Педагогические приемы формирования ууд в основной школе

Обновлено: 04.07.2024

Для начальной школы в современных условиях приоритетом является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов. –М.: Просвещение, 2010.

2. Воронцов, А.Б., Заславский, В.М., Егоркина, С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина. – М.: Просвещение, 2009.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС(ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт) 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”:

  • Требования к условиям;
  • Требования к структуре образовательных программ;
  • Требования к результатам.

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.

Целями современного начального образования являются:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности участников образовательного процесса, обеспечение их эмоционального благополучия;
  2. Обеспечение освоения младшими школьниками основ предметной грамотности в виде уровня освоения средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях школьно образования;
  3. Формирование ключевых компетентностей учащихся в решении учебных и практических задач;
  4. развитие ребёнка как субъекта отношений с миром, людьми и самим собой, успешной самореализации учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребёнка.

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.Важно создать новые условия для такой деятельности иизменить сам образовательный процесс:

  • Освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
  • Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
  • Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
  • В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.

В основе требований, предъявляемых к организации учебной деятельности младших школьников в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения лежат системно-деятельностный подход, формирование УУД.

Теоретическим основанием данных подходов выступает положение о том, что личностное, психическое и познавательной развитие детей определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова.

УУД – это обобщенные действия, порождающиемотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться вразличных предметных областях познания.

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.

Что дают универсальные учебные действия?

  • Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер;
  • реализуют целостность общекультурного,
  • личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
  • Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
  • Качество усвоения знаний определяетсямногообразием и характером видов универсальных действий.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение ими происходит в контексте разныхучебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

  • Выделение морально-этического содержания событий и действий.
  • Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.
  • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
  • Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Где же идёт развитие личностных УУД?

На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Целеполагание– постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий

Прогнозирование– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Где же идёт развитие познавательных УУД?

Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Где же идёт развитие коммуникативных УУД?

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внешнего или внутреннего побуждения.

Полноценным итогом начального обучения должно стать появление желания и становление умения учиться, развитие учебного сотрудничества, а также формирование понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.

Необходимым условием достижения современных целей начального образования является включение младших школьников в проектную и исследовательскую деятельность, организуемую как во время урочной, так и во время внеурочной образовательной деятельности.

Требованиями личностного и физического развития младших школьников определяется организация художественно-эстетической, трудовой и спортивной деятельности младших школьников.

Вывод: задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.

УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Успешность формирования УУД зависит от использования базовых образовательных технологий:

Успешность формирования УУД зависит от правильной расстановки основных этапов:

  1. Выделение цели формирования УУД.
  2. Организация ориентировки учащихся по реализации УУД.
  3. Организация поэтапной отработки УУД.
  4. Создание системы задач по решению вопросов УУД.
  5. Определение связей УУД с содержание м предметных дисциплин.
  6. Создание УМК для работы по формированию УУД.

Знакомство с педагогическими приёмами, способствующих формированию УУД .

  1. Описание педагогических приёмов (Приложение 1).
  2. Педагогические приёмы для формирования УУД(Приложение 2)
  3. Практическая работа (Приложение 3)

Распределяем задания в соответствии с УУД

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

  • В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ.

Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

  • Соотнесите предметы и звуковые модели слов.
  • Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?
  • Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.
  • Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны
  • В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.
  • Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему
  • Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?
  • Как нужно было ухаживать за репкой?
  • Почему репка выросла большая – пребольшая?
  • Сочини продолжение сказки с друзьями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

"Для чего мы учим? Мы не учим; мы создаем условия, в которых они учатся" Сей.

"Для чего мы учим? Мы не учим; мы создаем условия, в которых они учатся" Сеймур Пейперт, выдающийся математик, программист, педагог, психолог, один из основоположников теории искусственного интеллекта

ЗАДАЧА ЗНАНИЯ (усвоение фактов) СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ УМЕНИЯ (овлад.

ЗАДАЧА ЗНАНИЯ (усвоение фактов) СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ УМЕНИЯ (овладение способами взаимодействия с миром) РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА ЦЕЛЬ: В основу обучения новых стандартов положен системно-деятельностный подход.

В основе организации учебного процесса в современной школе лежит системно-дея.

В основе организации учебного процесса в современной школе лежит системно-деятельностный подход, где ключевая фигура - учитель, а главное действующее лицо - ученик. При таком подходе учиться приходится как школьникам, так и педагогам.

Планируемые результаты достижений обучающихся: ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (осв.

Планируемые результаты достижений обучающихся: ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (освоенные УУД) ПРЕДМЕТНЫЕ Формирование универсальных учебных действий - обобщение способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогических те.

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогических техник для формирования УУД

Педагогическая технология это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых п.

Педагогическая технология это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Педагогические приемы это основа успешного обучения и способность учителя пос.

Педагогические приемы это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.

Приемы педагогической техники классифицируются: по методам обучения; по педаг.

Приемы педагогической техники классифицируются: по методам обучения; по педагогическим функциям; по способу информационного обмена.

Классификация по методам обучения: приемы объяснительно-иллюстративного метод.

Классификация по методам обучения: приемы объяснительно-иллюстративного метода; приемы репродуктивного метода; приемы метода проблемного изложения; приемы частично-поискового метода; приемы исследовательского метода.

Классификация по педагогическим методам: объяснение нового материала; повышен.

Классификация по педагогическим методам: объяснение нового материала; повышение интереса к учебному материалу; повторение и закрепление учебного материала; контроль сформированности предметных компетенций; снятие напряжения.

5 основных принципов педагогической техники Принцип свободы выбора Принцип о.

5 основных принципов педагогической техники Принцип свободы выбора Принцип открытости Принцип обратной связи Принцип идеальности Принцип деятельности

«Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы м.

в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и.

в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Универсальные учебные действия Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Виды универсальных учебных действий

Виды универсальных учебных действий

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить посту.

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.




Вывод Задачей современной системы образования становится освоение учащимися н.

Вывод Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий. УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Вывод Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конеч.

Вывод Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Русский язык Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативн.

Русский язык Личностные УУДРегулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?Соотнесите предметы и звуковые модели слов.В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Литература Личностные УУД Регулятив ные УУД Познавательные УУД Коммуникативны.

Литература Личностные УУДРегулятив ные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?Как нужно было ухаживать за репкой? Почему репка выросла большая – пребольшая?Сочини продолжение сказки с друзьями.

Окружающий мир Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникати.

Окружающий мир Личностные УУДРегулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД Изучив города ДНР, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.Обсудите в паре пути решения экологических проблем Донецка.

Английский язык Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникат.

Английский язык Личностные УУДРегулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД Какие из достопримечательностей Лондона тебе понравились больше? Почему? Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны? Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года.Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером.

Изобразительное искусство Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД.

Изобразительное искусство Личностные УУДРегулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД Какой цвет является твоим любимым и почему?В какой последовательности будет выполнен портрет?С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Педагогические приёмы Приём “Отсроченная отгадка” Универсальный приём, напра.

Педагогические приёмы Приём “Отсроченная отгадка” Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример. Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатер.

Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево стан.

 Приём “Я беру тебя с собой “ Формирует: умение объединять объекты по общему.

Приём “Я беру тебя с собой “ Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать и т.д. Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.

Пример. У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объект.

Пример. У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас? Д: Я беру с собой капусту. У: Я не беру тебя с собой. Д: Я беру апельсин. У: Я не беру тебя с собой. Д: Я беру медузу. У: Я беру тебя с собой. Д: А я беру с собой мокрицу. У: Я беру тебя с собой.

Приём “Хорошо-плохо” Описание: универсальный приём, направленный на активиза.

 Прием “Удивляй!” Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не.

Прием “Удивляй!” Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме занятия. Например. Биология Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250 г . Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг .) Так вот, одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна.

Например. БИОЛОГИЯ - Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноеда.

Например. БИОЛОГИЯ - Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250 г . Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг .) Так вот, одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна.

Педагогические приёмы УУД Приемы педагогической техники Результаты развития У.

УУД Приемы педагогической техники Результаты развития УУД Регулятивные «Х.

УУД Приемы педагогической техники Результаты развития УУД Коммуникативные «Пл.

 И в заключении хотелось бы напомнить, что главным является не предмет, кото.

Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться. Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок. В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач).

5. Постановка цели и задач методического совещания.

Исходя из вопросов, которые мы поставили, сформулируем цель семинара

Цель - повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

  • Раскрыть и осмыслить понятие УУД,
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
  • Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией
ВложениеРазмер
metodicheskiy_semina1.docx 42.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

  • Раскрыть и осмыслить понятие УУД
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
  • Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией
  1. Оргмомент

Сегодня мы отправимся в путешествие по неизведанному маршруту. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

- Требования к условиям,

- Требования к структуре образовательных программ

- Требования к результатам

Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться. Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок. В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач)

3.Формулировка проблемы. Самооценка

  • Какие виды деятельности и какие задания относятся к системно-деятельностному подходу?
  • Кто может ответить на этот вопрос?
  • Кто затрудняется?

5. Постановка цели и задач методического совещания.

Исходя из вопросов, которые мы поставили, сформулируем цель семинара

Цель - повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

  • Раскрыть и осмыслить понятие УУД,
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД

Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией

6. Работа по теме семинара. Попробуем ответить, что такое УУД.

УУД- Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик

УУД - Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

УУД - Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

В широком смысле УУД – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

7. Практическая работа.

Определение действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо разобраться, какие бывают УУД. Предлагаем вам прочитать характеристику УУД и определить, какие действия относятся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД.

Во время чтения определите основные действия, которые позволяют формировать УУД. Прочитав тексты, поработайте в парах и обобщите сведения в виде таблицы

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

  • Личностные действия
  • Регулятивные действия
  • Познавательные действия
  • Коммуникативные действия
  • Осмысление ( Смыслообразование )
  • Осознание ( Самоопределение)
  • Принятие жизненных ценностей

( Нравственно- этическое оценивание )

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция
  • Общеучебные
  • Логические
  • Постановка и решение проблем
  • планирование учебного сотрудничества;
  • постановка вопросов
  • разрешение конфликтов
  • контроль, коррекция, оценка действий партнера
  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • владение монологической и диалогической формами речи
  • Почему мы начали совещание не с приемов, а УУД?
  • Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий .
  • УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
  • Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности , включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться .

В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в группах.

УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности. Рассмотрим примеры развития УУД в рамках учебных предметов

Вам даны будут карточки с заданиями из разных предметов.

Прочитайте задания и соотнесите его с УУД, поместите данную карточку в соответствующий столбик таблицы

  • Личностные УУД
  • Регулятивные УУД
  • Познавательные УУД
  • Коммуникативные УУД.

8. Практическая работа. Анализ заданий по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, английскому языку, изо и распределение данных заданий в соответствии с УУД.

Распределяем задания в соответствии с УУД

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны

  • В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.
  • Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему
  • Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?
  • Как нужно было ухаживать за репкой?
  • Почему репка выросла большая – пребольшая?
  • Сочини продолжение сказки с друзьями.
  • Какие из достопримечательностей Лондона тебе понравились больше? Почему?
  • Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны?
  • Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером

Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года

  • С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?
  • В какой последовательности будет выполнен портрет?
  • Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.
  • Какой цвет является твоим любимым и почему?
  • Проверка работы
  • Личностные УУД
  • Регулятивные УУД
  • Познавательные УУД

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

  • Личностные УУД
  • Регулятивные УУД
  • Познавательные УУД
  • Коммуникативные УУД

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.

  • Личностные УУД
  • Регулятивные УУД
  • Познавательные УУД
  • Коммуникативные УУД

Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?

Как нужно было ухаживать за репкой?

Почему репка выросла большая – пребольшая?

Сочини продолжение сказки с друзьями.

  • Личностные УУД
  • Регулятивные УУД
  • Познавательные УУД
  • Коммуникативные УУД

Какие из достопримечательностей Лондона тебе понравились больше? Почему?

Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны?

Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года.

Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером.

  • Личностные УУД
  • Регулятивные УУД
  • Познавательные УУД
  • Коммуникативные УУД

Какой цвет является твоим любимым и почему?

В какой последовательности будет выполнен портрет?

С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Возникли ли у вас затруднения при распределении заданий на группы?

Если есть затруднения, что нужно делать?

9. Знакомство с педагогическими приёмами, способствующих формированию УУД

Теперь мы предлагаем вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования УУД (Каждый участник семинара получает раздаточный материал – Педагогические приёмы, описание педагогических приёмов.

А есть ли у вас свои приемы? Расскажите.

Использование описанных приемов в школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.

10. Подведение итога. Рефлексия

Проанализируем работу нашего семинара. С чего началась наша работа и как она строилась на протяжении всего семинара? Какие УУД мы формировали на каждом этапе?

Оргмомент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Личностные УУД))

Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД)

Формулировка темы совещания, цели и задачи. (Регулятивные УУД) На данном этапе происходит формирование умений определять и формулировать цель и задачи (Регулятивные УУД).

Работа по теме совещания. Чтение и самостоятельное изучение предложенного материала. (Познавательные УУД)

Выполнение практической работы в парах по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Распределение заданий в соответствии с УУД. Самооценка. Рефлексия (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД) Знакомство с педагогическими приемами формирования УУД (Познавательные УУД)

Подведение итога. Рефлексия. Самооценка

Какие задачи мы решали на семинаре?

  • Раскрыть и осмыслить понятие “универсальные учебные действия”
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
  • Приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией

Данные задачи выполнены

Цель - повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД – достигнута

Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знаний применять (см. Приложение 1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Семинар - практикум для педагогов дополнительного образования Центра детского творчества Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «.


Приемы формирования УУД на уроках информатики

Приведены примеры использования приемов педагогической техники для формирования УУД на различных этапах урока Информатика (с примерами).


сценарий семинара - практикума "Педагогические приемы формирования УУД на уроке

Основная цель семинара практикума - повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.Задачи: осмыслить понятие УУД; рассмотреть виды УУД ( познавательные , коммуникативные), их с.


Приложение к сценарию семинара-практикума "Педагогические приемы формирования УУД на уроке"

Данные материалы являются приложением к сценарию семинара - практикума "педагогические приемы формирования УУД на уроке".

Статья "Приемы формирования компетенций на уроках литературы"

Приемы формирования компетенций на уроках литературы.


Методы и приемы формирования УУД на уроках литературы в основной школе

Сегодня важно вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в Ст.


Семинар-практикум "Педагогическая компетентность"

В современных условиях возрастают требования к лич­ности, ее свободе и ответственности, поэтому встает вопрос о том, кто обу­чает и воспитывает, каков уровень п.

Читайте также: