Проект развитие речи детей через театрализованную деятельность в доу

Обновлено: 04.07.2024

Описание материала. Предлагаю вам материал по организации театрализованной деятельности в детском саду, направленной на развитие речи детей дошкольного возраста. Материал будет полезен воспитателям всех возрастных групп детей дошкольного возраста.

Результат. К концу года наши дети
• умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
• умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
• умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
• умеют взаимодействовать с партнером по сцене; изготавливают и используют театрализованные образные игрушки из разных материалов;
• знают некоторые виды театров;
• владеют некоторыми приемами манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
• выступают перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества.
Итогом работы на всех этапах обучения является показ спектакля. Дарите детям радость театра!

Автор: Свириденкова Светлана Владимировна

Населенный пункт: Владимирская область, город Муром

Вид проекта: творческий, групповой

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Продолжительность: 6 месяцев

Проблема — Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Цель — развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

· Образовательные:

- Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей старшей группы;

- Закрепить умение логично и связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения;

- Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;

- Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, выставок;

- Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

· Развивающие:

- Развивать интонационный строй речи детей;

- Развивать речь детей как средство общения;

- Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами;

- Развивать умение согласовывать тему театрализованной игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

· Воспитательные:

- Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Актуальность:

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, нарушения в эмоционально - волевой сфере. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

Гипотеза — процесс развития связной речи детей старшей группы будет протекать наиболее успешно. Если в определенной системе использовать различные виды театрализованной деятельности.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный

Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение

основных направлений, изучение педагогической литературы

II этап – формирующий

Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность, пропаганда

педагогических знаний среди воспитателей и родителей

III этап – заключительный

Цель: анализ полученных данных, показ спектаклей, выставка изготовленных

Подготовительный этап:

- Подготовка конспектов театрализованной деятельности

- Составление рекомендаций для родителей, воспитателей

- Разработка бесед с детьми

- Подборка упражнений для развития мимики, пантомимики, жестов,

фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями

Формирующий этап - работа с детьми.

- Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

- Разучивание диалогов к сказкам.

- Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.

- Упражнения на координацию речи с движением.

- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

- Рассматривание, иллюстрирование прочитанных сказок.

- Загадки о сказках, героях сказок.

- Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

- Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка

Работа с родителями

- Рекомендации для родителей дома

- Анкетирование родителей по теме проекта.

- Еженедельное информирование о ходе проекта.

- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование

иллюстраций к сказкам).

- Чтение сказок с детьми.

- По развитию интонационной выразительности речи,

- По разучиванию диалогов между героями сказок;

- По развитию мелкой моторики

- Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и

- Обучение технике выполнения артикуляционной и дыхательной

- Знакомство с речевыми играми.

Заключительный этап – итог проекта

™ Оформление картотеки игр и упражнений по развитию мелкой моторики,

звуковой культуры речи, координации речи с движением;

Ожидаемые результаты:

- Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;

- Повысится темп развития речи в целом, общительности, самооценки, за счет

включения детей старшего дошкольного возраста в творческую деятельность;

- Раскроется творческий потенциал детей;

- У родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка.

Список используемой литературы:

2. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. Сада Артемова Л. В.;

3. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дет. Садов Маханева М. Д.;

Приложение к проекту

Анкета для родителей.

Цель: определение значения развития коммуникативных способностей старших дошкольников средствами театрально-игровой деятельности.

Является ли Ваш ребенок общительным ? Почему Вы так думаете? _________________________________________________________________

Какие черты Вас радуют в Вашем ребенке ? __________________________________________________________________

Какие черты Вас огорчают в Вашем ребенке ? __________________________________________________________________

Какими умениями должен обладать Ваш ребенок, чтобы его назвали общительным? __________________________________________________________________

Как Вы воспитываете у ребенка умение общаться ? __________________________________________________________________

Как вы считаете, для чего необходимо развивать коммуникативные способности Вашего ребенка еще в детском саду?________________________________________________________

Есть ли дома уголок для развития коммуникативных способностей Вашего ребенка

средствами театрально-игровой деятельности?

Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к театрализованной игре, домашним постановкам спектаклей? ______________________________________________________________________________

Как часто Вы уделяете время и внимание совместной театрализованной

деятельности с ребенком? ________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Диагностика детей старшего дошкольного возраста.

1. Интонационная выразительность речи.

3. Устанавливает дружеские отношения.

4. Творческие проявления.

5.Подчиняет свои интересы интересам других.

7. Действия с кукольными персонажами.

8. Координация и ловкость движений.

9. Использование выразительных средств (мимика, жесты).

Характеристика уровней

развития творческих и коммуникативных способностей детей.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:

Творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых. Ярко выраженная эмоциональность (во всех видах театрализованной деятельности). Тон речи спокойный. Дружелюбно напоминают о правилах поведения сверстникам.

В конфликтные ситуации не вступают. (3 балла)

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:

Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор. Тон речи преобладает спокойный. Взаимоотношения со сверстниками избирательные.

Конфликтные ситуации разрешаются с помощью взрослого. (2 балла)

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:

Малоэмоционален, не активен, равнодушен. Спокойно, без интереса относится к любому виду деятельности. Не способен к самостоятельности. Не умеет адекватно выражать свои мусли и просьбы. Первые вступают в конфликты. (1 балл)

Результаты анкетирования родителей.

В анкетировании участвовало 20 родителей ( 91%).

Анализ результатов анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста данной группы позволил сделать вывод о том, что большинство родителей уделяют внимание театрализованной деятельности в своей семье. У 83 % опрошенных дома имеется уголок для развития коммуникативных способностей ребенка средствами театрально-игровой деятельности, но лишь 57% родителей устраивают вместе с ребенком домашние театрализованные представления.

Из анкет родителей видно, что общительность свойственна детям старшего дошкольного возраста, она замечается родителями и поощряется как жизненно необходимое качество.

Таким образом, можно констатировать, что родители, в основном, ориентируются на инициативу ребенка в общении и владение вербальными средствами.

Результаты диагностики детей старшей группы.

В диагностике участвовало 25 детей (100%).

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что в старшей группе МБДОУ д/с № 5 большая часть детей 39% имеет средний уровень сформированности коммуникативных и творческих умений, 14% имеют высокий уровень и 53% имеют низкий уровень сформированности коммуникативных и творческих умений. 42% детей эмоционально отзывчивы. Большинство детей продемонстрировали знание норм и правил поведения. В конфликты вступают редко. 38% детей в конфликтных ситуациях умеют уступать, не кричат.

Только 8 детей (36%) могут принимать на себя роли, владеют способом ролевого поведения, соблюдают ролевого соподчинения, участвуют в ведении ролевых диалогов, проявляют инициативу по обогащению сюжета. Не все дети могут адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) художественный образ героя, обустроить место для самостоятельной театрализованной игры. Большинство детей не используют в роли интонацию, мимику, атрибуты и реквизиты, не имеют простейших представлений о театральных профессиях.

Проанализировав результаты диагностики, я сделала вывод: для того чтобы совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей старшей группы, ее грамматический строй, активизировать словарь ребенка, способность понимать и передавать эмоциональное состояние другого человека, умение вжиться в образ, необходимо вовлекать детей в театрализованную деятельность.

Новый документ “Об образовании в Российской Федерации” внес изменения не только в существующую систему обязательного среднего образования, высшего образования и научную деятельность, но и в систему дошкольного образования.

В каждом временном периоде развития страны происходят социально-экономические преобразования, которые должны вести к серьезным изменениям в системе образования в целом.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания является закономерным.

Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения и дошкольное учреждение призвано создать все условия для физического, интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи, коммуникативных навыков.

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Театрализованная деятельность, к тому же, предполагает объединение взрослых (не только педагогов, но и родителей воспитанников) и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества.

В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса .

В своей работе, решая задачу развития речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность, мы используем два вида театра: кукольный и драматический.

Драматический театр существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых:

а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли;

б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета.

Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, я имею в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Цель :

Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

формировать грамматический, лексический строй речи;

развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;

пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов.

воспитывать чуткость к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями;

развивать мелкую моторику рук;

формировать умение воплощать услышанное в инсценировках;

создание и совершенствование развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.

Участники проекта:

Дети старшей группы (5 - 6 лет)

Тип проекта: педагогически – творческий.

Срок реализации – долгосрочный сентябрь 2019 -май 2020год.

Этапы проекта:

Ожидаемый результат:

Разработана система развития речи детей через театрализованную деятельность.

Создана развивающая предметно-пространственная среда.

Повышение активности родителей в жизни группы.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста

включает в себя следующие разделы:

игры в кукольный театр;

игры- представления (спектакли);

Значение театрализованной деятельности:

помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств.

появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

совершенствует артикуляционный аппарат.

формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса.

позволяет формировать опыт социального поведения.

стимулирует активную речь.

Содержание деятельности:

Упражнения на воображение.

Упражнения на имитацию движений.

Упражнения на активизацию словарного запаса.

Упражнения на интонационную выразительность.

Упражнения на формирование разговорной речи.

Игры со словами и без слов.

Театрализованные игры с героями:

Показ театрализованных представлений – кукольный театр, элементы драматизации.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

План реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

планирование основных мероприятий.

2. Основной этап:

Практический – работа с детьми.

3.Заключительный этап.

показ театрализованного представления с участием детей.

Оценка эффективности проекта:

положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;

повысился интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности;

обогатился игровой опыт детей;

детско-родительские отношения оптимизировались, улучшилось качество, воспитательного - образовательного процесса.

Результат проделанной работы:

1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3. Расширились представления детей об окружающей действительности.

4. Обогатился и активизировался словарь детей.

5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

6. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

Рекомендации родителям:

1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.

2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.

3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.

4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.

5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.

6. Посещение театров.

Список литературы:

Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.

Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] /Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. — М.: Просвещение, 1994. – 128с.

Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.

Содержание работы

Разработка плана работы.

Знакомство детей с разными видами театров, с профессиями людей работающих в театре.

Формировать умение действовать фигурками, проговаривать ролевой текст.

Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

Формировать умение, с помощью мимики и жестов, показывать черты характера и поведение персонажей смелый, трусливый, глупый, осторожный.

Работа с настольным театром.

Показ детьми отрывков из произведений .

Отгадывание загадок о животных.

Упражнение на развитие воображения

Передавать черты характера через мимику, жесты (весёлый, добрый, смешной, озорной)

Упражнения на имитацию движений

Упражнение на развитие интонационной выразительности:

1

Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии.

2

Цель: развитие речи, через театрально-игровую деятельность.

  • развивать речь детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность;
  • активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;
  • улучшить диалогическую речь, ее грамматический строй.
  • развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
  • углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
  • совершенствовать пропаганду театрализованной деятельности среди воспитателей и родителей.

Актуальность: решение вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, развитие творческих и речевых способностей ребенка, самореализация творческой деятельности, через театрализованные постановки.

Направленность: познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.

Вид проекта: творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Продолжительность: долгосрочный – учебный год.

  • повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
  • позитивное взаимодействие детей в коллективе;
  • правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
  • раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
  • целостное воздействие на речевую систему;
  • речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

3

1 этап – поисковый.

Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений.

2 этап – констатирующий.

Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач, связанных с развитием речи, их готовность к работе.

3 этап – формирующий.

Цель: изучение педагогической литературы: разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью.

4 этап – аналитический.

4

5

Содержание воспитательно-образовательного процесса.

Основная идея – идея развивающего обучения.

Строя свою образовательную работу, я опиралась на рекомендации таких авторов: А.В.Щеткин, Т.Н.Доронова, Н.Ф.Губанова.

6

7

Формы работы с детьми:

8

9

Методы и приемы:

  • Творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах).
  • Игры-драматизации.
  • Беседы после просмотра спектаклей.
  • Упражнения по дикции.
  • Игры-превращения.
  • Упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы.
  • Театральные этюды.
  • Репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Использование разнообразных средств: театральный уголок в группе, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

10

Работа с родителями:

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

11

12

Формы взаимодействия работы с родителями:

13

14

Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.

Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями.

- создание картотеки театрализованных игр;

- помощь в организации предметно-развивающей среды;

- работа с учебными наглядными пособиями;

- праздники и развлечения;

15

1. В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.

2. Идея – не навреди.

16

Продуктами проектной деятельности являются:

17

18

19

20

Средствами театрального искусства развивать творческие и речевые способности детей в тесной взаимосвязи с участниками образовательного процесса.

См. приложение № 13.

1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

2. Развитие речи, мимики, жестов.

3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.

1. Повышение профессионализма.

2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

3. Личностный профессиональный рост.

1. Повышение уровня личностного сознания.

2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

1. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

2. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности.

3. Создание картотеки театрализованных игр. См. приложение № 14.

21

22

Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это весело и занимательно. В результате возникающего интереса к таким видам деятельности, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой, повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.

Таким образом, развитие речи детей осуществляется через театрально-игровую деятельность, и ведёт к единой цели – ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.

Читайте также: