Какова эволюция в романе поэта ивана бездомного в чем смысл его душевного кризиса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Привет! С вами филолог, который всегда старается дать новый анализ, которого еще нет в интернете.

Роман "Мастер и Маргарита" я воспринимаю как систему зеркалящих друг друга образов. Он не полностью тождественны, но все время параллельны друг другу.

Бездомный и Рюхин

Например, поэт Рюхин, друг и коллега Ивана по Массолиту – это зеркальный образ "прежнего" поэта Бездомного.

Получается, от этой судьбы Бездомного спасла именно встреча с Воландом. С Воландом, и как следствие, с мастером и Маргаритой. Прикосновение к роману мастера траснформирует героя и переносит его образ совсем на другой план и на другой уровень.

Иван и Пилат

Как это ни может показаться странным, но Иван – это зеркальный образ . для Пилата.

Ведь гордый и могущественный прокуратор Иудеи тоже вначале выступал в противоположном лагере неверующих. Но, близко познакомившись с личностью философа, проникся к нему глубокой симпатией и - более того, сильнейшей тягой, которая отныне будет составлять смысл его существования.

Совершенно так же встреча с божественным измерением перевернула жизнь Ивана и изменила его существо. Он, как и Маргарита, заражен отныне любовью к роману Мастера.

И как Пилат возненавидел всю свою жизнь (свою карьеру, свое служение императору) после встречи с Иешуа, так и Иван теперь, после разговоров с мастером, возненавидел свое прежнее творчество:

Не потому ли, что теперь Иван причисляет себя не к лагерю Берлиоза, лагерю ложных, плохих поэтов, а к лагерю настоящего поэта, мастера, автора романа об Иешуа?

Внутренне Иван живет уже не в измерении современной ему Москвы, а в старинном Ершалаиме.

Так же , как и Пилат после встречи с бродячим философом Га-Ноцри будет всем сердцем там, в другом измерении, в своей неизбывной мечте рядом с Иешуа.

Под влиянием увиденного и услышанного на Патриаших прудах
и последовавших за этим событий, у поэта произошло переосмысление всего содеянного ранее. Он понял, что то, чем он занимался до этого просто суета и бессмысленность, навязанная социалистическим строем.
В палате, после задушевных разговоров с Мастером, он окончательно утвердился в своём решении порвать с литературным творчеством, которое счёл чудовищным!
Это не простой и мужественный шаг поумневшего человека.
Не каждому это дано, многие продолжают упорствовать в своих заблуждениях,
по недоразумению или корыстно.

Для примера могу привести печальный опыт тысяч и тысяч бывших советских людей которым такое переосмысление прошлого не по силам и не по интеллекту.
Они до сих пор считают мифический советский строй единственно правильным и готовы за него умереть. Это результат советского зомбирования.
Жаль их, но ничего тут не поделать.

Мне кажется, что после разговора с Воландом и его рассказа о Иешуа и Понтии Бездомный понял, что Бог есть. В то время как никто другой в это не верил, все в стране были атеистами. Произошла внутренняя эволюция героя

Презентация на тему: " Какова эволюция в романе поэта Ивана Бездомного? В чем смысл его душевного кризиса? Подготовила: Кнурова К.Д Проверила: Бабакина Н.И." — Транскрипт:

1 Какова эволюция в романе поэта Ивана Бездомного? В чем смысл его душевного кризиса? Подготовила: Кнурова К.Д Проверила: Бабакина Н.И.

2 Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - персонаж романа "Мастер и Маргарита", поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии. Одним из прототипов И. Б. был поэт Александр Ильич Безыменский ( ), чей псевдоним, ставший фамилией, спародирован в псевдониме Бездомный. В редакции "Мастера и Маргариты" 1929 г. упоминался памятник "знаменитому поэту Александру Ивановичу Житомирскому, отравившемуся в 1933-м году осетриной", причем памятник располагался напротив Дома Грибоедова. Учитывая, что Безыменский был родом из Житомира, намек здесь был еще прозрачнее, чем в окончательном тексте, где комсомольский поэт остался связан лишь с образом И. Б.

3 Став учеником Иешуа, Левий бросил деньги на дорогу, а Бездомный отказался от привилегии быть членом писательского союза. Смысл метаморфозы того и другого очевиден: истина не закрыта для любого, у кого хватает мужества ее искать. Но как Мастер оказался менее стойким, чем Иешуа, так и ученик Мастера Иван Бездомный "слабее" Левия Матвея и не может считаться истинным продолжателем дела своего учителя (как, впрочем, и Левий Матвей). Иван Бездомный не написал продолжения романа об Иешуа, как завещал ему Мастер. Напротив, Бездомный "вылечился" от порчи, напущенной на него преступными гипнотизерами, и только "в весеннее праздничное полнолуние" ему открывается часть истины Мастера, которую он вновь забывает при пробуждении.

4 Один из исследователей П. Палиевский даже считает Ивана Бездомного главным героем романа: он один остается в этом мире после всех скандальных событий, все, что произошло в романе, привело его к исправлению, к очищению. Эта его эволюция выражена и в семантике имени, в перемене имени: в Эпилоге романа он уже не Иван Бездомный, а профессор-историк Иван Николаевич Понырев. Мотив дома занимает в произведениях М. Булгакова особое место, как символ нравственной устойчивости человека, его причастности к культурной традиции, к Дому и Роду (вспомним дом крепость Турбиных в "Белой гвардии"). Человек, лишенный дома, ощущения дома, лишается очень многого в этом мире. Перемена имени персонажа в данном случае свидетельствует о приобщении к культурным и нравственным истокам.

5 Купание Ивана Бездомного в Москве-реке у храма Христа Спасителя, где до разрушения храма был гранитный спуск к реке и гранитная купель ("Иордань") в память о крещении Иисуса Христа, это как бы знак нового рождения персонажа, то есть речь может идти о крещении Бездомного. Но очевидно также, что это купание носит пародийный характер (как и анти обрядовый бал у сатаны в романе) то есть оно является одновременно и пародией на крещение, устроенное для атеиста Ивана Бездомного нечистой силой.

6 Следствием такого двусмысленного "крещения" является и двусмысленное прозрение Ивана Бездомного он не написал продолжения романа, он все забыл, и только раз в год он ощущает смутную тревогу и беспокойство как напоминание о случившемся: "Ежегодно повторяется с Иваном Поныревым одно и то же… Перед нами дурная бесконечность, движение по кругу. Перед нами дурная бесконечность, движение по кругу. Так, стало быть, этим и кончилось? Этим и кончилось, мой ученик… С уходом Мастера утрачивается целостность его романа; никто не может не только продолжить его, но даже связно воспроизвести… Мастер уходит из романа вместе со своим словом о мире, другого же слова, ему наследующего, в эпилоге не слышно«.

7 Эта идея безымянности, стремление стать одним из многих, воспевание массы в ущерб личности была поставлена во многих произведениях…Отказ от опыта предшествующих поколений, по Булгакову, без условно является гибельным, и к пониманию этой мысли приводит в финале своего романа Иванушку Бездомного М. Булгаков.

Иван Бездомный — поэт, но поэт бездарный. Он пишет на те темы, которые ему дают в МАССОЛИТе. Литератор не способен тонко чувствовать мир и сопереживать. Он относится к поэзии как к работе, к источнику дохода. Он не вкладывает свою душу, свои мысли в работы.

Внешность у героя незамысловатая. Это молодой бедный человек, худощавого телосложения с рыжими волосами. Автор не акцентирует внимание на его внешности. Ему важнее характер героя.

Как и все советские люди, Иван Бездомный — атеист. Он не только не верит в Бога, но и в дьявола не верит тоже. Иван Понырев человек малограмотный, необразованный, но он любит много говорить на разные темы, используя яркие выражения. В его речи видна его наивность, малоопытность.

Этот герой становится жертвой Воланда. После смерти Берлиоза, подстроенной сатаной, Бездомный сходит с ума и оказывается в психиатрической лечебнице. Здесь происходит важное событие в жизни героя. Он знакомится с Мастером, который лежит в соседней палате. В их беседах меняется мировоззрение поэта. Иван Бездомный признает свои ошибки и оплошности, узнает, что такое настоящее искусство, настоящее творчество и зачем оно нужно.

В разговорах с Мастером Бездомный признает, что не является истинным творцом. Он обещает больше не писать свои стихи. И действительно, в будущем герой становится профессором истории и даже женится. Однако, Иван Понырев так и не смог забыть те таинственные события, которые на него навлек Воланд.

Иван Бездомный — это сложный образ типичного литератора 1930-х годов, однако, он сумел признать свою никчемность и нашел то занятие, которое ему по душе. Возможно, создавая этого героя, автор хотел показать, что многим поэтам того времени необходимо призадуматься о своей профессии и миссии, своем предназначении.

Вариант 2

Наверное, за это он оказывается в сумасшедшем доме. Кто поверит, что он видел кота, который ходит на двух лапах?! Никто больше не верит Бездомному, а он продолжает доказывать свою правоту. Наверное, немного и правда сходит с ума. Мне жаль его становится. Не в его поэтическом и социальном самодовольстве, но в его страданиях. Он практически бьется головой о стену, его закручивают в смирительную рубашку, на успокоительное сажают. Он такой немного мученик, но он и сам виноват.

Я считаю, что он хороший человек, но просто соблазнился и запутался.

Сочинение Иван Бездомный и его духовная эволюция

Последствия этой беседы становятся для Бездомного крайне плачевными. Во-первых, Ивану пришлось стать свидетелем ужасной гибели Берлиоза, а во-вторых, оказаться пациентом клиники для душевнобольных. В больнице к герою приходит прозрение – он встречает Мастера, узнает подробности его романа, в результате чего осознает собственную бездарность и спешит по совету своего соседа отказаться от сочинительства. Завершив лечение, Иван становится сотрудником Института истории и философии и возвращает себе настоящую фамилию – Понырев.

Иван испытывает то же умиротворение, которое охватывает прокуратора после слов Га-Ноцри. Мастер, который вскоре является к Ивану, уверяет его, что этим все и кончилось, и до следующего полнолуния его никто не потревожит.

Впервые эти вопросы коснулись Бездомного на Патриарших прудах, однако в тот момент неподготовленный ум героя не был готов к такой информации.

По замыслу автора, герой имеет прямое отношение к событиям, происходящим в Москве и Иудее, что описываются в романе. Писатель показал человека нового времени, который стал жертвой сомнения, боли, искупления вечности. Он словно оказался распятым между временами. Примечательно, что Иван единственный из всех главных действующих лиц остался на Земле.

Этот герой играет важнейшую роль в романе Булгакова. Те испытания, что пришлись на его судьбу, вызваны вовсе не встречей с Сатаной, а тем хаосом, что царил в его душе и сознании, как в сознании и душах большинства людей того времени.

Характеристика и образ Ивана Бездомного в романе Мастер и Маргарита

Несколько интересных сочинений

В цикл Петербургские повести вошли пять произведений Гоголя Н. В. Они связаны одной идеей и замыслом. Столица Петербург, её лицо описывается во всех пяти моментах. Этот город символизирует могущественную Россию.

Писательство – это на самом деле призвание, талант данный свыше. Сколько бы человек этому не учился, у него не получится ничего интересного, даже если он прочитает кучу литературы, как правильно писать.

Мы родились и сразу получили от природы воздух, который нам необходим. Ведь если не будет кислорода, мы запросто потеряем сознание и уже навсегда заснем долгим сном

Я думаю, что цена, которую люди платят за удобства и комфорт, слишком велика . и общество может быть современным, но оно определенно не является независимым, а именно такое качество является одним из самых значимых для существования настоящей мечты

Мова - це не тільки засіб спілкування, а й надзвичайно велика цінність будь якого народу. Це скарбниця усіх духовних надбань нації, досвіду життя, праці й творчості багатьох поколінь. Недаром кажуть, що мова - душа народу

Читайте также: