Что должны принимать во внимание разработчики законов обществознание 7 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Закон — нормативно-правовой акт, который принимается представительным органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.

Законодательный акт является законом, если он обладает набором следующих характеристик:

  • регулирует важные аспекты общественных отношений;
  • принят на референдуме, принятом законодательной властью или народом;
  • имеет наивысшую юридическую ценность, т. е. все остальные правовые акты издаются на основании этого закона и не могут ему противоречить.

Порядок принятия законов

  • структуру государственных, законодательных и исполнительных органов;
  • структуру местного самоуправления;
  • права и свободы человека.

Юридические лица, уполномоченные Конституцией Российской Федерации, имеют право издавать законы. В нашей стране это Государственная Дума (ГД) и Совет Федерации (СФ), нижняя и верхняя палаты Федерального Собрания. Законопроект принимается, если за него проголосовало более половины членов (достаточно 50 % + 1 голоса).

Алгоритм законотворческого процесса регулируется статьей 105 Конституции Российской Федерации.

Законодательная инициатива — это создание законопроекта и его назначение для обсуждения. Права на проведение данной процедуры есть у:

  1. Президента Российской Федерации.
  2. Правительства Российской Федерации.
  3. Депутата Думы.
  4. Конституционного, Верховного и арбитражного судов.
  5. Законодательных органов Федерации.

Затем законопроект анализируется и принимается (или не принимается) Государственной Думой. Это происходит в 3 этапа:

  1. Первое чтение: ознакомление и общие вопросы.
  2. Второе чтение: анализ деталей и изменений.
  3. Третье чтение: принятие решения о дальнейшей судьбе законопроекта (принятие или отклонение). Голосование может проводиться как за проект в целом, так и по статье.

В случае принятия положительного решения (если за него проголосует более половины членов) проект должен быть представлен в Совет Федерации в течение 5 дней.

Последним шагом является утверждение законопроекта президентом Российской Федерации. На это дается 14 дней. Если президент отклоняет закон (накладывает вето), проект направляется обратно в Государственную Думу для внесения в него поправок и последующего рассмотрения. Затем цикл повторяется.

Если законопроект, находящийся на рассмотрении Государственной Думы и СФ, принимается 2/3 голосов депутатов или более, он принимается президентом. Это займет неделю.

Зачем нужны законы

Простой пример: перекресток, на котором внезапно перестал работать светофор. Водители не знают, что делать. Движение сразу же останавливается.

Должны учитываться общенациональные и общенародные интересы. Чтоб гарантировать порядок в обществе.

Объяснение:

Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов). Они называются сезонными явлениями

Гражданское общество - это совокупность негосударственных объединений граждан.

Если не ошибусь, налогообложение, бюдлжет, национализация и пошлины это гос регулирование. Следовательно, правильный ответ СПРОС!

привидите примеры:лёгкого страха (2 примера)причуствие страхастрах(2 примера)боязнь страхафобия(2 примера)постоянная боязнь

Прочитайте и на каждое положение дайте ответ да или нет. Ребёнок до 14 лет может: А) получать подарки. Б) получать паспорт..

Как вы думаете почему в обряде ,,Каргантуй'' могли принимать участия только женщины и дети ? Помогите плиз♥ Завтра здавать Родно

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ! ПОМОГИТЕ ! НУЖНО СОСТАВИТЬ РАССКАЗ : ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО ? ( ДОБРО , С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ

"обьяснить чем различаются два утверждения 1)человек сушество биологическое и социальное 2)человек сушество биосоциальное"

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон – это юридический документ, содержащий нормы права. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти или всего народа. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Обсудим вместе

1. Почему законопослушный человек вызывает уважение? В каком случае наказание считается справедливым?

Законопослушный человек знает и умеет пользоваться законом. Наказание считается справедливым в таком случае, в котором соответствует тяжести и мотивам содеянного, личности виновного.

?В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытное табу? А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?

В играх: прятки – нельзя подглядывать; в казаках разбойниках – держать пароль в секрете; в жмурках не подглядывать.

В жизни: законы – не убий, не укради.

?Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?

Предлагая нам помощь эти люди ставят себя на наше место и представляют, как бы они поступили в нашей ситуации. Юристы, адвокаты –должны всегда своему клиенту говорить правду, независимо какая ситуация и насколько она тяжелая и несмотря ни на что предлагать возможные и приемлемые пути решения проблемы помогая человеку до конца. В этом проявляется гуманизм профессионала.

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие — с 14. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых.

Проверим себя

1. Кого называют законопослушным человеком?

Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами, честно выполняет свои обязанности. Можно сказать, что руками законопослушных людей создаются богатства нашей страны. Законопослушные люди составляют большую часть нашего народа. Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.

2. В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.

Многие привыкли закрывать на него глаза — пусть, мол, немного пошалят. Но юристы предостерегают: от такого проступка до грубого нарушения общественного порядка — один шаг. И этот шаг зачастую такой предательски неожиданный: вроде бы и не хотел ничего плохого — и вдруг беда.

Возьмём такой случай. Любил парнишка пострелять из рогатки. Сначала целился в банку, потом в птичку, а затем в человека — пошутить хотел. Выстрелил камешком — и попал случайно в глаз. Вот и всё — предательский шаг сделан, беда пришла: человек пострадал, может быть, даже стал инвалидом на всю жизнь. Это уже нарушение закона, которое определяется как преступление против жизни и здоровья.

3. По каким признакам определяют противозаконное поведение?

Противозаконное поведение — это такое поведение, которое, во-первых, запрещено законом, а во-вторых, причиняет вред людям, всему обществу.

4. Какое наказание считается справедливым?

Наказание зависит от вреда, причиняемого нарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание.

5. Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?

В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы. К одной относят преступления — наиболее вредные нарушения. Наш закон (Уголовный кодекс) содержит их перечень. Это нарушения, которые направлены против здоровья и жизни человека (убийство, побои, истязания и др.), против его чести и достоинства (похищения людей, оскорбление, клевета и др.), против прав и свобод граждан (нарушение равноправия граждан, нарушение правил охраны труда и др.). Преступления могут быть направлены также против собственности (кража, грабёж, вымогательство и др.), общественной безопасности и порядка (терроризм, захват заложников, хищение оружия и др.).

Справедливо, что за преступления положены очень суровые наказания. Они указаны в Уголовном кодексе. Основные виды наказаний — это исправительно-трудовые работы и лишение свободы.

Другая группа — проступки. К ним относят, например, мелкое хулиганство. Закон (Кодекс об административных правонарушениях) даёт ему чёткое определение. Это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. К проступкам закон относит также и нарушение различных правил общественного порядка: дорожного движения, пожарной безопасности, экологических правил и т. д. За подобные нарушения наказывают предупреждением, штрафом, лишением специальных прав (вождения автомобиля и др.).

К проступкам относятся нарушения, которые причиняют вред чужому имуществу. Закон (Гражданский кодекс) требует полностью возместить причинённый ущерб. Если, например, кто-то взял чужой велосипед и сломал его, то он обязан починить или заплатить за него.

Бывают различные нарушения дисциплины по месту работы или учёбы (например, опоздания, прогулы). Согласно закону (Трудовому кодексу) за такие нарушения могут сделать замечание, объявить выговор и даже уволить, исключить.

6. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?

К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учёт в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет — в спецшколу, а с 14 — в воспитательно-трудовую колонию (ВТК). И всё-таки, принимая строгие, но справедливые меры к нарушителю, государство, конечно, не мстит ему. Оно хочет одного — помочь оступившемуся подростку вернуться к нормальной жизни.

В классе и дома

1. Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?

Моральное осуждение – это по большей мере наказание общества, то есть обида общества или отчуждение от общества. Моральное осуждение – это нравственный аспект, не несущий правовой (уголовной) ответственности. По закону – юридический аспект, со всеми вытекающими последствиями.

В частности к правопорядку и справедливости. Наказания по своей силе должно быть таким же, как нарушение. Если наказание серьёзнее, чем нарушение, тогда это, действительно, мщение, нарушение закона.

3. Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, который подтвердит твою мысль.

За это он может выплатить денежную компенсацию за разбитые очки.

4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона? Объясни.

Нарушение закона, т.к. он умышленно испортил чужое имущество. Мелкое нарушение закона РФ, за которое нужно привлечь к административной ответственности.

Прав второй, так как закон предусматривает ответственность за серьезное правонарушение с 14 лет.


Во всех сферах жизни общества действуют законы. Для чего они необходимы и почему важно их соблюдать? Данные вопросы рассматриваются в рамках темы для 7 класса обществознания, и сейчас мы кратко рассмотрим основные ее аспекты.


Порядок в обществе

В нашей жизни постоянно действует определенный порядок. Что бы мы ни делали, мы всегда придерживаемся каких-то правил и стараемся их не нарушать.

Какие средства помогают устанавливать порядок?

  • обычаи и традиции: человек не нарушает тех правил, которые были установлены его предками, придерживается их, совершая те или иные действия;
  • установленные государством законы: в России это – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и другие.

Закон не только устанавливает порядок, но и контролирует его соблюдение и наказывает нарушителей. В нашей стране принят Уголовный кодекс РФ, в котором указаны запрещенные действия и формы наказаний для тех, кто их совершает.

Но многие люди понимали опасность этих событий и решили восстановить порядок. В 1613 году избрали царем Михаила Романова, снова установилась законная власть, и наша страна была спасена.

которые читают вместе с этой




Справедливость

Понятия справедливость и закон неотделимы друг от друга.

  • законы утверждают и защищают справедливость;
  • конституция Российской Федерации – образец справедливости. Она утверждает:
    • все равны перед судом и законом;
    • каждый гражданин обладает всеми правами и исполняет равные обязанности;
    • каждый имеет право на образование.

    В Древних Афинах жил философ Сократ. Он выступал за законность и справедливость, посещал народное собрание, участвовал в суде. Он часто критиковал тех, кто нарушал закон. И однажды ему предъявили обвинение в том, что он не верит в богов и оказывает плохое влияние на молодых людей. По тем временам это считалось крайне серьезным преступлением. Сократа приговорили к смертной казни. Он имел возможность бежать, спастись от наказания, но его уважение к суду и закону было слишком сильным. Он выпил яд в назначенное время. После его смерти выяснилось, что обвинение было ложным. В честь Сократа в Афинах установили статую.

    Понятие свободы

    Закон и порядок устанавливаются в обществе для того, чтобы человек был свободен. Недаром понятие свободы так часто нам встречается: свобода слова, свободный человек, свобода передвижения. Какое же значение имеет это слово?

    • наличие возможностей, жизнь без ограничений, которые сковывают, стесняют человека;
    • действия по своему усмотрению, без насилия и принуждения;
    • возможность делать все то, что не запрещено законом и не наносит вреда другому человеку.

    Свобода имеет свои границы, она не может быть полной. У каждого из нас есть свои интересы и желания, но если мы начнем для их достижения нарушать права других людей, то будем постоянно ссориться, сталкиваться. Поэтому мы должны понимать, что у нашей свободы есть рамки, преступать которые неправильно.

    Для того, чтобы интересы каждого гражданина нашей страны не нарушались, в Конституцию были внесены четкие ограничения в той или иной деятельности. Например, всем разрешено создавать различные общественные организации (Спортивные клубы, кружки по интересам, научные группы), но запрещены вооруженные, террористические организации, потому что они опасны для общества.

    Что мы узнали?

    Законы поддерживают порядок в обществе, не позволяют нарушать наши права. Благодаря им мы можем смело реализовывать свои интересы, не боясь, что кто-то нам помешает. Несоблюдение законов может привести к произволу, беспорядку в стране, что негативно скажется на жизни людей. Поэтому каждый из нас должен понимать важность законов и всегда действовать в их рамках.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Глава I. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

    Уроки 6, 7. Почему важно соблюдать законы

    Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникновения законов; выяснить роль законов в жизни человека; доказать, что закон устанавливает порядок в обществе; определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе.

    Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий закон, свобода, порядок, справедливость; понимать побудительную роль правомерных мотивов в деятельности человека; устанавливать причинно-следственные связи; расширять оценочную деятельность; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование уважения к закону, установки на правомерное поведение; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

    Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

    Тип уроков: открытия нового знания.

    I. Организационный момент

    II. Мотивационно-целевой этап

    — Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

    Один древний китайский правитель, предвидя возможную реакцию на намеченные им реформы, решил предварительно укрепить у народа веру в закон. Он издал указ, в котором говорилось, что каждый, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, будет награжден десятью золотыми монетами. Люди не поверили, что за такое незначительное дело их ждет столь щедрая плата, и желающих проверить на себе действие указа не нашлось. Тогда было объявлено, что вознаграждение увеличивается до 50 золотых монет. После этого один человек взял бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно было вручено 50 золотых монет. Люди поверили, что законы их не обманывают.

    Вопросы к классу

    — О чем эта притча?

    — Какие уроки из нее можно извлечь?

    Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

    1. Конституция РФ — это:

    а) перечень прав, свобод и обязанностей граждан;

    б) свод всех законов, действующих в государстве;

    в) закон, закрепляющий основы общественного строя;

    г) свод законов об уголовной ответственности граждан.

    2. Ответьте на вопросы.

    — Какие ограничения прав и свобод граждан существуют?

    — С какой целью они введены?

    — Предположите, о чем мы будем говорить.

    — На какие вопросы нам предстоит ответить?

    (Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

    1. Закон устанавливает порядок в обществе.

    2. Закон стремится установить справедливость.

    3. Закон устанавливает границы свободы поведения.

    III. Введение в новый материал

    На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила поведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе.

    Удается ли законам защитить человека? Почему люди стремятся к справедливости? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

    IV. Работа по теме уроков

    1. Закон устанавливает порядок в обществе

    Когда и где возникли первые законы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

    В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

    Люди поняли, что без законов — устанавливаемых государством правил поведения в обществе — невозможно добиться справедливости.

    Вопросы к классу

    — Чем грозит государству отсутствие законной власти?

    — Зачем люди принимают законы?

    — Почему важно соблюдать законы?

    К сожалению не все люди соблюдают законы.

    Проблемное задание. Разделитесь на две группы: тех, кто соблюдает законы и живет в соответствии с ними, и тех, кто не считает это необходимым. Каждая группа должна озвучить свою позицию, подтвердив ее примерами.

    (Проверка выполнения задания.)

    Вопрос к классу

    — Какие противоречия во взглядах ребят вы обнаружили?

    2. Закон стремится установить справедливость

    Мы увидели, что одни люди понимают, что законы надо уважать, а нарушение законов может привести к серьезным проблемам, другие пытаются закон обойти. Таким образом, возникают противоречия, в основе которых разное отношение людей к необходимости соблюдения закона.

    Какая проблема вытекает из этого противоречия? Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? Попробуем почувствовать, насколько удобно взаимодействовать без ограничительных правил.

    Вопросы к классу

    — Легко ли было передвигаться?

    — Какие правила игры вы бы хотели установить?

    — Какие правила вы считаете справедливыми?

    — Какие выводы вы сделали?

    Вы ощутили, что при установленных правилах и их соблюдении взаимодействовать было бы гораздо удобнее.

    Древнегреческий полководец Аристид имел репутацию справедливого и неподкупного человека. Он возбудил зависть у стратега Фемистокла, который, стремясь избавиться от сильного противника, обвинил его в желании захватить власть и сумел добиться изгнания Аристида из Афин. Однако через несколько лет Аристид был возвращен в родной город, участвовал в битве при Саламине и покрыл себя новой славой. А Фемистокла обвинили в предательстве и изгнали из Афин. Пусть и с опозданием, но справедливость была восстановлена.

    Вопросы к классу

    — Какая позиция вам ближе?

    — Кто, на ваш взгляд, прав?

    3. Закон устанавливает границы свободы поведения

    Попробуем на конкретных примерах показать роль законов в жизни общества.

    Слова для справок: защищает, устанавливает, регулирует, карает, помогает, восстанавливает, принуждает, обеспечивает.

    (Закон защищает граждан от произвола властей. Закон устанавливает порядок поведения граждан в обществе. Закон помогает определить границы свободы поведения людей. Закон восстанавливает нарушенную справедливость и т. д.)

    (Проверка выполнения задания.)

    Вопросы к классу

    — К чему приводит нарушение закона? К каким последствиям?

    — Почему свобода не может быть беспредельной?

    VI. Подведение итогов уроков

    Мы выяснили, почему важно соблюдать законы. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

    Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, ответит на вопросы и сформулирует выводы.

    Задание для первой группы: работая с п. 1 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают порядок в обществе.

    Вопросы для первой группы

    — Как жила Россия в период Смутного времени?

    — Какие уроки можно извлечь из этих событий?

    — Что такое порядок и зачем он нужен в обществе?

    — С чего начинается порядок?

    — Какие законы вы знаете?

    — Как поступает государство по отношению к тем, кто нарушает законы?

    — Для чего принят и действует Уголовный кодекс?

    Выводы, к которым пришла первая группа

    1. Ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли.

    2. Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может привести к большим проблемам.

    3. Законов много, и каждый из них помогает налаживать порядок в какой-то определенной области нашей жизни.

    4. Чтобы обеспечить порядок, государство обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.

    5. Уголовный кодекс определяет, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

    Задание для второй группы: работая с п. 2 § 3 учебника, объясните, почему законы стремятся установить справедливость.

    Вопросы для второй группы

    — Что такое справедливость? Можно ли ее добиться в обществе?

    — Почему справедливость нужна людям?

    — Каким способом люди издавна стремились утвердить справедливость в обществе?

    — Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в Российской Федерации?

    — Согласны ли вы, что ст. 29 Конституции РФ помогает установить справедливость в обществе?

    Выводы, к которым пришла вторая группа

    1. Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.

    2. Каждый человек в глубине души убежден, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые — осуждены, наказаны.

    3. Самый надежный способ добиться справедливости в обществе — с помощью законов.

    4. У каждого должны быть и права, и обязанности независимо от возраста, образования, национальности, материального положения.

    5. Наказание провинившегося должно быть справедливым.

    6. Конституция РФ помогает установить справедливость в обществе.

    Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают границы свободы поведения человека в обществе.

    Вопросы для третьей группы

    — Почему законы действуют ради свободы человека?

    — Почему Конституция РФ наряду с правами содержит и ограничения?

    Выводы, к которым пришла третья группа

    1. Законы действуют ради свободы человека.

    2. Свобода — нормальное состояние человека.

    3. Свобода — это возможность делать то, что не противоречит закону.

    4. Свобода имеет границы и ограничения.

    5. Быть свободным — не значит вольничать.

    6. Только справедливые законы могут установить границы допустимого поведения людей в обществе.

    1. Прочитать § 3 учебника.

    2. Выполнить одно из заданий на выбор (коллективно или индивидуально):

    • составить кроссворд из изученных терминов и понятий;

    Читайте также: