План урока вращение земли вокруг своей оси

Обновлено: 02.07.2024

- Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие слова из песни вас на это натолкнули?

С помощью подводящего диалога формулируется план урока:

  1. Причины движения.
  2. Следствия движения.
  3. Использование человеком.

- Что собой представляет Земля? (Это третья планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, есть жизнь)

- Почему Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются? (Они двигаются вокруг Солнца, которое удерживает их силой всемирного тяготения).

- Что является следствием вращения Земли вокруг Солнца? (Смена времен года)

- Какой еще вид движения Земли вы знаете? (Осевое движение)

- Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля? Объясните, как перемещается освещенность Солнцем по поверхности Земли?

Итак, Земля вращается вокруг своей оси, и, если смотреть с точки северного полюса, она двигается с запада на восток против часовой стрелки.

Следствием такого вращения являются:

- Вы, конечно, наблюдали восходы и закаты Солнца на земном небосводе. Почему они происходят? Не перестает же Солнце светить! Объясните, как перемещается освещенность Солнцем по поверхности Земли? (При осевом вращении Земли освещается только одна сторона – там день, на противоположной – ночь).

- Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами или восходами Солнца? (Сутки)

- Чему равны одни сутки? ( 24 часа)

В учебнике на с. 33 дано точное время одних суток – 23 ч 56 мин 41 сек.

Таким образом, Земля совершает полный оборот за одни сутки. Что при этом происходит?

На доске:

360º → за 24 часа

15º → за 1 час (60 мин)

1º → за 4 мин

Таким образом, на Земле в один и тот же момент часы показывают разное время суток. Например, в Москве – 15 часов, в Петропавловске-Камчатском – полночь. На разных меридианах время разное. А где оно будет одинаковое? (на одном меридиане)

Сутки начинаются одновременно на всем меридиане; каждый меридиан имеет свое местное время; местное время зависит от географической долготы.

Но меридианов можно провести много, а как же быть со временем? В соседних городах и селах местное время отличается на минуты и секунды. Пользоваться практически местным временем неудобно.

Постановка проблемы: как создать единую систему отсчета времени?

Необходимо разделить земной шар по меридианам на 24 пояса по 15º каждый. Время каждого пояса будет отличаться от времени в соседних поясах на 1 час.

- Тогда необходимо ввести понятие поясное время. Что понимается под поясным временем?

Поясное время – время в пределах одного часового пояса. Условились считать время по тому меридиану, который проходит посередине.

- Какой пояс будем принимать за нулевой? (По середине которого проходит нулевой меридиан) Он же является 24 поясом.

Поскольку Земля вращается с запада на восток, то счет поясов тоже ведется с запада на восток.

Задание: На сколько отличается время между 3 и 6 часовыми поясами (на 3 часа)

На сколько и куда надо перевести стрелки часов при перелете из 9 пояса во 2? (на 7 часов назад).

- Где же начинаются новые сутки на Земле? В каком часовом поясе?

Начинаются новые сутки в 12 часовом поясе на 180º меридиане – этот меридиан называют линией перемены дат.

Прослушайте внимательно отрывок из хрестоматии о линии перемены дат и сделайте вывод, как будет меняться дата, если пересекать ее с запада на восток и с востока на запад?

«Остров Ратманова и остров Крузенштерна разделены узенькой полоской ледяной арктической воды.

Но именно здесь, между этими двумя небольшими островами, почти затерянными в водных просторах, и пролегает незримая граница, которая разделяет не континенты, не страны – она отделяет Сегодня от Вчера и завтра от Сегодня.

Время идет с востока на запад. И если на острове Ратманова наступил новый день, то на острове Крузенштерна еще царит день вчерашний.

Дополните схему

Задача. Мы вылетели на Аляску 22 октября. Какого числа мы приземлимся? (21 октября).

Физкультминутка.

Работа с картой часовых поясов и текстом учебника на с. 33-34.

Объяснить:

Город Москва находится во втором часовом поясе, и время от нулевого пояса должно отличаться на 2 часа. А на самом деле разница во времени составляет 3 часа, а с марта по октябрь на 4 часа. Как такое возможно?

Вводится понятие декретное время и летнее время.

В 1930 году в нашей стране специальным постановлением (декретом) поясное время было переведено на 1 час вперед.

Декретное время = поясное + 1 час

По московскому декретному времени работает весь транспорт и все средства связи России для удобства отсчета времени и избежание путаницы в связи с большим количеством часовых поясов.

В 1981 году в нашей стране введено еще и летнее время. Ежегодно в последнее воскресенье марта стрелки в 3 часа ночи переводятся на 1 час вперед по сравнению с декретным временем. А в последнее воскресенье октября стрелка часов возвращается обратно, т.е. переводится на час назад.

Летнее время = декретное время + 1 час = поясное время + 2 часа.

- Для чего на территории России перешли на декретное и летнее время? (для экономии электроэнергии, более полного использования светлой части суток).

Таким образом, сегодня на уроке мы рассмотрели географические следствия осевого вращения Земли и познакомились с разными видами времени.

Закрепление материала.

С целью закрепления полученных знаний учащимся предлагаются задания, которые даются в ЕГЭ по географии на определение поясного и местного времени.

1. В Москве 12 часов. Определите время в Иркутске, Магадане, Екатеринбурге (17ч, 20 ч, 14 ч).

2. Сколько времени, с учетом декретного, будет в Омске (5 часовой пояс), если в Лондоне 15 часов? (21 час)

3. От Москвы до Мурманска и Екатеринбурга одинаковое расстояние. Но при перелете в Мурманск время не изменяется, а при перелете в Екатеринбург часы переводятся. Объясните почему.(Москва и Мурманск находятся в одном часовом поясе, Москва и Екатеринбург – в разных).

4. Определите местное время на 30º в.д. и 30 º з.д., если на 0º - 12.00. часов (14.00 ч и 10.00 ч.)

5. В каких случаях возможно следующее: между пунктами расстояние в 5 км, а различие по времени составляет: а) целые сутки; б) 2 часа; в) 1 час.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Познание мира

Дата: _____________ Класс____________

Тема: Вращение земли вокруг оси. Смена дня и ночи.

Цели: Сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день и ночь

1. Способствовать получению знаний о вращении Земли вокруг своей оси.

2. Содействовать развитию познавательных интересов учащихся, умение анализировать, делать выводы , развивать речь, логическое мышление, развивать интелектуальные способности .

3. Воспитывать интерес к уроку, бережное отношение к своей планете, ценить свое время.

Результаты обучения:

предметные: учащиеся расширят свои знания о вращении Земли вокруг оси, смене дня и ночи, смогут передать текст своими словами, отработают слаженность работы во время работы;

личностные: проявлять стремление к заботе, бережном отношение и охране окружающей среды;

системно – деятельностные: смогут передать текст своими словами, отработают слаженность работы в коллективе

Оборудование: глобус, лампа, индивидуальные карточки, пазлы, картинки по теме урока, карта

1.Организационный момент. Психологический настрой

Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.

2. Актуализация знаний.

Ребята, у вас на столах лежат пазлы, вы должны их собрать. Ученики собирают по группам рисунки.

- Что у вас получилось? (Земля, луна, солнце,)

- Как их можно назвать одним словом? (Космические тела)

1.Какой представляли землю в древности? (плоской)

6.Назовите длины параллелей. (Длины параллелей различны: они увеличиваются при приближении к экватору и уменьшаются — к полюсам )

7. Какая параллель самая длинная? ( Экватор )

8. Какая параллель самая маленькая? Покажите её карте.
9. Что в латинском языке означает слово глобус? (шар).
10.Сколько на земле океанов? Какие? Покажите на карте.
11.Как обозначена на карте суша? (зеленым, желтым и коричневым цветом) Почему?
12. Материки – это … (огромная часть суши, окружённая со всех сторон водой).

13. Сколько на земле материков? Назови их. Покажите на карте.

14.Чего на земле больше суши или воды? (воды)

3. Изучение нового материала. Отгадайте загадку.

Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,
— Спать немедленно зовет.
(День и ночь)

- Назовите тему нашего урока.

- Итак проведём небольшой эксперимент.

На предыдущих уроках мы узнали, что Солнце – источник тепла и света. А сегодня на уроке мы увидим, как Солнце освещает нашу планету, отчего на Земле сменяются день и ночь.

- А сейчас, мы побудем исследователями. Исследователь – это люди, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний и работают с различными приборами. И мы с вами будем работать с прибором. (Учитель показывает теллурий)

Теллурий - это прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси.

Посмотрите на него и скажите, что это за шар? (Солнце). Глобус – наша Земля. А маленький шар – это ….(Луна).

- Что мы с вами только что наблюдали? (вращение Земли своей оси)

- Земля вращается вокруг своей оси, и Солнце освещает сначала однй сторону, а затем другую.

Вывод . Там где солнечные лучи освещают Землю, будет день, а где не освещает – ночь.

- Эксперимент. По очереди. На каком континенте сейчас ночь или день.

- Как называется смена дня и ночи? (сутки).

Су́тки — единица измерения времени , приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси.

-А сколько в сутках часов? (24часа)

По́лдень — момент времени в середине дня , между восходом и заходом Солнца (половина дня), момент верхней кульминации Солнца — солнечный полдень.

Солнечный полдень —максимальное возвышение Солнца над горизонтом .

- Полдень это сколько часов? (12 часов)

- Давайте сделаем вывод.

Вывод. Земля вращается вокруг своей оси за 24часа, в следствии, чего происходит смена дня и ночи.

5.Физминутка (2минутки)

Солнце глянуло в окошко

Все мы делаем зарядку,

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

6.Работа с учебником. стр 110 - 112

- Сравните свои знания, полученные при выполнении практической работы, с текстом. Что нового узнали?

7.Закрепление знаний учащихся

Отвечают на вопросы по пройденной теме (карточки) Карточка № 1

1.Что будет, если Земля не будет вращаться вокруг своей оси?

2.Произойдет ли смена дня и ночи?

3.Что такое полдень?

1.Какое значение имеет вращение Земли вокруг своей оси для жизни на Земле?

2.Как называется промежуточное время суток между днём и ночью, ночью и днём?

3.Почему Солнце по – разному освещает и греет Землю?

1.Почему происходит смена дня и ночи

2.Что такое сутки? Сколько часов в сутках?

3.Почему Солнце по – разному освещает и греет Землю?

8.Подведение итогов

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

10.Дом. задание стр. 110 – 112 пересказ

Теллурий - это прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси.

Су́тки — единица измерения времени , приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. 24часа

По́лдень — момент времени в середине дня , между восходом и заходом Солнца (половина дня), момент верхней кульминации Солнца — солнечный полдень.

Солнечный полдень — максимальное возвышение Солнца над горизонтом . 2 часов

Теллурий - это прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси.

Су́тки — единица измерения времени , приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. 24часа

По́лдень — момент времени в середине дня , между восходом и заходом Солнца (половина дня), момент верхней кульминации Солнца — солнечный полдень.

Солнечный полдень — максимальное возвышение Солнца над горизонтом . 2 часов

Теллурий - это прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси.

Су́тки — единица измерения времени , приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. 24часа

По́лдень — момент времени в середине дня , между восходом и заходом Солнца (половина дня), момент верхней кульминации Солнца — солнечный полдень.

Солнечный полдень — максимальное возвышение Солнца над горизонтом . 2 часов

Теллурий - это прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси.

Су́тки — единица измерения времени , приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. 24часа

По́лдень — момент времени в середине дня , между восходом и заходом Солнца (половина дня), момент верхней кульминации Солнца — солнечный полдень.

Солнечный полдень — максимальное возвышение Солнца над горизонтом . 2 часов

Теллурий - это прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси.

Су́тки — единица измерения времени , приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. 24часа

По́лдень — момент времени в середине дня , между восходом и заходом Солнца (половина дня), момент верхней кульминации Солнца — солнечный полдень.

Солнечный полдень — максимальное возвышение Солнца над горизонтом . 2 часов

1.Что будет, если Земля не будет вращаться вокруг своей оси?

2.Произойдет ли смена дня и ночи?

3.Что такое полдень?

1.Какое значение имеет вращение Земли вокруг своей оси для жизни на Земле?

2.Как называется промежуточное время суток между днём и ночью, ночью и днём?

3.Почему Солнце по – разному освещает и греет Землю?

1.Почему происходит смена дня и ночи

2.Что такое сутки? Сколько часов в сутках?

3.Почему Солнце по – разному освещает и греет Землю?

1.Что будет, если Земля не будет вращаться вокруг своей оси?

2.Произойдет ли смена дня и ночи?

3.Что такое полдень?

1.Какое значение имеет вращение Земли вокруг своей оси для жизни на Земле?

2.Как называется промежуточное время суток между днём и ночью, ночью и днём?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Цели урока: Сформировать представление о том , отчего на Земле сменяется день ночью и сформировать понятие о смене времён года.

1)Закрепить знания о смене дня и ночи , и о смене времён года.

2) Расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

3) Воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, теллурий, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

1. Организационный момент .

Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, почему одно время года сменяется другим. Для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой темой?(Источник света и тепла на Земле - Солнце) Вашим домашним заданием было прочесть текст и составить синквеин о солнце.

А) Вопросы по тексту.

-Что такое Солнце?

-В чём сходство Солнца с другими звёздами?

- Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

- Что было бы с нашей планетой без Солнца ?

- Как люди используют солнечную энергию?

Б) Заслушивание стихотворений о Солнце.

3. Работа над материалом урока

Вступительное слово учителя.

Для того , чтобы открыть тайну смены дня и ночи нам понадобится прибор теллурий (лампа). Посмотрите на него и скажите , что это за жёлтый шар? (Солнце) А глобус – наша земля. Что делает Земля (вращается вокруг Солнца).

- А что ещё заметили? (Земля вращается сама).

- Земля вращается вокруг своей оси , и Солнце освещает сначала одну сторону , а затем другую.

- Вы открыли тайну смены дня и ночи. Земля вращается вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси.

Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Работа по учебнику.(Самостоятельное чтение )

- Что такое сутки?

-Почему люди не ощущают вращения Земли вокруг своей оси?

-Какое значение для жизни людей имеет вращение Земли вокруг своей оси?

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

4. Работа учебником

(Чтение текста по цепочке)

Вопросы по тексту

-Когда на Земле теплее днём или ночью?

- Какое Солнце лучше греет : низкое или высокое?

- Бывает ли такое положение Земли по отношению к Солнцу, когда солнечные лучи освещают Северное и Южное полушария одинаково?

- От чего зависит количества тепла и света? (от угла падения лучей)

- Какие выводы можем сделать?

Смена времён года – вечное и неизменное явление природы , также как и смена дня и ночи. И причина таких перемен заключена в движении Земли вокруг Солнца.

- Что происходит на Земле из-за вращения её вокруг своей оси ?

- Почему Солнце по-разному освещает и греет Землю?

-Назови край вечного тепла.

-За какой промежуток времени происходит один полный оборот вокруг Солнца?

1. Одна шестая часть суток составляет.

а)2 часа, б) 3 часа, в) 4 часа.

а) 24 часа, б) 48 часов, в) 72часа.

3. Укажи верные неравенства.

а)5 мин 20с>240c, б)7 мин30с>730с

Урок "Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца"

Тема: Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Цели урока: Сформировать представление о том , отчего на Земле сменяется день ночью и сформировать понятие о смене времён года.

1)Закрепить знания о смене дня и ночи , и о смене времён года.

2) Расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

3) Воспитание любознательности у учащихся.

Оборудование: учебник, глобус, теллурий, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.

1. Организационный момент .

Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, почему одно время года сменяется другим. Для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и, конечно, быть дисциплинированными.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой темой?(Источник света и тепла на Земле - Солнце) Вашим домашним заданием было прочесть текст и составить синквеин о солнце.

А) Вопросы по тексту.

-Что такое Солнце?

-В чём сходство Солнца с другими звёздами?

- Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

- Что было бы с нашей планетой без Солнца ?

- Как люди используют солнечную энергию?

Б) Заслушивание стихотворений о Солнце.

3. Работа над материалом урока

Вступительное слово учителя.

Для того , чтобы открыть тайну смены дня и ночи нам понадобится прибор теллурий (лампа). Посмотрите на него и скажите , что это за жёлтый шар? (Солнце) А глобус – наша земля. Что делает Земля (вращается вокруг Солнца).

- А что ещё заметили? (Земля вращается сама).

- Земля вращается вокруг своей оси , и Солнце освещает сначала одну сторону , а затем другую.

- Вы открыли тайну смены дня и ночи. Земля вращается вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси.

Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Работа по учебнику.(Самостоятельное чтение )

- Что такое сутки?

-Почему люди не ощущают вращения Земли вокруг своей оси?

-Какое значение для жизни людей имеет вращение Земли вокруг своей оси?

С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.

Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

4. Работа учебником

(Чтение текста по цепочке)

Вопросы по тексту

-Когда на Земле теплее днём или ночью?

- Какое Солнце лучше греет : низкое или высокое?

- Бывает ли такое положение Земли по отношению к Солнцу, когда солнечные лучи освещают Северное и Южное полушария одинаково?

- От чего зависит количества тепла и света? (от угла падения лучей)

- Какие выводы можем сделать?

Смена времён года – вечное и неизменное явление природы , также как и смена дня и ночи. И причина таких перемен заключена в движении Земли вокруг Солнца.

- Что происходит на Земле из-за вращения её вокруг своей оси ?

- Почему Солнце по-разному освещает и греет Землю?

-Назови край вечного тепла.

-За какой промежуток времени происходит один полный оборот вокруг Солнца?

1. Одна шестая часть суток составляет.

а)2 часа, б) 3 часа, в) 4 часа.

а) 24 часа, б) 48 часов, в) 72часа.

3. Укажи верные неравенства.

а)5 мин 20с240c, б)7 мин30с730с

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой план-конспект комбинированного урока, построенного на практико-ориентированной основе.

Учитель географии Сёмочкина С.М.

Тема урока: Вращение Земли

Цель: раскрыть суть географических закономерностей, возникающих вследствие вращения Земли вокруг своей оси

Образовательная: Учить объяснять причинно-следственные связи и оценивать географическое значение процесса.(- формировать знания по изучаемой теме;- продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;- продолжать формировать умение работать на контурной карте.)

Развивающая: Развивать пространственное мышление, воображение, память, речь.(- способствовать развитию речи через усложнение и обогащение словарного запаса; умений сравнивать, анализировать, обобщать, формулировать выводы, обосновывать;- сознательного отношения к умственному труду, умения осуществлять самоконтроль хода и результатов - учебно-познавательной деятельности, ответственности за результаты труда; - развивать познавательную активность, мышление, речь.)

Воспитательная: воспитывать стремления соблюдать режим дня.(- воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, в парах, взаимопомощь, творческую активность. )

Тип урока: комбинированный

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

2. Актуализация знаний и целеполагание.

Дети, вам тепло? (Да)

В классе светло? (Да)

Благодаря чему на улице светло? (Солнцу)

На улице светло всегда? (Нет)

Почему? (Солнце скрывается за горизонт)

Почему мы видим Солнце через определённые промежутки времени? (Земля вращается вокруг своей оси)

Прочтите слова на доске и озвучьте тему и цель нашего урока

Земля, ось, день, ночь, свет, тень.

Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке? (Как, почему вращается Земля, какие изменения в природе происходят благодаря этому вращению)

Проверка домашнего задания.

Работа с открытым тестом в индивидуальных карточках. Вставьте пропущенные слова и числа в тексте:

Земля имеет _______ форму. Из-за вращения вокруг своей оси она ______ у полюсов. Экваториальный радиус Земли составляет ___ км. Полярный радиус Земли составляет _____ км, что на ____ км меньше экваториального. Наша планета состоит из ___ внутренних слоёв: ______, _______, ______. В центре Земли находится ________ и плотное ____. Его температура достигает _____ градусов. Его покрывает _______ , температура которой составляет ____ градусов. Верхний – самый тонкий слой Земли называется __________. Он по температуре – самый ________. Его толщина в среднем составляет ____ км.

Фронтальная проверка с учащимися правильности выполнения задания.

3. Изучение новой темы.

Работа с текстом учебника. Прочитай материал учебника на стр. 40.

Какие виды движения выполняет Земля в космическом пространстве? (3 вида вращения)

Демонстрация учителем модели вращения Земли вокруг своей оси на примере вращения глобуса и работы теллурия.

Для того, чтобы открыть тайну смены дня и ночи, нам понадобится прибор - теллурий. Посмотрите на него и скажите, что изображает лампа? (Солнце) А глобус – наша Земля.

- Что делает Земля (вращается вокруг Солнца).

- А что ещё заметили? (Земля вращается сама).

- Земля вращается вокруг своей оси, и Солнце освещает сначала одну сторону, а затем другую сторону планеты.

- Что изменяется благодаря этому на поверхности Земли? (смена дня и ночи)

Работа на контурной карте в индивидуальных карточках. Отметьте и подпишите на контурной карте полюсы Земли, экватор, земную ось и укажите угол её наклона к плоскости орбиты.

Физкультминутка . Гимнастика для глаз.

Работа с текстом учебника. Прочитай материал учебника на стр. 41.

Устно ответь в парах на вопросы: Самооценка.

- Почему происходит смена дня и ночи?

- Что такое сутки?

- Какова продолжительность суток?

- Как называется промежуточное время суток между ночью и днем, днем и ночью?

- В каком направлении происходит вращение Земли вокруг своей оси, если смотреть с Северного полюса?

- К какому выводу мы можем придти?

Вывод. Там где солнечные лучи освещают Землю, будет день, а где не освещает, будет ночь.

- Вы открыли тайну смены дня и ночи. Земля вращается вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси.

Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.

Закрепление. Демонстрация видео-материала о вращении Земли вокруг своей оси.

Физкультминутка. Динамическая пауза. Инсценировать реакцию растений на смену дня и ночи. Инсценировать поведение животных при смене дня и ночи.

Объяснение учителя. Рассказ учителя сопровождается выполнением схемы на доске.

Ось - воображаемая линия, выходящая на полюсах, постоянно сохраняет наклон 66 градусов. Форма Земли – шарообразная.





Солнце светит прямо?

Возможно ли быть шару освещенным со всех сторон одинаково?

Почему? (шарообразная форма Земли и наклон земной оси)

Солнечные лучи освещают разные участки Земли под разными углами.

Какие участки планеты получают больше всего тепла и света? (экватор)

Почему? (самая выпуклая часть Земли, где Солнце бывает в зените 2 раза в год). В пределах северного и южного тропиков солнечные лучи 1 раз в год падают на Землю под прямым углом. Поэтому поверхность Земли, находящаяся между тропиками, получает наибольшее количество солнечного тепла и света. А над полярными кругами (северным и южным) солнечные лучи в зените никогда не бывают. Поэтому здесь наблюдается явление полярный день и полярная ночь по 1 суткам в году.

Работа на контурной карте. Отметьте и подпишите на контурной карте северный и южный тропики, северный и южный полярные круги.

Закрепление изученного материала фронтальное. Даны утверждения. Если согласны, поднять белый жетончик, если нет, поднять красный.

Освещенное положение Земли называется день?

Темное положение Земли называется ночь?

Полярная часть Земли может освещаться одновременно и днём и ночью?

Экватор освещается только летом?

Ось Земли выходит на экваторе?

Наклон земной оси 25 градусов?

Земля вращается вокруг своей оси по часовой стрелке (с востока на запад)?

Длительность суток составляет 24 часа?

Причина смены дня и ночи - вращение Земли вокруг Солнца?

Солнечные лучи освещают разные участки поверхности Земли под одним и тем же углом?

Тропики – воображаемые окружности на поверхности Земли, где солнечные лучи 1 раз в год падают на Землю под прямым углом (в зените)?

Полярные круги – воображаемые окружности, где 1 сутки в году длится полярный день и полярная ночь?

Над поверхностью Земли между тропиками и полюсами Солнце может быть в зените?

Домашнее задание: параграф 9 читать, пересказывать, отвечать на вопросы параграфа

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На дерево настроения прикрепите листок, который соответствует вашему настроению на конец урока.

Зелёный – мне было интересно на уроке и я всё понял(а)

Желтый – мне было интересно, но я не все понял(а)

Красный – мне было скучно на уроке и я ничего не понял(а)


-75%

Читайте также: