В каких учреждениях содержание образования отличается от содержания образования массовой школы

Обновлено: 30.06.2024

Учебный план – это гос. документ, устанавливающий для каждого типа школ перечень учебных предметов, их распределение по годам, недельное и годовое кол-во времени, отводимое на каждый предмет. Совет школы сам решает, по какому плану будет работать школа. Учебная программа – это гос. документ, определяющий по каждому учебному предмету обязательный объем и содержание ЗУН, определяющие структуру и содержание отдельных разделов и тем с распределением их по годам обучения. В законе РФ об образовании указывается, что общеобразовательные программы должны быть направлены на формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных общеобразовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями обучения, программой и требованиями дидактики. Содержание образования может быть линейным и спиральным. Концентрический принцип – часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с разной степенью глубины. Линейный принцип – материал излагается последовательно на основе известного, без возвращения к нему на следующих этапах обучения.

Учебный план – это гос. документ, устанавливающий для каждого типа школ перечень учебных предметов, их распределение по годам, недельное и годовое кол-во времени, отводимое на каждый предмет. Совет школы сам решает, по какому плану будет работать школа. Учебная программа – это гос. документ, определяющий по каждому учебному предмету обязательный объем и содержание ЗУН, определяющие структуру и содержание отдельных разделов и тем с распределением их по годам обучения. В законе РФ об образовании указывается, что общеобразовательные программы должны быть направлены на формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных общеобразовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями обучения, программой и требованиями дидактики. Содержание образования может быть линейным и спиральным. Концентрический принцип – часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с разной степенью глубины. Линейный принцип – материал излагается последовательно на основе известного, без возвращения к нему на следующих этапах обучения.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколении, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде и формации передается ему. Образование можно представить как процесс и результат усвоения определённой системы знаний, умений и навыков, способов мышления, обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Теоретическое значение темы обозначено тем, что разработка новых образовательных методик, проведение исследований по этой теме направлены на совершенствование современной системы образования. А применение на практике новейших образовательных технологий, в свою очередь, положительным образом сказывается на формировании личности, соответствующей социальным требованиям, это и обуславливает практическое значение темы данной работы.

Цель данной работы – проанализировать содержание образования.

1. Дать современное понятие содержанию образования, определить его цели и задачи.

2. Рассмотреть основные теории и виды образования.

Структура работы: введение, два параграфа, заключение, список использованной литературы.

Образование во все времена было и остается соразмерным процессу исторического развития человеческого сообщества. Осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса - объективным требованием времени. Изучение содержания образования - следующая логическая ступень в формировании образа школы. И это изучение должно быть проведено не только на основе экспертных оценок, пусть даже коллективных и очень компетентных (например, уважаемых представителей учебно-методических объединений), но и посредством обоснованных - научно доказанных фактов.

Перед общим образованием ставится цель вооружить человека знаниями и умениями пользоваться материальными и духовными продуктами, средствами информации, массовой коммуникации и передвижения, грамотно ориентироваться в огромном мире окружающих нас вещей.[1]

Потребности этой профессиональной сферы человека должны определять цели и содержание общего образования. Путей их реализации может быть выделено много. Наиболее важными являются следующие восемь содержательных направлений развития общего образования.

Итак, образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.


2. Теории и виды образования

На содержание образования оказывают большое влияние методологические позиции разных ученых-педагогов.

Рассмотрим теории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьного образования. Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставила целью не столько овладение учениками фактическими знаниями, сколько развитие их ума, их способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению, а лучшим средством для этого считалось изучение греческого и латинского языков, математики.

Теория материального образования (Спенсер) доказывала, что обучать надо преимущественно естественнонаучным знаниям, критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности для жизни, для непосредственной практической деятельности учащихся в будущем.[4]

Образование - это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.[6]

Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Важным этапом в системе образования является начальная школа. Сюда ребенок попадает в возрасте семи лет и готовится к получению основных знаний до десяти, одиннадцати лет. Отличительной чертой начальной школы является, наличие всего нескольких преподавателей и более лояльная, можно сказать игровая форма обучения. Начальная школа призвана обеспечить ребенка знаниями, на базе которых будет проводиться его дальнейшее обучение в школе.

Школьное обучение, включая начальную школу, длится от девяти до одиннадцати лет, в зависимости от категории учебного заведения и личного выбора учащихся. Общепринятой нормой является, то, что до девятого класса ребенок в школе получает неполное среднее образование, а до одиннадцатого полное среднее образование.

Аттестат о получении среднего образования дает возможность ученику поступить в дальнейшем в училище, техникум или какое либо высшее учебное заведение. Отдавая ребенка в школу, родители сталкиваются с непростым выбором, раньше, когда существовали только лишь общеобразовательные школы, такой проблемы не было, теперь же в России появились школы различных направлений; гуманитарные, физико-математические, с углубленным изучением иностранных языков и так далее.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.[7]

В училище, как правило, поступают на базе неполного среднего образования, то есть девяти классов. Срок обучения обычно длится три, четыре года. Недостатком полученного средне-специального образования является то, что его обладатель не сможет занимать руководящих должностей, для этого ему придется продолжить свое обучение в высшем или хотя бы среднетехническом учебном заведении. Но, несмотря на это подобные учебные заведения пользуются достаточно большой популярностью, ведь они дают возможность за достаточно небольшое время получить необходимую специальность.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Среднетехническое образование позволяет занимать его обладателю руководящие должности, то есть стать руководителем среднего звена. Обучение в техникуме длится, как правило, четыре года. Поступить в техникум можно после окончания девяти классов. Выбор технических специальностей достаточно велик. Данное образование помимо руководящих должностей позволяет занимать какую - либо рабочую должность.

Срок обучения в институте может быть от четырех до шести лет. Институт это одно из самых популярных высших учебных заведений. Существует несколько форм получения высшего образования; заочное обучение, стационарное обучение и дистанционное обучение.

При учебе на стационаре студент должен посещать все лекции и сдавать экзамены в соответствии с учебными планами, при этом студентам дается вся необходимая информация для подготовки к экзаменам так сказать в развернутом виде. При обучении же на заочном отделении студенты посещают лекции достаточно не продолжительное время перед сдачей экзаменов. Обязательным является посещение сессий и своевременная сдача всех необходимых работ.

При заочном обучении студентам дается лишь часть необходимого материала во время установочных сессий, остальное остается на самостоятельное изучение.

При дистанционном обучении, всю необходимую информацию студент получает по почте или сети Интернет – через электронную почту. Преимуществом такой формы обучения является то, что студент может сам контролировать свой учебный процесс и заниматься тогда, когда есть свободное время. Такая форма обучения очень удобна для взрослых людей, желающих поднять уровень своего образования, но у которых не хватает времени на посещение лекций.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколении, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде и формации передается ему.

Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Учебные программы могут строиться по концентрическому и линейному принципам. При концентрическом способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходят на последующих ступенях обучения. И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса.


Список использованной литературы

1. Заикина, Н.И. Цели и содержание современного образования / Н.И. Заикина // Педагогика.- 2007.- №7. – 69 с.

2. Карпенко, М.П. Цели и задачи современного образования / М.П. Карпенко // Психологическая наука и образование.- 1999.- № 3 – 4. – 78 с.

3. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-М, 2003. – 607с.

4. Новиков, А.М. Методология образования. / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2005. – 148 с.

5. Педагогика: Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 2000.- 480с.

6. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.

7. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М.: Владос, 2003. – 350с.

[1] Новиков, А.М. Методология образования. / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2005. – С. 27.

[2] Заикина, Н.И. Цели и содержание современного образования / Н.И. Заикина // Педагогика.- 2007.- №7, С.34

[3] Карпенко, М.П. Цели и задачи современного образования / М.П. Карпенко // Психологическая наука и образование.- 1999.- № 3.- С. 33

[4]Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – С. 402.

[5] Педагогика: Учебное пособие. / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 2000.- С. 96.

[6] Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-М, 2005.- С. 39

[7] Теоретические основы содержания общего среднего образования. / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М.: Владос, 2003. -С. 169.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 16498
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Содержание образования является одним из самых важных критериев развития личности. То, каким оно будет, напрямую зависит от поставленных целей. Его корректировка происходит с помощью учебных планов и программ, а также посредством учебников.

Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности, а также законов развития как общества, так и природы. Знания выражают накопленный опыт народа. Они находятся в постоянном изменении и совершенствовании.

Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний. Самым главным отличительным признаком является то, что определенные действия он может выполнить и при изменении первоначальных условий. Так, например, человек на основе приобретенных знаний (выученных правил и теорем) может решать задачи, составить план прочитанного текста и т. п.

Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.

Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом. Иногда умения становятся следствием приобретенных ранее навыков. А случается и наоборот, когда путем многократного повторения умения превращаются в навыки.

Главной целью содержания образования является то, что оно отражает, наряду с текущими перспективные потребности как всего общества, так и отдельных людей. В зависимости от того, каковы эти потребности, существует тот или иной процесс отбора содержания образования. Этот процесс в свою очередь включается в программы различных учебных заведений.

Обязательными условиями, характеризующими содержание образования с той или иной точки зрения, являются, во–первых, соответствие утвержденной концепции образования, а во–вторых, наличие принципа научности. Содержание образования призвано быть своеобразным зеркалом культуры, созданной человеком.

С одной стороны, содержание образования способствует не только передаче и освоению молодежью социального опыта старших, но и развитию полученного опыта в дальнейшем, а с другой стороны, оно дает возможность личности самореализоваться.

Содержание школьного образования в России формируется в соответствии с государственными документами на основе:

– направленности на всестороннее развитие личности;

– научной и практической значимости содержания образования;

– соответствия сложности содержания образования возрастным возможностям учащихся;

– применения современных информационных технологий.

Принято выделять несколько теорий содержания образования. Подробнее остановимся лишь на следующих:

– дидактический материализм, или энциклопедизм

– теория дидактического программирования, или теория операциональной структуризации содержания.

Теория энциклопедизма была разработана Я. Коменским. Те, кто придерживался этой теории, были твердо уверены в том, что от глубины понимания предлагаемых тем зависит количество изученного материала. В связи с этим ими были разработаны учебные программы, чрезмерно перегруженные информацией, практически не связанной с другими предметами. Но такая теория совсем не оправдывала себя, потому что школьникам было не под силу усвоить огромный багаж знаний. Самое большее, на что они были способны, – это усвоение отрывочной информации посредством памяти. Несмотря на явную ошибочность этой теории, у нее много сторонников и в наши дни. Доказательством являются создаваемые подобными исследователями учебники.

Временем возникновения теории дидактического формализма считается ХVIII в. Приверженцы этой теории твердо уверовали в то, что обучение – это лишь средство развития способностей и познавательных интересов учеников. Они же предлагали школьнику достигнуть истинной цели, а именно – углубить, расширить и сформировать свои способности и интересы. В качестве основного критерия отбора содержания учебного материала теоретики дидактического формализма рекомендовали использовать формирующую и развивающую ценность учебного предмета. Предметами же, которые в наибольшей степени ее выражают, они считали математику и классические языки. Приверженцы этой теории были уверены и в том, что в силах человека осуществлять перенос знаний, приобретенных в одной области, на другую.

Теория экземпляризма появилась в Германии в 1958 г. Ее создатели стремились уменьшить объем учебного материала. Но одновременно с этим они хотели сохранить в сознании школьников понятие об окружающем мире. Приверженцы теории экземпляризма были твердо убеждены в том, что непрерывный прогресс науки и связанное с ним обогащение содержания образования противоречат учебным возможностям учеников. Чтобы разрешить это противоречие, они предложили:

1) применение парадигмального образования

3) последней теорией, рассматриваемой в рамках этого вопроса, является теория дидактического программирования, или, как ее еще называют, теория операциональной структуризации содержания. Впервые о ней заговорили в середине 50–х гг. ХХ в. Связано это прежде всего с возникновением программированного обучения. В современном мире в связи с развитием компьютерных технологий эта теория уже набирает большие обороты и становится все более популярной.

2. Различия отечественных концепций содержания образования.

И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным выделено четыре основных типа содержания образования.

1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности.

2. Система умений и навыков, т. е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности.

3. Опыт творческой деятельности, предполагающий поиск новых проблем и их решения на основе творческого преобразования действительности.

4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, формирование системы убеждений, идеалов и ценностей.

Представляется важным, что общепринятое понимание образования как усвоения социального опыта прошлого, накопленного человечеством, вступает в современных условиях в противоречие с потребностями отдельно взятой личности в самореализации, достижении определенных личностных целей.

Так, по мнению А.В. Хуторского, содержание эвристического образования включает инвариантную (внешне задаваемую), и вариативную (создаваемую каждым учеником) части. При этом выделяются следующие компоненты содержания эвристического образования:

· базовое культурно-историческое образование

· деятельностное образование (общенаучные и частнопредметные способы деятельности, рефлексивно выявленные способы деятельности);

· рефлексивно проявленное и обобщенное эвристическое образование.

К. Сосницким был предложен структурализм как теория отбора и построения учебного содержания. Он считал, что в содержании каждого предмета необходимо выделять основные формообразующие и второстепенные производные элементы. Первые должны иметь научную и образовательную значимость, а знание вторых не является обязательным для учащихся общеобразовательной школы.

М.Н. Скаткин и В.В. Краевский разработали теорию содержания образования на основе системно-деятельностного подхода. Д. Брунер – на основе структурного подхода; Б. Блум – на основе таксономии целей обучения (познавательных, аффективных и психомоторных). Перечень познавательных целей, имеющих первостепенное значение в освоении знаний и развитии интеллектуальных умений, включает знание, понимание, применение, анализ, синтез. Современные концепции образования представлены в табл. 2.

3. Основные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

Документы, регламентирующие содержание образования – это Федеральные государственные образовательные образовательные стандарты, учебные планы, учебные программы, учебная литература.

Учебный план фиксирует рекомендуемый состав учебных предметов и распределение между ними учебного времени. Он имеет форму таблицы, в которой для каждого учебного предмета указано количество уроков в неделю для каждого года обучения. Существует три основных вида учебных планов:

базисный учебный план школы (БУП) – основной нормативный документ;

типовые учебные планы – варианты БУПа, утверждённые Министерством образования или региональным управлением образования (для национально-регионального компонента) и рекомендуемые в качестве основы планирования для школ;

учебный план образовательного учреждения – учебный план, по которому работает конкретная школа, составленный на основе одного из типовых планов с соблюдением нормативов БУПа.

Учебная (образовательная) программа - нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету, а также последовательность изучения тем и время, отводимое на их изучение.

Учебные программы подразделяются на типовые и рабочие. Типовые программы утверждаются Министерством образования и имеют рекомендательный характер. Рабочие – те, по которым фактически работает школа. Рабочие программы разрабатываются на основе типовых программ и образовательного стандарта; они утверждаются педагогическим советом школы.


  • пояснительной записки, в которой определяются основные цели и задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, а также главные идеи, лежащие в основе его построения;

  • содержания образования (тематического плана с указанием часов, отводимых на каждую тему, а также содержания изучаемых тем).

К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия и учебно-методические пособия. В учебной литературе содержание образования раскрывается наиболее подробно, а также содержатся рекомендации и дидактические средства, обеспечивающие его усвоение.

Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине, в которой излагается система базовых знаний в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, с учётом особенностей возрастного развития детей и особенностей методики преподавания данного предмета в школе. Содержание учебника должно полностью раскрывать типовую программу, а его название – соответствовать названию предмета.

Учебное пособие – учебная книга, являющаяся дополнением к учебнику. В отличие от учебника, учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь её часть, включать не только общепризнанные знания и положения, но и пока не подтверждённые гипотезы, различные мнения. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы и т.п.

Учебно-методическое пособие – учебное издание по методике преподавания какой-либо дисциплины или её части. Эта учебная литература адресована учителям.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт (содержание и структура).

Федеральные стандарты – инструмент, который регламентирует деятельность всех государственных структур Российской Федерации. В сфере образования таковыми являются ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты. Это свод требований, которым обязаны соответствовать образовательные учреждения России, имеющие государственную аккредитацию .

Структура ФГОС


  • видам и правилам ведения образовательной деятельности;

  • условиям реализации образовательных программ;

  • результатам образовательного процесса.

  • базовыми образовательными программами;

  • программами развития универсальных учебных действий;

  • требованиями к кадрам, оборудованию, финансам в образовательных учреждениях;

  • примерными рабочими программами по предметам;

  • программами духовно-нравственного развития и воспитания.

ФГОС нового поколения уделяют значительное внимание не только физическому или умственному развитию детей, но и их морально-нравственному воспитанию. Если раньше многие личностные ориентиры закладывались лишь поверхностно, то теперь на это принято делать специальный акцент. В частности, это касается представлений о здоровом образе жизни и питании, которые теперь стараются разъяснять детям уже с 1 класса.

Государственные стандарты образования нового поколения предполагают развитие определенных качеств учащихся, в соответствии с требованиями современного информационного общества. При этом регламенты созданы на основе стратегий социального проектирования, определяющих способы достижения необходимого социального результата, касательно нравственного и познавательного становления школьников.

Требования ФГОС к результатам образования


  • предметные знания – освоение школьных дисциплин, которое оценивается отметками в журнале и дневнике школьника;

  • метапредметные результаты – освоение универсальных предметных действий, например, разработка проектов, умение анализировать и т. п.;

  • личные результаты – способность ученика к саморазвитию, умение формулировать свое мнение, чувство собственной ответственности и т. д.

  • могут разрабатывать правильные стратегии достижения своих целей и взаимодействовать с обществом;

  • мобильны в восприятии и анализе информации;

  • чувствуют личную ответственность за судьбу страны и ее процветание;

  • умеют самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

5. Источники и факторы формирования содержания образования.

Источниками формирования образования является культура или социальный опыт.

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании.

6. Принципы построения содержания образования.

Учет целей, теории и практики образования позволяет определить принципы построения его содержания.

1) Принцип соответствия содержания общим целям современного образования. Именно из этого принципа вытекает необходимость предусматривать в составе содержания, кроме традиционновыделяемых элементов - знаний, умений и навыков, также и такие, которые в соответствии с гуманистической и личностной ориентацией образования отражают опыт творческой деятельности и личностного отношения к общечеловеческим ценностям. Когда эти элементы содержания передаются школьникам в процессе обучения, это способствует развитию у них самостоятельности, творческих возможностей, воспитанию качеств личности человека, живущего в современном демократическом обществе, формированию умения учиться, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.

2) Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения.

Этот принцип противостоит односторонней ориентации, рассматривающей содержание в отрыве от педагогической реальности. Он означает, что, проектируя содержание учебного предмета или учебного материала, необходимо учитывать имеющиеся методы, закономерности, принципы и возможности обучения в целом, а также обозначать в явном виде в программах и учебниках не только содержание само по себе, но и способы его передачи школьникам, усвоения ими содержания

3) Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. В соответствии с этим принципом содержание образования не должно рассматриваться как простая сумма создаваемых независимо друг от друга учебных предметов или учебных программ, как это иногда бывало в прошлом. Отдельные предметы уже в “начальном пункте” их построения должны быть ориентированы на общее представление о составе и структуре содержания образования. Смысл данного принципа состоит в обеспечении единства подхода к построению каждого учебного предмета и ко всем учебным материалам.

Одно из следствий такого подхода - определение межпредметных связей в их общих характеристиках еще до построения самих учебных предметов, на первом уровне формирования содержания.


  • историко-генетический принцип,

  • принцип культуросообразности,

  • принцип интеграции содержания образования.

Принцип культуросообразности обусловливает необходимость проектирования такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению человеком экономических, социальных, правовых, ментальных культурных и других традиций своего народа; брать во внимание в процессе образования человека условия места и времени, в которых родился и предстоит ему жить (А.Дистервег).

Наряду с этим принцип культуросообразности предполагает ознакомление учащихся с традициями других народов.

Принцип интеграции содержания образования позволяет представить это содержание как педагогический эквивалент интеграционных процессов, охватывающих сегодня все области человеческой деятельности и познания. Этот принцип непосредственно служит целям формирования в сознании развивающегося человека интегративно-целостной картины мира.

Читайте также: