Кто принимает решение о проведении контртеррористической операции кратко

Обновлено: 04.07.2024

1.Кто принимает решение о проведении контртеррористической операции?
2.Назовите условия проведения контртеррористической операции?
3.Когда считается контртеррористической операции закончены?

1 Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

2. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористической акции, если ее пресечение иными силами или способами невозможно.

3. Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 20 июля 2016 г.

1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

3. В случае, если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

в определяются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

2. Оперативный штаб:

1) осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;

2) подготавливает расчеты и предложения по проведению контртеррористической операции;

3) разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;

4) подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;

5) организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;

6) принимает другие меры по предотвращению террористического акта и минимизации его возможных последствий. (В редакции Федерального закона от 03.05.2011 № 96-ФЗ)

Статья 15. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции

1. Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

2. Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств.

3. В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, обеспечения деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 04.06.2014 № 145-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

4. Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции.

5. С момента, когда руководителем контртеррористической операции отдано боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой им должности в управление подразделениями, входящими в состав группировки сил и средств, не допускается. (В редакции Федерального закона от 03.05.2011 № 96-ФЗ)

6. Участвующие в контртеррористической операции подразделения федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции

1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.

2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

Статья 17. Окончание контртеррористической операции

1. Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

2. При наличии условий, указанных в части 1 настоящей статьи, руководитель контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной. (В редакции Федерального закона от 03.05.2011 № 96-ФЗ)

Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта

1. Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. (В редакции Федерального закона от 02.11.2013 № 302-ФЗ)

11. Возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. На требование о возмещении вреда, причиненного в результате террористического акта жизни или здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного имуществу в результате террористического акта, устанавливается в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанного преступления. (Часть введена - Федеральный закон от 02.11.2013 № 302-ФЗ)

12. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в пределах своих полномочий противодействие терроризму и уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, вправе истребовать сведения о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество получено в результате террористической деятельности и (или) является доходом от такого имущества, и проводить проверку на предмет достоверности этих сведений. Указанные лица обязаны представлять истребуемые сведения. Право истребовать указанные сведения действует только в отношении денег, ценностей, иного имущества и доходов, которые были получены не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности. В случае отсутствия достоверных сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них соответствующие материалы направляются в органы прокуратуры Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении указанных материалов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения. (Часть введена - Федеральный закон от 02.11.2013 № 302-ФЗ)

2. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.

Статья 19. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом

(Наименование статьи в редакции Федерального закона от 08.11.2008 № 203-ФЗ)

1. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершен террористический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.11.2008 № 203-ФЗ)

2. Для лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо социальной реабилитации могут быть предусмотрены реабилитационные мероприятия иного характера. (Часть введена - Федеральный закон от 08.11.2008 № 203-ФЗ)

Статья 20. Категории лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, подлежащих правовой и социальной защите

1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:

1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 321-ФЗ)

2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;

21) сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, принимающие участие в выездах на места происшествия и документальном закреплении следов совершенных преступлений на территориях (перечне объектов), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции; (Пункт введен - Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 21 настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом. (В редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ)

2. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты

1. Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. В случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

3. В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей.

5. В случае, если имущество лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Единовременные пособия, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи, выплачиваются независимо от других единовременных пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.03.2020 № 54-ФЗ)

Статья 22. Правомерное причинение вреда

Лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными.

Статья 23. Льготное исчисление выслуги лет, гарантии и компенсации лицам, участвующим в борьбе с терроризмом

1. Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 321-ФЗ)

2. Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 321-ФЗ)

3. Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации могут устанавливаться оклады по воинским должностям (должностные оклады) с учетом повышения, а также могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации. (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 321-ФЗ; от 08.11.2011 № 309-ФЗ)

Статья 24. Ответственность организаций за причастность к терроризму

1. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 2821 - 2823, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 197-ФЗ; от 28.06.2014 № 179-ФЗ; от 06.07.2016 № 374-ФЗ)

2. Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 2821 - 2823, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации. Террористической организацией, деятельность которой подлежит запрещению (а при наличии организационно-правовой формы - ликвидации), также признается террористическое сообщество в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного статьей 2054 Уголовного кодекса Российской Федерации, за руководство этим сообществом или участие в нем. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 197-ФЗ; от 02.11.2013 № 302-ФЗ; от 28.06.2014 № 179-ФЗ; от 06.07.2016 № 374-ФЗ)

3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, ликвидируемой по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.

4. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности ведет единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. Копия вступившего в законную силу судебного решения по делу о признании организации террористической и о ее ликвидации (запрете ее деятельности) или копия вступившего в законную силу приговора по уголовному делу о преступлениях, предусмотренных статьей 2054 Уголовного кодекса Российской Федерации, в пятидневный срок со дня вступления в законную силу соответствующего судебного решения или возвращения дела из суда апелляционной инстанции направляется судом первой инстанции в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Указанный список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации, в десятидневный срок со дня поступления копии соответствующего судебного решения в указанный федеральный орган исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 505-ФЗ)

Статья 25. Вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом

1. Лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.

2. Источники финансирования выплат денежного вознаграждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Размер, основания и порядок выплат денежного вознаграждения определяются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Статья 26. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

1) статьи 1 - 16, 18, 19, 21 и 23 - 27 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3808);

2) Федеральный закон от 21 ноября 2002 года № 144-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 47, ст. 4634);

3) статью 33 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи

Контртеррористическая операция — комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Руководство контртеррористической операцией осуществляет её руководитель, который несёт персональную ответственность за её проведение.

Решение о проведении контртеррористической операции и о её прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористическои операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

Руководитель контртеррористической операции:

  • определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включённых в состав оперативного штаба;
  • определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;
  • отдаёт распоряжения оперативному штабу о подготовке расчётов и предложений по проведению контртеррористической операции;
  • в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;


  • определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;
  • определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, о чём незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;
  • принимает решение и отдаёт боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении контртеррористической операции;
  • реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

Оперативный штаб:

  • осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;
  • подготавливает расчёты и предложения по проведению контртеррористической операции;
  • разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;
  • подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;
  • организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;
  • принимает другие меры по предотвращению и минимизации последствий террористического акта.

Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создаётся группировка сил и средств.

В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооружённых Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до её окончания подчиняются руководителю данной операции.

В ходе контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров с террористами лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.

Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечён (прекращён) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет данную операцию оконченной.


Рис. Благодаря участию детского хирурга Леонида Рошаля (в центре) в переговорах с террористами из здания Театрального центра на Дубровке были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Октябрь 2002 г.

  1. В борьбе с террористической угрозой соединены усилия органов исполнительной власти всех уровней.
  2. Контртеррористическая операция - это тщательно подготовленное, хорошо скоординированное широкомасштабное мероприятие органов исполнительной власти, направленное на защиту населения и государства от террористических актов и их последствий.
  3. Для спасения жизни людей возможны переговоры с террористами. При этом их политические требования не рассматриваются.
  4. Контртеррористическая операция прекращается по решению органов исполнительной власти, если имеются основания считать, что террористическая угроза пресечена и нет угрозы жизни, имуществу и законным интересам населения.
  1. В каких случаях для пресечения террористического акта проводится контртеррористическая операция?
  2. Кто принимает решение о проведении контртеррористической операции?
  3. Какие силы и средства могут привлекаться для проведения контртеррористической операции?
  4. Когда контртеррористическая операция считается оконченной?
  5. Назовите наиболее опасные террористические акты, произошедшие в нашей стране.

Из различных публикаций и Интернета подберите несколько примеров проведения контртеррористической операции. Проанализируйте последствия для террористов. Сделайте выводы.

Дополнительные материалы к § 6

Пример ликвидации террористов в период проведения контртеррористической операции

Здание Театрального центра было заминировано с таким расчётом, чтобы не только нанести максимальный вред заложникам, но и повредить соседние здания. Среди террористов находились женщины с поясами шахидов, которые были готовы в случае штурма здания взорвать себя и заложников.

Боевики хотели вынудить Российское правительство прекратить антитеррористическую операцию на Северном Кавказе и пойти на переговоры с одним из лидеров сепаратистов, чьё руководство этим терактом стало очевидным почти сразу после захвата заложников. Впоследствии выяснилось, что бандиты поддерживали постоянную связь со скрывавшимися руководителями терроризма в России. Этот террористический акт был лишь одним из запланированной серии терактов, многие из которых экстремистам не удалось осуществить из-за проведения антитеррористических мероприятий в Москве.

Во время переговоров с террористами им было обещано сохранение жизни в том случае, если они отпустят заложников. Но боевики всё время говорили о готовности взорвать себя и здание, если не выполнят их требования. При этом террористы угрожали убивать заложников за неповиновение и для устрашения остальных жертв насилия. Террористы изначально поставили ультиматум, что, если в 3 ч ночи 26 октября 2002 г. их требования не будут выполнены, они начнут расстреливать заложников. Около 2 ч ночи в здание пытался прорваться мужчина, дочь которого находилась в заложниках у бандитов. Он был убит. Затем бандиты начали расстреливать заложников. Как только раздались выстрелы, спецслужбы начали спецоперацию при помощи усыпляющего газа. В результате взрыв заминированного Театрального центра был предотвращён.

Все террористы были уничтожены, погибло 129 заложников. Около 700 человек удалось спасти. Позднее были обнаружены и ликвидированы главные руководители террористов, организовавшие этот теракт и руководившие боевиками, используя технические средства связи.

25 октября 2002 г. был задержан 25-летний гражданин, который пытался информировать террористов о том, что происходит вокруг здания и в штабе по спасению заложников. Спецслужбам удалось перехватить его телефонные переговоры с террористами.

Преступник не входил в состав группы террористов, захвативших Театральный центр, но за свои действия он был признан виновным в пособничестве терроризму и захвату заложников. Мосгорсуд приговорил его к 8,5 годам лишения свободы.

Читайте также: