Анализ программы школа россии начальная школа изо

Обновлено: 06.07.2024

Сравним основные концептуальные прин­ципы действующих в настоящее время программ и, исходя из них, определим спе­цифику каждой. Для удобства присвоим им номера.

Цели в этих программах общие, задачи похожи, а вот концептуальные подходы и содержание разное, следовательно, и результат получается не одинаковый.

Программа № 1 ориентирована на обучение реалистическим основам изображения через освоение графической грамоты. Ведущий вид деятельности – рисование с натуры, хотя и декоративной работе, и тематическому рисованию, и беседам об искусстве уделяется внимание на протяжении всех лет обучения.

Программа № 2 на первое место ставит эмоционально-образное развитие детей, постижение закономерностей искусства, но методике обучения основам реалистического изображения не уделяет должного внимания. Авторы полагают, что учащимся надо предоставить как можно больше свободы творчества, и очень часто ограничиваются весьма общими рекомендациями типа: работу надо начинать с основных, крупных форм, сразу подчеркивая движения, а детализировать только после того, как решена общая композиция (лепка фигуры человека или животного в движении по выбору за один урок, 3 кл).

В программе № 2 соеди­нены принципы конструкции, идущие от со­держания искусства, с языковым принципом, выработан­ным еще в программе Б.П. Юсова, элементы которой орга­нически вошли в программу № 2. И это не случайно, так как люди, их создавшие работали рука об руку, а учителя-экспериментаторы просто были одни и те же.

На наш взгляд, введение игрового приема с мастерами Изображения, Украшения и Постройки не совсем удачно. Расчленять процесс создания художественного образа на эти этапы не правомерно. Так, народный мастер творит, добиваясь целостности формы и декора предметов, прослеживая их органическую взаимосвязь, а не разделяя на постройку и украшение. В том-то и состоит принципиальная разница, что орнамент не просто украшает предмет, а является неотъемлемой составляющей художественного целого. Даже можно привести примеры (кружевные салфетки, кованые подсвечники, сечка для капусты из просечного железа и др.), где орнамент является самой вещью.




Программа № 3 уделяет должное внимание освоению основ изобразительной грамоты с учетом выявления взаимосвязей народного и профессионального изобразительного искусства, выраженных в художественном образе, а также приобщает к истокам русской национальной культуры, при этом акцент делает на изучении орнаментов и традиционных видов декоративного искусства России и мира.

За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения.

Программу № 1 первоначально упрекали в отсутствии тематизма и в 1982 г. темы блоков уроков были введены. Они связаны с видами и жанрами изобразительного искусства, временами года, календарными праздниками, историей России, устным народным творчеством, сокровищами мировой культуры и др.

Почему декоративное искусство очень близкое ребенку появляется только в 5 кл. и почти отсутствует в начальной школе? Почему дети вынуждены целый год заниматься только одним видом художественного творчества и не осваивать другие? Зачем уроки ИЗО заменять в 9 кл. уроками фотографии? Может быть потому, что рисовать на должном уровне детей не научили? Является ли тематизм таким существенным преимуществом программы? Конечно, логика развития тем важна, но так ли уж обязательны предлагаемые в программах темы? Вопросов много.

Считаем, что наиболее продуктивно проходят взаимосвязанные блоки уроков (3-4) на одну тему, но разные по видам творчества.

За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения.

Поскольку программа №2 и №3 создавались как программы интегрированных курсов, объединяющих уроки ИЗО и труда, который превращался исключительно в художественный, то они, несомненно, имели преимущество перед программой №1 как по времени (3 часа в неделю против 1 часа), так и по возможности включать конструктивно-пластические виды деятельности в уроки. Безусловно, идея расширить границы общения с искусством в школе была весьма прогрессивной для своего времени. На протяжении всей истории развития методов обучения ИЗО вопрос количества часов на этот предмет вызывал самые жаркие споры. Борьба за увеличение часов продолжается и в настоящее время.

Успешность обучения ИЗО проверяется тем, достигнут ли уровень художественного развития ребенка, зафиксированный в программе и Госстандарте.

Сравним основные концептуальные прин­ципы действующих в настоящее время программ и, исходя из них, определим спе­цифику каждой. Для удобства присвоим им номера.

Цели в этих программах общие, задачи похожи, а вот концептуальные подходы и содержание разное, следовательно, и результат получается не одинаковый.

Программа № 1 ориентирована на обучение реалистическим основам изображения через освоение графической грамоты. Ведущий вид деятельности – рисование с натуры, хотя и декоративной работе, и тематическому рисованию, и беседам об искусстве уделяется внимание на протяжении всех лет обучения.

Программа № 2 на первое место ставит эмоционально-образное развитие детей, постижение закономерностей искусства, но методике обучения основам реалистического изображения не уделяет должного внимания. Авторы полагают, что учащимся надо предоставить как можно больше свободы творчества, и очень часто ограничиваются весьма общими рекомендациями типа: работу надо начинать с основных, крупных форм, сразу подчеркивая движения, а детализировать только после того, как решена общая композиция (лепка фигуры человека или животного в движении по выбору за один урок, 3 кл).

В программе № 2 соеди­нены принципы конструкции, идущие от со­держания искусства, с языковым принципом, выработан­ным еще в программе Б.П. Юсова, элементы которой орга­нически вошли в программу № 2. И это не случайно, так как люди, их создавшие работали рука об руку, а учителя-экспериментаторы просто были одни и те же.

На наш взгляд, введение игрового приема с мастерами Изображения, Украшения и Постройки не совсем удачно. Расчленять процесс создания художественного образа на эти этапы не правомерно. Так, народный мастер творит, добиваясь целостности формы и декора предметов, прослеживая их органическую взаимосвязь, а не разделяя на постройку и украшение. В том-то и состоит принципиальная разница, что орнамент не просто украшает предмет, а является неотъемлемой составляющей художественного целого. Даже можно привести примеры (кружевные салфетки, кованые подсвечники, сечка для капусты из просечного железа и др.), где орнамент является самой вещью.

Программа № 3 уделяет должное внимание освоению основ изобразительной грамоты с учетом выявления взаимосвязей народного и профессионального изобразительного искусства, выраженных в художественном образе, а также приобщает к истокам русской национальной культуры, при этом акцент делает на изучении орнаментов и традиционных видов декоративного искусства России и мира.

За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения.

Программу № 1 первоначально упрекали в отсутствии тематизма и в 1982 г. темы блоков уроков были введены. Они связаны с видами и жанрами изобразительного искусства, временами года, календарными праздниками, историей России, устным народным творчеством, сокровищами мировой культуры и др.

Почему декоративное искусство очень близкое ребенку появляется только в 5 кл. и почти отсутствует в начальной школе? Почему дети вынуждены целый год заниматься только одним видом художественного творчества и не осваивать другие? Зачем уроки ИЗО заменять в 9 кл. уроками фотографии? Может быть потому, что рисовать на должном уровне детей не научили? Является ли тематизм таким существенным преимуществом программы? Конечно, логика развития тем важна, но так ли уж обязательны предлагаемые в программах темы? Вопросов много.

Считаем, что наиболее продуктивно проходят взаимосвязанные блоки уроков (3-4) на одну тему, но разные по видам творчества.

За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения.

Поскольку программа №2 и №3 создавались как программы интегрированных курсов, объединяющих уроки ИЗО и труда, который превращался исключительно в художественный, то они, несомненно, имели преимущество перед программой №1 как по времени (3 часа в неделю против 1 часа), так и по возможности включать конструктивно-пластические виды деятельности в уроки. Безусловно, идея расширить границы общения с искусством в школе была весьма прогрессивной для своего времени. На протяжении всей истории развития методов обучения ИЗО вопрос количества часов на этот предмет вызывал самые жаркие споры. Борьба за увеличение часов продолжается и в настоящее время.

Успешность обучения ИЗО проверяется тем, достигнут ли уровень художественного развития ребенка, зафиксированный в программе и Госстандарте.

1. Анализ программ по изобразительному искусству и художественному труду для начальной школы

2. Авторы программ по изобразительному искусству в разных образовательных системах (ОС)

3. Педагогическая концепция и педагогическая программа

Педагогическая
концепция
теоретическое
обоснование целей и задач образования по
отношению
к
обучающемуся,
предполагает
разработку: коммуникативной стратегии - типа
учебного общения, видов учебной деятельности что должен делать обучающийся, психологопедагогическое
обоснование
деятельности
включенных в педагогический процесс субъектов
(учитель, ученик).
Педагогическая
программа
целостный
и
построенный
в
логике
концепции
учебный
материал,
соответствующий
интересам
и
возрастным особенностям детей, конкретные
методы обучения в соответствии с концепцией. В
рамках одной концепции может быть написано
несколько программ, но не может быть несколько
концепций у одной программы.

Может ли быть у одной программы
несколько концепций?
Может ли быть в рамках одной
концепции несколько программ?

Авторы программы: В.С.Кузин, Е.В.Шорохов,
А.Н.Витковский, С.Е.Игнатова, П.Ю.Коваленко,
Э.И.Кубышкина, В.К.Лебедко, С.П.Ломов,
Н.М.Сокольникова.
Цель программы – обучение реалистическому рисунку,
освоение графической грамоты.
Задачи программы:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ
реалистического рисунка, формирование навыков рисования с
натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с
особенностями работы в области декоративно-прикладного и
народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического
восприятия, художественного вкуса, творческого воображения,
пространственного мышления, эстетического чувства и
понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к
искусству.
К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам
учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование,
рисование на темы, беседы об искусстве, сейчас добавились
также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с
элементами дизайна [9].

6. Виды учебных занятий в программе В.С.Кузина

9. Основные принципы программы Б.М.Неменского

10. Концепции Б.П.Юсова

12. Программа Л.Г.Савенковой

1. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории
каждым учеником (личностно ориентированное обучение). Педагог даёт право
выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты,
поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные
выводы и самооценки, создавая условия для реализации творческих
возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду,
обязательную для успешной деятельности.
2. Принцип продуктивности обучения. С образовательной точки зрения это
означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником
художественной культуры.
3. Принцип природосообразности. Обучения предполагает учёт возрастных,
психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и
индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика.
Предполагает отбор содержания обучения соответствующего потребностям детей
данного возраста.
4. Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую
работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного
изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования
художественной культуры школьника.
5. Принцип диалогичности основан на демократическом стиле общения
учителя и ученика. Учитель использует диалог как образовательную ситуацию,
цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников
в направлении познания образовательных объектов и решения, связанных с
ними, проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационносопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником
созданного образовательного затруднения [5].

15. «Развитие эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре в процессе комплексного преподавания

16. Комплексная программа Т.Я.Шпикаловой: Изобразительное искусство и Технология

17. Содержание программ Изобразительное искусство и Технология Т.Я.Шпикаловой

18. Задание для самостоятельной работы студентов

19. Литература

1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996.544 с.
2. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы
живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и ДПИ. 1-8 кл.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- 3-е изд. Стереотип.М.:Дрофа, 2001.- 288с.
3. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней
общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 1990.- 144 с.
4. Копцева, Т.А. Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику
для 1 класса общеобразовательных учреждений /Т.А.Копцева.- 2-е изд.- Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2012.- 136 с.
5. Копцева, Т.А. Изобразительное искусство: Метод. рекомендации к учебнику для 3
класса общеобразоват. учреждений /Т.А.Копцева.- Смоленск: Ассоциация XXI век,
2014.- 176 с.
6. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для
учителей общеобразовательных учреждений / Б.М.Неменский.- М.: Просвещение,
2012.- 240 с.
7. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. Книга
для учителя / Ю.А.Полуянов.- М.: Прометей, 1999.- 219 с.
8. Полуянов, Ю.А.Изобразительное искусство и художественный труд. 4 класс.
(Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова): Пособие для учителя / Ю.А.Полуянов.- М.:
Вита-Пресс, 2007.- 208 с.
9. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. / Сост.
В.С.Кузин, И.В.Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001.- 224 с.
10. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство:
Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы /
Т.А.Копцева.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.- 168 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России" включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:

1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.

2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др.

4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.

6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) – И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.

7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.

8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.

9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.

10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.

11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.

12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.

13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.

14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.

16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.

17. Физическая культура - В.И.Лях.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Содержание учебников данного УМК соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. И на основании вышесказанного, авторы данного УМК предъявляют следующие цели и задачи обучения:

Цель обучения – воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задача обучения – Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

-развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому

-обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

-формирование естественной мотивации учения

Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Особенность данного УМК заключается в следующих принципах:

1)Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития.

2)Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД.

3)Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов.

4)Принцип учета индивидуальностей возможностей и способов школьника.

- приоритет воспитания в образовательном процессе;

- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Типические свойства, отображающиеся в системе:

Комплектность обеспечивает единство установки УМК на формирование таких УУД, как умение работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями); с простейшим оборудованием; умение делового общения (работа в парах, малом и большом коллективе).

Инструментальность – предметно-методические механизмы УМК, способствующие практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач. .

Интеграция – важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Я взяла учебники и проанализировала их, после чего привела некоторые примеры структурных компонентов учебника.

Текстовые компоненты:

Для более подробного анализа учебно-методического комплекта хотелось бы проанализированные текстовые и внетекстовые компоненты учебников, а именно тексты (основной, дополнительный, пояснительный); внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

Тексты (основной, дополнительный, пояснительный).

При анализе учебников по разным предметам, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует пояснительный текст. (см. рис.№1).


Как мы можем пронаблюдать из представленных выше примеров текстовых компонентов, то мы можем говорить о том, что они предоставлены в учебниках в разных видах.

Внетекстовые компоненты

Внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

При анализе внетекстового компонента, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует справочный материал, и схемы. (см. рис.№2).


Для дальнейшего анализа учебно-методического комплекта необходимо верно подобрать определённые типы и уровни заданий: (оценочный, исполнительный, рефлексивный, рефлексивно-методический, диагностический, - и уровни (базовый, повышенный) заданий учебников.

При подборе определенных типов заданий по разным предметам стоит отметить, что диагностический тип заданий отсутствует во всех предметах. Также отсутствует оценочный тип заданий по русскому языку и литературному чтению. (см. рис.№3).


При оценки уровней заданий выявилось, что в окружающем мире отсутствует повышенный уровень заданий. (см. рис.№4).



Проанализировав задания на формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов (см. рис.№5) можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

воспитание качеств личности, отвечающих требова ниям информационного общества на основе уважения многонационального,

В первом к лассе выдел яется несколько содержа тельных линий. Первую и з них составляет ознакомление с п риродой

(природа, неживая природа, живая природа, растения, жи вотные и др.). Дети учат ся распознавать растения и животн ых

своей местности. Изучение учебного материала по каждому вр емени года и дет по единому плану: неживая при рода —

В качестве другой содержательной линии курса выделено оз накомление с изменениями природы, начина я с природы

Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью

ребенка (правила гигиены, правила поведения н а воде, безопасное п оведение дома, на ул ице, на дороге, при контактах

Задачи, решение которых направлено н а достижение основных ц елей начального математического образования п о

программе ПНШ и Школы России совпадают, а также совпада ют плани руемые результаты и содержа тельные линии.

Рассмотрев дан ные УМК по русскому языку мы увидели, что в процессе у своения грамоты у детей формируются

первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание,

Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и

После периода обучен ия грамоте идёт совершенствования графического навыка п ри со блюдении ги гиенических

Орфографические и пунктуационные правила рассматри ваются параллельно с и зучением фон етики, морфологии,

морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с разли чными принципами русского правописания

Главная задача обучения в 1 - м к лассе в данных УМК по обучению грамоте и лит. чт ению является формирование

мотива и начальных умений и н авыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках ответа на

конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различи ях прозы и

В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опыт ребенка и тот образ

мира, который определяется его природно – предметной средой. Деятельностный п одход к процессу обучения

обеспечивается формированием у шк ольников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром,

осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формировани ем уни версальных

учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых

и ме тодических п ринципов информационно - образовательной среды для начальной школ ы. Данная программа построена на принципа х

воспитания гражданина России, ценностных ориентиров, обучения в деятельн ости, работы на результат, а также синтеза традиций и

человека – гражданина и патриота России. Работа по этим учебникам п озволят ребенку адаптироваться в школьном к оллективе, накопить

необходимые знания и умения для успешного обучения в школе; в п олном объ еме учитываются и ндивидуальные особенности детей. Все

образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учре ждениях.

присутствуют ссылки на интернет - сайты, таким образом, комплект подразумевае т создание условий использования к омпь ютера в школе.

поддержки его ин дивидуальности в условиях специ ально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли

обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организат ора учебной ситуации . На данный момент только Литературное чтение ( Чуракова

Министерством образования и н ауки Российской Федерации к использ овани ю в образовательном процессе в общеобразовательных

1. Первая отличитель ная черта связана с систе мой з аданий развивающего и творческого характера, к оличес твом задач повышенного уровня

диагностического показателя самореализации детей младшего школьного возраста в процессе творческой познавательной деятельности.

попробовать определить в дальнейшем обучени и профильное направление в освоении содержания образования предусмотрено в п рограм ме

формирования экологической культуры, здорового и безоп асного образа проведение психолого - педагогических к онсилиумов, решения

Основные достоинства и недостатки программы для начальных классов Школа России

Все об учебной программе

Используемая литература

Анализ ключевых принципов и проблематики

Основополагающей составляющей эффективности образовательной программы являются методические пособия, книги, рабочие тетради, конспекты и другая литература, по которой дети проходят обучение. Не секрет, что эти источники информации ежегодно проходят жесткий контроль, и в случае несоответствия ФГОС и их текущим изменениям они могут быть исключены из общего плана.

Это не означает, что используемая ранее литература мгновенно утратит свою актуальность, наоборот, она может быть в обиходе еще в течение пятилетнего срока. А чтобы не попасть в условный черный список, авторы вынуждены постоянно дополнять, менять или сокращать материал в своих учебниках, благодаря чему они могут полностью соответствовать общепринятым стандартам.

Не исключением в этом плане является и набор методических пособий, которые используются в программе Плешакова, и сегодня перечень включает в себя следующие учебники:

Недостатки программы для начальных классов Школа России

Реальные отзывы об учебно-методическом комплексе

Основные цели

Пособия по программе Школа России

Ключевая идея, которую проводит автор в своей программе заключается в том, что все учащиеся должны пройти школу духовно-нравственного воспитания, ориентированного на Россию и для нее. Такой подход имеет как свои достоинства, так и определенные минусы.

С одной стороны, разработка позволяет в легкой ненавязчивой форме развивать у детей дух патриотизма и искреннюю привязанность к своей стране. С другой, много внимания уделяется и личностному развитию ребенка, а также его адаптации внутри коллектива.

Кроме того, дети должны приходить в первый класс подготовленными в устном счете и письме, иначе в дальнейшем могут возникнуть незначительные трудности. В целом же технология обучения по этой программе считается одной из самых легких, если проводить сравнительную аналогию с другими популярными учебно-методическими комплексами. Что касается основных целей проекта, то они сводятся к выполнению следующих задач:

Отзывы о программе Школа России

  • Максимальное развитие индивидуальности ребенка, его творческих навыков и способностей, а также раскрепощение внутри коллектива.
  • Усвоение основных предметов и базовых знаний, выработка навыков планирования этапности выполнения тех или иных задач, проектов или общей программы.
  • Формирование у учеников начальной школы устойчивого интереса к процессу обучения, а также умения вовремя и качественно выполнять задания различной степени сложности.
  • Приложение максимальных усилий для усвоения детьми основных правил безопасности и проведение уроков, нацеленных на выработку у учащихся здоровьесберегающих навыков.

Плюсы этой системы обучения заключаются в том, что в ней находится место и для инновационных приемов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка в соответствии со всеми современными тенденциями без какого-либо ущерба для традиционного образования. Кроме того, программа постоянно подвергается различного рода изменениям, которые позволяют детям учиться правильно расставлять приоритеты и развивать в себе навыки активного деятельностного мышления.

Принципы и проблематика

Образовательная программа для начальных классов

В основе учебно-методического комплекса лежит первоочередное развитие проблемно-поисковых и творческих навыков у учащихся начальной школой, причем на всех этапах общеобразовательного процесса. Проще говоря, ключевым приемом программы является искусственное создание проблемной ситуации с последующим коллективным или индивидуальным поиском наиболее эффективных методов ее решения.

Условно-поощрительная система и живой интерес, поддерживаемый особенностями проблематики, заставляют малышей принимать самое активное участие в ее устранении. Кроме того, формирование такого интереса и предоставление детям определенной свободы в поиске оптимальных решений развивают в них навыки самостоятельности, способности к планированию и, как следствие, уверенности в себе и собственных силах даже в случае развития чрезвычайной ситуации.

Способствует развитию всех перечисленных качеств и широкий ассортимент приемов, среди которых могут применяться и авторские идеи. Гибкость решений и высказывание разных точек зрения вырабатывают в детях лояльность к альтернативному мнению, что особенно актуально в современном обществе. Помимо прочего, в понятие толерантности входит культура диалога, которой также обучает детей в процессе изучения того или иного материала.

При более подробном рассмотрении характеристик этого комплекта пособий, стоит выделить:

Как развивать ребенка

  • Упор на личностное развитие с акцентом на высоком духовном и нравственном воспитании.
  • Формирование гражданской позиции, ориентирующей ребенка на приверженность ребенка собственной стране.
  • Учет всех изменений в глобальной системе образования с внедрением современных приемов.
  • Экоадекватная направленность, вырабатывающая бережливость в отношении окружающей среды с малых лет.

Особое внимание отводится и к семье, как еще одной родине ребенка. Изучение духовных ценностей также занимает в этой программе важную позицию, формируя в маленьком человеке любовь и уважение к старшим, желание и готовность защищать слабых и младших, а также помогать тем, кто нуждается в помощи.

Отзывы учителей и родителей

Нравится то, что детей с младых ногтей учат гражданскому этикету, умению выстраивать диалог и доносить собственную позицию без выяснения отношений. К сожалению, не обошлось и без недостатков, ведь некоторые темы нам приходится разжевывать дома самостоятельно, так как если ребенок по каким-то причинам не принимает участия в коллективном обсуждении предмета, то ему довольно тяжело усваивать новый материал.

В итоге в классе большинство детей уже обладали этими навыками, неплохо справляясь с поставленными задачами, тогда как нам пришлось в экстренном порядке наверстывать упущенное своими силами. Не нравится и учебник по математике, говорят, что лучше Петерсона для начальной школы ничего быть не может, а тут что-то невнятное. Во всем остальном претензий нет, да и с педагогом нам повезло.

Читайте также: