Учебно методическое обеспечение проекта в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Селиверстова Татьяна Николаевна

Организация: МБДОУ д/с ОВ № 9

Населенный пункт: Кущевский район, поселок Первомайский

Для достижения положительных результатов и успехов в работе с детьми современное дошкольное образование широко применяет передовые новаторские методики и технологии. Одним из направлений такой деятельности является проектирование образовательной деятельности. В настоящее время педагогами МБДОУ д/с ОВ № 9 разработан и реализован ряд интересных проектов с воспитанниками и их родителями на самые различные темы. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка. Эту задачу перед педагогами ставит федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В темах проектов МБДОУ д/с ОВ № 9 отражены и интегрированы все образовательные области.

Реализуя проектную деятельность, педагоги изучили рекомендации и методики организации проектной деятельности, предлагаемые Институтом развития образования и передовыми опытами ведущих образовательных организаций. Далее обсудили и довели до логического осмысления каждым педагогом алгоритм проектной деятельности и определили этапы работы.

• Первый этап - поисковый - определение темы проекта.

• Второй этап - аналитический - постановка цели проекта, определение задач, подготовка к реализации.

• Третий этап - подготовительный - приготовление оборудования, демонстрационных и расходных материалов, организация встреч, походов, экскурсий в случае их необходимости.

• Четвертый этап - практический (основной этап реализации проекта) -непосредственная работа с дошкольниками, родителями, социумом.

Проекты, реализованные с воспитанниками нашего учреждения, различны по типологии, они отличаются по количеству участников, по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду.

Для успешной реализации педагоги обязательно учитывают, что главное в методе проектов это то, что каждая такая работа должна быть доведена до успешного и логичного завершения, оставляя у ребенка чувство удовлетворенности от приобретенных знаний и гордости за полученный результат.

Продукты реализованных проектов различны и зависят от выбранных тем и поставленных задач. Это могут быть фото и видео материалы, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектные папки и многое другое.

Таким образом, проектная деятельность особенно поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

Сборник создан на основе опыта работы воспитателей МБДОУ д/с ОВ № 9 по проведению проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Данное пособие могут использовать родители дошкольников, воспитатели детских дошкольных учреждений, а также педагоги дополнительного образования детей естественнонаучной направленности

Приложение

Актуальность

Объект и предмет исследования

Объектом моего исследования были батарейки, картофель, а предметом - электрическая проводимость картофеля.

Цель проекта

Целью моей работы было:

1.Узнать, что такое батарейка, их влияние на живые организмы.

2. Выявить альтернативные источники тока, а также получение электрического тока при их помощи.

Задачи проекта

В соответствии с целью в ходе проекта нами были поставлены задачи:

- Рассказать ребятам из моей группы, родителям о вреде выбрасывания отработанных батареек.

- Провести акцию по сбору отработанных батареек.

- Сконструировать источник питания из картофеля, изучить ее возможности.

Гипотезы проекта

При проведении исследования мною были выдвинуты гипотезы:

- Отработанную батарейку нужно сразу выбрасывать в мусор, а не использовать ее не по назначению.

- Отработанные батарейки оказывают негативное влияние на окружающую среду, организм человека.

- Существуют альтернативные природные источники тока. Например, из картофеля можно получить источник тока.

Методы исследования

В работе использовались следующие методы исследования:

- анализ полученной информации из Интернет-ресурсов, энциклопедий;

- беседа с врачом-педиатром, библиотекарем;

- экологическая акция по сбору батареек;

Этапы работы

1 этап – подготовительный

Работа с познавательной литературой и сетью Интернет

Из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова я узнал значение слова батарейка - 1. см. батарея. 2. маленькая аккумуляторная батарея.

Батарея – соединение нескольких однородных приборов, устройств, образующих одно целое (уменьш. батарейка).

В Википедии написано, что батарейка – это обиходное название источника электрического тока, предназначенного для питания различных устройств.

Познакомившись с информацией о батарейках, я убедилась в том, что тема, выбранная для исследования, очень интересна и актуальна.

После чего вместе с Татьяной Николаевной мы провели анкетирование родителей подготовительной группы, составили план работы над проектом.

План работы над проектом

- Знакомство с познавательной литературой и информацией Интернет-ресурсов.

- Беседа с библиотекарем Карпенко Светланой Федоровной.

- Беседа с врачом-педиатром поселковой поликлиники Бурганской Е. В.

- Выяснить: какой вред может нанести отработанная батарейка организму человека

- Анкетирование родителей подготовительной группы.

- Выяснить у родителей, что они знают о батарейках

- Создать буклет о правильном использовании батареек. Распространение материала.

Воспитанники, родители подготовительной группы, воспитатель

Выяснить какие овощи и фрукты являются альтернативными источниками тока

- Сконструировать источник питания из картофеля.

- Изучение возможности картофельной батарейки

Анкетирование родителей

Для этого мы разработали три вопроса о судьбе отработанных батареек. И вот, что у нас получилось.

1. Что вы делаете с отработанными батарейками:

а) выбрасываем в мусорное ведро

б) оставляем дома (с какой целью)

г) закапываем в землю

2. Знаете ли вы, что отработанные батарейки могут нанести вред живому организму? (если ответ положительный, назовите, какой вред могут принести отработанные батарейки природе в целом)

3. Знаете ли вы о специализированных местах приёма отработанных батареек? Назовите их

На первый вопрос родители ответили так:

- выбрасывают в мусорный бак -16 человек;

- оставляют дома (причем, они не знают с какой целью они это делают) – 4 человека;

- сжигают – 0 человек

- закапывают в землю – 2 человека

На второй вопрос утвердительный положительный ответ дали все родители, назвав свои варианты ответа.

На третий вопрос взрослые не смогли назвать специализированные места для приема отработанных батареек.

И это не секрет, что многие люди по окончанию срока службы батарейки просто выбрасывают ее в мусорное ведро. Но это очень вредно и опасно для окружающей среды.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

2 этап – основной

Информацию из книг и сети Интернет о батарейках я получила достаточно:

- Узнал, кто изобрел первую батарейку. Узнал, что батарейками, принципом их работы люди заинтересовались очень давно. А теперь начинается самое интересное!

Картофельная батарейка

Поискав информацию на просторах сети Интернет, мы узнали, что можно сделать батарейку из картошки.

Вместе с Татьяной Николаевной мы рассмотрели строение простейшей батарейки. Для этого нам понадобился картофель, провода с малыми зажимами-крокодильчиками на двух концах, медная проволока и оцинкованный длинный шуруп, светодиод, вольтметр. Проволоку и шуруп мы вкрутили внутрь картофеля. Далее с помощью зажимов-крокодильчиков мы присоединили провода к шурупам. Свободные концы провода присоединили к устройству изменения (у нас это вольтметр), которое показывает напряжение, возникающее на концах проводов.

Как же это работает? С помощью картофеля мы создали электрическую батарею. Для батареи нужно два типа металла и кислота. Шуруп и проволока — это два металла, а картофель дает кислоту (электоролит).

Теперь я увидела, что картофель вырабатывает ток, но моя цель — сделать батарейку, то есть источник энергии, способный заставить наш светодиод сиять. Мой папа дал нам для нашего опыта светодиод. Но мы не знали, какое напряжение необходимо для того, что бы светодиод стал светить. Для этого мы взяли еще несколько картошек, и в каждый из них был вставлен шуруп, к которому одним концом прикреплялся отрезок тонкой медной проволоки. Другой конец проволоки втыкался в следующий овощ. Получилось последовательное соединение, которое мы назвали ожерельем. Цепочка из шести картошек дала достаточно напряжения, чтобы засветился маленький светодиод. Таким образом, у нас получилась самая безопасная батарейка в мире!

Но эта батарейка маломощная. Поэтому в жизни нам все-таки не обойтись без обычных батареек. Но, чтобы не погубить природные ресурсы, качество жизни людей нужно обязательно иметь специальные приемники для переработки таких вредных и опасных предметов. Сейчас в России имеется такой завод, но он один – и этого мало для такой большой страны. Поэтому нужно устанавливать спецприемники батареек везде, в частности в нашем Кущевском районе.

3 – этап – подведение итогов Заключение

Во время исследовательской деятельности я узнала много интересного, с помощью Татьяны Николаевны научился работать со справочной литературой, Интернетом, беседовать со взрослыми, проводить анкетирование.

Считаю, что все поставленные цели и задачи проекта мне с моим руководителем удалось реализовать.

В настоящее время в ДОО активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов).

Проект (от лат. рrojectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени и направленная на достижение заранее определённого результата или цели. Результатом проектной деятельности является создание уникального продукта, к качеству которого предъявляются определённые требования.

Уникальность деятельности при работе по педагогической технологии заключается в свободном выборе формы работы с детьми (в том числе и нетрадиционных, в использовании разнообразных методических и педагогических приёмов, направленных не столько на развитие определённых навыков работы с различными материалами, сколько на объединение общих усилий для достижения единой цели.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :

- исследовательский - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

- ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п. ;

- творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

Другими признаками классификации являются:

- состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это :

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Линии развития личности.

стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

В старшем дошкольном возрасте – это :

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- стимулирование желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Линии развития личности.

развитие самопознания и положительной самооценки;

овладение способами внеситуативно-личностного общения;

высокий уровень коммуникативной компетентности;

развитие осознанного отношения к своему здоровью;

формирование потребности в здоровом образе жизни;

систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

овладение различными видами худ. деятельности;

В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Воспитатель - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

- комплексные блочно-тематические занятия;

- интеграция: частичная или полная;

- метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой :

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие [3].

Основные этапы метода проектов включают :

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели :

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов [4].

Этапы работы над проектом :

Деятельность педагога

Деятельность детей

Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Дополнение задач проекта.

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность, организует деятельность.

Объединение детей в рабочие группы.

Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта.

Формирование специфических знаний, умений навыков.

Подготовка к презентации.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Этапы реализации проекта

Деятельность педагога Деятельность детей

Формулирует проблему Вхождение в проблему

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию Вживание в игровую ситуацию

Формулирует задачу (не жёстко) Принятие задачи

Дополнение задач проекта

Помогает в решении задачи Объединение детей в рабочие группы

Помогает спланировать деятельность Распределение амплуа

Организует деятельность

Практическая помощь (по необходимости) Формирование специфических знаний, умений и навыков

Направляет и контролирует осуществление проекта

Подготовка к презентации Продукт деятельности готовят к презентации

Презентация Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

Список используемой литературы

1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

2. Прокофьева Л. Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л. Б. Прокофьева, Г. А. Воронина; под ред. И. М. Осмоловской. - М. : ИТиИП РАО, 2004. - С. 503.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011. – 96 с.

7. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

8. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. // методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010. - 80с.

9. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии на базе учреждения дополнительного образования. Раздел.

Организация деятельности Лекотеки на базе дошкольной образовательной организации Организация деятельности Лекотеки на базе дошкольной образовательной организации (из опыта работы) В образовательной ситуации в России.

Организация работы по оказанию дополнительных платных услуг в дошкольной образовательной организации Развитие образовательного рынка идёт параллельно с процессами социального и экономического развития, и для удовлетворения возрастающего.

Управление внедрением профессионального стандарта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации Выполнила: Полевая Светлана Николаевна Старший воспитатель, МБДОУ № 50 г. Апатиты Актуальность Развитие современного общества диктует особые.

Кратко о себе:Я работаю воспитателем в детском саду. Люблю работу с детьми. В тысячах людей пока еще пропадают задатки, данные природой; тысячи людей могли бы стать выдающимися учеными, поэтами, композиторами, если бы их детство проходило в условиях, благоприятствующих рождению таланта. Я люблю свой педагогический труд как раз за то, что главное в нем — познание человека. Воспитывая, я прежде всего познаю человека, рассматриваю те многочисленные грани его души, в которых где-то таится то, что из человека выйдет, если к этим граням умело прикоснуться и отшлифовать их… Видение граней неисчерпаемой человеческой души - это и есть мастерство воспитания. Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания - наука о нравственности, этика. Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, - настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица. Они чувствуют и распознают фальшь, ненавидят притворство. Василий Александрович Сухомлинский


Цель проекта:
Формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности. Развитие интереса и любови к природе родного края.

Задачи проекта:
1.Создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края.

3.Формировать интерес к экспериментальной деятельности.

4.Закладывать основы экологического воспитания (экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам).

5.Формировать представление о Красной книге как о документе; растениях и животных Московской области, которые занесены в Красную книгу.

6.Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.

7. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

Описание проекта:

«Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Гвездослав Павол (1849-1921) – словацкий поэт.

Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы.

Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Так как наше государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды и экологическую грамотность - бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия очень часто практикуются. Я считаю, что, если ребенок в дошкольном возрасте участвует в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшем обучении гарантирован. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Экологическое воспитание осуществляется в нашем саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На прилегающем к зданию участке посажены:- лиственные и хвойные деревья, кустарники , многолетние цветы и однолетники. Ежегодно в нашем дошкольном учреждении проходит модернизация природного окружения для создания единого здоровьесберегающего, экологически чистого пространства для детей и взрослых. Мы моделируем композиционно выстроенную, эстетически оформленную природную зону на территории АОУ.

На участке мы с помощью родителей создали специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, выделили уголок “Зеленой аптеки”, сделали ручеек, бассейн и т. д.

В детском саду я провожу кружковую работу, согласно которой экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу “от простого к сложному”. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Активная помощь администрации ДОУ и соблюдение последовательности основных этапов работы (целеполагание, анализ, планирование, выбор программ и технологий, практическая деятельность, диагностика) являются залогом эффективности решения проблемы внедрения экологического образования в педагогический процесс.

· Уголок с живыми питомцами (золотые рыбки, попугаи, черепахи);

· Летняя теплица; огород, уютный лесок для отдыха

· Уголки природы во всех возрастных группах.

Мероприятия в рамках проекта:
Формы реализации проекта:

-наблюдения, рассматривание, сравнение растений и животных во время прогулки и на занятиях в группе (Организуется регулярная и разнообразная деятельность детей в зеленой зоне учреждения, познавательное – проведение наблюдений, практическое – создание и поддержание необходимых условий для содержания живых существ, природносохранную – зимняя подкормка птиц. Используется эмоционально-доброжелательное взаимоотношение с живыми существами. В процесс экологического воспитания организуются прогулки и занятия, на которых дети рассматривают растения, оценивают их, придумывают названия, объясняют почему они решили именно так назвать то или иное растение. Стали больше обращать внимание детей на экологоразвивающую среду, созданную в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего года),

-рассматривание картин и иллюстраций;

- ведение календаря природы (используется в работе систематическое ознакомление детей за ростом растений; отражение различных наблюдений в календаре природе);

-опыты и эксперементы с водой, песком, глиной (. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в “Лаборатории природы”. Детям задаю вопросы: “Какой песок легче – сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты);

-экологические тесты и задачи;

- видео - и аудиозаписи ( слушание звуков природы);

- труд в цветнике, зимнем саду, на огороде;

-загадывание и отгадывание загадок, разучивание стихов. ( Было замечено, что дети больше интересуются животными, чем растениями, реагируют на взаимодействие с ними. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними. Растения интересуют их меньше. Привлекали внимание дошкольников с помощью загадок, сказок, потешек, поговорок, которые легко входят в жизнь ребенка. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир растений.

-праздники, досуги, развлечения;

- создание проблемных ситуаций;

- консультации для воспитателей, родителей;

По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения (“Цветок”, “Ветер”, “Северный полюс” и др. ). Используя разные типы занятий, в своей работе по экологическому воспитанию я отдаю приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому мы значительное внимание уделяем работе с родителями.

-Работу с родителями провожу в форме собраний ( групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия:

· ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы и т. д. );

· организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника);

· ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);

· Среди родителей были проведены тестирование, анкетирование. Вместе с сотрудниками детского сада и родителями наших воспитанников был составлен план работы с родителями.

· Мы рассказывали родителям, какие несложные поручения по уходу за животными и растениями выполняют дети в детском саду: насыпают корм в кормушку, кормят рыб. Дети часто приносят корм для обитателей живого уголка.

В детском саду ежегодно организовываются дни открытых дверей, где родителям предлагается посмотреть на обитателей живого уголка.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших.

Охват проекта:
30 человек: воспитанники ДОУ, воспитатель группы, специалисты ДОУ, родители воспитанников, посещающих дошкольное учреждение.

Затраченные ресурсы:
Период проведения проекта: с июня 2016 по май 2017.

Достигнутые результаты:
В системе подхода в работе с детьми в нашем детском саду предполагается сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключается авторитарная модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Мы выявили актуальности нашей проблемы, цели и задачи проекта, которые нам предстоит решать в дальнейшем. Мы сделаем всё, чтобы наш детский сад имел эстетический вид. Ценность этой работы заключается в следующем:· приобретение опыта по благоустройству детскго сада и прилегающей территории силами воспитанников и родителей с наименьшими затратами.

Очень хочется верить, что очень многое зависит от каждого из нас. Детей с первых же шагов нужно учить любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за нее.

Методическое обеспечение проекта

1. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования, Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др., Издательство: Мозаика-Синтез.

3. Азбука общения, Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П.Воронова

4. Интернет- ресурсы.

5. Детям о природе. Экология в играх для детей Л.М.Потапова.

7. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.

8. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54. ъБалаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.

10. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113.

11. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9

12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Юридический адрес: 662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, д.22а,

г. Назарово 2016г.

– обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

– обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

– реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

– помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;

– привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

– обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Проблема: низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов.

В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив ДОУ определили задачи развития педагогической деятельности, как основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позволяет удовлетворить его потребности в инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы. Изменения в дошкольных учреждениях потребовали от педагогов определенных умений, в том числе и проектировочных.

2. Теоретическая база опыта.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Цель проекта:

Организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ проектной деятельности.

Задачи проекта:

1. Формирование мотивационной готовности у участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.

4. Подготовка методических рекомендаций по теме проекта.

Вид проекта:образовательный, информационный.

Участники проекта: инициативная группа педагогического коллектива ДОУ, дети, родители.

Время реализации: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

3. Технологическая схема опыта.

Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.

В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:

построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;

создание единого образовательного пространства;

постоянное методическое сопровождение творческих проектов;

создание банка данных;

совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;

вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

4. Предполагаемые результаты.

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении позволяет сделать следующие выводы:

1. Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.

3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

4. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала участников образовательного процесса.

5. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ.

Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:

I этап - подготовительный:

Цель: определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении занимается инициативная группа, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.

В ее задачи входит: составление образовательных проектов, внедрение нововведений в педагогическую практику.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

II этап – основной.

Цель: реализация проекта.

На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, сотрудничество с родителями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

III этап – заключительный:

Цель: подведение итогов работы.

Подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

Читайте также: