического процесса являются следующие.

1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития – общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми.

2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами:

1) генетический фактор – наследственность;

2) педагогический фактор – уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния.

3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от:

1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником;

2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика.

4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами:

1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися;

2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности.

5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) качества личностного восприятия учащегося;

2) логики усвоения воспринятого учащимся;

3) степени практического использования учебного материала.

6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал – это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся – определяет эффективность педагогического процесса.

7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от:

1) развития самых разносторонних желаний человека и реалий общества;

2) имеющихся материальных, культурных, экономических и других возможностей у человека для реализации своих потребностей в обществе;

3) уровня условий выражения педагогического процесса.

Итак, важные особенности педагогического процесса выражены в основных принципах педагогического процесса, которые составляют его общую организацию, содержание, формы и методы.

Определим главные принципы педагогического процесса.

1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.

2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.

3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.

4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.

5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.

6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.

7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.

8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.

9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.

10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.

11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.

12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.

13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.

14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.

15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.

16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

Таким образом, определяя поэтапно единство воспитания и обучения в педагогическом процессе, цель как системообразующий компонент образовательной системы, общую характеристику системы образования в России, а также особенности, структуру, закономерности, принципы педагогического процесса, мы смогли раскрыть основную идею лекции и выяснить, каким образом процесс образования, являясь основополагающим, системным, целенаправленным и объединяющим процессы воспитания и обучения, оказывает влияние на развитие личности, а, значит, на развитие общества и государства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Прокофьева Е.В., Синянская О.В.

Коренные преобразования всех сфер жизни нашего общества на пороге третьего тысячелетия породили переоценку ценностей, новый взгляд на мир, общество, человека. Сегодня общество пытается перейти к формированию реальных условий, в которых раскрытие способностей человека стало бы необходимой предпосылкой общественного развития.

В этой связи и к школе предъявляются новые требования о смене ценностных ориентаций. Не образование ради образования любой ценой, а образование ради удовлетворения потребностей личности, развития ее способностей и реализации ее возможностей.

Начальная школа — это первая ступенька, на которую встают маленькие школьники, поднимаясь все выше и выше на пути к знаниям и будущей профессии. Воспоминания о первой учительнице, о школьных друзьях, переменках, утренниках, экскурсиях будут греть уже взрослых состоявшихся людей всю жизнь. Поэтому так важно в младшем школьном возрасте заложить в ребенке тягу к знаниям, ощущение школьного сообщества, чувство доверия и уважения к взрослым наставникам. На учителях начальных классов лежит особая ответственность за успешное и благополучное школьное будущее маленьких учеников.

Говоря об образовательном педагогическом процессе в начальной школе необходимо вспомнить сами определения этих процессов.

Образовательный процесс – целенаправленный целостный процесс воспитания и обучения, педагогически спланированное и реализуемое единство ценностей , целей, содержания, технологий, организационных форм, диагностических процедур и др.

Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение развивающих, образовательных и воспитательных задач.

Также следует напомнить, что говоря об организации учебного процесса в начальной школе необходимо учитывать: возрастные особенности детей; специфические особенности учебной деятельности; два вида новообразований младшего школьного возраста (рефлексию и умение учиться); способы взаимодействия учителя и учащихся и формирование практических умений и навыков у школьников.

В соответствии с ним урок открытия знаний учителя строят с использованием проблемно – диалогической технологии.

Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.

Организовать учебную деятельность учащихся (по крайней мере, на начальных этапах ее становления) учитель может лишь осуществляя исследование вместе с ними. Тем самым процесс обучения впервые приобретает характер совместной деятельности обучающего и учащегося, то есть их реального сотрудничества. Поскольку ученик участвует в этой деятельности в качестве одного из ее равноправных субъектов, его действия не могут быть внешне регламентированы (например, заданным образцом, правилом и т.п.). Соответственно не поддаются регламентации и действия учителя, который призван корректировать действия учащегося в зависимости от того, как они фактически развертываются. Тем самым деятельность учителя приобретает характер творчества, которое не поддается формализации, а сам учитель оказывается таким же неустранимым субъектом обучения, как и ученик.

Таким образом, согласно теории учебной деятельности у учителя нет готовых знаний, они возникают в процессе учебной деятельности самих школьников. Осуществляя учебную деятельность, связанную с решением учебных задач, учитель с самого начала должен втягивать детей не в упражнения, не в повторение того, что было до этого, не в запоминание, а в размышление о том, что пока не известно. Учебная деятельность требует, чтобы педагог на своем конкретном предмете обучал школьников посредством решения системы учебных задач. А решать учебную задачу – это прежде всего преобразовывать, взаимодействовать с учебным материалом в неопределенной ситуации. В свою очередь, неопределенность поиска заложена в самой природе мышления, человеческого сознания, человеческой психики. Преобразование – это ломка, открытие чего-то совершенно нового. А общее понятие деятельности связано с преобразованием. Учебная деятельность как частный вид деятельности связана с преобразованием какого-то учебного предмета, будь то лингвистика, математика и т.д.

Необходимо обратить внимание, что учебная деятельность, прежде всего развивает у младших школьников способность к рефлексии , позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного обращаться к основаниям собственного действия и действиям партнера по совместному решению новых задач. Умение спрашивать, запрашивать недостающую информацию, готовность к изменению сложившихся способов действия, если они вступают в противоречие с новыми фактами, критичность к действиям и мнениям – собственным и чужим, нежелание что-либо принимать на веру, независимость в оценках и самооценках, привычка искать доказательства и склонность к дискуссионным путям решения любого вопроса – есть поведенческие проявления рефлексивного развития младших школьников как субъектов учебной деятельности. Учебная деятельность не развивает те способности, которые в основе своей нерефлексивны, – доверчивость, подражательность, фантазирование и т.п. Эти способности развиваются в других видах деятельности, которые могут быть обогащены через учебную деятельность, но ни в коем случае не заменены ею. Строя учебный процесс школьника, педагог должен в определенной пропорции сочетать все виды и формы деятельности в каждый конкретный момент обучения, иначе развитие ребенка может оказаться однобоким.

Проблемой, возникающей перед учителем, является организация взаимодействия между участниками учебного процесса. Любая поисково-исследовательская деятельность по своей природе предполагает столкновение различных точек зрения, мнений, то есть является диалогичной.

И тут очень важно умение учителя так организовать образовательный процесс, чтобы совместные действия участников этого процесса обеспечивали необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения, преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения.

В учебной деятельности важнейшая роль принадлежит педагогическому взаимодействию, обеспечивающему эффективное протекание совместной учебной деятельности, наиболее успешное формирование положительных черт личности младших школьников, одновременно способствующему постоянному поиску положительного опыта в любой педагогической ситуации, необходимого для дальнейшего построения собственной модели поведения в рамках конструктивных взаимодействий.

В процессе взаимных воздействий друг на друга участники должны осознать необходимость моделировать учебную ситуацию при которой другая сторона, не испытывая негативных эмоций (обиды, досады, неприязни), либо испытывая их временно и неглубоко, не может не проявить ответные положительные реакции.

Разработанная учителями гимназии модель педагогической процесса опирается на ведущие идеи личностно ориентированного, индивидуально-дифференцированного и гуманистического подходов. Суть синтезированного подхода заключается в следующем:

- гуманистический подход позволяет рассматривать личность ребенка как непреходящую ценность;

- личностно-ориентированный подход позволяет учителю рассмотреть свойства личности каждого ребенка, ее особенности, возможности и потребности, ориентируясь на которые при осуществлении педагогического воздействия сохраняются самобытность и неповторимость;

- индивидуально-дифференцированный подход обусловлен целостностью изучения индивидуальных особенностей учащихся, направлен на создание наиболее благоприятных педагогических условий для реализации каждым учеником ближайших и отдаленных целей деятельности, сориентирован, с одной стороны, на его актуальный уровень развития, а, с другой на потенциальные возможности учащегося.

В нашей гимназии обучение младших школьников ведется с

использованием современных образовательных технологий, направленных на формирование активной, интеллектуально развитой личности, владеющей прочной базой знаний, умений и навыков, умеющей и желающей учиться.

Это и проблемно – диалогическое обучение, о котором было сказано выше, и проектная технология, и общепредметная технология формирования типа правильной читательской деятельности, и конечно, технологии оценивания образовательных достижений.

С детьми работает стабильный высококвалифицированный преподавательский коллектив — активные, творческие учителя и специалисты. Выбор методов, форм и средств обучения учителя начальной школы осуществляют творчески и самостоятельно, учитывая цели и содержание обучения, тему урока, уровень возрастных и психологических особенностей учащихся, условия и время обучения.

1. Краткий психологический словарь. / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 [Электронная версия].

4. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999

5.Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность? // Вопросы психологи. 1998. № 5. С.75

Читайте также: