Журналистика как четвертая власть кратко

Обновлено: 19.05.2024

Как известно, в России первой, второй и третьей ветвями властей являются законодательная, исполнительная и судебная. Англоязычный термин (Fourth Estate) также отражает подобное разделение.

СМИ: реальная или нереальная власть?

Конечно же современные СМИ не имеют именно реальной власти (в сравнении ее с традиционными ветвями власти) – они не могут, например, принуждать кого-либо к совершению какого-либо действия. Но средства массовой информации всегда могли оказывать влияние на общественное мнение и власть. Это было хорошо заметно в особенности тогда, когда число каналов и изданий в стране было ограничено, и аудитория верила этим источникам информации.

Все изменилось с появлением многоканального телевидения и интернета, что дали индивидуализацию информационного потребления – теперь в открытом доступе находится большое количество разнообразных источников информации, что снижает возможность манипулирования общественным мнением.

Готовые работы на аналогичную тему

Осознание определенной силы и власти СМИ журналистами должно сочетаться с их чувством долга перед своей аудиторией. Журналистика - это сфера деятельности, что должна тяготеть к высокому уровню точности и беспристрастности, к соблюдению правил честной игры всеми ее представителями.

Стоит отметить также и то, что СМИ и власти взаимовлияют друг на друга, что сказывается на обществе. Средства массовой информации в 21-ом веке уже являются инструментами реализации определенных политических стратегий на информационном рынке. Подобное еще более заметно в случае стран, где лидерам необходимо навязывать общественности определенные стереотипы власти, пропагандировать определенные идеи.

Приемы манипуляции обществом

Исследователи уверяют, что человек наиболее полно воспринимает информацию в печатном виде. Значит следует выделить главные приемы манипуляции в периодических печатных изданиях:

  • особый подбор фотографий;
  • особые комментарии к ним;
  • цитаты, что были вырваны из контекста, с уже новым комментарием;
  • заголовки, что не подходят к смыслу статьи, но провоцируют аудиторию на определенные выводы;
  • и пр.

Интернет также является видом СМИ, что активно влияет на сознание и мнение общества. Но он выгодно отличается от печатных СМИ, например, тем, что доступен в любое время суток, и может вместить в себя неограниченный объем информации. Манипулятивные технологии в сети Интернет:

Борьба с дезинформацией

Информацию, что вызывает недоверие, следует обдумывать отстраняясь от ненужных эмоций.

Четвертая власть - роль СМИ в современном обществе

Четвертая власть - что это?

Четвертая власть – это термин, который обозначает не только СМИ, но и самих журналистов, их влияние, потому что от публикаций и репортажей конкретных специалистов нередко зависят судьбы многих людей. Считается, что осознание этой власти должно совмещаться со скромностью, чувством долга и соблюдением правил честной игры. Но далеко не всегда это так.

Почему СМИ называют четвертой властью?

Четвертая власть – СМИ, но сегодня не все средства информации подпадают под эту категорию, имея, тем не менее, большое влияние на общественное мнение. Официально к СМИ относятся:

  • телевидение – на первом месте по популярности в обществе;
  • радио;
  • газеты и журналы, чей тираж превышает тысячу экземпляров.

Стенгазеты, форумы и блоги в интернет в эту категорию не попадают, но, учитывая интерес общественности к подобному виду общения, их влияние часто не уступает официальным. Четвертой властью называют СМИ еще потому, что они не только информируют, но и умело манипулируют сознанием людей с помощью пропагандистских и агитационных материалов.

почему сми называют четвертой властью

Основная цель деятельности четвертой власти

СМИ, как четвертая власть, имеет обширный список функций:

  1. Наблюдение за событиями в мире, отбор самых значимых и их текстовая обработка.
  2. Формирование точки зрения общества.
  3. Усиление роли отечественной культуры.
  4. Политическая агитация населения.
  5. Доведение до людей важных сведений от основных ветвей власти.

Основная цель четвертой власти – информировать и просвещать. Особая роль СМИ состоит в том, что со страниц газет и журналов или экранов телевизоров журналисты обращаются напрямую. И от того, как подается информация, с какими акцентами и политическими приоритетами, зависит общественное мнение. Не зря политики называют информационную войну более страшной, чем реальная. Поскольку агитация и пропаганда могут очень быстро превратить дружественные отношения в откровенно враждебные.

Роль четвертой власти в обществе

СМИ, как четвертая ветвь власти, заявили о себе еще и тем, что:

  1. Являются важным аспектом жизни политиков, и не только во время предвыборной гонки. Фактически, журналисты формируют мнение общественности о тех или иных деятелях постоянно, освещая их деятельность.
  2. Помогают журналистскими расследованиями работе следствия, работая в тесном контакте.
  3. Находят и обнародуют материалы, компрометирующие тех или иных деятелей от политики или искусства.
  4. Влияют на решение избирателей грамотно подобранными материалами и сюжетами.

Четвертая ветвь власти формирует общественное мнение и настроения социума, что является работой ответственной. Основных теорий прессы насчитывается 2:

  1. Авторитарная. Является самой давней, поскольку возникла еще во времена Тюдоров, когда короли считали, что журналисты подчиняются указам короля и придерживаются строго его интересов.
  2. Либертарианская. СМИ, характерные для демократического общества, которые контролировали власть в критических материалах.

Журналистика и теория четвертой власти оправдывают себя и в 21 веке. Большинство людей безоговорочно верят материалам прессы, не задумываясь над тем, насколько они правдивы. Как показывает реальность, наряду с положительными сторонами деятельности СМИ, нередко проявляются и отрицательные:

  1. Подача информации идет через призму автора материала, он расставляет акценты в симпатиях и антипатиях, которые не всегда справедливы.
  2. Публикация ложных или плохо проверенных данных, что ведет к искажению общей картины описываемой ситуации.
  3. Обнародование компрометирующих материалов, не соответствующих действительности. Делается по неопытности или за деньги.

Самопрезентация играет важную роль в построении карьеры и успешной жизни. Основные этапы и рекомендации по подготовке и проведению презентации себя как личного бренда помогут избежать распространенных ошибок.

Ответ на вопрос, что такое лояльность, прост – это верность и преданность идеалам, взаимоотношениям, обществу. Это касается персонала предприятия и клиентов фирмы. Всех их объединяет благожелательное отношение к объекту внимания.

Коучинг – что это знают практически все активные современные люди. Такая работа в тандеме с опытным специалистом способна повлиять на успех как в бизнесе, так и взаимоотношениях с близкими людьми клиента, полностью улучшить его качество жизни.

Качества лидера могут несколько видоизменяться в зависимости от типа, однако существует стандартный перечень характеристик. Некоторые из них достаются индивидам от природы, тогда как большинство можно успешно развивать.


Основная цель четвертой власти – информировать и просвещать. Информация со страниц журналов, газет или экранов телевизора передается потребителям напрямую. И от того, как подается эта информация, зависит мнение людей. Именно от услышанного в новостях или прочитанного в газете у людей создается мнение о политике, ситуации в стране. Поэтому журналистам очень важно правильно расставить акценты и политические приоритеты. Ведь, по словам политиков, информационная война более страшная, чем настоящая, поскольку агитация и пропаганда могут легко разрушить дружественные отношения и перевести в откровенно враждебные.

В качестве аргумента по поводу того, что СМИ действительно являются четвертой властью, можно сказать, что в демократических странах средства массовой информации выполняют очень важную функцию - создание и развитие гражданского общества, в том числе обеспечение свободы слова. Люди имеют право знать все, что происходит в стране и мире в целом, могут выражать свою точку зрения и участвовать таким образом в политических решениях. При демократическом режиме средства массовой информации помогают людям заявить о своих проблемах и правах государству.

Таким образом, я ответила на вопрос, почему СМИ называют четвертой властью. Не обладая какими-либо властными функциями в их классическом и общепринятом понимании, средства массовой информации весьма действенно и серьезно воздействуют на общество.

Суть власти — способность прямым или косвенным путем добиться подчинения людей для реализации поставленных задач.

Формы осуществления власти — господство, насилие, принуждение, подчинение, влияние, побуждение, убеждение, обольщение, манипуляция и пр. Эти формы используются ради руководства, организации, контроля.

Власть как возможность подчинять своей воле, управлять, распоряжаться, побуждать, организовывать, контролировать проявляется в трех различных сферах. Одна сфера — государственно-административная власть (опирающаяся на законодательство и подзаконные акты, правовую систему, контролирующие и карающие органы).

Другая сфера — экономическая власть , которая осуществляется через денежное могущество, материальное стимулирование и санкционирование. Третья сфера — духовно-идеологическая власть, которая осуществляется через формирование сознания, настроений, ценностных ориентаций, стремлений, намерений, волевых импульсов, установок поведения и т.д.

Государственная власть всеобща, ее решения обязательны для исполнения и подкрепляются возможностью принуждения. Власть негосударственных институтов более широкая и менее формализованная.


Таким образом, властей в обществе оказывается много больше, чем три или четыре. И при этом власть весьма разнообразна по характеру, способам осуществления и результатам.

Эти представления о сути, характере и сферах проявления власти в обществе во всей их полноте дают возможность поставить вопрос и о

Будучи неофициальной, эта власть осуществляет проникающее давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление экономической и политической власти. Стоит добавить — в наше время особенно.

Вроде бы к суждениям, приговорам и рекомендациям СМИ никто прямо не обязан прислушиваться, но таков характер духовного влияния, что он скрыто или явно проявляется в сознании и поведении людей.


А потому призваны публиковать материалы, которые объединяют, а не разъединяют людей, должны быть консолидирующей силой, действующей в интересах всего народа, его экономических, политических, социальных, культурных нужд.

Читайте также: