План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в доу

Обновлено: 02.07.2024

1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.

2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

4. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость) и умение рационально использовать их в различных условиях.

5. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых в непосредственно образовательной деятельности и мотивациях физических упражнений.

6. Создать оптимальный режим дня, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие.

7. Обеспечить диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных подходов.

Критерии оценки работы по программе:

• Снижение (или увеличение) уровня заболеваемости;

• Увеличение (или уменьшение) количества детодней;

• Наличие (отсутствие) в группах центров двигательной активности, оборудования с учетом всех санитарных норм и требований;

• Сформированность (не сформированность) у детей культурно-гигиенических навыков;

• Наличие (отсутствие) системы физкультурно-оздоровительной работы;

Для решения поставленных задач была разработана система физкультурно-оздоровительной работы с детьми, которая включает в себя:

• Работу по организации двигательного режима в ДОУ

• Оздоровительную работу с детьми

• Работу по созданию условий для формирования навыков здорового образа жизни

Проблема укрепления и сохранения здоровья детей возникает у родителей с момента рождения ребенка. Приходя в детский сад, часть детей уже имеет ряд хронических заболеваний, а к школе абсолютно здоровыми можно считать около 10% детей. Поэтому, проведение оздоровительной работы должно проходить в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи.

Данное сотрудничество условно можно разделить на несколько этапов:

• ознакомительный - проводится изучение состояния здоровья ребенка;

• этап разработки принципов оздоровления детей, выбор методики просвещения родителей;

• этап совместной деятельности родителей и сотрудников детского сада;

• итоговый - подведение итогов, результатов совместной работы, диагностика.

Показатели результативности:

• улучшение соматических показателей здоровья дошкольников;

• представление о состоянии организма, о способах сохранения и поддержания здоровья;

• уровень знаний по формированию здорового образа жизни;

• снижение уровня заболеваемости детей;

• увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;

• у детей сформированы культурно-гигиенические навыки, знания о правильном питании, умения в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)

Родители:

• повышение активности родителей воспитанников, проявляющиеся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

• развитие предметно-пространственной среды;

• осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья;

Педагоги:

• повысилось качество воспитательно - образовательного процесса; вырос профессиональный уровень.

• достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;

• создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;

• психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группе; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;

Диагностический комплекс:

Беседа

Беседа направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:

1. Как ты думаешь, что такое здоровье?

2. От чего человек может заболеть?

3. Где человек может заболеть - на улице или дома?

4. От какой пищи человек будет здоров?

5. Зачем детям нужно спать днем?

6. Как люди лечат болезни?

7. Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?

Задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.

Задание направлено на выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей.

Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены:

• улица большого города, по которой едет транспорт;

• лесная поляна с ромашками;

• комната с сидящим перед телевизором мальчиком;

• предметы одежды, бытовой техники и косметики.

Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.

Ситуация специально организована для анализа отношения к роли больного.

Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье просмотра телевизионных передач.

Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении

Наблюдения направлены:

а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности;

б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми педагогов.

Создание представлений о здоровом образе жизни.

Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

1. Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.

Первый квартал

Второй квартал

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду.

Третий квартал

Умывание Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате.

Четвертый квартал

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.

Полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья. Продуктивная деятельность: починка кукольного белья

Перспективное планирование занятий по здоровьесбережению

СЕНТЯБРЬ

Цели Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Показать важность и пользу занятий спортом для здоровья. Формировать потребность в движении, стойкую привычку к спорту, занятиям физической культурой.

Оборудование Иллюстрации, отражающие различные виды спорта, рисунки с изображением детей, занимающихся различными видами спорта, на которых отсутствуют необходимые предметы; демонстрационные карточки с изображением этих предметов.

2. Рассматривание альбома или иллюстраций с разными видами спорта.

3. Физкультминутка на тематическом материале

Рекомендации родителям Папка-передвижка, посвященная физическому развитию детей в детском саду.

Цели Обучить детей правилам приема воздушных, солнечных и водных ванн, сформировать представление о закаливании детей к холоду и теплу, познакомить с правилами и способами закаливания, обучить элементам пальцевого точечного массажа.

Цели Дать некоторые представления о строении и значении зубов; формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма.

Методические приемы 1. Рассказ, беседа

2. Самообследование, эксперимент, практическая деятельность

3. Игровая ситуация: выясняет чистят ли дети зубы, как регулярно они это делают?

4. Появление больного зубика, беседа с ним, о причинах его заболевания

5. Физкультминутка. Игра-тренинг.

6. Логические заключения.

Ефименко Н. Н. - Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста

Кудрявцева В. Т. – Развивающая педагогика оздоровления

Цели Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. Углублять представления о себе, своих индивидуальных особенностях; формировать положительную оценку и образ себя.

Оборудование Силуэт человека; изображения девочки и мальчика (на каждого ребенка); фотографии детей разного возраста и членов их семей; фломастеры, цветные карандаши.

Методические приемы 1. Просмотр альбома с фотографиями.

3. Физкультминутка. Ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают на себе.

Ефименко Н. Н. - Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста

О. А. Щербакова – Игровые технологии в ДОУ

Рекомендации родителям Беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела.

Цели Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить их значение для здоровья человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Оборудование Карточки с буквами: А, В, С, Д;

Цветные иллюстрации или картинки с изображением продуктов питания;

Силуэтное изображение тела человека со схемой воздействия витаминов на различные части организма.

Методические приемы 1. Беседа.

3. Физкультминутка. Воспитатель предлагает детям разложить продукты к соответствующему витамину.

• А -важен для зрения.

• В - способствует хорошей работе сердца.

• Д - делает наши руки и ноги крепкими.

• С - укрепляет весь организм, делает человека более здоровым.

Цели Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Закрепить представление о правилах личной гигиены.

Оборудование Иллюстративный материал, отражающий необходимость выполнения гигиенических процедур.

2. Беседа по содержанию произведения. Подвести детей к пониманию значения и необходимости гигиенических процедур.

5. Попросить детей ответить на вопрос, для чего нужно соблюдать правила гигиены.

О. Н. Арсеневская – Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду

Рекомендации родителям Систематически контролировать. Вести разъяснительные беседы о правилах личной гигиены.

Цели Сформировать представления о насморке; разобрать причины заболевания; обучить предупреждению заболевания; обучить отвлекающим процедурам и гигиеническим мероприятиям.

Оборудование Предметы для сюжетно-ролевой игры, кукла.

Бондаренко Т. М. – Физкультурно-оздоровительная работа с детьми

Рекомендации родителям Вести разъяснительные беседы о профилактике, выполнять практические рекомендации с детьми в домашних условиях.

Цели Рассказать о режиме дня и пользе его соблюдения.

Оборудование Схема режима дня дошкольника; иллюстративный материал, отражающий правильный и неправильный режим дня.

Методические приемы 1. Беседа о том, что человеческий организм старается соблюдать свое внутреннее расписание, и очень важно этот порядок не нарушать.

2. Физкультминутка. Игра-тренинг. Воспитатель называет какой-либо режимный момент или часть суток, а дети изображают, что они в это время делают.

Литература Бондаренко Т. М. – Физкультурно-оздоровительная работа с детьми

Кудрявцева В. Т. – Развивающая педагогика оздоровления

Рекомендации родителям Соблюдать формулу здоровья: сон-движение-отдых - питание.

Цели Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во время прогулки, теплового режима.

Оборудование Одежда для разных сезонов времени года.

Рекомендации родителям Предложить картотеку подвижных игр для детей. Рекомендации по организации отдыха детей на природе.

3. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М. : Линка-пресс, 1993

5. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. -М. : Школьная пресса, 2008

11. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. –М. : Мозаика-Синтез. 2010

12. Бондаренко Т. М. – Физкультурно-оздоровительная работа с детьми

13. Ефименко Н. Н. - Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

14. О. А. Щербакова – Игровые технологии в ДОУ.

Взаимодействие детского сада с семьей по сохранению и укреплению здоровья детей Курносенкова Ирина Алексеевна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 60", город Великий Новгород. Взаимодействие детского сада с семьей по сохранению.

10 советов родителям по укреплению физического здоровья детей Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но.

Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.

Отчет о работе по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей в ДОУ Основная цель разработки: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития,.

Рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей

Рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть,.

План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Цель: Осуществление охраны и укрепления здоровья детей, создание оздоровительного микросоциума в ДОУ.

- использование оздоровительных методик, апробированных в ходе инновации, систематическое и качественное их обновление;

- сочетание психолого-педагогических подходов с лечебно-профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями;

- разработка методов и средств повышения адаптивности организма с хроническими или приобретенными патологическими формами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников на основе современных здоровье

сберегающих технологий .

Осуществление охраны и укрепления здоровья детей, создание оздоровительного микросоциума в группе.

- использование оздоровительных методик, апробированных в ходе инновации,

систематическое и качественное их обновление;

- сочетание психолого-педагогических подходов с профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями.

Мероприятия

1. Проведение специальных закаливающих процедур:

-воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий во всех группах.

-проведение корригирующей гимнастики, лежа в постели после сна.

-проведение дыхательной гимнастики с целью повышения сопротивляемости организма и нормализации дыхания.

-ходьба по доске с ребристой поверхностью и дорожкам нестандартного типа с целью закаливания и профилактики плоскостопия во всех группах.

- воздушные ванны при смене одежды перед прогулкой, перед сном, перед физкультурным занятием.

2. Организация питания:

-фрукты или фруктовый сок ежедневно, преобладание овощных блюд в рационе дня.

-использовать в рационе питания детей кисломолочную продукцию.

-витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой.

3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

-утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением

-индивидуальные физические упражнения и подвижные игры.

-оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности:

— гимнастика для глаз;

-физкультурные досуги с участием родителей

4. Санитарно-просветительская работа с детьми:

-беседы с детьми о здоровье и здоровом образе жизни.

-организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации для детей.

5. Санитарно-просветительская работа с родителями:

-родительское собрание, рассматривающее вопросы формирования здоровья.

-консультации, практикумы для родителей, знакомящие с новыми методами оздоровления.

-организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации для родителей.

6. Формирование КГН у детей

7. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований (режима дня, режима проветривания ).

Цель: Созданий условий для охраны и укрепления здоровья детей, организации здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

  1. Создание условий для двигательной активности и физического развития детей (физкультурный зал, физкультурных центров во всех возрастных группах).
  2. Использование здоровьесберегающих технологий и оздоровительных методик в работе ДОУ.
  1. Взаимодействие с родителями и социальными институтами по созданию здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

Ответственные

Оптимизация режима

Организация пребывания детей в ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями, согласно, утверждённого режима для всех возрастных групп на тёплый и холодный период времени года.

все возрастные группы

Организация процесса адаптации вновь прибывших детей в группе. Ведение листов адаптации при поступлении детей в детский сад.

Организация прогулок : первую половина дня и вторую половина дня не менее 3-х часов

Организация дневного сна в соответствии с возрастными особенностями, согласно, установленного режима.

все возрастные группы

Организация НОД в соответствии с СанПиН, обязательное проведение физкультминутки в середине НОД.

все возрастные группы

Организация четырёх разового питания:

1 завтрак, 2 завтрак, обед, уплотнённый полдник.

все возрастные группы

Физкультурно – оздоровительная и профилактическая работа

Организация занятий по физическому развитию детей 3 раза в неделю: 2 раза – физкультурный зал , 1 раз – на открытом воздухе

все возрастные группы

Организация бесед с детьми по валеологии.

Группы младшего и старшего дошкольного возраста.

Согласно, планам воспитателей

Организация утренней гимнастики.

Холодный период года – физкультурный зал.

Тёплый период года – улица.

все возрастные группы

Организация подвижных игр, спортивных упражнений, эстафет, соревнований, оздоровительного бега в группах и на прогулке.

все возрастные группы

Организация спортивных вечеров досуга, праздника здоровья.

все возрастные группы

Организация воздушных, солнечных ванн в режимных моментах, гимнастика после сна.

все возрастные группы

Организация водных процедур (гигиеничное умывание умывание, мытьё рук перед приёмом пищи и по мере загрязнения)

Гигиеническое обливание ног перед дневным сном, хождения по тропинки здоровья – тёплый период года.

все возрастные группы

Июнь, июль, август

Ходьба босиком. Ходьба по массажным коврикам с целью закаливания и профилактики плоскостопия.

все возрастные группы

Проведение дыхательной гимнастики с целью нормализации дыхания и сопротивляемости организма.

Цель: Созданий условий для охраны и укрепления здоровья детей, организации здоровье сберегающего пространства в ДОУ.

  1. Создание условий для двигательной активности и физического развития детей .
  2. Использование здоровьесберегающих технологий и оздоровительных методик в работе ДОУ.
  1. Взаимодействие с родителями по созданию здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

Ответственные

Оптимизация режима

Организация пребывания детей в ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями, согласно, утверждённого режима для всех возрастных групп на тёплый и холодный период времени года.

все возрастные группы

Организация процесса адаптации вновь прибывших детей в группе. Ведение листов адаптации при поступлении детей в детский сад.

Организация прогулок : первую половина дня и вторую половина дня не менее 3-х часов

Организация дневного сна в соответствии с возрастными особенностями, согласно, установленного режима.

все возрастные группы

Организация НОД в соответствии с СанПиН, обязательное проведение физкультминутки в середине НОД.

все возрастные группы

Организация четырёх разового питания:

1 завтрак, 2 завтрак, обед, полдник.

все возрастные группы

Физкультурно – оздоровительная и профилактическая работа

Организация занятий по физическому развитию детей 3 раза в неделю: 2 раза – групповая, 1 раз – на открытом воздухе

все возрастные группы

Организация бесед с детьми по валеологии.

Группы младшего и старшего дошкольного возраста.

Согласно, планам воспитателей

Организация утренней гимнастики.

Холодный период года – групповая.

Тёплый период года – улица.

все возрастные группы

Организация подвижных игр, спортивных упражнений, эстафет, соревнований, оздоровительного бега в группах и на прогулке.

все возрастные группы

Организация праздника здоровья.

все возрастные группы

Организация воздушных, солнечных ванн в режимных моментах, гимнастика после сна.

все возрастные группы

Организация водных процедур (гигиеничное умывание умывание, мытьё рук перед приёмом пищи и по мере загрязнения)

Гигиеническое обливание ног перед дневным сном, хождения по тропинки здоровья – тёплый период года.

все возрастные группы

Июнь, июль, август

Ходьба босиком. Ходьба по массажным коврикам с целью закаливания и профилактики плоскостопия.

все возрастные группы

Проведение дыхательной гимнастики с целью нормализации дыхания и сопротивляемости организма.

все возрастные группы

Использование релаксационных пауз:

Согласно, планам воспитателей,

Использование традиционного и нетрадиционного оборудования в совместной и самостоятельной деятельности детей .

все возрастные группы

Осмотр детей узкими специалистами (детский педиатр, ЛОР, хирург, окулист)

все возрастные группы

Согласно плана Колундаевской амбулатории

Согласно плана Колундаевской амбулатории

Организация проведения профилактических прививок согласно, календаря прививок.

все возрастные группы

Согласно плана Колундаевской амбулатории

Согласно плана Колундаевской амбулатории

Организация проведения профилактических мер против гриппа и вирусных заболеваний:

все возрастные группы

В осенний и весенний период

Обеспечение полноценного, рационального, здорового питания:

- использование в меню детей фруктов, овощных салатов, фруктовых соков, напитков из садовых ягод, кисломолочных продуктов и.т.д.

все возрастные группы

Мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья детей

Диагностика физической подготовленности детей (2 раза в год: начало и конец года)

Все возрастные группы

Мониторинг физического развития детей (рост, вес, объём груди, группа здоровья)

все возрастные группы

Организация утреннего приёма с определением состояние детей

все возрастные группы

Заполнение медицинской карты

все возрастные группы

По мере необходимости

Согласно плана Колундаевской амбулатории

Взаимодействие с родителями .

Организация родительских собраний посвящённых сохранению и укреплению здоровья детей.

все возрастные группы

Согласно, плана воспитателя

Информационная и наглядная пропаганда о ЗОЖ :

- на стендах во всех возрастных группах,

- сайт детского сада

все возрастные группы

Консультации, беседы, практикумы с родителями по оздоровлению детей, используя современные методы и приёмы.

все возрастные группы

По мере необходимости

Активное участие родителей в семейных спортивных праздниках.

все возрастные группы

Согласно планов проводимых мероприятий.

Повышение компетентности педагогов в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей.

Воспитатели, специалисты ДОУ

Воспитатели, специалисты ДОУ

Проектная деятельность по реализации физкультурно – оздоровительного направления в ДОУ.

Читайте также: