Что такое сон в литературе кратко

Обновлено: 06.07.2024

В данной работе рассматривается сон как литературный приём.На примере произведений("Слово о полку Игореве", В.А.Жуковский"Светлана",А.С.Пушкин"Капитанская дочка", М.А.Булгаков"Мастер и Маргарита") рассматривается,какую роль играет в них сон, особенности сна: цветовая гамма,звуки,символы и художественные детали и делается вывод о роли сна в художественных произведениях.

ВложениеРазмер
chemskaya_9b.docx 48.93 КБ

Предварительный просмотр:

1.Сон как литературный прием (вступительное слово);

2.Таблица художественных особенностей снов;

3.Сон Святослава, его художественные особенности;

4.Сон Светланы, его художественные особенности;

5.Сон Гринева (символы, детали, цветовая гамма);

6.Сон Никанора Ивановича, его роль;

7.Выводы по исследовательской работе;

8.Заключительное слово о работе;

Сон как литературный прием

Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.

Сон одного из действующих лиц литературно – художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.

Сон в литературных произведениях имеет свои особенности: максимальная сжатость, схематичность, обилие символов, сон – безопасный повод для откровенности.

Сон как композиционный элемент имеет свои функции:


Сны мы можем рассматривать как форму для развития основного сюжета. Этот прием помогает читателю перейти от действительности к эстетическому созерцанию; во сне автор отражает как в вогнутом зеркале в увеличенном виде то, что для него особенно важно, дорого, значительно.

В произведении русских писателей разных прозаических и поэтических жанров сон выполняет определенную функцию. Сон в художественном произведении является как бы аллегорией, иносказанием. Таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

Скатанный жемчуг
доски без князька
враны
два сокола
путы железные

два солнца померкли
два месяца – Олег и Святослав тьмою заволоклись

Синее вино
от златстола
багряные столпы
тьма свет покрыла

Кровать из тиса- красного дерева
полковники
ублажали
Тмутаракань
болотина
поречье
багряные столпы погасли
река Каяла
буйство поганых тел
бесчестие славу сменило
готские девы-красавицы

Уныли стены
веселье поникло
взыграли враны
воспели на бреге

Храм
свечи
кони
луна
гроб
вран
поле
белая пелена
страшные места
метель
вьюга
свечка пред иконой
крест в руке
белоснежный
голубок
венец


блестит свечами
бледен и унылый
яркий свет паникадил тускнеет
черный
белая
свет
белоснежный
светлые глаза
бледность на устах


У ворот их санки
пусто все вокруг
Степь
На луне туманный круг
блестят поляны
тьма людей
вран вьется над санями
в поле огонек
мирный уголок
одинокая в потьмах
хижинка
изба

дрожащий свет
затворить очи

Смолкнул милый
каркает печаль
свистит крылом

Безответный
трепет
слезы
все утихло
страшное молчанье
легкое журчанье
смолкнутый стон

барский двор
крыльцо
кровать
борода
топор
страшный мужик

комната слабо освещена
черная


Пораженный страхом
люди с печальными лицами
весело поглядывает
спотыкался о тела
кровавые лужи

С глубоким огорчением
болезнь отца
ласково кликал

Сон Никанора Ивановича

Золотые трубы
большие лакированные двери
валюта

свет цветных ламп

красные горящие слова

небольшой, но богатый театр

публика мужского пола с бородами

в белых колпаках и с разливными ложками в руках

Благодаря словам и словосочетаниям, записанным в таблице, мы можем заключить, что сон Святослава предсказывает трагедию, которая произошла. Печально закончился поход князя Игоря на половцев, Застонала Русская земля.

Во сне Светланы много фантастики, Жуковский показывает борьбу мистических сил, добрых и злых, но в конце побеждает добро.


А вот в произведении А.С.Пушкина сон выполняет другую функцию: он отображает драматические события, которые произойдут в судьбе Гринева.

Во сне Никанора Ивановича отражается его повседневная жизнь, то, чем он живет, но несколько в искаженном и мистическом виде, он зациклился на четырехстах долларах, у него серьезные проблемы со здоровьем. Постоянные сновидения об одном и том же разрушают его психику.

Все сны, на мой взгляд, имеют нечто общее. Практически в каждом сне есть свои символы, художественные детали, играющие немаловажную роль, своя цветовая гамма, звуки. И роль этих особенностей колоссальна. Они многое могут передать умному читателю.


Более детальное исследование сна как литературного приема в данных произведениях позволяет расширить наши познания и сделать интересные находки.

Остановимся на сне Святослава:

Автор поэтизирует Святослава. В его образе поэт пытается воплотить идеал мудрого и могучего правителя. Не случайно именно Святослав видит вещий сон, который предрекает надвигающуюся беду.

Ему снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.

Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в "Золотом слове". В этом сне заложен великий смысл: призыв объединить свои силы всем князьям на Руси против половчан, врагов: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю.

Поскольку ворон питается падалью, его связывают с царством мертвых и с землей, но одновременно также с небом. Поэтому ворон наделяется функцией посредника между тремя мирами и ему предписывается мудрость и способность предвидения. Таким образом, вещий ворон – преимущественно вестник несчастий и смерти.


Этот сон – предупреждение и призыв к действию.

Итак, в этом сне много символики; богатство фольклорных


Попробуем разобраться в символике сна Светланы:

Интересен мистический сон главной героини баллады В.А.Жуковского "Светлана". В произведении нам представлена антитеза противопоставление добрых сил злым, сна-действительности. Причем грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит.

Грань между явью и сном стерта. И это факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню.

Однако это оптимистическое произведение, которое стоит особняком в творчестве Жуковского, так как баллада кончается счастливой развязкой; ее фантастика сменяется тем, что вмешательство потусторонних сил - явление мертвого жениха -оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он все же создан для счастья.

Расшифруем некоторые символы сна.

Итак , Конь – одно из наиболее мифологизированных священных животных. Оно является символом мощи, жизненной силы, а также благородства и красоты в ряде традиций. Он участвовал в различных обрядах. В то же время его считают мифическим образом смерти; он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой, иногда он олицетворяет необузданные страсти, является еще символом своеволия, упрямства.

Двойственность этого образа – символа отражается в традиционно существующих образах белого коня – олицетворение дня и черного коня – олицетворения ночи.

Вьюга, метель – образы – символы беды, разрушения, хаоса.

Вран – ворон - вещун, предвещающий несчастья, олицетворение сил зла.

  1. Чистая и светлая луна – хорошие обстоятельства, благоприятствующие переменам.
  2. В тучах мрачная, кровавая – наоборот.
    Мнится – чудится,
    Кручина – тоска, печаль
    Мрак (морок ) – тьма, страх, смерть
    На луне туманный круг – затмение предвещает

Ветер, вихорь – олицетворение злых сил в народе.
Молитва – обращение к Богу и мыслимое как божественная сила с помощью слова, жеста, поведения. Различают стихийную молитву и ритуализированную в слове, жестикуляции и поведении. Бог считается существом, которое само требует, чтобы к нему в бедственных случаях обращался человек «И призови меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь меня.

Дьякон – священнослужитель, поющий псалмы и окуривающий фимиамом людей в церкви;
Ангел - обозначает сверхчеловеческое существо, посредник между Богом и человеком, Есть ангелы – хранители, сопровождающие отдельного человека. Всем ангелам приписывается бесполость, бессмертие, невообразимое, сверхчеловеческое знание, духовность, образцовое, праведное поведение, как и способность появляться всюду с молниеносной быстротой.


Гадания – это языческий обряд. Обычно гадания происходят во время Святок. Святки зимние с 25 декабря по 6 января. Зимние святки представляют собой праздник, в ходе которого совершается ряд обрядов магического свойства. Святки считаются праздником молодежи по преимуществу.

Итак, сон в данном произведении играет роль счастливого разрешения печальных событий.

И, наконец, попытаемся разобраться в символике сна Петра Гринева:

Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин-де предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.

Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.
Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери - подойти под благословение мужика."Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать..и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах.

Сон оказался пророческим. В скором времени молодой Гринев встретил
Пугачева. Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет.

Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.

В ходе поисков удалось обнаружить некоторые материалы и топоре как символе:

  1. Рубить что-то топором – добиваться желаемого при помощи хитрости и находчивости
  2. Топор может быть знаком страха и потери
  1. Является символом силы и верховной власти
  2. Топор как знак расправы с несправедливостью
  3. Топор как восстановление порядка, равновесия в жизни

(Восстание Пугачева было подавлено, а сам Пугачев был казнен, ему отрубили голову.)

Лужи крови могут символизировать утечку жизненной силы

Сон Никанора Ивановича:

Сон Никанора Ивановича - это сатирическое изображение советской действительности, где предпочитают взятки в любом виде, с тенденцией советского общества к массовости и театральности.

Рассмотрим некоторые символы и детали, которые присутствуют в сне Никанора Ивановича:

Дверь - это важный символ. Дверь может предвещать новую возможность исследовать себя или пуститься в авантюру. Открытая дверь - сигнал к началу, закрытая дверь говорит вам, что еще не пришло время. Дверь может указывать на то, что вы вступили в новую фазу своей жизни. Дверь может символизировать неожиданное решение проблемы.
Вы должны решить эту проблему, найти выход из создавшейся ситуации (зачастую это бывает завуалировано).

Громкоговоритель - сплетни, наговоры, пересуды.


Занавески снятся к неожиданным посетителям, которые могут принести большое беспокойство; видеть во сне занавеси означает, что вам не доверяют, утаивая нечто важное.

Борода : мужественность, мужская сила, с одной стороны, и дикость, варварство, с другой стороны.

Пол является вашей основой и поддержкой. Отмечайте особенности пола, чтобы решить, какое значение этот символ может иметь для вас. Например, пол может быть таким скользким, что вы не чувствуете себя в безопасности, быстро проходя по нему. Это может означать, что вы не считаете себя способным передвигаться по жизни, не приняв мер предосторожности.

Тьма – это дополнительно противозначащий символ света, прежде всего она является олицетворением древнего начального хаоса, является прежде всего символом, далеким от божественного света, сопрягаемым с мраком потустороннего мира и врагами этого мира.

Отметим, в культуре XX века сон становится одним из ведущих образов интеллектуальных игр наряду с лабиринтом, маской, зеркалом, садом, библиотекой, книгой. Сновидение становится игровым полем, на котором осуществляется игра в сакральное.

Подводя итог всей исследовательской работе, мы отметим, что использование авторами сна как литературного приема играет важную роль. И мы убедились, что функции сна многогранны, многолики. Использование приемов сна – интересная находка для писателя

Я коснулась в своей работе трех произведений, в которых использован сон как литературный прием. То, что я узнала для себя, очень увлекательно и познавательно. Открывается безграничное поле деятельности для находок, которые позволяют глубже проникнуть в идейный замысел произведения.

Сновидения в литературе отчетливо распадаются на две группы явлений, функционирующих на разных уровнях абстракции [1] и имеющих, по-видимому различное происхождение:

Первая форма представлена в большинстве эпических традиций.

Вторая форма стадиально более поздняя, возникает в римской литературе.

Содержание

Сновидения в эпосе

Эпос о Гильгамеше

В существующем тексте (неполном) встречается не менее семи снов. Два сна видит Гильгамеш перед боем с Энкиду, и еще два сна перед сражением с Хумбабой; два сна видит Энкиду перед смертью.

Илиада

Песнь о Роланде

Былины

Жил да был князь Роман Митриевич,
Спал с женой, а ей привиделось,
Обронила-де колечко с правой рученьки,
Со срединного пальчика колечного,
И разбилось колечко в мелко крошево.

Княгиня сама объясняет свой сон:

Я сама свой сон расскажу:
Прибегут ко мне из за моря
Три червленые, три корабля,
Увезут меня, Марью, за сине море.
За сине море, за соленое,
К тому Мануилу сын-Ягайлову.

Сновидения как рамка

См.также

Примечания

  1. ↑ Поль Зюмтор. Опыт построения средневековой поэтики. СПб., 2002, с. 92.
  2. Боура С.М. Героическая поэзия = Heroic Poetry. — М .: Новое литературное обозрение, 2002. — 808 с. — ISBN 5-86793-207-9 .—С. 393-394.
  • Литература
  • Фантастические мотивы
  • Литературные формы
  • Сон в фольклоре и литературе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Сновидения в литературе" в других словарях:

Сновидения аномальные — – сновидения, характер которых с досточной определённостью указывает на то, что они генерируются в непосредственной связи с болезненным процессом. К.Ясперс, под впечатлением описания В.Х.Кандинским своих чрезвычайно ярких сновидений в период… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Осознанные сновидения — (англ. Lucid Dreaming) изменённое состояние сознания, при котором человек осознаёт, что видит сон, и может, в той или иной мере, управлять его содержанием.[1] Термин был введён голландским психиатром и писателем Фредериком ван Эденом… … Википедия

Фантастика — в литературе и др. искусствах изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы. Термин Ф.… … Литературная энциклопедия

Фрeйд — Зигмунд Фрейд Sigmund Freud Зигмунд Фрейд (1905) Дата рождения: 6 мая 1856 Место рождения: Фрайберг, Австро Венгрия (ныне Пршибор (Příbor), Чехия), улица Замечницкая (Zámečnická ulice), дом 117 … Википедия

Зигмунда Фройда — Зигмунд Фрейд Sigmund Freud Зигмунд Фрейд (1905) Дата рождения: 6 мая 1856 Место рождения: Фрайберг, Австро Венгрия (ныне Пршибор (Příbor), Чехия), улица Замечницкая (Zámečnická ulice), дом 117 … Википедия

Зигмунд Фрейд — Sigmund Freud Зигмунд Фрейд (1905) Дата рождения: 6 мая 1856 Место рождения: Фрайберг, Австро Венгрия (ныне Пршибор (Příbor), Чехия), улица Замечницкая (Zámečnická ulice), дом 117 … Википедия

Зигмунд Фройд — Зигмунд Фрейд Sigmund Freud Зигмунд Фрейд (1905) Дата рождения: 6 мая 1856 Место рождения: Фрайберг, Австро Венгрия (ныне Пршибор (Příbor), Чехия), улица Замечницкая (Zámečnická ulice), дом 117 … Википедия

Мотив сна — довольно часто встречающаяся тема в вариантах как ЕГЭ, так и ОГЭ. Толкования сновидений берут начало из фольклора и, безусловно, являются отличным подспорьем писателям и поэтам в их желании добавить еще один "слой" в свое произведение. Сны в литературе могут иметь, как минимум, три функции, поэтому, по традиции, предлагаю рассмотреть три примера из списка по кодификатору.

1. Сон Гринёва ("Капитанская дочка" А.С. Пушкина)

Петруша Гринёв уже встретил Емельяна Пугачёва, но пока не узнал, кто это. Вожатый (как его поначалу называет главный герой) помог кибитке выбраться из бурана. Пока они ехали, Гринёв задремал и увидел необычный сон, которому предстоит сбыться на последующих страницах романа (или исторической повести, как еще называют "Капитанскую дочку").

Мать Гринёва называет "мужика с черной бородою" отцом (а затем "посаженым отцом") Петруши — в будущем у Петра Андреевича и Пугачёва выстроятся уважительные отношения, а предводитель народного восстания будет тепло, даже как-то по-отечески относиться к герою и помогать ему.

Гринёв отказывается "просить благословение у мужика", то есть целовать ему руку в дальнейшем мы увидим, что герой не станет присягать Пугачёву (опять-таки целовать ему руку), оставаясь верным клятве, данной императрице.

Мужик из сна выхватил топор, и "комната наполнилась мертвыми телами" здесь речь идет о будущих кровавых расправах, учиненных предводителем народного бунта, в том числе убийстве родителей Маши Мироновой, свидетелем которого станет Петр Гринёв.

Вообще Пушкин очень часто "одаривал" своих героев "вещими" снами: они всегда сбываются. Иной раз пушкинское сновидение более-менее понятно и так, а иной раз без сонника не обойтись (как в случае со сном Татьяны Лариной из "Евгения Онегина").

2. Сон Раскольникова ("Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского)

Родиону Романовичу Раскольникову за весь роман снится несколько снов: он постоянно находится на грани между реальностью и забытьем, его лихорадит, его преследуют навязчивые мысли. Но самым ярким, на мой взгляд, является его самый первый сон (V глава первой части романа) о лошади.

Маленький ("лет семи") Родя боится кабака с орущей и ругающейся толпой и "любит церковь и старинные в ней образа" в финале "Преступления и наказания" мы увидим Раскольникова, читающего Евангелие на каторге.

Некий молодой мужик Миколка (то же имя, что у персонажа, который "признается" в убийстве старухи-процентщицы) бьет свою тощую лошадь, которая не в силах везти толпу пьяных людей. Большинство смеется, отец Раскольникова пытается уйти и увести сына, седой старик осуждающе качает головой, но никто ничего не делает кроме маленького Роди: он бросается к лошади, пытаясь защитить ее, и сам получает удары ("один из секущих задевает его по лицу"), он плачет и заламывает маленькие ручки конечно, именно эта сцена показывает и нам, читателям, и самому Родиону Романовичу, что он добрый и жалостливый человек: если страдания и смерть животного производят на него подобное впечатление, значит, он никогда не сможет хладнокровно убить человека. Так и получается: он убивает, но страдает еще сильнее, чем в детстве при виде издевательств над лошадкой. В этой сцене мы также видим, что Раскольников натура действующая, активная, он не может сидеть сложа руки, когда кого-то угнетают (именно поэтому он и придумал свою "теорию" чтобы защитить тех, кто сам о себе позаботиться не может).

Миколке не удается с первого раза убить свою лошадь: ему приходится бросить кнут и взять оглоблю, но когда и это не "помогает", мужик хватает железный лом (при этом один из зрителей кричит: "Топором ее, чего! Покончить с ней разом!") здесь возникает мотив топора и мысль о том, что убить будет не так-то просто можно (и нужно) остановиться, пока не произошло непоправимое. Как мы помним, Раскольникову придется несколько раз ударить старуху-процентщицу обухом топора, прежде чем она умрет.

Таким образом, этот сон Раскольникова нужен Достоевскому затем, чтобы показать, что герой на самом деле не способен на плохой поступок, ведь подсознание раскрывает истинное положение вещей, срывает надетые маски .

3. Четвертый сон Веры Павловны ("Что делать?" Н.Г. Чернышевского)

Пожалуй, самый знаменитый сон в русской литературе, потому что его так постоянно и называют "четвертый сон Веры Павловны", забывая, о чем были предыдущие три. Итак, перед нами еще одна функция сновидения демонстрация того, чего не может быть, утопии, мечты самого писателя . Сон представляет отличную площадку для реализации фантазий: никто не осудит ни героя, ни автора, ведь это всё приснилось!

Вера Павловна видит картины жизни женщин в разные тысячелетия, и почти всегда женщина оказывается рабыней мужчины, но потом всё меняется Чернышевский пишет о "светлом будущем", в котором будет, наконец, возможно равноправие полов.

Люди живут во дворце, построенном из чугуна, хрусталя, стекла, а также алюминия ("Но как же все это богато! Везде алюминий и алюминий!") алюминий считался "металлом будущего" и достиг расцвета к середине XX века.

Почти всё за человека делают машины (например, убирают хлеб), поэтому люди просто поют и наслаждаются жизнью, сидя в тени.

"Городов осталось меньше прежнего": 99 из 100 предпочитают жить вне городов, в "павильонах и шатрах", ведь "каждый может жить, как ему угодно".

"Пять-шесть блюд" для каждого на обед, будничный вечер похож на придворный бал, когда "одежда женщин роскошна" и т.п.

Чернышевский в четвертом сне Веры Павловны показывает утопическое светлое будущее человечества таким, каким он его себе представляет (кое-что вызывало улыбку и тогда, вызывает и сейчас; многие критиковали Чернышевского еще при жизни за этот "сон"). Героиня стала лишь проводником мыслей революционера-демократа.

Таким образом, сны в произведениях никогда не бывают случайны: обращайте на них внимание и запоминайте, кому они снились, чтобы привести в качестве аргумента на экзамене по литературе.

Читайте также: