Бюджет детского сада из чего состоит

Обновлено: 04.07.2024

Цель курсовой работы - выявить проблему финансирования деятельности бюджетных учреждений и найти пути совершенствования системы финансирования обеспеченности дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения данной цели определены следующие задачи.
1. Рассмотреть сущность и функции финансов в бюджетных учреждениях.
2. Выявить проблемы финансирования дошкольных учреждений.
3. Рассмотреть пути решения по совершенствованию системы финансового обеспечения дошкольного учреждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРИВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ.
1.1 Содержание бюджетных расходов на образование……………………. 6
1.2 Порядок финансирования бюджетных образовательных учреждений……16
2. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
2.1 Особенности бюджетного финансирования дошкольного образования в РФ……………………………………………………………………………………26
2.2 Финансирование дошкольного образования РФ в 2010-2011г………..49
2.3 Бюджетные расходы на дошкольное образование на региональном уровне…………………………………………………………………………………53
3.ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………

Вложенные файлы: 1 файл

НОВКУРС.docx

Цели – повысить качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств; снять устаревшие и избыточные ограничения в работе социальных учреждений страны; переориентировать их на запросы и интересы граждан России. Для бюджетных учреждений будут установлены государственные задания на оказание услуг с четким описанием их объема, требований качества, условий их предоставления.

При этом расширится финансовая самостоятельность ОУ, более эффективным станет управление ресурсами. Ведь каждое учреждение (в лице директора, коллектива, управляющего совета) будет само определять, как именно израсходовать полученную субсидию. Для этого будет составлен план финансово-хозяйственной деятельности. Каждое ОУ опубликует его на своем официальном сайте.[5]

Финансирование образовательных учреждений не сокращается. Все, что предоставлялось на бесплатной основе, в соответствии с образовательными программами, по которым работают учреждения, сохраняется. Рассматривать психологов и логопедов как специалистов, оказывающих какие-то дополнительные услуги, — неправильно. Это специалисты, находящиеся в штате дошкольных учреждений, и их занятия с детьми входят в образовательную программу.

Учреждения также имеют право предоставлять и дополнительные платные услуги, и это никакое не новшество. Если услуга востребована родителями, то почему бы и нет? В детском саду это может быть, к примеру, ритмика. В образовательной программе такого занятия нет, но родители хотели бы, чтобы с их детьми занимался специалист после окончания основных занятий. Дополнительная платная услуга не подразумевает замену каких-то ранее бесплатных занятий, входивших в образовательную программу. Это что-то принципиально другое, новое. Право предоставления таких услуг должно быть зафиксировано в Уставе учреждения, в его лицензии на образовательную деятельность. Оплата этих занятий происходит путем перечисления средств на лицевой счет учреждения, в соответствии с условиями договора, заключенного с родителями. Только так это может быть организовано.

Таким образом, перевод конкретных федеральных бюджетных учреждений на новый порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания путем предоставления им субсидий из бюджета зависит от решения учредителя, которое может быть принято начиная с 1 января 2011 года до завершения переходного периода (за исключением тех федеральных бюджетных учреждений, которые становятся казенными в силу статьи 31 Закона). В отношении бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений такое решение принимается законом субъекта РФ и муниципальным нормативно-правовым актом.[5]

2 . БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечивается воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровления всех воспитанников.

2.1 Особенности бюджетного финансирования дошкольного образования в РФ.

В отношении дошкольных образовательных учреждений финансовое обеспечение ложится на местный бюджет. В тех случаях, когда речь идет о реализации программ дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях, часть расходов возлагается на бюджет субъекта Российской Федерации, который финансирует расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.

Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности, система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:

1. За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ ( государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения.

Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.

2. Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.

3. Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.

Расходы родителей дотируются за счёт средств муниципалитетов, используя заявительный порядок и систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ.

4. Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

5. Финансирование ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.

Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, перспектива развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро – и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организации. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета. Аналитическая функция управления призвана обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии субъекта хозяйствования, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы.

Цель исследования изучить особенности финансирования бюджетных организаций сферы дошкольного образования. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы деятельности и источники финансирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования.

2. Дать характеристику деятельности дошкольного учреждения на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада№ 62 комбинированного вида.

3. Провести анализ утвержденного и фактического использования финансирования деятельности дошкольного учреждения за 2014г.

4. Изучить современные проблемы и перспективы финансирования и деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования.

5. Дать рекомендации по совершенствованию финансирования и деятельности на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного вида.

Объектом исследования в работе выступает муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62 комбинированного вида.

Предметом исследования в работе является финансовые отношения, связанные с изучением особенностей финансирования дошкольного образовательного учреждения. Временной период исследования – деятельность учреждения детского сада № 62 комбинированного вида за 2015 г.

Для написания работы были использованы следующие методы: метод логического анализа, метод статистического анализа, экономико - математические методы, метод графического анализа и др.

Методической основой для написания работы явились следующие группы информационных источников: нормативные документы; учебная литература; материалы периодических изданий; электронные ресурсы.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в финансовой деятельности дошкольного образовательного учреждения (на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного вида за 2015г.).

В главе 1 показаны экономическая сущность и основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования.

В главе 2 проведен анализ финансирования бюджетного учреждения сферы дошкольного образования (на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного вида.

В главе 3 даны рекомендации по совершенствованию финансирования бюджетной организации МБДОУ детского сада № 62 комбинированного вида.

Работа представлена на 58 страницах, включает в себя введение, 3 главы, заключение и список литературы, состоящий из 22 источников. Для наглядности изложения материала в работе представлено 2 таблицы.

Глава 1. Экономическая сущность и основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования

1.1. Нормативная база функционирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования

Образование по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека. Большую часть своего детства ребенок проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в детском саду, школе - опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия,

В процессе формирования нормативной основы функционирования дошкольного учреждения каждый руководитель в своей управленческой деятельности должен руководствоваться следующими документами организационной направленности:

1) решением вышестоящих организаций о создании дошкольного образовательного учреждения (приказ);

3) свидетельством о государственной аккредитации государственного образовательного учреждения;

6) лицензией на правоведения образовательной деятельности;

7) контрактом и свидетельством на право оперативного управления земельным участком и зданием (ст. 48, 51 ГК РФ);

8) свидетельством о присвоении ИНН (ст. 19 НК РФ);

9) свидетельством о регистрации территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ (ПРФ, Фонда социального страхования РФ (ФСС).

Правовой статус современного дошкольного образовательного учреждения определяют такие факторы, как:

наличие прав юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, т. е. статус, подтвержденный документально свидетельством о государственной регистрации;

наличие права на ведение образовательной деятельности;

прохождения лицензирования, государственной аккредитации и аттестации.

Чтобы получить право осуществлять свои функции, дошкольное образовательное учреждение должно пройти регистрацию уполномоченным органом. Процедура регистрации предоставляет право дошкольному образовательному учреждению статус юридического лица, необходимый для ведения самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающей воспитательно-образовательный процесс, предусмотренный Уставом ДОУ.

В связи с новым Трудовым кодексом РФ разработка локальных документов и их оформление является одним из аспектов управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Локальные акты юридически обеспечивают упорядоченность всей деятельности учреждения, придают юридическую силу органам самоуправления и дают возможность развитию Управляющего коллектива.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ руководитель вправе принимать локальные нормативные акты, в пределах своей компетенции, которые не противоречат законам или иным нормативно-правовым актам. Любой локальный нормативный акт, принимаемый в учреждении, подлежит правовой экспертизе.

При подготовке локальных актов соблюдаются требования, обеспечивающие юридическую силу документов. Состав документов, образующих в процессе деятельности ДОУ, определяется:

его компетенцией и функциями;

кругом управленческих действий;

порядком разрешения вопросов (единоначальный или коллегиальный)

характером взаимодействия между общеобразовательными учреждениями и другими организациями.

Документальную основу деятельности ДОУ составляют обязательные базовые документы, которые поступают от вышестоящих организаций.

В процессе документационного обеспечения управления дошкольным образовательным учреждением руководители должны использовать государственные и ведомственные нормативные акты, а также вновь издаваемые законодательные документы, отражающие специфику деятельности конкретного ДОУ.

Государственная политика в области образования отражена в ряде правовых документов, действующих на территории Российской Федерации. К ним относят:

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Дошкольное образовательное учреждение издает следующие локальные акты, регламентирующие его деятельность: Устав; договор с Учредителем; приказы и распоряжения заведующего; Правила внутреннего трудового распорядка; Коллективный договор; Положение о премировании, надбавках и доплатах; трудовой договор; договор ДОУ о сотрудничестве с родителями (законными представителями); Положение о Попечительском совете; Инструкция об охране жизни и здоровья детей;

штатное расписание; графики работ сотрудников; планы работ учреждения.

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Финансирование образовательных организаций осуществляется из регионального и местного бюджетов и рассчитывается исходя из среднегодовой численности воспитанников на текущий год.

Краевые средства направляются на финансирование расходов по оплате труда работников общеобразовательных организаций, расходов на приобретение учебников и учебных, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и хозяйственных нужд (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов).

Муниципальный бюджет обеспечивает расходы на содержание имущественного комплекса.

В рамках выделенного финансирования учреждением составляется план финансово-хозяйственной деятельности на год, а по итогам года формируется отчет, которые размещаются на официальном сайте дошкольного учреждения, где родители (законные представители) ребенка могут беспрепятственно ознакомиться с ними.

Согласно части 1 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

При образовавшейся экономии средств руководитель распоряжается ими по своему усмотрению, направляя денежные средства на те или иные нужды вверенного ей учреждения.

Вместе с тем, управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (часть 2 статьи 26 Закона об образовании), поэтому в дошкольной образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Решения коллегиального органа не всегда подлежат обязательному утверждению руководителем образовательной организации с изданием соответствующего приказа. В этом случае они позиционируются как рекомендательные решения.

В целях учета мнения обучающихся, родителей воспитанникови педагогических работников детского сада по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей и педагогических работников в детском саду создаются советы родителей или иные органы, например, родительские собрания.

На заседаниях советов родителей или родительских собраний могут вноситься предложения по защите прав и интересов детей, родителей, педагогов, по улучшению материально-технической базы группы, учреждения. Решения на заседаниях этого коллегиального органа принимаются простым большинством голосов.

Если решения советов связаны с непредвиденными расходами, то дошкольная организация вправе привлекать граждан и юридических лиц к оказанию образовательному учреждению благотворительной, добровольческой (волонтерской) помощи, в том числе путем перечисления денежных средств на внебюджетный счет детского сада.

Из опыта работы дошкольных учреждений города Златоуста Челябинской области


(Печатается с сокращениями)

УЧИМСЯ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ФИНАНСАМИ

Распорядитель кредитов

Переход дошкольных учреждений на хозяйственную самостоятельность повлек за собой изменения в содержании управленческой деятельности руководителя. Впервые за многие годы заведующий становится полноправным распорядителем кредитов от имени своего учреждения.

Распорядитель кредита — это юридическое лицо, в распоряжение которого выделены средства из государственного бюджета для использования по целевому назначению согласно утвержденным сметам расходов. От имени юридического лица выступает должностное лицо (как правило, руководитель или его заместитель), имеющее право распоряжаться средствами в соответствии с их назначением. Распорядитель кредитов (первая подпись) и главный бухгалтер (вторая подпись) имеют право подписывать документы на использование средств. Без этих подписей документы считаются недействительными и к исполнению не принимаются.

Став распорядителем кредитов, руководитель, с одной стороны, значительно расширил свои административно-хозяйственные права, с другой стороны, взял на себя серьезную ответственность за организацию работы учреждения, встал перед необходимостью управлять финансово-экономической деятельностью детского сада.

Источники финансирования

Основные источники финансирования дошкольных учреждений — местный бюджет (или ведомственный бюджет) и родительская плата. По действующему законодательству размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребенка, а для многодетных семей — 10%. Кроме этого, для различных категорий семей действует целый ряд льгот, согласно которым родительская плата значительно снижена или совсем отсутствует. Поэтому общая доля родительских средств в бюджете обычного детского сада, как правило, не превышает 10%. Таким образом, большая часть затрат на содержание детей в муниципальном учреждении покрывается местным (городским, районным) бюджетом.

Помимо основных источников финансирования, выделяют дополнительные, значение и роль которых в обеспечении жизнедеятельности учреждений возрастают после выхода на хозяйственную самостоятельность. Одновременно с этим расширяются и возможности привлечения дополнительных средств. К ним относятся:

— плата предприятий за долевое содержание детей (в тех территориях, где она введена);
— плата родителей за дополнительные образовательные услуги;
— доходы учреждения от предпринимательской деятельности;
— благотворительные пожертвования предприятий и граждан;
— денежные выплаты из различных общественных фондов и другие.

Средства, полученные из дополнительных источников, называют внебюджетными.

Привлечение дополнительных источников финансирования — особое направление работы заведующей, успешность которой во многом определяется уровнем компетентности и профессионализма руководителя, его умением устанавливать контакты с другими людьми, умением быть находчивым, убедительным, обаятельным.

Смета расходов

Управление финансово-экономической деятельностью начинается с детального изучения индивидуальной сметы расходов дошкольного учреждения.

Смета расходов составляется по единой типовой форме на основании нормативных документов и методических рекомендаций по составлению смет, а также показателей работы по конкретному учреждению.

Производственные показатели отражают количество групп, число детей, число дней пребывания одного ребенка в детском учреждении.

По бюджетной экономической классификации, введенной в действие с 1 января 1995 года, все расходы в смете группируются по расходным статьям:

(табл. см. в газете)

Смета расходов состоит из трех разделов.

В первом разделе указывают наименование и адрес учреждения, раздел бюджетной классификации, по которому осуществляется финансирование и дается свод расходов с поквартальной разбивкой.

Во втором разделе рассчитывают производственные показатели и приводят общие сведения об учреждении (количество зданий, их площадь, объем).

В третьем разделе приводят расчеты к смете.

Смета расходов утверждается руководителем и является основным документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, предназначенных на содержание учреждения.

Бюджетные ассигнования (выделение денежных средств) устанавливаются главными распорядителями кредитов на основании сметы расходов либо в соответствии с нормативом бюджетного финансирования на одного ребенка в тех территориях, где такой норматив утвержден.

Нормативное финансирование

Так в Златоусте местный норматив финансирования определяется исходя из той суммы средств, которую бюджет в состоянии выделить на образование с учетом принятых в городе повышающих коэффициентов. Повышающие коэффициенты введены для санаторных групп (1, 2), для комбинированных дошкольных учреждений (2, 0), для детских садов компенсирующего вида (3, 0).

Анализ платежеспособности

Изучив смету расходов, необходимо прежде всего выяснить, хватит ли учреждению денег, чтобы покрыть все запланированные расходы. Для этого проводится анализ платежеспособности.

Анализ платежеспособности — это предварительный анализ, который следует проводить в начале года, квартала, а если понадобится, то и месяца, для того чтобы в случае недостатка средств своевременно скорректировать расходы.

Иногда бывает необходимо сравнить платежеспособность учреждения за ряд временных периодов (поквартально, за несколько лет). В условиях инфляции такое сравнение можно сделать только в процентном отношении или с применением коэффициента, потому что абсолютные цифры будут неравнозначными (всем понятно, что 1 рубль в начале года и 1 рубль в конце года совсем не одно и то же).

Коэффициент платежеспособности рассчитывается по формуле

где А — сумма предстоящих доходов,
В — сумма предстоящих расходов.
Если К пл. или = 1 — учреждение платежеспособно.

Анализ поступления и использования финансовых средств

Если учреждение оказывается неплатежеспособным, необходимо проанализировать причины этого. В самом общем виде причин может быть две:

1) Средств выделено недостаточно.
2) Расходы учреждения необоснованно завышены.

Выяснить, правильно ли определены суммы бюджетных поступлений на содержание детей, можно только познакомившись с системой распределения средств в вашем регионе. Во всяком случае, следует выяснить, что учреждение получает не меньше, чем другие, однотипные. В настоящее время в общем-то всех финансируют недостаточно, но, может быть, в вашем учреждении есть какое-то отличие от других, которое требует объективно больших затрат. В таком случае это отличие нужно найти и доказать финансирующим органам, что сумма бюджетных поступлений должна быть увеличена. Например, один из отдаленных детских садов г. Златоуста платит за отопление в 5 раз больше, чем все остальные, потому что котельная поставщика тепла работает на мазуте. Это объективная причина значительного недостатка средств, выделяемых по нормативу на одного ребенка. Значит, для этого детского сада должен быть введен повышающий коэффициент.

Для того чтобы выяснить, не завышены ли расходы по вашему учреждению, необходимо тщательно проанализировать смету. Самый простой, но и поверхностный способ — сравнить расходы по видам платежей с однотипными учреждениями. Однако важно учесть, что и в этих учреждениях расходы могут быть завышены. Как показала практика, почти во всех учреждениях образования г. Златоуста были значительно завышены расходы на коммунальные услуги. Долгое время обоснованность платы, предъявленной по договорам, никто не проверял. А тем временем в договорах проставлялись завышенные объемы помещений и расценки превышали предельную норму. Таким образом, чтобы не допускать завышения затрат, необходимо контролировать, за что, сколько и на каком основании платит учреждение.

Для того чтобы иметь четкую картину финансового положения детского сада, руководителю следует ежемесячно анализировать поступление и использование финансовых средств, сравнивать их с плановыми цифрами и выяснять причины отклонений от плана, что позволит своевременно принимать правильные управленческие решения. Сделать это можно, изучая бухгалтерские документы, но удобнее в работе иметь такие сведения под рукой в сводных таблицах, которые заполняются данными из бухгалтерского учета.

Таблица анализа поступления финансовых средств

Таблица анализа использования финансовых средств

Производственные показатели:

Среднесписочное число детей —
Дней функционирования —
Стоимость содержания одного ребенка за месяц —
Средняя стоимость питания одного ребенка в день —

При нормальном финансовом положении учреждения

А > или = С,
где А — сумма фактических доходов,
С — сумма фактических расходов.

Дополнением к таблице анализа поступления финансовых средств может служить

Таблица анализа льгот по родительской плате и финансовых возмещений

В настоящее время действуют льготы:

для детей афганцев — 50%-ная скидка;
для детей из многодетных семей — 50%-ная скидка;
для детей чернобыльцев — 50%-ная скидка;
для детей-инвалидов, детей с отклонениями в физическом и психическом развитии — 100%-ная скидка;
для родителей — инвалидов 1-й и 2-й групп — 50%-ная скидка.

Из них возмещаются:

льгота для афганцев — через горфинуправление;
льгота для чернобыльцев — через горфинуправление.

Администрацией г. Златоуста дополнительно установлены льготы:

для малоимущих работников бюджетной сферы и опекунов — 50%-ная скидка (возмещается из фонда социальной защиты);
для малоимущих многодетных семей — 50%-ная скидка сверх правительственной льготы (возмещается из фонда социальной защиты);
для работников дошкольных учреждений, имеющих с 1-го по 4-й разряды оплаты труда — 50% (не возмещается).

Возмещение из указанных источников производится по предоставлению детским садом необходимых документов.

Хороший хозяин не позволит себе быть должником, к тому же это может обернуться существенными убытками в виде штрафов. Для анализа расчетов с поставщиками лучше иметь отдельную таблицу, которая заполняется ежемесячно. Особенно тщательно и часто необходимо отслеживать расчеты с поставщиками продуктов, так как нарастающие долги несут угрозу отказа в кредитовании продуктами, что чревато полной остановкой работы учреждения.

Анализ кадров и использования фонда оплаты труда

В условиях рыночной экономики компетентность, высокий уровень квалификации кадров — один из факторов, способствующих не только образовательным, но и финансово-экономическим успехам деятельности дошкольного учреждения.

С одной стороны, высокий уровень квалификации кадров ведет к увеличению затрат на оплату труда работников.

Таблица анализа состояния расчетов и уплаченных штрафов

С другой стороны, профессионалы высокого класса, успешно решая задачи дошкольного образования, способствуют росту популярности учреждения среди родителей и, следовательно, притоку детей. Только при наличии достаточной квалификации кадров можно вести речь об оказании дополнительных платных услуг и рациональной организации труда.

Еще совсем недавно в дошкольных учреждениях наблюдалась тенденция увеличения штатов за счет введения инструкторов по физической культуре, руководителей изодеятельности и т.п. Очевидно, что при этом увеличиваются затраты на содержание детей. Весьма сомнителен и образовательный эффект от приходящих специалистов, порой не имеющих соответствующей подготовки, где знание предмета сочетается со знанием дошкольного периода детства.

На наш взгляд, гораздо рациональнее принимать на работу специалистов широкого профиля. Сейчас во многих вузах и педучилищах практикуется подготовка педагогов, имеющих дополнительную специальность (воспитатель со знанием иностранного языка, воспитатель — руководитель изостудии и др.).

Анализ кадров включает:

1. Профессиональный уровень:
а) По образованию, квалификации.

Таблица может быть составлена и по-другому, все зависит от того, какие требования к профессиональному уровню кадров предъявляет учреждение.

б) По разряду оплаты труда. Вычисляется средний разряд, который важен для анализа использования фонда оплаты труда.

Например, если за анализируемый период на смену ушедшим работникам придут другие, с более высоким разрядом, то фонд оплаты труда увеличивается. Таким же образом на показатель влияет аттестация работников.

По этому показателю хорошо виден рост или снижение квалификации работников в целом, если сравнить его по годам.

2. Текучесть кадров.

Оказывает влияние на фонд оплаты труда при отсутствии замещения до приема нового работника (экономия) в ситуациях, когда ушедший работник использовал отпуск авансом и при расчете остался должен учреждению (перерасход).

Измеряется коэффициентом текучести

Следует учесть, что ежегодная нормативная убыль работников, вызываемая естественными причинами (выход на пенсию, миграция), колеблется от 0,03 до 0,05.

Интенсивная сменяемость кадров увеличивает затраты учреждения на обучение и повышение квалификации вновь пришедших работников. Поэтому в условиях хозяйственной самостоятельности снижение текучести кадров должно стать предметом особой заботы руководителя.

3. Обеспеченность кадрами и отклонение численности работников характеризуют, насколько в течение года фактическая численность работников учреждения соответствовала нормативному штатному расписанию.

Отклонение численности работников измеряется коэффициентом отклонения:

Ко = 1 при полной укомплектованности кадрами,
Ко > 1 при превышении штатных нормативов,
чем Ко 1, то фондовооруженность в учреждении превышает среднегородские показатели.
Если Кв = 1, то фондовооруженность находится на уровне среднегородской величины.
Если Кв

Подпись

Подпись

Л.Я.Барсуковой,
А.П.Галеевой,
Н.Н.Долматовой,
Н.Г.Зайцевой,
Е.С.Комаровой,
Л.Ф.Макаровой,
Н.В.Мальцевой,
Г.И.Мишуниной,
Г.Н.Панкратовой,
Г.Н.Писеуковой,
Л.А.Скорыниной,
Г.В.Трусовой,
Л.А.Шаминой

Читайте также: