Что такое блюз рок кратко

Обновлено: 04.07.2024

Рок и блюз исторически всегда были тесно связаны и похожи используемыми ритмами и техникой гитарной игры. Рок и современный блюз используют один и тот же набор музыкальных инструментов, включающий электрогитару, электрическую бас-гитару и барабаны, иногда с добавлением клавишных, дополнительной перкуссии и губной гармошки, современные блюзовые и роковые ансамбли имеют одинаковый состав участников. Эти два жанра просто обречены были породить общий стиль - блюз-рок ( blues-rock ). У электрического блюза он взял плотность звучания, базовую инструментовку, декламаторский вокальный стиль, гитарные риффы и соло, сильный ведущий ритм, поведение на сцене. У рока взята его энергетика, тяжесть, более быстрый темп и идея использования инструментального комбо и громкого усиления.

С момента своего зарождения в начале и середине 1960-х годов блюз-рок пережил несколько важных этапов своего становления, определенных стилистических сдвигов и по пути вдохновил хард-рок, южный рок ( southern rock ) и ранний хэви-метал.

Очень далеко в историю блюза в поисках корней блюз-рока забираться не будем. Отметим лишь вклад в его появление исполнителей Чикагской блюзовой школы Элмора Джеймса ( Elmore James ), Альберта Кинга ( Albert King ) и Фредди Кинга ( Freddie King ), которые начали включать элементы рок-н-ролла в свою блюзовую музыку в конце 1950-х-начале 1960-х годов

Ютуб-канал Traveler Into The Blue Немало звезд рока перепевали позже эту вещь.

Однако первым полноправным и бесспорным представителем именно блюз-рока часто называют американского рок-гитариста Лонни Мака ( Lonnie Mack ), чей своеобразный стиль соединял элементы блюза или ритм-энд-блюза с кантри и блюграссом .

Ютуб-канал XXFGTK34D

Дебют Лонни Мака состоялся в 1963 году и примерно в то же время была создана группа Paul Butterfield Blues Band , возглавляемая харпером и певцом Полом Баттерфилдом. Альбомы Баттерфилда (первый из них вышел в 1965 году) оказали большое влияние на рок-музыкантов. Его композиции включали элементы джаза и даже индийской музыки рага и стали образцами для групп психоделического и кислотного рока.

Ютуб-канал Rodrigo Faulhaber Ferreira

Тогда же в 1965-ом блюзовые энтузиасты Боб Хайт ( Bob Hite ) и Алан Уилсон ( Alan Wilson ) создали Canned Heat .

Ютуб-канал tergorion

Их ранние записи были сосредоточены в основном на электрических версиях песен блюза Дельты, но вскоре они начали играть длинные, музыкальные импровизации, которые были обычным явлением на джазовых пластинках. И спустя некоторое время стали обычным явлением на "живых" альбомах представителей стиля хард-рок.

А из тех американских блюз-роковых исполнителей, которые получили известность не только всеамериканскую, но и всемирную, обязательно нужно вспомнить Дженис Джоплин ( Janis Joplin ) и Big Brother and the Holding Company и, разумеется, The Doors . Впрочем, последние - группа слишком много- и разноплановая, чтобы можно было их музыку отнести целиком к стилю блюз-рок.

Ютуб-канал ender cañizalez

Блюз-рок в Великобритании начался с рок-музыкантов , исполнявших американские блюзовые песни. На этой стезе особо отличились The Rolling Stones, The Yardbirds и The Animals, чьи версии блюзов попадали в чарты.

Ютуб-канал NoMadU55555

Далее в рамках "британского вторжения" получило развитие такое явление как британский блюз ( british blues ), сочетавшее блюзовые гитарные пассажи с энергией, громкостью и прямолинейностью раннего рока. Явление очень близкое к блюз-року. Можно сказать, что выделенное из него только по географическому (Британия) и временному (1960-е годы) принципам. Если изучить список ведущих музыкантов британского блюза и сравнить его с таким же списком блюз-роковых исполнителей, то можно заметить, что практически все фигуранты первого без остатка перекочевали во второй. Разумеется, блюз-роковый список шире за счет исполнителей из Нового Света и новых, появившихся уже после 60-х годов прошлого века имен.

На ниве британского блюза отличились такие музыканты как Алексис Корнер ( Alexis Korner ),

Ютуб-канал Musikladen

Джон Мэйолл ( John Mayall & the Bluesbreaker s) и Fleetwood Mac во времена лидерства в этой группе Питера Грина ( Peter Green ).

Говоря о британском блюзе, нельзя пройти мимо фигур Джеффа Бека ( Jeff Beck ) и Эрика Клэптона ( Eric Clapton ). Эти двое и группа Cream , в составе которой играл Клэптон, сыграли важную роль в развитии не только блюз-рока, но и становлении хард-рока и закладке основ хэви-метала. В США аналогичную роль сыграл знаменитый Джими Хендрикс ( Jimi Hendrix ). (Об этом немного подробнее в цикле заметок "Metal Music. Прото-метал" на нашем канале)

В итоге на рубеже 60-х и 70-х отмеченная близость рока и блюза и участие последнего в формировании новых рок-стилей привела к тому, что стилистические границы между блюз-роком и хардом оказались весьма размыты и в значительной мере условны. Классический пример - творчество группы Led Zeppelin . Хард-рок, блюз-рок, британский блюз - всё есть в музыке "Цеппелина".

Но не "Цеппелином" единым. В дальнейшем в 70-е слияние блюз-рока с хард-роком и южным роком отчетливо прослеживается у таких штатовских коллективов как The Allman Brothers Band, ZZ Top и Lynyrd Skynyrd -

Ютуб-канал Lynyrd Skynyrd

В Англии аналогичный коктейль из блюз- и хард-рока выдавали Foghat

Ютуб-канал RHINO

и Status Quo, Savoy Brown -

Ютуб-канал Davebritbrat

Однако позже пути "братских" стилей разошлись. Хард продолжил среди прочих тенденцию к утяжелению, что привело к кристаллизации и отделению от него хэви-метала, а блюз-рок в 80-е и 90-е, как это частенько бывает, сохранив роковую основу вернулся к блюзовым корням. И к 1980-90 годам стал традиционным солидным стилем для респектабельных господ и дам и таковым остается и по сегодняшний день, хотя иногда и продолжает заигрывать с хардом.

Ютуб-канал FabulousTBirdsVEVO

За это время блюз-рок породил громадное количество популярнейших и разнообразнейших музыкантов, успешных как творчески, так и коммерчески.

The Fabulous Thunderbirds и Стиви Рэй Вон ( Stevie Ray Vaughan ), Гэри Мур ( Gary Moore ), Tedeschi Trucks Band , Кенни Уэйн Шепард ( Kenny Wayne Shepherd) , Уолтер Траут ( Walter Trout) , Blues Traveler , The Black Crowes , Джефф Хили ( Jeff Healey ), Gov't Mule , Джо Бонамасса ( Joe Bonamassa ), Пэт Трэверс ( Pat Travers ) - среди этих звёзд можно найти ориентированных и на хард, и на традиционный блюз, и на южный рок, и на стиль jam bands. И это далеко не все, кого стоило бы вспомнить.

Ютуб-канал UndeadKuntiz

Слушайте блюз-рок и наслаждайтесь. Он - настоящий. Эта музыка будет вечной.

Содержание

Описание

Основные инструменты в блюз-роке — это электрогитара, бас-гитара и ударная установка. Вокал также играет ключевую роль, хотя и не всегда: существует множество инструментальных блюз-роковых композиций. Изредка применяются клавишные инструменты, такие как синтезатор, пианино или орган. Гитарный звук подвергается искажению, в отличие от традиционного блюза, в котором используется акустическая гитара. Нередко применение двух гитар, одна для аккомпанемента, другая для мелодической партии [4] .

История

Несмотря на то, что рок и блюз исторически всегда были тесно связаны, выделение блюз-рока в отдельный музыкальный жанр относится только к концу 1960-х годов.

Другие блюз-роковые музыканты, имевшие влияние на блюз-роковую сцену Англии в 1970-х годах, включали Рори Галлахера и Робина Тровера.

Вы узнаете, что такое blues rock. Более подробно рассмотрим его структуру и особенности. Также затронем историю развития данного жанра.

Жанр Blues Rock с его особенностями и историей развития

Что такое Blues Rock

Проще говоря, это скрещивание блюза и раннего рока. Или можно сказать, что это rock с сохранением блюзовой структуры и импровизационного начала.

Блюз рок начал развиваться примерно с 1960-х годов в Великобритании и США. Великобританские группы, такие как Rolling Stones и Animals, а также американские музыканты из Butterfield Blues и Siegel-Schwall экспериментировали с музыкой ранних блюз музыкантов. Таких, как Albert King, Muddy Waters, Howlin Wolf, Jimmy Reed и Robert Johnson.

В то время, как ранние блюз рок музыканты пытались отыгрывать длинные и более сложные импровизации, которые являлись обычным явлением для джазовых композиций — уже в 70-тых годах блюз рок стал тяжелым со своей рифф основой.

К началу 1970-х годов, когда музыкальные группы начали записывать свои альбомы в rock стиле, границы blues rock и hard rock были едва заметны. В 80-х и 90-х годах данный стиль вернулся к своим блюзовым корням.

Характеристика блюз рока

Блюз-рок группы позаимствовали идею инструментальных громких усилений от рок-н-ролла. Кроме того, они часто играли в быстром темпе. Это опять же создает значительное отличие этого стиля от блюза.

Часто группы использовали две электрогитары. Одна ритм гитара была для игры под аккомпанемент рифов и аккордов. Другая соло гитара использовалась для мелодичных партий.

В то время как в 50-х годах (эпохи блюза) группы иногда еще использовали контрабас (большая басовая скрипка), blues rock группы 60-х годов перешли электро-бас. Он был намного легче для усиления в громких объемах.

Вокал также играет ключевую роль в группе. Однако в некоторых музыкальных коллективах он мог стоять равным по значимости или даже в подчинении ведущего гитариста.

Структура

G | C | G | G | C | C | G | G | D | C | G | G

Allman Brothers играла с измененными аккордами.

G 9 | C 9 | G 9 | G 9 | C 9 | C 9 | G 9 / Am 7 | Bm 7 / Bbm 7 | Am 7 | Cm 7 | G 9 / C 9 | G 9 / D

Скрипичный ключ по традиции мажорный. Но в некоторых случаях может быть и минорный. Общая техника, будучи использована в незначительном масштабе пентатоники, с блюзовыми нотами, над основным аккордом прогрессии проявляется почти во всех музыкальных произведениях Альберта Кинга.

Эта композиция была позаимствована от Роберта Джонсона из Cross Road Blues и Traveling Riverside Blues. В ней можно заметить сочетание некоторых лирических и музыкальных стилей блюза с рок темпом и стилем гитарного соло.

История блюз рок музыки

В то время ранний rock и blues исторически всегда были тесно связаны между собой. Однако, как отчетливо узнаваемый жанр, блюз рок музыка начала возникать ближе к концу 1960-х годов.

Блюз рок гитарист Лонни Мак

Lonnie Mack

В 1963 году американец Лонни Мак дебютировал своеобразный, электрический стиль своей блюз гитары. Позднее данный стиль был определен как блюз рок.

Однако blues rock не был назван как таковым!

Он не признавался в качестве отдельного движения в рок музыке до появления таких британских групп как Free, Savoy Brown и первых воплощений Fleetwood Mac. Они были созданы такими музыкантами, как John Mayall и Alexis Kornel.

Такие исполнители, как Paul Butterfield, Johnny Winter и группа Canned Heat относились к пионерам американского блюз рока.

Музыкальный критик Piero Scaruffi утверждал следующее.

Scaruffi определяет этот жанр, как «жанр с ритм-игрой белых европейских музыкантов«. Он утверждает, что в США «эквивалентом Джона Маелса был Эл Купер«. Еще он называет Fleetwood Mac (период конца 1960-х годов) «одним из самых творческих и компетентных британских групп блюз возрождения.

Блюз рок музыкант Jimi Hendrix

Jimi Hendrix

Игра Джими Хендрикса (ветеран многих американских ритм-н-блюзов и душа групп в начале и середине 1960-х годов) на электрогитаре и его мощное трио (Jimi Hendrix Experience и оркестр Gypsys), создавало широкое и длительное влияние (в особенности для гитаристов) на развитие блюз рока.

Eric Clapton также был одним из гитаристов, который поддерживал длительное влияние на данный гибридный жанр.

В 1960-х и 1970-х годах он работал с Джоном Маелсом и Bluesbreakers, The Yardbirds. Еще с супер группами Blind Faith, Cream и Derek And The Dominos. Также имел свою сольную карьеру, которая была очень плодотворной в развитии блюз рока.

К этому времени американские действия The Doors и Janis Joplin в дальнейшем представили этот жанр основной аудитории.

В конце 60-х годов Jeff Beck (бывший участник The Yardbirds) революционизировал блюз рок музыку в форму тяжелого рока. При этом взяв со своей группой штурм на Великобританию и США.

Jimmy Page (третий выпускник из The Yardbirds) сформировал новую группу под названием New Yardbirds. Вскоре она станет известна как Led Zeppelin. Потом она будет основной движущей силой 1970-х годах на тяжелой metal сцене.

В этот период группа оформляла песни Бо Биддли, Sonny Boy Williamson, а также Моса Эллисона. Австралийская группа AC/DC также зависела от блюз рока. Такие блюз музыканты, как Rory Gallagher, Dr. Feelgood и Robin Trower также значительно повлияли на музыкальную сцену 1970-х годов.

С начала 1970-х годов американские группы похожие на Aerosmith смешивают blues с hard rock стилем. Blues rock вырос, включая южные рок-группы (ZZ Top, Lynyrd Skynyrd и Allman Brothers).

Однако в то время на британской сцене (за исключением появления Foghat и Status Quo) стал происходить упор на инновации в тяжелом металле. Уже в начале 1990-х и 2000-х годах блюз рок начал понемногу возрождаться.

Modern blues rock в современном мире стал больше придерживаться именно классических корней. Пошла мода на возвращение к старому. Однако при этом популярность данного жанра стала уже не такой высокой, как раньше.

Что такое блюз, история блюза

блюз

Историю блюза и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое блюз?

Блюз - этим английским словом, которое переводится как меланхолия и хандра, назван имеющий яркие характерные особенности весьма популярный музыкальный жанр. Поэзия блюза, его гармония, мелодика и ритм - всё отражало эмоционально-психологическое состояние человека, возникающие у него от сильных душевных переживаний. Изначально чувственные тексты блюзовых классических композиций, описывающие трудную жизнь афроамериканского населения и проблемы, возникающие на пути темнокожего человека, обычно имели своеобразную не симметричную, трёхстрочную форму, которую можно отобразить в формуле: ААВ. В первой строчке текста, где повествование ведётся от первого лица, обрисовывались обстоятельства, в которых находится персонаж, а затем её повторением возникшая ситуация более нагнеталась. В последней, третьей строке подводился итог вышесказанному или объяснялось душевное состояние героя.

Что такое блюз, история блюза

Что такое блюз

Классическая блюзовая аккордовая последовательность, обычно заключающаяся в двенадцать тактов, читалась так: T-T-T-T-S-S-T-T-D-D-T-T, где T – это тоника, S – субдоминанта, D – доминанта. Иногда, чтобы раскрасить окончание куплета интригующим неоконченным звучанием, исполнитель в конце квадрата менял аккорд тоники на доминанту.

Музыкальный размер в блюзовых композициях четырёхдольный (4/4), но обычно аккомпанемент исполнялся триольной пульсацией с пропущенной второй долей.

Популярные блюзовые композиции

История блюза

Соединённые Штаты Америки на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий. Уже в то время эта страна считалась одной из наиболее развитых мировых держав. Однако не всё так хорошо и гладко было в данном государстве, и тому причиной была расовая дискриминация, которая унижала миллионное афроамериканское население. Рабский труд, скудный заработок, борьба за выживание, бесправие и суды Линча за малейшую провинность – всё это сопровождало отвергнутых белым обществом темнокожих людей в их неустроенной жизни. Свою душевную боль и отчаяние они выражали в песнях, которые были пропитаны печалью. Из-за такого эмоционального настроя подобного рода грустные напевы впоследствии стали называть печальным словом блюз.

История блюза

Истоки блюза следует искать в те далёкие времена, когда в Америку стали завозить рабочую силу с Африканского континента. Темнокожих невольников заставляли выполнять самую тяжёлую и грязную работу. Они надрывались на плантациях и трудились как прислуга белых господ. Единственным утешением в нелёгкой жизни афроамериканцев были песни. Поначалу это были этнические ритуальные мелодии, которые переселенцы слышали на родине, а затем по мере привыкания к новой жизни у них стали появляться иные напевы, такие как трудовые песни-переклички, имеющие название филд-холлер, и невольнические духовные песнопения, именуемые спиричуэлс.

Гражданская война и последующая отмена рабства счастья и свободы темнокожему населению не принесли: оно оказалось отвергнутым белым обществом. Работая на лесозаготовках, хлопковых плантациях, строительстве железных дорог, судоверфях, а также бродяжничая по стране в поисках мизерного случайного заработка, афроамериканцы в свободное время всё также пели песни. Однако теперь это были уже не коллективные распевы, а пропитанная безграничной грустью музыка одинокого человека, рассказывающая о его чувствах и надеждах на лучшую жизнь. Затем данная форма выражения неравноправного положения темнокожего населения Америки постепенно стала преобразовываться и в ней уже стали появляться оптимистичные, а порой даже радостные мотивы. Такие композиции, окрашенные юмором и иронией, оказывали позитивное воздействие на слушателей. Со временем сотни певцов, аккомпанирующих себе на гитаре и банджо , колесили по стране, непроизвольно содействуя развитию нового музыкального направления. Стоит заметить, что поскольку темнокожие граждане Америки по большей части проживали в южных штатах, таких как Техас, Луизиана, Миссисипи и Джоржия, то родиной печального вокального жанра, впоследствии получившего название блюз, считается именно этот регион.


Массовое увлечение новым жанром, который вмиг заинтересовал шоу-бизнес, началось в 1921-м году. Особое внимание к себе привлекали такие исполнительницы блюза как Гертруда Ма Рэйни, Бесси Смит, Клара Смит, Айда Кокс, Виктория Спайви, Люсиль Хегэмин, Люсиль Боган и Альберта Хантер. Они были талантливыми артистками, которые, выступая в театрах, кабаре и шоу, помимо своего восхитительного пения очаровывали публику танцами и актёрским мастерством. Записываемые ими на студиях звукозаписи блюзовые композиции имели невероятный коммерческий успех, так как распродавались в короткие сроки. Среди мужчин исполнителей блюза в то время наибольшей популярностью пользовались Роберт Джонсон и Джимми Рашинг, а также Чарли Паттон, Джон Эстес , Биг Билл Брунзи, Уильям Хенди и Блайнд Лемон Джефферсон.

После окончания в середине тридцатых годов блюзового бума и небольшого затишья до начала пятидесятых годов на сцену стали выходить совсем иные исполнители. Они пели блюз, но он уже сильно отличался от композиций прежнего стиля. Мадди Уотерс, Би Би Кинг , Чарли Масселвайт, Хаулин Вулф и Джон Ли Хукер увели жанр в новое русло. Вследствие чего на основе блюза один за одним стали появляться быстро завоёвывающие популярность поджанры, такие как ритм-н-блюз, блюз-рок, рок-н-ролл, буги-вуги.

Далее блюз во всех своих многочисленных направлениях продолжал активно развиваться, выдвигая всё новых и новых талантливых исполнителей, таких как Альберт Коллинз, Тадж-Махал, Рай Кудер, Бонни Райтт. Сегодня жанр представляют Бен Харпер, Попа Чабби, Джо Бонамасса, Джон Майер, Саманта Фиш, Джоанна Коннор, Бет Харт, Джонни Лэнг.

Роберт Джонсон
Джимми Рашинг

Би Би Кинг
Айда Кокс

Интересные факты о блюзе

Би Би Кинг

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Блюз

Блюз рок: история, особенности, основные группы

Блюз-рок – жанр рок-музыки, возникший в 60-х годах прошлого столетия при слиянии классического блюза и рок-н-ролла. Родиной жанра считаются Великобритания и США. Для блюз-рока характерен следующий набор инструментов – гитара, бас, барабаны, реже используются клавишные.

К особенностям блюз рока относятся более быстрое звучание, чем у классического блюза, хотя и с использованием традиционной импровизации в стили Би Би Кинга и Раулина Вульфа наличие риффов, вокруг которых строится мелодия.

Fleetwood Mac - играли блюз рок в Англии

Известные блюз рок группы

Исторически у истоков жанра стоят такие коллективы как Free и ранние Fleetwood Mac, развивавшие блюз рок на просторах Великобритании. За океаном этим же занимались такие коллективы как Steppenwolf и Mountain, ставшие известными благодаря частому звучанию их песен в роли саундтреков к фильмам. В частности это относится к песне Born to be Wild группы Steppenwolf.

А группа Mountain стала во многом прообразом группы Nazareth - тот же фальцетный вокал и схожие блюзовые мотивы. Также большое влияние на развитие направления оказал знаменитый виртуоз гитары Джимми Хендрикс.

Steppenwolf - одни из основателей блюз-рока

Кроме того, в середине шестидесятых на мировой рок сцене появляется целая плеяда гитаристов, основывающих свою музыку на ритмах блюза. Среди них в первую очередь стоит отметить трио гитаристов, вышедших из рядов английской группы Yardbirds – Эрика Клэптона, Джеффа Бека (Jeff Beck) и Джимми Пейджа.

Эрик Клэптон - король белого блюза

В семидесятых многие хард-рок группы, такие как Led Zeppelin, Aerosmith, Nazareth использовали блюз-роковые мотивы в своих композициях, практически сделав хард рок и блюз рок очень близкими.

Блюз рок в последние десятилетия

В восьмидесятые годы на блюзовой сцене появились такие имена как Стиви Рэй Вон, Гари Мур, Крис Ри, начался новый виток популярности ZZ Top.

Гари Мур - гитарист блюз-рока

Стиви Рэй Вона вообще признавали белым королем блюза за яркую игру и эффектные мелодии.

В последние десятилетия многие блюз коллективы и исполнители отходят к корням классического блюза. Формирование блюз рока дало возможность многим белокожим исполнителям показать, что и они могут сочинять не хуже чем Би Би Кинг или Мадди Уотерс.

Читайте также: