Проект 1 создание программы управления качеством образования с учетом требований фгос в школе
Обновлено: 02.07.2024
Качество образования как часть внедрения федеральных государственных образовательных стандартов требует достижения более высокого уровня. И обеспечение более высокого качества образования является одним из главных направлений государственной политики.
Актуальность этого направления продиктована несколькими причинами:
- необходимость обеспечения гарантии прав обучающихся на получение образования, соответствующего государственным стандартам;
- необходимость оценки достижений и изменений, вносимых в образовательную политику и практику работы образовательных учреждений;
- необходимость принятия управленческих решений, которые бы направлялись на функционирование и развитие образовательного учреждения как учреждения повышенного уровня.
Качество обучения в контексте реализации ФГОС является важной интегральной характеристикой, которая отражает:
- степень соответствия педагогических и рабочих процессов в ОУ, выраженных в форме показателей и критериев, определённым установленным государственным требованиям, реальным достижениям и индивидуальным социальным ожиданиям;
- степень усвоения содержания учебного материала, морального умственного и физического развития, которого обучающийся достиг в соответствии со своими индивидуальными желаниями и способностями.
Таким образом, качество образования в условиях реализации ФГОС является ключевым показателем успеха образовательного учреждения.
Освоение ФГОС требует создания в образовательном учреждении (школе) принципиально новой системы оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы общего образования, что так же обуславливает необходимость создания в образовательном учреждении современной системы управления качеством образования.
Ключевыми требованиями к качеству образования являются:
- качество содержания образования;
- качество методического обеспечения образовательного процесса;
- качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- профессиональный уровень педагогов;
- положительная мотивация обучающихся;
- качество знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся;
- качество системы диагностики в образовательном учреждении, контроля и оценивания знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся;
- качество внутриучрежденческого контроля.
В рамках реализации ФГОС качество образования предъявляет требования к целевым программным компонентам, к учебной среде, к ожидаемым результатам.
Основной целью образовательных программ является обеспечение запланированных результатов для достижения выпускниками на каждом уровне образования определённых навыков, знаний, умений, компетенций и способностей, которые, в свою очередь, определяются личными, социальными, семейными, государственными потребностями каждого ребёнка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Таким образом формируются определённые универсальные учебные действия (УУД), которые отображают индивидуальные или личностные результаты, матапредметные показатели и предметные результаты.
Следует отметить, что образовательные стандарты в дополнительном образовании не утверждены. В учреждении дополнительного образования можно говорить лишь о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах, которые разрабатываются педагогами и учреждением с учётом знаний и опыта учащихся, которые они получают в школе. А это значит, что требования ФГОС имея лишь косвенное отношение к дополнительному образованию детей, но всё же влияют на разработку программ дополнительного образования.
Диаграмма Исикавы
Качество содержания образования
Качество знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся
Требования, влияющие на качество образования и условия достижения оптимальных конечных результатов
Качество методического обеспечения образовательного процесса
туристско-краеведческая направленность: -спортивно-оздоровительный профиль;
Организация учебного процесса
Психологическая готовность к обучению (тестирование)
Контроль знаний: стартовый , промежуточный, итоговый мониторинг
Разработка учебных программ, соответствующих законодательству
Учебно-методические комплекты ко всем программам и видам образовательной деятельности
Организация воспитательного процесса
Современность учебной информации, её актуальность
Отбор поступающих в ОУ
Планы работы МО
Контроль работы всех МО учреждения
Использование новых форм и методов обучения, педагогические инновации
Повышение мотивации обучения
Контроль за организацией процесса, программа мониторинга
Качество образования
Аттестация и сертификация
Технические средства обучения
Разработка системы диагностики в образовательном учреждении, контроля и оценивания знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся
Учебно-методическая работа педагога: разработка дополнительных общеразвивающих программ; участие в работе МО, творческих и проблемных групп; диссемиляция педагогического опыта, изучение передового опыта
Контроль реализации дополнительных общеразвивающих программ
Участие в профессиональных конкурсах
Разработка и внедрение инноваций, разнообразие применяемых технологий
Контроль работы всех МО учреждения
Профессиональная переподготовка в соответствии с профстандартами
Качество внутриучрежденческого контроля
Профессиональный уровень педагогов
Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса
Комплексно–целевая программа управления качеством образования
Дерево целей двух уровней для управления качеством образования
Реализация образовательных программ в 100% объёме
Повысить уровень освоения образовательных программ до 95% - 98%
Реализация модели личностного подхода
Обеспечение нового уровня принятия управленческих решений
Повышение уровня профессионализма педагогов
Создание психологического комфорта образовательной среды
Аттестация педагогических работников
Устранение причин пропусков занятий
Изучение соответствия поставленных целей и достигнутого результата
Создание индивидуальных маршрутов развития учащихся
Сертификация педагогических работников
Мониторинг образовательной деятельности:
- мониторинг результата: стартовый, промежуточный, итоговый
-итоговая аттестация учащихся
Внешний мониторинг процесса
Формирование портфолио учащегося
Формирование педагогического портфолио
Участие педагогов в конкурсах, семинарах, конференциях, работе МО и т.д.
Обеспечение возможности участия учащихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
На основании ФГОС определить перечень требований к качеству образования. Составить программу управления качеством образования с учетом требований ФГОС в виде диаграммы Исикавы.
Требование к проекту №1:
проект должен быть сформирован как документ, содержащий перечень требований к качеству образования и программу управления качеством образования в виде диаграммы причинно-следственных связей процесса формирования качества (диаграммы Исикавы), созданной с учетом требований ФГОС
Перечень требований к качеству образования.
Качество образования в условиях реализации ФГОС - это результат воспитательного и обучающего процессов. Они организовываются в соответствии с целями и задачами, поставленными в программе. От того, насколько полно они соответствуют потребностям детей, будет зависеть эффективность всей педагогической системы. Целью должно выступать целостное развитие подрастающего поколения, готовность к самоопределению, творчеству и самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого ученика.
Качество образования в условиях реализации ФГОС - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в учебном заведении, выраженных в показателях и критериях, установленным государственным требованиям, достигаемым в действительности результатам, индивидуальным и общественным ожиданиям. Эта характеристика показывает степень усвоения содержания учебного материала, нравственного, психического и физического развития, которого достиг ребенок в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возможностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает как ключевой показатель успеха учебного заведения.
Качество образования в условиях реализации ФГОС разъясняется через:
целевые компоненты программы,
требования к учебной среде,
требования к ожидаемым результатам.
В качестве ключевой цели реализации образовательных программ выступает обеспечение запланированных результатов по достижению выпускниками на каждой ступени умений, знаний, установок, компетенций и навыков. Они определяются личностными, общественными, семейными, государственными потребностями, а также возможностями каждого ребенка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Индивидуальные результаты . В их число входят:
Способность и готовность обучающихся к личностному самоопределению и саморазвитию.
Сформированность мотивации к получению знаний и осуществлению познавательной целенаправленной деятельности.
Формирование систем значимых межличностных и социальных отношений. Создание ценностно-смысловых установок, посредством которых отражаются индивидуальные, гражданские позиции в деятельности.
Способность формулировать цели и выстраивать жизненные планы.
Сформированность общественных компетенций.
Способность осознавать российскую идентичность в поликультурном социуме.
Метапредметные показатели . К ним относят:
Освоенные обучающимися УУД и межпредметные понятия.
Способность использовать знания и навыки в познавательной, учебной практике.
Самостоятельность при планировании и обучении, организации взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Формирование индивидуальной траектории в образовании.
Предметные результаты . В их числе:
Освоенные детьми в процессе обучения умения, специфические для конкретной предметной сферы.
Виды деятельности, направленные на получение новых знаний в рамках дисциплины, их преобразования и применения в различных ситуациях.
Формирование научного представления об основных теориях, видах отношений, владение терминологией приемами и методами.
Критерии эффективности . Требования, установленные для реализации основных обучающих программ в образовательном учреждении, характеризуют финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должно осуществляться освоение учебного материала. Критерием эффективности внедрения этих стандартов выступает формирование среды, которая:
Гарантирует охрану и укрепление психологического, физического и социального здоровья детей.
Обеспечивает достижение целей педагогического процесса, его высокое качество, открытость и доступность для обучающихся и их родителей, а также для всего общества, духовно-нравственное воспитание и развитие.
Учитывает специфику психофизического возрастного развития детей, особенности организации процесса образования на конкретной ступени.
Программа управления качеством образования в виде диаграммы Исикавы.
Основная цель программы – выявить влияние различных причин на всех уровнях образовательного процесса. Диаграмма служит для графического изображения взаимосвязи показателя качества образовательного процесса со всеми возможными причинами и дает наглядное представление как о факторах, влияющих на качество образования, так и о причинно-следственных связях этих факторов.
На основании ФГОС определить перечень требований к качеству образования. Составить программу управления качеством образования с учетом требований ФГОС в виде диаграммы Исикавы.
Программа управления качеством образования с учетом требований ФГОС в виде диаграммы Исикавы.
Обеспечить внутришкольный контроль
Производить мониторинг процесса
Образовательные условия
Образовательный процесс
Образовательные результаты
Реализация учебных планов и рабочих программ
Технология учебных занятий
Программы внеурочной деятельности
Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство)
Удовлетворенность учеников и родителей (ЗП) качеством уроков и условиями в школе
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Достижения обучающихся в конкурсах, соревнованиях
Здоровье обучающихся
Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов
Материально-технические условия
Информационно- методические условия
Здоровье сберегающие условия
Оценка условий для адаптации учащихся на новой ступени обучения Нормативно-правовое обеспечение
Экспертиза
Мониторинг
Самообследование
Высокий профессионализм
Добросовестность
Повышение квалификации
Готовность к инновациям
Диагностические механизмы
Педагогический состав
Контролировать и мотивировать кадровый состав
Назначить ответственных за своевременную диагностику
Произвести анализ полученных результатов и сделать выводы
2. Создание комплексной целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС
(вторая половина 2019/2020 учебного года - 2020/2021 учебный год).
Управление качеством образования в школе – это процесс проектирования деятельности всех участников образовательного процесса. Эта задача особо актуальна, т. к. школа прошла первый цикл перехода на ФГОС ООО. Государственная итоговая аттестация 2020 года (ОГЭ – 2020) будет впервые проходить по КИМам, содержащим элементы содержания Федерального компонента ГОС и Примерной основной образовательной программы ООО. Промежуточный внутришкольный мониторинг и предстоящие в 2020 г. ВПР и ГИА (ОГЭ и ЕГЭ), дадут информацию для анализа итогов работы школы, выявления проблем
- планирование системного подхода по управлению качества образования, координация деятельности участников образовательного процесса;
- постановка целей и определение путей их достижения;
- организация отслеживания состояния обучения, мониторинга качества;
- мотивация участников образовательного процесса на качественный труд, повышение педагогических компетенций;
- обеспечение введения ФГОС на ступени общего среднего образования.
Основные направления программы:
создание условий для системного подхода к повышения качества образования в школе и развития с этой целью социального партнерства;
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Критерии эффективности:
Во время реализации базовых образовательных программ в образовательном учреждении предъявляются следующие требования: должны определятся финансовые, кадровые, материальные, технические и другие условия, при которых должно осуществляться овладение учебным материалом. Создание среды, которая является критерием эффективности внедрения этих стандартов обеспечивает:
• защиту и укрепление психологического, физического и социального здоровья детей;
• стремление к достижению целей образовательного процесса, его высокое качество, духовное и нравственное воспитание, открытость и доступность для учащихся и их родителей, в том числе и для всего общества.
• развитие детей на основе психофизиологических возрастных особенностей.
Читайте также:
- Какие бывают типы словосочетаний и виды синтаксической связи в них кратко
- Учебно методическое обеспечение проекта в доу
- Каких рекомендаций следует придерживаться при разработке технологического процесса 6 класс кратко
- Анализ продуктивной деятельности в доу лепка
- Как поменять приоритетный детский сад красноярск