Голова профессора доуэля анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Красной нитью через все повествование идет проблема силы человеческого духа. Мари Лоран, Артур Доуэль, профессор Доуэль и даже Тома – все они являются примерами того, как важна для жизни сила духа. Те, у кого ее больше, могут победить даже смерть, во всяком случае, она им не страшна.

Пройти все испытания героям помогает дружба, для которой нет преград (даже стены психиатрической лечебницы, читай – тюрьмы, не устояли). Это светлое чувство, не менее важное, чем любовь, связывает положительных героев романа. Мне кажется, в этом романе побеждает в первую очередь именно дружба, а не справедливость или закон (хотя и они тоже).

Отрицательный же персонаж – Керн – отличается тщеславием. Он не согласен на роль талантливого ассистента гениального ученого, поэтому ни перед чем не останавливается, чтобы добиться мировой признательности. Подобная целеустремленность была бы похвальна, если имела хоть какие-то моральные ограничения, но в таком гипертрофированном виде только ужасает. И присвоение чужих открытий себе еще не самое страшное, автор намекает, что могло иметь место и убийство. Внутренняя готовность Керна к человеческим жертвам описана прямо и без прикрас.

В связи с этим встает вопрос о чести и ответственности ученого. Оправдывает ли цель средства? Получение любых знаний – благо, но можно ли при этом забыть об этичности методов? Мне думается, что нельзя. Ни у кого, чьи головы были оживлены, не спросили: согласны ли они на такой эксперимент, нужна ли им жизнь после смерти? Разумеется, жить хотят все (это базовый инстинкт), но именно жить, а не существовать как отдельная часть тела. Вам это не напоминает опыты в фашистских лагерях над заключенными? Возможно, я утрирую, но подход кажется тем же. На ученом всегда лежит огромная ответственность перед собой, перед теми, над кем проводятся эксперименты, перед обществом в целом. Какой из этих пунктов должен быть в приоритете – каждый решает сам, главное, чтобы решение было принято не из эгоистических побуждений.

Если пытаться найти в романе какие-то недостатки, то у меня только один вариант: почему не описано, что стало с головой Брике? Логично предположить, что и она умерла, но это же фантастический роман, здесь не всегда работает логика. Все остальное, на мой взгляд, безупречно: есть и научные обоснования, и лирические отступления, и внутренние переживания главных героев (а не одного, как это обычно бывает)!

В заключение замечу, что в наши дни еще невозможно пересадить голову, но трансплантология успешно развивается и проведено множество операций по пересадке того или иного органа, что уже спасло многие жизни. Это предвидение Беляева частично реализовано. В аннотации к моему изданию сказано, что из пятидесяти научных предвидений автора только три считаются принципиально неосуществимыми. Правда, не уточнено, какие именно, так что с удовольствием прочту другие его романы!

В произведении "Голова профессора Доуэля" рассказывается о невероятных научных опытах. Голова профессора Доуэля живёт отдельно от его тела. Руководит невероятным экспериментом Керн. Об этом секретном мероприятии узнаёт Мари. Воплощается в жизнь следующий эксперимент. Подобным образом поддерживают жизнедеятельность голов рабочего Тома и певицы Брике. Мари содействует тому, чтобы жестокие опыты над людьми были прекращены.

Главные герои

  1. Голова профессора Доуэля.
  2. Партнёр профессора, Керн - жестокий и бесчеловечный.
  3. Лаборантка Мари - отважная и честная.
  4. Сын профессора, Артур.
  5. Художник Арман, друг Артура.
  6. Певица Брике.

Главная мысль

Главная мысль рассказа заключается в том, что зло должно быть наказано. Справедливость, в конце концов, обязательно восторжествует.

Чему учит

Это произведение учит тому, что рано или поздно, всё тайное становится явным. Злые, несправедливые и жестокие поступки непременно будут открыты. Они могут возвратится к тому, кто совершил их таким же злом. Никто не имеет права распоряжатся телами и душами других людей, унижать кого-либо.

Отзыв.

Меня эта книга захватила своим сюжетом и заставила задуматься. Она написана увлекательно и интересно. Не терпелось дочитать до конца и узнать, чем закончится произведение. Хотелось также ознакомиться и с другими книгами Беляева.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 5 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

В основу произведения заложена реальная история, произошедшая с самим автором. Во время продолжительной болезни Беляев был долгое время прикован к постели, и подвижным была только его голова. После выздоровления он решает написать об этом книгу, в жанре научной фантастики.

Действие происходит во Франции, в Париже. Ученик профессора Доуэля Керн втайне от всех проводит секретные опыты. Найдя профессора Доуэля мертвым от сердечного приступа, он оживляет его голову, предварительно инсценировав его гибель.

Данную операцию Керн совершает по работам профессора и при помощи из ранее сваренного им же раствора. Увенчавшаяся успехом операция вдохновляет его на опыты над животными, пытаясь воссоздать работу своего учителя.

Но успеха за ними не последовало. Он все ни как не мог воссоздать раствор, не было точной формулы. Как ни пытался он ее разузнать у профессора, Доуэль не раскрывал своего секрета. Поскольку испытав на себе, профессор понял свою ошибку, и намеренно не говорил Керну точную формулу. Он лишь помогал советом ученику в операциях над животными.

Ассистентка Лоран Мари, ухаживающая за головой профессора, случайно узнает, что профессор может говорить. И они договариваются с профессором разоблачить Керна во время пресс-конференции, на которой он хотел провозгласить себя гением, за счет чужих трудов.

Узнав об этом Керн боясь разоблачения, он отправляет Мари в психиатрическую клинику. Продолжая эксперименты, Керн оживляет голову одной певицы из бара, и тела другой знаменитой актрисы попавшей в аварию, используя раствор профессора. Позже она сбегает.

Однажды, ее повстречал на пляже Артур - сын профессора Доуэля, ранее знавший актрису. Он узнал тело Анжелики, он был художником. Но был смущен, это была она и не она. Ее поведение ,манера речи, все было знакомым, но лицо было чужим.

Разузнав обо всем Артур решается разоблачить бывшего ученика своего отца со своим другом.

Им это им удается. Тем временем раствор поддерживающий голову к жизнеобеспечению заканчивался, и профессор погибает на руках сына. Керн же кончает собой.

Все тайное становится явным, и добро все таки торжествует.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Голова профессора Доуэля Беляева

Популярные сегодня темы

Литература — один из важнейших предметов в школе, влияющий на развитие воображения и интеллекта учеников. Я очень люблю читать, поэтому моим любимым предметом в школе стала литература.

Лирика Ахматовой - это пример выражения своих подлинных чувств великого человека, оставившего огромный след в поэзии. Мастерство Ахматовой оставляет неизгладимые впечатления в душе каждого человека

Замечательная и одновременно трагичная и грустная книга Короленко Дети подземелья повествует нам об истории двух семей и двух мальчишек из них. Первый мальчишка это сын судьи по имени Вася, проживающий в городе

В произведении Тарас Бульба предстает как мужественный, храбрый мудрый воин. Тарас является главой казачьего войска. Он суровый, умный и готовый отдать свою жизнь за Родину.

Смысл произведения

Смысл книги

Молодой врач Мери Лоран работает ассистенткой у парижского профессора Керна. Хирург экспериментирует с оживлением человеческих голов. Жертвой его экспериментов стал выдающийся ученый Доуэль, который погиб при загадочных обстоятельствах, после чего был воскрешен. Первое время Керн скрывает от Мари, что профессор умеет говорить. Она узнает об этом сама, когда он попросил ее открыть один из кранов, присоединенных к голове.

Общаясь с ученым, Мари узнает, что Керн не только украл его идеи, но и виноват в гибели профессора. Мари узнает и о том, что идея оживляющего раствора принадлежит Доуэлю, а Керн лишь пользуется этим секретом.

Керн сумел оживить головы еще двух погибших людей – рабочего Буша и актрисы Брике. Последняя упросила Керна подарить ей новое тело. Оно ей досталось от другой актрисы – Анжелики. Брике сумела сбежать из лаборатории. На отдыхе она познакомилась с возлюбленным Анжелики Арманом. Его друг Артур оказывается сыном Доуэля. Мужчины узнают в Брике Анжелику. Еще больше они удивляются, когда узнали, что Доуэль жив, а его голова находится в лаборатории Керна.

Керн узнает о том, что Мари общается с Доуэлем и знает его тайны. Ученый боится разоблачения. Он помещает девушку в психиатрическую клинику.

Артур, Арман и Брике вызволяют Мари из клиники. Керн вновь лишает тела тяжело заболевшую Брике. Рабочий Буш заболел и умер.

Керн собирает пресс-конференцию. Он публично показывает свои работы по оживлению людей. Мари Лоран и ее друзья разоблачают ученого прямо во время пресс-конференции. Она рассказывает о том, что он украл идеи у Доуэля, обвиняет Керна в лицемерии и лжи.

Доуэль добивается того, чтобы в лаборатории Керна провели обыск. Полиция находит здесь изможденную голову актрисы, а также голову старика с большим носом. Артур и Мари понимают, что это профессор Доуэль, которого изуродовал Керн. Раствор, обеспечивающий жизнь голове, заканчивается, его рецепт Доуэль так ученику и не раскрыл. Профессор успел проститься с сыном и умер. Полиция ведет Керна на допрос, но он сводит счеты с жизнью.

О чем же произведение? В советские годы критики считали, что это роман о бездушности европейского общества и науки, а также о том, что для ученого важнее любить людей, нежели делать открытия и проводить экстремальные эксперименты. Человеколюбие должно быть выше амбиций. На самом же деле, Беляев поднимает немало вопросов.

Во-первых, он задумывается о том, что же важнее для человека — голова или тело, разум или физиология, бытие или сознание?

Во-вторых, это история о подвиге дружбы. Преград для нее нет. Именно дружба помогла высвободить Мари из психиатрической клиники (почти тюрьмы). В романе побеждает не добро или зло, а именно дружба.

Еще это роман о силе человеческого духа. Она есть и у Доуэля старшего и младшего, и у Мари, и у Буша. Это качество действительно важно для жизни. Даже науке не дано победить смерть, а сила духа может.

И наконец, это роман об этичности научных методов. У погибших Буша, Брике и Доуэля не спросили, хотят ли они существовать после смерти в таком состоянии. К сожалению, за них все решил жестокий ученый. Не напоминает ли это эксперименты в концлагерях времен Второй Мировой Войны?

В наше время еще не научились проводить трансплантацию головы. Тем не менее, другие части тела пересаживают вполне успешно. В своем романе Александр Беляев сумел предсказать это достижение медицины.

В целях анализа вполне допустимо разъять единство книги, искусственно отделив, к примеру, научно-фантастическую ткань от беллетристики. Иной раз это даётся безо всякого усилия – текст услужливо распадается на составляющие его элементы. Это – дурной знак. Но в тексте Беляева составляющие его элементы не просто сложены, а слиты и в своём единстве обретают новое качество.

Книгу Беляева прежде всего характеризует отрыв от социального времени и пространства. При отсутствии сколько-нибудь чётких авторских указаний читателю естественно искать в тексте признаки, позволяющие установить соответственные координаты: где и когда происходит беллетрическое действо. В данном случае положение читателя крайне затруднительно: по воле автора в книге отсутствуют какие бы то ни было опорные точки, и события развёртываются в совершенно абстрактном времени и пространстве, для чего-то именуемом то Парижем, то Лондоном. Лишь потерпев полное крушение в своих поисках, читатель приходит, наконец, к выводу, что шёл не по правильному пути: ему следовало искать не социальные, а литературные координаты.

Здесь вполне уместно привести высказывание А. Беляева из упомянутой статьи – высказывание, которое несомненно определит тему дальнейших работ самого Беляева:

Суждение в достаточное степени определённое.

Вот в нескольких словах научно-фантастическая суть произведения Беляева.

Молодой врач Мари Лоран поступает в качестве ассистента в лабораторию профессора Керна, ученика покойного профессора Доуэля, прославившегося свою и опытами по оживлению органов человеческого тела. Свою работу Керн окружает строжайшей тайной: кроме Лоран лабораторию обслуживает всего лишь один служитель-негр. Обязанности Лоран сводятся к уходу за оживлённой после смерти головой профессора Доуэля, вновь обретшей все свои функции, за исключением одной – голоса. В аппаратуре, поддерживающей жизнь головы, профессор Керн запретил своей ассистентке пользоваться одним краном, поворот которого, будто бы, мгновенно прекратит жизнь головы. Но Лоран, вопреки запрету Керна, вняв мимическим указаниям головы, решилась повернуть кран – и голова заговорила. Лоран узнаёт от головы о чудовищном преступлении Керна: это он убил Доуэля, чтобы использовать в своих целях его оживлённый мозг. Голова Доуэля руководит всей научной работой Керна, именно ей он обязан своими замечательными достижениями: вскоре после поступление Лоран в лабораторию Керну удаётся воссоздать живого человека, путём сращения оживлённого трупа женщины, погибшей при крушении поезда, с оживлённой головой другой женщины, которой в пылу ссоры любовник прострелил сердце.

– И как же вы предполагаете преодолеть все эти трудности?

Но это секрет не только от Лоран – это навсегда остаётся секретом также и для читателя: автор больше к этому не возвращается. Право же, А. Беляеву, автору опытному, культурному, одарённому, не следовало прибегать к столь наивному приёму, лишь подрывающему доверие читателя. Известно, что доверием читателя злоупотреблять опасно.

. «Фантазия, фантастика, однако, не должна отрываться от научной почвы. Как же обстоит дело с научностью? В этом отношении в романе не всё благополучно.

Это справедливое замечание имеет уже чётко выраженный самокритический характер, – ведь оно относится к тому самому материалу, которым оперирует А. Беляев в своей книге. Но плохо то, что, окрылённый высказыванием д-ра Брюханенко, автор пошёл дальше него.

А. Беляев не достиг первой и не стремился ко второй.

Проделанный им скачок от научной реальности к научной фантастике столь резок, что единственным методом общения с читателем для него поневоле становится обход трудностей, уже продемонстрированный нами в первой цитате из романа. Вторая цитата уже свидетельствует о полном обнажении приёма. Вот каким лукавым способом производит Керн операцию присоединения к трупу оживлённой головы:

«При всей своей ненависти к Керну Лоран не могла в эту минуту не восхищаться им. Он работал, как вдохновенный артист. Его ловкие чувствительные пальцы совершали чудеса.

Операция продолжалась час пятьдесят пять минут.

«Керн вновь вызвал её через час. Он выглядел ещё более уставшим, но лицо его выражало глубокое самоудовлетворение.

Итак, первая цель оказалась недостигнутой.

Ко второй цели – доказать или хотя бы продемонстрировать какую-либо социальную идею – автор, как сказано, и не стремился. Да и как бы мог он ставить себе подобную задачу, если в его книге нет ни одного клочка живой социальной ткани?

Можно было бы рассказать, как сын профессора Доуэля, – Артур, – по всем правилам кинобоевика – освобождает из этого неприступного дома бедную ассистентку и женится на ней, как друг Артура узнает в оживлённом трупе тело своей возлюбленной. Но это заняло бы слишком много места, читатель и сам без скуки прочтёт книгу А. Беляева.

Таковы плоды ложной поэтики, целиком определившей неудачу А. Беляева и превратившей его книгу в досадный анахронизм.

Но, повторяю, несомненные достоинства писателя – умение строить фабулу, культура письма, редкая способность без остатка растворять научный материал в повествовании, наконец, сила мысли, позволяющая ему делать все выводы из основной посылки, – служит порукой, что А. Беляев на основе своей сегодняшней поэтики, даст советской научной фантастике отличные книги.

Читайте также: