Анализ политического и экономического развития франции и италии во второй половине 20 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

Название работы: Основные черты развития Италии во второй половине 20-21 вв

Предметная область: История и СИД

Описание: Основные черты развития Италии во второй половине 2021 вв. Преобразования 1945 1947 гг. Италия была одной из тех стран которые потерпели поражение в войне. В конце апреля 1945 г. на севере Италии началось восстание которое привело освобождению части страны еще до подхода с юг.

Дата добавления: 2013-07-17

Размер файла: 19.51 KB

Работу скачали: 35 чел.

Основные черты развития Италии во второй половине 20-21 вв .

Преобразования 1945—1947 гг. Италия была одной из тех стран, которые потерпели поражение в войне. В конце апреля 1945 г. на севере Италии началось восстание, которое привело освобождению части страны еще до подхода с юга войск союзников. Наиболее влиятельной силой в районе восстания (на промышленном Севере) была Итальянская компартия. Она вела вооруженную борьбу с фашистской диктатурой еще с осени 1943 г. ИКП сотрудничала с Итальянской социалистической партией и другими антифашистскими силами. Предполагалось, что это сотрудничество станет переходным этапом на пути к социализму.

Значительное влияние после войны приобрела Христианско-демократическая партия, созданная в 1944 г. Она также принимала участие в антифашистской борьбе. Она выступала с идеей отказа от классовой борьбы, проповедовала христианские нравственные ценности, высказывалась за демократические преобразования.

После победы над фашизмом все фашистские организации в стране были запрещены.

В декабре 1945 г. коалиционное правительство, в состав которого вошли представители христианских демократов, коммунистов и социалистов, возглавил лидер ХДП Д. де Гаспери . В июне 1946 г. это правительство провело референдум по вопросу о форме государственного устройства и выборы в Учредительное собрание. На референдуме большинство итальянцев высказались за республику, королю пришлось уехать из страны.

В мае 1947 г. коммунисты были выведены из состава правительства де Гаспери. Это было сделано под влиянием США, чтобы получить американскую финансовую помощь. Удалению коммунистов способствовала и осложнившаяся международная обстановка, обострение отношений между СССР и США.

Экономическое развитие. Проблема Юга. Экономи ка. Италии постепенно выходила из послевоенного кризиса. В 1948 г. Италия получила от США безвозмездную помощь по плану Маршалла. Относительно стабильное внутриполитическое развитие в 50-е гг., удобство географического положения привлекали в страну иностранный капитал. С 1957 г., вступив в ЕЭС, Италия сама расширила свое проникновение на внешние рынки.

Весьма остро стала в Италии проблема Юга (т. е. ее южной части) Здесь проживало 35% населения страны, но больше половины его было занято в сельском хозяйстве, в котором еще сохранялись феодальные пережитки. Население Юга было в основном бедным, доход на душу здесь был почти в 2 раза ниже чем на Севере. Все это сдерживало развитие экономики всей страны, ограничивая ее внутренний рынок. К тому же населения Юга была неграмотна, в политическом отношении являлась отсталой

В начале 50-х гг. началось осуществление аграрной реформы. В соответствии с нею часть крупной земельной собственности выкупалась государством и продавалась в рассрочку крестьянам, которым на эти цели выдавались кредиты. Увеличились государственные капиталовложения в экономику Юга, что привело к повышению в ней доли промышленности и сферы услуг. Юг страны стал аграрно-индустриальным районом.

Подтягивание уровня развития Юга до уровня развития Севера имело несомненные плюсы: укреплялось экономическое единство страны, промышленность Севера получала с Юга дешевую рабочую силу, освобождавшуюся в связи с модернизацией сельского хозяйства. Но этот процесс привел и к серьезным социальным и политическим осложнениям. Дело в том, что модернизация Юга сопровождалась ростом безработицы. Здесь она была в 2 раза выше, чем на Севере. В поисках работы жители Юга устремлялись на Север, но очень часто и там не могли ее найти. В стране в это время развернулась НТР, которая привела к сокращению потребности в неквалифицированных
рабочих. В таких условиях выходцы с Юга, носители своеобразной культуры, обычаев, нередко не знавшие итальянского литературного языка, на Севере часто чувствовали себя отверженными. Они попадали в поле зрения мафии, других террористических организаций. Мафия, тайная организация, возникшая еще на рубеже XVIII — XIX вв., основывалась на кровно-родственных и земляческих связях, обычае беспрекословного подчинения младших старшим, слабых — сильным, на обычае кровной мести. ,

В политической жизни Италии определенную роль продолжал играть Ватикан — религиозное государство — город на территории Рима.

Политические перемены в Италии в 90-х гг. В начале 90-х гг. в Италии сложилась новая политическая ситуация. Ушла с политической сцены одна из крупнейших партий, с деятельностью которой была связана целая эпоха,— ИКП. Глубокий кризис охватывал ту политическую систему, в центре которой находилась ХДП. Она погрязла в коррупции и постепенно утрачивала поддержку избирателей.

Такое положение стало результатом многолетней монополии ХДП на власть и ее политического торгашества с другими участниками правительственной коалиции. Весной 1993 г. в Италии состоялся референдум, большинство участников которого

Выводы. Послевоенное развитие Италии характеризовалось переплетением двух разнородных процессов: индустриальной модернизацией Юга страны и НТР, охватившей первоначально в основном ее северные районы. Наложение этих процессов друг на друга усложнило социальную, общественную и политическую жизнь в стране, способствовало усилению правого и левого терроризма, мафии и коррупции. Поиски выхода из глубокого кризиса, охватившего страну, привели к временному сотрудничеству ХДП и ИКП. Однако политический кризис и сегодня до конца еще не преодолен.

Вышла из войны
победительницей, но
2. Оказалась должником США;
3. Распад колониальной империи;
4. Экономика была подорвана,
финансы расстроены, народ
разорен;
5. Первое правительство возглавил
национальный герой – генерал
Шарль де Голль (1890 – 1970),
сыгравший видную роль в борьбе
за освобождение страны.
Три периода:
1. Временный режим (1944 –1946гг.);
2. Четвертая республика (1946 – 1958
гг.);
3. Пятая республика (с 1958 г.)
1.
Шарль де Голль

4. 3. Временный режим и Четвертая республика.

5. 4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции.

Шарль де Голль лично участвовал в
разработке новой конституции
В 1958 г. –принята новая Конституция
(на референдуме за нее проголосовали
4/5 французов), началась Пятая
республика.
Шарль де Голль
Форма правления – демократическая
полупрезидентская республика.
Глава государства –президент, избираемый
на 7 лет, после референдума 2000 г. на 5 л.
Законодательная власть – двухпалатный
парламент – Конгресс Франции (Сенат и
Национальное собрание).
Исполнительная
власть

кабинет
министров правящей партии, во главе с
премьер-министром.
Многопартийная система:

6. 4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции.

7. 4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции.

8. 4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции.

Жак Ширак
Ж. Ширак (1995 - 2007) – лидер ОПР
(Объединение в поддержку
республики), мэр Парижа.
1997 г. – выборы в Национальное
собрание, победили левые партии.
При правом президенте действовало
левое правительство во главе с
Л.Жоспеном.
1. Приватизация предприятий;
2. Активная социальная политика;
3. Расширение частной инициативы.
Итоги:
1. Франция в 1990-е гг. – лидер в
Европе по привлеченным
иностранным инвестициям;
2. Высокий уровень безработицы, до
25% (т.к. много приезжих).

9. 4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции.

10. 4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции.

Николя Саркози
Франсуа Олланд
Н. Саркози (2007 – 2012 ) – лидер СНД (Союз
за народное движение), наследница
партии де Голля.
5. Пенсионная реформа (лишились льгот
по досрочному выходу на пенсию
транспортники, энергетики, рыбаки,
служащие Банка Франции);
6. Отменил налог на наследство для 95 %
французов (оставил только для
владельцев крупных состояний).
Итоги:
1. Безработица,;
2. Дефицит бюджета;
3. Рост недовольства его политикой.
В мае 2012 г. победу одержал лидер
социалистов Франсуа Олланд.
Стал самым непопулярным президентом
Франции по итогам первых 100 дней
правления (легализация однополых
браков, введение войск в Мали.

11. 5. Внешняя политика Франции.

Дэвид Кэмерон
После Второй мировой войны:
В период голлизма
1. Франция создала собственную
триаду ядерных сил, фр. войска
выведены из-под военного
командования НАТО;
2. 1963 г. – Елисейский договор
(партнерство с Зап. Германией);
3. Активизация европейской
интеграции в рамках ЕС (Римский
договор 1957 г.). Де Голль
препятствовал вхождению в ЕС
Англии;
4. Франция шла на сближение с
СССР, а не с США.
После де Голля
1. Франция пришла на сближение с
США и НАТО (2009г. вошли в
состав НАТО);
2. Париж стал главным инициато-

12. Италия во второй половине ХХ века

13. Провозглашение республики

1946 г. – референдум о форме
государственного устройства,
избрание Учредительного
собрания, ликвидация
монархии
1947 г. – принятие Конституции
Италия – демократическая
парламентская республика
Основные демократические
свободы
Всеобщее избирательное
право, прямые и тайные
выборы, пропорциональное
представительство

14. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА республики

Президент – глава государства, утверждающий главу
правительства
Высший орган исполнительной власти - Совет
министров (Председатель Совета Министров)
Высший орган законодательной власти – двухпалатный
парламент, избираемый на 5 лет.
Парламент (две палаты – равные
функции в законодательной сфере и
право контроля над правительством)
Палата
представителей
Сенат

Центризм
Центризм – политическая позиция промежуточная
между правыми или левыми движениями или
группами, отказ от левого и правого экстремизма.
Победа христианско-демократической
партии (ХДП) на выборах (центризм).
Правительство во главе с премьерминистром Альчиде Де Гаспери (до
1953 г.)
Укрепление демократии
Развитие Европейской интеграции.
Ориентация на США (вступление в
НАТО), размещение американских
военных баз на территории Италии
Альчиде Де Гаспери

Причины:
Внешние:
либерализация мировой торговли;
стабилизация мировой финансовой системы;
помощь по плану Маршалла
Внутренние:
Наличие резервов дешёвой рабочей силы;
Предприимчивость итальянцев;
Освобождение от тоталитарного контроля
Активная роль государственного сектора и
государственного регулирования
Развитые рыночные отношения

18. Эволюция Итальянской коммунистической партии

19. Упадок Христианско-демократической партии

20. Упадок Христианско-демократической партии

Упадок Христианскодемократической партии
Политическая нестабильность
Рост влияния мафии
Рост терроризма
Расцвет коррупции
Назревание политических реформ

21. Политический кризис

Неспособность реализовать антиинфляционный курс
(бюджетный дефицит, государственный долг)
Правительственный скандал, связанный со
взяточничеством в Милане в 1992 г. (министры,
сенаторы, крупные предприниматели)
1993 г. – переход от пропорциональной системы
выборов к мажоритарной. Перестройка
политической системы (раскол ХДП, падение
влияния социалистов)
1996 г. – победа левых сил, объединившихся
вокруг Демократической партии левых сил, на
парламентских выборах.

22. Правительство С. Берлускони (2001-2006 гг.)

23. Политика С. Берлускони

24. Правительство Марио Монти

Бойкова Виктория Юрьевна

Презентация по Новейшей истории на тему "Политичесое развитие Италии во второй половине 20 века".Возможно использование данного материала на уроках новейшей истории .Учащиеся ,подготовившие эту презентацию, выступали с ней на итоговом,повторительно-обобщающем уроке по вышеуказанному курсу в 9 классе.

ВложениеРазмер
kruglova_i_davydenko.ppt 467.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Политическое развитие Италии во второй половине 20 века. Работу выполнили : ученицы 9 а класса ГБОУ школы №489 Давыденко П. , Круглова П . Учитель: Бойкова В.Ю.

В 1945 году действиями движения Сопротивления (высшая точка — Апрельское восстание 1945) и англо-американских войск в Италии был свергнут фашистский режим. Итальянский рабочий сбивает эмблему фашизма. Фотография. 1943 г.

Герб Италии . В 1946 году Италия стала парламентской республикой.В ноябре 1947 года принята Конституция Итальянской Республики, она официально вступила в силу 1 января 1948.

После Второй мировой войны на политической арене утвердилась Христианско-демократическая партия Италии, которая формировала правительства в 1945—1981 и в 1987—1992. В 1948 году проходят парламентские выборы, закрепившие установление политического господства ХДП(Христианско-демократической партии)

Логотип Христианско - Демократической партии Италии .

Резкое усиление коррупции во всех звеньях власти привело к изменению избирательной системы. 4 августа 1993 года был одобрен новый закон о парламентских выборах.

Послевоенная история Италии характеризуется частой сменой правительств. На протяжении первого десятилетия XXI века Сильвио Берлускони трижды становился премьер-министром Италии, то выигрывая, то проигрывая в борьбе с левоцентристской оппозицией. Сильвио Берлускони-итальянский политик

Сильвио Берлускони и Дмитрий Медведев. Италия имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР 7 февраля 1924 года, прерваны Италией 22 июня 1941 года, восстановлены 25 октября 1944 года).

После окончания Второй мировой войны Франция оказалась в числе стран-победительниц гитлеровской Германии. Событиям внутренней и внешней политики указанного периода посвящён данный урок.

Если говорить в целом об этой эпохе, то мы можем разделить ее на два периода вслед за историками, которые традиционно это делают. Это период четвертой республики, который был с 1946 по 1958 год, и период пятой республики, который начался в 1958 году и продолжается до сегодняшнего дня.

Франция в 20 - начале 21 века

Послевоенная Франция

Если вкратце сказать, чем отличаются эти периоды друг от друга, то мы скажем с вами, что четвертая республика — это время парламентской республики. Ведущую роль во Франции в это время играет французский парламент и премьер-министр, как руководитель правительства. В 1958 году в ходе реформы, предпринятой генералом Шарлем де Голлем была проведена смена формы правления во Франции, и Франции с 58 года является республикой президентского типа.

Если говорить о Франции после 1945 года, то, конечно, главная задача, которая стояла перед этой страной — это задача преодоления последствий страшной второй мировой войны. Напомним, что вся территория страны была оккупирована немецкими войсками, и поэтому экономический и социальный ущерб Франции был огромен. Не случайно на фоне победы в войне, на фоне того вклада, который Советский Союз внес в окончание второй мировой войны во Франции очень популярными были социалисты и коммунисты.

На первых же послевоенных выборах социалисты одержали убедительную победу. Они набрали больше 20 процентов голосов. Еще порядка 20 процентов набрали коммунисты, но вот альянса между ними не произошло. Именно поэтому во второй половине 40-ых, в 1950-е годы социалистам к власти во Франции прийти так и не удалось. Вообще, послевоенная Франция — это страна, которая находится в очень серьезной зависимости, и экономической и политической от Соединенных Штатов Америки.

Это неудивительно, ведь план Маршалла для того и был создан, чтобы привязать европейские страны к американской экономике. Но вот потери Франции в 50 годы тоже были достаточно значительными.

Франко-вьетнамская война

С 46 по 54 год идет франко-вьетнамская война. Вьетнам был не согласен с той позицией, которую французское руководство занимало в годы второй мировой войны. Напомним, что вишиское правительство сотрудничало с Гитлером. Именно поэтому вьетнамские партизаны, освободившие свою страну и к 45 году провозгласившие независимость, были совершенно не согласны с тем, что Франция продолжает претендовать на свои территории в Индокитае.

Поражение в этой войне, которое было закреплено в 1954 году мирным договором и разделением Вьетнама на две части, привело Францию к очень серьезному пониманию того, что колониальная политика этой страны нуждается в пересмотре.

Колониальная политика Франции

Был взят курс на постепенное освобождение французских колоний от военного и политического присутствия правительства Франции. В результате, начиная с 1956 года было объявлено о том, что эти территории могут получить независимость, так независимыми стали Марокко и Тунис. Насколько могло это понравится французам, которые лишились своих экономических площадок, рынков сырья, рабочей силы, рынков сбыта, я думаю не нужно объяснять.

Именно недовольство французов такой колониальной политикой вызвало акции социального протеста. 13 мая 1958 года сторонники активной колониальной политики Франции, их еще можно назвать ультраколониалистами подняли мятеж в Алжире. Алжир, напомним до 1962 года оставался французской колонией, ультраколониалисты потребовали передачи всей полноты власти генералу Шарлю де Голлю.

Именно с этим человеком связывалась мощь и величие Франции, именно он олицетворял французское сопротивление в годы второй мировой войны.
Ультраколониалисты, да и многие другие люди во Франции верили, что его возвращение к власти, де Голль фактически сам ушел в отставку в 46 году, позволит Франции проводить свою собственную политику и сохранить свои экономические и политические позиции в мире.

Правление Шарля де Голля

В результате правительство Шарля де Голля пришло к власти и получило доверие парламента. Собственно даже, это было недоверие парламента, а разрешение на внесение изменений во французскую конституцию. 28 сентября 1958 года во Франции прошел референдум по вопросу о внесении этих изменений. Авторитет Шарля де Голля разумеется предопределил исход этого референдума. В результате Франция из парламентской республики превратилась по сути в президентскую. На самом деле по форме республика оставалась смешанной, поскольку власть премьер-министра сохранялась, но премьер-министр был явно вторым лицом в государстве.

Вся политика проводилась отныне только главой государства, только президентом Франции. Впрочем премьер-министры во Франции постоянно менялись, так что об их серьезном влиянии на политику страны, конечно, говорить достаточно сложно. В декабре 1958 года Шарль де Голль становится президентом французской республики. Он будет находиться на этом посту на протяжении 11 лет. Разумеется, именно с этим человеком были связаны надежды тех, кто видел, как отступает по всем фронтам Франция в конце 40-ых, в первой половине и в середине 1950-х годов.

Впрочем, у ультраколониалистов очень быстро возникли серьезные претензии к правительству Шарля де Голля. В 1959 году президент Франции объявил о праве Алжира на самоопределение, то есть пусть население этой колонии само решает, как ему жить. Быть ли независимым государством или оставаться в составе французского государства. А в 1960 году во французских колониях в Африке вообще прошли референдумы по вопросу о независимости.

Нетрудно догадаться, что подавляющее большинство этих территорий выбрали независимость, они явно не желали оставаться во французском колониальном подчинении. 1960 год стал годом Африки именно потому, что тогда на этом континенте появилось 14 новых государств. Все это были бывшие французские колонии. Разумеется де Голль понимал, что сразу сдавать свои позиции где бы то ни было, даже в странах третьего мира, нельзя.

Было образовано франкофонное общество, то есть содружество стран, которые говорят на французском языке. Это содружество существует до сегодняшнего дня и включает, кстати говоря, не только бывшие французские колонии, но и некоторые страны, где по-французски говорит не такой большой процент населения.

Безусловно, главной задачей было сохранение интересов тех французских граждан, которые продолжали проживать на этих территориях и тех французских промышленников, которые имели там свои рынки сбыта, рынки сырья и прочие экономические интересы. Свою роль это общество разумеется сыграло.

Эвианские соглашения

В 1962 году Шарль де Голль вообще покусился на святое. Он подписал эвианские соглашения, согласно которым независимость
предоставлялась Алжиру. Понятно, что ультраколониалистам это понравится никоим образом не могло. Акции протеста, которые они устраивали в Алжире, правда не заставили Шарля де Голля передумать. Он проводил именно собственную политику, не опираясь ни на какие социальные интересы, помимо тех, которые он считал важными для Франции.

Выход Франции из НАТО

Правление Шарля де Голля — это время, когда Франция, с точки зрения очень многих историков, становится государством поистине независимым. Нельзя сказать, чтобы де Голль был антиамериканистом, но безусловно он понимал, в какой зависимости от американской политики его государство находилось до 1958 года. В 66 году Шарль де Голль делает, казалось бы, абсолютно немыслимое. Он выводит Францию из военной организации НАТО, то есть французская армия отныне подчинялась только де Голлю, как президенту и главнокомандующему, а руководство НАТО, по сути, на французскую армию никакого влияния отныне не имело.

Но, правда, многие задавались вопросом, какой тогда смысл быть членом НАТО, если вы вышли из объединенного военного командования, но, конечно, если бы Франции покинула блок в целом, это было бы воспринято Америкой, как акт абсолютно недружественный, ну можно подумать Франция ведет себя, как союзник СССР и вообще, как социалистическое государство, поэтому приличия были формально соблюдены.

Но с 66 года Франция проводила собственную военную политику. Правда, в 2009 году она в военный блок окончательно вернулась.

Протесты во Франции

В 1968 году во Франции произошли социальные выступления, связанные с тем, что молодежь явно не принимала такую жесткую политику авторитаризма, которую насаждал генерал Шарль де Голль. Вообще, очень сложно сказать, почему именно в 68 году именно во Франции произошли эти события. Историки указывают на то, что появилось новое поколение. Люди, которые не знали войны, которым было 20 лет или меньше.

Они уже не помнили бомбежек, они не знали карточек, они не могли сравнить ту эпоху стабильности, но действительно стабильности, которая была во Франции в 60-е годы с тем, что было во времена немецкой оккупации. В мае 1968 года в Париже начались акции протеста. Их начали студенты, недовольные той политикой, которую государство проводит в отношении университетов. Государство явно давило на систему образования. В результате в мае 68 года эти акции протеста охватили весь Париж и затронули многие другие районы Франции.

Эти акции протеста были устроены французскими левыми. Довольно быстро их поддержали социалисты и коммунисты, которые, конечно, были недовольны столь долгим нахождением де Голля у власти. Власть, все таки, должна время от времени меняться с европейской точки зрения. О размахе этих акций протеста свидетельствует то, что только 13 мая 1968 года на манифестацию в Париже вышло около 600 тысяч человек. Во Франции в мае 68 года идет всеобщая забастовка, количество участников которой очень быстро достигло 10 миллионов человек по всей стране.

Шарль де Голль воспринял все эти акции не только, как покушение на свою собственную власть, но и на позиции Франции в окружающем мире. 30 мая он фактически объявил во Франции чрезвычайное положение. Он обвинил коммунистов в том, что они пытаются установить свою собственную диктатуру. Предпринятые им меры были более, чем жесткими. Лидеры левацких группировок были арестованы и высланы из страны, а к Парижу были стянуты войска.

Уход в отставку Шарля де Голля

Впрочем, Шарль де Голль прекрасно понимал, что только силовыми мерами здесь обойтись никак нельзя, на штыках усидеть долго будет невозможно, и поэтому на парламентских выборах 1968 года он должен был одержать победу, если хотел сохранить власть. Эта победа
была достигнута. В результате Шарль де Голль фактически получил возможность продолжать те преобразования, которые он проводил в стране. Впрочем, в апреле 1969 года он сам становится инициатором очередного референдума.

Его проект, региональные реформы вызывал очень сложные отношения во Франции и именно поэтому правительство де Голля решило обратиться к французскому народу. Нельзя сказать, чтобы это была самая важная реформа в истории Франции, вряд ли это был такой уж судьбоносный вопрос. Многие историки считают, что референдум по вопросу о региональной реформе во Франции был нужен генералу Шарлю де Голлю для того, чтобы понять, насколько все-таки велика поддержка его во французском государстве, насколько французы готовы ему доверять.

Люди, которые пришли на этот референдум вряд ли имели в виду политику Шарля де Голля в целом, но вот поддержку этой региональной реформе они тогда не высказали. В результате, в знак протеста Шарль де Голль ушел в отставку. Таким образом, в 1969 году закончилась эта долгая и славная эпоха в истории французского государства.

Преемниками Шарля де Голля стали члены его же собственной партии. Это были Жорж Помпиду и Валери Жискар Дэстен. В это время, в 70-е годы, политика Франции по сути не меняется, но известный крен в сторону Соединенных Штатов Америки все-таки происходит. Правда, ни Помпиду, ни Жискар Дэстен не вернули Францию в военную организацию НАТО, но тем ни менее отношения с Соединенными Штатами стали гораздо более теплыми.

Правительство Франсуа Миттерана

В 1981 году новые президентские выборы выигрывает социалист Франсуа Миттеран. В это время идет активная борьба между представителями двух политических сил. Собственно, во Франции даже сегодня две основные политические силы таковы — это социалисты и галисты. Галисты сторонники той политики, которую проводил когда-то генерал Шарль де Голль.

Партии, правда, меняют свои названия, да и позиции галистов по ключевым вопросам внешней и внутренней политики тоже не остаются постоянными с конца 1960-х годов, но в целом социалисты выступают за скорее левый уклон экономики, за большие равенства, за предоставление большего объема социальных гарантий, тогда, как галисты воспринимаются скорее, как неоконсерваторы.

Интереснее всего то, что власть Миттерана, которая была установлена в 1981 году и у власти он находился до 95-го года, 14 лет, дольше, чем генерал Шарль де Голль, совпала с периодом эпохи правления Тэтчер в Великобритании. Интереснее всего то, что Франция и Англия в 80-е годы развивались, как бы параллельно. Во Франции у власти были социалисты во главе с Миттераном, которые проводили реформу социалистической направленности, тогда, как в Англии — это была эпоха неоконсерватизма, и политику там проводила Маргарет Тэтчер.

По сути, это было такое своеобразное соревнование, чья политика окажется более успешной. Формально, конечно, правление Миттерана выглядело гораздо лучше, чем эпоха Маргарет Тэтчер в Великобритании. Снижались налоги, возникали многочисленные социальные программы, очень активно строилось государственное жилье, повышался уровень образования, в целом государство делало все для того, чтобы реализовать свои социальные задачи.

Волна протестов новых бедных

Вот только социальная цена у этого всего оказалась очень серьезной. Именно тогда во Франции появились так называемые новые бедные. Если у нас в 90-е годы появились новые русские, то есть люди, которые вдруг неожиданно получили деньги и стали создавать какие-то свои собственные культурные нормы, культурные ценности и так далее, то во Франции появилось немалое количество людей, которые, вроде бы, и имели деньги, они их имели в качестве пособия по социальной защите, по безработице, пенсии и так далее, но этих пособий было явно недостаточно для того, чтобы обеспечить им сколько-нибудь комфортную жизнь.

Именно тогда во Франции стала возрастать угроза социального протеста. Особенно активно эта угроза встала в бедных районах страны и восточных, к примеру, районах Парижа, где уже тогда начинали создаваться различные организации, уже не просто левацкой, а откровенно анархической направленности. В 90-е и в 2000 годы Франция столкнется с очень серьезной волной протеста, которая с точки зрения очень многих историков и аналитиков уходит корнями, как раз, в те мероприятия, которые проводило правительство Франсуа Миттерана.

Президентство Жака Ширака

С 1995 по 2007 год у власти находились опять галисты. Их лидером и президентом французского государства был Жак Ширак. Впрочем, считать его галистом достаточно сложно, поскольку его политика в первую очередь была связана с тем, что на протяжении долгих лет он был мэром Парижа. Именно при Жаке Шираке была принята очередная программа строительства Парижа. Фактически город начал менять свой облик, впервые с того момента, когда в середине 19 века свои градостроительные проекты реализовывал знаменитый Барон Осман.

Но при всем при этом Жак Ширак пытался проводить политические реформы, самой известной из которых стала реформа 2000 года об изменении срока президентского правления. До 2000 года президенты Франции избирались на семилетний срок, а начиная с этого момента срок их пребывания у власти стал пятилетним. Так во Франции продолжается и до сегодняшнего дня.

Николя Саркози и Франсуа Олланд

С 2007 по 2012 год у власти находился еще один представитель галистов Николя Саркози. Впрочем, это было время сравнительно недавнее, поэтому мы, конечно, не можем с вами говорить во всех подробностях о том, что происходило в это время в стране. Должно пройти время для того, чтобы мы смогли оценить полностью результаты этой эпохи. Ни о Саркози, ни о президента Франсуа Олланде, который занял свой пост в 2012 году, конечно, историческая наука еще какого-то специфического мнения не выработала.

Но понятно, что зависимость между галистами и социалистами сейчас во Франции наблюдаются очень серьезная. Олланд представляет социалистическую партию Франции и понятно, что те реформы, которые он проводит в этой стране, многим напоминают реформы Франсуа
Миттерана. В частности большие споры вызвало его намерение ввести повышенный подоходный налог с людей, чей доход составляет более 1 миллиона евро в год.

Олланд предложил взимать с таких людей налог в размере 75 процентов. К чему это привело, нетрудно догадаться. Многие французы, имеющие достаточно большие заработки, решили покинуть Францию и переехать в другие страны, даже в Россию, как вы знаете наверняка на примере Жерара Депардье. Хотя, безусловно, мы не можем с вами сейчас говорить о том, какая из этих линий правильная — линия галистов или линия социалистов.

Те, кто критикует Миттерана, а сейчас Олланда, считают, что социалистическая модель доказала свою несостоятельность, но с другой стороны ведь есть же шведский социализм, так называемая скандинавская модель. Может быть дело не в том, какие реформы проводить, а в том через сколько лет или десятков лет эти реформы дадут свой результат. Но, конечно, об этом мы сможем говорить только тогда, когда результаты эти станут заметными.

Читайте также: