Анализ диагностики готовности детей к школе 1 класс

Обновлено: 04.07.2024

2. Определение уровня развития мышления, умения слушать, уровень психосоциальной зрелости.

3. Интерпретация результатов, выводы и рекомендации.

Инструментарий, методическое обеспечение: методическое пособие

Аналитический блок : в группе 28 воспитанников, в диагностике принимали участие 27 детей, 1 болеет.

Условия проведения: индивидуальная беседа

1. Фиксировать ответ на бланке протокола

Результаты диагностирования :

Мной, педагогом-психологом, была проведена диагностика детей с целью выявления готовности ребенка к школе. Обследовано всего 27 детей.

11 детей (41%) считаются школьно-зрелыми;

13 детей (48%) – средне-зрелыми;

3 детей (11%) –готовность ниже нормы.

У всех детей выявлена положительная мотивация к обучению.

Выводы: По результатам исследования можно сделать выводы, что у 41% детей достаточный уровень психосоциальной зрелости. Они умеют слушать, обладают достаточно развитым мышлением. У 48% детей средний уровень готовности. Эта группа имеет незначительные трудности по некоторым параметрам (уровень развития кругозора). У 11%детей –готовность ниже нормы, выражена психологическая неготовность к обучению, невнимательность, незрелость мышления.

1. Продолжить коррекционно-развивающие занятия с неготовыми к школе детьми.

2. Оказывать эмоциональную поддержку воспитанникам.

3. Воспитателям проводить беседы о школьных правилах, о необходимости учёбы.

4. Воспитателям вести индивидуальную работу по развитию кругозора, речи.

5. Родителям мотивировать детей к школьному обучению.

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ Предлагаю вам аналитическую справку, которую я готовила к концу учебного года. 1. ФИО, стаж, категория, учреждение. 2. Анализ списочного.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за 2016–2017 учебный год В конце учебного года в мае 2017 года, проводилась педагогическая диагностика (мониторинг) во второй младшей группе, в которой участвовало.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за первое полугодие 2016–2017 учебного года Система достижения детьми планирования результатов освоения программы. Цель педагогической диагностики: Адаптировать содержание основной.

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй группе № 2 за первое полугодие 2019-2020 учебного года. По результатам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовность к школьному обучению тесно связана с успешной адаптацией ребенка в 1 классе. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте (интеллектуальном, эмоциональном, социальном) испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован.

Цель: получение данных о готовности первоклассников к обучению, позволяющих определить индивидуальные траектории развития учащихся, разработка рекомендаций для учителей и родителей по поддержке детей в процессе их адаптации в начале обучения в школе.

Выявление причин дезадаптации, изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать плавным для обеспечения переходного периода.

Оказание помощи учащимся в преодолении школьной дезадаптации

Создание условий для успешного обучения первоклассников.

Индивидуальная рекомендация для успешного выполнения требований стандарта: педагогу, психологу, логопеду, родителям (законным представителям)

Выявить детей группы риска.

В диагностике приняло участие 1095 учащихся 1-х классов.

Результаты работ оценивались по следующим критериям:

1й уровень: готовность к началу регулярного обучения в школе - 9-10 б.

2й уровень: средний уровень готовности к обучению в школе - 6-8 б.

3й уровень: готовность ниже среднего - 4-5 б.

4й уровень: низкий уровень готовности - 0-3 б.

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

Всего в диагностике приняли участие 140(из 152) учащихся 1-х классов.

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

Количество учащихся

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

Количество учащихся

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

МКОУ СОШ №10

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

МКОУ СОШ №11

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

МКОУ СОШ №12

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Сводная таблица результатов диагностики готовности учащихся

1-х классов к обучению.

Кол-во учащихся

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования показали, что из 1095 первоклассников меньше трети учащихся (28%) готовы к обучению в школе.

Наилучший показатель готовности к началу регулярного обучения в школе в СОШ №1(60%) . Самый низкий результат показали учащиеся СОШ №12 (8%).

По критерию условной готовности высокий результат показали первоклассники СОШ №8 (54%) , низкий – СОШ №1 (23%).

По критерию условной неготовности к началу регулярного обучения лучший показатель у СОШ №1- 5% , высокий в СОШ №12 - 34%.

Количество первоклассников, неготовых к началу регулярного обучения, больше в СОШ №12 – 29%, и совсем отсутствует в СОШ №10 – 0%.

Суммарный показатель готовности и условной готовности (Г + УГ) выше в СОШ №10 (87%), ниже в СОШ №12 (37%).

Выводы по результатам диагностики.

По результатам исследования можно сделать выводы, что большее количество первоклассников (63%) готовы к школьному обучению, у них достаточный уровень психосоциальной зрелости, есть предрасположенность к овладению навыками письма, достаточный уровень развития мелкой моторики, координации движений руки и пространственной ориентации. Они умеют слушать и выполнять задания по образцу, обладают достаточно развитым мышлением и произвольностью психической деятельности.

У 19% уровень готовности ниже среднего. Эта группа детей имеет незначительные трудности по некоторым параметрам (умение слышать инструкцию, развитие мелкой моторики, пространственной ориентации).

У 18% детей выявился уровень неготовности к обучению в школе. Данная категория детей входит в группу риска и имеет недостаточный уровень сформированности психосоциальной зрелости, имеют значительные трудности в овладении навыками письма, нет мотивов учения, недостаточным уровнем развития мелкой моторики, координации движений руки и пространственной ориентации.

Рекомендации учителям начальных классов:

1. Проанализировать результаты стартовой диагностики готовности первоклассников к обучению с целью проведения коррекционной работы.

2. Использовать результаты стартовой диагностики для выстраивания индивидуальных траекторий обучения и развития первоклассников (в течение года).

3. Избегать сравнений ребенка с другими одноклассниками, способствовать повышению самооценки учеников путем создания ситуаций успеха.

4. Оказывать эмоциональную поддержку детям (поддерживать, вселять в них уверенность в своих силах, постепенно приучая их к самостоятельности).

5. Чаще реализовывать на уроке упражнения на развитие логического мышления.

6.Организовать взаимодействие педагога, психолога, логопеда при решении выявленных проблем и затруднений (в течение года).

7.Обратить внимание на процесс принятия учебной задачи обучающимися, задействовать все способы восприятия информации (зрительно, на слух, на основе телесных ощущений), делать акцент на моменте объяснения задания так, чтобы каждый понял, что нужно делать.

8.Осуществить индивидуальный подход к детям, определить особенности вашего общения с каждым. (Например, если у ребенка пока не сформирована позиция школьника, не стоит с первых дней предъявлять к нему требования соблюдения школьных правил, строить свое общение в рамках строго формального подхода).

9. Для активизации внимания и снятия утомления, преодоления двигательной расторможенности:

- Сделать основной упор на чередование слухового и зрительного восприятия (четкие, краткие инструкции, яркие зрительные опоры на доске, эмоциональный тон речи педагога. Использование сказочных персонажей, которым необходима помощь в решении задач, преодоление трудностей).

- Изменение на короткое время темпа работы.

- Новые формы предъявления заданий (карточки-схемы, ребусы).

- Неожиданные приемы активизации внимания (Хлопнуть в ладоши один раз, те кто меня слышит; переход на шепот).

- Использование ассоциаций и образного мышления при подаче ученого материала (двойка похожа на лебедя и т.д.)

- Чередование видов деятельности (от пассивного созерцания материала на доске к совместному проговариванию и к активной манипулятивной деятельности на рабочем месте каждым ребенком).

Рекомендации родителям:

1. Выделить ребенку место для занятий дома.

2. Составить вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следить за его соблюдением.

3. Приучать ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

4. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относиться к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд. Помнить: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.

5. Не пропускать первых трудностей в обучении. Обращать внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.

6. Не перенагружать ребенка учебой. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

7. Будьте последовательными в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

8. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, постарайтесь оказывать поддержку, а при достижении даже малейших успехов помните о похвале.

19 Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

10. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, помочь выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он чувствовал себя успешным.

в) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.

I. Организация педагогической диагностики

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап – индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что вы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе в отсутствие родителей.

Обязательным и очень сложным для учителя условием проведения педагогической диагностики является отказ учителя в это время от позиции обучающего и временный переход на позицию человека, наблюдающего за работой детей. Ведь задача учителя в момент проведения групповой диагностики – получить достоверные данные о том, что и как ребенок может сделать сам.

В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового.

Заранее необходимо предупредить родителей о предстоящем индивидуальном собеседовании, чтобы они не связывали это с неудачей ребенка во время групповой работы. Ни в коем случае нельзя говорить детям о сделанных в работе ошибках, чтобы не испугать их. Наоборот, нужно успокоить ребят, сказав, что они хорошо справились с работой. До проведения индивидуального обследования необходимо проанализировать результаты группового обследования ребенка, ознакомиться с его медицинской картой.

Если учитель работает без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.

Заранее нужно разложить на партах для каждого ребёнка необходимые для обследования листы с заданиями и по набору карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой. Предложить детям сесть за парты по одному.

При проведении индивидуального обследования желательно заранее ознакомиться с медицинской картой ребенка. При наличии у ребенка ошибок в выполнении заданий группового обследования следует обратиться к этим заданиям еще раз, чтобы выяснить причины происхождения ошибок.

На своем столе заранее в определенном порядке следует расположить необходимые для обследования материалы (карточки-задания, наборы фигур, предметов и др.).

До начала беседы нужно дать ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайться определить его состояние (тревожность, заторможенность и т.д.).

Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий необходимо сразу же фиксировать на листе с заданиями и в бланке обследования.

Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10–15 минут.

Предлагаемое обследование включает следующие разделы:

– обследование состояния пространственного восприятия;

– выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);

– проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;

– выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;

– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;

– обследование фонематического слуха и восприятия;

– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

– обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.

Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы и критерии оценки выполнения заданий.

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Оценка выполнения задания:

  • 0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия;
  • 1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
  • 2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
  • 3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

Оценка выполнения задания:

  • 0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;
  • 1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;
  • 2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
  • 3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Задание 3

Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).

- Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

  • 0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;
  • 1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
  • 2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
  • 3 балла – обе задачи выполнены верно.

Задание 4

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Оценка выполнения задания:

  • 0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);
  • 3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Задание 5

Цель. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

Текст задания. «Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата".

Оценка выполнения задания:

  • 3 балла – все выполнено верно;
  • 2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
  • 1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;
  • 0 баллов – задание не выполнено.

Задание 6

Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Оценка выполнения задания:

  • 0 баллов – задание не принято, линия не проведена;
  • 1 балл – линия проведена неверно;
  • 3 балла – линия проведена правильно.

Задание 7

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

  • 0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;
  • 1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);
  • 2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;
  • 3 балла – правильное выполнение задания.

Задание 8

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может растеряться в новой обстановке, у него именно в этот день может болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.п.). Кроме того, в процессе проведения групповой работы можно получить лишь минимальную информацию о состоянии речевого развития детей. Поэтому на следующий день необходимо провести индивидуальную встречу для определения уровня речевого развития и уточнения информации о готовности к школе тех ребят, которые показали средний и низкий уровни по выделенным параметрам.

II этап – индивидуальное обследование

Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребенок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребенка записываются на этом листе рядом с заданием.

Задание 5

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: "Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?"

Если объяснение правильное: "Один круг лишний", "В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет", по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: "Чего больше?"

Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.

Задание 6

Если ребенок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: "Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?" Если ученик говорит: "Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям", вы еще раз спрашиваете: "Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?" В случае ответа: "Белка не птица" (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).

Если объяснение дается с опорой на внешние признаки ("Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов" или "Птицы и белки живут на деревьях"), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.

Задание 7

Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.

1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: "Скажи слово со звуком [с]".

2. Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: "Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку".

Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.

Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].

Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.

Выявление умения сравнивать множества по числу элементов

Если объяснение дано верно, возможно, ошибка была случайной, учитель может изменить оценивание, поставив 2 балла.

Выявление умения классифицировать

Анализ результатов

В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.

Результатом фронтального и индивидуального обследования детей является заполнение бланка обследования (прилагается в конце). С помощью занесенных в него данных легко увидеть сильные и слабые стороны готовности каждого ребенка. Конечно, невозможно на основе такого диагностического обследования составить дальний прогноз, раз и навсегда решить вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка, не учитывая влияние на его развитие специально продуманной системы обучения. Вместе с тем такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.

Как может отразиться тот или иной уровень готовности к школе на успешности обучения, если в программу обучения не будут внесены необходимые коррективы?

3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра. Такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой – в этом случае необходимо предложить углубленную программу обучения, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.

1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. На практике чаще встречается комплексная низкая готовность (то есть низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой.

У детей с комплексной низкой готовностью к овладению грамотой можно отметить следующие особенности: сниженный фонетический слух (1 балл), низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом, проявляющаяся в том, что дети не только не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков в трехсложных словах, но и не могут назвать его после интонационного выделения этого звука учителем на фоне всего слова (1 балл); у этих детей объем словаря ниже возрастной нормы, есть ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний, снижена ориентировка в пространстве, низок уровень зрительно-моторных координаций.

У этих детей велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, каллиграфические трудности, ошибки на уровне предложений), что требует внесения существенных корректив в методику обучения. Для таких учеников необходимо подготовить специальные задания.

Низкий уровень по отдельным параметрам, например нарушения мелкой моторики руки, также требует внимания. Если в процессе обследования выявилось нарушение зрительного и пространственного восприятия, значит, велика вероятность возникновения замен букв при чтении и письме. Поэтому в ходе обучения необходимо предложить этому ребенку специальные упражнения.

Очень редко, но бывает, например, что у ребенка хороший уровень общего интеллектуального и речевого развития и только по одному параметру – развитие фонематического слуха – отмечается низкий уровень. Если это не будет учтено в процессе обучения грамоте, у этого ребенка могут возникнуть ошибки замены букв при чтении и письме, что в дальнейшем приведет к стойким нарушениям этих процессов.

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике психологической готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Главная функция диагностики - выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение и должны быть направлены усилия педагогов в первом классе. Предметом внимания педагогов и родителей является

работоспособность будущего первоклассника,

умение взаимодействовать и подчиняться правилам,

успешность усвоения программных знаний и

необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций,

что позволяет говорить о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе.

Наибольшее значение имеют

когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность;

мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника;

волевая готовность – сформированность произвольности психологических процессов, способности к саморегуляции, самоконтролю.

В связи с этим готовность ребенка к школьному обучению определяется обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом методик, направленных на выявление:

1) уровня психического и волевого развития;

2) наличия необходимых навыков и умений;

3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

По плану работы ШМППК в мае 2013 года была проведена диагностика дошкольников, с целью выявления уровня психологической готовности детей к обучению в школе. В обследовании принимали участие 12 детей.

Для определения уровня школьной зрелости были использованы следующие методики для психолого-педагогического исследования особенностей познавательной деятельности ребенка:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА.

Осведомленность. Кругозор

Тест для будущих первоклассников

АЛМ: (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Произвольное внимание

Моторика руки

Срисовывание группы точек (тест Керна-Йирасека) ,

Срисовывание фразы (тест Керна-Йирасека),

Произвольная память

Методика. Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти,

Оперативная зрительная: 10 картинок (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Эмоционально-волевая сфера

Эмоциональное отношение к деятельности,

волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности,

настойчивость, склонность к завершению деятельности,

работоспособность, темп деятельности.

Школьная мотивация

Учитывались такие показатели как:

осведомленность, умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний;

состояние зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;

умение удерживать в процессе деятельности количество условий при восприятии задания на слух;

сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;

уровень умственного и речевого развития, словарного запаса;

сформированности причинно - следственных, пространственно-временных, логических связей, уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ);

сформированности способности делать умозаключения по аналогииумение, классифицировать предметы, находить логическое основание для обобщения;

объем и скорость слухоречевого и зрительного запоминания;

уровень волевой регуляции, мотивационной сферы личности ребенка.

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

2013 – 2014 УЧЕБНОМ ГОДУ

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ

Умственное и речевое развитие

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

МОТИВАЦИОН НАЯ

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

УРОВЕНЬ / БАЛЛ

достаточный/

недостаточный

БАЛЛ / УРОВЕНЬ

достаточный

38 / условно

достаточный

44 / условно

недостаточный

28 / не готов

достаточный

47 / условно

недостаточный

34 / не готов

недостаточный

35 / не готов

недостаточный

35 / не готов

достаточный

47 / условно

недостаточный

27 / не готов

недостаточный

40 / условно

недостаточный

38 / условно

достаточный

47 / условно

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ / ( % )

Готов / высокий

5-42% достаточный ур

Условно / средний

Не готов / низкий

7-58% недостаточн ур

не готов-5-42%%

1. Результаты ШППК обследования детей следующие:

0%(0) – детей готовы к школьному обучению;

58 %(7) – условно готовы;

42%(5) – не готовы

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №1


2. Изучение уровня интеллектуальной готовности свидетельствует:

72 % детей имеют достаточный уровень развития состояния зрительного восприятия, тонких движений руки и зрительно-моторных координаций, осведомленности, умения ориентироваться в окружающем мире, запаса знаний;

из них 50% детей показали высокий уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;

у 67% детей выявлен низкий уровень слухоречевого запоминания, умения удержать в процессе деятельности несколько инструкций при восприятии задания на слух;

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №2


ДИАГРАММА №3


3. Исследование умственного и речевого развития выявило следующие результаты сформированности логических операций:

83% детей имеют достаточный уровень развития словесно-логического и наглядно-действенного мышления: осуществлять сравнения, классифицировать предметы, находить логическое обоснование для обобщения;

у 17% - низкий уровень вербально-логического мышления, не сформирована способность определять причинно-следственные и пространственно-временные отношения, строить связный последовательный рассказ, выделять существенные признаки предметов, проводить аналогию понятий, выполнять умозаключения

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №4


4.Результаты изучения уровня волевой готовности показали:

42% детей имеют достаточный уровень развития умения управлять своим поведением, умственной деятельностью, способности напряженно трудиться, выполнять школьный режим жизни;

у 58% детей волевая готовность к школе находится на низком уровне: слабо развито умение слушать, удерживать в памяти словесную инструкцию, строить свои действия согласно этой инструкции, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, целенаправленность деятельности, поведенческая регуляция

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №5


5. Тестовая беседа по определению уровня развития школьной мотивации выявила следующие результаты:

у 92% детей на достаточном уровне сформирована внутренняя позиция, психосоциальная зрелость, личностная готовность: принятие новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей;

из них высокий уровень формирования положительного отношения к школе, чувство необходимости в учении выявился у 17% детей;

8% - имеют низкий уровень формирования произвольности деятельности, волевых усилий, учебной мотивации; преобладает игровая мотивация

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №6


Диагностическая работа позволила

Определить уровень школьной зрелости каждого дошкольника, определить его сильные и слабые стороны в развитии психических функций;

Выявить причины неготовности организма ребенка к систематическим школьным нагрузкам, новому режиму, которые объясняются низким уровнем развития отдельных функций или групп функций:

органические причины —

различные недостатки в психофизиологическом развитии; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций (вербально-логического мышления: причинно-следственные связи, аналогия; слухового восприятия, общей осведомленности, произвольного внимания и произвольной памяти);

не сформированности волевых качеств, произвольности деятельности, словарного запаса, речи

причины воспитательного характера, связанные с

неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в дошкольном возрасте,

соц. пед. запущенностью в неблагополучных семьях.

Цель психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников –

- интеллектуальной зрелости - аналитическое мышление, концентрация внимания; возможность вербально-логического запоминания;

- эмоционально-волевой зрелости - осознанного восприятия к выполнению инструкции произвольность психологических процессов: умение ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;

Читайте также: