Какой бывает коллектив в школе

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня выпускники ВУЗОВ, приходя на работу в школу, очень часто хотят работать только учителями-предметниками. И это неудивительно, потому что должность классного руководителя требует от учителя дополнительных усилий по воспитанию подрастающего поколения и дополнительного времени. Но кому как не молодым надо уступить дорогу и дать возможность проявить себя не только как учитель, но и как воспитатель. Ведь ни для кого не секрет, что дети любят молодых учителей за их энергию и молодой задор. Мы надеемся, что этот алгоритм действий подскажет классному руководителю: с чего следует начать работу по формированию творческого коллектива, особенно с учащимися 5 класса.

На помощь придут следующие правила.

1. Разносторонняя совместная деятельность учителя вместе с учащимися (общие трудовые дела, культурно-массовые мероприятия)

2. Совместная деятельность должна принести удовлетворение, направлена на благо класса, школы.

3.Предъявлять требования к учащимся четко и систематически. Быть справедливым и объективным в предъявлении требований.

4. Своим примером учитель должен демонстрировать правила поведения.

5. Систематически работайте с активной частью класса, предлагая им самим решать некоторые вопросы управления классом.

6. Разумно распределяйте поручения в классе.

7. Ставьте перед ребятами реальные цели.

8. Необходимо соблюдать традиции коллектива, особенно правила поведения.

10. Школа – это место, где учитель должен формировать свой коллектив на качественном уровне.

Коллективное творчество бывает затруднено, если: классный руководитель самостоятельно планирует все воспитательные мероприятия, предлагая детям лишь возможность творческого воплощения задуманного. Чаще всего классному руководителю трудно увлечь ребят общим делом, так как учащиеся сами не принимали участия в разработке данного мероприятия. Как правило идею педагога воплощает отдельная группа ребят - активистов класса. Остальные дети не спешат включаться в работу, а иногда и намеренно игнорируют. В планировании учащиеся не участвуют вовсе, а являются лишь исполнителями требований педагога. Поэтому, такое понятие как мотивация учащихся не учитывается и дети равнодушны ко всему происходящему. Для того, чтобы учащиеся приняли активное участие в планировании общего дела, необходимо знать технологию подготовки учащихся.

Она состоит из следующих этапов:

  1. Предварительный анализ дела или мероприятия.
  2. Постановка целей и задач мероприятия.
  3. Составление плана реализации мероприятия.
  4. Его реализация.
  5. Подведение итогов и анализ общего мероприятия.

Такая схема позволит классному руководителю организовать общее мероприятие и вовлечь как можно больше детей на достаточно продолжительное время (учебная четверть или учебный год).

Предварительный анализ мероприятия позволяет педагогу определить возможность участия каждого ученика в мероприятии, определить силы и возможности ребенка. Для того, чтобы ученику захотелось принять участие в каком-то конкретном деле, он должен сам определить чем он хочет заниматься, рассказать свою идею реализации задуманного. Он может ответить на вопрос как он будет работать: один или в паре с кем-то, или с группой одноклассников.

Планирование мероприятия – это четкая организация деятельности, что необходимо делать и как организовать дело. Планировать необходимо вместе с учащимися и четко прописывать каждый пункт плана и сроки его выполнения.

Приемы организации коллективного планирования.

Реализация - это процесс выполнения конкретного дела. Классный руководитель должен интересоваться, как идут дела в плане реализации, может быть необходима помощь.

Итоговый анализ – подведение итогов работы всего класса и отдельно взятого ребенка. Общие требования к коллективному анализу общего дела.

Анализ должен проходить своевременно, в рамках завершения мероприятия. Анализ должен носить позитивный результат. В ходе анализа необходимо выявить позитивные изменения коллектива и положительные моменты в деятельности каждого ученика. Анализ должен создавать положительный настрой на дальнейшую деятельность. Каждый ученик в ходе анализа должен оценить себя, сделать свои выводы. Каждый ученик может высказать свое мнение и свою оценку мероприятия. Анализ должен быть четким и не растянутым по времени. Анализ не должен носить формальный характер, для галочки. Коллективный анализ должен формировать ответственность каждого ученика за порученное дело, его личную позитивную позицию.

Цепь логических вопросов для коллективного анализа.

  • Нам это удалось.
  • Что получилось? Что не получилось?
  • Почему получилось? Почему не получилось?
  • Что продолжить? Что сохранить? Что изменить?
  • Что я могу сказать о себе? Что я сделал для общего дела?
  • Что можно изменить? Что внести нового в общее дело?
  • Как можно это сделать? Какие есть идеи на этот счет? и т.д.

Формы коллективного анализа.

Это может быть встреча учащихся в форме классного часа, в форме диспута, в форме огонька и др.

Из личного опыта.

Поздравление тех учащихся, у которых были дни рождения и подведение итогов успеваемости за 1 четверть.

  • 1 гр.Ученический сектор – староста и зам. Старосты подводят итоги успеваемости (или итоги мероприятия)
  • 2 гр. Редколлегия готовит стенгазету для именинников( поздравительный текст, фотографии и стихи собственного сочинения)
  • 3 гр. Культурно-массовый сектор готовит мероприятия(игры, сценки, загадки, соревнования)
  • 4 гр.Трудовой сектор (уборка класса).
  • Подведение итогов.
  • Проведение чаепития.
  • Игра на сплочение класса.(учащиеся рисуют коллективный портрет.

Для этого пускают лист ватмана и каждый ученик внести свою лепту в создание коллективного портрета класса. Суть игры состоит в том , чтобы каждый ученик продолжал рисовать с того места, где остановился предыдущий)

Учащиеся высказывают пожелания друг другу.

Рефлексия: встреча может закончиться коллективным исполнением песни или караоки.

Первый шаг на пути к самоуправлению сделан, если у детей возникло крепкое желание работать в ученическом коллективе, если у ребят горят глаза и они чувствуют поддержку классного руководителя, если дети стали самостоятельными и рассудительными.

Сотрудничество классного руководителя с родителями.

Классный руководитель обязательно должен сотрудничать с родителями.

Не надо бояться рассказывать родителям о том, какие трудности приходиться преодолевать. Чем больше родители будут в курсе происходящего в классе, тем быстрее и лучше будет продвигаться работа по созданию коллектива.

Какую конкретно помощь могут оказать родители классному руководителю.

Проведение классного часа совместно с родителями. Необязательно, чтобы на классный час приходили все родители класса. На классный час могут прийти один, два или несколько человек. Это зависит от темы и цели классного часа. Если вы проводите игру-соревнование между родителями и детьми, то необходимо создать команды по интересам. Игру также может проводить один из родителей, а классный руководитель может присутствовать в жюри.


Каждый родитель понимает, как важно ребенку развиваться. Чтобы свободно существовать в социуме, детям важно научится чувствовать себя хорошо в окружении других детей с юного возраста. Поэтому родители стараются подобрать для своего ребенка те творческие коллективы, которые ему подойдут.

Что такое детский коллектив?

Для начала, необходимо разобраться с понятием. Детский коллектив - это собрание детей, в котором они объединяются для полезной деятельности. Например, спорт, творческая деятельность, музыкальная деятельность и т.д.

Главный признак коллектива - единая цель, вокруг которой организованы совместные занятия. Каждый коллектив обязательно должен иметь руководителя. В детском коллективе - это руководитель-педагог.

Первый коллектив

Танцевальный коллектив

С какого возраста начинается социализация детей? Воспитание ребенка в коллективе обычно начинается с детского сада. Ребенок попадает в новую для него сферу. Ведь дома зачастую, ребенок самый любимый, обожаемый, и на любое его слово обязательно откликнется кто-нибудь из взрослых со словами: "Что ты хочешь, зайка?" или "Малыш, тебе помочь?". Дома также ребенок привыкает, что ему говорят: "Ты самый красивый", "Самый лучший" и т.д. Но, попадая в детский коллектив этого больше не происходит. Его мировоззрение резко меняется, ведь он оказывается не самый главный и любимый. Его периодически сравнивают с другими, например: "Почему Ванечка может сам одеваться, а ты нет?", да и дети бывают жестоки друг к другу. Достаточно того, что в младшей группе, одна девочка скажет другой, что та некрасивая и одежда у нее ужасна, это отразиться на психологическом состоянии ребенка, вплоть до тяжелых последствий, если вовремя с этим не начать работать. Поэтому, очень важен психологический климат в коллективе. Для этого, в учебных заведениях используют несколько воспитательных приемов, которые позволяют контролировать ситуацию.

Руководитель детского коллектива

дети рисуют

Как обычно любят говорить: "Рыба тухнет с головы", так и здесь, самым важным является руководить группы. Если человек не подходит на эту должность, или не выкладывается полностью, или не отдает отчет каждому своему действию, то его коллектив будет вести себя также, т. е. не выказывать инициативы и заинтересованности в общих занятиях. Если не помочь детям сплотиться, не призывать к дружбе, они так и будут ходить сами по себе и все больше замыкаться в своем внутреннем мире. Поэтому, именно руководитель должен найти подход к каждому ребенку, выделить лидера или лидеров, и научится компоновать малышей, чтобы они были заинтересованы друг в друге.

Создание детских коллективов

Дети играют в футбол

Если в коллективе очень много человек, то умный руководить всегда старается сначала разбить его на маленькие группки и только потом объединять всех вместе. Ведь, любому человеку нужно время, чтобы сблизиться с новыми людьми, влиться в коллектив. В маленькой группе это сделать проще. Столы на небольшое количество человек, разделение на команды, объединение в микрогруппы для заданий позволяют ребенку познакомится сначала с несколькими новыми детьми и подружится с ними. Потом, как правило детей перемешивают, или дают общее задание уже для всех, чтобы ребята смогли поближе познакомится друг с другом. Поэтому, в детских садах существует программа адаптации, когда детей в первый раз начинают приглашать малыми группах, а не сразу все тридцать человек собираются в одной комнате.

Подбор подходящего коллектива

Во всех учебных заведениях для детей, можно записать ребенка на дополнительные занятия в спортивные или творческие коллективы. Это помогает ребенку дополнительно развиваться, а также реализовывать себя в чем-то новом. На таких занятиях обычно собирают детей из разных классов или групп, что дает детям, с одной стороны возможность познакомится с новыми людьми, с другой -дополнительный стресс. Ведь ты учишься или создаешь что-то свое, творческое или проявляешь свои физические силы, что может не всегда получаться. Страх опозориться перед незнакомыми людьми иногда бывает так силен, что ребенок готов закрыться или вовсе отказаться от этого занятия. Поэтому здесь важно смотреть на отношения в детском коллективе. Важно, чтобы все дети понимали, что здесь они все просто ученики и их главная задача дойти до результата вместе! Тогда каждый станет ценить своего коллегу и помогать отстающим.

Работа с родителями

воспитатели и родители

Еще одним важным фактором в создании хорошего детского коллектива является работа с родителями. Ведь каждый родитель должен понимать, насколько важно его ребенку быстро адаптироваться в новом коллективе, и стараться максимально ему помочь в этом. В первую очередь, родители должны провести тщательную подготовку ребенка перед первым походом в учебное заведение и объяснить ему, что нет ничего плохого или страшного в этом. Научить ребенка самодисциплине, и стараться даже дома не позволять ему вести себя так, как это было бы неприемлемо в детском саду. Ведь, если малыш сделает что-то не так, ему обязательно сделают замечание, а значит уже выделят его среди других с плохой стороны. Затем, каждый руководитель коллектива должен предоставить родителям характеристику детского коллектива и указать на те проблемы, с которыми может столкнуться именно их ребенок. Ведь только в совместной работе взрослых, которые влияют на развитие ребенка можно достичь хороших результатов в воспитании. Например, если в садике говорят, что к носу ковыряться плохо, а мама говорит, что это хорошо, то у ребенка появляется внутренний диссонанс и он выбирает чью-то сторону. А это значит, что в последствии, ребенок не будет больше верить или доверять другой стороне.

Игры для сближения

дети на музыкальных занятиях

Лучший способ для ребенка любого возраста - это вливаться в коллектив в игровой форме. Это помогает ему проявить свои лучшие качества, стремится к улучшению результата, искать себе союзников и конечно же, не заскучать. Самый простой способ это игры на на сплочение коллектива, например спорт. Все мы помним, эти постоянные соревнования между классами, а потом между школами, в которых всегда было так интересно участвовать. Ребенку предоставляется возможность проявить себя, но один он все равно не сможет победить. Поэтому, дети стараются сработаться со своими коллегами, чтобы достичь хорошего командного результата. Здесь работает еще один инструмент - общие интересы. Ведь, когда у людей есть общие интересы, они начинают жадно обсуждать их, делиться своим мнением и конечно, проникаться друг к другу дружескими чувствами.

Но, если ребенок не проявляет интереса к спорту или просто не способен физически участвовать в соревнованиях, приходит на помощь огромное разнообразие других коллективных игр. Например, музыка, театральные кружки, живые уголки и прочее. Где дети также объединены общей идеей и перед ними стоит определенная цель, в одиночку к которой они не смогут прийти к результату. Например, один вокалист не сможет спеть за весь хор, или один мальчик отыграть весь спектакль "Теремок", один ребенок не успеет убрать все клетки хомяков и полить цветы и так далее.

Для чего нужны коллективные игры?

дети играют в баскетбол

Игры на сплочения коллектива нужны для того, чтобы ребенок научится взаимодействовать с другими людьми в социуме. А также, для поддержания командного духа, желания быстро и хорошо взаимодействовать. Ведь дети зачастую учатся именно друг у друга. Так, если один ребенок научится забрасывать мяч в корзину, в коллективе обязательно найдется тот, кто тоже захочет этому научиться. Когда они уже будет делать это вместе, обязательно найдется тот, кто захочет присоединиться. Так, благодаря одному, соберется целая команда. Хотя, первоначально, умел только один. Но, чтобы команда поистине сплотилась, им потребуется команда соперника. Ведь против общего врага легче объединиться, и дети будут работать как одно целое, против главного противника, превратившись в единый организм.

Проблемы в детском коллективе

Не всегда все бывает идеально в детском коллективе, конфликты могут возникать сами собой. Чем старше становятся дети, тем больше они создают критериев для деления. Если в детском саду, они могут поделиться только по половому признаку или кто с кем рядом сидит. То в школе уже важны даже минимальные детали, например, насколько крутая у ребенка одежда или мобильный телефон. Дети также делятся по успеваемости и посещаемости, что влияет на взаимодействие в коллективе и нередко приводит к конфликтам. Для того, чтобы педагог смог правильно собрать дружный коллектив, ему нужно определить, какое место в нем занимает каждый ребенок и как лучше с ним работать.

Лидер

Самый активный и несколько агрессивный ребенок. Он манипулирует другими, чтобы окружающий мир соответствовал его желаниям. Кроме того, лидер является посредником между детской группой и взрослыми. Но, он часто полагается исключительно на свое мнение. За это, лидера могут не любить, но, ему подчиняются из-за страха быть изгоем. У самого лидера приходит осознание своей роли и появляется ответственность за других детей.

Массовка

Большая часть детей относится именно к этой категории. Дети не проявляют большую инициативу, не движут командой. Но, есть в этом и плюсы. Ребенок чувствует себя равным с такими как он, и может с легкостью иногда отклонятся в хорошую или плохую сторону, не вредя своей репутации.

Белая ворона

Такие дети крайне избирательны в выборе друзей, так как имеют свое представление о структуре мира. Другие дети, обычно, настороженно относятся к таким ребятам, так как не могут их понять, а следственно, не понимают как с ними дружить и чего от них ждать. Чаще всего, такие индивидуумы находят друзей в кружках по интересам, где полностью могут себя проявить.

Изгой

Изгой в обществе

Родители боятся этого слова, но на самом деле, чаще всего это выбор самого ребенка. Поэтому, как правило, к этому типу относятся плаксивые дети или жадины, а также застенчивые и агрессивные. Почему?

Плаксивые дети - это чаще всего те, кто считают, что им все можно и все должны, но никто ничего не дает. Поэтому, они используют одно из главных детских оружий - слезы. Но, вместо того, чтобы это принесло желаемый результат, как в общении с мамой, в коллективе такого ребенка просто высмеивают. Ребенок понимает, что здесь никому не нужны его желания и просто удаляется из коллектива. Или дети больше не выдерживают постоянных слез и упаднического настроения и отстраняются от такого ребенка.

С жадинами все просто. Детский коллектив - это общие игры и игрушки, а они не хотят делится игрушками и конфетами. Поэтому другие дети просто проводят аналогию, что конфета ему дороже человека, и отдаляются. Чаще всего это происходит из-за перенасыщения игрушками дома. Ребенок привык к тому, что все принадлежит ему. В этом случае важно объяснить ребенку, что не всего можно достичь материальными вещами, и коллективная работа приносит намного больше результата, чем работа в одиночку. Так, например, гораздо удобнее собирать яблоки, когда один трясет дерево, другой собирает внизу, а третий сменяет тару для новых фруктов. Таким образом, можно собрать много яблок за короткий промежуток времени. Но, если ребенок будет делать все один, то ему придется многократно залезать и слезать с дерева, бегать за тарой и в итоге, он быстро устанет и мало соберет.

Застенчивые дети также не вызывают доверия, так как другие не понимают, что делать с таким ребенком, который мало разговаривает, отказывается от активных игр и не делится своими впечатлениями от общего дела. Застенчивость - это черта характера, которая прививается постоянными ограничениями со стороны взрослых. "Не топай", "Не беги", "Не вертись" - все это, рождает в ребенке неуверенность в себе, так как он думает, что все делает не правильно и боится решиться на действие без указки взрослого. Такого малыша нужно вовлекать в простые ролевые игры, где он сможет раскрыть свой потенциал и проявить свои желания.

Также чрезмерная агрессия отталкивает других детей, не готовых вступать в постоянные конфликты с драчуном. Ребенок просто уверен, что он не может добиться чего-то от остальных детей другими методами. Стоит показать ему, как просто общаться вежливыми словами, и что дружба приносит очень много положительных плодов.

В детском коллективе нужно заботится как о благополучии каждого ребенка отдельно, так и о общем психологическом климате детского коллектива, чтобы дети чувствовали себя счастливыми, ведь они наше будущее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ классного руководителя по формированию классного коллектива содержит следующие разделы: 1. Общие сведения о классе, истории его формирования; 2.содержание и характер учебной деятельности; 3. Жизнь класса вне учебных занятий; 4.Руководство клссным коллективом и его организация; 5. Взаимоотношения внутри коллектива; 6.Общие выводы

Характеристика классного коллектива

Общие сведения о классном коллективе; история его формирования.

Количество учащихся -25 , из них мальчиков-12, девочек-13

2 Возрастной состав. 2005 год рождения- 5 человек, из них мальчиков – 2:Рубцов Михаил, Щербаков Александр;

девочек – 3: Добрынина Виктория, Климова Арина, Черных Ксения.

2006 год рождения- 19 человек, из них мальчиков -10: Бердышев Александр, Василец Андрей, Галкин Егор, Копнин Роман, Крылов Дмитрий, Мулахметов Артем, Овчинников Данил, Попов Даниил, Солнышков Никита, Чуркин Николай;

10 девочек: Колегова Екатерина, Масленникова Александра, Миронченко Лиана, Паньшина Арина, Попова Виктория, Пьянкова Екатерина, Спасская София, Халикова Вероника, Шадрина Александра, Шмакова Вероника.

3.Изменения состава класса. В июне 2019 года выбыл из класса Агафонов Александр. В начале 7 класса, 30.09.2019 годы выбыл Маньков Кирилл, прибыл из К-Уральска Овчинников Данил

4. Слияния с другими классами не было.

5. Смена классного руководителя по семейным обстоятельствам. С 5 по 6 класс, с 2017 по 2019 учебные года классным руководителем была учитель английского языка Голубева Лариса Борисовна. В 2019-2020 учебном году классным руководителем стала учитель химии Рогозинникова Жанна Николаевна

6.Характеристика семей учащихся; наличие социально-неблагополучных семей.

Воспитывает одна мать-3

Воспитывает один отец-1

Один родитель неродной-9

Один ребенок в семье-4

Два ребенка в семье-15

Три и более детей-4

Опекаемые дети –1

Социально-неблагополучные семьи –Копнин Роман, Климова Арина

II. Содержание и характер учебной деятельности.

Интеллектуальный уровень – средний, работоспособность класса – средняя.

Необходимость систематического контроля за успеваемостью отдельных учеников – Копнин Роман, Мулахметов Артем, Солнышков Никита, Чуркин Николай, Шмакова Вероника, Климова Арина. Их реакция на требования к ним классного руководителя – спокойная, адекватная.

Взаимопомощь. В классе работает чат родителей, детей, где идет обмен домашним заданием, расписанием, срочной информацией.

Дисциплина на уроке поддерживается должным образом, иногда бывают нарушения со стороны Копнина Романа, Чуркина Николая, Щербакова Александра, Крылова Дмитрия.

Отрицательные моменты в учебной работе – отсутствие учебной мотивации

III. Жизнь класса вне учебных занятий.

Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям. Двое занимаются спортивным ориентированием – Василец Андрей и Рубцов Михаил; Попов Данил –боксом, Масленникова Александра, Паньшина Арина, Климова Арина – танцами; Халикова Вероника – в музыкальной школе учится, Колегова Екатерина- в художественной школе занимается и танцами, Спасская София увлекается работами с берестой.

Хобби учащихся: компьютерные игры

Отношение к общественным делам- пассивное; участие класса в общешкольной жизни – по мере необходимости; наличие пассивных учащихся: Копнин Роман, Крылов Дмитрий, Мулахметов Артем, Добрынина Виктория

Работа временных творческих групп: чат родителей в WatsApp, сообщество 7Б в ВК

Общественно-полезный труд в школе – субботники, дежурство по школе, классе – генеральные уборки, полив цветов

Проявление сознательной дисциплины – в силу возраста, достаточное организованность класса - средняя

Влияние на класс родительской общественности- средняя

IV. Руководство классным коллективом и его организация

Актив класса: Староста – Миронченко Лиана, замстаросты – Бердышев Александр, учебный сектор – Василец Андрей, Масленникова Александра, физорги - Рубцов Михаил, Попов Данил, редколлегия – Колегова Екатерина, цветоводы- Спасская Софья, Пьянкова Екатерина, ответственные за поздравления ветеранов – Паньшина Арина, Шадрина Александра. Принципы формирования – выборная, его работа - удовлетворительная

Характеристика активистов- формальные лидеры

Наличие неформальных лидеров: Щербаков Александр, Паньшина Арина, Крылов Дмитрий. Причина их влияния на класс – возрастные особенности, стремление понравиться, привлечь внимание

Организация класса для участия в школьных мероприятиях – средняя, наиболее активны 6-7 человек из класса, остальные - по ситуации, выбирая дело по душе

Связь классного коллектива с общешкольным через Совет школы, старосты

V. Взаимоотношения внутри коллектива.

1. Степень сплоченности - средняя

2. Ценностно-ориентированное единство класса- по интересам

3. Общественное мнение в классе; проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи; развитие критики и самокритики - низкая

4. Особенности поведения в конфликтных ситуациях-конфликты возникают из-за личных мотивов, остальные стараются не вмешиваться, молча наблюдая за развитием событий

5. Наличие группировок, их влияние на класс- не явное

6. Наличие отверженных и возможные пути изменения отношения к ним сверстников- есть отверженные, которые и сами не стремятся пойти на компромисс

7. Отношение к общим делам, удачам и неудачам класса и отдельных учащихся- сопереживают, но не открыто

8. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками – ровные, есть симпатии

9. Эмоциональное неблагополучие отдельных учащихся: Копнин Роман, Чуркин Николай

VI.Общие выводы

Специфические черты коллектива, стадия его развития –средний уровень сформированности( по А.Н.Лутошкину)

Характер общего эмоционального климата в коллективе; удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью класса - удовлетвлрительная

Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления: низкая учебная мотивация, отсутствие систематического контроля со стороны родителей, формальное выполнение обязанностей. Ранняя профориентационная диагностика, коллективное дело, консультации родителям по наиболее трудным темам школьной программы по математике, физике, химии


В данной статье рассматривается вопрос о формировании классного коллектива.

Ключевые слова: формирование классного коллектива, класс, способы формирования, цели и задачи формирования класса.

Традиционно в России школа не является только образовательным институтом. В течение учебного года ребёнок проводит в школе большее количество времени, нежели дома. Исходя из этого, нельзя недооценивать комфорт/дискомфорт подростка, находящегося в своём втором доме.

Школьную жизнь можно условно разделить на четыре периода: первый класс, начальная школа, средняя школа, старшая школа.

Следующим этапом является временной период с пятого по девятый класс. Данный этап не менее важный, чем начальная школа и не менее сложный. Уже сформировавшийся начальный класс, привыкший к определённым правилам, учителям, классной локации, как и четыре года назад погружаются в новую, удивительно-непонятную среду незнакомых классов, различных учителей, их требований, зачастую отличных друг от друга, и, самое главное, смены самого понятного, независимо от отношения близкого, человека — классного руководителя. Условно агрессивная из-за неизвестности внешняя обстановка также играет на руку новому классному руководителю: для учеников неизученным является всё вокруг, кроме собственного класса, поменяли декорации, но герои остались те же, так или иначе, это так же способствует сплочению коллектива. Важно на каком этапе в пятом классе находится развитие чувства коллектива, распределены ли все роли, насколько микрогруппы/малые группы независимы от классного коллектива в целом, велико ли количество индивидуалистов, есть ли изгои, жертвы буллинга. Так или иначе, со всеми этими достоинствами и проблемами предстоит работать новому классному руководителю. План работы в подобной ситуации не является чем-то особенным. Сперва происходит диагностика классного коллектива. В этом может помочь как обыкновенное наблюдение за внутриклассными отношениями, так и специализированные, узконаправленные психологические тесты. Конечно, необходимо работать с бывшим классным руководителем, на протяжении минимум пятого и шестого классов. Такое взаимодействие необходимо вследствие того, что бывший классный руководитель глубоко проинформирован в области учебой и личностной картины класса в целом и каждого ученика в отдельности. Ему известны социально-психологические особенности своих бывших подопечных, у него уже хорошо налажены контакты с родителями учеников, наработаны схемы взаимодействия в той или иной ситуации и, конечно же, не лишним будет налаживание преемственности в сфере внутриклассной жизни, школьных и внешкольных мероприятий.

Задача формирования классного коллектива не является изолированной школьным обучением, ученик, умеющий коммуницировать в социуме, способный к самоанализу, понимающий свои сильные и слабые стороны и возможную роль проще адаптируется в последующих коллективах: в университете, в техникуме, в профессиональной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): классный коллектив, класс, классный руководитель, детский сад, ученик, учитель, бывший классный руководитель, начальная школа, первое, школьная жизнь.

Читайте также: