Проект 1 создание программы управления качеством образования с учетом требований фгос в школе

Обновлено: 02.07.2024

Качество образования как часть внедрения федеральных государственных образовательных стандартов требует достижения более высокого уровня. И обеспечение более высокого качества образования является одним из главных направлений государственной политики.

Актуальность этого направления продиктована несколькими причинами:

- необходимость обеспечения гарантии прав обучающихся на получение образования, соответствующего государственным стандартам;

- необходимость оценки достижений и изменений, вносимых в образовательную политику и практику работы образовательных учреждений;

- необходимость принятия управленческих решений, которые бы направлялись на функционирование и развитие образовательного учреждения как учреждения повышенного уровня.

Качество обучения в контексте реализации ФГОС является важной интегральной характеристикой, которая отражает:

- степень соответствия педагогических и рабочих процессов в ОУ, выраженных в форме показателей и критериев, определённым установленным государственным требованиям, реальным достижениям и индивидуальным социальным ожиданиям;

- степень усвоения содержания учебного материала, морального умственного и физического развития, которого обучающийся достиг в соответствии со своими индивидуальными желаниями и способностями.

Таким образом, качество образования в условиях реализации ФГОС является ключевым показателем успеха образовательного учреждения.

Освоение ФГОС требует создания в образовательном учреждении (школе) принципиально новой системы оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы общего образования, что так же обуславливает необходимость создания в образовательном учреждении современной системы управления качеством образования.

Ключевыми требованиями к качеству образования являются:

- качество содержания образования;

- качество методического обеспечения образовательного процесса;

- качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- профессиональный уровень педагогов;

- положительная мотивация обучающихся;

- качество знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся;

- качество системы диагностики в образовательном учреждении, контроля и оценивания знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся;

- качество внутриучрежденческого контроля.

В рамках реализации ФГОС качество образования предъявляет требования к целевым программным компонентам, к учебной среде, к ожидаемым результатам.

Основной целью образовательных программ является обеспечение запланированных результатов для достижения выпускниками на каждом уровне образования определённых навыков, знаний, умений, компетенций и способностей, которые, в свою очередь, определяются личными, социальными, семейными, государственными потребностями каждого ребёнка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Таким образом формируются определённые универсальные учебные действия (УУД), которые отображают индивидуальные или личностные результаты, матапредметные показатели и предметные результаты.

Следует отметить, что образовательные стандарты в дополнительном образовании не утверждены. В учреждении дополнительного образования можно говорить лишь о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, которые разрабатываются педагогами и учреждением с учётом знаний и опыта учащихся, которые они получают в школе. А это значит, что требования ФГОС имея лишь косвенное отношение к дополнительному образованию детей, но всё же влияют на разработку программ дополнительного образования.

Диаграмма Исикавы

Качество содержания образования

Качество знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся

Требования, влияющие на качество образования и условия достижения оптимальных конечных результатов

Качество методического обеспечения образовательного процесса

туристско-краеведческая направленность: -спортивно-оздоровительный профиль;

Организация учебного процесса

Психологическая готовность к обучению (тестирование)

Контроль знаний: стартовый , промежуточный, итоговый мониторинг

Разработка учебных программ, соответствующих законодательству

Учебно-методические комплекты ко всем программам и видам образовательной деятельности

Организация воспитательного процесса

Современность учебной информации, её актуальность

Отбор поступающих в ОУ

Планы работы МО

Контроль работы всех МО учреждения

Использование новых форм и методов обучения, педагогические инновации

Повышение мотивации обучения

Контроль за организацией процесса, программа мониторинга

Качество образования

Аттестация и сертификация

Технические средства обучения

Разработка системы диагностики в образовательном учреждении, контроля и оценивания знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся

Учебно-методическая работа педагога: разработка дополнительных общеразвивающих программ; участие в работе МО, творческих и проблемных групп; диссемиляция педагогического опыта, изучение передового опыта

Контроль реализации дополнительных общеразвивающих программ

Участие в профессиональных конкурсах

Разработка и внедрение инноваций, разнообразие применяемых технологий

Контроль работы всех МО учреждения

Профессиональная переподготовка в соответствии с профстандартами

Качество внутриучрежденческого контроля

Профессиональный уровень педагогов

Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса

Комплексно–целевая программа управления качеством образования

Дерево целей двух уровней для управления качеством образования

Реализация образовательных программ в 100% объёме

Повысить уровень освоения образовательных программ до 95% - 98%

Реализация модели личностного подхода

Обеспечение нового уровня принятия управленческих решений

Повышение уровня профессионализма педагогов

Создание психологического комфорта образовательной среды

Аттестация педагогических работников

Устранение причин пропусков занятий

Изучение соответствия поставленных целей и достигнутого результата

Создание индивидуальных маршрутов развития учащихся

Сертификация педагогических работников

Мониторинг образовательной деятельности:

- мониторинг результата: стартовый, промежуточный, итоговый

-итоговая аттестация учащихся

Внешний мониторинг процесса

Формирование портфолио учащегося

Формирование педагогического портфолио

Участие педагогов в конкурсах, семинарах, конференциях, работе МО и т.д.

Обеспечение возможности участия учащихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

На основании ФГОС определить перечень требований к качеству образования. Составить программу управления качеством образования с учетом требований ФГОС в виде диаграммы Исикавы.

Требование к проекту №1:

проект должен быть сформирован как документ, содержащий перечень требований к качеству образования и программу управления качеством образования в виде диаграммы причинно-следственных связей процесса формирования качества (диаграммы Исикавы), созданной с учетом требований ФГОС

Перечень требований к качеству образования.

Качество образования в условиях реализации ФГОС - это результат воспитательного и обучающего процессов. Они организовываются в соответствии с целями и задачами, поставленными в программе. От того, насколько полно они соответствуют потребностям детей, будет зависеть эффективность всей педагогической системы. Целью должно выступать целостное развитие подрастающего поколения, готовность к самоопределению, творчеству и самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого ученика.

Качество образования в условиях реализации ФГОС - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в учебном заведении, выраженных в показателях и критериях, установленным государственным требованиям, достигаемым в действительности результатам, индивидуальным и общественным ожиданиям. Эта характеристика показывает степень усвоения содержания учебного материала, нравственного, психического и физического развития, которого достиг ребенок в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возможностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает как ключевой показатель успеха учебного заведения.

Качество образования в условиях реализации ФГОС разъясняется через:

целевые компоненты программы,

требования к учебной среде,

требования к ожидаемым результатам.

В качестве ключевой цели реализации образовательных программ выступает обеспечение запланированных результатов по достижению выпускниками на каждой ступени умений, знаний, установок, компетенций и навыков. Они определяются личностными, общественными, семейными, государственными потребностями, а также возможностями каждого ребенка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Индивидуальные результаты . В их число входят:

Способность и готовность обучающихся к личностному самоопределению и саморазвитию.

Сформированность мотивации к получению знаний и осуществлению познавательной целенаправленной деятельности.

Формирование систем значимых межличностных и социальных отношений. Создание ценностно-смысловых установок, посредством которых отражаются индивидуальные, гражданские позиции в деятельности.

Способность формулировать цели и выстраивать жизненные планы.

Сформированность общественных компетенций.

Способность осознавать российскую идентичность в поликультурном социуме.

Метапредметные показатели . К ним относят:

Освоенные обучающимися УУД и межпредметные понятия.

Способность использовать знания и навыки в познавательной, учебной практике.

Самостоятельность при планировании и обучении, организации взаимодействия со сверстниками и педагогами.

Формирование индивидуальной траектории в образовании.

Предметные результаты . В их числе:

Освоенные детьми в процессе обучения умения, специфические для конкретной предметной сферы.

Виды деятельности, направленные на получение новых знаний в рамках дисциплины, их преобразования и применения в различных ситуациях.

Формирование научного представления об основных теориях, видах отношений, владение терминологией приемами и методами.

Критерии эффективности . Требования, установленные для реализации основных обучающих программ в образовательном учреждении, характеризуют финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должно осуществляться освоение учебного материала. Критерием эффективности внедрения этих стандартов выступает формирование среды, которая:

Гарантирует охрану и укрепление психологического, физического и социального здоровья детей.

Обеспечивает достижение целей педагогического процесса, его высокое качество, открытость и доступность для обучающихся и их родителей, а также для всего общества, духовно-нравственное воспитание и развитие.

Учитывает специфику психофизического возрастного развития детей, особенности организации процесса образования на конкретной ступени.

Программа управления качеством образования в виде диаграммы Исикавы.

Основная цель программы – выявить влияние различных причин на всех уровнях образовательного процесса. Диаграмма служит для графического изображения взаимосвязи показателя качества образовательного процесса со всеми возможными причинами и дает наглядное представление как о факторах, влияющих на качество образования, так и о причинно-следственных связях этих факторов.

На основании ФГОС определить перечень требований к качеству образования. Составить программу управления качеством образования с учетом требований ФГОС в виде диаграммы Исикавы.

Программа управления качеством образования с учетом требований ФГОС в виде диаграммы Исикавы.

Обеспечить внутришкольный контроль

Производить мониторинг процесса

Образовательные условия

Образовательный процесс

Образовательные результаты


  • Реализация учебных планов и рабочих программ

  • Технология учебных занятий

  • Программы внеурочной деятельности

  • Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство)

  • Удовлетворенность учеников и родителей (ЗП) качеством уроков и условиями в школе

  • Предметные результаты

  • Метапредметные результаты

  • Личностные результаты

  • Достижения обучающихся в конкурсах, соревнованиях

  • Здоровье обучающихся

  • Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов

  • Материально-технические условия

  • Информационно- методические условия

  • Здоровье сберегающие условия

  • Оценка условий для адаптации учащихся на новой ступени обучения Нормативно-правовое обеспечение

  • Экспертиза

  • Мониторинг

  • Самообследование

  • Высокий профессионализм

  • Добросовестность

  • Повышение квалификации

  • Готовность к инновациям



Диагностические механизмы

Педагогический состав

Контролировать и мотивировать кадровый состав

Назначить ответственных за своевременную диагностику

Произвести анализ полученных результатов и сделать выводы

2. Создание комплексной целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС

(вторая половина 2019/2020 учебного года - 2020/2021 учебный год).

Управление качеством образования в школе – это процесс проектирования деятельности всех участников образовательного процесса. Эта задача особо актуальна, т. к. школа прошла первый цикл перехода на ФГОС ООО. Государственная итоговая аттестация 2020 года (ОГЭ – 2020) будет впервые проходить по КИМам, содержащим элементы содержания Федерального компонента ГОС и Примерной основной образовательной программы ООО. Промежуточный внутришкольный мониторинг и предстоящие в 2020 г. ВПР и ГИА (ОГЭ и ЕГЭ), дадут информацию для анализа итогов работы школы, выявления проблем

- планирование системного подхода по управлению качества образования, координация деятельности участников образовательного процесса;

- постановка целей и определение путей их достижения;

- организация отслеживания состояния обучения, мониторинга качества;

- мотивация участников образовательного процесса на качественный труд, повышение педагогических компетенций;

- обеспечение введения ФГОС на ступени общего среднего образования.

Основные направления программы:

 создание условий для системного подхода к повышения качества образования в школе и развития с этой целью социального партнерства;


Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Критерии эффективности:
Во время реализации базовых образовательных программ в образовательном учреждении предъявляются следующие требования: должны определятся финансовые, кадровые, материальные, технические и другие условия, при которых должно осуществляться овладение учебным материалом. Создание среды, которая является критерием эффективности внедрения этих стандартов обеспечивает:
• защиту и укрепление психологического, физического и социального здоровья детей;
• стремление к достижению целей образовательного процесса, его высокое качество, духовное и нравственное воспитание, открытость и доступность для учащихся и их родителей, в том числе и для всего общества.
• развитие детей на основе психофизиологических возрастных особенностей.

Читайте также: