Проанализировать опыт инклюзивного обучения в педагогической системе р штайнера вальдорфская школа
Обновлено: 04.07.2024
На основе чего строится вальдорфская педагогика? На основе религиозно-мистических воззрений ее автора. Если говорить кратко, то эти воззрения как минимум не научны. Эфирным и астральным телам не место в светском образовании. На периодизацию и знания о ребенке того времени, он нанизывает свою философскую концепцию. Которая не подкрепляется научными доводами, а строиться только на абстрактных рассуждениях автора. Из такого суррогата и получается вальдорфская педагогика, со своей терминологией и метафорами. Насколько сильно в реальных классах проповедуются идеи Штайнера, зависит от каждой конкретной школы.
Чтобы не быть многословными и понять, как мыслит автор методики, приведем пример объяснения Штайнером психики и способностей ребенка:
Вот так, ребенок не понимает связь причины и следствия в 10 лет, потому что не ощущает свой костяк. Но в 11 лет он приобретает чувство геометрических форм и все ему становится ясно.
Возрастная периодизация Штайнера
- До шести лет — фаза имитации — дети учатся через примеры, копируя других, при помощи практической деятельности.
- 7-14 лет (в 7 лет рождается эфирное тело) — фаза воображения — дети учатся с помощью искусства и творчества, через следование авторитету (учителю). Развивается фантазия и память.
- 14 лет и старше (в 14 лет рождается астральное тело) — происходит эмоциональное взросление и развитие интеллекта, у ребенка появляются абстрактные понятия, он познает основы этики и социальной ответственности.
Особенности педагогики Штайнера в школе
До 8 класса детей всем предметам обучает один и тот же учитель. Представим, что основной учитель немного фанат философии Штайнера и познает мир через духовное и чувственное, какое в этом случае образование он даст ребенку? Данная методика, подразумевает множество рисков.
Что же тогда дает школа ребенку? Прежде всего общение, приобщение к труду и художественная практика.
Дети начиная с детского сада занимаются художественной деятельностью: рисованием, лепкой, подделками, значение придается всему, что можно делать руками. Большое внимание уделяется чувственному познанию, часто взамен интеллектуального. Все это происходит через сказки, истории, музыку, танцы, театр. Основной акцент приходится на развитие интуиции и воображения, на умение фантазировать и творить. Большая часть методики строится не на рациональном познании мира, а на чувственном.
Чтение и математика начинается ближе к 9-10 годам (сейчас многие российские вальдорфские школы отходят от классического учения, и начинают вводить их раньше, как того требуют родители).
Интеллектуальная составляющая обучения приходит, когда ребенку исполняется 12 лет. Тогда же начинаются естественно-научные школьные предметы.
Модель построения уроков
Предметы в вальдорфской школе преподаются блоками, или эпохами, которые длятся по три-четыре недели. Содержание главного урока составляет какой-либо из основных школьных предметов: родной язык, арифметика, история, физика, химия, биология, геология, геометрия и другие.
Иностранные языки (обычно два) изучают уже с первых классов. Вначале устно, потом и письменно.
Как мы уже сказали, много времени отводится под уроки творческой направленности: музыка, различные искусства (рисование, стихи и пр.) и ремесла.
Отдельно стоит отметить физические упражнения и эвритмию. Эвритмия — это звук, выраженный в движении. Дети прыгают или танцуют, стучат палками и проговаривают стихи, или поют различные звуки алфавита.
Вальдорфский детский сад
Но вернемся к дошкольникам. Чем же вальдорфский детский сад отличается от обычного государственного?
Как мы уже описывали выше, у детей до шести лет (по Штайнеру) — фаза имитации, когда они учатся через примеры, копируя других. Роль примера берут на себя взрослые, в детском саду это воспитатели. Дети всячески подражают воспитателю, который является абсолютным образцом поведения. Так воспитатель может подавать пример работы в хозяйстве, что побуждает детей помогать ему, например: вытирать пыль, накрывать на стол, работать в саду и т.п.
Вальдорфская система не ставит перед собой задачу научить ребенка знанию, которое пригодится ему в будущем. Она дает ему возможность научиться тому, что принесет пользу уже сейчас. Поэтому задача воспитателя – помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, не прибегая к внешнему навязыванию знаний. Это снимает с ребенка обязанность взрослеть и накапливать специальные умения (чтение, счет) раньше школы, что позволяет оставаться в мире фантазий и игры максимально долго.
Как и в системе Монтессори, в вальдорфском детском саду нет обязательных занятий, которые есть в государственном. Детей не усаживают в круг или за парты, не пытаются в организованной форме привить какие-либо знания. Большую часть дня дети занимаются свободными занятиями: рисованию, лепке, аппликациям, песням и стишкам, играм на свежем воздухе (в том числе игры с водой или песком), ролевым играм, действиям с природными материалами (гончарный круг, сами делают игрушки) и т.п.
Классическая вальдорфская методика стремится привести детей ближе к природе, связать ее с реальной жизнью и практикой. Так дети могут пробовать заниматься выращиванием растений, плести корзины, что-то строить или даже печь хлеб.
Еще одна особенность данной методики — в ней нет готовых игрушек (особенно из пластмассы и с элементами электроники), и дети совместно с воспитателями должны создавать их самостоятельно. Основу игрушек составляют природные материалы, которые иногда можно собрать прямо на прогулочной площадке: различные производные от деревьев (ветки, желуди, листья и т.п.), солома и травы, натуральные ткани, краска (от цветов, растений) и т.д. Все это формирует у детей воображение и развивает творческие способности, что создает базис для будущего освоения более сложных форм мышления (логического и абстрактного).
Критика вальдорфской школы
В современном мире вальдорфская методика переживает кризис адаптации, и ей все чаще приходиться отходить от классических постулатов. Школьная программа все больше усложняется, требуя не только учебников (которые не предусмотрены методикой), но и цифровых устройств, а также более интенсивного изучения естественных наук. Если ребенок заинтересован в естественно-научных предметах, то ему приходиться нанимать репетиторов, чтобы удачно поступить в вуз.
Хорошо ли отсутствие оценок? В идеальном обществе, наверное — да. Но детям приходиться по окончанию школы поступать в вузы и выходить в реальный мир. Где будут не только оценки их работ и знаний, но и оценки их самих. Когда же ребенку лучше столкнуться с системой оценивания? В обычной начальной школе, когда его психика активно формируется и адаптируется, или в 18 лет в вузе? Всегда нужно помнить, что главная задача родителей, способствовать социализации ребенка и его интеграции в мир людей.
Хотя методика и ставит перед собой цель развить полноценную личность, в ней существует большой перевес в сторону художественного и гуманитарного знания. Такой перевес происходит за счет сокращения естественно-научных знаний, которые составляют основу мышления взрослого человека. Школьные педагоги откровенно говорят, что ученики переходящие из вальдорфской школы в обычную, часто имеют пробелы в знаниях и проблемы с адаптацией.
Родители преимущественно выбирают вальдорфскую школу не за ее качества, а как избегание государственной школьной системы, со всем ее бюрократизмом, нагрузкой и иногда жестокостью. Но правильный ли это подход для ребенка? Вальдорфские школы частные и за них приходиться платить, не лучше ли родителям поискать стандартную школу (государственную или частную) более высокого уровня и с более сбалансированный моделью обучения. Ведь ребенку все равно придется войти в стандартную модель обучения рано или поздно.
Если вы боитесь, что ребенок проникнется философским учением вперемешку с религией, то вы правильно боитесь. Ведь основу вальдорфсокй педагогики составляет религиозно-мистическое учение Штайнера — антропософия.
Мы не можем посоветовать данную методику для использования. Да, в ней есть здравое зерно, которое выражается в гуманном подходе к процессу учебы и ученикам. Но такой подход предлагают и многие другие частные школы, в которых не будет религиозно-философского учения и псевдонаучности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Формирование детского коллектива в системе специального обучения."
Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида.
Методическая разработка пропедевтического интегрированного урока "Занимательные опыты по физике и химии" (Физика, химия, ОБЖ) для 7 класса общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида
Учитель физики Колобухов А.В. Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Пропедевтический интегрированн.
Вальдорфская школа
Статья показывает опыт и работу авторской школы, пример - вальдорфская школа.
Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность.
Вальдорфские школы
Вальдорфские школы. Основатели. Обучение. Классные помещения. Занятия. Отдых. Наглядный материал при изучении темы "Школьная система Германии", 8 класс.
Вальдорфская школа
Альтернативные педтехнологии. • Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер),• представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. В этой технологии используют .
Презентация "Вальдорфские школы Германии" представлены в рамках проекта "Международная школа" как отчет о поездке группы школьников в школы (по обмену). Возможно использование в ра.
В данной статье будут представлены подходы к обучению и воспитанию детей в соответствии с принципами Штайнеровской школы. Приведена актуализация педагогических целей. Определены наиболее важные задачи современной школы. Также в статье затрагиваются вопросы стиля общения учителя и обучающегося, в частности, демократический стиль общения. Дана характеристика роли обучающегося и учителя в педагогическом процессе. Рассматривается процесс и необходимость внедрения в систему образования альтернативных моделей обучения и воспитания.
Ключевые слова: Вальдорфская, Штайнеровская педагогика, Рудольф Штайнер, антропософия, личностно-центрированный подход, процесс обучения, образование, системы образования
Быстро меняющееся современное общество предъявляет к педагогике, как к своей социальной подсистеме, новые требования. Прежде, изменение традиционного педагогического мировоззрения: главным действующим лицом в образовательном процессе становится личность обучающегося, как уникальная целостная гуманитарная система, способная развиваться сама, ориентируясь на собственные смыслы, чувства, интересы, потребности, возможности. Отсюда, образование — это не процесс усвоения знаний, умений и навыков, а изменение внутреннего эмоционально-когнитивного опыта обучающегося, связанного со всей его неповторимой индивидуальностью.
На смену традиционным авторитарным педагогическим подходам приходят гуманистически ориентированные психолого-педагогические концепции, рассматривающие человеческую личность как саморазвивающегося субъекта; отрицающие целесообразность и правомерность навязывания ей извне цели и путей развития; безусловно признающие за развивающейся личностью ответственную за свободу жизненного самоопределения; реализующиеся на основе равноправных и диалогических межличностных взаимоотношений. В истории образования было достаточно много педагогических систем, в той или иной степени отвечающих принципам гуманистического подхода; прежде всего, к ним можно отнести Вальдорфскую школу, которая заинтересовала Российское образование только с 90-х гг. XX в. Как в России, так и по всему миру действует свыше тысячи Вальдорфских школ.
Рудольф Штейнер (или Штайнер) (1861–1925) — австрийский доктор философии, педагог, лектор и социальный реформатор, автор многих сочинений (1883–1925), давший более 6000 лекций по всей Европе
(1900— 1924), основоположник антропософии и антропософского движения. Он является идейным вдохновителем и создателем, Вальдорфской школы.
Таким образом, антропософия дает человеку одновременно духовные и научные (духовно-научные) методы достижения определенных знаний.
Первая Вальдорфская школа была открыта в Германии в городке под названием Штутгарт в 1919 году. Необходимость открытия подобного учреждения была весьма обоснована.
Как и в любой другой из стран-участниц Первой мировой войны, в общем, как и во всей Центральной Европе в той или иной степени было подорвано социально-экономическое положение. Рухнули старые государственные формы. Вся Центральная Европа вынуждено оказалась на пороге новой, искусственно созданной эпохи Возрождения.
Школе была отведена миссия, через особые формы обучения и воспитания, придать социуму такую форму, которая бы отвечала всем требованиям и условиям современных реалий и в которой без особых трудностей можно найти решение накопившихся насущных проблем.
Обучение в Вальдорфской школе построено на осознании ребенком общности, тесной связи с предметом, развитии чувства сопереживания и сопричастности с окружающим его миром.
В быстро меняющемся мире с его нестабильностью и прочими особенностями следует проявлять гибкость, ответственность и занимать активную инициативную позицию. Этого возможно достигнуть благодаря идеям Рудольфа Штайнера и гармоничного слияния антропософии и педагогики. Все формируемые качества достигаются путем особого отношения к духовному, творческому развитию обучающегося. Главным субъектом деятельности становится ученик, а именно его личность. Из этого следует первый принцип Штайнеровской педагогики — спецификация учебного плана и методов по особенностям возрастных периодов. Содержание учебного плана ориентировано на потребности каждого возрастного периода. Благодаря этому подходу, школа Л. С. Выготского называла его личностно-деятельностный, в школах одна деятельность меняется на другую, совершенно противоположную: школа памяти — школа мышления, усвоение знаний в готовом виде — творческая деятельность, авторитарный стиль — равнопартнерские отношения и т. д.
Штайнеровская педагогика трактует это так «раскрытие индивидуальных дарований личности в согласии с предпосылками и побудительными мотивами, свойственными тому или иному возрасту.
Следующий, второй принцип — особый уклон на художественно-эстетический аспект в обучении и воспитании. Каждому возрастному периоду присущи свои специфические черты развития и подразумевается не только психоэмоциональная и физиологическая составляющая, но и творческая категория потенциала человека — ребенка, в какой- то степени это является одной из центральных линий личностного развития.
Проанализировав опыт Вальдорфской школы можно отметить, что её принципы и построенные на них методы обучения и воспитания могут быть успешно интегрированы в современную систему образования и без труда использоваться во благо переориентации традиционного педагогического мировоззрения. Ведь дело в том, что с течением времени образование стало не просто процессом усвоения ЗУН (знаний, умений и навыков), а целостное внутреннее изменение эмоционально-когнитивного опыта обучающегося. Но главное, что основным действующим лицом образовательного процесса становится личность обучающегося. Именно с этими изменениями сможет грамотно и эффективно помочь Вальдорфская система. Существуя с первой половины XX в. она иллюстрирует успешный опыт педагогической системы, отвечающей принципам гуманистического подхода.
- Э. А. Вишнякова Содержание и формы учебно-воспитательной работы в Вальдорфской школе в соответствии с принципами свободного воспитания // Ученые записки. — 2008. — № 1 (5).
- Сост.: К. В. Загвоздкин Вальдорфская педагогика. Гуманистический характер антропософии. Обучение есть воспитание (по трудам Рудольфа Штайнера). — М.: Амрита, ИД Шалвы Амонашвилли, 2017. — 224 с.
- М. Г. Белофост. Педагогические идеи Рудольфа Штейнера и его взгляд на преподавание всеобщей истории в средней школе. // Вестник Таганрогского государственного университета. — 1998. — № 3
- Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Учебно-метод. Пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов /пер. с финн. А. Ойттинен. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Е. Г. Речицкой — М.: Гуманитар. Издательский центр ВЛАДОС, 2016. — 175 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Вальдорфская школа, рудольф, образовательный процесс, принцип, система образования, учебный план, школа, возрастной период, главное действующее лицо, Центральная Европа.
Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.
Нет развития как такового, развития вообще.
Есть развитие одного человека. И другого,
и третьего. Четвертого, тысячного.
Сколько людей на свете есть —
столько процессов развития и должно быть
Р. Штайнер
Из истории вопроса
Вальдорфская педагогика существует вот уже более 100 лет. В ее основе лежат идеи немецкого мыслителя и педагога, доктора философии Рудольфа Штайнера. Первая вальдорфская школа открылась в 1919 г в г. Штутгарте. Учились в ней в основном дети рабочих фабрики Вальдорф-Астория – фабрика выделила на это средства. Отсюда и пошло название педагогической системы Рудольфа Штайнера, для которого социальное и материальное положение родителей его учеников, а также уровень их одаренности никогда не имели значения.
О Рудольфе Штайнере
Отношение к Рудольфу Штайнеру (1861-1925 гг.) в обществе и спустя почти сто лет после его смерти неоднозначное. 350 изданных томов, которые он оставил нам в наследство, дают достаточный материал для споров.
НА ЗАМЕТКУ
Антропософия (от греч. ἄνθρωπος — человек и σοφία — мудрость) – учение, которое представляет собой синтез мировых религий и веры в природу.
Основные идеи вальдорфской педагогики
Рудольф Штайнер был гуманистом, уважающим личность каждого ребенка, поэтому в основе его методики лежат:
- гармоничное развитие личности, сочетание духовного, интеллектуального и физического развития;
- поэтапное и неторопливое освоение материала;
- опора на органы чувств и на сенсорное познание мира – через ощущения, через внимание к предметам и деталям;
- тесное взаимодействие ученика и педагога;
- отсутствие оценок и, как следствие, конкуренции между учениками;
- любовь к природе и натуральным материалам.
Этапы обучения
- Дошкольный период. Упор на физическое развитие ребенка. Развитие его мелкой моторики через имитацию.
- Младшая и средняя школа. Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти и образного мышления через театрализацию. Обучение в начальных классах ведется без учебников.
- Старшая школа. Развитие абстрактного мышления и логики через освоение точных наук. Появление оценок.
Как выглядит вальдорфская педагогика на практике
Классическое вальдорфское школьное обучение начинается в 7 лет. Программа рассчитана на 12 классов.
Детей в классах обычно немного. Атмосфера царит спокойная и доброжелательная. Вальдорфская педагогика – ненасильственная: учитель ориентирован на то, чтобы принимать ученика таким, какой он есть, и развивать в нем нужные качества.
Основное внимание уделяется не столько наполнению ученика знаниями, сколько формированию его личности. Сферу чувств развивают с помощью таких предметов, как музыка, живопись, театр, эвритмия.
Уважая потребность малышей в физической активности, вальдорфские педагоги строят обучение таким образом, что часть материала усваивается через движение. Поэтому на уроках в вальдорфской школе ученикам предлагают не только слушать, читать и писать, но хлопать в ладоши, прыгать и играть в мяч.
Уважение к другим культурам воспитывается в процессе изучения обычаев и верований разных народов мира. Занятия проводятся в форме театрализованных представлений, в которых участвуют сами дети.
Кому подойдет вальдорфская методика
1. Детям с богатым внутренним миром, которые:
- способны долгое время заниматься одним и тем же делом;
- умеют сосредотачиваться на деталях;
- интересуются окружающими их предметами и любят взаимодействовать с ними;
- с готовностью откликаются на любую инициативу взрослых;
- покладисты и неконфликтны;
- любят сказки и с удовольствием воображают себя героями придуманных историй.
Однако таким детям трудно переключаться, им требуется время для принятия решения. Их не слишком интересуют подвижные игры и силовое взаимодействие. Им бывает сложно постоять за себя и защитить свои границы. Они ранимы и не сразу открываются посторонним. Неудивительно, что в обычном детском саду, в большой группе сверстников им некомфортно. Они зажимаются и часто болеют.
ВАЖНО
Вальдорфская педагогика заботится о таких детях и их чувствах. Дает им возможность созреть, окрепнуть морально и физически.
2. Детям, которым:
Часто таких детей с предметным мышлением считают не очень умными, и родители переживают за их будущее. На самом же деле, этим малышам просто не подходит большинство современных общеобразовательных программ, предполагающих развитое абстрактно-логическое мышление и задающих сумасшедший темп освоения учебного материала. В вальдорфской школе с этим ребенком будут говорить на понятном ему языке конкретики. Вернуться в обычную общеобразовательную школу он может, например, на этапе средней или старшей школы, когда будет к этому готов.
3. Вальдорфская педагогика подходит детям, которые не вписываются в детские коллективы и систему жестких правил и оценок, обладая при этом выдающимися интеллектуальными способностями. Такие дети, по большому счету, вообще не очень нуждаются в школе. Знания они впитывают из книг и окружающего мира, а школа им нужна только для социализации.
ВАЖНО
Вальдорфская педагогика позволяет не нагружать психику ребенка большим количеством уроков и домашних заданий, оставляя свободу для его собственных внутренних интеллектуальных процессов.
Кому не подойдет вальдорфская методика
Детям, у которых:
- ярко выражены волевые качества;
- потребность в лидерстве, первенстве и признании;
- повышенный уровень агрессии;
- большая потребность в движении, смене впечатлений и физической активности;
- высокий интеллектуальный и творческий потенциал в области науки и техники;
- нет авторитетов – они всегда идут своим путем.
В обычной общеобразовательной школе таким детям легче затеряться в толпе и сохранить свою свободу. В вальдорфской школе, с пристальным вниманием к каждому, подобному ребенку может оказаться тесно.
Ассоциация вальдорфских школ России
Видео
1. Помелов В.Б. Рудольф Штейнер и его вальдорфская педагогика (к 150-летию со дня рождения) // Вестник Вятского государственного университета, 2010. с.120-126.
Читайте также: