Проект по слоговой структуре слова в доу

Обновлено: 05.07.2024

Формирование у детей лексически богатой, фонетически четкой и грамматически правильной речи, которая бы давала ребенку возможность полноценной коммуникации с окружающими – это одна из важнейших задач в обучении детей родному языку.

Чтобы личность ребенка формировалась правильно, нужно устранить все то, что мешает полноценному общению с окружающими людьми. Крайне важно, чтобы дети как можно раньше овладели навыками родной речи, могли говорить четко и без дефектов. Практика показывает, что чаще всего больше внимания уделяется коррекции звукопроизношения, а вот формирование слоговой структуры слова оказывается на втором плане. Часто именно это является причиной развития дислексий и дисграфий у детей.

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов и звуков, нарушение порядка слогов в слове).

Как проявляется нарушение слоговой структуры

Нарушение слоговой структуры может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до грубых нарушений при повторении двух- или трехсложных слов даже с опорой на наглядность.

Проблема может проявляться в следующем:

  1. Нарушение количества слогов (ребенок опускает слогообразующую гласную, сокращает слог, увеличивает число слогов за счет вставки гласных).
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (слоги переставляются, а также происходит перестановка звуков соседних слогов).
  3. Искажение структуры слога (вставка согласных в слог, сокращение стечений согласных).
  4. Уподобление слогов.
  5. Устойчивое повторение.
  6. Предшествующие звуки заменяются последующими.
  7. Смешение элементов слова.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей работы в коррекции речевых нарушений. Перед выбором способов устранения этих нарушений, всегда проводится предварительное обследование ребенка, целью которого является определение степени нарушения слоговой структуры. Это позволяет определить соответствующий ребенку уровень, с которого можно начинатьупражнения. Часто эти задания логопед может рекомендовать для повторения в домашних условиях.

Этапы формирования слоговой структуры слова

В логопедической практике выделяют два этапа формирования слоговой структуры – подготовительный и коррекционный.

Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова.

Необходимо проводить комплексную работу по формированию ритмических навыков. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением. Такие упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаясь отстукиванием мяча об пол, игрой на музыкальных инструментах и т.д.

Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.

Этот этап проходит в следующем порядке:

  • уточнение артикуляции сохранных звуков;
  • проговаривание слоговых рядов разной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:
    гласный + гласный (ау, уа, иа)
    согласный + гласный (ба-ба-ба)
    гласный + согласный (ам-ам-ам, ох-ох-ух)
    гласный + согласный + гласный (апа-апа-апа)
    согласный + согласный +гласный (ква-ква-ква)
    гласный + согласный +согласный (афт-афт-афт)
    гласный + согласный + согласный + гласный (адна-адна-адна)
  • проговаривание слов за взрослым отраженно, составление предложений со знакомыми словами, а также называние слов по картинкам.

Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному):

Актуальность. В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И. А. Сикорский, Н. И. Гвоздев и другие, следует выделять из процесса усвоения звуковой стороны речи как самостоятельный.

О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.

Цель проекта.

Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

в рамках логопедической работы по преодолению нарушений слоговой

структуры слов.

1. Развивать и совершенствовать речеслуховое восприятие.

2. Развивать и совершенствовать речедвигательные навыки.

3 Развивать и совершенствовать навыки усвоения ритмической

структуры слов родного языка.

4. Учить воспроизводить слова простого и сложного слогового состава.

5. Развивать и совершенствовать навыки звукового и слогового анализа.

6. Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое внимание,

7. Активизировать и обогащать словарный запас.

8. Повышать интерес родителей и воспитателей к коррекционному

9. Создать благоприятную атмосферу сотрудничества всех участников

проекта.

Ожидаемые результаты проекта.

В ходе коррекционной работы что дети могут научиться: -воспроизводить слова различной слоговой структуры; - определять количество слогов; - подбирать слова к слоговым схемам; - употреблять в активной речи слова различной слоговой структуры без наглядных опор; -составлять предложения со словами различной слоговой структуры; -овладеть элементарными навыками слогового анализа.

Сроки разработки и реализации проекта.

Сентябрь – май 2017-2018 года.

Ресурсы проекта. Интернет ресурсы, презентации, методические ресурсы.

Планирование проекта

№ Этапы Содержание Сроки и ответственное лицо

I Подготовительный 1. Изучение методической литературы по теме. Разработка собственной технологии и системы заданий по преодолению нарушений слоговой структуры слов. 2. Подборка дидактического материала и наглядных пособий для занятий с детьми. 3. Составление плана реализации проекта. Сентябрь

4. Показ открытого фронтального занятия для родителей. 6. Оформление информационных стендов для родителей на заданную тему. 7. Индивидуальные консультации для родителей по запросу. 8. Проведение консультации и мастер класса для воспитателей. 9. Выступления на родительских собраниях в подготовительной логопедической группе. 10. Подбор заданий по коррекции нарушений слоговой структуры слов для коррекционных часов, проводимых воспитателем Учитель-логопед

III Заключительный 1. Оценка динамики коррекции слоговой структуры слов у старших дошкольников с ОНР за 2016- 2017уч. г. 2. Оценка динамики речевого развития детей подготовительной логопедической группы за 2016 – 2017гг. Учитель-логопед

Практическая часть проекта.

Этапы Виды работы Содержание

Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки. 1. Ориентировка в собственном теле.

2. Ориентировка в трёхмерном пространстве.

Развитие динамической и темпо- ритмической организации движений 1. Совершенствование движений общей моторики.

2. Совершенствование мелкой моторики.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4. Развитие чувства темпа.

5. Формирование чувства ритма.

Чередование различных поз: 1) Кулачки –ладошки. 2) Колечки -ушки –рожки. 3) Пальчики здороваются.

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары- быстро, как мышки, на редкие -медленно, спокойно, как кошка.

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:

Стук -стук, стук -стук.

Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:

Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп.

Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:

Стук -стук -стук, стук- стук- стук,

А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:

Хлоп -хлоп -хлоп, хлоп- хлоп -хлоп.

Работа с гласными звуками и буквами.

-Произнесение ряда из двух, трех и более звуков.

-Без зрительной опоры.

-Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).

-Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

-Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.

В дальнейшем этот приём используется при анализе слоговой структуры слова : каждый слог – комочек.

Работа на уровне слога. 1. Общим согласным

2. С общим гласным

3. Закрытые слоги, их ряды и пары.

4. Прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости - мягкости, звонкости - глухости)

(ка – та – ма – ва).

Работа на уровне слова

-Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).

-Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).

-Односложные (дом, мак).

-Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).

-Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

-Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

-Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)

-Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).

-Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).

-Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).

-Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).

-Односложные со стечением в конце слова (зонт).

-Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).

-Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино). Слоговые дорожки (на дорожках следы - в зависимости от количества слогов в слове - ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).

Слоговые линейки.

Слоговые домики. 1. Количество слогов соответствует количеству окошек в доме,ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак -1 слог, петух -2, лягушка -3 слога).

-чтение предложений и связных текстов с предварительным делением слов на слоги; -чтение текста с утрированным проговариванием пропущенных слов, либо слов, вместо которых нарисована картинка.

Работа над потешками, чистоговорками, прибаутками, стихами.

Учитывая что своевременное усвоение слоговой структуры слов является одной из предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения в школе, необходимо проводить адекватную логопедическую работу по устранению нарушений слоговой структуры слов, предполагающую воздействия на все компоненты речевой системы, использование коммуникативной функции речи и взаимосвязь с различными формами деятельности детей.

Специальную коррекционную работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить последовательно и систематически, учитывая психические особенности ребенка, его речевые возможности, характер нарушения слоговой структуры слов, работоспособность.

1. Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Дефектология" / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др; Под ред. Л. С. Волковой - М: Просвящение, 1989.

2. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. С. П. : Детство-пресс, 2000.

3. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. М. : 1972.

4. Голубева Л. П. Развитие речи неговорящих детей. / Из опыта работы с неговорящими детьми. - М. : 1951.

5. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург. Издательство АРД ЛТД, 1999.

6. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р. Е. М., 1968, с. 67 - 165.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Среди разнообразных задач специального обучения в детском саду особое место должно быть отведено овладению звуковой и слоговой структурой.

Перспективный план работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова. 1 Форма проведения занятий – индивидуальная. Общее количество занятий – 20. Количество занятий в неделю -1. № Зан-я Тема занятия Цель занятия.

Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4–5 лет Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект по взаимодействию субъектов образовательного процесса

(учителя-логопеда, воспитанников и педагогов)

Учитель - логопед

Яблокова Наталия Витальевна

г. Семёнов, 2019 г.

Проект по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей на тему:

Грамотная, четкая, чистая и

ритмичная речь ребенка - это не дар,

она приобретается благодаря

совместным усилиям педагогов, родителей

и многих других людей, в окружении

которых малыш растет и развивается.

Тип проекта : информационно – практико – ориентированный, среднесрочный (6 месяцев: с ноябрь – апрель)

Актуальность

Одна из целей ФГОС- гармоничное развитие личности ребенка, что бы ее реализовать необходимо создать современную модель взаимосвязи всех участников образовательного процесса. Проблема педагогического взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя - одна из важных: от её решения зависит успешность процесса формирования речевого развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в Программе.

Проблема: Педагоги учреждения имеют недостаточные теоретические знания и практические умения в вопросе формирования слоговой структуры речи в зависимости от возраста воспитанников, что способствует длительному этапу коррекции.

Гипотеза : Систематическая и планомерная работа учителя-логопеда и воспитателей ДОУ повысит уровень знаний педагогов в вопросах формирования слоговой структуры слова у своих воспитанников.

Цель: Способствовать у воспитателей развитию представлений по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста.

1. Проектирование и организация образовательного процесса, содействующего формированию слоговой структуры слова дошкольников.

2. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач речевого развития ребёнка посредством дидактических игр и упражнений .

3. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, повышение профессиональной компетентности у педагогов ДОУ.

Ожидаемый результат:

1. У воспитателей сформированы представления в реализации работы по формированию слоговой структуры слова.

2.Накоплены конкретные представления о формировании пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки; временно-пространственной ориентировки; динамической и темпо-ритмической организации движений.

3.Сформирована инициативность и самостоятельность в использовании дидактических игр и упражнений, как в образовательном процессе, так и в совместной деятельности с детьми.

Этапы проекта:

Подготовительный – изучение литературы, подборка материала;

Организационный – составление перспективного планирования;

Практический – реализация мероприятий плана;

Принципы взаимодействия учителя- логопеда и воспитателя:

1)Принцип интеграции:

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на ООД по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на ООД по социальному миру.

2) Принцип индивидуализации.

В его основе лежит использование существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Каждый участник должен иметь прочные знания по формированию слоговой структуры слова. Учитель- логопед и воспитатель, дополняя усилия друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации.



Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения. В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

3. Искажение структуры отдельного слога:

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук стук, стук стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп хлоп, хлоп хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук стук стук, стук стук стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Работа над гласными

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

Приемы и упражнения:

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

Об авторах: Мелюхина Елена Рудольфовна, учитель-логопед, Бруковская Мария Александровна учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №452 города Екатеринбурга.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте также: