1984 джордж оруэлл анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мир, который описывает Оруэлл наполнен обезличенностью страхом и постоянным контролем со стороны власти. Главный герой работает в Министерстве правды, что становится весьма ироничным фактом, так как Министерство правды только и делает, что искажает события, тем самым лжет народу о происходящем.

Однажды герой задумывается о том, правильно ли он поступает. Уинстон подвергает сомнению все, что происходит вокруг него. Домыслы героя идут вразрез с политическим строем, и Уинстон понимает, что ему грозит опасность, так как система может уничтожить его. Герой начинает тайно вести дневник, в котором излагает свои мысли.

Как-то раз Уинстон встречает девушку по имени Джулия, она так же, как и Уинстон, вынуждена скрывать свои настоящие взгляды на политику партии. Девушка притворяется активисткой партии, но на самом деле пытается вести борьбу против нее.

1984-й год, конечно, давно миновал, но произведение остается актуальным и по сей день. Многие вопросы и проблемы, поднятые в книге, до сих пор остаются. Может ли человек добиться свободы, если его мораль противоречит государству? Может ли человек бороться с системой?

Сюжет романа замысловат, он показывает налаженную систему, в которой каждый из людей является ее невольным заложником. Люди не имеют права на чувства и отношения, они обречены поступать лишь так, как велит им Большой Брат. Большой брат воплощает собой правительство и власть, в книге часто упоминается, что он заботится и следит за своими подчиненными. Что уж говорить, Большой брат действительно следит за всеми и от него не скрыться. Люди боятся его, так как он может сломить любого.

Уинстон влюбляется в Джулию и пытается строить с ней отношения. Герои мечтают обмануть Большого Брата, и зажить счастливой жизнью вместе. К сожалению, каждый из них, в глубине души понимает, что счастье и открытость отношений – это нечто невозможное. Скорее всего, героям, в лучшем случае, придется скрываться и прятать свои чувства до конца жизни.

Читатель переживает волнение и чувства героев, которые кажутся такими сильными, что могут изменить систему, могут позволить героям вдохнуть свежего воздуха. Однако, все оказывается не так радужно, как представлялось главным героям. На одном из свиданий полиция их застает врасплох. Героев скручивают и отправляют в Министерство Любви.

Интересно, но именно в Министерстве Любви героев заставляют отречься от своей любви. Героев жестоко пытают, под пытками Уинстон ужасается сам себе. Он предает свои чувства и отрекается от любви Джулии. Когда герою угрожают пыткой крысами, он сдается. Уинстон настолько бессилен, что готов отречься от чего угодно. И самое страшное, он думает о том, что хотел бы, чтоб пытали только не его. Он представляет себе, что было бы хорошо, если б на его месте оказалась Джулия. И это есть самое настоящее предательство, на которое его вынудила система.

Оруэлл словно намекает людям, что будущее может быть крайне опасным и ужасным, если люди продолжат стремиться к войнам и власти над всем. Мир может оказаться во тьме, под властью диктатора и тогда не останется места чувствам и отношениям между людьми.

О чем книга?

В новой системе нет места индивидуальности, поэтому Смит ее тщательно скрывает. То, про что он пишет в дневнике, является мыслепреступлением и карается смертной казнью. Утаивать что-либо от Большого Брата (верховный правитель Океании) нелегко: все дома из стекла, везде камеры и жучки, полиция мыслей следит за каждым движением. Он встречает Джулию, весьма раскрепощенную особу, которая тоже таит в себе самостоятельную личность. Они влюбляются друг в друга, а местом свиданий назначают обиталище пролов – низшей касты рабочих. За ними не наблюдают так рьяно, ведь их интеллектуальный уровень ниже среднего. Им разрешается жить по обычаям предков. Там герои предаются любви и мечтам о революции руками тех самых пролов.

В конце концов, они знакомятся с настоящим представителем сопротивления, который дает им запрещенную книгу о философии грядущего переворота. За ее чтением пару как раз и застает полиция мысли: надежный человек оказался агентом полиции мыслей. После жестоких пыток Уинстон и Джулия сдаются и предают друг друга. В финале они искренне верят в могущество Большого Брата и разделяют общепринятую точку зрения, что в стране все хорошо.

Как Оруэлл придумал название 1984?

Художественный мир Оруэлла

Главные герои

Смысл книги

Концовка

Критика

История создания

Несомненно, огромное влияние на писателя оказала Вторая мировая война, когда в результате установления в Европе и Азии ряда правых диктатур и упадка западных демократий, почти все цивилизованные страны планеты оказались втянутыми во всеобщую войну, ставшую причиной более чем пятидесяти миллионов смертей. По всей видимости, писатель захотел осмыслить эти события, понять, почему восторжествовала диктатура, показать, как низко может пасть человечество, и порассуждать над тем, что значит человек перед громадой государственной машины.

Жанр и направление

Смысл названия

Но, в конце концов, писатель выбрал более символичный вариант и остановился на нем.

Суть: о чём?

Роман рассказывает нам о том, как к 1984 году, в результате войн и политических кризисов на планете Земля, образовались три тоталитарных сверхдержавы: Океания, Евразия и Остазия – которые непрерывно воюют друг с другом.

Главный герой романа – Уинстон Смит, является гражданином Океании, проживает в Лондоне и работает в Министерстве правды. В его обязанности входит редактирование старых правительственных заявлений, чтобы скрыть ложь государства. Внешне Смит выражает полную лояльность государству и его лидеру – Большому Брату, состоит в партии, однако на самом деле давно сомневается в политике правящей элиты.

Однажды судьба сталкивает героя с партийной девушкой по имени Джулия, которая начинает шпионить за ним. Уинстон приходит в ужас, однако вскоре девушка передаёт ему записку, в которой признаётся ему в любви. Герои начинают встречаться, нарушая тем самым запрет для членов партии. Для своих свиданий они используют маленькую комнатку в старом стиле, расположенную на втором этаже антикварной лавки доброго старика Чаррингтона.

Параллельно с этим главный герой знакомится с О’Брайеном – высокопоставленным членом партии, который полунамёками даёт Смиту понять, что он тоже не поддерживает политику правительства, и, возможно, даже связан с подпольным Братством и самим Голдстейном – первейшим врагом Большого Брата.

Джулия и Уинстон решают вступить в Братство и открываются О’Брайену, который принимает их в ряды Братства, а также дарит им книгу Голдстейна, в которой рассказывается правда о том, как на протяжении всей истории человечества группы властолюбивых революционеров используют недовольство забитых рабской жизнью масс, чтобы захватить власть и снова вернуть народ в рабское состояние.

Через некоторое время, во время очередного свидания у Чаррингтона, на героев совершает облаву полиция мыслей. Милый старик оказывается внедрённым правительственным агентом. Уинстон оказывается в застенках спецслужб Океании. Сначала он с удивлением узнаёт, что его делом занимается никто иной, как О’Брайен, намеренно заманивающий слабых духом и сомневающихся в несуществующее Братство, чтобы потом арестовать. Героя подвергают истязаниям, он отчаянно цепляется за идеи и образ Голдстейна, но О’Брайен сообщает, что никакого Голдстейна, скорее всего, не существует, и именно О’Брайен и написал злополучную книгу. Герой ломается, признаёт свою вину и отрекается от своих идей. Однако последним гвоздём в крышку его гроба становится момент, когда он, не выдерживая пыток крысами, кричит, чтобы крысам отдали его возлюбленную Джулию, а не его.

Мы снова встречаем нашего героя спустя некоторое время, он успешно перевоспитался, сидит в пабе и напряжённо следит за новостями с фронта. Джулию тоже выпустили на свободу, герои встречаются и спокойно рассказывают, что предали друг другу. Смит понимает, что слежки за ними больше нет, и они могут снова возобновить отношения, но ни его, ни её это уже не интересует. Герои навсегда расходятся, а горечь в сердце Уинстона заглушает новость о победе армии Океании в Африке. В этот момент Смит окончательно понимает, что он любит Большого Брата.

Подробное краткое содержание по главам Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Уинстон Смит не особо примечательный мужчина тридцати девяти лет. Светловолосый и невысокий. Его родители были репрессированы вскоре после установления власти Большого Брата, а сам он с юных лет работал в министерстве. Героя можно назвать пассивным, нерасторопным и смирным человеком. И все же он делает попытки мыслить и судить о жизни свободно. Несмотря на свой бунт против системы, понимает, что он обречён, в итоге оказывается неспособным ни бороться с системой, ни погибнуть.
Джулия двадцати шестилетняя симпатичная девушка. Кареглазая, с каштановыми волосами. Работает в отделе литературы министерства правды. Проницательна и умна, поэтому смогла раскусить Смита, поняв его истинные чувства. В итоге также оказывается не способной противостоять государству и смиряется со своей судьбой.
О’Брайен высокий плотный мужчина с грубым лицом. Носит очки. Крайне обаятелен и обходителен. Коварный и беспринципный кукловод, заманивающий героев в ловушку, хладнокровно подвергает их пыткам и в итоге ломает, заставляя их признать свою вину и предать друг друга.

Проблемы

Основная идея

Чему учит?

Критика

Антиутопия Оруэлла был тепло встречена читающей публикой, как на Западе, так и в странах Социалистического блока, однако каждая сторона пыталась использовать посыл романа в свою пользу. В капиталистических странах утверждали, что Оруэлл в своём творчестве отсылал читателя к коммунистическим диктатурам, а в СССР делали выводы о том, что писатель в лице Океании изобразил государство, находящееся на высшей стадии становления империализма.

Современные исследователи и писатели лояльны к антиутопии Оруэлла и отмечают крупицы истины, которые делают писателя пророком:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 02.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 13.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 12.02.2020 · Last modified 15.01.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Оруэлл 1984

История создания

Окончательные работы романа и период его выпуска приходится на 1948 год. Существует теория, что год его выпуска, путём перестановки двух последних цифр, и послужил идеей названия произведения. Джордж Оруэлл начал писать его примерно в 1943 году, во время событий Второй мировой войны, затронувшей многие континенты.

Джордж Оруэлл

Вдохновителями Оруэлла были не менее известные классики нового литературного направления — Евгений Замятин и Олдос Хаксли.

Вторая мировая война, тоталитаризм Гитлера, обнищание умов и угнетение граждан — каждый из этих факторов поспособствовал образам, которые Оруэлл воплотил в своём произведении.

Краткая характеристика главных героев

Уинстон Смит

К основным главным героям относятся:

  1. Уинстон Смит.
  2. Джулия.
  3. О’Брайан.

Уинстон Смит

Уинстон Смит на работе

Уинстон, несмотря на то что видит свою деятельность в творческом ключе, начинает понимать, что идеология его государства весьма сомнительна. В связи с этим он ведет дневник, где записывает своим мысли, иногда сбивчиво, иногда осознанно.

Образ Джулии

Джулия

Девушка работала в литературном отделе, где в её обязанности входило корректировать автоматизированную машину, выпускающие романы. Весь процесс создания любого произведения полностью идентичен, поэтому Джулии оставалось лишь правильно управлять этим механизмом.

Джулия и Смит

Личность О’Брайена

О Браен

Именно О’Брайан помог в организации тайных встреч Джулии и Уинстона. При разговоре с ними О’Брайан понял, что они готовы на всё, не исключая убийства других и предательство устоявшемуся государственному устройству.

Идея книги

Основные тезисы романа

Лозунги в романе 1984

Мир Уинстона Смита держится на трёх основных постулатах:

Первый тезис раскрывается на основании постоянных военных конфликтов между тремя государствами:

  1. Океанией.
  2. Остазией.
  3. Евразией.

Карта мира в романе 1984

Суть этой идеи состоит в том, что враг существует всегда и везде. На протяжении многих исторических событий у одного государства всегда имелся противник, с которым приходилось вести нескончаемую войну. Кто это будет, Евразия или Остазия, особого значения не имело, так как облик врага менялся, но он всегда оставался со своим противником.

Старший Брат

К таковым мыслям исходит государственный устрой общества. А также, в пример ставится сравнение богатства и бедности.

В случае если кто-то будет иметь больше чем другой, то последний может счесть эту ситуацию как социальную несправедливость и начнёт бороться с тем, чтобы её устранить. Справившись с ней и получив такое же количество богатства, которое он хотел, он обретет на себя гнев человека, некогда являвшимся сам таковым.

Население Океании

Эта мысль даёт вдохновения многим читателям романа писать свои собственные сочинения и эссе, касающиеся проблемы идеологии.

Проблематика заключается в том, что в романе идея о том, что незнание — это лучшее решение каждого человека, заставляет людей становиться ограниченными в мышлении порой против их воли.

Приемник в комнате Смита

Смысл финала

Существует множество мнений о смысле и финале романа. Но несмотря на большое обилие таких источников, можно выделить среди всего многообразия идей единое понимание этого вопроса всех, кто читал антиутопию.

Пытки Смита

Проводя анализ «1984 «Оруэлла, можно проследить, как в концовке произведения проявляется безнадёжность и утрата веры в лучшее будущее. На последних страницах можно чётко увидеть, как безжалостна система государственного аппарата, которая не щадит никого.

Читайте также: