Аттестация педагогических работников музыкальных школ

Обновлено: 02.07.2024

По части 2 статьи 49 ФЗ №273 педагогическим работникам не реже одного раза в 5 лет нужно проходить аттестацию, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности. Также учителя, воспитатели и преподаватели могут пройти проверку с целью получения категории. Скоро должны вступить в силу новые правила аттестации учителей в 2021 году. Какие изменения могут произойти, и к чему готовиться, расскажем далее.

О переносе аттестации педагогов в 2021 году

В 2020 году в связи с коронавирусом педагогическим работникам разрешили не проходить обязательную проверку. Вступило в силу два приказа Минпросвещения:

№193 — о продлении квалификационной категории (КК), срок действия которых закончился с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, до 31.12.2020 года;

№713 — о продлении КК еще на год — до 31.12.2021 года.

Если педагогические сотрудники не прошли аттестацию в 2020 году, то волноваться не стоит — время еще есть. Уровень зарплаты для таких специалистов остается прежним, в соответствии с КК.

Причина переноса аттестации педагогов в 2021 году

Designed by stockking/Freepik

Даже если срок действия категории продлен, педагог вправе аттестоваться по утвержденному ранее порядку — указано в письме Минпросвещения №ВБ-90/08/27 от 27.01.2021 г. Поэтому процедура будет проходить также, как раньше (в каждом регионе она отличается).

Новая система аттестации учителей в 2021 году — что уже известно?

Принципы системы развития педагогических работников отражены в распоряжении Правительства №3273-р от 31.12.2019 г.. Новая модель аттестационной процедуры проходила апробацию в школах 19 регионов России. По последним данным модель планируют запустить с 1 сентября 2021 года.

Новые категории

Теперь помимо первой и высшей педагог сможет получить следующие квалификационные категории:

Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении.

Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.

При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе.

Аттестация учителей в 2021 — как проходит оценка педагогов по последним данным?

Теперь педагогических работников будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам, включающим в себя 4 вида компетенций:

Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний: первичную, на соответствие занимаемой должности и в целях получения категории. Рассмотрим каждую.

Введение первичного экзамена

Процедуру проводят также для специалистов, которые:

5 лет не работали по профессии;

не имеют опыта работы учителем;

выпустились из колледжа или вуза.

Как будет проходить аттестация учителей в 2021 году на соответствие занимаемой должности

Как будет проходить аттестация педагогов

Designed by stockking/Freepik

Такую проверку знаний раз в 5 лет проходят практически все педагогические работники — по статье 49 ФЗ №273. Оценка включает профессиональный экзамен по ЕФОМ. Также оцениваются мотивированное представление работодателя, которое включает:

деловые качества педагога;

результаты профессиональной деятельности.

Итак, как пройти аттестацию учителю в 2021 году, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности? Порядок таков:

В образовательной организации собирают комиссию из преподавателей, руководства, членов профсоюза — на усмотрение учреждения.

Аттестуемый сотрудник готовит документы. В перечень входят: заявление, копии документов об образовании, подтверждение категории (при наличии), характеристику и сопроводительное письмо с работы.

В течение 30 дней рассматриваются документы педагога и назначается дата проведения процедуры.

На экзамене учителю могут задать не только вопросы о продаваемом предмете, но и на знание психологии, методик обучения, законов и так далее. Комиссия выставляет баллы по аттестационным процедурам. Если педагог набирает нужное количество баллов, ему выдают сертификат сроком на 5 лет. Учителя, не прошедшие проверку, получают свидетельство.

Изменения в аттестации педагогов в 2021 году с целью получения категории

Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию. Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.

Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить.

Аттестация учителей в 2021 году последние изменения — подытожим

Педагогические работники, у которых срок действия сертификатов истек в 2020 году, могут не проходить аттестацию до конца 2021 года;

с 1 сентября планируют изменить процедуру, введя оценку компетенций педагогов (ЕФОМ);

педагоги могут подать документы на присвоение категории электронно и получить решение в течение 60 дней;

Пока вопрос об изменениях в процедуре остается открытым. Если все-таки аттестация преподавателей в 2021 году будет проводиться по новым правилам, педагогам придется тщательнее готовиться.

Рекомендуем пройти повышение квалификации, чтобы устранить пробелы в знаниях — вспомнить теорию по детской психологии, педагогике, современным педагогическим технологиям, а также изучить основные положения ФГОС и так далее.

We can give you much more than other companies do because our services are aimed at
satisfying our customers’ needs.

График прохождения аттестации на 2021-2022 учебный год
Пояснения к порядку проведения аттестации педагогических работников

В перечень предоставляемых в НМЦ аттестационных документов входят:

При подаче заявлений:

1. Информационное письмо от муниципального органа управления сферы культуры.
2. Cписки аттестуемых в таблице (единые от муниципального образования) - на высшую и на первую категорию.
3. Два экземпляра заявлений от каждого претендента, сроки проведения экспертизы в аттестационных заявлениях указываются с начала сроков проведения экспертизы до окончания срока подачи экспертных заключений и приложений в НМЦ.
4. Копия аттестационного листа или приказа о предыдущей аттестации (если на момент подачи документов имеется категория).
5. Копии документов об образовании и повышении квалификации.
6. Копии документов подтверждающих смену фамилий, имен, отчеств (в случае наличия таковых).

При подаче экспертных заключений:

1. Экспертное заключение в бумажном виде с подписями эксперта и аттестуемого в 2-х экземплярах.
2. Экспертное заключение и приложения к нему в электронном виде.

Председатели экспертных групп:

Экспертная группа по аттестации педагогических работников государственных профессиональных образовательных организаций

Тяжелова Марина Евгеньевна.

Экспертная группа по аттестации педагогических работников муниципальных образовательных организаций

Ряполова Ульяна Евгеньевна.

Massasoluta nobis estumod eligendi omnis volutasassumenda est, omnis dolores edon repeledusemp quibusdamet aut rerodes necessitatibus saepe eveniet ut et voluptates estu repudiandae sint et molestiae non recu sandaeItaque earum rerum hic

Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.

© 2004 – 2022, Министерство культуры
Российской Федерации (Минкультуры России)

Вступил в силу новый порядок аттестации педагогов и концертмейстеров ДШИ.

Вступил в силу новый порядок аттестации педагогов и концертмейстеров ДШИ

В декабре 2018 года внимание музыкальной общественности привлек пятиминутный видеоролик, в котором руководитель Дирекции образовательных программ Департамента культуры Москвы Екатерина Калачикова рассказывала о своем взгляде на проблемы музыкального образования в столице и не только.

По словам Екатерины Калачиковой, этот ролик оказался лишь нарезкой из ее примерно часового монолога, записанного Лабораторией социальных наук SSL. Однако, по каким-то причинам, в интернете была размещена лишь небольшая часть этой записи.

В дальнейшем Екатерина Калачикова и сотрудники Лаборатории SSL приложили множество усилий для того, чтобы ролик был удален из интернета. В результате его единственная доступная публично копия сейчас размещена на PornHub (на момент публикации материала, PornHub был единственным неподконтрольным властям Москвы ресурсом, на котором в 2018 году удалось разместить этот видеоролик. К сожалению, со временем PornHub тоже его заблокировал – поскольку он не соответствовал тематике сайта).

На первый взгляд идеи, которые высказывает Екатерина Калачикова, не новы. Те, у кого есть аккаунт на PornHub или хотя бы Вконтакте (для доступа к этому сайту требуется доказать, что посетителю исполнилось 18 лет, доказательством чего владельцы считают наличие аккаунта Вконтакте), могут ознакомиться с первоисточником.

Если рассказывать вкратце, то г-жа Калачикова вела речь о том, что российское музыкальное образование переживает тяжелые времена и для того, чтобы в том или ином виде сохранить российские Детские музыкальные школы (или Детские школы искусств), школам необходимо пойти навстречу вызовам времени, измениться до того момента, как они перестанут отвечать потребностям современного общества и окажутся перед угрозой тотального закрытия.

Эта идея близка не только г-же Калачиковой, в том или ином виде ее уже озвучивали разные люди: в основном чиновники различных уровней. Статья, которую вы читаете сейчас – не попытка поднять дискуссию на тему судьбы ДШИ: хотелось бы обозначить лишь конкретный повод, который привлек столь пристальное внимание к высказыванию Екатерины Калачиковой почти годовой давности.

В октябре 2018 года был опубликован приказ руководителя Департамента культуры Москвы Александра Кибовского № 747/ОД. В нем было объявлено, что в силу вступает новый порядок аттестации педагогов и концертмейстеров ДШИ.

Следует отметить, что формально прохождение аттестации не является обязательным для сотрудников ДШИ. Некоторые педагоги принципиально не проходят аттестацию уже много лет. Тем не менее, важно понимать, что получение более высокой квалификационной категории способно прибавить к зарплате педагога до 5 тысяч рублей.

Не во всех ДШИ уровень зарплат педагогов одинаков, тем не менее, можно утверждать, что средняя ставка педагога в ДШИ составляет примерно 22 тысячи рублей в месяц без вычета налога. Многие педагоги работают на две ставки и больше, что приводит к практически полной занятости человека почти семь дней в неделю. Таким образом, для многих педагогов и концертмейстеров прохождение аттестации на повышение или подтверждение квалификационной категории – один из немногих способов сохранить или немного улучшить свое материальное положение, а также повысить свой статус как в собственных глазах, так и в глазах коллег, учеников и администрации.

Здесь хотелось бы совершить небольшой экскурс в историю. Структура, которая сегодня обозначается, как “Дирекция образовательных программ Департамента культуры Москвы” наследует более понятному многим (по крайней мере, в среде профессионалов) Методкабинету. Для того, чтобы понимать, что происходит сегодня, следует хотя бы в общих чертах знать, каким образом развивалась эта структура.

Изначально Методкабинет возник в районе 70-х годов и представлял собой в основном консультативный орган. В его штат входили опытные педагоги и методисты (создатели образовательных программ), к которым любой педагог ДМШ мог обратиться за консультацией по тому или иному поводу, связанному с его работой. Эти люди пользовались значительным авторитетом среди педагогов. Зарплата педагогов в то время увеличивалась просто на основании выработки лет.

Кому-то такой подход может показаться формальным – но не следует упускать из вида, что вообще любая попытка определить ценность работы того или иного педагога, концертмейстера и даже исполнителя носит формальный характер: мы много раз могли убедиться в этом, наблюдая за результатами тех или иных музыкальных конкурсов.

С годами полномочия Методкабинета расширялись, и в результате эта структура начала заниматься официальной аттестацией педагогов и концертмейстеров, в разное время подходя к этой задаче с той или иной степенью изобретательности.

В последнее время (до октября 2018 года) сложилась практика, в соответствии с которой педагоги и концертмейстеры ДШИ должны были представить копии конкурсных дипломов своих учеников (для концертмейстеров учитывались еще и программки концертных выступлений): если Методкабинет устраивало количество и качество предоставленных бумаг, соискатель либо получал повышение категории, на которое претендовал, либо подтверждал текущую категорию.

Другим вариантом проведения аттестации было проведение открытого урока педагога с приложением в документах его “карты результативности”, в которой учитывались все достижения соискателя: дипломы студентов, их успеваемость, методическая работа, сохранность контингента, поступления в колледжи, публикации и т. п. Некоторые педагоги, с которыми я беседовал, говорят, что эта система была

“приятной. Была возможность показать свою работу”.

Необходимо подчеркнуть, что абсолютное большинство педагогов и концертмейстеров ДШИ относятся к своей работе в высшей степени ответственно. Оценка Методкабинета либо других контролирующих органов волнует их ровно постольку, поскольку от этой оценки зависит их материальное благополучие. За время подготовки этого материала я успел опросить примерно сорок сотрудников ДШИ. С точки зрения статистики это, разумеется, не самая репрезентативная выборка. Тем не менее, ни один из опрошенных не сказал мне, что работает “по накатанной”. Мое субъективное ощущение таково, что каждого из них больше волнует судьба их учеников, чем их собственная судьба.

Новый, уже действующий формат аттестации, прежде всего, не обкатан сколько-нибудь серьезным образом: пункты, в соответствии с которыми предлагается теперь проводить аттестацию творческих сотрудников ДШИ, менялись с августа по ноябрь 2018 года. Это можно было отслеживать на принадлежащих Методкабинету сайтах.

Так или иначе, к ноябрю 2018 года формат аттестации педагогов и концертмейстеров ДШИ принял существующие на сегодня очертания. Соискатель обязан предоставить “мотивационное письмо”, собрать “портфолио” (все тот же список дипломов и программок), записать видеоурок, заполнить заявление соискателя и в указанный день пройти теоретический тест.

Информационная листовка о новом формате аттестации педагогов и концертмейстеров ДШИ

Информационная листовка о новом формате аттестации педагогов и концертмейстеров ДШИ

При этом, например, преподавателю по специальности “фагот”, пришедшему аттестовываться во второй половине ноября, сотрудники Дирекции образовательных программ, отвечавшие за этот процесс, сообщили, что теоретического теста для фаготистов не существует, в связи с чем этому преподавателю предлагается выбрать, какой тест он хочет проходить: для кларнетистов или для флейтистов.

Помимо того, что это явным образом говорит о том, что новый формат аттестации готовился впопыхах и до сих пор не до конца отработан, возникает и вопрос о том, насколько законно предлагать педагогу проходить тест не по его специальности.

Это при том, что прохождение аттестации сопровождается присвоением баллов за каждый выполненный пункт (максимальное количество баллов – 100), и полностью удачное прохождение теоретического теста оценивается в 40 баллов, а вот за видеоурок – то основное, по чему следовало бы оценивать работу педагога – можно получить лишь 35 баллов.

Интересно, что теоретический тест содержит не только вопросы по специальности аттестующегося – в нем есть и несколько других блоков: некоторые, к примеру, содержат вопросы на общее образование и знания по психологии.

В социальных сетях получили распространение некоторые из реальных вопросов теста. Например, педагогам предлагается ответить на вопрос, кто является автором либретто оперы Десятникова “Дети Розенталя”, что объединяет творчество Кафки и Камю (верный ответ с точки зрения авторов теста – экзистенциализм, что в действительности является не совсем правильным ответом) или за какую постановку получил “Золотую маску” Теодор Курентзис.

Нет сомнений в том, что педагог музыкальной школы должен быть широко образован. Но представляется, что аттестация педагога проводится с целью подтвердить его профессиональную квалификацию, а не какие-то другие качества. Разумеется, все, кто получил высшее музыкальное образование, изучали, помимо основных предметов, историю мировой культуры, философию и даже психологию. Однако на работу этих людей принимают только по тем специальностям, которые указаны в их дипломах, а не в приложениях к ним. Таким образом, наличие или отсутствие знаний в непрофильных категориях педагога или концертмейстера вряд ли может служить подтверждением или опровержением его профессиональной квалификации.

Перед введением новой системы аттестации Дирекция образовательных программ не сочла необходимым предоставить список материалов, по которым педагоги и концертмейстеры могли бы подготовиться к теоретическому тестированию. Не было сделано и пробного варианта теста – его создание только планируется.

Один из разделов теоретического теста содержит вопросы, которые призваны выявить симптомы “эмоционального выгорания” у педагогов. Такая формулировка, прежде всего, вызывает отторжение у проходящих тест – говоря простым языком, она их унижает.

И дело даже не в том, что “выгорание” – естественное состояние творческого человека, который выгорает и восстанавливается по несколько раз на дню. Не в том, что рекомендации по улучшению ситуации содержат рекомендации вроде “полноценного сна”, “отдыха на свежем воздухе”, “качественного питания”, что выглядит издевательством для людей, которые работают по 10 часов в сутки, часто без выходных. И даже не в том, что сам термин – “выгорание” – явно взят из тестирования офисных сотрудников, специфика работы которых отличается от специфики деятельности педагогов музыкальных школ.

Главный вопрос, который возникает в этой связи – кто авторы этого раздела, и есть ли у них подтвержденная квалификация для того, чтобы на основании не самого обширного теста выносить решение о психологическом состоянии тестируемого?

Другие интересные подробности, связанные с этой формой проведения аттестации, заключаются в том, что:

а) никто не обучал педагогов и концертмейстеров ДШИ писать мотивационные письма (многие из них даже не представляют себе, что это такое);

б) если раньше Методкабинет принимал любые дипломы с любых конкурсов, то сегодня список конкурсов ограничен списком, который размещен на сайте Методкабинета. На первый взгляд список достаточно обширен, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что, к примеру, для учащихся на духовом отделении предусмотрено всего четыре конкурса: “Щелкунчик”, “Синяя птица”, Конкурс имени Блажевича и Конкурс имени Мравинского. На этих конкурсах даже ученики специальных музыкальных школ выступают не каждый год. Таким образом, если говорить о ДШИ, то возможности педагогов обеспечить лауреатство на устраивающих Методкабинет соревнованиях сокращаются кратно;

в) в качестве одного из способов получения дополнительных баллов для аттестации предлагается использование публикаций в соцсетях с хештегом, содержащим имя педагога. Несмотря на то, что мы действительно живем в эпоху соцсетей, использование их возможностей для оценки деятельности того или иного специалиста представляется преждевременным;

г) регламентом аттестации предусматривается предоставление Дирекции образовательных программ фамилий и контактных данных родителей учеников ДШИ. Непонятно, каким образом это согласовывается с законодательно закрепленными правилами обработки персональных данных граждан, принятыми в Российской Федерации.

По результатам прохождения теста многим аттестовывающимся предлагалось “для развития” почитать материалы интернет-академии “Арзамас” и посмотреть программы телеканала “Культура”, то есть изучить материалы, которые, при определенном стечении обстоятельств, тестируемые могли бы создавать сами. А возможно и создавали.

Интересен также ответ на вопрос, кто в действительности оценивает тех, кто принимает участие в аттестации. В личной беседе Екатерина Калачикова не захотела назвать имена ни авторов теста, ни тех, кто обрабатывает материалы аттестации.

Официальный список Государственной аттестационной комиссии щеголяет именами Владимира Машкова, Игоря Бутмана, Любови Казарновской, Ивана Рудина, но вряд ли эти выдающиеся мастера лично отсмотрели видеоуроки всех 184 аттестующихся в ходе заседания ГАК, о котором недавно отчитался сайт Мэрии Москвы. Вероятно, это делает кто-то другой. Кто? По каким критериям производится оценка?

Но самое главное – непонятен мотив, по которому Дирекция образовательных программ решила ввести новые правила аттестации. Руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский не ответил на запрос журналиста Екатерины Кретовой, который она направила ему при подготовке материала на эту тему.

Руководитель Дирекции образовательных программ Департамента культуры Москвы Екатерина Калачикова в личных беседах с представителями педагогического и журналистского сообщества говорит о том, что нынешняя деятельность педагогов ДШИ теряет смысл, поскольку не отвечает запросам значительной части общества. Похожую точку зрения она формулировала и в своем интервью сайту Theory and practice.

Многие сегодня не готовы согласиться с чиновницей. Целый ряд людей видит культуру и образование – в том числе и музыкальное образование – не в ряду “услуг”, предоставляемых муниципалитетом жителям того или иного населенного пункта.

Задача культуры, скорее, определять и формировать цели и направления развития человека и общества. В том, что касается культуры, даже принципы рынка формируются иначе: здесь предложение рождает спрос, а не наоборот. И функция, в том числе, Методкабинета должна заключаться не в том, чтобы помогать ДШИ точно отвечать на запросы общества, а в том, чтобы формировать такие запросы. Ведь без музыки нет культуры, а без великой культуры – нет великой России.

Возможно, Дирекции образовательных программ Депкульта Москвы и ее руководителю только кажется, что они движутся на шаг впереди, а музыкальное сообщество по недалекости тормозит собственное развитие. Поскольку в действительности чиновники пытаются разрушить систему, которая доказала свою адекватность десятилетиями успешной работы. Нужны ли такие чиновники на своих постах?


Борис Лифановский

Окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского (2000) и аспирантуру (2002).

В 1999—2001 гг. играл в оркестре Мариинского театра, затем перешёл в оркестр Большого театра России, с 2007 г. солист оркестра. С 2010 по 2012 также работал солистом оркестра в МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Одновременно выступает как солист и ансамблист.

аттестация-преподавателя

Каждые пять лет преподаватели музыкальной школы проходят аттестацию для присвоения или подтверждения квалификационной категории.

Преподаватели готовят отчет о работе за пять предыдущих лет по таким пунктам:

— повышение квалификации — в обязательном порядке преподаватель должен повысить свою квалификацию на курсах областного уровня, посетить или принять участие в работе областного методического центра

— методическая работа — доклады, рефераты, выступления на заседаниях педагогического совета

— участие в олимпиадах и конкурсах

— обзор класса преподавателя: стабильность или отсев учащихся, успеваемость, уровень выступления учащихся на академических концертах

— оформление документации (своевременность заполнения и грамотность ведения документации)

— контакт с родителями и учениками

— грамоты преподавателя и учащихся класса

— подготовка учащихся к поступлению в средние и высшие учебные музыкальные заведения

— знание учебных программ музыкальной школы не только по специальности, но и по музыкально-теоретическим дисциплинам

Чтобы не было разночтений в анализе работы педагога, необходимо составить и утвердить педагогическим советом единые аттестационные требования.

Привожу в пример требования, которые можно взять за основу.

Требования для прохождения аттестации преподавателями музыкальной школы

— Работа в соответствии с планами и программами учебного заведения, выполнение всех необходимых стандартов в сфере воспитания и обучения

Вторая категория

1 — известность в городе или районе опыта преподавания педагога

2 — постоянное участие учеников класса в концертах и конкурсах отдела или школы

3 — методическая работа преподавателя — выступления на заседаниях педагогического совета или отдела, открытые уроки

4 — общественная и внеклассная работа

5 — отчетные концерты учащихся класса

6 — подготовка учащихся к поступлению в средние и высшие учебные музыкальные заведения

7 — обзор класса преподавателя: стабильность или отсев учащихся, успеваемость, уровень выступления учащихся на академических концертах

8 — концертная деятельность преподавателя как исполнителя

9 — участие или руководство концертирующим коллективом

Вторая категория подтверждается или присваивается, если работа преподавателя соответствует четырем и выше пунктам

Первая категория

1 – преподавателем проводится методическая работа в городе, районном центре — методические доклады, рефераты, обобщение опыта, открытые уроки

2 – преподаватель выступает как исполнитель на уровне города, района

3 – наличие в классе преподавателя учеников — победителей конкурсов областного уровня

4 – участие преподавателя в мероприятиях областного уровня, победы в конкурсах областного уровня

5 — учащиеся класса, которые продолжили обучение в средних и высших музыкальных учебных заведениях

6 — сольные концерты учащихся класса или самого преподавателя (один концерт за два-три года)

7 — концерты учащихся класса (один отчет за два-три года)

8 — грамоты отдела культуры, городского исполнительного комитета

Первая категория подтверждается или присваивается, если работа преподавателя соответствует трем и выше пунктам

Высшая категория

1 — наличие в классе преподавателя учащихся, которым присвоена городская или областная стипендия

2 — участие в работе методического центра областного уровня — обобщение опыта, проведение уроков, чтение докладов

3 — учащиеся класса — победители конкурсов республиканского и международного уровня

4 — участие в работе аттестационной комиссии городского или областного уровня

5 — преподаватель — руководитель методической секцией

6 — владение компьютерными технологиями и применение их в работе

7 — грамоты областного уровня и Министерства культуры

8 — учащиеся преподавателя, которые продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях культуры

Высшая категория подтверждается (присваивается), если работа преподавателя соответствует не менее, чем трем пунктам данных требований.

Читайте также: