Как христиане называют скорби которые они встречают в своей жизни кратко

Обновлено: 02.07.2024

Скорби – это не только переживания горя и утраты дорогих людей. Это и состояние печали, болезни, страдания души и тела.

Нет на земле такого взрослого человека, кто бы прожил жизнь без скорбей, но одних испытания делают добрее, сильнее, помогают приобрести великолепные духовные качества, а для других скорбь становится неподъемной ношей.

Почему для православного человека скорби всегда являются возможностью для духовного роста? Как научиться переживать сложные периоды в жизни?

Скорби привлекают милости Господа

Об этом пути говорили апостолы в Деяниях. От скорбей человек научается терпению, от которого рождается опытность, а награды без испытаний не бывает.

Что такое скорбь с точки зрения святых отцов

Тех, кто достиг Царствия Небесного уже в этой жизни всегда сопровождает радость: новомученики и исповедники на каторге были счастливее, чем на свободе.

Скорбь часто свидетельствует о сопротивление тому, что происходит в нашей жизни, о нашем несмирении и эгоизме.

Мы хотим, чтобы близкие жили долго – они уходят, скорбь и горе охватывают наше сердце. Но мы забываем иногда даже помолиться, погружаясь в хлопоты о внешнем устроении и в свои переживания, хотя усопшим больше нужна молитвенная помощь.

Скорбь и печаль хороши, потому что учат главной добродетели

Смирение и терпение – самые желанные добродетели приобретаются только посредством скорбей.

Что делать, чтобы пережить скорби

Святой преподобный Нектарий Оптинский советовал своим духовным чадам в неподъемных скорбях молиться от всей души и сердца сначала ко Господу, потом к Пресвятой Богородице и после – к своему святому покровителю-тезке.

Когда человек приучается так молиться (хотя бы кратка, сколько есть сил и времени), то скорби облегчаются.



Христианская религия учит, что все человеческие существа склонны к греху от рождения. В связи с этим верующие, почитая Всевышнего и преклоняясь перед ним, испытывают божественную печаль после того как совершили зло, нарушив заповеди Господни. И эта печаль длится до тех пор, пока грешник не покается. Так что же это за чувство и какова его природа? Исходит оно от самого человека или от Бога? Ответы на эти вопросы мы находим в Священном Писании.

Божественное горе

Когда мы не повинуемся Слову Божьему и действуем по своему собственному разумению, мы часто впадаем в грех, а затем по водительству Святого Духа каемся из-за печали, которую мы испытываем из-за непослушания Отцу.

Это божественная печаль, чувство глубокой эмоциональной боли, охватывающее нас в результате осознания своего греха. Это своеобразная форма убеждения, которую Святой Дух обращает к нашему сердцу и душе, когда мы совершаем неправедные поступки.

Благочестивая печаль возвращает нас к Отцу


Когда мы не повинуемся слову Божьему, осознаем, что поступили неправильно, и раскаиваемся, мы с болью взываем к нашему Отцу, и Он всегда отвечает нам и принимает нас обратно в Свою семью.

Благочестивая печаль возрастает в нас до тех пор, пока она не становится невыносимой для нас. И у нас нет другого выхода, кроме как покаяться и воззвать к Богу, чтобы Он помог нам избавиться от греха и исцелил наше сердце и дух. Апостол Павел во 2-м Послании к Коринфянам говорит:

Благочестивая скорбь производит покаяние, ведущее ко спасению, а не к сожалению.

Таким образом, божественная печаль является благотворной для человека, поскольку заставляет его измениться, признать свой грех и раскаяться в нем.

Мирская печаль ведет к смерти


В то же время мирская печаль осуждается в христианстве. Продолжая свою мысль из приведенных выше строк, апостол Павел пишет, что она ведет к смерти:

Но печаль мира производит смерть.

Эта печаль идет не от Бога, но формируется из-за соприкосновения человека с миром и ведет к гибели. Таким образом, налицо разница между двумя видами скорби. Благочестивая печаль очищает человека от греха, а мирская не ведет к покаянию, а отдаляет христиан от Бога и оставляет их нераскаявшимися.

Когда Адам и Ева впали в грех непослушания в Эдеме, их охватила мирская печаль. Вместо того, чтобы раскаяться перед Богом, они попытались скрыться от него и были удалены из земного рая.

Не позволяйте мирской печали завладевать вами

Если вы согрешили и испытываете страх по поводу того, что Всевышний гневается на вас и не простит вас, следует гнать от себя эту мирскую печаль и обратиться к Богу. В Послании апостола Павла к Римлянам говорится:

Нет осуждения для тех, кто принадлежит Христу Иисусу.

Я тот, кто изгоняет твои проступки ради меня самого, и я не буду помнить твоих грехов.

Если же кто-то постоянно напоминает человеку о его грехе после покаяния, значит, его устами говорит дьявол.


Если будут окружать тебя скорби, то знай, что они отверзут тебе райскую дверь (29, 298).

Для того Господь скорби и страдания всех святых, а также и собственные Свои страдания Воплощения, какие претерпел Он за нас, грешных, передал нам письменно, чтобы научить нас, что желающему спастись невозможно прожить… без искушений и скорбей (27, 262).



Воспротивимся всякому восстанию диавола, с вожделением имея всегда перед очами смерть за Господа, и, как сказал Господь, ежедневно подъемля на себя крест, то есть готовность к смерти, будем следовать за Ним и с легкостью переносить всякую скорбь, как тайную, так и явную. Ибо если ожидаем претерпеть смерть за Господа и с желанием имеем ее всегда перед очами, то тем более с легкостью, охотно и радостно претерпим скорби, как бы тяжки они ни были. Ибо если нетерпеливо считаем скорби тяжкими и обременительными, то это потому, что не имеем перед очами смерти для Господа, и мысль не всегда устремлена к Нему с любовью (26, 531).

Горе тебе, душа, если не выносишь никакой скорби, причиняемой тебе братом, ни даже жестокого слова, но тотчас вступаешь в противоречие и сопротивление; за это теряешь венец терпения и кротости и будешь навеки осуждена со злопамятными. Преподобный Ефрем Сирин (26, 597).


Хотя бы кто отнял у нас имущество, хотя бы изрезал наше тело,-все это для нас ничто, если душа у нас остается здоровой (35, З84).

Ничто случившееся с нами не в состоянии будет опечалить нас, если будем возносить молитву напряженную и усердную; посредством ее мы избавимся от всего, что бы нас ни постигло (35, 546).

Если наши добродетели велики и многочисленны, а грехи малочисленны и незначительны, между тем мы потерпим какие-либо бедствия, то, сложив с себя и эти немногие грехи, мы в будущей жизни получим чистое и совершенное воздаяние за добрые дела (35, 816).

Будем смотреть не на скорбь и печаль настоящую, а на пользу, которая из нее происходит, на плод, который она рождает (36, 59).

Покой и веселье обыкновенно ведут к беспечности, тогда как скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе (36, 59).

Для того и болезни тела, для того и скудость плодов, для того… и всякие скорби, чтобы мы из-за этих бедствий всегда прилеплялись к Богу и таким образом, через временные скорби, сделались наследниками Вечной Жизни (36, 340).

Ибо ничто так не располагает душу к мудрости, как бедствия, искушения и угрожающая скорбь. Святитель Иоанн Златоуст (42, 403).


Скорби для хорошо приготовленных есть как бы укрепляющая пища и упражнение в борьбе, приближающие подвижника к Отеческой Славе… (4, 247).

Скорби, претерпеваемые здесь за Божий закон, будут семенем грядущих благ (5, 251).

Если не терпишь скорбей, то не ожидай и венцов там, как не выходивший здесь на подвиги и труды, какие назначены для получения венцов (6, 380).

Как врач, хотя причиняет телу страдания, однако же благодетелен, потому что борется с болезнью, а не с больным, так благ и Бог, Который частными наказаниями содействует спасению целого (7, 126).

Приемля удары от Бога, Который с благостью и премудростью устраивает жизнь нашу, будем просить у Него сперва познания тех причин, по которым Он поражает нас, а потом избавления от скорби (8, 172).

Если кто не падает под скорбью, но в надежде на Бога несет бремя печали, то за терпение готова ему великая награда от Бога. Святитель Василий Великий (10, 267).

Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиреннее и ревностнее взыскал Бога. Преподобный Макарий Египетский (33, 211).

Пусть всякая невольная скорбь научает тебя помнить о Боге, и ты не будешь иметь недостатка в побуждениях к покаянию (54, 13).

Кто противится постигающим его скорбям, тот, сам того не зная, противится повелению Божию (54, 50).

Познавший истину не противится скорбным обстоятельствам, ибо знает, что они приводят человека к страху Божию. Преподобный Марк Подвижник (54, 44).

Скорби служат нам пособием к сохранению заповедей Божиих (34, 182).


Всегда ожидай каких-либо великих и страшных скорбей, бедствий и смерти, чтобы они не постигли тебя не готовым. Преподобный авва Исаия (34, 285).

С усердием должны мы прибегать к Богу без всяких жалоб или ропота, но во всякой скорби ограждаясь благою надеждой. Преподобный Нил Синайский (49, 301).

Другому, Царь, дай славу без трудов, а для меня вожделенно приобрести Тебя страданиями и скорбями. Святитель Григорий Богослов (12, 113).

Скорбью, как бы в каком священном месте, душа научается ничтожеству человеческой природы, кратковременности настоящей жизни, тленности и непостоянству житейского (35, 148).

Ничто так не отгоняет беспечность и рассеянность, как скорбь и печаль; они сосредоточивают душу и обращают ее к самой себе (35, 543).

Скорби помогают святым быть кроткими и смиренными, а не надмеваться от знамений и заслуг (36, 14).

Когда же увидишь порочного в несчастии, утешайся не потому только, что он становится лучше, но и потому, что изглаживаются здесь многие из грехов его (35, 853).

От скорби мы получаем немало пользы еще прежде воскресения тем, что душа наша становится испытаннее, мудрее, разумнее и избавляется от всякой робости (36, 472).


Скорбь приносит двоякую пользу: во-первых, делает нас более ревностными и внимательными; во-вторых, дает нам немалое право на то, чтобы быть услышанными (в молитвах) (36, 494).

Как землю нужно пахать и копать, так и для души, вместо заступа, нужны искушения и скорби, чтобы она не заросла сорной травой; чтобы стала менее жестокой, чтобы не возгордилась (39, 395).

Через скорби Бог упражняет душу в добродетели, ибо когда — душа избирает добродетель, несмотря на трудность и еще не получая награды, то оказывает расположение и великое усердие к ней. … Скорбь особенно располагает нас к мудрости и делает крепкими… Великое благо скорбь, но мы не должны сами навлекать ее на себя (113, 322).

Ничто так не содействует любви и общению, как скорбь; ничто так не соединяет и не связывает души верующих (43, 373).

У нас бесчисленное множество поводов к скорбям. Один только есть путь, избавляющий от этой несообразности,-путь добродетели. И он, конечно, не чужд горестей, но горестей не напрасных, а приносящих благо и пользу. Святитель Иоанн Златоуст (45, 762).

Постарайтесь войти тесными вратами. Как деревья не могут принести плода, если не переживут зимы и снега, так и для нас эта жизнь-зима и снег, и если не подвергнемся многим скорбям и напастям, то не сможем наследовать Царство Небесное. Амма Феодора (82, 369).

Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает людям, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным. Они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления (111, 317).

Скорбное положение во время земной жизни есть установлеие Самого Господа для истинных рабов и слуг Господа (112, 124).

Господь предвозвестил ученикам и последователям Своим, что они в мире, то есть во время свершения поприща земной жизни, будут скорбны (112, 124).

Скорби, посылаемые человеку Промыслом Божиим,-верный признак избрания человека Богом (112, 129).

Скорби-по преимуществу удел современного монашества, удел, назначенный нам Самим Богом (112, 137).

В последние времена тесный путь оставят почти все, почти все пойдут по широкому. Из этого не следует, что широкий потеряет свойство вводить в пагубу, что тесный сделается излишним, ненужным для спасения. Желающий спастись непременно должен держаться тесного пути… завещанного Спасителем (108, 211).


Тесен и прискорбен путь, ведущий в Жизнь Вечную, мало ходящих по нему, но он-неотъемлемое и неизбежное достояние всех спасающихся (108, 352).

Пространные врата и широкий путь-это деятельность по воле и разуму падшего естества. Узкие врата-деятельность по Евангельским заповедям (108, 516).

Узкие врата-тщательное, основательное изучение Закона Божия и в Писании, и жизнью; тесный путь-деятельность, всецело направленная по Евангельским заповедям (111, 343).

Путь спасения, вводящий в Жизнь Вечную, тесный и прискорбный, установлен Господом, установлен и всесвятым примером Господа, и всесвятым учением Господа (112, 124-135).

Путь тесный поднимает с земли, выводит из омрачения суетой, возводит на Небо, возводит в рай, возводит к Богу, ставит перед Лицом Его в незаходимый свет для вечного блаженства. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 111).

Тема страданий — одна из самых непростых в христианстве. Здесь много непонимания, ложных ожиданий, и главное — человеческий фактор. Говоря о страданиях, нельзя абстрагироваться. Речь идет о человеческой боли и обстоятельствах, ставящих нас в тупик. Если Бог есть, почему Он допускает это? Если у страданий есть цель, то какова она? Что Библия может ответить на эти вопросы?

Библейский взгляд на страдания

Возможно, вы удивитесь, но ни Христос, ни апостолы не обещали верующим безоблачной жизни. Наоборот, они говорили о скорбях, которые нам предстоит пройти. В этом Библия — удивительно честная книга. Она не похожа на сказку в духе “и жили они долго и счастливо”.

Вот слова Иисуса Христа, сказанные Им на последнем пасхальном ужине апостолам:

“В мире будете иметь скорбь”
(Св. Евангелие от Иоанна 16:33)

Позже уже апостолы наставляли новообращенных:

“утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие”
(Деяния св. Апостолов 14:22)

Это расходится с представлением о христианстве, как способе уйти от проблем. Оно не обещает нам жизни без страданий. Нужно уточнить — в этом мире.

Единственное место, где не будет боли и скорби, и куда стремится попасть христианин, — это Царство Божье. Посмотрите, как описывает его Иоанн Богослов в Книге Откровения:

“И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло”
(Откровение Иоанна Богослова 21:4)

Это место блаженства, которое приготовил Бог любящим Его. Но пока мы на этой земле, в мире, испорченном грехом, в котором действует злая воля сатаны и людей, у нас будут скорби.

Однако даже это Бог обращает нам во благо. Через страдания мы устремляемся к Нему, учимся доверять, становимся сильнее. Страдания способствуют развитию в нас добродетелей — сострадания, милосердия, благости.

Полезное для души действие страданий поэтично выражено в Книге Иова:

“Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх”
(Книга Иова 5:7)

Если мы поймем, что Бог может обратить скорби нам в пользу, то нам будет проще их проходить. У нас не останется причин для ропота и сомнений. И мы сможем сказать вместе с псалмопевцем:

“Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим”
(Псалтирь 118:71)

Иногда скорби носят воспитательный характер. Нельзя не согласиться, что часто они — самый эффективный способ заставить человека оставить грех и отрезвиться.

“Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить”
(1 Петра 4:1)

Говоря о причинах страданий, нельзя не назвать еще одну, которая касается непосредственно верующих. Это страдания за праведность. Мир преследовал и преследует тех, кто хочет жить благочестиво. Как минимум, это выражается в насмешках, злословии, пренебрежении, а в крайней форме — в открытых гонениях. Об этом предупреждали Христос и апостолы, об этом писали пророки.

“Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас”
(Евангелие от Матфея 5:10-12)

Страдания на пути к славе

Поскольку скорби — неотъемлемая часть жизни в этом мире, нам придется пройти их по пути в Царство Божье.

“А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться”
(Послание Римлянам 8:17)

Нужно сказать, что страдания таят потенциальную угрозу для тех, кто неправильно их понимает и к ним относится. Такой человек может сломаться под напором испытаний и потерять веру. Ошеломительное предупреждение для таких звучит в послании ап. Павла:

“Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас”
(2 Тимофею 2:12)

Важно выработать правильное отношение к скорбям. Новый завет называет их временными и легкими, несмотря на то, что нам они такими не кажутся. Все дело в том, что Писание дает нам другую перспективу — взгляд на земную жизнь и страдания с позиции вечности.

“Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас”
(Послание Римлянам 8:18)
“Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу”
(2 Коринфянам 4:17)

В связи с этим Библия убеждает нас проходить трудности с достоинством и честью воина. Прообразом христианской жизни служит путешествие евреев через пустыню в обетованную землю. По пути у них было много проблем — нехватка воды и пищи, враги и, наконец, народы, которые им предстояло прогнать из Ханаана. Многие роптали и проявляли малодушие.
Библия на их примере учит нас не поступать так. Бог в итоге привел израильтян в их землю. И точно так же Он приведет нас в Свою славу.

“Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми”
(1 Петра 5:10)

Пример Христа

Очень важно, что Бог не отстранился от человеческих страданий. Он не просто сидит на троне в Своем Царстве и оттуда ободряет нас крепиться. Вместо этого Он спустился в наш мир, прямо в эпицентр скорби, и испытал ее на себе.

“Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания”
(Послание Евреям 2:10)

Христос, вождь нашего спасения, прошел через страдания. Ответ на вопрос, где Бог, когда я страдаю, — Он рядом. Он стоит плечом к плечу и страдает вместе с тобой, Он знает твои чувства и дает силу выйти из страданий победителем. Часто именно в страданиях, в моменты кризиса и давления мы встречаем Бога. Это познание — самое ценное, что мы выносим из сложных обстоятельств.

Благотворное влияние страданий и Божье обещание вечной жизни утешает тех, кто проходит страдания с доверием Ему. Если мы будем помнить об этом, то скорби не сломят и не остановят нас.

“Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь”
(Псалом 33:20)
“Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих”
(Книга пророка Исаии 49:13)

Читайте также: