Проект педагогической инновации в школе

Обновлено: 06.07.2024

Создание целостного универсального образовательного процесса, реализующего идею развития индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей и способностей, с одной стороны, и удовлетворения запроса социума на раннюю профилизацию, с другой стороны

Цель проекта

Способствовать повышению качества образования, достижению высокого уровня подготовки учащихся через внедрение инновационных образовательных технологий

Задачи проекта

  1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.
  2. Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускников.
  3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов посредством внедрения модели инновационной образовательной среды.
  4. Воспитывать высокоразвитого гражданина, способного к активной жизни, к труду, к творчеству на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
  5. Дать образование на уровне, отвечающем развитию науки и позволяющем приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.
  6. Формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
  7. Укреплять ресурсную базу школы.

Ожидаемые результаты проекта

Исполнители основных мероприятий проекта

Администрация школы, руководители служб, лабораторий, методических объединений, педагогический коллектив, учащиеся, родители

2. Описание проекта

Цель: способствовать повышению качества образования, достижению высокого уровня подготовки учащихся через внедрение инновационных образовательных технологий.

Основные задачи:

  1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.
  2. Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускников.
  3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в результате внедрения модели инновационной образовательной среды.
  4. Воспитывать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, к труду, к творчеству.
  5. Дать образование на уровне, отвечающем развитию науки и позволяющем быстро приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.
  6. Формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
  7. Укреплять ресурсную базу школы.

Условия реализации проекта:

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Срок реализации

Цель этапа

Ориентировочный

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния

Основной

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние

Обобщающий

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

Показатели эффективности проекта:

  • высокий уровень учебного процесса, повышение качества образования, развитие способностей каждого ученика;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  • коллектив – главная сила развития школы: имеет высокую степень мотивации инновационной деятельности;
  • развитие педагогического коллектива, улучшение материального положения, пополнение молодыми специалистами, владеющими новой инновационной системой образовательного учреждения;
  • усовершенствование системы работы с одаренными детьми, создание условий для данной работы;
  • повышение качества подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми.

Продуктивность реализации проекта:

Этапы

Цель этапа

Показатели результативности

Ориентировочный

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния

  • формулировка цели программы, определение задач и создание программы развития;
  • внедрение программ предпрофильного обучения;
  • наличие дидактического обеспечения к программам, ориентированным на внедрение инновационных технологий обучения и воспитания; создание единого календарно-тематического планирования, ориентированного на новый БУП;
  • организация научно-методического спецкурса;
  • создание НОУ

Основной

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние

Обобщающий

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

  • высокий уровень учебного процесса;
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса;
  • устойчивое существование системы работы с одаренными детьми, увеличение количества участников данной программы;
  • повышение качества подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;
  • улучшение материальной базы ОУ;
  • наличие единой образовательной информационно-аналитической среды МОУ КСОШ

3. Научно-методическое обеспечение проекта

В процессе реализации проекта-концепции в рамках деятельности школы предполагается развитие и осуществление нескольких исследовательских, инновационных, экспериментальных направлений педагогической работы, объединенных важнейшими приоритетами:

  • личность участников образовательного процесса (учитель-ученик), ее самоценность, ориентированность на развитие творческих потенциалов;
  • гуманизм – важная составляющая образовательного процесса, определяющая место человека в современном обществе.

Предполагается рост профессионального мастерства учителя за счет овладения новыми моделями обучения и современными технологиями, внедряемыми в учебно-воспитательный процесс. Данная работа активизирует процесс совершенствования творческого потенциала личности учителя, создавая благоприятную обстановку для формирования ее зрелости.

В число инновационных и опытно-экспериментальных направлений программы входят следующие:

Представления о выпускнике определяют необходимость построения такого образовательного пространства, в котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих результатов.

Конкурентные преимущества школы:

  • значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений района;
  • квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;
  • значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
  • качественная подготовка учащихся, результативность;
  • преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами;
  • интеграция основного и дополнительного образования.

Однако анализ результатов работы образовательного учреждения выявил следующие проблемы:

  • снижение учебной мотивации;
  • слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;
  • недостаточность новых форм социализации для решения индивидуальных задач;
  • отсутствие возможности самоорганизации;
  • отсутствие единой образовательной информационно-аналитической среды.

В связи с этим, администрация школы и педагогический коллектив будущее школы определяют в реализации следующих аспектов:

  1. Существенное повышение качества образовательной подготовки школьников.
  2. Усиление мотивации учебной деятельность.
  3. Введение профильного обучения в старших классах.
  4. Повышение индивидуализации общеобразовательного процесса, рост возможностей образования по выбору.
  5. Профессиональная готовность учителя взаимодействовать с личностью ученика, формирование взаимоотношений, основанных на взаимном уважении, соучастии, сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве.
  6. Дифференциация и индивидуализация обучения путем организации нетрадиционных уроков, практикумов, творческих проектов, презентаций, развитие исследовательских способностей.
  7. Организация методической работы школы, направленной на рост социально-предметной и психолого-педагогической компетентности.
  8. Высокая информатизация образовательной среды и подготовленность участников образовательного процесса к работе в данных условиях.

В перспективе школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:

  • формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамических социально-экономических условиях;
  • развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;
  • происходит обучение на уровне, достаточном для дальнейшего продления образования;
  • в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;
  • не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.

Таким образом, процесс развития школы будет обеспечиваться приоритетными нововведениями, которым придается интенсивный характер и которые выведут образовательное учреждение на стратегический путь развития.

С целью повышения качества образования, его эффективности, освоения инновационных технологий преподавания и обучения в качестве приоритетных нововведений в процессе развития образовательного учреждения определить реализацию следующих проектов:

5 инноваций для педагога

Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.

Педагогическая инновация: суть и цели

Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.

Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.

Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:

  • Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
  • Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
  • Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
  • Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.

Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.

Инновационные подходы в современном образовании

Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.

Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

  • Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
  • Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.

Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.

Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

Проектная работа

Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.

В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.

Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Игровое технологии

Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.

В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.

Интерактивные технологии

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.

Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Портфолио

Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.

Инновации в образовании: 10 самых известных проектов

До 15 мая включительно продолжается прием заявок на Конкурс инноваций в образовании, который проводят Институт образования ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.

В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики и команды от 2 до 6 человек вне зависимости от профессиональной принадлежности. Победитель конкурса получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, партнеры конкурса обычно присуждают участникам финала различные поощрительные премии, оказывают им консалтинговую поддержку.

В предыдущие три года поощрительные премии КИвО присуждались Московским политехническим университетом, Агентством стратегических инициатив, Московским городским педагогическим университетом и другими организациями.

Экскурсии, лекции и детские мастер-классы о памятниках архитектуры, о том, как устроен город с точки зрения инженера. Дети обучаются навыкам проектной работы и инженерному образу мышления. С 2014 года проект занимает верхние строчки в рейтинге TripAdvisor среди развлекательных компаний Москвы. Будущим участникам КИвО автор проекта Айрат Багаутдинов советует не делать акцент на попытке добиться победы, а максимально воспользоваться средой конкурса, чтобы найти партнера или инвестора.

Открытое сообщество людей, заинтересованных в обновлении системы образования и создании комплекса образовательных ресурсов: кадрово-методического центра, современной интернет-платформы, модели школы нового типа, конгломерата образовательных проектов и методик. В саморегулирующемся сетевом пространстве взаимодействуют заказчики, создатели и потребители образовательных услуг.

LifeCamp

BiTronics Lab

Сетевая старшая школа

Методическая разработка в сфере общего образования, авторы которой совместили в одной концепции принципы тьюторства, развивающего обучения, существующие нормы законодательства об образовании. Основной принцип Сетевой старшей школы — индивидуализация образовательного процесса, которая обеспечивается за счет выбора учеником предметов, форм обучения, дополнительных образовательных услуг.

Scratch4russia

Образовательная программа для детей, позволяющая освоить язык программирования Scratch 2. Разработаны специальные методические пособия, учебники, онлайн-платформа со вспомогательными материалами. Главная задача проекта — сделать так, чтобы ребенок увлекся программированием с раннего детства.

Конкурс инноваций в образовании


В статье говорится об основах инноваций в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: инновационный процесс, инновация, процесс, образовательная деятельность, сфера образования, образование.

На сегодняшний день образование должно подстраиваться под современные реалии жизни, быстро адаптироваться к новейшим технологиям. Эта приспособляемость образовательной деятельности и вариативность образования играют важнейшую роль в развитии современного общества.

Еще с середины прошлого столетия люди в западных странах начали изучать инновационные процессы в образовании. В нашей стране инновации в педагогической деятельности начали активно развивать только двадцать лет назад. Хотелось бы рассмотреть инновации с точки зрения педагогического процесса, в данном процессе сама инновация будет представлять из себя изменение в содержании и цели, методах и формах преподавания, а также организации совместной деятельности учителей и школьников.

Для того чтобы прогресс двигался вперед и не стоял на месте, необходимо привнести инновации в процесс обучения школьников. Одной из разновидностей социальных инноваций является педагогическая инновация.

Современная российская действительность диктует принципиально иное видение в развитии образовательной деятельности, т. к. модернизационные процессы привели к двоякому осмыслению полученных итоговых продуктов психолого-педагогической, учебно-воспитательной деятельности [2, с. 42].

Стоит отметить, что инновационные процессы в образовании опираются непосредственно на духовные потребности самого человека, а также на социальные и политические преобразования, новые явления общественной жизни. Появление инновационных процессов указывает на рост потребностей общества в новом качестве жизни и образования. По этой причине характерной особенностью развития российской школы будет наличие инновационных процессов, устремление школьного педагогического коллектива преобразовать образовательное учреждение и педагогический процесс в целом. В образовательных учреждениях возникает проблема создания непрекращающейся системы развития профессиональной компетентности педагогов, включающая дифференцированную подготовку педагогов, внедрение разнообразных форм повышения профессиональной компетентности в соответствии с их уровнем подготовки и нуждами социума и самого учителя.

Инновации, происходящие в современной российской школе, зачастую остаются без особого внимания, потому что из-за небольшого количества обучающихся получается низкая валидность результатов, недостаточная остепененность педагогического состава, большое количество статистической и документальной работы не позволяют педагогам-новаторам в полной мере осуществлять инновационную деятельности [1, с. 68].

Все новшества в системе образования происходят в структурах и образовательных процессах и необходимы для реализации целей и задач образования. Инновации в сфере образовательной деятельности в школе необходимы для улучшения качества образования и ее услуг [3].

Суть использования инновационных технологий на уроках в школе состоит в направлении учебного процесса на вероятные возможности самого человека и их реализацию.

Технологические инновации оказывают значительное влияние на образовательные системы всех уровней. Онлайн-курсы, учебные пособия, образовательные программы, инструменты социальных сетей и другие новые технологии разрушают традиционную классную среду. Понимание влияния технологических инноваций на учащихся, учителей и школы имеет решающее значение для разработки стратегий и методов управления и использования технологий в образовании.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации многих педагогических задач. Основная цель внедрения инновационных компьютерных технологий в школы — изменить способ сбора, доступа, анализа, представления и передачи информации учителями и учениками. Это может сделать информацию в классах более демократичной, а также помочь дифференцировать обучение, особенно для учащихся с особыми потребностями.

Теория инноваций в образовании — новая область научно-педагогических знаний; это парадигма неразрывного единства и взаимосвязи трех основных педагогических процессов в сфере образования: создания новшеств, их усвоения и применения. Другими словами, предметом теории инноваций являются исследования интеграции разработки, освоения и интеграции новинок [5, с. 49].

Раскрывая понятие инновационной деятельности в образовательном учреждении необходимо дать определение данному определению. Так, мы рассматриваем инновации в сфере образования как процесс, в котором происходят качественные изменения в связи с нуждами общества. Хотелось бы обратить внимание на три основных аспекта инновационных процессов в образовании:

  1. Социально-экономическом;
  2. Психологическом;
  3. Организационно-нормативном.

Данные аспекты помогают определить общий климат и условия, которые помогают или препятствуют инновационному процессу. Инновационный процесс сознательно регулируется человеком, он не может возникнуть спонтанно.

Существует две основные проблемы педагогики, а именно:

  1. Проблема в изучении, обобщении и распространении инновационного педагогического знания;
  2. Проблема введения инноваций в процесс обучения.

Хотелось бы сказать, что все инновационные технологии разрабатываются и применяются именно педагогами и организациями образования и науки.

В связи с вышеизложенным, главной закономерностью проектирования инноваций в сфере образования будет понимание того, что чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом. Значит, сам предмет инновационного процесса, его содержание и механизмы должны находиться в зависимых между собой процессах, т. е. в результате применения данных инноваций они должны показать, что будут оказывать благотворное воздействие на школьников. Данные характеристики помогают подчеркнуть факт существенности преподавательской деятельности по изучению, созданию, использованию различных педагогических инноваций. Должность педагога многообразна в своем проявлении, он может быть и автором инноваций, исследователем, а также пользователем инновационных методик [4, с. 127].

Подводя итоги, следует отметить, что педагогические инновации являются фактором и инструментом развития образования. Инновационные процессы в образовании опираются непосредственно на потребности участников процесса и сформированные к моменту внедрения возможности. Проявление инновационных процессов определяет динамику развития образовательных средств. При этом важно понимать, что каждая инновация должна оцениваться по степени эффективности реализации.

Инновационный процесс проходит три основных фазы, а именно:

  1. Развитие самой идеи;
  2. Работа над идеей и способах ее применения;
  3. Внедрение данного нововведения в педагогическую практику.

В связи с вышеперечисленным, инновационный процесс подразумевает под собой процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этих изменений в социально-педагогической среде.

  1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход М.: Высшая школа, 1991.207 с.
  2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2001. 192 с.
  3. Лаздина Т. И. Технология мотивационного управления инновационной деятельностью учителей/ Лаздина Т. И.// Начальная школа плюс до и после. -2006- № 2
  4. Мартиросян, Б. П. Оценка инновационной деятельности школы / Б. П. Мартиросян. — М., 2003, 324 с.
  5. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М., 2007. 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационный процесс, процесс, инновация, образовательная деятельность, сфера образования, образование, инновационная деятельность, образовательное учреждение, педагогический процесс, самый человек.

Читайте также: