Место социальной педагогики в системе педагогических наук кратко

Обновлено: 30.06.2024

Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, использование данных других наук о человеке. Педагогика тесно взаимодействовала со многими науками, которые повлияли на ее становление и развитие: философией, психологией, биологией, антропологией, медициной, экономическими науками, социологией, политологией и др.

Можно выделить четыре основные формы связи педагогики с другими науками:

1) использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

2) творческое заимствование методов исследований;

3) использование конкретных результатов исследований других наук;

4) участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогическому поиску и служили методологическим основанием педагогики. В настоящее время общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Все выдающиеся педагоги считали, что им необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности и строить образование, учитывая эти законы.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных в педагогике. Она является важнейшей и для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, задействовала тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о человеке в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является предоставление образования детям, имеющим приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была определяющим условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая, и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы установления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Читайте еще:

Из этого доктор Норем сделала вывод: оптимизм и пессимизм становятся у каждого второй натурой, коренящейся как в воспитании, так, видимо, и во врождённом предрасположении. Но самое главное — то, что при решении определённых задач, структура которых схожа с той, что делалась в эксперименте.

Многие до сих пор находятся в глубоком заблуждении по поводу сексуальности. Многие принимают целибат, то есть половое воздержание, на всю жизнь, так как видят в сексуальных отношениях что-то нечистое, непристойное. Другие не избегают сексуальных отношений, но испытывают некоторое чувство вины за.

Само собою ясно, как легко "играть" таким словом в софизмах. — Когда кучка "народа" — рабочих, крестьян и т.д., — соберется на улицах и заявляет "волю народа", тут бессознательная подмена мысли; когда же оратор, опытный софист и демагог, говорит этой толпе.

Богатый имеет собственность. Он покупает, покупает все, во всяком случае — много. Но я хотел бы, чтобы вы задумались над одним обстоятельством — а ведь он не платит.

Вся совокупность действий пятой колонны вела к торможению темпов развития и дезорганизации экономики, придавала ей неравновесный характер. Назревавшая необходимость структурных преобразований в экономике, придания ей равновесного характера (ср. гл.1) была осознана в Китае и, частично, в Венгрии.

Я попрошу читателя воспринимать данную главу так же просто и непосредственно, как я постарался ее написать. На данном этапе попытайтесь не проводить никаких аналогий с чем бы то ни было. Это может помешать вам в дальнейшем понять собственно аналогию и привести к путанице. Воспринимайте медузу.

В партнерских отношениях воспитание идет через игру, но она возможна лишь между равными участниками. Мне не понятно, когда взрослый начинает упрекать ребенка, мол, у меня все права, а ты маленький, я много знаю, а ты несмышленый, я работаю, а ты живешь за мой счет. Когда ты собирался стать.

Реализация недуальных традиций бескомпромиссна: есть лишь Дух, есть лишь Бог, есть лишь Пустота во всем своем сияющем великолепии. Все добро и все зло, наилучшее и наихудшее, совершенное и вырождающееся — все это в отдельности и вместе взятое, в точности как оно есть — предельно совершенные.

Его лучше проводить в небольшой группе, где все участники могли бы поделиться своими переживаниями в конце упражнения.

Германия, кстати, под шумок вернет Восточную Пруссию, наконец-то, переименовав Калининград в Кенигсберг.

- Нет, не всегда. — Его добрый тон ясно показывал, что он в курсе происходящей у меня внутри сумятицы. — Старый маг, с которым я работаю, недавно меня этому научил.

Когда мы говорим о социальной педагогике, мы в первую очередь относим ее к системе педагогических наук, к некоторой совокупности взаимосвязанных частей, или отраслей. Для педагогики такими элементами являются педагогические научные дисциплины. Иногда о них говорят, характеризуя структуру педагогической науки. В зависимости от способа и задач рассмотрения они могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисциплины. Общее для всех таких дисциплин — объект педагогики, т. е. педагогический процесс. Каждая из них специально рассматривает ту или иную сторону целостного педагогического процесса, выделяя свой собственный предмет.

Файлы: 1 файл

1 вопрос.doc

1. Социальная педагогика в системе наук о человеке

Когда мы говорим о социальной педагогике, мы в первую очередь относим ее к системе педагогических наук, к некоторой совокупности взаимосвязанных частей, или отраслей. Для педагогики такими элементами являются педагогические научные дисциплины. Иногда о них говорят, характеризуя структуру педагогической науки. В зависимости от способа и задач рассмотрения они могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисциплины. Общее для всех таких дисциплин — объект педагогики, т. е. педагогический процесс. Каждая из них специально рассматривает ту или иную сторону целостного педагогического процесса, выделяя свой собственный предмет.

Социальная педагогика, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Среди них есть базисные — основные для социальной педагогики. К их числу принято относить философию, общую педагогику, социальную работу, социальную психологию, социологию, политологию.

Социальная педагогика связана с общей педагогикой как часть и целое. Назначение социальной педагогики — установить направления, содержание, формы поддержки личности в определенных социокультурных условиях, конкретизировать положения общей педагогики применительно к возможностям среды. Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятельности, условиях семейного воспитания и многое другое.

Однако связь педагогики и социальной педагогики не столь однозначна. Еще не решен в окончательном виде вопрос о месте социальной педагогики в общей системе педагогической науки. Социальная педагогика может относиться к подсистемам первой степени, наряду с общей педагогикой, философией образования, семейной педагогикой. В подсистему второй степени, иерархически подчиненную первой, могут быть включены специальные отрасли педагогики: дошкольная, военная, спортивная и др. Социальная педагогика и педагогика, по мнению Г.Н. Филонова, — две самостоятельные науки, относящиеся к разным областям знания, имеющие общие границы, "сопредельные", по выражению автора, но не связанные иерархически как часть и целое.

Педагогика изучает общие закономерности воспитания, обучения и управления образованием. По мнению А.В. Иванова, фактически на протяжении веков педагогика рассматривала то процессы индивидуального развития и возможности вхождения личности в социальное окружение, то ее процессы и явления, связанные с успешной социализацией человека. Таким образом, педагогику можно рассматривать в соответствии с теми задачами, которые были актуальны для данного времени, для тех или иных ученых и их окружения. В настоящее время можно констатировать, что существуют две педагогических науки: педагогика индивидуальности и социальная педагогика. Причем все отраслевые педагогики: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, а также семейная, конфессиальная, коррекционная и т. д. — сочетают в себе закономерности как индивидуальной, так и социальной педагогики. Социальная педагогика — это педагогическая наука, позволяющая рассматривать педагогические явления и процессы, их закономерности в соответствии с теми задачами и целями, которые направлены на формирование и развитие личности в социальном мире, гармонизацию отношений человека и общества.

Социальная педагогика — это относительно целостная, сложная комплексная система.

В систему педагогических наук входят методики обучения и воспитания школьников различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности развития учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными знаниями обучения и воспитания конкретной дисциплине, но и расширяют понятийный аппарат социальной педагогики.

Социальная педагогика тесно связана с социальной работой. Социальная педагогика в социальной работе выступает в роли научного стержня потому, что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации, развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому социальной педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.

Социальная педагогика связана с исправительно- трудовой педагогикой, которая содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название — педагогика пенитенциарных учреждений. Существует детская и взрослая отрасли науки по перевоспитанию людей, отбывающих наказание за совершенные преступления. В связи с этим педагогические основы исправительно-трудовой педагогики должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах педагогического воздействия, разрабатываемые в социальной педагогике.

В последние годы активно развивается коррекционная педагогика, которая изучает особенности развития детей с ограниченными возможностями, разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений. Одной из важных проблем коррекционной педагогики является разработка педагогических технологий работы с детьми группы риска. Теории воспитания и образования лиц без зрения, слуха, с нарушениями в развитии мышления и поведения являются основой для педагогики социального развития личности (социальное воспитание); педагогики социальной среды как частных разделов социальной педагогики.

Философия является методологической основой социальной педагогики. Будучи системой научных знаний, социальная педагогика состоит из двух связанных разделов: теоретико-методологического (методологические основы познания, законы, научный аппарат и т. д.) и прикладного (практического применения общих теоретических положений). Поэтому те или иные философские течения, концепции, теории, методология познания и преобразования — все это составляет исходные методологические основания, основы социально-педагогических теорий.

Аппарат социальной философии содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т. п. Все эти категории осмысляются в социальной педагогике в их конкретно-историческом проявлении и через выявление их педагогического содержания, смысла или потенциала

Определенная часть теоретических знаний в социальной педагогике выросла из социологических теорий, поэтому принято считать, что социальная педагогика связана с социологией. Исследования в области социальной педагогики опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности.

Например, при диагностике детей группы обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Социологические методы исследования в значительной мере используются в прикладных исследованиях по социальной педагогике, так же как и в других научно-педагогических дисциплинах.

Другая базисная для социальной педагогики наука — психология, раскрывающая закономерности развития личности, групп и коллективов. Из психологии социальная педагогика черпает сведения об особенностях личности, социального познания, механизмах и условиях социализации личности, истоках отношений личности, особенностях межличностного общения, о социальных факторах отклоняющегося поведения, содержании психосоциальной работы. Многие подходы в социальной педагогике, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения.

Социальная педагогика тесно связана с конфликтологией. Конфликтология изучает типы, виды и формы социальных конфликтов, их общие закономерности; социальная педагогика — главным образом межличностные, внутри личностные и личностно-групповые конфликты. Конфликтологическая теория пронизывает большинство современных разделов обществоведения и человекознания. Поскольку бесконфликтного личностного развития не бывает в природе, социальная педагогика изучает (как часть научного объекта) потенциально и реально существующие конфликты между личностью и социальной средой (социумом и микросоциумом), взаимоотношения человека с другими людьми, которые имеют конфликтный, а поэтому особо значимый как для личности, так и ее окружения характер. Социальные педагоги имеют дело с остроконфликтными категориями населения (молодежью, инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т. п.) и призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Учитывая, что социальная конфликтность достигла высоких качественных и количественных параметров, конфликтологический анализ проблематики социальной педагогики является социально актуальным и чрезвычайно важным. Таким образом, содержание науки социальной педагогики, ее объект, предмет, категории и другие атрибуты не могут осмысляться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен ее отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и предназначения.

В последние годы социальные педагоги стали широко использовать данные политологии. В политологии для социальной педагогики представляют интерес исследования в области социальной политики, которая как составная часть внутренней политики государства, а также общественного сектора, воплощенная в их социальных программах и практике и регулирующая отношения в государстве и обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения, является сферой, определяющей практическую социально-педагогическую деятельность различных социальных институтов. Как наука социальная педагогика не зависит от социальной политики, так как сама социальная политика по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Социально-педагогическая практика представляет собой форму, технологию, способ реализации социальной политики, а социальная педагогика как научная дисциплина предлагает политологии фундаментальные теоретические положения, позволяющие ей разрабатывать эффективные механизмы реализации социальных доктрин.

Данным перечнем наук и научных дисциплин не исчерпываются связи социальной педагогики с другими науками.

Как развитая часть педагогической науки социальная педагогика практически воспроизводит структуру всей науки: в ней выделяются фундаментальные и прикладные разделы, научно-эмпирические (педагогика социального развития личности, или социальное воспитание), интегративные (педагогика среды), междисциплинарные (педагогика социальной работы) и комплексные (профессиональное образование в области социальной педагогики) области, научные направления, течения, школы.

По мнению И.А. Липского, общими ее разделами являются: история социальной педагогики; методология социальной педагогики; сравнительная социальная педагогика. Общие разделы содержат в себе знание, являющееся общим для частных дисциплин социальной педагогики, для ее научных направлений, областей и течений. Знания ее общих разделов проявляются на всех уровнях и во всех видах социально-педагогической деятельности, во всех типах социально-педагогических систем, во всех социально-педагогических процессах.

История социальной педагогики включает в себя частные подразделы, или теории второго уровня: общие вопросы социальной педагогики; история социальной педагогики по периодам и этапам ее развития; персоналии в истории социальной педагогики; социально-педагогические историко-научные исследования.

Методология социальной педагогики включает в себя теории второго уровня, к которым отнесены: теория методологических основ социальной педагогики; теория социально-педагогического наук ведения; теория научно-исследовательской деятельности в социальной педагогике; теория научно-преобразовательной деятельности в социальной педагогике; теория научно-образовательной деятельности в социальной педагогике.

Сравнительная социальная педагогика представлена теориями второго уровня, которые отражают: мировую социально-педагогическую мысль; развитие социальной педагогики по регионам мира; развитие социальной педагогики по странам мира; научные исследования по социальной педагогике за рубежом; подготовку специалистов социальной сферы за рубежом.

Частные дисциплины социальной педагогики отражают ее научно-дисциплинарную структуру. К ним относятся: педагогика социального развития личности (социальное воспитание); педагогика социальной среды; педагогика социальной работы; профессиональное образование в области социальной педагогики.

Педагогика социального развития личности (социальное воспитание) отражается в теориях второго уровня: общие вопросы социального развития (социального воспитания) личности; теория социального развития (социального воспитания) личности; методика социального развития (социального воспитания).

Педагогика социальной среды раскрывается посредством частных теорий второго уровня, к которым относятся: общие вопросы педагогики социальной среды; теория педагогики социальной среды; педагогические технологии преобразования социальной среды.

Педагогика социальной работы включает теории второго уровня: общие вопросы педагогики социальной работы; теория педагогики социальной работы; педагогика социальной работы с различными группами населения; педагогика социальной работы в различных видах и типах социума; педагогические технологии социальной работы.

Профессиональное образование в области социальной педагогики также содержит ряд теорий второго уровня: общие вопросы профессионального образования; до профессиональная подготовка и начальное профессиональное образование; среднее специальное профессиональное образование; вузовское профессиональное образование; пост вузовское профессиональное образование и повышение квалификации; подготовка научных и научно-педагогических кадров в области социальной педагогики.

Социальная педагогика является относительно молодой наукой, выделившейся из педагогики в 20-м веке. Профессия социального педагога была официально установлена в апреле 1991 года, Решением №92, Государственного комитета по труду и социальным вопросам и внесена в перечень профессий России.

На протяжении всего времени существования социальной педагогики велись жаркие дискуссии по поводу ее выделения в самостоятельную науку. Отделение предполагалось как от педагогики, так и от социальной работы. В случае с педагогикой вопрос не стоял так остро, как вопрос выделения из социальной работы. Связано это было с тем, что самостоятельная наука должна дополнять практику социальной работы или же противоречить ей, в то время как социальная педагогика во многом сходится с социальной работой и, по сути, идентична ей. В настоящее время данный вопрос разрешен, социальная педагогика выделена в самостоятельную науку и дополняет своим содержанием социальную работу.

Социальная педагогика – это самостоятельная наука, являющаяся отраслью педагогики, и занимающаяся рассмотрением вопросов социального воспитания, обучения и развития людей всех возрастных групп и социальных категорий, посредством педагогического воздействия окружающего социума.

Основной опорой социальной педагогики является исторический опыт педагогики, а именно опыт воспитания и обучения, который применялся как в отечественной, так и зарубежной педагогике.

В свою очередь социальная педагогика является основой для таких отраслей педагогики как дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика воспитания в закрытых детских учреждениях и т.п. Каждое из данных направлений имеет свои характерные особенности, методы, способы и формы, что позволяет рассматривать их в качестве самостоятельных отраслей.

Социальная педагогика, как наука, вступает в междисциплинарное взаимодействие с науками о человеке: социальная психология, социология воспитания, социология обучения, психология управления и т.д. Кроме того, она включает в себя знания философии воспитания, особенности воспитания в современном обществе. Именно поэтому социальная педагогика, в рамках современного кризиса общества, является одной из ведущих отраслей знания.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенность современной социальной педагогики заключается в ее гуманистическом направлении, представленным эффективным взаимодействием педагога и ребенка.

Таким образом, на современном этапе своего существования социальная педагогика является самостоятельной педагогической наукой, имеющей особую методику социальной воспитательной и образовательной деятельности.

Методика социальной педагогики направлена на совершенствование, самоорганизацию и самовоспитание личности.

Общественная значимость социальной педагогики заключается в том, чтобы помочь человеку социализироваться в обществе, найти свой жизненный путь и самоопределиться.

Объект, предмет и задачи социальной педагогики как науки

Для того, чтобы понять сущность социальной педагогики как науки, в первую очередь необходимо выделить объект области ее исследования, то есть понять то, что она изучает. Каждая наука имеет определенный объект и предмет исследования.

Объектом исследования социальной педагогики, как самостоятельной науки, являются люди (взрослые и дети), которым необходимо социализироваться в обществе, то есть решить вопросы их успешной социализации в процессе развития.

Предмет исследования социальной педагогики является социальное воспитание и обучение личности, процесс исследования педагогических возможностей социума.

Таким образом, социальная педагогика как наука, занимается изучением социально-педагогических явлений в окружающем обществе и направлена на решение ряда задач.

Задачи социальной педагогики как науки:

  1. Осуществление адекватной социально-педагогической экспертной оценки государственной деятельности, работы общественных движений, организаций, учреждений, коллективов, по осуществлению социализации личности в обществе и оказании помощи людям, имеющих разнообразные социальные проблемы.
  2. Исследование влияния различных факторов окружающей среды на становление и развитие личности, формирование членов общества.
  3. Исследование влияния отдельных факторов на становление и развитие личности человека, формирование общественного мнения и т.д. В качестве отдельных факторов исследуется влияние СМИ, семьи, школьного коллектива и т.д.

Структура социальной педагогики как науки

Структура социальной педагогики как науки, включает в себя знания смежных наук, таких как:

  • социально-педагогическая виктимология;
  • философия социального воспитания;
  • теория и методика социального воспитания:
  • психология социального воспитания;
  • методика управления социальным воспитанием на различных уровнях (региональном, муниципальном, локальном, общенациональном).

Структура и содержание социальной педагогики как науки определены ее функциями. Основные функции социальной педагогики:

Общепедагогические функции – воспитание, обучение, развитие, формирование и становление, подготовка и т.д.

Специфические функции связаны с решением задач социальной педагогики и обусловлены:

  • особенностями социального воспитания, обучения и развития
  • индивидуальными нуждами и потребностями конкретного человека на различных жизненных этапах его возрастного развития

Исходя из функций социальной педагогики, в ее структуре выделяют следующие основные компоненты:

Социальная педагогика является относительно молодой наукой, выделившейся из педагогики в 20-м веке. Профессия социального педагога была официально установлена в апреле 1991 года, Решением №92, Государственного комитета по труду и социальным вопросам и внесена в перечень профессий России.

На протяжении всего времени существования социальной педагогики велись жаркие дискуссии по поводу ее выделения в самостоятельную науку. Отделение предполагалось как от педагогики, так и от социальной работы. В случае с педагогикой вопрос не стоял так остро, как вопрос выделения из социальной работы. Связано это было с тем, что самостоятельная наука должна дополнять практику социальной работы или же противоречить ей, в то время как социальная педагогика во многом сходится с социальной работой и, по сути, идентична ей. В настоящее время данный вопрос разрешен, социальная педагогика выделена в самостоятельную науку и дополняет своим содержанием социальную работу.

Социальная педагогика – это самостоятельная наука, являющаяся отраслью педагогики, и занимающаяся рассмотрением вопросов социального воспитания, обучения и развития людей всех возрастных групп и социальных категорий, посредством педагогического воздействия окружающего социума.

Основной опорой социальной педагогики является исторический опыт педагогики, а именно опыт воспитания и обучения, который применялся как в отечественной, так и зарубежной педагогике.

В свою очередь социальная педагогика является основой для таких отраслей педагогики как дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика воспитания в закрытых детских учреждениях и т.п. Каждое из данных направлений имеет свои характерные особенности, методы, способы и формы, что позволяет рассматривать их в качестве самостоятельных отраслей.

Социальная педагогика, как наука, вступает в междисциплинарное взаимодействие с науками о человеке: социальная психология, социология воспитания, социология обучения, психология управления и т.д. Кроме того, она включает в себя знания философии воспитания, особенности воспитания в современном обществе. Именно поэтому социальная педагогика, в рамках современного кризиса общества, является одной из ведущих отраслей знания.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенность современной социальной педагогики заключается в ее гуманистическом направлении, представленным эффективным взаимодействием педагога и ребенка.

Таким образом, на современном этапе своего существования социальная педагогика является самостоятельной педагогической наукой, имеющей особую методику социальной воспитательной и образовательной деятельности.

Методика социальной педагогики направлена на совершенствование, самоорганизацию и самовоспитание личности.

Общественная значимость социальной педагогики заключается в том, чтобы помочь человеку социализироваться в обществе, найти свой жизненный путь и самоопределиться.

Объект, предмет и задачи социальной педагогики как науки

Для того, чтобы понять сущность социальной педагогики как науки, в первую очередь необходимо выделить объект области ее исследования, то есть понять то, что она изучает. Каждая наука имеет определенный объект и предмет исследования.

Объектом исследования социальной педагогики, как самостоятельной науки, являются люди (взрослые и дети), которым необходимо социализироваться в обществе, то есть решить вопросы их успешной социализации в процессе развития.

Предмет исследования социальной педагогики является социальное воспитание и обучение личности, процесс исследования педагогических возможностей социума.

Таким образом, социальная педагогика как наука, занимается изучением социально-педагогических явлений в окружающем обществе и направлена на решение ряда задач.

Задачи социальной педагогики как науки:

  1. Осуществление адекватной социально-педагогической экспертной оценки государственной деятельности, работы общественных движений, организаций, учреждений, коллективов, по осуществлению социализации личности в обществе и оказании помощи людям, имеющих разнообразные социальные проблемы.
  2. Исследование влияния различных факторов окружающей среды на становление и развитие личности, формирование членов общества.
  3. Исследование влияния отдельных факторов на становление и развитие личности человека, формирование общественного мнения и т.д. В качестве отдельных факторов исследуется влияние СМИ, семьи, школьного коллектива и т.д.

Структура социальной педагогики как науки

Структура социальной педагогики как науки, включает в себя знания смежных наук, таких как:

  • социально-педагогическая виктимология;
  • философия социального воспитания;
  • теория и методика социального воспитания:
  • психология социального воспитания;
  • методика управления социальным воспитанием на различных уровнях (региональном, муниципальном, локальном, общенациональном).

Структура и содержание социальной педагогики как науки определены ее функциями. Основные функции социальной педагогики:

Общепедагогические функции – воспитание, обучение, развитие, формирование и становление, подготовка и т.д.

Специфические функции связаны с решением задач социальной педагогики и обусловлены:

  • особенностями социального воспитания, обучения и развития
  • индивидуальными нуждами и потребностями конкретного человека на различных жизненных этапах его возрастного развития

Исходя из функций социальной педагогики, в ее структуре выделяют следующие основные компоненты:

Читайте также: