Австрийская школа экзистенциального анализа

Обновлено: 05.07.2024

Как соотносятся экзистенциальный анализ и экзистенциальная философия?

Экзистенциальная философия – широкое и разноплановое течение в философии двадцатого века. Объединяющей идеей экзистенциальной философии был радикальный поворот от абстрактных общих вопросов истины и научных методов получения объективного знания о мире и человеке к вопросу о субъективном переживании отдельным человеком своей конечной жизни. Человеческие вопросы о своей жизни представлялись экзистенциалистам гораздо более важными, чем вопросы устройства природы, общества и познания, в то время как западная философия на протяжении 25 веков своей истории занималась исключительно последними. В первой половине 19 века экзистенциальные идеи впервые отчетливо прозвучали в философском учении Серена Кьеркегора, датского философа и религиозного писателя (как он сам себя называл). В начале ХХ века идеи Кьеркегора получили широкое распространение и оказали влияние на целый ряд мыслителей прежде всего в Германии и, позже, во Франции. Наиболее крупные экзистенциальные философы это К.Ясперс и М. Хайдеггер, а также ряд французских экзистенциалистов – философов и писателей – Ж.П.Сартр, А.Камю, А.Экзюпери и др.

Из экзистенциальных философов, а также философов, близких к экзистенц-философии, для ЭА наиболее важными являются прежде всего М.Хайдеггер, Э.Гуссерль, М.Шелер, а также К.Ясперс, В.Дильтей, М.Бубер.

В основу феноменологического подхода ЭА была положена герменевтическая феноменология М.Хайдеггера, объединившего в своей философии феноменологию, герменевтику (учение о понимании) и экзистенциальную философию С.Кьеркегора. А.Лэнгле разрабатывал феноменологию в сотрудничестве с учеником М.Хайдеггера испанским философом Эспинозой.

Сегодня идеи о смыслах и субъективном ощущении собственной жизни используются во многих психотерапевтических направлениях, но не все они работают феноменологическим методом.

Есть ли у экзистенциального анализа русские корни?

И в этом резонансе вновь появляется опасливое чувство: нужно ли заходить так глубоко, выдержу ли я это? Читатель попадает под гипнотическое действие текста, потому что этот текст – о нем. Необычайно важным становится дочитать и найти ответы на вопросы, которые ты не смог бы даже сформулировать, но которые, оказывается, у тебя были и есть Текст вызывает щемящее чувство, как будто ты давно, всегда это знал, и только теперь вернулся к этому родному и близкому, но почему-то забытому.

В XX веке, в тоталитарном государстве эта антропология не прижилась. После революции на много лет она была забыта отечественной философией и психологией. В последние десятилетия в облике гуманистической парадигмы в психологии она стала возвращаться к нам с запада. Гуманистическая парадигма объединила широкий спектр подходов, в том числе клиент-центрированную терапию К.Роджерса, экзистенциальную психологию и психотерапию. На фоне этих подходов теория личности и психотерапия экзистенциального аналитика Альфрида Лэнгле выделяется наибольшей рефлексивностью и полнотой. Точные определения понятий, соответствие методологии теории и метода, тончайшее структурирование с использованием феноменологического метода, - все это разработано автором на самом высоком уровне. И одновременно чувствуется ее связь с русскими корнями. Многими и многими узами она связана с русской свободной мыслью XX века: не только с персонализмом Бердяева и экзистенциализмом Шестова, но также с символизмом Павла Флоренского, концепцией диалога и антропологией нравственного поступка Михаила Бахтина.

Экзистенциальный анализ опирается герменевтическую феноменологию М.Шелера и М.Хайдеггера, использует феноменологический метод как основной метод исследования и терапии. По историческим причинам в свое время России не получили развитие идеи этих авторов (исключением можно считать только работы М.М.Бахтина, в которых чувствуется влияние М.Шелера).

Виктор Франкл: экзистенциальный поворот

Если человек черпает из той наличной ситуации, которая есть, если он, не сетуя на отсутствие идеальных условий, все же делает то, что считает в этих условиях самым правильным, наилучшим, - говорит В. Франкл, - значит, он может найти смысл и через это прожить чувство исполненности. А что есть правильное? То, что согласуется со мной, к чему у меня лежит сердце и то, что подсказывает мне моя совесть.

Мы попробуем кратко сформулировать ее основные положения, однако начнем с метода.

Феноменологический метод.

Экзистенциально-аналитическая психотерапия и психология используют феноменологический метод.

Феноменологический метод в философии был разработан Э.Гуссерлем для решения философских проблем, однако феноменология и феноменологический метод используется в целом ряде наук – в психологии, педагогике, эстетике, социологии и др. Феноменология оказала влияние и на психотерапию – целый ряд психотерпевтических школ гуманистического направления используют феноменолоический подход в своей практике.

М. Хайдеггер выделили три вопроса метода:

Готовый принять все, что придет, терапевт-феноменолог непредвзято и без всяких намерений и ожиданий открывается тому, что предъявляет другой человек. Что это? Чтобы начать процесс феноменологического восприятия, нужны полное внимание и сосредоточенность на другом. И терпение: в ходе такого погружения неизбежно раньше или позже приходит впечатление, но момент его прихода невозможно контролировать, это не вопрос воли. Задача не пропустить впечатления и дать ему время для того, чтобы оно развилось и стало рельефным (для этого главное – ничего не делать, просто оставаться в процессе). Как это для меня? – На этот вопрос отвечает впечатление, как будто из глубины поднимается чувство, но можно ли ему доверять? Чувства обманчивы, поэтому важнейшим шагом феноменологического восприятия является проверка впечатления: Так ли это? И здесь требуется хорошее знание собственных эмоциональных проблем, страхов, желаний, чтобы не ошибиться, приняв идущее от моего Я за сущность познаваемого. Откуда идет это впечатление: от меня, и моих проблем, невольно затронутых внешним, или все-таки ко мне это не имеет отношения и, следовательно, – это сущностная характеристика того, что я пытаюсь постичь?

Работая феноменологическим методом, выдающийся философ XX века Макс Шелер, дал точные и аккуратные определения таким категориям как уважение, прощение, совесть. Он создал феноменологическую этику, а Виктор Франкл, будучи его учеником, свою экзистенциально-аналитическую антропологию.

Антропология

Развитие учения о мотивации Альфридом Лэнгле. Четыре фундаментальные мотивации.

Дмитрий Леонтьев

Психолог Дмитрий Леонтьев об альтернативе инфантилизму, школе Dasein-анализа и поиске смысла жизни в экзистенциальной психологии

Мартин Хайдеггер, портрет Герберта Веттерауэра

Людвиг Бинсвангер, портрет работы Эрнста Людвига Кирхнера

Людвиг Бинсвангер, портрет работы Эрнста Людвига Кирхнера

Над материалом работали

Дмитрий Леонтьев

доктор психологических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ

Экзистенциальная психология: идеи, этапы развития, представители

Вы узнаете больше подробностей, уделив несколько минут чтению этой статьи, но перед этим небольшая проверка знаний по теме.

А теперь, собственно, перейдем к самой статье.

Определение и основные идеи экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология основана на философском подходе и представляет собой процесс поиска ценности и смысла жизни. Она базируется на мысли, что человек не является жертвой обстоятельств, а несет ответственность за собственные действия и выбор, тем самым формируя реальность.

Экзистенциальная психология использует позитивный подход, который приветствует человеческие стремления и способности, одновременно признавая человеческие ограничения. Этот раздел психологии помогает людям примиряться с основными принципами человеческого существования, так называемыми данностями. Существует 4 основные экзистенциальные данности:

  1. Свобода и связанная с ней ответственность. У каждого есть свобода выбора. Любое решение имеет последствия независимо от того, насколько оно велико или мало. Чтобы расти, человек должен взять на себя ответственность, т.е. стать автором собственного выбора, действий и жизни. Тем не менее многие люди стремятся к свободе, пытаясь избежать ответственности.
  2. Смерть. Смерть – одна из абсолютных истин жизни. Каждый умрет в тот или иной момент.
  3. Одиночество. С одной стороны, человек – социальное существо, желающее постоянного контакта с окружающими, с другой – он абсолютно одинок, поскольку не может рассчитывать на 100% понимание и принятия его индивидуального опыта другими людьми.
  4. Бессмысленность. Смысла жизни нет. Это означает, что не существует никакого заранее определенного значения. Смысл жизни у всех разный, и каждый человек должен сам найти это значение посредством собственного выбора и действий.

Борьба с любой из этих данностей вызывает внутриличностный конфликт и наполняет человека страхом или экзистенциальной тревогой. Например, для большинства людей факт собственной смерти или кончины родственников является источником глубокой тревоги, они настойчиво игнорируют реальность и отказываются мириться с тем, что смерть наступит. Есть и те, кто до состояния невроза или психоза зациклен на неизбежности смерти.

Экзистенциальная психология предлагает решение: принять неотвратимость смерти, будучи свободным от ее давления. Люди, которые поддерживают здоровый баланс, мотивированы принимать решения, позитивно влияющие на их текущую жизнь. Реальность смерти побуждает максимально использовать возможности и ценить то, что уже есть.

Жить аутентичной (подлинной) жизнью, реализуя свои уникальные свойства и потенциал – главный призыв экзистенциальной психологии. Этого можно достичь, только взяв ответственность за собственные действия и праздность, осознав, что бездействие – это тоже решение.

Основные представители экзистенциальной психологии и хронология ее развития

Прародительницей экзистенциальной психологии была философия существования или экзистенциализм. Рассмотрим, как развивались взгляды философов и психологов на существование человека.

Сёрен Кьеркегор

Этическая стадия предполагает знакомство с понятием выбора и ответственности. Человеку следует выбрать: жить, опираясь на личные ценности, или подчиниться принятым в обществе правилам. Кьеркегор считал, что подчинение хоть и приводит к упрощению жизни, но является тупиком для личности.

Это противоречие можно преодолеть, живя в религиозной манере. Однако и здесь возникают сложности: с одной стороны, человек осознает свою уникальность, с другой – полную несостоятельность по сравнению с Богом. В результате возникают негативные чувства: одиночество, беспокойство и страх, которые, как считал Кьеркегор, позволяют узреть истину и привести к подлинному существованию.

Фридрих Ницше

Другим философом, который внес вклад в развитие экзистенциализма, был загадочный немец Фридрих Ницше. Он считал, что фундаментальной силой этого мира является воля к власти. Согласно Ницше, жизнь чрезвычайно трудна и Вселенная настроена против человечества: природные силы, такие как стихийные бедствия и болезни, уничтожают людей физически, неравенство является естественным состоянием общества, Бог мертв, а загробной жизни не существует.

Мартин Хайдеггер

Немецкий экзистенциалист Мартин Хайдеггер также исследовал роль человека в мире и тривиализировал природу Бога, считая его существом чуть более высокого порядка, чем человек.

Хайдеггер утверждал, что естественная способность людей – осознавать связь с истиной. Стремление к постижению истины рождает непреодолимую тревогу, поскольку человек знает, что время его жизни ограничено. Хайдеггер считал смерть позитивным событием, поскольку именно осознание смертности подталкивает людей быть верными себе и жить подлинной жизнью.

Жан-Поль Сартр

Французский писатель Жан-Поль Сартр был тем человеком, который перенес экзистенциальную философию в психологию. Он заявлял, что Бога нет, а главная цель существования человека – осознание своей истинной сути, открытие себя.

Сартр писал, что многие люди отвергают свою уникальную способность к созиданию и подавляют энтузиазм, позволяя жизни безвольно течь. Это приводит к беспокойству и отчаянию, человека начинает буквально тошнить от жизни. Подобные состояния обуславливают необходимость экзистенциального психоанализа, который, по мнению Сартра, открывает истинную цель человеческого существования.

Сартр был уверен, что никакая внешняя сила не властна над людьми, только мы сами, благодаря осознанности, творим реальность. Он также утверждал, что люди обречены на отчаяние и неудачу, поскольку их ответственность абсолютна, и рассчитывать на поддержку Высших Сил не приходится.

Виктор Франкл

Австрийский психиатр Виктор Франкл был разработчиком логотерапии – направления психотерапии, которое ориентировано на поиск смысла существования.

Франк опирался на философию Кьеркегора, утверждая, что основной движущей силой жизни является поиск смысла, а не стремление к сексу и удовольствию, как теоретизировал отец психоанализа Зигмунд Фрейд, или власти, как утверждал Ницше. Логотерапия – это форма экзистенциальной терапии, которая подчеркивает, что люди способны находить смысл во всем, что они делают: творчестве, работе, взаимодействии с другими людьми и даже страдании.

Ролло Мэй

Американский психолог Ролло Мэй был главным популяризатором экзистенциальной психологии. Мэй утверждал, что развитие человека проходит определенные стадии, каждой из которых соответствует конкретный тип экзистенциального кризиса:

  1. Невинность: у младенца нет никаких побуждений, кроме желания жить.
  2. Восстание: ребенок хочет свободы, но не может должным образом заботиться о себе.
  3. Решение: молодой человек принимает самостоятельные решения, стремясь к независимости от родителей.
  4. Ординарность: взрослый человек, подавленный требованиями жизни, ищет защиту в конформизме и следовании общественным нормам.
  5. Творчество: продуктивная, творческая самореализация, во время которой человек преодолевает эгоизм.

По мнению Мэя, некоторые люди пропускают определенные этапы и независимо от возраста могут неоднократно к ним возвращаться.

Ирвин Ялом

В своей практике Ялом обучает людей существовать в качестве части чего-то большего, чем они сами, осознавая, принимая и не избегая того факта, что в жизни есть место боли, смерти и грусти.

Экзистенциальная психология сегодня

Экзистенциальная терапия постепенно получает признание. Соответствующие специалисты практикуют в 48 странах мира, и с каждым годом количество людей с экзистенциальными расстройствами только растет.

Современные экзистенциальные психотерапевты объясняют возникновение перечисленных выше психологических проблем ограниченной способностью принимать осмысленные и самостоятельные решения о том, как жить. В данном случае экзистенциальный подход направлен на повышение самосознания и самопонимания.

Терапевты помогают человеку найти смысл жизни, преодолевая беспокойство, учат мыслить и действовать ответственно, направлять внимание внутрь себя и работать с негативными установками, а не бороться с внешними силами, такими как социальное давление и неодобрение. Содействие творчеству, любви, аутентичности и свободе воли – те принципы, при помощи которых экзистенциальные психотерапевты помогают людям двигаться к трансформации.

Часто экзистенциальная психология воспринимается как болезненная, пессимистичная, непрактичная и мистическая. Это заблуждение. Подход, который она использует, чрезвычайно практичен, конкретен и гибок. Его можно сформулировать так: примиритесь с реальностью, не отрицая, не избегая и не покрывая ее сахаром, и помните, что ваш выбор определяет вашу судьбу.

Друзья, не прекращайте своего движения, действуйте и ищите смысл! На этом пути мы желаем вам смелости, упорства и осознанности.

Экзистенциальная психология, изображение №1

Мартин Хайдеггер, портрет Герберта Веттерауэра // wikipedia.org

От философии к психологии

Родоначальником экзистенциальной философии принято считать Серена Кьеркегора, жившего в первой половине XIX века. После ранней смерти его забыли больше чем на полвека, а в начале XX столетия его труды начали переводить, переиздавать, и целый ряд философов обнаружили много созвучного с идеями Кьеркегора. Именно тогда, между Первой и Второй мировыми войнами, оформилась экзистенциальная философия. Первые авторы, которые работали в этом ключе, — Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю. Можно назвать и таких авторов, как Мартин Бубер, Пауль Тиллих, Николай Бердяев, Михаил Бахтин, — их идеи не сводятся полностью к экзистенциализму, но они внесли в него большой вклад.

В экзистенциальной психологии все идеи и подходы сильно философски нагружены. И это не просто преломление идей философов-экзистенциалистов, а это собственные философско-психологические теории психологов, каждый из которых был отчасти философом.

Школы экзистенциальной психологии

Первый вариант экзистенциальной психологии, точнее, экзистенциальной психиатрии Людвига Бинсвангера был не очень удачным. Более серьезные и целостные подходы стали формироваться уже после Второй мировой войны. С 1940-х до 1960-х годов в экзистенциальной психологии сформировались основные школы. Их полем приложения была преимущественно психотерапия, но тем не менее это были абсолютно оригинальные психологические теории, самостоятельное значение которых выходило за рамки вспомогательного инструмента для психотерапевта.

Людвиг Бинсвангер, портрет работы Эрнста Людвига Кирхнера // wikipedia.org

Швейцарская школа, основанная Бинсвангером, носит также название Dasein-анализа. Хайдеггеровское труднопереводимое понятие Dasein означает ‘бытие здесь и теперь, как оно есть’. В послевоенный период основным лидером швейцарской школы был Медард Босс, последователь и одновременно конкурент Бинсвангера. Сегодня швейцарская школа отошла на задний план, в ней нет лидеров уровня Бинсвангера и Босса. Швейцарцы первыми начали движение в области экзистенциальной психологии, но все стоящее, что было ими сделано, ассимилировали позднее другие школы.

В 1940–1950-е годы было создано философско-психологическое учение о стремлении к смыслу Виктора Франкла, выдающегося мыслителя. Уже позже вокруг него сформировалась австрийская школа экзистенциальной психологии — школа логотерапии и экзистенциального анализа. В 1960-е появилась британская школа, связанная с именем Рональда Лэйнга, тоже уникального мыслителя. Американская, калифорнийская, школа связана с именами Ролло Мэя и Джеймса Бьюдженталя. Все четыре основных направления развивались более или менее самостоятельно, а их лидеры сформировали область экзистенциальной психологии.

Экзистенциальная психология развивалась в XX веке в стороне от основной линии развития психологической мысли, экзистенциальные идеи были маргинальными. Тенденции последних десятилетий, напротив, связаны с тем, что, во-первых, школы все больше осознают свои общие основы. Во-вторых, идеи, развитые в экзистенциальной психологии, начинают пользоваться спросом в основной линии научной психологии, становятся серьезной частью мейнстрима. Особенность лидеров экзистенциальной психологии была в том, что они всегда ориентировались не столько на коллег-профессионалов, сколько на широкую аудиторию. Они писали книги, которые издавались и переиздавались огромными тиражами. В первую очередь эти книги были адресованы людям без психологического образования. И Франкл, и Лэйнг, и Мэй — авторы бестселлеров, их книги популярны у широкой аудитории.

Школы экзистенциальной психологии сегодня

Австрийская школа раскололась на два направления. Развитием ортодоксальной логотерапии, основанной на учении Франкла, занимаются его ученики: научный лидер школы Элизабет Лукас и организационный лидер Александр Баттиани, более молодой. Другое своеобразное направление тоже опирается на учение Франкла, но при этом вышло за его пределы и получило самостоятельный статус. Это ответвление австрийской школы связано с именем Альфрида Лэнгле.

В британской школе сегодня две равновеликие в научном отношении ключевые фигуры находятся в конкурентных отношениях и оказывают большое влияние на формирование этого поля — Эмми ван Дорцен и Эрнесто Спинелли. Ван Дорцен при этом отличается сильным социальным темпераментом, и она вносит большой организационный вклад в формирование сообщества. Так, она сыграла ключевую роль в организации в 2015 году в Лондоне Первого Всемирного конгресса по экзистенциальной психотерапии, объединившего большинство школ.

Главным наследником американской школы стал Кирк Шнайдер, ученик Джеймса Бьюдженталя. Отдельно стоит упомянуть всегда работавшего в одиночку Ирвина Ялома. Ялом создал уникальные жанры: у него есть ряд книг в жанре терапевтических историй, исторических романов с реальными персонажами. Его книги тоже переводятся на разные языки и издаются сотнями тысяч и миллионами экземпляров. Ялом содержательно близок калифорнийской школе, но работает без последователей, не создавая своей школы. Он, по сути, превратился в экзистенциального писателя и таким путем распространяет свои идеи для широкой аудитории.

Идеи экзистенциальной психологии

Пытаясь определить, в чем суть экзистенциальной психологии, каждый раз приходится выстраивать довольно сложную систему объяснения, потому что одного положения выделить нельзя. Можно сказать, что экзистенциальная психология исходит из того, что в жизни человека есть много недетерминированного, непредсказуемого. Традиционная психология объясняет человека в тех его аспектах, в которых он предсказуем, управляем, объясним. Мы можем протестировать человека, сделать некоторые выводы, и человек будет вести себя в целом в соответствии с предсказаниями.

Но в людях всегда есть что-то, что выходит за рамки этой детерминированности, обусловленности, предсказуемости, потому что мы имеем дело с достаточно большой степенью неопределенности в мире. И чем дальше, тем больше мы осознаем роль неопределенности, неоднозначности. Про это писали выдающиеся ученые, не только гуманитарии: мы расстаемся с представлением о мире, где властвуют четкие, жесткие, однозначные законы и предсказуемость, на самом деле все устроено сложнее. Отличие экзистенциального подхода связано с тем, что он в первую очередь рассматривает тот аспект нашей жизни, который имеет дело с этой неопределенностью. Мы на свой страх и риск вносим в свою жизнь определенность и в плане общего мировоззрения, и в плане профессиональной и жизненной практики.

Проблемы экзистенциальной психологии

Разные направления экзистенциальной психологии пришли к общему языку независимо друг от друга. Ирвин Ялом когда-то сформулировал ряд ключевых проблемных областей, с которыми имеет дело экзистенциальная психология. Первый узел — это проблемы времени, жизни и смерти. Второй узел — проблемы общения, любви и одиночества. Третий — проблемы свободы, ответственности и выбора. И четвертый узел — это проблемы смысла и бессмысленности существования.

Экзистенциальная психотерапия

Есть много рассуждений о специфике экзистенциальной терапии. Ролло Мэй говорил, что в ней нет принципиального жесткого отличия от других видов терапии. Экзистенциальная терапия — это не альтернатива другим подходам, а она представляет собой надстройку, дополнение или углубление. Она обращается к такому уровню нашего существования, с которым просто не работают другие виды терапии.

Этот уровень существования связан с рефлексивным сознанием. Его в классической древневосточной философии называли пробуждением, в отличие от сна, в котором мы пребываем большую часть жизни. Мы находимся в дреме, но иногда пробуждаемся, начинаем бодрствовать и обнаруживаем нечто такое, чего мы не замечали все это время, — новые возможности. Экзистенциальная психотерапия открывает новое измерение жизни, связанное с самоопределением по отношению к возможностям.

Идеи экзистенциального мировоззрения реализуются в терапии, но не только: существует много общего в работе терапевта, хорошего учителя и проповедника. В разных формах общения с людьми присутствуют похожие способы расширения мира и пробуждения, поддержки самодетерминации, принятия ответственности и открытия возможностей. Это используется не только в психотерапевтическом ключе, но и в других контекстах жизни. По сути, самое специфическое и самое важное в экзистенциальной психотерапии — это то, что не относится к классическим навыкам и умениям психотерапии, а выходит за ее пределы и связывает ее с другими формами практики. Это расширение сознания, расширение картины мира.

Преимущества экзистенциального мировоззрения

Экзистенциальное мировоззрение дает ресурсы, для того чтобы жить максимально удовлетворительным способом. Она открывает новое измерение жизни, которое связано с развитием, с контролем над жизнью. Экзистенциальная психология — это психология взрослого, который сам за себя отвечает и находит решение проблем, в отличие от импульсивного и недальновидного ребенка, поэтому она представляет собой альтернативу широко распространенному сейчас во всем мире инфантилизму.

Экзистенциальная психология раскрывает альтернативу инфантилизму, в которой человек сам себе хозяин и самостоятельно решает вопросы о том, как жить, не ориентируясь на внешние источники и внутренние импульсы, но используя ресурсы своего зрелого сознания и признавая неопределенность и непредсказуемость будущего.

Именно в движении к экзистенциальному измерению мы реализуем свой потенциал. Наши человеческие возможности даже в благоприятных условиях востребуются и реализуются часто в очень незначительной степени. Экзистенциальная психология позволяет обнаружить нетривиальные возможности тем, кого интересует не просто выживание и адаптация к тому, что есть, а развитие и усложнение. Они именно в экзистенциальном взгляде на мир обнаруживают то, что им созвучно.

Читайте также: