Проект по окружающему миру в доу

Обновлено: 02.07.2024

Главная Познание

Одной из ключевой задачей современного дошкольного образования в рамках федерального образовательного стандарта является формирование исследовательских умений дошкольников. Целевая установка ФГОС ДО предусматривает создание комплексного, интегративного, системно – деятельного подхода к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

В связи с этим одной из первостепенной задачей любого дошкольного образовательного учреждения становится подготовка детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.

В ребенке с раннего детства зарождается исследовательская деятельность, желание проводить различные эксперименты с вещами или предметами, которые его окружают. При этом разграничивается восприятие, ребенок начинает разделять предметы по категориям: цвету, форме, размеру, назначению. У ребенка закладываются сенсорные эталоны, простые трудовые действия. В старшем дошкольном возрасте приобретенные навыки и умения в раннем возрасте переходят в исключительную деятельность познавательных мотивов. Ценность самостоятельной исследовательской деятельности устанавливается в том, что дошкольник познает окружающий мир проявляя собственную инициативу изучая и исследуя его.

Проектом раскрывается решение задач познавательного развития дошкольников посредством организованных в ДОУ ряда увлекательных мероприятий, которые направлены на изучение окружающего мира и расширение мировоззрения детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность. Практическое использование проекта позволит сформировать у воспитанников ДОУ знания об окружающем мире через практические навыки.

Проект по включению воспитанников старшей группы в исследовательскую деятельность

Проблема проекта: одной из актуальных проблем воспитания и становления личности ребенка, который будет проявлять интерес к самостоятельному познанию окружающего его мира, является формирование познавательных интересов.

Совместно с игровой деятельностью в период дошкольного возраста немаловажное место должна занимать поисковая, познавательно – экспериментальная деятельность, которая предоставит ребенку возможность самому делать открытия, приобретать самостоятельно новые знания. Но при этом каждому ребенку необходимо создать тактичное взаимодействие, сотворчество со взрослым.

Актуальность:

Экспериментирование и познавательно – исследовательская деятельность дает возможность ребенку дошкольнику более успешнее и благополучнее познать мир живой и неживой природы. Проводя эксперименты, ребенок пытается найти и установить взаимообусловленные зависимости и связи, познание окружающего мира в игровой форме удается ему гораздо проще и эффективнее. Чем больше будет предоставлено ребенку разнообразного материала, тем интенсивнее будет развиваться детская поисковая деятельность, ребенок получит больше новой информации и тем самым быстрее и полноценнее пройдет его развитие.

Цель проекта: Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • формировать первоначальные представления об объектах окружающего мира;
  • учить добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;
  • учить анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков;
  • обогащать и активизировать словарь детей новыми терминами.
  • развивать познавательную активность и исследовательскую способность детей, используя метод экспериментирования;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • вовлечь родителей в жизнедеятельность группы в области познавательного развития;
  • установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

Общая характеристика проекта:

Новизна проекта заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования с использованием практического и диагностического материала для дошкольников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Предполагаемые результаты:

  • У детей будут сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно
  • У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
  • У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.
  • Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка.
  • Возрастет количество родителей, вовлеченных в воспитательно- образовательный процесс.

Материалы и оборудование:

Оборудованный уголок в группе по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);

определение целей и задач проекта.

Реализация проекта:

теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов

практическая часть: познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательноисследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, рисование, лепка.

Заключительный этап:

диагностика (результативно-сравнительный анализ)

Практическая значимость:

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Формы работы:

  1. Изучение, подборка и анализ научной и методической литературы.
  2. Проведение педагогической диагностики на начало учебного года
  3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
  4. Подбор опытов с описанием проведения.
  5. Организация предметно – развивающей среды.

Содержание деятельности:

образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.

3. Работа с родителями:

Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления

к самостоятельному познанию и размышлению.

  1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
  3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость.
  5. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
  6. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
  7. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

Участники проекта: Дети, педагоги, родители старшей группы.

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Сроки реализации: с сентября по март учебного года.

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

  1. Из практических методов обучения использовали следующие:
  1. Из словесных методов использовали следующие:
  • Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
  • Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
  • Художественное слово
  • Загадки
  • Напоминание о последовательности работы
  • Совет
  • Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
  1. Информационно-коммуникативные технологии:
  • Компьютер
  • Принтер
  • Телевизор
  • Фотоаппарат

Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности.

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья

деревьев, семена и т.д.

  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и
  • Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • Карточки - схемы проведения экспериментов.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Поиск возможных решений.
  3. Прогноз результата эксперимента.
  4. Проверка возможных решений, исходя из данных.
  5. Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
  6. Обобщение.

Этапы реализации проекта:

  1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно - экспериментальной деятельности.
  4. Организация развивающей среды в группе - оформление центра по экспериментированию.
  5. Анкетирование родителей.
  6. Подбор консультаций для родителей.

Оформление консультативного материала для родителей.

Работа с родителями

  • Анкетирование.
  • Консультации для родительского уголка.
  • Совместное мероприятие.
  • Участие в оформлении центра экспериментирования.
  • Участие в создании различных коллекций .

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

4. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности. Старший дошкольный возраст. - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

6. Интернет ресурсы.

7. Периодические издания: детские журналы познавательного характера, энциклопедии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

В настоящее время перед ДОУ поставлена задача – предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность.

Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует детей на создание образовательного продукта, а на не простое изучение определенной темы. Дошкольники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача - получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему. Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени - от одного занятия до нескольких месяцев.

При организации проектной деятельности учитываются возрастные и психологические особенности детей. Включать дошкольников в проектную деятельность в нашем ДОУ мы начинаем постепенно, начиная с младшей группы. Вначале - доступные творческие задания, а уже в старшей группе дети с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочные (несколько месяцев).

В дошкольном образовании большое внимание уделяют экологическому воспитанию, приобщению детей к природе с целью формирования экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности. Решают задачи экологического воспитания через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей. Чтобы решить поставленные задачи можно действовать в нескольких направлениях:

- работа по самообразованию (изучение литературы, Интернет-ресурсы, подбор необходимого материала, оформление уголков в помещении группы, дополнение новыми необходимыми пособиям имеющийся в группе природный уголок, работа над составлением конспектов непосредственно образовательной деятельности тематических недель будущей работы);

- работа с детьми (организация основной деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа);

- работа с родителями (консультации, беседы, оформление папок-передвижек).

К реализации проекта привлекаются родители воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняют творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствует развитию творческих способностей, умению работать совместно с взрослыми.

К концу проекта у детей формируются те или иные представления , обогащается их словарный запас, дети учатся бережно относиться к природе, активно применяя знания, полученные в процессе проектной деятельности.

Проектная деятельность - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Актуальность проекта.

В настоящее время психолого-педагогические исследования доказывают, что в детстве закладываются ценностные основы мировоззрения, отношения к миру и поэтому особенно важно знакомить ребенка, прежде всего, с ближайшим окружением - природой, животными, профессиями.

Проект рассчитан на 1 месяц.

Особенности проекта:

Участники проекта дети дошкольного возраста, в большинстве своем

не умеющие читать и писать, поэтому большая роль в проекте уделяется средствам визуализации.

К участию в проекте активно привлекаются родители детей.

Цель проекта:

Расширить представления детей об обитателях зоопарка, видах зоопарков, профессиях людей, работающих в зоопарке.

1.Воспитание интереса к миру животных, систематизирования знания о них.

2. Развитие художественного восприятия и эстетического вкуса при ознакомлении с художественными произведениями.

3. Развитие речи детей, обогащение словарного запаса.

4.Развитие творческих способностей в рамках реализации проекта.

5. Развитие познавательных процессов: предпосылок образного мышления, наглядно-образного мышления, воображения, памяти, внимания.

Проект поможет обогатить представления об окружающем мире, будет способствовать развитию творчества детей, способствовать развитию мышления, воображения, умения обобщать и анализировать.

Образовательные области:

Этапы и сроки проведения проекта:

Этап подготовительный:

1.Определение темы проекта (“Зоопарк”)

2.Постановка целей и задач. Подготовка вопросов по теме проекта “Зоопарк”.

план проекта (этапы проекта, темы для учебных исследований учащимися)

план оценивания (оценивание в ходе проекта (мотивирующее, формирующее и итоговое))

4.Подготовка необходимых материалов

список информационных источников и литературы:

С.Я.Маршак “Детки в клетке”

В.Чаплина “Питомцы зоопарка”

Т.Скребицкий “Заяц”, “Белка”

Н.Рябова “Мы в зоопарк ходили”

Отгадывание загадок о животных разных континентов.

вводная презентация проекта “Дом для животных”

Дидактическая игра “Рассели животных по” квартирам” в зоопарке “ (вольер, бассейн, клетка, террариум, аквариум).

Дидактическая игра “Собери разрезную картинку”

Список необходимого оборудования : мультимедиапроектор, ноутбук, проигровател)

5.Определение знаний, умений, опыта по теме проекта “Зоопарк”

7.Деление учащихся на группы

“ Знайки”, “Почемучки”, “Умники”.

Этап основной:

1.Постановка проблемных и учебных вопросов для каждой группы:

Проблемный вопрос: Зачем нужны зоопарки?

учебный вопрос: что такое зоопарк?

учебный вопрос: какие есть виды зоопарков?

учебный вопрос: какие необычные зоопарки можно увидеть в разных странах?

Проблемный вопрос: Каким вы видите зоопарк будущего?

учебный вопрос: каким должен быть зоопарк, чтобы животным в нем было хорошо?

учебный вопрос: из каких материалов мы можем сделать макет зоопарка в группе?

Проблемный вопрос: могут ли животные в зоопарке обойтись без ухода за ними?

учебный вопрос: можно ли в зоопарках гладить животных?

учебный вопрос: кто ухаживает в зоопарке за животными?

2.Работа учащихся по вопросам исследования. Обработка полученной информации.

Краткая аннотация к проекту:
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, могут быть решены только при условии, формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их
экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало
целью данной педагогической работы. В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

Актуальность темы:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Цель проекта:
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта:
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-
доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
процессе общения с ними.
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение
анализировать, сравнивать и обобщать.

- Охранять и укреплять здоровье детей.

Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный

Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
1. Апробация содержания краткосрочного проекта “Чистый мир”.
2. Проведение мероприятий в группах.
3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной
деятельностью.
Заключительный этап
1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2. Фотомонтаж.
3. Подведение итогов.
4. Презентация проекта.

Участники проекта:
- дети;
- воспитатели;
- родители.
Срок реализации проекта:
Сентябрь 2017г. – май 2018 г.
Принципы реализации проекта:
- Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:
- Экологические занятия.
- Наблюдения и экологические экскурсии.
- Познавательное чтение.
- “Уроки доброты”.
- Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
- Природоохранные акции.
- Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки.

Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты
занятий, сценарии развлечений и т.д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Ожидаемые результаты:
1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Методическое сопровождение Подборка наблюдений в природе
Цикл наблюдений за животным и растительным миром для детей дошкольного возраста
Подборка художественной литературы по экологии
Подборка литературы познавательного характера
Конспекты поисково – познавательных занятий
Сценарии досугов и развлечений экологическо – познавательного характера
Консультационный материал по теме
Консультационный материал для родителей по теме.

Читайте также: