Применение компьютерной техники в профессиональной деятельности кратко

Обновлено: 07.07.2024

• Любая информация, обрабатываемая компьютером, кодируется, т.е.
представляется в виде числового кода. Каким образом осуществляется
кодировка информации? Рассмотрим представление текстовой
информации.
• Для представления информации в компьютере используется алфавит
мощностью 256 символов. Один символ такого алфавита несет 8 бит
информации: 28 = 256. Следовательно, двоичный код каждого
символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти.
• В одном байте можно хранить 256 различных чисел (от 0 до 255). Для
того чтобы закодировать прописные и строчные буквы латинского
алфавита, необходимо 52 числа, а для русского алфавита необходимо
еще 66 чисел. Кроме того, необходимо закодировать различные знаки
препинания и специальные символы. Таблица такой кодировки носит
название таблицы ASCII. Ее первая половина используется для
хранения латинского алфавита и специальных символов, а вторая
половина содержит символы псевдографики и буквы национальных
алфавитов.
• Представление графической информации опирается на представление
экрана монитора в виде массива цветовых точек (пикселей) размером
M×N. Каждый пиксель имеет свой цвет, представляемый в виде
комбинации оттенков трех основных цветов: красного, синего и
зеленого. Для того чтобы цветопередача была приближена к реальной,
необходимо не менее 256 оттенков каждого цвета.

• В процессе кодирования изображения в
компьютере производится его пространственная
дискретизация, т.е. разбиение непрерывного
графического изображения на отдельные
элементы, причем каждому элементу изображения
присваивается определенный код.
• В двоичном виде также можно закодировать и
звуковую информацию. В процессе кодирования
непрерывного звукового сигнала производится
разбиение звуковой волны на отдельные
маленькие временные участки. Причем для
каждого такого участка устанавливается
определенная величина амплитуды. Процесс
разбиения звуковой волны называют временной
дискретизацией.

Деятельность в науке и образовании предполагает обязательное взаимодействие субъектов интеллектуального труда, что в настоящее время обеспечивается информационно-обменными процессами на основе компьютерных технологий.

Основные направления развития и внедрения компьютерных технологий в науке и образовании нацелены на информационно-ресурсное и методическое обеспечение деятельности в области управления и развития образования и науки, а также повышения качества и доступности всех уровней образования на основе и с использованием ЭВМ.

Таким образом, роль информационных технологий в формировании информационного пространства заключается в том, что они аккумулируют информационные ресурсы, обеспечивают доступ к ним, предоставляют возможность общения всем субъектам научных исследований и учебного процесса.

Одним из наиболее эффективных направлений использования информационных технологий при проведении научных исследований и в учебном процессе стало компьютерное моделирование, в том числе и социальных процессов и явлений, направленное на исследование динамики развития моделируемого объекта и разработки прогнозной модели.

Информационные технологии обеспечивают эффективную обработку экспериментальных данных, полученных в результате научных исследований или на практических занятиях. С этой целью широкое распространение получили электронные таблицы, реляционные базы данных, пакеты программ математической и статистической обработки и анализа данных.

Нельзя не отметить использование компьютерных технологий для представления результатов научных исследований и учебных материалов. Эти технологии могут быть использованы как для создания текстовых документов (статей, монографий, учебников и т. д.), так и для мультимедийного сопровождения научных докладов и

лекций (в форме презентаций, аудиозаписей реальных лекций или докладов, учебных видеороликов, компьютерных моделей физических экспериментов).

Процесс информатизации общества привел к существенным изменениям в сфере образования, где формируется единое информационное образовательное пространство, охватывающее всю Россию. Целью этих изменений является повышение качества образования во всех регионах страны за счет обеспечения доступа педагогов и обучающихся к современным технологиям обучения, научно-методическим материалам и источникам знаний, а также на организации эффективной обратной связи между участниками учебного процесса и педагогической наукой.

В настоящее время компьютерные технологии стали неотъемлемой частью традиционного учебного процесса. Поэтому их изучение предусмотрено рядом дисциплин (информатика, информационные технологии в профессиональной деятельности и т. д.) и направлено на получение практических навыков и профессиональных умений. Они применяются также и для учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся (электронные учебники, обучающие программы и т. д.). Они успешно используются для контроля качества образования. Так, компьютерное тестирование получило широкое внедрение для промежуточного и итогового контроля знаний учащихся всех уровней образования.

Таким образом, компьютерные технологии нашли широкое распространение как в науке, так и в образовании. Причем для успешного осуществления этих видов человеческой деятельности особое значение имеет возможность эффективного использования информационных ресурсов.

Изучение любой дисциплины начинается с определений основных терминов и формулировки понятий. К XXI в. понятия информации и информационных технологий устоялись.

В наше время информация является общенаучным понятием, включающим в себя обмен сведениями между людьми и автоматами, обмен сигналами в растительном и животном мире, передачу признаков от организма к организму, от клетки к клетке.

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ -

Основные понятия, определения и термины формулируются

Данные — это информация, представленная в виде, пригодном

Для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека.

7

Знания — это информация, на основании которой путем логических рассуждений могут быть получены определенные выводы.

Важными характеристиками информации являются ее структура и форма. Структура информации определяет взаимосвязи между составляющими ее элементами. Среди основных форм можно выделить символьно-текстовую, графическую и звуковую формы. Основные требования, предъявляемые к экономической информации — точность, достоверность, оперативность, полнота.

Компьютер является цифровым устройством, значит любая информация представляется в виде чисел.

Для записи чисел люди используют различные системы счисления. Система счисления показывает, по каким правилам записываются числа и как выполняются арифметические действия над ними.

Мы используем в обычной жизни десятичную систему записи чисел, когда число записывается с помощью 10 цифр (0,1. 9). Для счета времени в часах используется двенадцатиричная система счисления, в минутах и секундах — шестидесятиричная система счисления. И это никого из нас не удивляет.

В компьютере для записи чисел используется двоичная система счисления, т.е. любое число записывается в виде сочетания двух цифр — 0 и 1. Почему? Просто двоичные числа проще всего реализовать технически: 0 — нет сигнала, 1 — есть сигнал (напряжение или ток).

И десятичная и двоичная системы счисления относятся к позиционным, т.е. значение цифры зависит от ее расположения в записи числа. Место цифры в записи числа называется разрядом, а количество цифр в числе — разрядностью числа. Разряды нумеруются справа налево, и каждому разряду соответствует степень основания системы счисления.

Минимальной единицей информации в компьютере является 1 бит — информация, определяемая одним из двух возможных значений — 0 или 1.

В одном байте можно хранить целые числа (десятичные) от 0 до 255.

Для хранения действительных чисел используются ячейки из

4 или 8 байт. При этом число представляется в экспоненциальной форме: 275,986 = 0,275986 Е + 3.

При хранении действительного числа в ячейке из 4 байт 7 бит занимает порядок числа, а 25 бит — мантисса.

Компьютер всегда округляет действительные числа, представляя их приближенно. Для уменьшения погрешности вычислений используют представление чисел с двойной точностью, когда число храниться в ячейках памяти из 8 байт.

Любая информация, кроме числовой, в компьютере кодируется т.е. представляется в виде чисел. Каким образом осуществляется'кодировка информации? Рассмотрим представление текстовой информации.

В одном байте можно хранить 256 различных чисел (от 0 до 255).

Для того чтобы закодировать прописные и строчные буквы латинского алфавита, необходимо 52 числа, а для русского алфавита необходимо еще 66 чисел. Кроме того, необходимо закодировать различные знаки препинания и специальные символы. Таблица такой кодировки носит название таблицы ASCII. Ее первая половина используется для хранения латинского алфавита и специальных символов, а вторая половина содержит символы псевдографики и буквы национальных алфавитов.

Для хранения больших объемов информации используются производные единицы измерения ее количества:

1 Кбайт = 1024 байт = 2 Ш байт;

1 Мбайт = 1024 Кбайт = 2 ю Кбайт; 1 Гбайт = 1024 Мбайт = 2 ю Мбайт.

Если на одной странице текста содержится около 3000 знаков, то это 3 Кбайт информации, а в 1 Мбайт можно сохранить около 300 страниц текста.

В зависимости от уровня автоматизации различают ручные, автоматизированные и автоматические информационные системы.

Ручные ИС характеризуются выполнением всех операций по переработке информации человеком. В автоматизированных ИС часть функций управления или обработки данных осуществляются автоматически, а часть — человеком. В автоматических ИС все функции управления и обработки информации выполняются техническими средствами без участия человека.

Информационная система включает в себя информационную среду и информационные технологии, определяющие способы реализации информационных процессов.

Информационная среда — это совокупность систематизированных и организованных специальным образом данных и знаний.

Информационные технологии (ИТ) — это совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Информационные технологии в экономике и управлении базируются на аппаратных средствах и программном обеспечении. Аппаратные средства относятся к числу опорных технологий, т.е. могут применяться в любых сферах человеческой деятельности. Программное обеспечение организует процесс обработки информации в компьютере и решение профессиональных задач пользователей.

Областями применения информационных технологий являются системы поддержки деятельности людей (управленческой, коммерческой, производственной), потребительская электроника и разнообразные услуги, например связь, развлечения.

Различают несколько поколений ИС.

Второе поколение ИС (1970—1980 гг.) характеризуется частичной децентрализацией ИС, когда мини-компьютеры типа DEC VAX, соединенные с центральной ЭВМ, стали использоваться в офисах и отделениях организации.

Третье поколение ИС (1980—1990 гг.) определяется появлением вычислительных сетей, объединяющих разрозненные ИС в единую систему.

Четвертое поколение ИС (1990 г. — до нашего времени) характеризуется иерархической структурой, в которой центральная об-

работка и единое управление ресурсами ИС сочетается с распределенной обработкой информации. В качестве центральной вычислительной системы может быть использован суперкомпьютер. В большинстве случаев наиболее рациональным решением представляется модель ИС, организованная по принципу: центральный сервер системы — локальные серверы — станции-клиенты


Сложно представить 21 век без техники. Это время настоящего расцвета самых смелых задумок от электроавтомобилей до полетов на Марс, производство и осуществление которых стало возможно только за счет использования современных компьютерных технологий.

основные средства компьютерных технологий

Что собой представляют эти технологии?

Данные технологии представляют собой набор научных достижений в области электроники и программирования, позволяющий реализовывать задачи, которые в предыдущие века казались фантастикой.

Современные компьютерные технологии значительно упрощают любую деятельность от расчета математических уравнений до производства телевизоров в технологической сфере и посадки злаковых культур в сельскохозяйственной отрасли.

Наглядно демонстрируют влияние новых технологий на жизнедеятельность человека изменения в образовательной сфере. Сфера получения знаний к тому же является одной из самых важных для человечества вообще. Чем она эффективнее функционирует, тем дальше цивилизация продвигается не только в техническом, но и в культурно-нравственном развитии.

Технологии и образование

В процесс педагогического образования, может быть, не так давно, но точно довольно активно внедряются инновационные технологии компьютерных сетей. Хотя сам факт их внедрения, поиска новых средств обучения вызывает острые споры среди специалистов данной сферы.

Изменение активности учащихся при применении технологий

Нюанс обучения состоит в том, что оно требует от ученика определенной степени активности, без которой образовательный процесс невозможен. Естественно, степень этой активности у всех разная. Одни ученики интересуются данным предметом, другие – нет.

Активными считаются те методы обучения, с помощью которых субъекты могут наиболее легко и быстро усвоить необходимый материал или освоить навыки. При этом важно, чтобы шел процесс сознательного воспитания необходимых способностей в учащихся.

Обычно выделяют два метода повышения активности:

  1. Внедрение новых и более действенных средств обучения.
  2. Повышение интенсивности умственной работы за счет рационализации времени, выделенного на освоение знаний и навыков.

По мнению многих специалистов, именно технологии компьютерных сетей (следовательно, первый метод повышения активности) являются наиболее эффективными и аналогов пока не имеют.

компьютерные сети технологии

Программная база данных технологий и ее эффективность

Регулярно выпускаются компьютерные обучающие программы, которые значительно упрощают и в то же время оптимизируют процесс изучения информации, повышая его эффективность. Они являются большим подспорьем не только для преподавателей, но и для учеников, студентов.

Такой эффект достигается за счет выполнения быстрых автоматических расчетов, удобного формата хранения и сортировки информации и визуализации образовательного процесса. Теперь получение знаний – это не просто запись цифр и букв в тетрадь, а наглядная деятельность, за которой интересно следить.

Таким образом, именно средства компьютерных технологий, внедренные в образовательный процесс, оказывают большое влияние на контрольно-оценочные факторы учебной деятельности, способствуют вовлеченности учащихся в данный процесс.

Не имеет значения, идет ли речь о школьниках, студентах техникумов и училищ или студентах высших образовательных учреждений.

Проблемы применения технологий в образовании

Важно заметить, что, несмотря на высокую эффективность данных технологий в образовательной сфере, они не изменяют традиции, установившиеся за годы функционирования этой отрасли. Компьютерные технологии лишь дополняют их. Со временем им предстоит стать их частью, ведь технологии обязательно войдут в основу образовательного процесса.

При этом для разработчиков компьютерных программ, нацеленных на обучение школьников и студентов, от этого легче не становится, ведь перед ними стоит множество проблем, начиная от невозможности абсолютного использования компьютерных технологий на уроке до сложности составления образовательных задач.

При всем стремлении к совершенству компьютеры все равно остаются машинами, которые выполняют шаблонную работу, а обучение – творческий процесс. Эту составляющую как раз и обеспечивает преподаватель. К тому же многое решает индивидуальный подход к обучающимся, ведь все люди разные и определенного шаблона поведения для каждого нет.

Таким образом, компьютерные технологии еще долго не станут универсальным средством получения образования для миллионов людей, роль преподавателя по-прежнему остается решающей, а компьютеров – вспомогательной. Хорошо это или плохо – каждый решает сам, но это факт.

современные компьютерные технологии

Как решить эти проблемы?

Сразу стоит понять, что полностью заменить преподавателя компьютерной образовательной технологией не удастся, поэтому вышеописанные проблемы получится устранить лишь частично. Что именно необходимо сделать хотя бы для этого?

Во-первых, определить приоритетные направления в образовании, где компьютеры смогут упростить работу преподавателей, оптимизировав их время. Например, заполнение журналов, составление и проверка тестов – как минимум эти виды деятельности можно отдать на откуп компьютерам.

Во-вторых, при оптимизации категорически запрещено забывать о качестве образовательного процесса. Например, можно составить тесты для проверки знаний и из года в год давать ученикам одинаковые варианты, на которые спустя время будут известны ответы, и никто ничего не будет учить, а можно хотя бы генерировать эти тесты случайным образом, меняя местами вопросы и изменяя численные данные.

Особенно важно уделить значительное внимание обучению преподавателей работе с современными компьютерными технологиями.

Обучение преподавателей

Чтобы преподаватели комфортно работали с новыми технологиями, которые внедряются в образовательный процесс, следует проводить для них обучение, а именно:

  • выпускать бумажные пособия;
  • устраивать семинары и тренинги;
  • снимать обучающие видео с наглядными примерами и т. д.

К тому же в стране давно работают центры по профессиональной подготовке специалистов по тем или иным направлениям. В один из них можно обратиться.

Виды обучающих систем в образовании

К основным средствам компьютерных технологий в образовании относятся следующие образовательные системы (далее ОС):

  1. Автоматизированная ОС. Она представляет собой человеко-машинную систему, которая используется с целью управления познавательной деятельностью. К автоматизированным ОС, например, относятся электронные учебники по различным дисциплинам.
  2. Экспертно-обучающая ОС. Особенность данной ОС состоит в том, что она способна подстраиваться под уровень знаний ученика или студента в процессе обучения, оценивая его познавательный потенциал и объем знаний, который он усвоил в результате занятия.

Все программные средства, направленные на осуществление образовательной деятельности, создаются с помощью авторских инструментальных сред. К ним относятся различные программы, в которых можно моделировать физические процессы, управлять объектами или составлять алгоритмы решения.

Примерами таких сред служат:

  • NI Multisim;
  • AutoCAD;
  • MATLAB.

На самом деле подобных программ огромное количество.

использование компьютерных технологий на уроке

Технологии в сфере управления

Разумеется, компьютерные технологии в образовательной деятельности – не единственная область использования данного научного достижения. Как было сказано выше, они применяются повсеместно. В частности, широко применяются в управленческой среде и в работе с кадрами.

Зачем в управлении технологии?

Применение современных компьютерных технологий в данной отрасли обусловлено повышением эффективности работы управляющего персонала. Что подразумевает под собой повышение эффективности? Например:

  • оптимизация времени, выделяемого на работу со специалистами;
  • упрощение документооборота (работа с каждым сотрудником подразумевает оформление специально для него значительной документальной базы);
  • повышение эффективности передачи информации (своевременное и четкое донесение любых данных – один из факторов успешного функционирования любой организации).

Правда, внедрение данных технологий требует внесения серьезных изменений в деятельность всей отрасли. В частности, это касается:

  • структуры менеджмента;
  • регламентов и документов, на основании которых осуществляется управление персоналом;
  • потенциала специалистов;
  • системы ведения учета документов;

Это имеет отношение и к системе передачи информации. Все их связывает технология компьютерного управления.

компьютерная образовательная технология

Информационный ресурс и технологии

Особое внимание при внедрении современных технологий в сферу менеджмента стоит уделить работе с информацией. Чтобы понять, почему это действительно так важно, лучше привести пример.

Сначала стоит рассмотреть ситуацию в контексте, когда роль технологий в управлении незначительная. Владелец огромной компании с большим количеством филиалов в разных регионах страны или даже мира отдал распоряжение о внедрении нового принципа производства продукции.

Эта информация через довольно долгое время (пусть интернета не существует) дойдет до руководителей филиалов, те передадут ее начальникам на местах так же спустя некоторое время, и только тогда процесс внедрения запустится. Кто знает, сколько времени будет потрачено на одно только донесение информации? День? Неделя?

Что, если эти же данные необходимо донести при наличии современных технологий? Тогда время оповещения персонала сократится в разы. С помощью интернета и других средств связи информация из Москвы в Берлин, а из Берлина в Сингапур передается даже не за часы, а за минуты, секунды.

Чем быстрее подчиненные будут знать свою новую задачу, тем быстрее она начнет реализовываться. Время – деньги. В этом и состоит очевидный плюс внедрения новых технологий в систему передачи информации между сотрудниками.

средства компьютерных технологий

Примеры внедрения технологий

Самый очевидный пример повышения эффективности управленческой деятельности – ее автоматизация. Например, назначение ответственных за выполнение той или иной задачи, исходя из конкретных параметров эффективности сотрудника, автоматическое генерирование необходимых к выполнению задач и т. д.

Правда, в данном случае ситуация аналогична той, что описана в образовательной сфере. Машина пока не может полностью заменить человека. Безусловно, где-то полностью автоматизированный подход, может, и имеет место, но в большом количестве ситуаций по-прежнему требуется непосредственное участие руководителя, ведь только грамотный управленец знает положительные и отрицательные стороны своих подчиненных, их шаблоны поведения в различных ситуациях. Так анализировать людей компьютеры пока не научились.

Управление персоналом и организация работы объектов по-прежнему остается творческим и индивидуальным процессом, предназначенным для человека, который технологии могут облегчить, но полностью заменить в нем людей они не в состоянии.

Выполнять рутинные операции (сортировка документов, например) компьютеры, конечно, могут, но осуществлять стратегическое управление им не под силу.

Роль технологий в других областях

Далее будут приведены примеры использования компьютерных технологий в различных областях жизни:

Такие примеры можно привести буквально в каждой сфере жизнедеятельности человека, ведь 21 век – век технологий.

технология компьютерного управления

Какой вывод можно сделать из приведенной выше информации о применении компьютерных технологий?

Информационные технологии, безусловно, со временем станут неотъемлемой частью жизни людей. Они уже применяются во всех сферах: от сельского хозяйства до экономики. Процесс технологизации общества начался.

Правда, использование компьютерных технологий пока возможно в ограниченном объеме, так как никакие, даже самые современные машины, и программное обеспечение, и искусственный интеллект неспособны заменить профессионала своего дела. Хотя рутинные задачи уже можно автоматизировать и избавить от их выполнения людей.

Это касается использования компьютерных технологий в управлении, в образовании, в производственной сфере и т. д.

Читайте также: