Ян амос коменский педагогические идеи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

детство - от рождения до 6 лет включительно

отрочество - от 6 до 12 лет

юность - от 12 до 18 лет

возмужалость - от 18 до 24 лет

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.

В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательный процесс.

Дидактические принципы Яна Коменского

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

1) Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Коменский также считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике. Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей.

3) Принцип постепенности и систематичности знаний. Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности. Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения. Упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности. Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

Семейное воспитание в педагогике Коменского. Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение. Коменский ставит учителей на второе место после родителей. Важной функцией семейного воспитания для Каменского является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. Семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания. Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания, Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как первой ступени образовании.

Ян Амос Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Ян Амоса Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Основные положения его учения, такие как принцип природосообразности, дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.

Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Проект был ориентирован на идею "учить всех всему" - на рациональную организацию "массовой школы".

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.

Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

детство - от рождения до 6 лет включительно
отрочество - от 6 до 12 лет
юность - от 12 до 18 лет
возмужалость - от 18 до 24 лет

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске "естественного (природосообразного) метода", который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на "живое знание", а не традиционную "книжную ученость", которую ученик брал памятью и напряжением воли.

Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского.

Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский, должна стать "всеобщее образование юношества". Главное для него - избежать "соблазна" исторических условий того времени: низведения человека до его сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.

В концепции Коменского человек помещен в "микромир", наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в "микромире".

Педагогическая система Коменского оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного "общежития человеческого", объединения "возвышенных, мужественных, великодушных людей".

В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека.

Дидактические принципы Яна Коменского

В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

1) Принцип сознательности и активности

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей: "Необходимо, чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и, наконец, блаженства".

2) Принцип наглядности

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

1) "Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство".

2) "Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций. "

3) То, что нужно знать о вещах, должно быть "преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения".

4) "Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами".

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько учитель сумел внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько ему удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

3) Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения.

Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку "порядок - душа всего".

Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы "вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы".

Третье требование касается того, чтобы "все изучалось последовательно с начала и до завершения".

Четвертое требование – "подкреплять все основания разума - это значит, всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это, значит, называть вещь в причинной связи".

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. "Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим".

5. Обучение "должно идти от более общего к более частному", "от более легкого - к более трудному", "от известного - к неизвестному", "от более близкого к более отдаленному" и т.д.

4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

1. "Правила должны поддерживать и закреплять практику"

2. "Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя".

3. "Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу".

4. "Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения".

Из этих положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Семейное воспитание в педагогике Коменского

Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение. "Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни".

Коменский ставит учителей на второе место после родителей. Следуя Платону и Аристотелю, основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. Семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания.

Важной функцией семейного воспитания для Каменского является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. "Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 42138
Количество таблиц: 3
Количество изображений: 1

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) – чешский философ и педагог-гуманист XVII в. Основоположник современной педагогики как науки, дидактики и системы образования, в частности, школьного и дошкольного.

Я.А. Коменский выдвигал идею пансофии - идею доступного образования для всех путём правильно подобранного подхода к обучению.

По мнению Я.А. Коменского, человек – одно из составляющих природы и все её законы для него справедливы, значит, и педагогический подход к воспитанию человека должен входить в рамки этих законов.

Я.А. Коменский ввёл в процесс образования такие понятия, как учебный год и классно-урочная система. Считал, что обучение должно быть систематизированным, включающим в себя: план занятий, проверку усвоенного учениками материала, обеспечение учеников учебниками, обязательное посещение занятий.

В основу своего педагогического метода Коменский ставил естественность и упорядоченность самого процесса обучения. Он был убеждён в том, что человеческий разум способен освоить любой учебный материал, если к обучению подходить поэтапно и систематизировать подаваемый обучающимся материал по степени возрастания сложности.

Я.А. Коменский полагал, что важным аспектом в обучении ребёнка является и нравственное воспитание, ведущую роль в котором должен играть положительный пример поведения взрослых. Разработал единую систему образования, разделённую на этапы, соответствующие возрасту ученика: Материнская школа (до 6 лет), Школа родного языка (6-12 лет) и Гимназия (12-18 лет).

Педагог, по мнению Коменского, должен развивать в учениках способность мыслить самостоятельно.

Современная теория обучения построена на дидактических трудах Коменского и актуальна по сей день.

Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

детство - от рождения до 6 лет включительно

отрочество - от 6 до 12 лет

юность - от 12 до 18 лет

возмужалость - от 18 до 24 лет

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.

В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательный процесс.

Дидактические принципы Яна Коменского

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

1) Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Коменский также считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике. Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей.

3) Принцип постепенности и систематичности знаний. Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности. Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения. Упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности. Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

Семейное воспитание в педагогике Коменского. Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение. Коменский ставит учителей на второе место после родителей. Важной функцией семейного воспитания для Каменского является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. Семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания. Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания, Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как первой ступени образовании.

Читайте также: