План урока по обж в техникуме

Обновлено: 08.07.2024

Цель урока: Систематизировать знания учащихся о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья человека и общества. Показать роль и значение семьи в укреплении репродуктивного здоровья и обеспечении национальной безопасности России.

Тип урока: комбинированный.

Повторение пройденного материала.

Беседа по вопросам:— Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека?

— Какое значение имеет здоровый образ жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности?

— Какие факторы поведения человека оказывают влияние на формирование его духовного благополучия?

— Какие факторы способствуют формированию физического благополучия человека?

— Какой образ поведения человека обеспечивает формирование его социального благополучия?

Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране.Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества.Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей.Изложение учебного материала

Уровень репродуктивного здоровья — это своего рода итог всего комплекса состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества. Демографическое состояние страны характеризует в обобщенном виде здоровье граждан страны и общества в целом.

Современная демографическая ситуация в мире требует в интересах глобальной, региональной и внутренней безопасности стран выработки общих принципов отношения к динамике народонаселения. Демографическая безопасность занимает все более приоритетное место в системе национальной и международной безопасности.

Сформировать у учащихся представление о доминирующей роли семьи в деле укрепления и сохранения репродуктивного здоровья человека и общества, подчеркнув при этом, что основой благополучной семьи является устойчивая мотивация каждого человека и гражданина на создание семьи.

Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Дать учащимся определение семьи.Уделить внимание Семейному кодексу РФ, введенному в действие с 1 марта 1996 г.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности удовлетворения повседневных потребностей и развития личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию — рождение и воспитание детей. В семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

Таким образом, устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи и привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, а также его способность выбрать спутника жизни и создать счастливую семью, где во взаимоотношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, и характеризуют уровень репродуктивного здоровья человека.

Анализ статистических данных и опросов молодежи свидетельствует о том, что образец человека, способного создать благополучную семью и стать хорошим семьянином, резко теряет свою привлекательность. Падает значимость самой ценности счастливой семейной жизни. Среди молодежи заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридически оформлять свои брачные отношения.

Вывод: уровень здоровья человека и его репродуктивного здоровья как составной части общественного здоровья за последнее время постоянно снижается.

Показать степень влияния родителей и нашего государства на воспитание и развитие детей, на состояние их здоровья.Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, за состояние их здоровья также характеризует уровень репродуктивного здоровья.

Семья как начальная ячейка общества и государства в целом, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать из него человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование, обеспечивая тем самым воспроизводство и развитие кадрового потенциала. Степень выполнения этой функции характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи.

В Российской Федерации принимаются меры по улучшению демографической ситуации, увеличиваются выплаты по уходу за ребенком, улучшаются условия для молодых семей, все это должно сыграть положительную роль, но не менее важно в этой ситуации создать психологическую мотивацию на привлекательность семейной жизни, когда семейные отношения, рождение и воспитание детей будут приносить в дом радость и счастье.

Какое влияние оказывает состояние репродуктивного здоровья человека и общества на национальную безопасность России?Какая роль принадлежит семье в процессе смены поколений?Какое влияние оказывает деятельность государства и родителей на воспитание и развитие подрастающего поколения?Какое значение имеет для национальной безопасности России способность каждого человека вести здоровый образ жизни, сохранять и укреплять свое здоровье?Почему именно в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей?Домашнее задание

Сформулируйте для себя, какие качества человека будут способствовать гармоничному взаимоотношению членов семьи и созданию безопасной семейной жизни.

Тип урока: комбинированный

Цель урока : Создать условия для осознания и осмысления обучающимися блока новой учебной информации О вредных привычках и их влиянии на здоровье.

Развивающие: Продолжить формирование коммуникативных навыков, умений выражать свои мысли. Развитие монологической речи, навыков взаимопроверки. Продолжить развивать умения слушать, выделять главное, отвечать на проблемные вопросы. Развивать познавательный интерес к предмету посредством дополнительных сведений. Создать условия для формирования коммуникативных компетентностей посредством: групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки.

Воспитательные: создать условия для усвоения морально – этических норм, обеспечивающих личностный моральный выбор (культура здорового образа жизни, отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков), а так же продолжать формирование сознания необходимости сохранения собственного здоровья, понимания несовместимости принятия алкоголя и здорового образа жизни.

Методы и приемы:

словесные методы: беседа, слово учителя;

метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и стимулирования интереса к учению;

самостоятельная познавательная деятельность учащихся;

создание ситуации успеха.

1.Организационный момент. Приветствие.

Повторение пройденного материала.

Какие заболевания относятся к основным неинфекционным заболеваниям?

Какие факторы способствуют появлению основных неинфекционных заболеваний?

Какую роль играет образ жизни человека в профилактике основных неинфекционных заболеваний?

Что такое стресс и какое влияние он оказывает на состояние здоровья человека?

Какие меры в образе жизни человека способствуют снижению сильного стресса до уровня оптимального?

Цель урока: сегодня вы узнаете особенности формирования и последствия влияния вредных привычек на организм человека, узнаете, что вредные привычки приравниваются к заболеваниям и трудно поддаются лечению.

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, повседневного поведения, привычек, приобретаемых им, умения разумно распоряжаться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству.

Однако ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредит его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному старению и приобретению им устойчивых заболеваний. К таким привычкам в первую очередь надо отнести курение, употребление алкоголя и наркотиков.

К вредным привычкам обычно относят те их них, которые оказывают негативное влияние на здоровье человека. В первую очередь, - это курение, алкоголь, наркомания и токсикомания.

Иногда приобщение к употреблению вредных веществ – это неосознанное подражание окружающим ребенка взрослым. В ряде случаев приобщение происходит из-за слабой воли и боязни уронить свой авторитет в глазах одноклассников.

Курение табака является одной из наиболее распространенных вредных привычек. С течением времени .

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок про вредные привычки, разработан для студентов СПО, возможно применение в учебных заведениях всех уровней.

В уроке представлены:

1. Вредные привычки

2. Социальные последствия вредных привычек.

3. Профилактика вредных привычек, через здоровый образ жизни, духовное, нравственное и патриотическое воспитание

Комитет образования ЕАО

Областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

на заседании ПЦК

Зам. директора по ООД

(протокол № _____ от ____________)

Председатель ПЦК _______________


преподаватель ОБЖ Пашук А.А.

образовательная – обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).

развивающая – создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки; развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям;

воспитательная – воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Форма урока: комбинированный урок с использованием следующих педагогических и воспитательных технологий:

личностно – ориентированная технология;

Материально-техническое обеспечение:

Карточки обратной связи 3 цветов: зеленого, желтого и красного (по количеству участников);

карточки с разрезанными частями пословиц и поговорок

опережающее задание – цитаты, рисунки;

Вступительное слово преподавателя.

Работа в группах.

Конкурс пословиц (командное соревнование).

Экспресс-опрос (командное соревнование).

Проведение индивидуального тестирования (тестовое задание на ПК).

Подведение итогов урока.

Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений студентов о проведённом уроке.

Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра”

1. Вступительное слово преподавателя.

Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить на уроке.

Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

Из истории табака. (1 обучающийся)

До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.

Из истории алкоголя. (2 обучающийся).

А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

Преподаватель: Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы попытайтесь ответить в группах. Работа в группах по направлениям:

Методическая разработка открытого занятия по Безопасности жизнедеятельности

Аннотация: Методическая разработка проведения открытого урока выбранной темы может быть использована в рамках изучения общепрофессионального курса любого профессионального модуля. Методическая разработка теоретического занятия представлена приложениями, текстовым дидактическим материалом, позволяющими оценить ее общеобразовательную значимость. Предложенная разработка может быть использована в рамках общепрофессионального процесса обучения в организациях профессионального образования.

Юрга2021 год

1. Пояснительная записка

2. Методическое обоснование темы занятия

5. Самоанализ занятия

6.Список источников для обучающихся

7. Список источников для преподавателей


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предложенная тема актуальна для обучающихся любой профессиональной направленности в системе среднего профессионального образования и других уровней подготовки.

В современном быстро меняющемся мире, в обстановке ужесточения борьбы за лидирующие позиции в формировании и контролехода определенных событий от бытового уровня, до вопросов геополитического масштаба заинтересованные субъекты и структуры применяют все более изощренные методы достижения своих целей, среди таких методов особое место занимает терроризм и захват заложников. Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремятся достичь провозглашенных целей через разовое или систематическое использование насилия. Общеобразовательная направленность методической разработки заключается в актуализации и систематизации знаний обозначенных выше проблем и усвоении методов и способов защиты, а в определённых ситуациях и противодействия возможным актам насилия.

Предложенная методическая разработка может быть использована преподавателями, а также другими специалистами занимающимися подготовкой руководителей среднего и высшего звена, исполнителей и прочих категорий работников.

Методическое обоснование темы занятия

Тема представленного урока является очень актуальной для обучающихся всех возрастов и социальных групп, она (тема) универсальна для изучения при подготовке специалистов любого уровня и профессиональной направленности.

Тип занятия: урок изучения нового материала. Почему разработчик сделал выбор этого типа занятия –тема актуальная как было отмечено выше и,казалосьбы дидактический материал общеизвестен, тем не менее необходимость изучения и закрепление знаний темы была есть и всегда будет актуальна.

Вид урока: урок с элементами беседы направлен в первую очередь на вовлечение в процесс всех присутствующих, ненавязчивое психологическое воздействие на подсознательный интеллект каждого, способствует пробуждению позитивных человеческих качеств, активность обучающихся возрастает очень ощутимо, даже самые нерадивые проявляют интерес и становятся активными участниками дискуссии.

На этапе обобщения материала есть возможность опять же неназидательно (ненавязчиво) провести воспитательную функцию - одну из основных составляющих данной тематики.

Подведения итогов занятия целесообразно провести в форме устных экспресс-тестов, при вышеописанном методе проведения занятия преподаватель имеет возможность осуществлять рефлексию на каждом этапе урока.

План открытого занятия

Преподаватель: Кочан Николай Владимирович

Профессия: 18880 Столяр строительный

Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности

Тема занятия: Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники

Тип занятия: Урок изучения нового материала

Вид занятия: Урок с элементами беседы

Цель занятия: Изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Образовательная:

1. Изучение и первичное закрепление знаний по теме урока.

2.Систематизировать и обобщить знания темы и придать им воспитательную направленность.

3.Конкретизировать понимание определённых ситуаций, придать направление оценки поведения отдельных индивидуумов, неформальных социальных групп и прочих нестандартных явлений повседневной жизни.

Ожидаемые результаты занятия:

Образовательная цель урока:

- знание ситуаций теоретически предшествующих негативным событиям

- умение оценки ситуаций и поведенческих моделей индивидуумов не вписывающихся в общую картину общественной формации

- знание мер предосторожности при подозрении на возможность силовой акции

- знание комплекса мероприятий необходимых к исполнению при подозрении на готовящуюся акцию

Развивающая:

актуализация знаний проблемных явлений современного бытия- культивация бдительности и самоанализа поведения в быту и общественной жизни, в том числе уровня доступности к личной информации - расширение понимания и значение выработки поведенческой модели.

Воспитательная:

- воспитание бдительности и развитие чувства ответственности за окружающий мир и социум

- содействие в развитии позитивных качеств внутреннего мира обучающихся

- придание направленности нравственному воспитанию

- готовность обучающегося к адаптации в различных слоях социума

Методическая:

- использование активных методов обучения,

- вовлечение обучающихся на участиев познавательном процессе,

Форма организацииучебно – познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Методы обучения: доступное изложение материала с привлечением обучающихся,первичное закрепление знаний с помощью формирования обучающимися комфортного выхода из смоделированной повседневной (жизненной) ситуации.

Междисциплинарные связи: Охрана труда, учебная ипроизводственная практика.

Дидактический материал – учебные пособия, карточки экспресс-опроса, видеоматериал презентация, производственный ижизненный опыт преподавателя и обучающихся.

- обеспечить знания основных определений и понятий, относящихся к пожаро- и взрывоопасным объектам;
- способствовать формированию знаний об опасных факторах пожара и последствиях пожара для человека;

- формировать навыки поведения во время пожара и при ликвидации его последствий;
- научить студентов пользоваться подручными и специальными средствами пожаротушения;

- формирование у студентов, будущих руководителей среднего звена, ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих людей;
- формирование умений противостоять паническим настроениям.

Квалификационные требования к уровню подготовки специалиста

- механизм возникновения процесса горения;
- опасные факторы пожара;
- последствия пожара для человека;
- причины возникновения пожара;
- мероприятия по предотвращению пожара;
- способы и средства тушения пожара;
- алгоритм поведения во время пожара дома и в учебном заведении.

- использовать основные средства пожаротушения;
- организовать эвакуацию людей из горящего помещения.

- Учебное пособие Власов В.И. Безопасность жизнедеятельности;
- Приложение 1, приложение 2;
- Огнетушитель порошковый ОП-3 и огнетушитель углекислотный ОУ-3.

Опора на ранее изученный материал:

Методы и приемы обучения:

1. Методы формирования умений и навыков по применению знаний и умений на практике

- применение теоретических знаний на практике.

- самостоятельное составление алгоритма поведения в условиях пожара;
- составление словаря терминов на основе изученного материала.

2. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Фронтальный устный опрос по предыдущей теме.

1. Организация занятия 1-2 мин.

3. Актуализация опорных знаний 15 мин.

Осуществляется путем фронтального устного опроса.

  1. Дайте определение Чрезвычайной Ситуации.
  2. Чем отличаются понятия Чрезвычайная Ситуация и Катастрофа?
  3. Перечислите основные классификации Чрезвычайных Ситуаций.
  4. Перечислите дополнительные классификации Чрезвычайных Ситуаций.
  5. Чем отличается ЧС природного характера от ЧС техногенного характера?
  6. Опишите поведение человека в условиях землетрясения.
  7. Опишите поведение человека в условиях наводнения.
  8. Чем отличается буря от урагана?
  9. Что такое заморозки?
  10. В каком случае дождь или снег становятся стихийным бедствием?
  11. Как вести себя в условиях лавины?
  12. Что такое затор и зажор?

План опорно-логического конспекта:

  1. Основные понятия и определения.
  2. Механизм возникновения пожара.
  3. Опасные факторы пожара.
  4. Последствия пожара для человека.
  5. Прекращение горения
  6. Основные средства пожаротушения.
  7. Правила поведения при пожаре

1. Пожар – неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Возможности создания условий для возникновения пожара или его быстрого развития представляют собой пожарную опасность.

Горение – это быстропротекающая химическая реакция, сопровождающаяся выделением тепла и излучением света.

Пожарная безопасность означает состояние объекта, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействие на людей факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.

Основными причинами возникновения пожара являются:

  1. Грубые нарушения правил пожарной безопасности при пользовании открытым огнем, эксплуатации электрических сетей и систем отопления;
  2. Неудовлетворительная организация противопожарной охраны и службы предприятий;
  3. Слабая подготовленность к действиям по тушению пожара.

Причинами пожаров могут быть: неисправность печей, котельного оборудования, отопительных приборов и нарушение режимов их работы; нарушение технологического процесса, разгерметизация оборудования; неправильное устройство и неисправность вентиляционной системы; халатное и неосторожное обращение с огнем; самовоспламенение и самовозгорание некоторых материалов; короткое замыкание в электрических сетях; токовые перегрузки электрических сетей и т.д.

Самовозгорание – это возгорание горючего вещества (материала, смеси) в результате резкого увеличения тепла, выделяемого в процессе экзотермической реакции, приводящее к повышению температуры и к возникновению горения при отсутствии источника зажигания. Самовозгорание может быть тепловым – в результате внешнего нагрева, микробиологическим – в результате самонагревания под воздействием жизнедеятельности микроорганизмов, химическим – в результате химического взаимодействия различных веществ.

Самовоспламенение – самовозгорание, сопровождающееся появлением пламени.

Склонны к самовозгоранию: обтирочные промасленные материалы, промасленные металлические стружки, торф, каменный уголь, древесные опилки, промасленная спецодежда.

2. Процесс горения возникает при наличии трех факторов:

- горючего вещества;
- окислителя;
- источника зажигания (воспламенения), обладающего необходимой температурой и достаточным запасом теплоты.

Горючее вещество может быть твердым (уголь, торф, бумага, древесина и т.д.), жидким (нефть, нефтепродукты и др.) и газообразным (водород, метан, пропан и др.).

Процесс горения может происходить только при определенном соотношении горючего вещества и окислителя (кислорода - 21%)

Источником зажигания могут быть открытый огонь любого горящего вещества (пламя спички, свечи, газовой горелки).

Для возникновения взрыва необходимо сочетание двух факторов:

- наличие взрывоопасной смеси определенной концентрации;
- возникновение импульса, способного нагреть взрывоопасную смесь до температуры самовоспламенения (искра, пламя, удар).

3. Опасными (поражающими) факторами пожара являются:

- открытый огонь и искры;
- выделяющееся при горении тепло вызывает повышение температуры окружающей среды, и когда она доходит до критической для окружающих возникает очаг пожара предметов и вещей, загораются и они. Очаг разрастается.
- токсичные продукты горения, дым;
- падающие части строительных конструкций.

Опасными факторами взрыва являются:

- воздушная взрывная волна;
- осколочные поля, создаваемые летящими обломками взрывающихся объектов.

4. Последствия пожара для человека:

- тепловой удар – при повышении температуры окружающей среды опасность представляет накопление тепла в организме;
- ожоги тела и дыхательных путей;
- механические повреждения – переломы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения;
- отравление продуктами горения – 70% всех погибающих на пожаре. В продуктах горения содержится до 100 видов химических соединений, которые способны оказать токсическое воздействие на человека. К наиболее токсичным относятся оксид углерода СО и диоксид СО2.
- паника.

5. Основные принципы прекращения горения:

- охлаждение водой, водными растворами, углекислотой и другими средствами пожаротушения;
- изоляцией зоны горения химической и воздушно-механической пеной, покрывалами, огнегасительными порошками, песком и т.д.;
- разбавлением реагирующих веществ (водяной пар, углекислый газ, азот и др. не поддерживающие горение вещества);
- химическим торможением реакции горения галоидированными углеводородами (бромэтил, фреон).

6. Огнегасительные вещества:

- вода, наиболее распространенное огнегасительное вещество. Оказывает разбавляющее, охлаждающее и изолирующее действие. Однако вода не пригодна для тушения нефтепродуктов, карбидов, щелочных металлов, металлов нагретых до температуры выше 1000 0 С, электроустановок, находящихся под напряжением.
- пена – оказывает охлаждающее воздействие на горящее вещество и изолирует его от кислорода воздуха.
- не поддерживающие горение газы: углекислый газ, инертные газы, бромистый этил (легко испаряющаяся жидкость), фреоны – могут тушить все, что не тушит вода.

Средства тушения пожара:

- водопроводная сеть;
- огнетушитель, ручной пожарный инструмент;
- установки (стационарные, переносные, воздушные);
- пожарные машины.

7. Некоторые правила поведения при пожаре:

- не открывать окна, т.к. огонь с притоком кислорода вспыхивает еще сильнее. Спасаясь от огня и покидая помещение, не оставлять открытыми двери;

- нельзя прыгать с верхних этажей горящих зданий или возвращаться с какой-нибудь целью в горящее или задымленное помещение.

- при эвакуации через задымленное помещение дышите через мокрую тряпку. Если есть возможность, защитите себя противогазом или респиратором, но помните, что количество кислорода в помещении быстро снижается и даже в противогазе можно потерять сознание. По задымленным помещениям пробирайтесь на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма;

- при возникновении пожара в помещении и невозможности безопасного выхода необходимо сообщить о своем местонахождении пожарным и до их появления максимально загерметизировать входную дверь, периодически поливать ее внутреннюю сторону водой (во избежание повышения температуры); перекрыть кран подачи газа и выключить электроприборы;

- покидая помещение по лестничной клетке, необходимо выходить пригнувшись или ползком, так как температура ступеней и наружной стены ниже температуры нагретого воздуха, и дым на них не будет оседать мешая дыханию. Двери помещения, откуда дым проникает на лестницу, следует плотно закрыть;

- помните, что пожарные спасают в первую очередь тех, кого обнаруживают в горящем здании. Поэтому необходимо дать о себе знать, выйдя на балкон, или другими подручными способами;

- входя в случае необходимости в задымленное помещение, нужно придерживаться стен и запоминать расположение предметов на пути движения. Ориентироваться в задымленном помещении поможет направление настила досок и паркета, расположение окон, дверей, мебели и т.д.;

- вызвать пожарных необходимо всегда, даже в том случае, если пожар потушен своими силами, так как огонь может остаться незамеченным в скрытых местах (в пустых перегородках, под полом и т.д.) и через некоторое время может разгореться вновь в еще больших размерах.

5. Самостоятельная работа студента:

  • составить опорно-логическую схему – средства пожаротушения 10мин.

6. Подведение итогов занятия 3 мин.

7. Домашнее задание 3 мин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективно-тематический план по Основам безопасности жизнедеятельности соответствует ФГОС. Перспективно-тематический план составлен для студентов 1 курса по профессии "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства". Перспективно-тематический план рассчитан на один год в количестве 70 часов. Он включает 12 практических заданий и 58 часов теории. Состоит из двух разделов: I. осударственная система безопасности населения и II. Основы обороны государства и воинская обязанность.На первый раздел отведено 16 часов теории, 4 практики и 12 часов самостоятельной работы, на второй 28 часов теории, 8 часов практики и 9 часов самостоятельной работы.В конце года проводится дифференцированный зачет в виде теста, рассчитанный на 2 часа.

Читайте также: