Кто осуществляет надзор за негосударственными пенсионными фондами кратко

Обновлено: 02.07.2024

По оценке экспертов, наиболее выгодно перевести накопительную часть пенсии в НПФ, поскольку доходность ведущих негосударственных пенсионных фондов превышает уровень инфляции.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие финансовые организации, которые, так же как и Пенсионный фонд России (ПФР), аккумулируют пенсионные накопления граждан и занимаются их инвестированием, учетом и последующей выплатой накопительной части трудовой пенсии. Граждане 1967 года рождения и моложе имеют право осуществить перевод в негосударственный пенсионный фонд накопительной части своей пенсии и таким образом повлиять на свой доход. По статистике, пенсия в НПФ более высокая, чем в ПФР, который размещает средства только в ценных бумагах, что большой прибыли не приносит.

Принцип работы негосударственных пенсионных фондов

Схема работы НПФ выглядит следующим образом: пенсионные взносы вкладчиков фонд самостоятельно или через управляющую компанию (УК) размещает в те или иные финансовые инструменты; затем денежные средства вместе с частью инвестиционного дохода возвращаются обратно в фонд и из этих сумм выплачиваются пенсии участникам.

Размещение активов НПФ

При управлении пенсионными резервами НПФ имеют бОльшую свободу, чем Пенсионный фонд РФ. Они могут самостоятельно или через УК инвестировать в государственные и муниципальные ценные бумаги, в объекты недвижимости, вклады в банках. Отдельно УК, имеющие лицензию на все виды деятельности с пенсионными средствами, могут вкладываться в акции и облигации российских эмитентов или паи инвестиционных фондов.

При этом НПФ не имеют права инвестировать в ценные бумаги, корпоративные акции, банковские вклады и недвижимость более 50% резервных пенсионных накоплений. Кроме того, если риск потери активов при вложении в какой-либо объект составляет более 50%, НПФ не имеют права инвестировать более 10% накоплений. При снижении риска до 25-50% фонд может разместить до 20% резервных средств.

Контроль деятельности негосударственных фондов

Работа НПФ контролируется Министерством труда РФ и Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). Вневедомственный контроль соблюдения законодательства в отношении инвестиционного портфеля осуществляет специально созданный депозитарий фонда. НПФ управляется Советом Фонда, формируемым в соответствии с Уставом. Все НПФ обязаны ежемесячно предоставлять полную отчетность по своей инвестиционной деятельности.

Список негосударственных пенсионных фондов, прошедших аккредитацию (то есть имеющих право осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию), можно найти на сайте ФСФР.

Статья 34. Регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. Надзор и контроль за указанной деятельностью

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения фондов государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 20.04.2021 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Уполномоченный федеральный орган осуществляет в пределах своей компетенции государственное регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России осуществляет в пределах своей компетенции регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, а также надзор и контроль за указанной деятельностью.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный федеральный орган действует в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Банк России действует в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При осуществлении своих функций уполномоченный федеральный орган принимает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции, определенной настоящим Федеральным законом и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

3. При осуществлении своих функций Банк России:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам регулирования деятельности фондов, включая регулирование отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию между фондом и участниками фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также регулирование указанных отношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе:

утверждает типовые страховые правила фонда, типовую форму договора об оказании фонду услуг специализированного депозитария, типовую форму соглашения между фондом и организацией о взаимном удостоверении подписей, типовую форму договора об обязательном пенсионном страховании;

утверждает формы заявлений (требований) кредиторов фонда по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров, о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда, а также инструкции по заполнению форм заявлений (требований) о досрочном прекращении обязательств и выплате выкупной суммы или переводе ее в другой фонд в связи с реорганизацией фонда;

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает форму документов, содержащих сведения о составе и структуре обязательств фонда (фондов) перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

утверждает форму заявлений о предоставлении лицензий фондам, созданным в результате реорганизации;

утверждает форму уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации о завершении реорганизации в форме присоединения или слияния фонда, а также состав предоставляемых реорганизуемым фондом сведений о застрахованных лицах, указанных в статье 33 настоящего Федерального закона;

утверждает порядок и условия выдачи Банком России согласования на проведение реорганизации фондов;

утверждает порядок представления сведений о должностных лицах реорганизуемых фондов и фондов, создаваемых в результате реорганизации, в отношении которых применяются установленные настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России квалификационные требования и (или) требования к деловой репутации;

утверждает порядок расчета собственных средств фондов, создаваемых в результате реорганизации;

утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре имущества, которое передается при реорганизации фондов, в целях включения его в расчет размера собственных средств фондов, создаваемых в результате реорганизации;

утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре передаваемых при реорганизации фондов активов, в которые размещены средства пенсионных резервов или инвестированы средства пенсионных накоплений, и экономическое обоснование возможности такой передачи;

утверждает формы документов, содержащих сведения о составе и структуре документов, передаваемых при реорганизации фондов в целях ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - пенсионных счетов накопительной пенсии), позволяющих определить обязательства фондов перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает формы документов, содержащих сведения о составе кредиторов и размерах требований, подлежащих досрочному удовлетворению в связи с реорганизацией фондов;

утверждает требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения, порядок, формы и сроки составления и представления отчетов о деятельности фондов;

определяет порядок уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации и Банка России о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании и о вновь заключенных пенсионных договорах досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

устанавливает обязательные условия договора доверительного управления, заключаемого фондом с управляющей компанией, требования к квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности фондов, квалификационные требования к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда, к контролерам (руководителям службы внутреннего контроля), порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, не включенных в резервы фонда, для отражения на пенсионном счете накопительной пенсии, формы отчетов лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, порядок и сроки их представления;

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает порядок и сроки расчета стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости пенсионных резервов фонда, порядок расчета текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, утверждает типовую форму пенсионного договора досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, утверждает типовые правила досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

утверждает формы отчетных документов, формируемых фондом по результатам сверки информации о размере средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, учтенных на именных пенсионных счетах участников, нарастающим итогом с общим объемом средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, включая сверку за прошедший финансовый год;

устанавливает порядок, формы и формат уведомлений, направляемых специализированным депозитарием Банку России, фонду, управляющей компании, о выявленных в ходе осуществления контроля специализированным депозитарием нарушениях настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, инвестиционной декларации в случае ее наличия;

устанавливает требования к внутренним документам фондов, связанным с деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию или разработанным во исполнение требований, установленных к фондам и (или) к их деятельности законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах;

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 194-ФЗ)

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам регулирования, контроля и надзора за деятельностью фондов;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) осуществляет лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

4) ведет реестр фондов;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществляет регистрацию правил фонда;

6) раскрывает информацию о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, о наименовании специализированного депозитария, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) информирует Пенсионный фонд Российской Федерации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия, в течение 10 рабочих дней со дня введения соответствующего запрета или аннулирования лицензии;

8) направляет в пределах своей компетенции лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, предписания о предоставлении документов, запросы, в том числе инициированные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований федеральных законов;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) выдает лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в пределах своей компетенции предписания об устранении выявленных нарушений требований настоящего Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

9.1) выдает фонду предписания о запрете всех или части операций;

10) рассматривает отчеты фондов, а также аудиторские и актуарные заключения, отчеты о результатах проверки актуарных заключений;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) рассматривает аудиторские заключения на отчетность лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а в случае необходимости требует представления аудиторского заключения на такую отчетность;

12) ежегодно опубликовывает в средствах массовой информации сведения о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Формы опубликования указанных сведений устанавливаются Банком России;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих указанную аттестацию в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, а также осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 410-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) аннулирует квалификационные аттестаты в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами настоящего Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации;

15) рассматривает жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона;

16) привлекает фонды, а также их должностных лиц к административной ответственности в порядке, установленном федеральным законом;

17) обращается в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом, без соответствующих лицензий, а также с иском в защиту интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц в случае нарушения их прав и законных интересов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

17.1) назначает временную администрацию в случаях, установленных федеральными законами;

(пп. 17.1 введен Федеральным законом от 22.04.2010 N 65-ФЗ)

17.2) осуществляет согласование проведения реорганизации фонда (фондов) в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(см. текст в предыдущей редакции)

18) предпринимает иные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 06.12.2007 N 334-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При осуществлении контроля служащие Банка России в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и на основании решения о проведении проверки, принятого Председателем Банка России, его заместителем, Комитетом финансового надзора Банка России или иными лицами в соответствии с нормативными актами Банка России, имеют право беспрепятственного доступа в помещения фондов, право доступа к документам и информации (в том числе к информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами), которые необходимы для осуществления контроля, а также право доступа к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России.

При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

(п. 5.1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При осуществлении надзора и контроля за лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, Банк России вправе:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проводить плановые проверки не чаще одного раза в год;

проводить внеплановые проверки в случае обнаружения признаков соответствующих нарушений, в том числе на основании отчетов фонда, уведомлений специализированного депозитария о выявлении нарушений, жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических лиц, сведений, полученных из средств массовой информации;

получать от лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и их работников необходимые документы и информацию, в том числе информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, а также объяснения в письменной или устной форме;

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

(п. 6 введен Федеральным законом от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

7. В целях определения достоверности данных, содержащихся в бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда, а также в иной отчетности фонда, представляемой в Банк России, Банк России вправе провести оценку активов и обязательств фонда и стоимости активов под обеспечение указанных обязательств.

Банк России выдает предписание об указании фондом в отчетности данных, полученных Банком России на основании проведенной оценки.

На основании предписания Банка России об указании в отчетности данных, полученных Банком России на основании проведенной оценки, фонд отражает в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности, представляемой в Банк России, размер собственных средств, размер средств пенсионных резервов, размер средств пенсионных накоплений и (или) размер соответствующих обязательств, определенные Банком России на отчетную дату. Обжалование фондом указанного предписания в судебном порядке не приостанавливает его исполнения.

При проведении оценки размера собственных средств, размера средств пенсионных резервов, размера средств пенсионных накоплений и (или) размера соответствующих обязательств Банк России вправе привлекать ответственного актуария и независимого оценщика за счет средств Банка России.

Контроль - относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов. Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.

Регулирования деятельности пенсионного обеспечения

Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью являются:

  • Минзрасоцразвития России;
  • Банк России.

Уполномоченный федеральный орган и Банк России осуществляет надзор и контроль в целях соблюдения требований настоящего Федерального закона, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства гос. регулирование деят-ти фондов в области негосуд. пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Гос. регулирование деят-ти НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию в части правоотношений между НПФ и его участниками, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд РФ, осуществляет Минтруда и соцзащиты Российской Федерации;

Лицензирующим органом, осуществляющим лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию является:

Банк России при осуществлении своих функций осуществляет лицензирование деят-ти по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

Список литературы:
подп. 3 п. Зст. 34 ФЗ "О НПФ"

Органом, осуществляющим уведомительную регистрацию негосударственных пенсионных фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика является:

Вопрос предполагает устаревшее законодательство:
ФСФР как уполномоченный федеральный орган осуществляет уведомительную регистрацию негосуд. пенсионных фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деят-ть по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.

Полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере фин. рынков с 1 сентября 2013 года передаются Банку России (Федеральный закон от23 июля 2013 года № 251-ФЗ).

Действующее законодательство:
Банк России принимает решение о гос. регистрации НПФ, осуществляет взаимодействие по вопросам их гос. регистрации с Фед. налоговой службой, ее территориальными органами (далее - уполномоченный регистрирующий орган), выдает им лицензии, осуществляет регистрацию их правил (изменений в них), ведет реестр НПФ и книгу их гос. регистрации в целях осуществления контрольных и надзорных функций.

Список литературы:
п. 1.1 Инструкции ЦБ РФ "О порядке принятия Банком России решения о гос. регистрации НПФ, о предоставлении или о переоформлении лицензии НПФ, порядке ведения реестра лицензий, порядке регистрации правил (изменений в правила) НПФ"


Что такое негосударственный пенсионный фонд?

Негосударственный пенсионный фонд это особая некоммерческая организация, задачей которой является формирование пенсий граждан.
При создании фонда его учредители передают фонду имущество – вклад учредителя, которое становится собственностью фонда. По своим обязательствам фонд отвечает всем переданным ему имуществом.

Гарантии исполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств

Гарантом исполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств в первую очередь служит совокупный вклад учредителей. Его размер установлен законодательными требованиями и не может составлять менее 30 миллионов рублей.
Также фондом для обеспечения обязательств перед участниками создается страховой резерв, который не может быть менее 5% от размера пенсионных резервов фонда.
Ежегодно в негосударственном пенсионном фонде проводится независимая аудиторская проверка
Деятельность фонда подлежит ежегодному независимому оцениванию актуарием.
Результаты аудиторской проверки и актуарного оценивания представляются федеральному органом, осуществляющим надзор и контроль – Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации.

Виды деятельности негосударственного пенсионного фонда

Негосударственные пенсионные фонды могут заниматься только тремя исключительными видами деятельности:
— деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению граждан;
— деятельностью в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;
— деятельностью в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию (этим видом деятельности негосударственные пенсионные фонды занимаются крайне редко, поскольку правовая база по созданию профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации еще в недостаточной степени разработана).
Каждый из видов деятельности негосударственный пенсионный фонд может осуществлять в отдельности, вне зависимости от того, осуществляются ли им остальные два.

Лицензирование видов деятельности негосударственного пенсионного фонда


Правила фонда

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан

Что нужно знать, заключая договор дополнительного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом

Прежде всего, потенциальный вкладчик должен изучить пенсионные правила фонда и выбрать описанную в них пенсионную схему, которая определяет порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.
По классификации схемы бывают с установленным размером взносов или с установленным размером выплат.
Также пенсионные схемы подразделяются на страховые и сберегательные. Существуют также сберегательно – страховые схемы.
Страховые схемы предусматривают пожизненную выплату пенсий. Наследование накопленной вкладчиком суммы не предусмотрено.
Сберегательные схемы предусматривают выплату пенсий в течение ряда лет и предусматривают наследование. Выплаты могут производиться как в течение ряда лет, так и до исчерпания средств на счете участника.
Сберегательно – страховые схемы предусматривают последовательное применение двух схем: на этапе накопления применяется сберегательная схема, на этапе выплат пенсий — страховая.
По условиям финансирования схемы могут быть фондируемые, нефондируемые и частично-фондируемые
Практически все схемы, заключаемые с физическими лицами – фондируемые, то есть для выполнения обязательств негосударственным пенсионным фондом создаются определенные фонды, основа которых -пенсионные взносы участника.
Нефондируемые или частично-фондируемые схемы используются вкладчиками – юридическими лицами.

Прекращение отношений с негосударственным пенсионным фондом

Прекращение отношений между вкладчиком (участником) фонда обычно наступают вследствие выполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств по выплате участнику дополнительных негосударственных пенсий, но могут быть прерваны по инициативе вкладчика или участника путем расторжения пенсионного договора.
При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику или участнику выкупную сумму или перевести ее в другой негосударственный пенсионный фонд.
Условия расчета, выплат или перевода выкупных сумм должны содержаться в правилах фонда и пенсионном договоре.
При заключении пенсионного договора на эти условия необходимо обращать повышенное внимание, поскольку единого требования к расчету и условиям выплат выкупных суммам законодательно не установлено, и фонды в этом вопросе самостоятельно определяют методику расчета и сроки выплат.


Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию


Что нужно знать для заключения договора об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом

Собственное имущество негосударственного пенсионного фонда

Потенциальным вкладчикам и застрахованным лицам негосударственных пенсионных фондов необходимо знать, что собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а так же пенсионные резервы и пенсионные накопления.
То есть при заключении договоров с негосударственным пенсионным фондом и передаче ему пенсионных взносов и/или пенсионных накоплений необходимо понимать, что эти средства становятся собственностью фонда. При этом у фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами возникают обязательства по выплате пенсий или выкупных сумм.
Использовать на свое содержание пенсионные резервы и пенсионные накопления фонду запрещено. На них не может быть обращено взыскание по долгам фонда.
Законодательством четко оговариваются предельные суммы, которые фонд может использовать на свое содержание– не более 15% от полученного дохода при размещении пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, не более 3% от сумм пенсионных взносов.

Внутренний контроль в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) затрагивает всех сотрудников и объединяет их в единую систему трех линий, где определены роли для профильных подразделений, органов управления и должностных лиц фонда. Такую модель определяет базовый стандарт, который утвердил Банк России.

Базовый стандарт учитывает действующие лучшие практики на рынке и направлен на повышение эффективности работы НПФ и улучшение качества оказания услуг. Внутренний контроль помогает своевременно выявлять и устранять ошибки в работе фонда, оперативно управлять рисками, следить за выполнением требований законодательства, нормативных актов Банка России, а также базовых стандартов.

Документ определяет порядок систематического мониторинга и оценки эффективности системы внутреннего контроля. Одним из ключевых принципов, заложенных в стандарте, является непрерывность процессов осуществления внутреннего контроля.

Базовый стандарт вступает в силу по истечении 6 месяцев — с 23 мая 2022 года. За это время фонды смогут внедрить его положения в свою деятельность, настроить внутренние процессы, а саморегулируемые организации — подготовиться к последующим проверкам фондов на предмет соблюдения требований стандарта.

Читайте также: