Представители каких сословий поддерживали идеи просвещения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Причины интереса европейских монархов к идеям Просвещения были двоякими. Во-первых, они стремились путем определенных реформ модернизировать свои страны, более активно развивать торговлю и ремесла, в некоторых случаях – даже улучшить условия жизни широких народных масс. Во-вторых, монархи желали укрепить свою власть и уменьшить влияние привилегированных слоев общества (прежде всего, крупного дворянства и духовенства). Идеи просвещения прекрасно подходили для такой задачи.

Некоторая поддержка крестьян, улучшение условий их быта и производительности труда.

Определенная защита от своеволия со стороны помещиков

Поддержка образования и науки со стороны государства.

Основание школ, университетов, академий наук.

Ограничение цензуры, активное развитие книгопечатания.

Уменьшение влияния на государство и общество, в католических странах – запрет ордена иезуитов, церковного суда, инквизиции.

Переход к политике веротерпимости.

*Как вы оцените результаты этой политики?

Не менее прогрессивным шагом Иосифа ІІ стало фактическое подчинение церкви государству. Прежде всего, вводилась политика веротерпимости. Равные с католиками права получили представители религиозных меньшинств: греко-католики, православные, протестанты (кальвинисты и лютеране). Даже иудеи получили ряд существенных послаблений (в то время почти во всех странах Европы еврейское население подлежало различным дискриминациям). Власть католической церкви была серьезно ограничена, большинство монастырей в 1782 – 1785 гг. было закрыто, а их земельные владения отошли в государственную собственность (т.н. политика секуляризации). При этом образование было выведено из-под контроля церкви (т.е. стало светским), а влияние папы римского на австрийское духовенство было сведено к минимуму. Деятельность ордена иезуитов, а также инквизиция и церковные суды на территории Австрии были запрещены.

Однако наиболее радикальной из всех реформ Иосифа ІІ стала крестьянская. Не отменяя полностью феодальное деление на сословия, он понимал, что для улучшения экономического развития государства нужно, прежде всего, улучшить благосостояние крестьян, которое составляло большинство населения. Поэтому в 1781 г. он отменил крепостное право (сначала в провинции Богемия, а потом во всей стране). Кроме ликвидации личной зависимости крестьян от землевладельцев, император даже хотел наделить их землей (этим планам не суждено было сбыться). Такие действия вызвали огромное недовольство дворянской аристократии.

Просвещение как новое философское направление зародилось во Франции в первой половине 18 века и распространилось в других европейских странах, в Северной Америке и в России. Представителями Просвещения были Ф. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. Во Франции Просвещение приняло форму материализма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Просветители решали не только философские и научные проблемы.

Они ставили перед собой социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума, освободить людей от предрассудков, научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Просветители утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Они идут дальше Декарта, Спинозы и Лейбница, поскольку освобождают разум от врожденных, априорных истин, религиозных откровений. Социальный прогресс просветители видят в распространении знания и науки в обществе.

Франсуа Мари Вольтер был основателем французского Просвещения. Философию Вольтер понимал как великое орудие разума в борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Вольтер был сторонником механики и физики Ньютона и признавал Бога как начало приводящее всё в движение. Бог – это свойственный природе принцип действия, а не особая субстанция или основа мира. Сознание – это свойство материи, присущее только живым телам. Бог наделил материю способностью мыслить. Вольтер выступал за научное исследование природы. Он отвергал учение Декарта о душе и врождённых идеях. Источником знания Вольтер считал наблюдение и опыт. Он развивал сенсуализм Джона Локка.

Жан-Жак Руссо высоко оценивал общественный прогресс, но он же был первым, кто указал на его противоречивый характер, связанный с тем, что развитие культуры создает искусственные потребности и отдаляет человека от природы. В условиях противоречивого общества развитие наук и искусств может принять антигуманный характер и усложнить жизнь общества. Руссо критиковал феодализм и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и равенство людей. В теории познания Руссо придерживался сенсуализма, но при этом нравственные идеи признавал врождёнными. Материю и дух он считал двумя вечно существующими началами и признавал бессмертие души. Природу Руссо понимал как предмет эстетического восхищения.

Монтескьё Шарль Луи де Секонда был против монархизма и клерикализма. Он считал ложными все религии, но при этом признавал существование Бога, поскольку придерживался деизма. Монтескьё создал 3 вида власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Дени Дидр был представителем французского материализма. Началом в теории познания Дидро была идея о всеобщей чувствительности материи, которая проявляется в способностях человека в виде ощущений. Развивая эту идею Дидро создал материалистическую теорию психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой теории люди также как и животные наделены памятью и ощущением. Дидро отверг представления идеалистов о спонтанности мышления.

Все умозаключения коренятся в природе, и человек только находит известные ему из опыта явления, между которыми существует связь. Дидро придерживался взглядов Локка о первичных и вторичных качествах. Также Дидро следовал идее Бэкона о том, что опытное знание предназначено для совершенствования и увеличения могущества человека. Главными методами познания являются наблюдение и эксперимент. На основе этих двух методов можно достигнуть знания, если не полностью достоверного, то высоко вероятного.




Просвещение как новое философское направление зародилось во Франции в первой половине 18 века и распространилось в других европейских странах, в Северной Америке и в России. Представителями Просвещения были Ф. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. Во Франции Просвещение приняло форму материализма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Просветители решали не только философские и научные проблемы.

Они ставили перед собой социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума, освободить людей от предрассудков, научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Просветители утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Они идут дальше Декарта, Спинозы и Лейбница, поскольку освобождают разум от врожденных, априорных истин, религиозных откровений. Социальный прогресс просветители видят в распространении знания и науки в обществе.

Франсуа Мари Вольтер был основателем французского Просвещения. Философию Вольтер понимал как великое орудие разума в борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Вольтер был сторонником механики и физики Ньютона и признавал Бога как начало приводящее всё в движение. Бог – это свойственный природе принцип действия, а не особая субстанция или основа мира. Сознание – это свойство материи, присущее только живым телам. Бог наделил материю способностью мыслить. Вольтер выступал за научное исследование природы. Он отвергал учение Декарта о душе и врождённых идеях. Источником знания Вольтер считал наблюдение и опыт. Он развивал сенсуализм Джона Локка.

Жан-Жак Руссо высоко оценивал общественный прогресс, но он же был первым, кто указал на его противоречивый характер, связанный с тем, что развитие культуры создает искусственные потребности и отдаляет человека от природы. В условиях противоречивого общества развитие наук и искусств может принять антигуманный характер и усложнить жизнь общества. Руссо критиковал феодализм и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и равенство людей. В теории познания Руссо придерживался сенсуализма, но при этом нравственные идеи признавал врождёнными. Материю и дух он считал двумя вечно существующими началами и признавал бессмертие души. Природу Руссо понимал как предмет эстетического восхищения.

Монтескьё Шарль Луи де Секонда был против монархизма и клерикализма. Он считал ложными все религии, но при этом признавал существование Бога, поскольку придерживался деизма. Монтескьё создал 3 вида власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Дени Дидр был представителем французского материализма. Началом в теории познания Дидро была идея о всеобщей чувствительности материи, которая проявляется в способностях человека в виде ощущений. Развивая эту идею Дидро создал материалистическую теорию психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой теории люди также как и животные наделены памятью и ощущением. Дидро отверг представления идеалистов о спонтанности мышления.

Все умозаключения коренятся в природе, и человек только находит известные ему из опыта явления, между которыми существует связь. Дидро придерживался взглядов Локка о первичных и вторичных качествах. Также Дидро следовал идее Бэкона о том, что опытное знание предназначено для совершенствования и увеличения могущества человека. Главными методами познания являются наблюдение и эксперимент. На основе этих двух методов можно достигнуть знания, если не полностью достоверного, то высоко вероятного.

Просвещением в Европеназывается идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII - XVIII вв. Главными идеями Просвещения были:

- Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.

- Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.

- Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.

- Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.

- Осуждение политической тирании.

Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре литературных произведений, написанных просветителями - образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.

Выдающиеся представители Просвещения в литературе:Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов, Григорий2 Сковорода.

К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещениеотличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Вольтер (1694—1778 гг.)

Кстати, рабочий день Вольтера длился от 18 до 20 часов. По ночам он часто вставал, будил секретаря и диктовал ему, или же писал сам. А еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)

Руссо не был сторонником радикальных мер, но его идеи вдохновлялись борцов за идеалы Великой французской революции.

Дени Дидро (1713- 1784 гг.)

Дидро с удовольствием путешествовал по России и жил в Петербурге.

Монтескьё (1689-1755)

Монтескьё разработал доктрину о разделении властей.

1 См.; Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1979. С. 1920.

1 Шелльская культура – около 600-400 тыс. лет назад названа так по находкам близ г. Шелль (Франция). Характеризуется крайне примитивными каменными орудиями, ручными рубилами. Хозяйство: охота и собирательство. Физический тип человека – питекантроп, синантроп, атлантроп, гейдельбергский человек и т.п.

2 Экзогамия – запрет браков в пределах одного коллектива.

1 Ригведа – собрание религиозных гимнов мировоззренческого и космологического содержания, оформилось в Х в. до н.э.

1 См.: История народного хозяйства: Словарь-справочник / Под ред. А.Н. Марковой.
– М.:ВЗФЭИ, 1995.– С. 19.

1 Хеттское царство возникло в XVII в до н.э. на территории Малой Азии; в период расцвета (XIV-XIII вв. до н.э.) включало также некоторые области Восточного Средиземноморья и Северной Месопотамии. В XII в. до н.э. под натиском народов моря государство хеттов прекратило свое существование.

1 Основано в XVI в. до н.э. племенами хурритов, пришедших с Иранского нагорья; занимало значительную часть Северной Месопотамии, в XIV в. до н.э. было подчинено хеттами.

1 На территории Восточного Средиземноморья еще в III-II тыс. до н.э. появляются города-государства, наиболее крупными среди которых были Эбла и Угарит в Сирии, Хацор в Палестине, Библ и Сидон в Финикии. В XII в. до н.э. на территории Палестины начинает формироваться Израильское государство.

2 Это государство возникло в середине III тыс. до н.э. в долине рек Керхе и Карун (юго-запад современного Ирана): история Элама тесно связана с историей Месопотамии. XII в. до н.э. был временем расцвета государства, в VI в. до н.э. оно вошло в состав Ахеменидской державы.

1 Существовало в конце IV-I вв. до н.э., охватывало часть территории Ближнего Востока, Ирана и Афганистана.

1 Греч. archaio – древний.

1 Города, объединенные в Союз (от нем. ганза – союз).

1 Испанские завоеватели-авантюристы.

1 Индепенденты (англ. – букв. независимые) – политическая партия, выражавшая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося нового дворянства, находались у власти в 1649-1660 гг.

1 Левеллеры (англ. – букв. уравнители) – радикальная политическая партия.

2 Диггеры (англ. – букв. копатели) – крайне левое крыло революционней демократии, выделились из движения левеллеров.

1 Анабаптисты требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, выступали против богатства, за общность имущества.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. – С. 342.

1 Ансэйские договоры – неравноправные договоры, заключенные США, Россией, Англией и Францией с Японией в 18541858 гг., положившие конец внешней изоляции Японии.

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Век просвещения отражает дух XVII столетия, которое известно мощным развитием идейного движения, дискредитацией религиозных и политических авторитетов, популяризацией образования, культуры и ценности человеческого разума. Эпоха просвещения зародилась в Англии под влиянием научной революции в конце XVII, но свое название получила во Франции в XVIII веке. Это движение опиралось на гуманистические традиции Возрождения и ставило в основу своего интеллектуального течения понятия рационализма и свободомыслия. Главная цель, стоящая перед прогрессивной эпохой XVII-XVIII вв., состояла в распространении:

  • идеалов научного знания;
  • торжества человеческого разума и человеческой свободы;
  • общественного прогресса:
  • компрометации церкви, различных суеверий и политических авторитетов.

Самыми яркими представителями просвещения были просветители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро во Франции, Джон Локк, Бернард де Мандевиль, Адам Смит в Англии, Готхольд Эфраим Лессинг и Иоганн Гете в Германии, Михаил Ломоносов, Александр Радищев в России. Философы просвещения верили в необъятные возможности человеческого разума, которые наиболее полно могли быть задействованы в научно-технической сфере.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Конец важнейшей для европейской культуры эпохи ознаменован началом Великой французской революции в 1789 году. Идеи и принципы Эпохи просвещения повлияли на создание важных документов того времени, заложив основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Основные черты эпохи

Идеи просвещения дали мощный импульс, который был необходим на этом этапе развития цивилизации и любого государства, переходящего от устоев традиционного общества к новым индустриальным ценностям. Просвещение оказало огромное влияние на развитие культурной, философской и общественной мысли, последующие изменения в этике и социальной мысли, отмену рабства и другие ключевые события, предопределившие ход мировой истории.

Свобода совести

Свобода совести — естественное право человека формировать свои убеждения.

Возникновение понятия связано с началом реформирования католической церкви, но особое развитие и теоретическое обоснование принципы свободы совести и вероисповедания получили в трудах философов Нового времени. В общественных и философских дискуссиях Эпохи просвещения вопросы нравственного характера занимали одно из важнейших мест. Свобода начала восприниматься не просто как благо, а как естественное состояние каждого человека.

Наиболее подробно эту идею в своих работах развивал английский мыслитель Жан-Жак Руссо, который выступал за разделение церкви и государства. Он считал, что человек рождается свободным, с правом распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению и самостоятельно выбирать свое будущее. По мнению Руссо, социальные устройство, основанное на ограничениях и требованиях государства и религии, накладывает оковы на свободу человеческой воли.

Просветительская идея свободы делила ее на естественную и гражданскую. Если естественная свобода была ограничена только законами природы, то гражданская предполагала следование законам и моральным нормам, которые защищали общество.

Освобождение науки и философии от влияния религии

Отношение к религии в просветительскую эпоху претерпевает ряд широких изменений, которые в большей степени относятся к осмыслению истоков религии. Наука приобретает эмпирический характер, поэтому слепое подчинение церкви заменяется попыткой докопаться до секретов и тайн природы.

Это не означает, что просветители выступали против религии. Скорее они призывали к ее реформации, уничтожению суеверий и предрассудков, так как считали, что настоящая вера основана на принципах гуманности и разумности.

Многие мыслители считали, что просвещение не может существовать отдельно от истинной религии, которая открывается через познание законов разума. Шотландский философ Дэвид Юм в своих работах доказывал невозможность разумной веры в чудеса, но не отрицал существование религии как таковой.

Космополитизм

Космополитизм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.

Формирования космополитического мировоззрения происходило на фоне участившихся войн, которые убеждали уставших европейцев в необходимости новой объединенной Европы. Пацифистски настроенные мыслители Эпохи просвещения видели решение проблемы в создании единой европейской республики с государствами-провинциями. Идеалы мирового гражданства проповедовали Данте, Гете, Шиллер и другие.

Космополитизм просветительской эпохи — это не отказ от ценностей патриотизма и служения родине. Приверженность всечеловеческим интересам и ценностям не исключала любовь к своей стране.

Возрождение науки и естествознания

Научное знание заняло лидирующие позиции в формировании просветительского мировоззрения и признавалось наиболее продуктивной формой интеллектуальной деятельности. Наука опиралась на принципы эмпиризма и рационализма, отвергая принятые религиозные теории. Интересы ученых просвещения отличались широтой научных взглядов. Основное место в системе знаний занимали точные и естественные науки, такие как математика, химия, биология, физика и другие.

Идеология разума, как источника и двигателя познания

Период просвещения отличается своей приверженностью культу разума. Факторы, характеризирующие идеологию разума:

  • разум воспринимался как единственный инструмент, благодаря которому можно преобразовать мир, исходя из принципов свободы, гуманности и равенства;
  • причина всякого зла и несчастья лежит в невежестве, которое можно преодолеть лишь силой разума;
  • любая истина познается через взаимодействие чувства и разума;
  • в основу человеческой культуры должна должны лежать принципы разума;
  • разум является единым и общим для всех людей, независимо от эпохи, национальности, социального статуса и т. д.

Идея прогресса

Для мыслителей просвещения движущей силой прогресса и истории являлся человеческий разум, с развитием которого менялась жизнь и строение общества. Идеология прогресса основывалась на неразделимости развития разума и промышленного прогресса, которые влияли друг на друга, приводя к новым открытиям и научным подвигам.

Также прогресс определялся как результат развития индивидуальных навыков человека, отраженные в личном вкладе каждого члена общества на пути к новому миру.

Абсолютизация образования в формировании человека

Одной из важнейших идей просветительского мира была возможность получения образования простыми людьми. Мыслители просвещения считали, что без всеобщей образованности невозможно дальнейшее развитие и прогресс. Просветительская эпоха дала сильный толчок образованию, в некоторых европейских странах ввели общее начальное образование. Во Франции в течение XVIII века количество неграмотных среди населения сократилось с 79 до 63%.

Однако, несмотря на большие надежды просветителей, образовательные реформы привели к еще большему социальному расколу в обществе, так как значительная часть населения оставалась необразованной и не могла поладить с остальной частью привилегированного населения. Народная мудрость и традиционные ценности казались мыслителям просвещения отсталыми и вредными, что тоже становилось причиной конфликтов в обществе.

Общие задачи просветителей

Течение Эпохи просвещения для каждого народа имело свои особенности и различия, но истоки движения и основные принципы были идентичны, независимо от национальности.

Борьба с феодализмом

Мыслители просвещения отрицали божественное происхождение феодально-абсолютистского государства, аргументируя его теорией общественного договора. Согласно этому, государство представлялось как социальный институт, который возник в результате заключения соглашения между людьми. Эта теория позволяла народу лишать государя власти, если он нарушает условия соглашения. Окончательный и решающий удар феодальному устройству нанесла Французская буржуазная революция, которая опиралась на идеи просвещения.

Борьба против церкви

С началом просветительского движения начался радикальный пересмотр идей и догм официального христианства и церкви. Абсолютная вера в человеческий разум подорвала авторитет и позиции церкви.

К тому времени позиции католической церкви были уже ослаблены под давлением протестантской критики и, в значительной степени, в результате научно-технического прогресса. Духовенство не было готово к таким потрясениям эпохи, и немалая часть церковных служителей поддержала идеи просветителей.

Идеальная модель общества

  • равная ценность каждой личности, независимо от происхождения;
  • гуманизм и человеколюбие, служение всех людей на благо общества;
  • отказ от любых форм принуждения;
  • свобода вероисповедания;
  • единство морального закона для всех;
  • отказ от теологии из интерпретации исторического процесса;
  • осмысление средних веков в резко негативном ключе;
  • подражание идеалам античности.

Примеры эпохи Просвещения

Помимо активного развития философской и общественной мысли, идеи просвещения осмыслялись деятелями искусства. Первым направлением творчества был классицизм, который воплотился в литературе, музыке и живописи. Мастера, работающие в этом направлении, следовали принципам античности. Основными чертами классицизма являются рациональность и строгое соответствие форме. В литературе классицизма обожествляется человеческий разум, восхваляется борьба за свободу и движение научного прогресса. Каноническим произведением классицизма считаются произведения французского поэта Пьера Корнеля. В России это направление обрело популярность в середине XVIII века. К классицизму причисляют оды Державина, в которых он восхвалял Екатерину и трагедии Сумаркова.

Читайте также: