Для чего нужны банки и биржи план урока
Обновлено: 02.07.2024
Цель: рассмотреть истоки банковской системы и услуги, оказываемые банками с древнейших времен.
Сценарный план:
4. Практическая работа
5. Вопросы для закрепления
Ход занятия
1.Организационный момент
-Ребята, наше занятие я хочу начать с анекдота. Есть такой анекдот, американского богача спрашивают:
— Где Вы храните свои миллионы?
— В банке,- отвечает тот.
-А где Вы раздобыли такую большую банку?
-Но вам то, наверное, понятно, что богач свои миллионы хранит не в какой-нибудь стеклянной или консервной банке, а в специальном учреждении, которое именуется банком. И сегодня на занятии мы поговорим об истоках банковской системы, о видах банках и их функциях.
Современные банки — это учреждения, которые, во-первых, собирают и копят деньги.
— Какие функции выполняет банк? (Ответы детей.)
— Любой человек может положить свои свободные деньги в банк. Открыть счет в банке можно, выполнив определенные формальности по оформлению.
Например, в банках Намибии есть два типа счетов для детей:
а) до 11 лет; б) для подростков от 12 до 18 лет.
Там людей приучают жить, с детства считая собственные средства,
Банки служат для осуществления расчетов между предприятиями и гражданами. При этом все устроено так, что расчеты могут осуществляться без самих денег. Например, одно предприятие переводит со своего счета в банке на счет другого предприятия необходимую сумму денег. Это делается путем оформления необходимых для этого бумаг.
-У нас в стране сей час множество банков. Чем же они могут отличаться один от другого? ( Ответы детей.)
-Давайте попробуем разобраться.
Ведь у нас, почти как во всех экономически развитых странах, существуют два уровня банков. Первый уровень — это Центральный банк, второй уровень — коммерческие банки.
-Чем занимается Центральный банк? ( Ответы детей.)
— Центральный банк — государственный, но он может быть и акционерным при условии, что контрольный пакет акций принадлежит государству.
Центральный банк имеет право выпускать деньги и ценные бумаги,
управлять кредитной системой страны, временно хранить свободные
средства и резервы коммерческих банков. Это основной проводник государственной политики в области финансов. Центральный банк относительно независим и подчиняется, как правило, парламенту.
— А что представляют собой коммерческие банки? ( Ответы детей.)
-Они могут быть и частными, и государственными, но функционируют они
как коммерческие фирмы.
Их главная цель — получить прибыль от операций с деньгами и ценными бумагами. Коммерческих банков несколько видов:
1)Депозитные банки принимают вклады (депозиты) и выдают ссуды (кредиты). При этом депозитные банки получают определенный процент за предоставление кредита и выплачивают процент за вклады. Разница между этими процентами и составляет доход банка.
2)Инвестиционные банки осуществляют вложение денег (инвестиции) в различные отрасли, например, в строительство заводов, различные науки, на длительный срок.
3)Инновационные банки дают кредит для внедрения научно-технических
достижений. Иногда они идут при этом на рискованное финансирование ( его называют венчурным).
4)Ипотечные банки предоставляют долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества (земли, зданий).
5). Сберегательные банки привлекают и хранят свободные средства населения. За это они выплачивают определенный процент, который возрастает с увеличением срока хранения.
Принцип работы банка
— Каким же образом появляются дополнительные деньги, которые сберегательный банк выплачивает в качестве процента? (Ответы детей).
— Дело в том, что деньги, помещенные в сберегательный банк, сразу же пускаются в оборот. Их передают для развития производства, для организации выпуска продукции. Эти деньги приносят доход. Поэтому часть
дохода банк может выплачивать вкладчикам в виде процента, как бы благодаря их за то, что они одолжили ему свои деньги.
4. Практическая работа
-А теперь мы перейдем ко второй половине нашего занятия.
Подумайте и примите решение.
Существует много разных банков с различными процентами. Как выбрать лучший банк?
Сберегательный банк Ипотечный банк Инвестиционный банк
Вклад- 2000 р. 2000 р. 2000 р.
Возврат- 2500 р. 2600 р. 2400 р.
Заем- 1200 р. 1200 р. 1200 р.
Возврат- 2000 р. 2100 р. 2300 р.
Ответ: вкладывать деньги выгоднее в Ипотечный банк, а брать заем — в Сберегательном банке.
а) Семья Ивановы взяли в банке 50 000 р. в кредит на неотложные нужды, а через три года они должны будут возвратить в банк 70 000 р. Сколько денег они должны заплатить за предоставленный кредит?
б) В это же время соседка Петрова положила в банк 10 000 р. И через год к своей пенсии получит 10 500 р. Сколько денег заплатит банк Петровой за пользование ее деньгами?
б) Семья Ивановы возвратили банку 70 000 р., а соседке Петровой выплатили только 10 500 р. Куда же делись деньги?
Ответ: деньги идут на деятельность банка.
Принимают вклады, выдают кредиты, но при этом получают определенный процент за предоставление кредита и выплачивают процент за вклады
Предоставляют долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества
Выпускает деньги и ценные бумаги
Дают кредит для внедрения научно-технических достижений
5.Вопросы для закрепления
1.Зачем хранить деньги в банке? ( Там они будут в безопасности, и через некоторое время их будет больше, чем положили.)
2. Если в городе много банков, как выбрать, в каком банке брать заем, а в каком делать вклад? ( Вклад нужно делать в том банке, где больше за него платят, а заем брать в том банке, где за него меньше придется платить.)
3.Что вы знаете о деятельности банков? (Банк- учреждение, где осуществляются разные операции с деньгами. Деньги можно положить в банк (вклад) на хранение, взять в любое время. За то, что банк хранит деньги, он платит вкладчику — проценты.)
— Ребята, вы молодцы. Надеюсь, что все это вам пригодится в жизни.
Список использованной литературы
1. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Л.Н.Боголюбов и др.
2. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7 кл./ Липсиц И.В.
Члены домохозяйства могут разместить сбережения на срочных банковских вкладах и получать проценты, передать сбережения в управление инвестиционного фонда и рассчитывать на получение части прибыли фонда от вложения этих средств в ценные бумаги предприятий, производить пенсионные накопления, приобретать различные страховые продукты. Таким образом, финансовые организации аккумулируют сбережения домохозяйств и определенным образом их используют для получения прибыли.
2. Виды ценных бумаг?
Ценная бумага – документ, выпускаемый фирмами, финансовыми институтами и государством для получения дополнительного капитала.
Акция – выдается инвестору, в обмена на полученные от него для развития фирмы денежные средства и закрепляющая его право на получения части прибыли от акционерного общества.
Облигация – удостоверяет, что владелец одолжил некоторую сумму денег фирме, муниципалитету или государству, выпустившим облигацию, и имеет право получить назад вложенные деньги и премию, величина которой фиксируется при продаже облигации.
Сберегательный(депозитный) сертификат – свидетельство о денежном вкладе в денежном банке с обязательством банка о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок.
3. В чем отличие ЦБ от коммерческих банков?
Центральный банк со всей своей сущностью верховенства достигает более важные и масштабные цели на уровне макроэкономики страны: осуществляет денежную политику страны, полностью обслуживает бюджет государства, хранит валютный и золотой запасы страны, регулирует экономическую сторону жизни общества.
Центральный банк России сфера его деятельности – работа с физическими лицами и организациями. Аккумулируя (накапливая) денежные средства за счет денег других экономических объектов, они открывают вклады на условиях выплаты процентов, предоставляют кредиты, обеспечивают бесперебойное функционирование платежной системы с помощью операций по переводу денег, создают платежные средства.
4. Взаимодействие ЦБ и коммерческих банков?
Взаимоотношения Банка России с коммерческими банками определяются денежно — кредитной политикой, проводимой ЦБ РФ. Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, предоставляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
5. Какие задачи решает фондовая биржа?
Задачи фондовой биржи:
• предоставление места для торговли,
• установление равновесной биржевой цены.
• аккумулирование временно свободных денежных средств и их перераспределение.
• обеспечение гласности, открытости биржевых торгов.
• обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале.
• разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли.
• навыки выбор а более выгод ного банка д ля сотрудничества.
Основные понятия урока : банк, ба нковская система, Цент ральный банк,
активы, пассив ы банка, кредит, э миссия, депоз иты, залог, маржа.
Тип урока : У рок открытия новых знаний, обретения нов ых умений и
Вид: урок смеша нного типа(лекция с э лементами бесе д ы)
Оборудование: п роектор, доска и нтерактивная, п резентация к уроку
I. Организационн ый момент : ознак омление со ст руктурой и зада чами
Добрый день. Сего дня трудно пре дставить себе жизнь без б анков. Банки
окружают нас п овсюду. Ваш и родители получ ают зарплат у через банк.
Знакомые имею т пластиковы е карточки , выданные банком для разных целей.
И, конечно, каж дый месяц ваш и родите ли отправляются в банк для оплаты
коммунальных услуг. А еще в ба нках обмен ивают валюту - например, р убли
на доллары и доллары на ру бли, покупа ют ценные бумаг и компаний и
государствен ные облигации, делают до лгосрочные вкла ды. Современн ый
банк - это целы й мир со своими правила ми и законами. Для того чтоб ы
составить цел остное представле ние об устройстве денежной систем ы
общества, нам не обходимо иметь предс тавление о совреме нных ба нках,
через которые идет денежный о борот, и той с истеме, которую о ни образ уют
1. дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка.
2. активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас;
3. познакомить детей с новыми словами, которые встречаются в современной жизни, объяснить их значение
1. Уточнить и закрепить ранее полученные знания о денежных купюрах.
1. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей
3. Развивать память, внимание, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать;
1. Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение выполнять правила поведения в общественных местах и транспорте.
Оборудование: мультимедийная техника, слайды, банковская карточка, сберегательная книжка.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети: -На деньги можно купить продукты, одежду, игрушки, оплатить за свет и газ.
Воспитатель: -А где люди берут деньги?
Ответы детей: -На работе работают и зарабатывают, Что-нибудь продают и за это получают деньги. А еще их можно копить и т. д.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на виртуальную экскурсию в дом, где живут деньги. А называется этот дом – банк. Кто-нибудь с родителями был в банке? (ответы детей). Расскажите, что ваши родители там делали. (ответы детей.).
2 слайд. Воспитатель
-Заходим в банк, в фойе. Как вы думаете, что это такое и для чего они здесь стоят? (Обратить внимание детей на банкоматы)
Рассматриваем картинку как люди подходят к банкоматам и снимают деньги. Дети приходят к выводу, что они нужны для того, чтобы снимать деньги.
Воспитатель: -Да правильно, эти машины называются банкоматы. С помощью вот такой банковской карточки (показать карточку) в банкомате можно взять свои деньги. На каждой карточке есть свой пароль и свой код. И другой человек уже не сможет снять с твоего счета деньги. А еще такие банкоматы стоят в некоторых больших магазинах, на почте, в больнице – там, где людям удобно снимать деньги. Посмотрите, как с помощью банковской карточки можно снять деньги со своего счета. Здесь так же есть машина для выдачи талонов.
Воспитатель: «В помещении банка есть несколько залов: в одном зале стоят стойки, за ними сидят работники банка (операторы, к которым подходят посетители с талончиками. Здесь принимают сберегательные книжки, Вот такие (показываю книжку). Сберегательная книжка похожа на маленькую книжечку, эту книжку нельзя вставить в банкомат, её принимают операторы. С неё тоже можно снимать деньги или оплачивать что-нибудь.
4 слайд. Переходим в другой зал, там, где оформляют ссуды.
Воспитатель: -Посмотрите, что вы видите здесь?
Дети: -Здесь зал разделен на кабинки. Там стоят столы, за ними сидят работники банка. К ним подходят люди и садятся за эти столы.
Воспитатель: -Здесь работают консультанты. Когда у людей не хватает своих денег чтобы что-нибудь купить, например: квартиру, мебель, машину, они обращаются в банк, и банк дает им деньги в долг. Это называется ссуда. Консультанты помогают людям оформлять документы, чтобы получить эти деньги (ссуду). Я люди потом частями этот долг возвращают.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и посчитать свои денежки
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: -А как вы думаете, какие еще профессии есть в банке?
5 слайд. Воспитатель: -Посмотрите, кроме банковских работников, в банке еще есть охранники, которые охраняют банк. А зачем нужны в банке охранники, как вы думаете? Ответы детей.
Воспитатель: -Охранники охраняют банк, чтобы не зашли плохие люди и ничего не украли. Охранник – одна из древнейших профессий. Он осуществляет охрану помещений и территорий объектов. Охрану имущества.
6 слайда. Воспитатель: -А еще в банке работает инкассатор - сотрудник банка в обязанности которого входит сбор и перевозка наличных денежных средств. Инкассаторы перевозят наличные деньги между различными, банковские карты и пр. Они так же наполняют банкоматы наличными деньгами.
7 слайд. - Люди, которые обращаются в банк, являются клиентами банка.
Человек, который управляет работой банка – это управляющий.
Воспитатель: Как вам ребята понравилось в банке? А кто-нибудь хотел бы работать в банке?
Работа в банке
Работать в банке я хочу,
Эта работа не всем по плечу!
Нужно очень много знать:
Нужно деньги выдавать,
Нужно деньги принимать,
С людьми не быть сердитым.
Нужно хорошо учиться,
Чтоб ни в чем не ошибиться.
Нет на работе свободной минутки —
Работа в банке — это не шутка!
Прикреплённые файлы:
Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.
Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.
Читайте также:
- Чем отличается налогооблагаемая прибыль от бухгалтерской кратко
- Анализ диагностики готовности детей к школе 1 класс
- О чем свидетельствует сходство состава крови с морской водой у некоторых животных кратко
- Какие изменения происходят в организме при старении какие причины вызывают старение кратко
- Какие документы должны быть на стенде школы