Принципы педагогической работы с детьми входящими в группу риска по проявлению школьной дезадаптации

Обновлено: 02.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретические аспекты психолого-педагогической поддержки детей группы риска

Теоретические аспекты психолого-педагогической поддержки детей группы риска
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

§ 1.1. Характеристика детей, входящих в группу риска

§ 1.2. Основные причины дезадаптации ребенка

§ 1.3. Содержание психолого-педагогической поддержки детей группы риска

§ 1.4. Психологическое консультирование детей группы риска

Психологическое консультирование является видом психологической помощи людям, имеющим трудности в повседневной жизни, в деятельности и общении. В зависимости от психологического направления цель консультирования варьируется. Так, бихевиорально-ориентированное направление выбирает задачу корректировки поведения человека. Экзистенциальное направление в консультировании ориентирует на нахождение собственного направления в жизни, осмысление целей и намерений личности, отношения к жизни.
При этом важно понимать особенности консультирования детей, которые (особенности) отличаются следующими факторами:
1. Дети, как правило, не обращаются за помощью самостоятельно. По поводу их проблем обращаются к консультанту их родители, лица их заменяющие, педагоги, то есть взрослые.
2. Психотерапевтический эффект необходимо получить быстро, так как одна психологическая проблема приводит к возникновению новых, существенно влияющих на общее психическое развитие ребенка.
3. Психолог-консультант не может на ребенка возложить ответственность за решение выявленных у него проблем. Дело в том, что самосознание и мышление в детском возрасте недостаточно развиты, при этом жизнь ребенка в основном зависит от взрослых.
Учитывая данные особенности важно понимать, что ребенок редко готов сам рассказывать о своих проблемах другому взрослому (психологу, учителю, социальному педагогу), помимо этого он не всегда осознает источник своих трудностей.
Если же по поводу детского поведения обращаются взрослые, то они формулируют обращение как жалобу, как неугодное поведение, от которого хочется быстро избавиться. При этом корень проблем они видят чаще всего в ребенке, а не в его окружении (к примеру, самом себе), как одном из источников данного поведения. Установка же, определяющая обращение к психологу, ориентирована на изменение поведения ребенка, а не собственных поведенческих черт и стратегий поведения и общения.
Важно понимать, что аффективные переживания исчезают у детей после изменения ситуации, провоцирующей негативные переживания и деструктивное поведение. Однако отмечаются случаи, когда изменить ситуацию не представляется возможным в силу различных объективных причин. Тогда психолог должен скорректировать личностный смысл ситуации для ребенка, то есть поменять
отношение к ситуации, тем самым корректируя его переживания.
Поменять личностный смысл можно показав ребенку негативную в его восприятии ситуацию с непривычной для него точки зрения, новой позиции. При этом эта другая предлагаемая консультантом позиция должна быть привлекательной для ребенка, отвечать его личностным притязаниям. Конечно, изменение личностного восприятия ситуации помогает сгладить, а порой и полностью устранить аффективные переживания, спровоцированные данной ситуацией, но не всегда.
Чтобы помочь ребенку найти для него новую точку видения событий консультант предлагает занять внешнюю позицию, посмотреть на происходящие события со стороны и найти в них положительные аспекты.
Еще раз уточним, что к группе риска относится категория детей, обладающих с низкой сопротивляемостью к факторам социального риска по причине возрастных и психологических особенностей.
Они объективно пребывают в зоне реального или потенциального риска, демонстрируют различные формы социальной дезадаптации, проявляющиеся главным образом в педагогической запущенности, конфликтном поведении, нарушения их социализации.
Содержание психологического консультирования детей группы риска
Рассмотрим специфику психологического консультирования детей группы риска. Основная ее сущность отражена в табл. 1.
Таблица 1

Формирование оптимальной адаптации и самореализации за счет использования ресурсных возможностей личности с целью преодоления существующих затруднений.

Внутренний психологический мир ребенка: психическое состояние, самоотношение, эмоционально- волевое регулирование, жизненные цели и ценности, актуальная ситуация жизнедеятельности и развития.

Желание получать помощь в решении вопросов (затруднений), детерминированных психологическими причинами. Готовность ребенка принять ответственность за изменение себя ради улучшения своей жизненной ситуации.

Совместная деятельность консультанта и ребенка, ориентированная на достижение цели, поставленной в ходе затруднительной для консультируемого ситуации.

«Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.

Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе

Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.

Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.

Взаимодействие между всеми специалистами, работающими с данным контингентом детей и их родителями.

Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Часто этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психоневролог или психиатр.

Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и учителя.

Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить прежде всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.

Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать всвоей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.

В задачу логопеда будут входить следующие направления работы: обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса (как правило, у этих детей отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов по русскому языку.

Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу.

Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям.

Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.

Воспитатели ГПД должны находиться в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями таких детей. Для преодоления пагубных привычек использовать беседы, проводить интересные мероприятия для вовлечения этих детей этой категории в коллектив. Завершая разговор о детях "группы риска", уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей. Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска"

Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков ученика.

Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта. К ним относится:

  • проявление доброты, внимания, заботы;
  • просьба;
  • поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
  • "авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
  • обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;
  • прощение; проявление огорчения;
  • проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:

  • убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;
  • доверие;
  • моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
  • вовлечение в интересную деятельность;
  • нравственное упражнение.

Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:

  • опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
  • фланговый подход. Воспитатель, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
  • активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные, тормозящие приемы:

  • констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;
  • необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);
  • осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;
  • наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;
  • предупреждение;
  • проявление возмущения.

Организация индивидуального сопровождения– это обучение, воспитание и развитие учащегося.

Так как сегодня является приоритетным личностно-ориентированное образование, то в работе нужно опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.


В статье рассматриваются понятие дезадаптация, а также условия ее преодоления и психолого-педагогические технологии работы со школьной дезадаптацией.

Ключевые слова: дезадаптация, дети, образовательное учреждение, реабилитация.

Увеличение количество детей, которым не удается адаптироваться к условиям жизни, а также требованиям, которые предъявляется к ним и их окружению, приводит к увеличению масштабов, а также углублению причин возникновения дезадаптации у подрастающего поколения. Ухудшением взаимоотношений с учителями и родителями, неуспеваемость, конфликтность, агрессивность, поведенческие нарушения, склонность к употреблению алкоголя и наркотических веществ, уход от реальности, суициды,все эти вышеназванные асоциальные действия, являются проявлением такого сложного социального и психологического явления, как дезадаптация. Дезадаптация проявляется у ребенка разнообразно (чаще всего в зависимости от возраста, меняются факторы и симптомы проявления), однако основные ее аспекты таковы: слабая успеваемость в обучении либо полное ее отсутствие, нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, нарушения в поведении. Помимо этого, в большинстве случаев дезадаптация осложняется, а иногда и формируется патогенными (отклонения психического развития, нервно-психическиезаболевания), психосоциальными (проблемы, связанные с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка) и социальными (неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, социальное сиротство) факторами.

Предотвращать эти явления призвано образование, цель которого обращенное к внутреннему миру подростков, которое в свою очередь способствует реализации их способностей, адаптации в ходе процесса социализации. Если рассматривать профилактику дезадаптации подростков как аспект системы школьного воспитания, то она нацелена на предупреждение попадания подростков в группы риска, направлена на блокирование зарождающейся дезадаптации посредством психологической и педагогической поддержки, способствующей преодолению возникающих у подростков индивидуальных трудностей в процессе жизнедеятельности в образовательных учреждений, повышению их адаптации, стрессоустойчивости к меняющимся условиям жизни, а так же к усложняющимся требованиям системы образования. Отметим, что потребность общества и практики образовательных учреждений в исследовании психолого-педагогических условий коррекции дезадаптации, свидетельствует о значимости данной проблемы [1 с. 58].

На данный момент существуют различные подходы к типологии явления дезадаптации. Однако чаще всего рассматриваются ее типы по социальным институтам, где дезадаптация проявляется как школьная или семейная. Так же можно выделить по нарушению ведущей деятельности, например учебная или профессиональная.

Подробнее рассмотрим понятие школьной дезадаптации. Анализируя ее, можно выявить этапы формирования дезадаптации в конкретные периоды обучения в школе. Например, это начало посещения учебного заведения (1 класс), переход из младшей школы в среднюю (5 класс), либо же окончание средней школы (7–9 классы). Но что из себя представляет само явление дезадаптация у ребенка? Дезадаптация у ребенка свидетельствует о несоответствии его поведения и учебы возрастным и социальным нормам в сравнении с основной массой его сверстников. [2] Таким образом можно указать, что школьная дезадаптация представляет собой неспособность адаптироваться ученику к условия школьного обучения, при котором у такого ребенка наблюдается снижение успеваемости, отклонения от норм поведения. Понятие школьной дезадаптации можно считать, комплексным, собирательным и зависимым от условий развития, а так же глубины воздействия и проявлений. На данный момент, опираясь на различные методологические исследования, сформировались несколько подходов в понимании и объяснении такого сложного социально-педагогического явления, как школьная дезадаптация.

Первый подход — это медико-биологический. Согласно ему школьная дезадаптация представляет собой нарушение возможности приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. При таком подходе школьная дезадаптация некоторыми учеными, например К. С. Лебединской и Г. А. Вайзер, рассматривается как явление, которое проявляется в патологии развития и здоровья детей. При таком подходе к группе риска можно отнести детей с задержкой психического развития.

Второй подход к пониманию процесса школьной дезадаптации — это социально-психологический. Очень хорошо данный подход описывает Н. М. Иванчук, под школьной дезадаптацией он понимает многофакторные нарушения способностей ребенка к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса. А также несоответствие окружающей учащегося социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям.

И третий подход к пониманию процесса школьной дезадаптации — это социально-педагогический. Школьная дезадаптация в работах И. С. Якиманской рассматривается как часть социальной адаптации, где представляет собой неадекватный механизм приспособления ребенка к школе, неадекватность которого выражается в нарушении учебы и поведения, конфликтных отношениях с окружающими, психогенных заболеваниях, повышенном уровне тревожности, а также в искажениях развития личности.

Таким образом, комплексный подход к проблеме школьной дезадаптации позволяет на основе различных научных работ психологов, педагогов, психиатров, а также социологов глубже увидеть составляющие школьной дезадаптации, которые поддаются коррекции различными педагогическими методами.

Отметим, что для преодоления школьной дезадаптации нужно создать ряд необходимых педагогических условий:

Во-первых, это осуществление оперативной диагностики выявления состояния школьной дезадаптации по ее компонентам. Во-вторых, составить на основе данных диагностики индивидуальные программы преодоления школьной дезадаптации.

Также при необходимости возможно повышение профессиональной компетентности педагогов или же привлечение сторонних работников специализированных органов для оказания помощи в преодолении дезадаптации учащихся.

Теперь же подробнее рассмотрим возможности реализации данных педагогических условий. Первое педагогическое условие можно провести при помощи комплекса диагностических методик выявления состояния школьной дезадаптации учащихся, которые могут включать в себя как методики выявления социально — психологической дезадаптации, так и методики выявления психологической дезадаптации, а так же в обязательном порядке включает в себя методики по выявлению школьной дезадаптации. К таким методикам можно отнести: тесты на оценку уровня тревожности учащихся, оценку темперамента и самооценку, оценку уровня сформированности обще учебных знаний, собеседования с целью оценки навыков и умений учащихся.

Кроме того, рассмотрим процесс реабилитации учащихся, который будет, осуществляется проведения реабилитационной программы. Для начала остановимся на самом процессе составления программы. На основе данных, которые были полученные в результате диагностике учащихся, при участии школьного психолога, классного руководителя, а также заместителя директора по учебно-воспитательной работе можно составить индивидуальную реабилитационную программу преодоления школьной дезадаптации. Такая программа будет состоять из коррекционных мер, которые будут предпринятых психологом для преодоления недостатков личностного развития ребенка (например, собеседование, различные тесты), деятельность педагогов по устранению выявленных пробелов в знаниях и умениях, формирование навыков учебной деятельности учащихся, а так же деятельность всех учителей-предметников по вовлечению школьников в социально значимую общественную деятельность. Однако отметим, что не всегда персонал учебного заведения способен, самостоятельно справится с проблемой школьной дезадаптации. В таких случаях есть два варианта действий. Вариант первый — обратиться за помощью в специальные органы, например в ближайшее отделение социальной защиты населения, специалисты которого могут помочь в разработке, организации и проведении реабилитационной программы, а так же оказать помощь образовательному учреждению в тех моментах, в которых персонал учебного заведения по тем или иным причинам не имеет возможности оказать влияние (Например, обследование жилых помещений, где проживает учащийся, патронаж семьи учащегося). Второй вариант — это повышение профессиональной компетенции персонала образовательного учреждения по навыкам работы с дезадаптироваными детьми. На сегодняшний день существует множество методических рекомендации, разработанных и применённых на практике, поэтому на их основе для персонала учебного заведения можно составить программу методической подготовки учителей для повышения навыков работы с дезадаптироваными детьми.

Итак, мы выяснили, что для преодоления дезадаптации необходимо создать реабилитационную программу, которая будет действовать в образовательном учреждении. Теперь же стоит поговорить об конкретных психологических и педагогических технологиях, которые могут быть применены в процессе проведения реабилитационной деятельности. Для начала рассмотрим педагогические технологии. Главным отличием педагогических технологий от других является то, что они способствуют увеличению эффективности обучения за счет повышения интереса и мотивации к обучению. Наиболее эффективно данные технологии используются путем развития игровой ситуации в обучении. Под развитием понимается изменения в процессе игры, например, смена обстановки, усложнение правил игры, эмоциональное насыщение игровых действий. Игра в этом случае, это вид деятельности, в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение какого-либо социального опыта. Для того, что бы повисеть эффективность обучающей игры, необходимо, что бы технология ее применения, соответствовала ряду требований: отсутствие принуждения при вовлечении в игру, развитие игровой динамики, поддержание игровой атмосферы, взаимосвязь между игровой и неигровой деятельностью. Для педагога в такой ситуации важно, чтобы игровой опыт мог быть применен в рамках неигровой деятельности. Стоит отметить, что хоть такая технология и является эффективной в рамках реабилитации школьной дезадаптации, однако не к каждым группам обучавшихся она может быть применима. Особенно это касается более старших групп. В работе с ними лучше всего использовать психологические технологии. Под психологическими технологиями можно понимать целенаправленное моделирование учебного процесса, участие в котором актуализирует определенные качества личности, обеспечивает передачу социального опыта. Цель такой технологии: сформировать умения личности оценивать собственные внутренние ресурсы. Удобнее всего эту технологию реализовывать путем собеседования, проф. опросов, проведения групповых дискуссий.

  1. Бреева, Е. Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России / Е.Б Бреева, // Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — 2-е изд. — М.: Дашков и Ко, 2004. С. — 212
  2. Рапачевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапачевич, // Современное слово. — Минск, 2001. С. — 928
  3. Панова, В.г Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова // Большая Рос. Энцикл. — М.: 1993. С. — 607

Основные термины (генерируются автоматически): школьная дезадаптация, образовательное учреждение, учебное заведение, реабилитационная программа, дезадаптация, подход, ребенок, иностранная литература, латинская приставка, неигровая деятельность.


Цель: повышение эффективности психолого-педагогической работы с детьми из групп риска путём оказания психологической помощи.

Содержимое разработки

Департамент образования мэрии г. Магадана

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Магадана

685000, г. Магадан, ул. Горького, д. 9, тел. 62-31-92:

Пр-л № от _________2021г. Пр № ____/ ______________2021г.

Пр-л № от _________202_г. . Пр .№ ____/_______________202_г

Пр-л № от _________202_г. Пр .№ ____/_______________202_г

Пр-л № от _________202_г. Пр .№ ____/_______________202_г

Пр-л № от _________202_г. Пр .№ ____/_______________202_г

Психологическое сопровождение

Педагог-психолог: Иванова А.Ф. Назаренко А.В.

Пояснительная записка

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в школе является приоритетным направлением, поскольку здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия ребенка.

Одним из конкретных практических шагов в этом направлении, является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и самопознания детей.

Программа разработана в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ "Об образовании";

Семейный кодекс РФ;

Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).

Цель: повышение эффективности психолого-педагогической работы с детьми из групп риска путём оказания психологической помощи.

содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;

помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);

психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;

профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

Основные усилия педагога-психолога направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа включает следующие основные составляющие:

Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.

Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с младшими школьниками и подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.

Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.

наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);

появления у младших школьников и подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);

употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;

кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию ребенка.

Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе

Делинквентное(от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.

Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.

Программа реализуется по направлениям:

диагностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, диагностика ЭЛС.

коррекционное: индивидуальная работа.

профилактическое: групповая работа (тренинги, классные часы, тематические беседы, просмотр тематических видео).

Психодиагностический мониторинг: анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.

Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между педагогом и учащимся, установлению душевного контакта. К ним относится:

проявление доброты, внимания, заботы;

поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);

"авансирование" личности – предоставление учащемуся определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;

обходное движение – защита обучающегося от обвинения коллектива;

прощение; проявление огорчения;

проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у учащегося правильного поведения:

убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;

моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;

вовлечение в интересную деятельность;

Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:

опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;

фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;

активизация сокровенных чувств учащегося. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные, тормозящие приемы:

констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;

необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);

осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;

наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;

Так как сегодня является приоритетным личностно-ориентированное образование, то в работе нужно опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое.

Задачей индивидуального подхода является: наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности.

Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить коррекционную работу по принципу индивидуального развития.

Основной способ достижения цели - внедрение в учебно-воспитательный процесс школы психолого-педагогического комплекса программ, механизмов взаимодействия, системы мер и алгоритмов, которые обеспечат воспитанникам сохранение и развитие своего физического, психического и социального здоровья.

Деятельность программы осуществляется в виде индивидуальных или групповых занятий для каждого возраста. Занятия в группах проходят по приведённому ниже плану, но различаются содержательно, с учётом специфики группы.

В данной статье авторы дают общую характеристику категории детей группы риска, которые требуют к себе особого внимания специалистов. На основе анализа и обобщения психолого-педагогического опыта педагогов-практиков РФ и РС (Я) по данной проблеме выделяют разнообразные методы и раскрывают содержание работы с использованием данных методов. В статье подробно описывается специфика социально-педагогических технологий, используемых в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В результате анализа научной, методической литературы делается обоснованный вывод о том, что педагог-психолог, работающий с детьми группы риска, должен владеть разными технологиями, методами и приемами работы, уметь их комбинировать и модифицировать в работе по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения школьников.


6. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм Еврознак, 2006.— 672 с.

В современных условиях существенные изменения рыночных отношений, рост непростых социально-экономических проблем в семье, уменьшение внимания к детям, несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития оказывают негативное влияние на становление личности, часто приводят к незащищенности детей и эмоциональной неустойчивости, утрате интереса к знаниям, возникновению трудностей общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Вопросам исследования данной проблемы посвящено достаточно большое количество трудов классиков отечественной психологии Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Р. С. Немова, Л. Д. Столяренко, а также ведущих специалистов в области детской психиатрии, социальной и медицинской психологии: Г. М. Андреевой, И. Л. Белопольской, Т. А. Власовой, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, И. Ф. Марковской, О. Н. Никольской, Л. А. Цветковой, Л.В. Ясман и др.

Цель статьи: определить основные направления социально-педагогической работы педагога-психолога с детьми группы риска.

Проанализировав в научной литературе классификацию детей группы риска разных авторов, можно составить общую характеристику категории таких детей, которые требуют к себе особого внимания специалистов и комплексного подхода с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условий для оптимального их развития:

1) педагогически запущенные;

2) социально запущенные;

3) социально незащищенные;

4) с отклоняющимся поведением;

7) социально заброшенные;

8) с девиантным поведением;

9) с делинквентным поведением;

10) с асоциальным поведением.

Особенностью детей группы риска является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов. Поэтому одной из главных задач педагогов-психологов является не только знание общих подходов и закономерностей работы с такими детьми, но и выявление системообразующих факторов риска конкретного ребенка в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия, и проведение на этой основе индивидуальных программ профилактического характера.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, позволяет нам выделить ряд причин попадания детей в группу риска:

1) пьянство одного или обоих родителей;

2) асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство и пр.);

3) жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

4) отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;

5) побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

На сегодня, образовательное учреждение является стабильно действующим социальным институтом, который способен обеспечить задачи педагогической профилактики и решить проблемы детей, находящихся в группе социального риска. В решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения школьников немаловажное значение имеет целенаправленная социально-педагогическая работа педагога-психолога. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы выявить учащихся группы риска путем психологической диагностики, определить причины отклоняющегося поведения, проводить просветительско-профилактическую работу, консультирование, работать над устранением этих причин.

6) методы групповой психокоррекции.

Рассмотрим эти методы более подробно.

Бахметьева Е. Л. рекомендует использовать музыкальные произведения классической музыки Баха, Лист, Шопен, Рахманинова, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шуберта и другие виды музыки, которые содействуют гармонизацию личности ребенка, восстановлению и коррекцию его психоэмоционального состояния.

По мнению Неретиной Т. Г., музыкотерапия способствует коррекции психофизиологических процессов и содействует моделированию у них положительного эмоционального состояния [7].

Методы групповой психокоррекции.

Необходимо так же отметить, что специфика работы педагога-психолога состоит в том, что он должен владеть разными технологиями, в том числе и социально-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать. Социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.

Рассмотрим более подробно.

1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.

Данная работа осуществляется совместно с инспектором отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковым инспектором органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Для изучения положения ребенка, его ситуации педагог-психолог работает с самим ребенком, с классным руководителем, учителями и родителями.

3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общественностью.

4.Обеспечение условий реализации программ.

Педагог-психолог, являясь посредником между учащимися и образовательным учреждением, средой, специалистами социальных служб, ведомств и административных органов.

У педагога-психолога есть рабочее расписание, где установлены дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при обращении.

6. Межведомственные связи педагога-психолога.

Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, педагог-психолог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.

Педагог-психолог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходимо помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики, возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.

Исследовав проблему, представленную в работе, мы можем заключить, что основное содержание работы с детьми группы риска - это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними.

Итак, резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа педагога-психолога с детьми группы риска содержит в себя:

- психологическую диагностику, которая способствует своевременно определить характер нарушений ребенка и поиск эффективных путей психолого педагогической помощи;

- коррекционные педагогические технологии, включающие в себя разнообразные методы и приемы (игротерапия, изотерапия, драматерапия, музыкотерапия, методы групповой психокоррекции), направленные на устранение отклонений в развитии личности и поведении детей;

- консультирование и профилактику проблем в развитии ребенка.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что педагог-психолог, используя в своей работе разнообразные педагогические технологии, всегда ставит перед собой цель наиболее эффективного развития детей, корректировки эмоционально волевой сферы учащихся, а с другой стороны - решение проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения школьников.

Читайте также: