Является ли музыкальная школа внеурочной деятельностью

Обновлено: 05.07.2024

Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Педагоги трактуют ее как занятия в кружках и спортивных секциях, посещение музеев, театров, экскурсий и выставок классом и так далее. В общем, это любые мероприятия, которые учитель проводит со своими учениками не во время уроков, а до или после них. То есть даже классный час, по большому счету, является внеурочкой.

Соответственно ее можно условно разделить на несколько разных видов:

  • игровой (коллективные игры);
  • спортивно-оздоровительный;
  • познавательный (кружки и факультативы);
  • досугово-развлекательный (тренинги);
  • творческий (рисование, музыка, сценическая деятельность);
  • трудовой (субботники или профориентация);
  • краеведческий (туризм);
  • военно-патриотический.

Обычно, при разработке учебно-воспитательного плана вся школа и конкретные учителя организовывают разные виды внеурочки. В школе создают кружки разной направленности, факультативы и спортивные мероприятия. Также планируется культурная часть, в которую входят различные концерты и утренники к знаменательным датам.

Еще при школе могут действовать различные творческие коллективы, например хор или танцевальный ансамбль.

Но разве участие детей в таких мероприятиях является обязательным?

Добровольно-обязательная деятельность

внеурочная деятельность учащихся является частью основной образовательной программы любого общеобразовательного учреждения (школы, лицея, гимназии).

То есть помимо уроков школьники должны обязательно посвящать свое время внеурочке. По нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 такая дополнительная нагрузка на школьников не должна превышать 10 часов в неделю, вне зависимости от года обучения (с 1-го по 11-й классы). Кроме того, по ФГОС нагрузка распределена таким образом:

  • на уровне начального образования — до 1350 часов в год;
  • на уровне основного общего образования — до 1750 часов в год;
  • на уровне среднего образования — до 700 часов в год.

Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Это означает, что направление внеурочной деятельности может выбрать сам ученик или его родители. И если ребенок посещает спортивные секции, театральную студию или любые кружки вне школы, его не могут обязать заниматься внеурочкой еще и в школе.

Если же таких внешкольных занятий нет — посещение внеурочки является, по мнению Минпросвета, обязательным. А вот что конкретно ему посещать — добровольный выбор ребенка и его родителей.

Обратите внимание! Все кружки и факультативы ребенок должен посещать только добровольно и исключительно на основании заявления, написанного родителями или иными законными представителями на имя директора школы.

Что такое внеурочные занятия в школе, чем они отличаются от дополнительных платных кружков и должны ли дети посещать их в обязательном порядке? Этот вопрос нам задают из года в год. Еще раз — разбираемся вместе с юристом Дарьей Николаевой.

Вопрос. В школе есть внеурочные занятия, и детей заставляют их посещать. В противном случае учитель грозится поставить двойку. Что делать? Обязательно ли посещение таких уроков?

Ответ. Содержание образования в школах и дошкольных учреждениях определяется образовательными программами. Законом об образовании установлено два вида образовательных программ: основные и дополнительные.

Законодатель считает, что полное освоение основных образовательных программ невозможно без осуществления дополнительной внеурочной деятельности.

Министерство поясняет, что суть общего образования определяется основной образовательной программой школы. При этом основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Порядок реализации внеурочной деятельности фиксируется в плане внеурочной деятельности школы. План внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы и обязателен к исполнению. То есть обязательными для посещения являются только те занятия, которые предусмотрены образовательной программой и учебным планом (документы можно найти на сайте школы).

  • добросовестно осваивать образовательную программу;
  • выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия.

Таким образом, посещение дополнительных занятий является для учеников обязательным ввиду того, что внеурочная деятельность входит в систему обязательной общеобразовательной программы.

Внеурочные занятия могут проводиться в форме различных кружков, секций, факультативов, соревнований, олимпиад и т. д.

Внеурочная деятельность планируется, разрабатывается и утверждается самостоятельно на базе конкретного образовательного учреждения с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона, образовательных стандартов и требований законодательства.

Продолжительность внеурочных занятий не может превышать 50 минут в день для учащихся 1–2-х классов и 90 минут — для остальных классов

При этом внеурочные занятия могут проводиться как в учебное время, так и в период каникул, выходных и нерабочих праздничных дней.

Дополнительные самостоятельные занятия ребенка в спортивных секциях, музыкальных школах, с репетиторами и т. п. могут замещать внеурочные занятия исходя из внутренних положений школы о внеурочных занятиях. В данном случае необходимо обратиться к директору школы с соответствующим заявлением.


Что делать, если мне не нравятся внеурочные занятия в школе?

Если у ребенка по каким-либо причинам отсутствует возможность посещения дополнительных занятий, обратитесь к директору школы с письменным заявлением об освобождении от внеурочных занятий с обоснованием причины (например, состояние здоровья, если это спортивные секции).

Следует помнить, что школа не может требовать от родителей платы за проведение внеурочных занятий и поставить двойку за это не могут, но беспричинный пропуск будет приравнен к прогулу обычного урока.

Если в школе нарушаются права ребенка, связанные с проведением внеурочных занятий, родителям следует обратиться к директору школы в письменной форме. Лучше, если заявление будет коллективным.

Если директор школы не принял никаких мер по вашему обращению, обратитесь с таким же заявлением в Департамент образования по месту нахождения школы. Если обращение в департамент не принесло результатов, обращайтесь в Министерство образования или в прокуратуру.

Примечание.

Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования

В нашем современном мире, к сожалению, падает интерес к классическому художественному и музыкальному искусству, наши дети, стали жертвами массовой популярной культуры, роль внеурочной работы в музыкальных школах возрастает в значительной степени. Преподавание в музыкальной школе направлено на всестороннее развитие личности детей, формирование их мировоззрения, воспитание культуры чувств. Внеурочная работа с обучающимися детской музыкальной школы понимается как деятельность, которая способствует подъему общей музыкальной культуры детей, формированию духовных интересов и убеждений.

Организовывая внеурочные мероприятия, ученики получают возможность свободно реализовать свои художественные идеи, приобретают навыки и умение оценивать результаты своей творческой деятельности, понимать и чувствовать искусство, формировать свой собственный музыкальный вкус.

Внеурочная работа имеет выраженную воспитательную и музыкально-эстетическую направленность. В ее основе лежит совместная деятельность педагога и родителя, ученика и педагога, ребенка и родителя.

Процесс организации и функционирования внеурочной работы формируется в музыкальных школах индивидуально, исходя из опыта работы и творческой активности преподавателей. Потому формы внеурочной работы могут быть довольно обширны и многообразны, но обязательно наполнены глубоким, богатым внутренним содержанием, что дает благоприятные результаты, как для детей, так и для преподавателей.

Целью внеурочной работы в музыкальной школе является:

формирование и развитие музыкального мышления, эстетического и художественного вкуса,

умение реализовать себя в коллективной деятельности

научить понимать, чувствовать, различать искусство

Задачи внеурочной деятельности:

приобщение обучающихся к высоким культурным ценностям

развитие собственных видений художественных образов и воплощение их с помощью музыки.

развитие музыкальных и творческих способностей, личностного потенциала обучающихся

создавать условия для самореализации учеников в разных видах деятельности

формирование интереса к национальной культуре

организация совместного проведения досуга детей и родителей

воспитание детей на общечеловеческих духовных ценностях

формирование понимания и поддерживания нравственных устоев

развитие самостоятельности и познавательной активности

приобщение к творческому наследию выдающихся композиторов, музыкантов, писателей, художников.

Формирование эстетического отношения к искусству и окружающему миру в целом

Рассмотрим организацию и функционирование внеурочной работы на примере Осиновской музыкальной школы, которая делится три формы.

1 форма – это участие учеников во всевозможных концертах:

Концерты – лекции, посвященные композиторам

Концерты посвященные юбилейным датам

Концерты – посвящения в первоклассники

Концерты для родителей

Агитационные концерты в детских садах

Участие в школьных конкурсах

Концерты посвященные выпускникам

Участие в концертах всегда волнительно для ребенка любого возраста. Выступая на сцене, дети учатся справляться со сценическим волнением, формировать способность справедливо оценивать собственное выступление и выступление своих сверстников, овладевать собой перед большой аудиторией, чувствовать ответственность.

Участвуя во всех этих столь важных и желанных для детей концертах, формируется добросовестность в отношении к занятиям, хорошая успеваемость и активность в повседневной работе. Ощутить себя артистом, пережить творческий подъем, почувствовать благодарность слушателей – все это мощный стимул для самоутверждения и самореализации личности ребенка, на что в конечном итоге и направлена вся деятельность детской музыкальной школы.

Концерт – важное средство художественного воспитания ребенка!

2 форма – это посещение учениками и преподавателями концертные залы г. Казани:

ГБКЗ им. С.Сайдашева

КАРБДТ им. Качалова

Концертные залы КГК им. Н.Г.Жиганова

Очень важное место в формировании художественного воспитания ребенка лежит не только участие им в концертной жизни школы, но и посещение концертных залов. Многие дети в нашей школе, к сожалению, не слышали народного оркестра, симфонического оркестра. Не знают звучание органа или балалайки бас. Не видели никогда балет. Многие родители в нашем поселке не могут сами водить своих детей на концерты, спектакли и балеты, но с удовольствием соглашаются на наши организованные поездки в ведущие концертные залы города Казани. Последние несколько лет, наша школа покупает абонементы для детей в ТГФ им. Г.Тукая, ГБКЗ им. С.Сайдашева.

Посещая концерты вместе с учениками, я замечала, что после этого у них возрастал интерес к классической музыке, они с удовольствием слушали, а потом бурно обсуждали услышанное между собой. Делились впечатлениями и с нетерпением ждали нового концерта.

После посещения таких концертов значительно увеличивался рост в их собственной игре на инструментах. У них появились новые кумиры, на которых они хотели быть похожи. Такие концерты дают толчок для серьезного обучения музыкой, не только для общего развития, но и дальнейшего профессионального образования.

3 форма – это классное чаепитие.

В отличие от общеобразовательной школы, уроки в музыкальной школе проходят в основном индивидуально, что препятствует общению между обучающимися в классе. Классное чаепитие сближает не только учеников между собой, но и между преподавателем. Организовывая чаепитие, нужно заранее подготовить развлекательную программу, в которой все ученики будут участвовать.

Приведенные выше формы внеурочной работы имеют одно предназначение, содержащие в себе основные функции дополнительного образования: творческую, воспитательную и познавательную.

Исходя из выше представленного можно сделать следующие выводы. Организовывая внеурочную работу с обучающимися ребятами в детской музыкальной школе, позволяем им получить новую, дополнительную информацию. Проявлять свои исполнительские качества, что повышает самооценку учащихся. Расширить свой музыкальный кругозор, свое творческое мышление, сформировать свой музыкально-художественный вкус. Проявлять свои способности сотрудничества в группе, коллективе, объединённые общей целью. Участвовать в мероприятиях вместе с друзьями и преподавателями, что позволяет им ощущать равноправие, собственную значимость. А самое главное иметь возможность участвовать в концертной деятельности, независимо от уровня музыкальных и творческих способностей.

Читайте также: