Как печорина характеризуют его отношения с вернером и грушницким кратко

Обновлено: 05.07.2024

Во взаимоотношениях с Грушницким Печорин проявляет такие черты характера, как скучающее пренебрежение и страсть, впрочем, довольно вялую, к психологическим играм.

То же можно сказать и о его отношении к княжне Мери, прибавив огромное самолюбие, направляемое произвольно. При этом он не удержался на грани холодного анализа стороннего наблюдателя и сам сильно увлекся немалой внутренней силой княжны. Можно даже сказать – влюбился. Но как человек, привыкший отдавать себе подробный отчет во всех движениях своей души, ясно понял, что совершенно

Поэтому он проявил даже готовность отказаться от любви, лишь бы сохранить свободу или то, что он под свободой подразумевал, потому что настоящая любовь, несомненно, человека не стесняет.

Общаясь с Вернером, Печорин получал удовольствие от взаимопонимания, которое между ними установилось. Но это было очень холодное и механическое взаимопонимание, по крайней мере со стороны Печорина. Даже с относительно близким по духу человеком Печорин не мог душевно расслабиться, он продолжал насмешливо интеллектуализировать, пользуясь понятливым слушателем и забавляясь

Княжна Мери и Вера пробуждали в нем холодную расчетливую страсть, несмотря на то, что Веру Печорин, несомненно, ценил как человека, сумевшего проникнуть в его внутренний мир. Однако это фактически никак не влияло на его поступки с ней.

Разорванность чувств и логики – вот что постоянно демонстрирует Печорин, с кем бы он ни сталкивался. Базовое свойство его личности – раздвоенность человека, открывшего мир постоянной рефлексии, но не сумевшего наладить обратное воссоединение разнимаемой на части картинки. Стремление к глубокому самонаблюдению, само по себе похвальное, затянуло Печорина в воронку нарциссического самолюбования. Так как это качество противоречит человеческой природе, то он потерял возможность плодотворного применения творческих сил, стал холоден и вял даже по отношению к самому себе.

Законченное выражение этого типа человека предстает в фигуре Ставрогина из романа Ф. М. Достоевского “Бесы”.

“Герой нашего времени” как произведение отличается тем, что характеры всех действующих персонажей преимущественно статичны. Характеры Веры и Мери тому не исключение. Другое дело, что изменяется отношение к ним Печорина, причем отношение ситуативное, а они соответственно этому проявляют те или иные реакции. Однако для того, чтобы всерьез говорить об изменениях характера, слишком мало материала – охватывается сравнительно небольшой промежуток времени и совсем не уделяется внимания прошлому того или иного персонажа.

Цель авторского повествования – исключительно сам Печорин.

Мери привыкла быть центром внимания, ухаживания Грушницкого она воспринимает как должное, но ее, как девушку чуткую, значительно больше привлекла фигура Печорина, наполненная подлинной энергией. Когда выяснилось, что Печорин посмеялся над ней, она нашла в себе силы сохранить достоинство.

Что касается Веры, то мы не знаем предысторию ее отношений с Печориным. Наверное, она смогла понять сущность Печорина, потому что, подобно пушкинской Татьяне, сумела, забыв себя, погрузиться в душевный мир любимого человека. Только, в отличие от Татьяны, она не дистанцировалась, поняв его реальные стремления, а наоборот, привязалась еще сильнее.

Судя по всему, у нее в характере было заложено сильное стремление к пассивному терпению, она получала эмоциональное удовлетворение от искусственных романтических отношений, даже зная всю подоплеку печоринского характера. Внешне это было стремление сохранить остатки самостоятельности, внутренне – желание быть несчастной, но непременно красиво.

Сходства и различия Печорина и Вернера

Оба персонажа не поняты обществом, они имеют сходство в необычной внешности, в отношении к женщинам и другим проявлениям жизни. И Печорин, и Вернер имеют эгоистичный характер. Печорин признается, что им нет дела ни до кого другого, кроме себя самих. Именно это мешает героям стать настоящими друзьями. Отношение к дружбе у Печорина и Вернера одинаково: они не способны дружить по-настоящему. Для главного героя взаимоотношения с Вернером – приятельство, которое не способно перерасти в дружбу, потому что дружба предполагает то, что один человек становится рабом другого. А у Печорина не было сил управлять кем-то, помимо себя.

Равнодушное отношение к себе и к собственной жизни, самовлюбленность и эгоизм – вот основные черты и Печорина, и Вернера, доказывающие мысль о том, что Вернер является двойником Печорина и раскрывает характер главного героя в полной мере.

Сходства Печорина и Грушницкого

Если похожие черты характера делают Печорина и Вернера приятелями, то сходства Печорина и Грушницкого способствуют конфликту персонажей. Главный герой видит все недостатки своего знакомого, но он отчасти понимает, что они присущи и ему самому.

Грушницкий пытается привлечь внимание всего общества к своей личности, все его действия направлены на достижение этой цели. Герой хочет добиться расположения княжны Мери не потому, что безумно влюблен в нее, а потому что этого требует общество, так бы он занял высокое положение. Печорин также делает акцент на чувства других людей, желая полностью ими управлять и манипулировать.

Значение образов Вернера и Грушницкого

Задача Максима Максимыча – подчеркнуть ум Печорина. Хотя этот герой довольно наблюдателен и внимателен (от его лица иногда ведется повествование), он не способен по-настоящему понять Печорина, поскольку он очевидно глупее него.

Доктор Вернер, который был секундантом на дуэли, оттеняет печоринское неумение дружить и быть верным. У Печорина нет друзей, поскольку ему никто не нужен. Он эгоистичен и высокомерен, он не способен на верность.

Образ Грушницкого в романе особенно интересен: он представляет собой своего рода пародийного двойника Печорина, и именно этим так его раздражает. Грушницкий козыряет тем, что для Печорина является позором – не желая обнародовать свой юный возраст, он, объясняя должность прапорщика, называет себя разжалованным; на самом же деле разжалован Печорин, и очень этого стыдится. Лермонтов делает вывод, что такого двойника необходимо уничтожить ради спокойного существования самого Печорина. Это и происходит на их дуэли.

Выстраивая систему персонажей таким образом, Лермонтов хотел как можно более разносторонне раскрыть характер своего главного героя. Второстепенные же персонажи — лишь средства для этого. Помимо использования второстепенных героев для раскрытия образа Печорина Лермонтов также использовал композицию романа в раскрытии характера Печорина.

Отношение Печорина к дружбе

Отношения Печорина с окружающими

Другие эссе на произведения этого автора (Лермонтов М.Ю.):

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

как романтический герой, он уже не меняется.

С каждым героем романа у Печорина устанавливаются свои, особые отношения. Отношения с ним не похожи на взаимоотношения героев между собой, потому что Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. В стремлении добраться до сути Печорин ведет себя не всегда гуманно.

Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернеройм, Верой, княжной Мери?


Печорин опытный человек, хорошо разбирающийся в людях, видит Грушницкого насквозь, лживый человечишко, трус, обманщик и хвастун.

Всё что делает Грушницкий - это показное, нет у него "русской удали".

За показуху, лживость, трусость и тщеславие, Печорин презирает Грушницкого.

Для Грушницкого , Печорин был примером для подражания, чем вызывал насмешки у последнего.

Эгоизм, самовлюблённость Печорина приводят к дуэли.

Сила на его стороне, опыт, хладнокровие, смелость, трезвый расчёт и ум, против трусости, глупости, мальчишеской истерики и хвастливости.

Злость, расчётливость Печорина удовлетворены - противник мёртв.

Дуэль ничего не меняет в судьбе Печорина, он остаётся отчуждённым, холодным и ставит себя выше окружающего общества, его спор с самим собой остаётся незавершённым.

Печорин и Вернер стали приятелями, они оба умны, видят людей "насквозь", играют на их слабостях и манипулируют людьми.

Понимая без разговоров, читая мысли друг друга, они не могли стать друзьями, как эгоисты, равнодушные к людям, неспособные на дружбу.

Их волновало лишь "собственное я" и обмен чувствами между ними был невозможен, каждый из них терял свою значимость перед другим, их сильные качества стирались, когда они были вдвоём.

Дружба для них - это лишнее чувство, как и любовь, на которую они тоже были неспособны, так как не умеют ничем жертвовать ради других.

Вера, пожалуй, единственная из женщин, смогла понять Печорина, оценить и принять его таким, каков он есть, со всеми его недостатками, пороками и тоскою.

Неподдельная жертвенность в чувствах Веры делает её особенной для Печорина, чувственность души делает любовь Веры нежной, на её любовь не влияют обстоятельства или условия.

Печорин испытывает искреннее и глубокое чувство к Вере, вызывающее ужасную грусть, но он ничем не жертвует для Веры, как и для всех своих женщин.

Печорин играет чувствами Мери из скуки, потешить себя.

Она ему не нужна, но он влюбляет её по плану, не зная, зачем он это делает.

Назло Грушницкому, Печорин тешит тщеславие, но затем Мери становится прикрытием его связи с Верой.

Из безразличия, чувства Печорина становятся жалостью.

Ненавидя себя, Печорин выясняет отношения с княжной, чтобы она возненавидела его и стала презирать.

Он смеются и оскорбляет её чувства, для её же блага, но тем самым делает Мери очень больно.

Печорин не дал возможности развиться чувству, подавив в себе любовь, обрекая себя на одиночество, а княжну на страдания.

Читайте также: