В чем их отличие от философских категорий кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие - это то, что значит слово. Слово - это знак понятия. В данном определении понятие определяется через слово и иначе, чем через слово, понятие нельзя определить. Понятия выражают все то, что значат слова. Нет слова, которому бы не соответствовало какое-нибудь понятие, но нет и понятия, которое бы не выражалось бы словом или словами. Равно как нет знака без значения, но нет и значения без знака. Значение - это своего рода функция знака. Знак значит. Я говорю об этом так настойчиво, чтобы подчеркнуть первичность слов: когда мы говорим о понятиях, мы говорим о словах.

Интересное свойство понятий: если чувственные впечатления бывают яркими и отчетливыми, представления воображения бледны и фрагментарны, то понятия как таковые вообще лишены наглядности. Когда мы сообразно с понятием выстраиваем в воображении некое представление, оно являет собой не само понятие, а что-то вроде иллюстрации его, коих может быть неограниченное множество. Возьмите, к примеру, такое понятие как "миллионоугольник" и попробуйте его себе представить. Не многоугольную фигуру, а именно миллионоугольник. Даже начертив такую фигуру на бумаге при одном только взгляде на нее невозможно будет определить, подходит ли данная фигура под понятие "миллионоугольник" или нет. И, тем не менее, мы ясно и четко понимаем, что такое миллионоугольник. "Миллионоугольник" довольно простое понятие доступное даже школьнику. Возьмите также понятие "бесконечность". Тут уж даже и проиллюстрировать никак нельзя, хотя в самом понятии нет ничего сложного и оно говорит само за себя: то, что не имеет предела, неограниченная величина. Все это очень хорошо подтверждает то, что понятия основаны на словах.

Как возникают понятия? В ходе наблюдения за тем или иным объектом в опыте человек с помощью слов фиксирует его отличительные признаки и свойства. Понятие постепенно индуцируется: человек может определить, что таким-то и таким-то словом он называет объект с такими-то и такими-то качествами. Все это можно назвать эмпирическим способом образования понятий. Есть также и другие способы, например, логические: понятия возникают путем ограничения другого понятия или обобщения ряда понятий. Допустим, у человека есть понятие "собака", полученное эмпирически. Ведь имея понятие о собаке, человек вовсе необязательно должен иметь понятие и о видах, породах собак. Обнаруживая определенные различия у одних собак от остальных, человек образует частное понятие путем прибавления видового признака к общему понятию собаки. Частное понятие определяется через род и видовое отличие. Помимо понятия собаки у человека есть понятия "кошка", "мышка" и т.д. Находя во всех этих понятиях одни и те же общие признаки, человек отвлекается от всех индивидуальных различий и образует более общее понятие "животное".

Есть еще один способ образования понятий, о котором надо сказать особо. Понятие "русалка" не могло возникнуть ни эмпирически, ни в результате обобщения или ограничения. Данное понятие образовано в результате произвольного соединения множества признаков. Такие понятия спекулятивны. Я ничего не имею против таких понятий, но в определенных областях познания от них следует избавляться как от сорняков. Английский богослов Оккам предложил свою бритву как раз для борьбы со спекулятивными "универсалиями", коими была наполнена схоластическая философия. Очень часто - особенно в философии - те или иные проблемы "закрываются" с помощью спекуляций, что создает видимость решения проблемы. Особенно интересно, когда на почве спекулятивных понятий делаются аксиомы и постулаты и выстраиваются воздушные замки. Принцип Оккама формулируется по-разному, но в свете вышесказанного его можно сформулировать так: не стоит для решения некоторой проблемы образовывать новое понятие, если для этой цели достаточно тех понятий, которые уже имеются. Следует обратить внимание на то, что принцип Оккама никогда не дается как строгий запрет.

Теперь несколько слов о философских понятиях - категориях. Категории - это понятия наивысшего порядка абстракции, имеющие всеобщее значение. Никаким образом, кроме как обобщением широкого круга понятий, они не могут возникнуть. Категориями исчерпывается все, о чем мы только можем мыслить. Всякое понятие, которое только возможно, может быть подведено под ту или иную категорию.

Категории всегда рассматривались только в философии. Физика может говорить о понятиях силы, массы, импульса, энергии и т.д., но никогда вы не встретите физика, занимающегося определением понятия причинности. Кто же должен разъяснить понятие причинно-следственной связи как не философ? Математик исследует количественные отношения, но нигде вы не встретите размышления математика о том, что есть число. Об этом может задуматься только философ.

Для философии всегда было проблемой определить весь круг категорий, представить полный их перечень. У каждого философа свои категории. Но из всех категориальных систем наибольший интерес представляют категории Аристотеля. Аристотель насчитывал всего десять категорий (субстанция, качество, количество, отношение, пространство, время, состояние, обладание, действие, страдание). Получил он их не иначе, как в результате анализа греческого языка. Девять из этих категорий сказываются как предикаты о субстанции. Субстанция же не может быть предикатом чего-либо иного.

Такой способ получения категории, на мой взгляд, наиболее эффективен. Кант определил свои категории в результате анализа функций суждения, т.е. по сути, так же вывел их из языка. Понятия, как уже было сказано в начале моего поста, вторичны по отношению к словам. Язык, в принципе, определяет своей формой возможность говорить о чем-либо. Поэтому анализ языка помогает выработать наиболее общие и полные понятия о том, что можно мыслить. Взять, например, части речи: разве не соответствует некоторое всеобщее понятие всякому слову, которое мы определяем, например, как имя существительное? Также и слова выражающие вопросы могут послужить нам здесь определенным ориентиром. Мы спрашиваем: что? - имея в виду некий объект или когда? - имея в виду время и т.д. Я далек от той мысли, что существуют какие-то врожденные рассудку понятия. Поэтому я допускаю, что количество категорий может разниться в разных языках - в некоторых языках может отсутствовать, например, какая-нибудь из категорий модальности.

Но следует особо отметить: философские категории и грамматические категории - это разные вещи. Грамматическая категория - это всеобщее понятие в рамках грамматики.

Понятия - смысловые единицы мышления (рационального) . Категории - небольшое количество таких базисных понятий, которые лежат в основе всех остальных понятий, они группируют свойства понятий, т. е. категории задают содержательные границы и аспекты рационального мышления (тогда как логика задает формальные границы) . Пример: категория количества - на ее основе - ряд понятий: много, мало, увеличение, тотальность и т. д. категории "часть и целое" (парные категории) - на их основе - понятия: организм (как особый способ соединения частей в целое) , порядок, гармония, вражда, зло, хаос и т. д. Как видно, в понятии могут пересекаться разные категории. И. Кант расширил 10 категорий Аристотеля до 12, разделив их на 4 группы.

Можно, в принципе, использовать их одинаково, а если вдаваться в тонкости, то понятие это - смысл, а категория это - символическая позиция. Например "точка" при объяснении 1го измерения является не физической точкой, а категорией 1го измерения. Если слово "Точка" произносится при разговоре, то это - понятие, обозначающее - Конец разговора!

Категория - понятие более общего характера, которое глубинно обуславливает структуры мышления более низкого уровня.

Категории — это философские понятия, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности .

Сами по себе категории являются не просто набором фундаментальных философских понятий, они являются непосредственно инструментами философского мышления, потому что :

1. С одной стороны, категории — это само условие возможности философского мышления, это способ первичной организации познания , потому что именно в категориях разум вообще системно распознает бытие как данность.

Кроме того, категории отражают наиболее важные характеристики и явления бытия, которые пронизывают бытие насквозь во всём его многообразии и во всей его необъятности (время, пространство, движение, причина, следствие, единичное, общее, материя, дух, взаимодействие, сила, субстанция и т. д.), то есть в категориях происходит именно распознавание всего бытия как такового, а не каких-то отдельных частных данностей мира.

2. С другой стороны, категории представляют собой непосредственно саму схему философского мышления, сам принцип его работы. Ведь бытие, распознанное первоначально в тех или иных категориях, начинает затем осмысляться и познаваться человеком также с помощью рассудочных категорий (количество, качество, возможность, случайность, необходимость, развитие, противоположность, тождество, различие, мера, отрицание и т. д.).

Таким образом, категории — это есть одновременно и понятия, которые описывают бытие , то есть ориентируют в нём человека, и понятия, которые осмысливают бытие , то есть позволяют человеку в нём действовать.

Никакого обязательного стандарта или какого-либо исчерпывающего перечня категорий в философии не существует , поскольку каждая философская концепция выводит собственные категории, создает из них свою собственную систему и предлагает всякий раз их уникальную классификацию, соответствующую собственному мировоззрению.

Однако существует некоторое количество категорий, которые принимаются большинством философских систем в силу их естественной необходимости и самоочевидности при любых способах воззрения на мир.

По способу применения этих основных парных категорий все философские системы могут с некоторыми условностями подразделяться на метафизические и на диалектические по методу познания.

Метафизика — это философия, исходящая из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию. Метафизика принимает эти внеприродные начала бытия в качестве источника процессов развития действительности и в качестве того, что предшествует бытию, но само остается неизменным. Поэтому метафизические методы познания всегда имеют некий неизменный источник (некое Подлинное Бытие) и то, что из него развивается (мир, бытие неподлинное).

А диалектика — это не отдельная философия, это лишь один из методов философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.

Обобщенно говоря, метафизический метод познания исходит из того, что развитие действительности во многом предопределено некоторой внешней по отношению к действительности целесообразностью, а диалектика понимает развитие действительности как результат внутренней закономерности её самоорганизующихся процессов .

Соответственно понимаются этими методами и основные парные философские категории. Рассмотрим несколько примеров:

1. Бытие — небытие . Бытие — это всё то, что действительно существует. Небытие — это то, чего не существует, то, что нельзя помыслить, то, что нельзя ничем выразить.

Метафизика

— бытие существует, а небытие не существует;

— бытие наполнено разнообразным конкретным качеством, а небытие абстрактно и бескачественно;

— бытие это реальность сознания или реальность материального мира, а небытие это пустота безмыслия или полное отсутствие какой-либо качественной определенности в реальности;




— бытие самотождественно, то есть равно самому себе, и не противоположно ничему, потому что кроме бытия ничего нет. А небытие противоположно бытию, но не тождественно ни самому себе, ни вообще чему-либо, поскольку не может быть ничего равного тому, чего вообще нет.

Таким образом, в метафизике бытие и небытие это два абсолютно противоположных и несоединимых понятия .

Диалектика

— бытие есть реальность в её развитии, в её постоянном изменении, в её постоянном переходе в иное себе состояние, следовательно, в процессе развития некоторые характеристики бытия, переходя в иное себе состояние, исчезают, то есть уходят в небытие, что говорит о неразрывной связи и взаимопереходах бытия и небытия .

2. Единичное — общее. Единичное — это нечто качественно неповторимое, некая уникальная особенность объекта или явления. Единичное всегда внешне проявляется в индивидуальных свойствах и характеристиках обособленного объекта или явления.

Общее — это нечто такое в свойствах и характеристиках объекта или явления, что объединяет данный объект или явление в один класс с другим объектом, явлением или же со множеством некоторых объектов, явлений.

Метафизика

Метафизика по-разному понимает взаимоотношения общего и единичного, но в корне её подхода эти явления обособлены, хотя и нерассоединимы. Например, вот один из кратких примеров метафизического подхода в рамочном виде:

Общее, как это со всей очевидностью ясно, существует только в единичном, собирается из единичного и познается также только через единичное. Следовательно, единичное — это форма существования общего.

Кроме того, любое единичное может разворачиваться и множиться, образуя из себя многое. А из этого следует, что в начале всех вещей существует нечто единичное, потому что:

— в чем состоит главная общность всего существующего? Она состоит в том, что всё существующее принадлежит к бытию, что всё существующее, попросту говоря — есть.

Но если общность всего существующего, в смысле его принадлежности к бытию, неоспорима, то эта общность всего существующего должна собираться из свойств принадлежности к бытию у каждого единичного в составе этого общего, поскольку общее собирается из единичного;

— но откуда же тогда в составе каждого единичного появилось вот это общее для них всех свойство принадлежности к бытию? Оно могло появиться только в том случае, если каждое единичное причастно к бытию через что-то для них единое, через некое единичное истинное бытие, из которого, собственно, и развернулось всё единичное в бытии;

— таким образом, если в начале всех вещей находится нечто единичное, то это единичное есть первоначало бытия, и, если уж из него разворачивается весь многообразный мир, то такое единичное первоначало, на самом деле, является по своему смыслу общим, поскольку именно его главная характеристика переходит в свойство каждого единичного и определяет общее свойство всего единичного принадлежать к бытию.

Таким образом, общее и единичное существуют внутренне раздельно и независимо, потому что:

— единичное собирает из себя общее, но остается при этом независимо единичным,

— а общее, хоть и собрано из единичного, всё равно является общим, а никак не единичным.

Но при этой внутренней обособленности друг от друга, во внешнем проявлении общее и единичное существуют неразрывно, ведь:

— единичное создаёт общее, а это значит, что общее не может существовать без единичного;

— единичное, если говорить не о первоначале мира, а иметь в виду все эти отдельные единичные свойства вещей или явлений бытия, то все эти свойства, каждое в своей единичности, всегда образуют некое общее на основе только того, что всё это многообразное в своей совокупности есть простой и неотрицаемый факт его общего наличия в бытии;

— но, даже если иметь в виду единичное, которое является первоначалом, и которое абсолютно единично, то оно всё равно одновременно есть и общее, поскольку именно из него проистекает вся общность единичных вещей и явлений, которые существуют через свою общую причастность к нему.

Диалектика

Единичное и общее внутренне неразрывно взаимосвязаны , ведь каждый объект или явление обладает и теми, и другими качествами одновременно:

— нечто общее можно всегда понимать как единичное, если рассматривать его в отдельности собственной совокупности его явления,

— а нечто единичное само является общим для множества единичных свойств, из которых оно само собрано;

— любое единичное всегда определяется в своих характеристиках связями и отношениями того общего, в состав которого оно входит;

— любое общее характеризуется особенностями тех единичных элементов, из которых само же и состоит.

3. Причина — следствие. Причина — это сложившаяся необходимость для появления того или иного факта или явления действительности. Следствие — это результат действия причины.

Метафизика

Метафизика исходит из принципа причинности: любое явление имеет свою причину и определяется ею. То есть при сложившихся на данный момент условиях определенная причина порождает определенное следствие.

Категории — это философские понятия, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности .

Сами по себе категории являются не просто набором фундаментальных философских понятий, они являются непосредственно инструментами философского мышления, потому что :

1. С одной стороны, категории — это само условие возможности философского мышления, это способ первичной организации познания , потому что именно в категориях разум вообще системно распознает бытие как данность.

Кроме того, категории отражают наиболее важные характеристики и явления бытия, которые пронизывают бытие насквозь во всём его многообразии и во всей его необъятности (время, пространство, движение, причина, следствие, единичное, общее, материя, дух, взаимодействие, сила, субстанция и т. д.), то есть в категориях происходит именно распознавание всего бытия как такового, а не каких-то отдельных частных данностей мира.

2. С другой стороны, категории представляют собой непосредственно саму схему философского мышления, сам принцип его работы. Ведь бытие, распознанное первоначально в тех или иных категориях, начинает затем осмысляться и познаваться человеком также с помощью рассудочных категорий (количество, качество, возможность, случайность, необходимость, развитие, противоположность, тождество, различие, мера, отрицание и т. д.).

Таким образом, категории — это есть одновременно и понятия, которые описывают бытие , то есть ориентируют в нём человека, и понятия, которые осмысливают бытие , то есть позволяют человеку в нём действовать.

Никакого обязательного стандарта или какого-либо исчерпывающего перечня категорий в философии не существует , поскольку каждая философская концепция выводит собственные категории, создает из них свою собственную систему и предлагает всякий раз их уникальную классификацию, соответствующую собственному мировоззрению.

Однако существует некоторое количество категорий, которые принимаются большинством философских систем в силу их естественной необходимости и самоочевидности при любых способах воззрения на мир.

По способу применения этих основных парных категорий все философские системы могут с некоторыми условностями подразделяться на метафизические и на диалектические по методу познания.

Метафизика — это философия, исходящая из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию. Метафизика принимает эти внеприродные начала бытия в качестве источника процессов развития действительности и в качестве того, что предшествует бытию, но само остается неизменным. Поэтому метафизические методы познания всегда имеют некий неизменный источник (некое Подлинное Бытие) и то, что из него развивается (мир, бытие неподлинное).

А диалектика — это не отдельная философия, это лишь один из методов философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.

Обобщенно говоря, метафизический метод познания исходит из того, что развитие действительности во многом предопределено некоторой внешней по отношению к действительности целесообразностью, а диалектика понимает развитие действительности как результат внутренней закономерности её самоорганизующихся процессов .

Соответственно понимаются этими методами и основные парные философские категории. Рассмотрим несколько примеров:

1. Бытие — небытие . Бытие — это всё то, что действительно существует. Небытие — это то, чего не существует, то, что нельзя помыслить, то, что нельзя ничем выразить.

Метафизика

— бытие существует, а небытие не существует;

— бытие наполнено разнообразным конкретным качеством, а небытие абстрактно и бескачественно;

— бытие это реальность сознания или реальность материального мира, а небытие это пустота безмыслия или полное отсутствие какой-либо качественной определенности в реальности;

— бытие самотождественно, то есть равно самому себе, и не противоположно ничему, потому что кроме бытия ничего нет. А небытие противоположно бытию, но не тождественно ни самому себе, ни вообще чему-либо, поскольку не может быть ничего равного тому, чего вообще нет.

Таким образом, в метафизике бытие и небытие это два абсолютно противоположных и несоединимых понятия .

Диалектика

— бытие есть реальность в её развитии, в её постоянном изменении, в её постоянном переходе в иное себе состояние, следовательно, в процессе развития некоторые характеристики бытия, переходя в иное себе состояние, исчезают, то есть уходят в небытие, что говорит о неразрывной связи и взаимопереходах бытия и небытия .

2. Единичное — общее. Единичное — это нечто качественно неповторимое, некая уникальная особенность объекта или явления. Единичное всегда внешне проявляется в индивидуальных свойствах и характеристиках обособленного объекта или явления.

Общее — это нечто такое в свойствах и характеристиках объекта или явления, что объединяет данный объект или явление в один класс с другим объектом, явлением или же со множеством некоторых объектов, явлений.

Метафизика

Метафизика по-разному понимает взаимоотношения общего и единичного, но в корне её подхода эти явления обособлены, хотя и нерассоединимы. Например, вот один из кратких примеров метафизического подхода в рамочном виде:

Общее, как это со всей очевидностью ясно, существует только в единичном, собирается из единичного и познается также только через единичное. Следовательно, единичное — это форма существования общего.

Кроме того, любое единичное может разворачиваться и множиться, образуя из себя многое. А из этого следует, что в начале всех вещей существует нечто единичное, потому что:

— в чем состоит главная общность всего существующего? Она состоит в том, что всё существующее принадлежит к бытию, что всё существующее, попросту говоря — есть.

Но если общность всего существующего, в смысле его принадлежности к бытию, неоспорима, то эта общность всего существующего должна собираться из свойств принадлежности к бытию у каждого единичного в составе этого общего, поскольку общее собирается из единичного;

— но откуда же тогда в составе каждого единичного появилось вот это общее для них всех свойство принадлежности к бытию? Оно могло появиться только в том случае, если каждое единичное причастно к бытию через что-то для них единое, через некое единичное истинное бытие, из которого, собственно, и развернулось всё единичное в бытии;

— таким образом, если в начале всех вещей находится нечто единичное, то это единичное есть первоначало бытия, и, если уж из него разворачивается весь многообразный мир, то такое единичное первоначало, на самом деле, является по своему смыслу общим, поскольку именно его главная характеристика переходит в свойство каждого единичного и определяет общее свойство всего единичного принадлежать к бытию.

Таким образом, общее и единичное существуют внутренне раздельно и независимо, потому что:

— единичное собирает из себя общее, но остается при этом независимо единичным,

— а общее, хоть и собрано из единичного, всё равно является общим, а никак не единичным.

Но при этой внутренней обособленности друг от друга, во внешнем проявлении общее и единичное существуют неразрывно, ведь:

— единичное создаёт общее, а это значит, что общее не может существовать без единичного;

— единичное, если говорить не о первоначале мира, а иметь в виду все эти отдельные единичные свойства вещей или явлений бытия, то все эти свойства, каждое в своей единичности, всегда образуют некое общее на основе только того, что всё это многообразное в своей совокупности есть простой и неотрицаемый факт его общего наличия в бытии;

— но, даже если иметь в виду единичное, которое является первоначалом, и которое абсолютно единично, то оно всё равно одновременно есть и общее, поскольку именно из него проистекает вся общность единичных вещей и явлений, которые существуют через свою общую причастность к нему.

Диалектика

Единичное и общее внутренне неразрывно взаимосвязаны , ведь каждый объект или явление обладает и теми, и другими качествами одновременно:

— нечто общее можно всегда понимать как единичное, если рассматривать его в отдельности собственной совокупности его явления,

— а нечто единичное само является общим для множества единичных свойств, из которых оно само собрано;

— любое единичное всегда определяется в своих характеристиках связями и отношениями того общего, в состав которого оно входит;

— любое общее характеризуется особенностями тех единичных элементов, из которых само же и состоит.

3. Причина — следствие. Причина — это сложившаяся необходимость для появления того или иного факта или явления действительности. Следствие — это результат действия причины.

Метафизика

Метафизика исходит из принципа причинности: любое явление имеет свою причину и определяется ею. То есть при сложившихся на данный момент условиях определенная причина порождает определенное следствие.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Основные философские категории Основные философские категории: 1) бытие и ничто; 2) материя и сознание; 3) пространство и время; 4) причина и следствие; 5) необходимость и случайность; 6) возможность и действительность; 7) содержание и форма; 8) сущность и явление.

Бытие и ничто Бытие - это всеохватывающая реальность, существование, сущность. Антитезой бытия или нечто, является ничто. Основные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) бытие духовного; 4) бытие социального. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим основанием материю.

Материя и сознание Материя - это основная философская категория, означает физическое вещество, в отличие от психического и духовного. Значение материи как вещества удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике. Появление таких понятий, как электрон, атом, электромагнитное поле, ядерный распад и т.д. привело к утрате понимания материи как вещества. Материю стали воспринимать как объективную реальность, существующую вне нашего сознания. Сознание - это следующая философская категория, сознание - это свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной - человеческого мозга. Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек - результат сравнительно позднего развития материального мира. Сознание неразрывно связано с материей, оно неотделимо от мыслящей материи - мозга, свойством которого является.

Пространство и время Способом существования материи является движение, материя выявляет себя через движение. Формами движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время. Пространство характеризует ее протяженность, время - длительность ее существования. Пространство и время обладают своими свойствами. Пространство обладает трехмерностью, оно а) симетрично; б) однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат); в) пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо). Время - длительность, оно асимметрично, т е необратимо. Время может пониматься по разному: а) как циклическое время (календари); б) как некоторая симметрия, т. к. ряд процессов не является необратимыми; в) время как необратимый процесс, т.е. нельзя вернуться в прошлое.

Причина и следствие Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием.

Необходимость и случайность Необходимость - это свойства и связи, обусловленные внутренними причинами объекта или субъекта (предмета или человека). Случайность - это свойства и связи, обусловленные стечением внешних обстоятельств. Процесс развития осуществляется путем перехода возможности в действительность. Возможность - есть объективно существующая тенденция развития предмета. Действительность - это реальный переход от тенденции к действию.

Возможность и действительность Эти категории выражают изменчивость мира, активность материи, переход ее из одних состояний в другие. Действительность – это все то, что существует. Это единство единичного и общего, сущности и явления, содержания и формы, необходимого и случайного. Возможность – это то, что в соответствии с объективными законами и при определенных условиях может осуществиться, стать действительностью. Таким образом, возможность - это тенденция развития действительности, а действительность –это реализованная возможность и основа для новых возможностей.

Содержание и форма Содержание – это элементы, из которых состоит вещь, форма – это совокупность связей между ними, или, иначе, организация или структура вещи. Различие формы и содержания относительно. Материальный мир – это предметный мир, поэтому наиболее четкое различение формы и содержания осуществлено по отношению к вещам. Так, производственные отношения могут рассматриваться как элементы содержания, а политические отношения – как их организация или форма.

Сущность и явление Явление можно определить как внешнюю, а сущность – как скрытую глубинную сторону действительности. Сущность следует характеризовать как важнейшее, основное, необходимое и характерное в действительности, скрытое под явлением, или, точнее, в явлении. Сущность – прежде всего общее, а явление – целостная совокупность единичных. Для сущности характерна, прежде всего, необходимость, в явлении бросается в глаза случайность. Однако явление имеет также общие черты (например, внешнее сходство вещей), а сущности не сводятся к общему, они включают также особенное и единичное, индивидуальное, но – существенно особенное и индивидуальное. Сущность – это наиболее важное, основное, глубинное, определяющее в общем, особенном и единичном, явление – их непосредственное, внешнее выражение.

Читайте также: