Анализ прочих финансовых доходов и расходов кратко
Обновлено: 30.06.2024
Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие операционные доходы и расходы.
К инвестиционным доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.п.
Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).
Прочие операционные доходы и расходы – это безвозмездно полученные (переданные) активы; прибыль (убытки) прошлых лет, выявленная в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности,
по которой истекли сроки исковой давности; убытки от уценки и недостачи материальных ценностей и т.д.
В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.
Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации субъектов хозяйствования (акционерных обществ, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя и др.
В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг, определяют влияние факторов на изменение их величины.
Прибыль от акций (П) может измениться за счет:
· количества акций, имеющихся в портфеле предприятия (К);
· средней стоимости одной акции (Р);
· уровня дивидендной доходности (Kd) (отношения суммы полученных дивидендов к сумме инвестированных средств в данный вид активов), которая зависит от рентабельности предприятия-эмитента, его дивидендной политики, уровня процентной ставки за кредит, налоговой и амортизационной политики государства и т.д.
Таким образом, прибыль от акций определяется по формуле:
П = К * Р * Kd. (3.77).
Для расчета влияния данных факторов на изменение суммы полученной прибыли от данного вида активов можно использовать прием абсолютных разниц:
Сумма полученных процентов по облигациям также зависит от количества облигаций, их стоимости и среднего уровня процентной ставки (отношения суммы полученных процентов к среднегодовой сумме данного вида активов):
П = К * Р * СП. (3.81)
Процентный доход по депозитам (ПД) зависит от суммы депозитных вкладов (ВД) и среднего уровня депозитного процента СПД (отношения суммы полученных процентов по депозитам к сумме депозитных вкладов):
Изменение суммы дохода за счет:
· размера депозитных вкладов
· уровня депозитной ставки процента
Величина прибыли (убытка) от реализации основных средств и прочих материальных активов зависит от количества проданного имущества, его балансовой стоимости и цены реализации.
При этом нужно учитывать не только прямой финансовый результат, но и эффект от ускорения оборачиваемости капитала, методика определения которого будет рассмотрена далее.
Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных нарушений.
Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления претензионной работы со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств поставщикам были предъявлены соответствующие санкции.
Убытки от списания невостребованной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне, а также по причине банкротства клиентов. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.
Для правильной оценки результатов деятельности предприятия необходимо выделять прибыли и убытки от чрезвычайных событий, не связанных с его обычной деятельностью. К ним относятся убытки от стихийных бедствий, от техногенных катастроф, возмещение убытков от чрезвычайных событий, доходы от списания кредиторской задолженности, безвозмездно полученная помощь в порядке благотворительности, безвозмездное целевое финансирование из бюджета и другие доходы и расходы, которые могут как снизить, так и увеличить финансовый результат и доходность бизнеса и ввести в заблуждение инвесторов и кредиторов предприятия.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
20 сентября 2021
Анализ расходов организации: как провести по данным бухгалтерской отчетности
Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.
Анализ расходов предприятия: цель, методы, источники информации
Цель деятельности коммерческой организации – зарабатывать прибыль. Ее не достичь, если расходы систематически превышают доходы. Поэтому разумно контролировать траты компании, соотнося их динамику с приростом экономических выгод.
Анализ расходов нужен, чтобы ответить на вопросы:
На каждый из заданных вопросов отвечает конкретный метод анализа:
- горизонтальный. Оценивается динамика значений в увязке с доходными величинами;
- вертикальный. Рассчитываются удельные веса различных элементов в общей величине трат;
- коэффициентный. Находится соотношение между показателями, которые связаны экономическим смыслом. Например, отдача делится на вложения и вычисляется эффективность;
- факторный. Определяется влияние факторов на результат. Факторами могут быть составляющие расходов, а результатом – себестоимость.
Прежде чем перейдем к этапам, отметим два важных момента.
Первый. В каких строках отчетности отыскать расходы
Потребуются две формы:
- отчет о финансовых результатах;
- пояснения к нему и балансу.
На схеме показали, цифры из каких строк понадобятся.
Второй. С чем нельзя путать расходы.
На обывательском языке к последним относятся и денежные оттоки, и затраты. Однако это совсем другое.
Если говорить кратко, то расходы – это траты компании, которые уменьшили финансовый результат. Если такого уменьшения нет пока или не будет вообще, то это нечто иное.
Этап 1. Анализ динамики расходов
Сводится к расчету темпов роста. Для этого значения текущего периода делятся на величины предыдущего. Если выходит меньше 1, значит, расходы сократились.
Однако просто посчитать один общий темп роста недостаточно. Вот чем можно усилить методику анализа и в итоге увидеть и понять больше:
Проведем горизонтальный анализ для ОАО «РЖД.
Таблица 1. Анализируем динамику
Показатель, млн руб.
Расходы по обычным видам деятельности:
– проценты к уплате
Расходы в целом
– совокупные прочие доходы
2020-й оказался неудачным по каждому из трех моментов, на которые предлагали обратить внимание:
Этап 2. Анализ структуры расходов
На втором этапе рассчитываются удельные веса. Сначала для основных и прочих расходов в целом. Затем для компонентов основных.
Для расходов по обычной деятельности разумно оценить структуру двояко: исходя из ее представления в отчете о финансовых результатах, а также по элементам из пояснений к отчетности.
На что обратить внимание в ходе анализа полученных цифр? На три момента.
Первый. Насколько доля основных трат превышает прочие
Если ненамного или даже не превышает, то это тревожный момент. Выходит, основной бизнес в упадке, так как второстепенные расходы сопоставимы с теми, что по обычной деятельности.
Важно помнить: прочая составляющая в отчетности – это нечто незначительное. Нарушение данного правила говорит о нестабильности главных направлений деятельности.
Второй. Каковы доли трат на сбыт и управление в сравнении с себестоимостью продаж
У производственного или торгового предприятия удельный вес последней должен быть ощутимо больше. Почему? Потому что если компания очень мало производит и продает, то чем оправдать значительные расходы на нужды сбытовиков и управленцев. Это не касается тех, кто только начинает бизнес. Речь про давно функционирующие организации.
Третий. Сколько процентов приходится на прочий элемент в расходах по обычным видам деятельности
Заметьте, мы сейчас не про прочие расходы, а про то, что остается в основных, если из них убрать зарплату с отчислениями, материальный компонент и амортизацию. Если доля оставшегося больше 10-15%, то это повод провести тщательный анализ. Там оседают, например, траты на командировки, представительские расходы, услуги внешних консультантов, аудиторов и т.п.
Возможно, сумма обоснована и вызвана потребностями бизнеса. А возможно, здесь что-то прячут. Известны случаи, когда в прочие траты по обычной деятельности относили стоимость в разы завышенных услуг клининговой компании. Причина завышения: сговор главбуха с начальником предприятия, наводящего чистоту.
- 1С:ERP Управление предприятием 2
- 1С:Управление холдингом
- Финансист
Первые два решения – типовые продукты фирмы 1С для комплексной автоматизации предприятий, имеющие блок финансового анализа. WA:Финансист – специализированная разработка нашей компании, которая позволяет получать управленческую аналитику в любых разрезах.
Виды анализа
Ключевая цель анализа доходов и расходов – разработка комплекса мер, направленных на увеличение первых и снижение вторых, а главная задача – поиск и расчет резервов для роста получаемой прибыли
Рис.1 Отчет о фин.результатах в 1С:ERP
Такой анализ бывает нескольких видов:
- Горизонтальный и вертикальный;
- Факторный;
- Коэффициентный.
При горизонтальном анализе рассматривают абсолютные и относительные отклонения статей отчетности, благодаря чему сравнивают плановые и фактические данные, данные прошлых периодов с отчетными данными периодов или все эти показатели в совокупности.
Рис.2 Сравнение плановых данных с фактическими в программе WA Финансист
При факторном анализе полученные данные сравниваются по определенным алгоритмам. Можно проводить сравнение по направлениям в бизнесе, по деятельности или по статьям, при этом можно сравнить между собой различные статьи отчетов всех типов. Такой вид анализа позволяет выявлять факторы увеличения доходов или сокращения расходов.
В процессе проведения коэффициентного анализа производится расчет определенных коэффициентов, значения которых можно сравнивать между собой за различные периоды. Полученные коэффициенты можно сравнивать с принятыми нормативными значениями.
Рис.3 Пример расчета коэффициентов в 1С:ERP
Далее рассмотрим, как анализ доходов и расходов может помочь в управлении бизнесом.
Проблемы, возникающие при росте организации
Эффективность деятельности любой организации во многом зависит от оперативного принятия управленческих решений. Чем крупнее становится компания, тем сложнее оперативно контролировать бизнес-процессы и принимать управленческие решения.
Более того – чем быстрее развивается организация, тем острее проявляются эти проблемы. Становится труднее в оперативном режиме анализировать доходы и расходы в компании, оперативно рассчитывать такие ключевые показатели, как прибыль и рентабельность, а значит, принимать оперативные управленческие решения.
В принятии оперативных и обоснованных управленческих решений, а также в построении прогнозов, поможет управленческий анализ доходов и расходов.
Рис.4 Пример отчета в 1С:УХ
Данный отчет позволяет повести упрощенный и быстрый анализ по необходимым параметрам и периодам по каждому из направлений деятельности предприятия.
Подходы к анализу доходов организации
Получение доходов – главная цель любого бизнеса, а анализ доходов позволяет изыскать резервы для их увеличения. В программах 1С для всестороннего анализа прибыли компании можно составить ряд отчетов.
Например, можно сравнивать продажи по контрагентам и принимать решения о маркетинговых акциях и скидках для заказчиков.
Рис.6 Пример отчета сравнения продаж по контрагентам в 1С:УХ
Анализ дает детальные данные о доходах компании за определенный отрезок времени. На его же основе составляют стратегический план развития. В программных продуктах 1С много отчетов при помощи которых можно проводить анализ.
Рис.7 Отчет по продажам в разрезе контрагентов в 1С:УХ
Рис.8 Сравнение продаж по контрагентам в 1С:УХ
Для анализа валовой прибыли в программах 1С предусмотрен отдельный отчет.
Рис.9 Отчет о валовой прибыли в 1С:УХ
Рис.10 Отчет по валовой прибыли в 1С:ERP
При анализе доходов также необходимо рассчитывать и анализировать валовую рентабельность, которая рассчитывается делением валовой прибыли на выручку. При этом лучше использовать чистые, а не валовые продажи, так как количество возвратов может исказить результаты расчета. Нормативного значения данного показателя не существует, но рекомендуется, чтобы он имел положительную динамику во времени.
Подходы к анализу расходов организации
Анализ расходов в 1С отображает расчет показателей динамики и структуры расходов. Он может быть представлен в разрезах по направлениям деятельности, элементам расходов и статьям калькуляции.
Все расходы организации делятся на постоянные и переменные. Первые не зависят от динамики объема производства и продаж, а вторые, соответственно, наоборот – зависят.
Анализировать расходы в программах 1С можно следующими методами:
- Путем сравнения динамики расходов во времени. При использовании данного метода рассчитываются показатели абсолютного и относительного отклонения расходов;
- Методом вертикального анализа через исследование структуры и состава расходов организации, путем исчисления и анализа доли расходов в выручке;
- Факторным методом через оценку уровня влияния отдельных явлений на увеличение расходов.
Все аналитические данные можно отобразить в графиках и рисунках, характеризующих изменение величины расходов во времени или в структуре.
Подходы к анализу маржинальной прибыли организации
Есть несколько видов прибыли. Одной из ключевой является маржинальная прибыль. Рассмотрим подходы к анализу маржинальной прибыли. В основе анализа лежит деление затрат на переменные и постоянные. При маржинальном анализе рассчитывается маржинальная рентабельность. Отношение прибыли, оставшейся после вычета переменных затрат к выручке называется маржинальной рентабельностью.
При анализе маржинальной рентабельности можно ориентироваться на отраслевые особенности работы организации. Сравнивая ее с показателями конкурентов, можно оценить эффективность работы организации.
Выводы
В рассмотренных нами продуктах 1С есть все необходимые инструменты для анализа доходов и расходов, а также показателей рентабельности компании и отслеживания их динамики. Проводя сравнительный анализ доходов и расходов по периодам в продуктах 1С, можно дать оценку причин, вызвавших изменение прибыли, выявить влияние издержек на это, найти пути развития компании и резервы для повышения доходов.
Читайте также:
- Что должны принимать во внимание разработчики законов обществознание 7 класс кратко
- Аттестация педагогических работников музыкальных школ
- Сравнительный анализ программ от рождения до школы и детство по развитию речи
- Почему именно с романтизмом связано активное изучение фольклора кратко
- Какие животные не имеют постоянной формы тела 7 класс кратко