Что такое рельеф в древнем египте кратко

Обновлено: 03.07.2024

Большое место в искусстве Древнего царства занимают рельефы и росписи на стенах гробниц и храмов. Подобно скульптуре, рельефы и росписи были тесно связаны с заупокойным культом и находились в строгой зависимости от архитектуры. Применялся низкий рельеф с выбранным фоном и врезанный рельеф. Роспись исполнялась минеральными красками. В некоторых гробницах, например в Медуме, техника росписи сочеталась с вкладками цветной пастой в специально приготовленные углубления.
В искусстве Древнего царства сложились наиболее излюбленные сюжеты рельефов и росписей, главные правила расположения их на стене (построчность, повествовательность), композиции целых сцен, групп, фигур, ставшие впоследствии традиционными.
Рельефы в заупокойных храмах царей и в гробницах вельмож должны были прославлять их мощь, рассказывать об их деятельности. Изображение владельца гробницы поэтому делалось портретным. Примерами замечательных портретных рельефов могут служить деревянные рельефы вельможи, зодчего III династии Хесира (Каирский музей), передающие ярко индивидуальный образ волевого, энергичного человека.
На рельефах и в росписях очень часто встречаются сцены сельского труда, работы ремесленников, рыбной ловли и охоты, быта вельмож.
Вельможу или царя показывают обычно крупным планом, изображая их очень большими, потому что они являются главными персонажами в композиции.
При изображении человеческой фигуры строго соблюдаются требования канона, сложившегося на заре существования египетского государства. Большая свобода в передаче движений, поз, поворотов встречается только в фигурах слуг, крестьян, ремесленников — второстепенных персонажей.
Египетские рельефы и росписи носят повествовательный характер, изображения показывают различные моменты действия, развертывающегося во времени. Это подчеркивает неразрывную связь их с письмом.
Не применяя линейной перспективы, египтянин не применял и воздушной. Все четко, все графично в египетском рельефе. Легкая моделировка вызывает игру теней на поверхности рельефа, что несколько его оживляет. Но рельеф и в этих случаях так мало возвышается над фоном, что никогда не теряет своей связи с рисунком.
В росписях и при раскраске рельефов египетский художник Древнего царства пользовался чистыми цветами, применяя их очень условно, не стремясь к натуралистически точному воспроизведению цвета и его различных тонов. Гамма красок несложна: зеленый, золотисто-желтый, сердоликово-красный, синий и бирюзово-голубой цвета являются обычными. Красящими веществами служат тертый малахит, тертый лазурит (ультрамарин), желтая и красная охра.


Гробница фараона в соответствии с религиозными представлениями Древнего Египта строилась как жилище умершего правителя. Гробницы фараонов играли огромную роль в истории Древнего Египта, в жизни египтян того времени. Порой на их строительство уходили громадные силы и средства всего государства. История строительства гробниц фараонов Египта является важной частью истории всего древнеегипетского государства.

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Искусство древнего египта

Роль погребального культа и заупокойного обряда в сложении основных архитектурных и изобразительных типов древнеегипетского искусства канон в.. египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру.. с самого начала образования классовых отношений искусство стало мощным средством воздействия на сознание народных масс..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Полихромные рельефы в египетских гробницах времени Древнего Царства

Гробницы правителей архаичного периода


В конце доисторических времен не было специальных мест для захоронений, мертвых хоронили обычно рядом с поселениями и деревнями. Их закапывали в землю недалеко от хижин.

С появлением медных инструментов и орудий груда обряду похорон и местам захоронений стали уделять больше внимания.

В Бадари (Верхний Египет) стенки могил стали выкладывать циновками, в отдельных могилах над телом умершего сооружали навес. Могилы, выложенные кирпичом и состоящие из нескольких помещений, появились впервые в культуре Негада .

Гробница фараона в соответствии с религиозными представлениями Древнего Египта строилась как жилище умершего правителя. Гробницы фараонов играли огромную роль в истории Древнего Египта, в жизни египтян того времени. Порой на их строительство уходили громадные силы и средства всего государства. История строительства гробниц фараонов Египта является важной частью истории всего древнеегипетского государства.

Техника


Неоконченная роспись в гробнице (KV57) Хоремхеба (XV век до н. э.), по которой можно проследить этапы нанесения рельефа

Рельеф, украшавший поверхность, не должен был разрушать её фактуру, в связи с чем высота древнеегипетского рельефа невелика, иногда меньше одного миллиметра. Перспектива и пространственные планы отсутствуют, ракурсы в изображении фигур не используются. Групповые сцены всегда развёртываются в одну линию по типу фриза: таких поясов-фризов обычно бывает несколько. Плоский силуэт рисунка подчёркнут обобщённым контуром, близким к геометризованному. Роспись по рельефу покрывает ровным слоем его участки, при этом традиция использования чистых контрастных цветов на долгие века остаётся незыблемой. Основной замысел рельефных композиций той или иной гробницы принадлежал начальнику работ; остальные мастера выполняли отдельные рельефы или переносили на стены уже готовые эпизоды, основываясь на эскизах меньшего масштаба. На подготовленную стену наносились прорисовки будущей композиции, после чего мастера вырезали контуры и расписывали рельеф кистями.


Рельеф из гробницы генерала Сехетепибра, ок. 1802 –1640 годы до н.э. (XIII династия)

В искусстве Древнего Египта применялись два типа рельефа — барельеф, на котором фон вокруг фигур удалялся, и горельеф, с углубленным контуром, но сохранённым фоном. Внутри контура рисунка мастер мог моделировать изображение. Однако на всех этапах работы он был связан целой системой правил. Каждая фигура сочетает фрагменты изображений, данных в различном ракурсе, с разных точек зрения: торс изображается в фас или в три четверти, голова и ноги — в профиль. Этот подход к изображению, обусловленный каноническими правилами, придаёт особый характер пластике фигур и передаче движения в древнеегипетском рельефе. Очень незначительна мера варьирования поз и движения различных фигур на многофигурных композициях-фризах. Это придаёт рельефу настроение неторопливой, спокойной последовательности. Кроме того, такая композиция особенно естественно связывалась с плоскостью стены, подчеркиваю её строгую и гладкую поверхность.

Египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трёх синтез искусств — архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объёма, и живопись в расцвечении цветами реального мира.

Мастабы


В результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен появились мастабы. Это самый ранний тип гробниц фараонов периода Древнего царства. Мастаба имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой

Пирамида Джосера

Такие гробницы строили фараоны I и II династий Древнего царства. Всё изменилось при первом фараоне III династии Джосере. Для своей усыпальницы он поставил всё убывающие в размерах мастабы друг на друга, получив ступенчатую пирамиду.


Другим новшеством стало то, что фараон отказался от недолговечного необожженного кирпича, и приказал построить свою гробницу из камня. Таким образом, ступенчатая пирамида в Саккаре стала первым в мире каменным архитектурным сооружением. Её же считают первой египетской пирамидой.

Пирамида Джосера предназначалась для всей семьи усопшего, как и мастабы, возводимые до этого. В более поздних пирамидах хоронили только одного фараона. Для членов семьи в пирамиде Джосера было приготовлено в тоннелях пирамиды 11 погребальных камер. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет.

Пирамида была ограблена в древности, причем имеется несколько разных лазов, пробитых грабителями. Поэтому не удивительно, что мумию самого Джосера не нашли (вероятно, от него сохранилась лишь мумифицированная пятка).

Территория для строительства комплекса пирамиды Джосера, выбранная Имхотепом, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис.

Медумская пирамида


Сначала фараон Снофру, осуществил переход к правильной форме пирамиды, перестроил ступенчатую пирамиду в Медуме, заложив ступени каменной кладкой, и придав пирамиде правильную геометрическую форму. Со временем эта кладка обвалилась, засыпав нижние ступени, и пирамида приобрела совершенно необычную форму.

Форма правильной пирамиды, т. е. имеющей квадратное основание, может быть изучена не только с технической стороны. На развитии формы пирамиды сказались изменения общественной структуры Древнего Египта и религиозных концепций.

Новые идеи изменили не только форму пирамиды, они привели к созданию целых комплексов культовых сооружений, необходимых для проведения ритуальных церемоний. Комплекс пирамиды в Медуме, ставший классическим, был построен в одно время с самой пирамидой. Он был возведен на границе пустыни и плодородной земли и состоял из двух храмов — нижнего и заупокойного. Оба храма были соединены дорогой восхождения. Главным элементом комплекса была пирамида — гробница фараона.

Маленький заупокойный храм находился у восточного склона медумской пирамиды. Дорога в него проходила через два полностью закрытых, темных и длинных помещения, расположенных у самого подножия пирамиды. Во дворике заупокойного храма стояли две каменные стелы без надписей, между ними находился жертвенный алтарь. Сюда приносили жертвенные дары, еду и питье для умершего фараона: От нижнего храма остались лишь незначительные следы, дорога восхождения хорошо сохранилась на всем своем протяжении. К комплексу пирамиды фараона Снофу в Медуме принадлежат и маленькие пирамиды-спутницы.

Ломаная пирамида


Две другие пирамиды фараона Снофру находятся к западу от нынешней деревни Дашур. Первая — это пирамида с ломаными гранями, или Ломаная пирамида. Стены ее нижней части наклонены под углом 54° ЗГ к линии горизонта, примерно с середины высоты пирамиды наклон стен становился 43° 21′. Для объяснения причин, вызвавших строительство пирамиды с такими ломаными гранями, существует несколько теорий. Одни специалисты считают, что во время строительства пирамиды произошло землетрясение, ее верхняя часть была слишком отвесной и была разрушена. Поэтому строители продолжили работы под другим, более пологим углом. Другие ученые видят здесь одно из доказательств взаимосвязи обелиска и пирамиды Нижний храм Ломаной пирамиды — самый древний из известных нам. Он расположен не на краю плодородных земель, как другие, более поздние храмы, а построен в пустыне. Дорога восхождения, соединяя его с культовыми постройками у пирамиды, продолжается дальше на восток, в сторону реки. Многие египтологи считают, что существовал еще один, настоящий нижний храм, построенный на границе пустыни и плодородной земли, но он не сохранился. Сохранившийся нижний храм, имея прямоугольник в плане, состоит из трех основных частей: входного зала-вестибюля, четырех помещений рядом с ним и большого двора, в глубине которого стояли две колоннады (по 10 колонн пятиметровой высоты в каждой). Они образовывали открытый дворик. За ним находились шесть камер со статуями фараона Снофру больше натуральной величины. Стены храма были украшены прекрасными барельефами.

Розовая пирамида


Вторая пирамида Снофру в Дашуре называется Розовой пирамидой. Этот цвет придает ей камень, из которого она построена. Угол наклона пирамиды примерно такой же, как в верхней части Ломаной пирамиды.

До сих пор остается неясным, для чего фараону Снофру потребовались сразу две рядом стоящие гробницы? Этот факт, как и многие другие, подтверждает гипотезу о том, что самые грандиозные пирамиды никогда не были гробницами фараонов.

Великие пирамиды


Самыми грандиозными гробницами фараонов были три пирамиды в Гизе, которые получили название Великих. Их считают одним из Семи чудес света. Они расположены на кромке пустынного плато Гиза, на границе с зеленой долиной Нила, на окраине Каира.

Этот древнеегипетский некрополь состоит из пирамиды Хеопса, несколько меньшей по размерам пирамиды Хефрена и относительно скромных размеров пирамиды Микерина, а также ряда менее крупных пирамид-спутников.

Пирамида Микерина ознаменовала конец эпохи больших пирамид. Все последующие сооружение были небольших размеров.

Во времена пятой династии в Египте пирамиды строились намного меньшего размера. Их возводили из каменных блоков меньшего размера и недорогих строительных материалов. Намного короче оказалось и время их существования. Большинство из них сейчас в руинах.

Пирамиды V и VI династий Древнего царства

Фараоны пятой династии построили пять относительно небольших пирамид в Абусире, примерно в девяти километрах южнее Гизы, а кроме них ещё три пирамиды в Саккаре. Рядом с пирамидой Джосера, с восточной стороны, фараон Усеркаф возвел свою пирамиду. Она была сооружена из огромных блоков грубо отесанного известняка.

Пирамида Унаса – последнего фараона пятой династии – была возведена к юго-западу от пирамиды Джосера. В настоящее время она довольно сильно разрушена.

В Саккаре во времена шестой династии было построено четыре небольшие пирамиды, но они сейчас имеют еще более плачевный вид.

Пирамиды Среднего царства

В период Среднего царства произошли значительные изменения в строительстве пирамид. В качестве строительного материала стали использовать не камень, а необожженный кирпич. Пирамиды опять увеличились в размерах, сложнее стала архитектура погребальной камеры, и заупокойный храм достиг максимальных размеров.

Правители тринадцатой династии прекратили строить этот тип усыпальниц для фараонов. Вместо пирамид в Древнем Египте стали возводиться гробницы, которые вырубались в скалах.

Долина Царей


Новый тайный способ захоронений оказался малоэффективным, так как множество гробниц фараонов все равно были разграблены, хотя, некоторые из них смогли сохранить египетские жрецы, успевшие перепрятать мумии царей и их сокровища, в новые тайники. Большинство таких захоронений фараонов были перенесены в местность около Дейр- эль- Бахри. Не были ограблены лишь гробницы фараонов Юйи и Туйи.

Гробница фараона Тутанхамона


Гробница фараона Сети I


Долина Цариц


Гробница царицы Нефертари



Гробница царицы Тити


Славится очень колоритными и красочными росписями. Стены погребальной камеры украшены изображениями египетской богини Хатор – в обличье коровы на фоне гор, и она же, но уже в человеческом облике, оживляющая царицу Тити в водах Нила. Могилу украшают изображения самой царицы двадцатой династии Древнего Египта, а также изображения божественных представителей, самых распространенных в то время религиозных культов: Тот, Атум, Исида, Нефтида, Нейт, Осирис, Селкуит.

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 24558
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Egypt Relief

Как возник рельеф? Наиболее распространенная теория выводит его из рисунка, из контурной линии, врезанной в поверхность стены. Такой вывод напрашивается при изучении памятников Древнего Египта. Действительно, древнейшие изображения иероглифов технически подобны контурному рисунку, гравированному на поверхности стены.

Следующая ступень развития — когда внутренняя сторона контура начинает закругляться и появляется первый зародыш моделировки. Именно так возникает своеобразный вид рельефа, известный только в Древнем Египте, — так называемый углубленный рельеф (en creux). Его особенность заключается в том, что, хотя он может быть выпуклым, он все-таки остается контурным, существует не перед стеной, а на стене или даже, еще правильней, в стене (следует отметить, что в углубленном рельефе не фигура бросает тень на фон, а фон — на фигуру рельефа).

Однако параллельно в египетском рельефе происходит и другой процесс развития — наряду с углубленным рельефом вырабатывается и техника выпуклого рельефа (причем опять-таки одновременно и в изобразительном искусстве, и в письменности): слой камня вокруг контура фигуры снимается, и фигура начинает выделяться на фоне стены в виде плоского силуэта. В дальнейшем развитии снимаемый слой становится все глубже, а фигура все более выпуклой; тогда перед скульптором возникает новая проблема — снятие нескольких слоев или нескольких планов, иначе говоря, проблема третьего измерения.

Relief Egypt


Вместе с тем в течение всей своей тысячелетней истории египетский рельеф сохраняет примитивную форму, связанную с традициями контурного рисунка. Даже перейдя на выпуклый рельеф, египетские скульпторы придерживаются очень плоской моделировки (чаще всего высота египетского рельефа не превышает двух миллиметров).

Другая особенность египетского рельефа заключается в том, что он не имеет рамы, у него нет точных границ, определенного места на стене. В Ассирии рельеф чаще всего помещается в нижней части стены, в Греции — обычно наверху (метопы, фриз). Египетский же рельеф может находиться всюду, украшать стену рядами (один над другим), двигаться в сторону и вниз, со стены переходить на колонну и опоясывать ее снизу доверху.

Egypt Relief
Relief Temple of Hathor

Заказать и купить рельеф из мрамора просто - достаточно зайти в раздел нашей галереи – "Рельеф", выбрать понравившийся образец, определиться с цветом мрамора и размером, а затем позвонить по телефону; воспользоваться формой обратной связи или написать письмо по электронной почте. Наши специалисты также всегда готовы оказать вам помощь.

Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Живопись Древнего Египта

Описание презентации по отдельным слайдам:

Живопись Древнего Египта

Живопись Древнего Египта

Каноны живописи в Древнем ЕгиптеОсновой для живописи чаще всего служили стены.

Каноны живописи в Древнем Египте
Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.
Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степен.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а знач.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:
голубой – обещание новой жизни;
зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
красный – символ зла и бесплодной земли;
белый – признак победы и радости;
черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для.

Тон фона зависит от эпохи.
Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царстваДревнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до.

Живопись Древнего царства
Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.
Особенности
Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.
В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скул.

Пример
Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет
(27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по.

Живопись Среднего царства
Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.
Особенности
В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы Ном.

Пример
Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы Номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века.

Пример Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В.

Пример
Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

Интересные факты Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопис.

Интересные факты
Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.
Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

Большое место в искусстве Древнего царства занимают рельефы и росписи на стен.

Большое место в искусстве Древнего царства занимают рельефы и росписи на стенах гробниц и храмов. Подобно скульптуре, рельефы и росписи были тесно связаны с заупокойным культом и находились в строгой зависимости от архитектуры. Применялся низкий рельеф с выбранным фоном и врезанный рельеф. Роспись исполнялась минеральными красками. В некоторых гробницах, например в Медуме, техника росписи сочеталась с вкладками цветной пастой в специально приготовленные углубления.
В искусстве Древнего царства сложились наиболее излюбленные сюжеты рельефов и росписей, главные правила расположения их на стене (построчность, повествовательность), композиции целых сцен, групп, фигур, ставшие впоследствии традиционными.

Рельефы в заупокойных храмах царей и в гробницах вельмож должны были прославл.

Рельефы в заупокойных храмах царей и в гробницах вельмож должны были прославлять их мощь, рассказывать об их деятельности. Изображение владельца гробницы поэтому делалось портретным. Примерами замечательных портретных рельефов могут служить деревянные рельефы вельможи, зодчего III династии Хесира (Каирский музей), передающие ярко индивидуальный образ волевого, энергичного человека.
На рельефах и в росписях очень часто встречаются сцены сельского труда, работы ремесленников, рыбной ловли и охоты, быта вельмож.
Вельможу или царя показывают обычно крупным планом, изображая их очень большими, потому что они являются главными персонажами в композиции.
При изображении человеческой фигуры строго соблюдаются требования канона, сложившегося на заре существования египетского государства. Большая свобода в передаче движений, поз, поворотов встречается только в фигурах слуг, крестьян, ремесленников — второстепенных персонажей.
Египетские рельефы и росписи носят повествовательный характер, изображения показывают различные моменты действия, развертывающегося во времени. Это подчеркивает неразрывную связь их с письмом.

Читайте также: