Методика содержательной оценки знаний результатов продуктивной деятельности детей в доу

Обновлено: 05.07.2024

1.Методы диагностики продуктивной деятельности и их характеристика.

2.Критерии и показатели сформированности знаний, умений, навыков и творческих

способностей дошкольников в продуктивной деятельности.

1. В связи с теоретическим и практическим расшире­нием понятия «одаренный

раз­ных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успевае­мости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учите­лями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связан­ный с динамикой их развития, и его эффективное осу­ществление невозможно посредством какой-либо одно­разовой процедуры тестирования.

Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессеустановления одаренности детей. Широкое развитие этого вида тестированиязна­чительно сдерживалось неопределенностью самого по­нятия творчества и его критериев. На практике наибо­лее широко используется характеристикатворчества, основанная на исследованиях Гилфорда (1967). Эта ха­рактеристика включает такие параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводит­ся на основе методик Торренса (1966).Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966).Этот тест Торренса является невербальным и охва­тывает такие параметры мышления, как беглость, точ­ность, воображение и оригинальность. Тест предназна­чен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование кар­тин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изо­бражений.Тесты Торренса на вербальное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966).Задачей этого теста является оценка вербальных творческих способностей детей (начиная с 5 лет) и взро­слых. Тестирование охватывает такие характеристики, как: умение задавать информативные вопросы, уста­навливать возможные причины и следствия примени­тельно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обыч­ных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предполо­жения. Творческие способности в действии и движении (Тоггапсе, 1980)Этот наиболее поздний по времени создания тест разработан в качестведополнения для серии Торренса на определение способностей у детей дошкольного воз­раста. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвиже­ния в каком-либо помещении. Качественные показате­ли, исследуемые с помощью данного теста, аналогичны показателям двух предыдущих тестов:легкость, гиб­кость, точность и оригинальность мышления.

Диагностика состоит из двух частей: анализ продукта деятельности и анализ процесса деятельности.

Анализ продукта деятельности:

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

2. Передача формы:

- форма передана точно;

- есть незначительные искажения;

- искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

- части расположены верно;

- есть незначительные искажения;

- части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорции предмета в изображении:

- пропорции предмета соблюдаются;




- есть незначительные искажения;

- пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

- на полосе листа; не продумано,

- носит случайный характер;

б) отношение по величине разных изображений, состав­ляющих картину:

- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

- есть незначительные искажения;

- пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Цвет (в этом критерии так же выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

- передан реальный цвет предметов;

- цветовая гамма определенного вида;

- есть отступления от реальной окраски цветовой гаммы;

- цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответ­ствующей замыслу и выразительности изображения:

- многоцветная или ограниченная гамма - цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса деятельности

1. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании - сникает, деятельность замедля­ется или вовсе прекращается);

- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

- не адекватна (завышенная, заниженная);

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

- к предложенному заданию;

- к процессу деятельности;

- к продукту собственной деятельности.

2. Уровень самостоятельности:

- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с во­просами;

- требуется незначительная помощь;

- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

а) продуктивность – количество кругов, оформленных ребенком в образы; (каждый круг, оформленный в образ получает один балл)

б) оригинальность изображения;

(предмет наделен оригинальным образным содержанием без повторов – 3 балла, допускается практически буквальное повторение – 2 балла, задание выполнено не до конца и небрежно – 1 балл).

в) тщательность выполнения изображения;

(предмет нарисован и закрашен точно – 3 балла, есть нарушения в технике рисования и закрашивания – 2 балла, передана только общая форма – 1 балл).

По всем критериям, кроме творчества, имеющим одну, две или три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе:

Первый - 3 балла,

Второй - 2 балла,

Выводы об уровне оценки:

Высокий уровень – 32-42 баллов.

Средний уровень – 21-31 балла.

Низкий уровень – 0-20 баллов.

Вопросы для анализа занятия по продуктивной деятельности детей дошкольного возраста:

1. Вид изобразительной деятельности.

2. Тема, программное содержание, их соответствие программным требованиям и возрасту детей.

3. Подготовка воспитателя к занятию: обеспечение детей материалами и оборудованием. Наличие наглядных пособий, их соответствие требованиям.

4. Отметить, какую мотивацию задания предлагает воспитатель детям.

5. Обратить внимание на действия воспитателя по формированию восприятия детей во время обследования предмета.

6. Какие методы и приёмы использовались на занятии. Отметить ведущий метод на занятии, его соответствие поставленным задачам.

7. Какие трудности испытывали дети в процессе создания изображения. С чем это связано?

8. Отметить технические навыки детей и действия воспитателя по их развитию.

9. Вызвало ли занятие интерес у детей?

10. Был ли в изобразительной деятельности детей элемент творчества? В чём он проявился и у каких детей?

11. Отметить распределение внимания воспитателя на всех детей.

12. Отметить в какой форме проводился анализ детских работ?

13. Чему научило вас это занятие?

План:

1.Методы диагностики продуктивной деятельности и их характеристика.

2.Критерии и показатели сформированности знаний, умений, навыков и творческих

способностей дошкольников в продуктивной деятельности.

1. В связи с теоретическим и практическим расшире­нием понятия «одаренный

раз­ных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успевае­мости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учите­лями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связан­ный с динамикой их развития, и его эффективное осу­ществление невозможно посредством какой-либо одно­разовой процедуры тестирования.

Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессеустановления одаренности детей. Широкое развитие этого вида тестированиязна­чительно сдерживалось неопределенностью самого по­нятия творчества и его критериев. На практике наибо­лее широко используется характеристикатворчества, основанная на исследованиях Гилфорда (1967). Эта ха­рактеристика включает такие параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводит­ся на основе методик Торренса (1966).Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966).Этот тест Торренса является невербальным и охва­тывает такие параметры мышления, как беглость, точ­ность, воображение и оригинальность. Тест предназна­чен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование кар­тин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изо­бражений.Тесты Торренса на вербальное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966).Задачей этого теста является оценка вербальных творческих способностей детей (начиная с 5 лет) и взро­слых. Тестирование охватывает такие характеристики, как: умение задавать информативные вопросы, уста­навливать возможные причины и следствия примени­тельно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обыч­ных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предполо­жения. Творческие способности в действии и движении (Тоггапсе, 1980)Этот наиболее поздний по времени создания тест разработан в качестведополнения для серии Торренса на определение способностей у детей дошкольного воз­раста. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвиже­ния в каком-либо помещении. Качественные показате­ли, исследуемые с помощью данного теста, аналогичны показателям двух предыдущих тестов:легкость, гиб­кость, точность и оригинальность мышления.

Диагностика состоит из двух частей: анализ продукта деятельности и анализ процесса деятельности.

Анализ продукта деятельности:

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

2. Передача формы:

- форма передана точно;

- есть незначительные искажения;

- искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

- части расположены верно;

- есть незначительные искажения;

- части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорции предмета в изображении:

- пропорции предмета соблюдаются;

- есть незначительные искажения;

- пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

- на полосе листа; не продумано,

- носит случайный характер;

б) отношение по величине разных изображений, состав­ляющих картину:

- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

- есть незначительные искажения;

- пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Цвет (в этом критерии так же выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

- передан реальный цвет предметов;

- цветовая гамма определенного вида;

- есть отступления от реальной окраски цветовой гаммы;

- цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответ­ствующей замыслу и выразительности изображения:

- многоцветная или ограниченная гамма - цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса деятельности

1. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании - сникает, деятельность замедля­ется или вовсе прекращается);

- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

- не адекватна (завышенная, заниженная);

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

- к предложенному заданию;

- к процессу деятельности;

- к продукту собственной деятельности.

2. Уровень самостоятельности:

- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с во­просами;

- требуется незначительная помощь;

- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

а) продуктивность – количество кругов, оформленных ребенком в образы; (каждый круг, оформленный в образ получает один балл)

б) оригинальность изображения;

(предмет наделен оригинальным образным содержанием без повторов – 3 балла, допускается практически буквальное повторение – 2 балла, задание выполнено не до конца и небрежно – 1 балл).

в) тщательность выполнения изображения;

(предмет нарисован и закрашен точно – 3 балла, есть нарушения в технике рисования и закрашивания – 2 балла, передана только общая форма – 1 балл).

По всем критериям, кроме творчества, имеющим одну, две или три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе:

Первый - 3 балла,

Второй - 2 балла,

Выводы об уровне оценки:

Высокий уровень – 32-42 баллов.

Средний уровень – 21-31 балла.

Низкий уровень – 0-20 баллов.

Вопросы для анализа занятия по продуктивной деятельности детей дошкольного возраста:

1. Вид изобразительной деятельности.

2. Тема, программное содержание, их соответствие программным требованиям и возрасту детей.

3. Подготовка воспитателя к занятию: обеспечение детей материалами и оборудованием. Наличие наглядных пособий, их соответствие требованиям.

4. Отметить, какую мотивацию задания предлагает воспитатель детям.

5. Обратить внимание на действия воспитателя по формированию восприятия детей во время обследования предмета.

6. Какие методы и приёмы использовались на занятии. Отметить ведущий метод на занятии, его соответствие поставленным задачам.

7. Какие трудности испытывали дети в процессе создания изображения. С чем это связано?

8. Отметить технические навыки детей и действия воспитателя по их развитию.

9. Вызвало ли занятие интерес у детей?

10. Был ли в изобразительной деятельности детей элемент творчества? В чём он проявился и у каких детей?

Известно, что планируя непосредственную образовательную деятельность воспитатели обязательно определяют: цели, задачи (образовательные, воспитательные, развивающие, форму организации занятия (индивидуальную, подгрупповую, фронтальную, методы (практические, наглядные, словесные, игровые, содержание (интеграция образовательных областей, структуру, способы организации детей относительно возраста и планируют желаемые результаты.

Хочется остановиться подробней на оценке результатов деятельности детей воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности.

При планировании результативности НОД воспитатель должен предусматривать не только желаемые результаты и ориентироваться исключительно на результат, но и уделять внимание самому процессу познания или деятельности. Необходимо обратить внимание на желание, старание, активность ребенка в ходе выполнения заданий.

Нужно ли ребенку оценивание его деятельности педагогом во время занятия? Конечно, да, так как оценивание имеет воздействие на ребенка. Это воздействие определяется как ориентирующее и стимулирующее. Дать ребенку понять результативность своих знаний, умений и навыков - функция ориентирующего воздействия оценивания. Стимулирующее воздействие оценивания определяет переживание детьми своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.

При оценивании необходимо учитывать возрастные особенности детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка результатов деятельности детей должна идти по ходу занятия, а не в конце. Это важно. При этом и замечания, и подсказки должны исходить не от воспитателя, а от сказочного игрового персонажа (лисичка, а не воспитатель просит малыша нарисовать лучики у солнышка). Ребёнку младшего дошкольного возраста не нужно прямо указывать на недостатки в его деятельности (работе, так как это может привести к отказу от дальнейшего выполнения задания. А лучше рассказать, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. (Например, ребёнок нарисовал солнышко без лучиков, воспитатель от имени лисички может сказать, что ей будет холодно и темно, если лучики не будут освещать и согревать Землю)

В среднем дошкольном возрасте ребенок уже спокойнее относится к оцениванию и критике если они звучат, как напоминание о выполнении определённых правил игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Но будет лучше, если ребенок выполняет задание в роли кого-либо (строителя, ученика, персонажа и. т. д.)

В среднем дошкольном возрасте ребенок учится соотносить полученный результат с поставленной целью или образцом и оценивать выполненную работу самостоятельно.

Главное, что должен помнить воспитатель, что руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме, так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только к семи годам (к школе) ребенку необходимо сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект занятия психолога в старшей группе детского сада по формированию положительной мотивации обучения Цели: • Активизация желания учиться. • Развивать тактильные восприятия. • Развитие моторики и слухового внимания. • Развитие воображения.

Создание условий для формирования познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством опыта Конспект опыта-эксперимента в средней группе группе Свойства магнита Программное содержание: 1. Знакомство с магнитом и его свойствами.

Создание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста

Создание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста Для полноценного развития детей необходимо обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание в детском саду. Поэтому необходимо.

- способ исследования детского развития, основанный на изучении результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, поделок и т.п.

Схема (критерии анализа и оценки, созданных детьми продуктов детской изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация)

- краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации ,

- разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.

2. Передача формы

- немного искажена или вовсе не удалась).

3. Строение предмета:

- части предмета расположены верно,

- их местоположение немного искажено,

- части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

4. Передача пропорций предмета в изображении (соблюдены или нет).

- пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений),

- симметричное (несимметричное) построение,

- ритмическое (неритмическое) изображение,

- миниатюрное изображение или увеличенное,

- расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое),

- изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.

6. Передача движения:

- передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы),

- неумело выраженное движение в целом,

- передача сложного движения достаточно четко и определенно.

- передача реальной окраски предметов,

- в изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона,

- Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов,

- отступление от реальной окраски,

- в декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.

8. Характер линий:

- сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу,

- линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая,

- раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями,

- регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или выходит за линии контура).

9. Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).

10. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликаций):

а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась;

б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю;

в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.

11. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения:

а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес;

б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своей и других детей;

в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение;

г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).

12. Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

13. Творчество. Отметить, что нового внёс ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Соловьёва Галина Анатольевна,

ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В образовательном процессе взаимодействие педагога и детей осуществляется с помощью различных средств. К таким средствам, несомненно, относится оценка.

Оценка позволяет диагностировать, стимулировать и корректировать деятельность воспитанников.

Оценка является неотъемлемой частью образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОЦЕНИВАНИЯ:

Оценка не должна вредить здоровью ребенка как физическому, так и психическому.

Не оценивайте, если вам не ясны мотивы поступков ребенка.

В момент оценивания эмоциональное состояние педагога должно быть уравновешенным, а тон – доброжелательным.

Не следует наказывать и поощрять ребенка за одно и то же несколько раз.

Оценка должна носить разнообразный характер.

Оценку следует начинать с положительных моментов, а затем переходить к отрицательным.

Оценка должна показывать ребенку соответствие или несоответствие конкретного действия ребенка установленным нормам, поставленной задаче.

Похвала положительно влияет на детей с заниженной самооценкой, порицание, как правило, приводит к отказу деятельности. Следует как можно чаще находить повод для похвалы таких детей.

Дети с завышенной самооценкой обычно склонны к демонстрации и доминированию. В работе с такими детьми педагог должен осмотрительно пользоваться похвалой и порицанием. Самое эффективное средство наказания – не обращать внимания на ребенка.

Оценка – это составляющая часть любого занятия.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В ОЦЕНИВАНИИ:

У педагогов отсутствует оценочная аргументация независимо от возраста детей (т.е. воспитатель не объясняет, почему он так оценил ребенка), следовательно, формирование у детей умение оценивать окружающий мир идет замедленно, т.к. они редко слышат образец оценки.

Дети, наиболее успешные в том или ином виде деятельности, как правило, получают положительные по характеру оценки, а дети, имеющие затруднения и проблемы, чаще получают отрицательные или нейтральные по характеру оценки.

Основная функция оценки – стимулировать развитие ребенка.

В процессе учебных занятий необходимо вводить разнообразные виды оценок. При выборе приема организации оценочной деятельности должен учитываться предмет оценивания, индивидуальные и возрастные особенности ребенка, особенности вида деятельности.

ВАРИАНТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Вопросы, подводящие итог занятия:

О чём вы узнали?

Какое задание было труднее (легче) всего выполнить?

Чему вы научились сегодня?

О чём бы вы рассказали маме?

Что было самым интересным?

Чему вы смогли бы научить малышей?

Ответы на вопросы такого типа прежде всего дают детям возможность осознать свои достижения и проблемы.

2 . Придумывание названия работе сверстника содействует осознанию самого яркого, главного, ценного в работе. Название можно придумать рассказу, рисунку, поделке, песне и т.д.

3. Выбор лучшего (самого необычного, красивого, короткого, длинного и т.п.) рассказа и запись его в специальный альбом. Фиксация детских рассказов (особенно творческого характера) является обязательной.

4. В процессе изобразительной деятельности можно использовать:

Выбор 2-3 лучших работ;

Выбор и рассказ о понравившейся работе, об аккуратной, яркой, красивой, и т.п. работе.

Поиск работы, больше всего похожей на образец.

5. Отбор работ для индивидуальной или коллективной выставки можно считать одной из форм общественного признания.

7. Составление рассказа-загадки о работе сверстника (или своей) позволяет прежде всего разобраться в содержании рисунка, поделки.

9. Оценка является обязательным компонентом образовательного процесса в ДОУ, представляет собой мнение педагога о процессе и результатах деятельности детей и используется как средство стимулирования, диагностирования, ориентирования и воспитания дошкольников.

Существует взаимосвязь между характером оценки педагога и успехами ребенка в деятельности.

Поощрительная по характеру оценка взрослого является эффективным средством формирования интереса ребенка к учебной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка позволяет диагностировать, стимулировать и корректировать деятельность воспитанников.

Оценка является неотъемлемой частью образовательного процесса.м

ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В образовательном процессе взаимодействие педагога и детей осуществляется с помощью различных средств. К таким средствам, несомненно, относится оценка.

Оценка позволяет диагностировать, стимулировать и корректировать деятельность воспитанников.

Оценка является неотъемлемой частью образовательного процесса.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОЦЕНИВАНИЯ:

Оценка не должна вредить здоровью ребенка как физическому, так и психическому.

Не оценивайте, если вам не ясны мотивы поступков ребенка.

В момент оценивания эмоциональное состояние педагога должно быть уравновешенным, а тон – доброжелательным.

Не следует наказывать и поощрять ребенка за одно и то же несколько раз.

Оценка должна носить разнообразный характер.

Оценку следует начинать с положительных моментов, а затем переходить к отрицательным.

Оценка должна показывать ребенку соответствие или несоответствие конкретного действия ребенка установленным нормам, поставленной задаче.

Похвала положительно влияет на детей с заниженной самооценкой, порицание, как правило, приводит к отказу деятельности. Следует как можно чаще находить повод для похвалы таких детей.

Дети с завышенной самооценкой обычно склонны к демонстрации и доминированию. В работе с такими детьми педагог должен осмотрительно пользоваться похвалой и порицанием. Самое эффективное средство наказания – не обращать внимания на ребенка.

Оценка – это составляющая часть любого занятия.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В ОЦЕНИВАНИИ:

У педагогов отсутствует оценочная аргументация независимо от возраста детей (т.е. воспитатель не объясняет, почему он так оценил ребенка), следовательно, формирование у детей умение оценивать окружающий мир идет замедленно, т.к. они редко слышат образец оценки.

Дети, наиболее успешные в том или ином виде деятельности, как правило, получают положительные по характеру оценки, а дети, имеющие затруднения и проблемы, чаще получают отрицательные или нейтральные по характеру оценки.

Основная функция оценки – стимулировать развитие ребенка.

В процессе учебных занятий необходимо вводить разнообразные виды оценок. При выборе приема организации оценочной деятельности должен учитываться предмет оценивания, индивидуальные и возрастные особенности ребенка, особенности вида деятельности.

ВАРИАНТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Вопросы, подводящие итог занятия:

О чём вы узнали?

Какое задание было труднее (легче) всего выполнить?

Чему вы научились сегодня?

О чём бы вы рассказали маме?

Что было самым интересным?

Чему вы смогли бы научить малышей?

Ответы на вопросы такого типа прежде всего дают детям возможность осознать свои достижения и проблемы.

2. Придумывание названия работе сверстника содействует осознанию самого яркого, главного, ценного в работе. Название можно придумать рассказу, рисунку, поделке, песне и т.д.

3. Выбор лучшего (самого необычного, красивого, короткого, длинного и т.п.) рассказа и запись его в специальный альбом. Фиксация детских рассказов (особенно творческого характера) является обязательной.

4. В процессе изобразительной деятельности можно использовать:

Выбор 2-3 лучших работ;

Выбор и рассказ о понравившейся работе, об аккуратной, яркой, красивой, и т.п. работе.

Поиск работы, больше всего похожей на образец.

5.Отбор работ для индивидуальной или коллективной выставки можно считать одной из форм общественного признания.

7. Составление рассказа-загадки о работе сверстника (или своей) позволяет прежде всего разобраться в содержании рисунка, поделки.

9. Оценка является обязательным компонентом образовательного процесса в ДОУ, представляет собой мнение педагога о процессе и результатах деятельности детей и используется как средство стимулирования, диагностирования, ориентирования и воспитания дошкольников.

Существует взаимосвязь между характером оценки педагога и успехами ребенка в деятельности.

Поощрительная по характеру оценка взрослого является эффективным средством формирования интереса ребенка к учебной деятельности.

Читайте также: