Сравнительный анализ программ от рождения до школы и детство по развитию речи

Обновлено: 02.07.2024

/Под ред. Л. А. Парамоновой. - М.: Карапуз, 1997. - 288с

Цель программы: создание воспитательно-образовательных,коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

За основу взята идеясамоценности дошкольного периода детства. Педагогический процесс строится на двух взаимосвязанных направлениях - забота о полноценном детстве и подготовка ребенка к будущей жизни.

Основные задачи программы:

создание благоприятных условий для самовыражения;

максимальная реализация потенциальных возможностей каждого ребёнка.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам.

Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Программа состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастнымподпериодам дошкольного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:

В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.

Программа разграничена на 3 части и охватывает 3 возрастных периода развития ребёнка: младший, средний, старший дошкольный возраст.

В каждом периоде программы даётся характеристика возрастных особенностей психического, физического развития детей, определены задачи воспитания и развития детей конкретного возраста и предусмотрены формирование представлений, навыков, умений и отношений в процессе обучения и их развития в повседневной жизни. В конце каждого раздела программы отмечены уровни освоения программы детьми.

В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство; младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.В программе "Истоки" выделено базовое и вариативное содержание образования. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие компоненты:

Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия педагогической работы". Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского сада.

В приложении к программе даны:

Антропометрические показатели физического развити.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Оценить 6812 0

Анализ и сравнение программ дошкольного образования «От рождения до школы и Детство"

Подготовила студентка группы ДО-3А:

- В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

- Программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

- Ведущий тип деятельности – игра.

- Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

- Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки

духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

- Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) .

- Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.

- Ведущие цели Программы:

* Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

* Формирование основ базовой культуры личности.

* Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

* Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.

* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

- Возрастная категория: от рождения до 7 лет.

- Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.

- Тематический принцип построения образовательного процесса.

Организация жизни и воспитания детей.

Содержательная часть по возрастным группам: возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы.

Итоговые результаты освоения программы.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Работа с родителями.

Рекомендации по составлению перечня пособий.

В конце Программы представлен широчайший список пособий, допустимых в использовании при работе в ДОУ. Педагоги могут самостоятельно выбрать необходимые для работы пособия.

взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.

Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.

- В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;

* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;

* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

- Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ.

- Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.

Содержание педагогической деятельности воспитателя по освоению детьми образовательных областей: четвертый год жизни, пятый год жизни, шестой год жизни, седьмой год жизни (внутри каждого возраста отражены особенности возраста и организации жизни детей, задачи воспитания и развития и содержание по каждой из десяти образовательных областей) .

Дополнительная часть (региональный компонент) .

*ребенок знакомится с малой Родиной;

*ребенок познает родную страну и мир;

*ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;

*ребенок изучает английский язык.

Самопознание ребенка активно лоббируется. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе.

Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.



Этот метод Ушинский назвал методом письма-чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения.

В своей методике Ушинский объединил анализ и синтез, ввел систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Достоинством его методики было то, что при обучении детей письму и чтению он опирался на живую речь, и то, что она носила развивающий характер: вся педагогическая система Ушинского была направлена на всестороннее развитие ребёнка, на развитие его мышления и речи. Ушинский ввел в школьную практику десятки приемов звуковой работы, которые используются и в современной школе.

Метод называется звуковым, т.к. обучаясь грамоте, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся выделять их из речи и обозначать буквами.

Он называется аналитико-синтетическим, т.к. изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы.

Система звуковой аналитико-синтетической работы над словом включает в себя:

1) нахождение заданного звука в словах

2) подбор слов на заданный звук

3) деление слов на слоги и звуки

4) сложение слов из звуков

5) замена звуков

6) наращение звуков в начале и конце слова

7) перестановка звуков в словах

Обучать детей грамоте Ушинский рекомендовал с обучения различать на слух слова типа: мак, сыр, лук, сок – из таких слов выделялись гласные звуки, которые обозначались буквами. Затем дети переходили к анализу двусложных слов типа усы, осы – из таких слов выделялись согласные звуки.

Ушинский отказался от алфавитного порядка изучения звуков и букв: сначала изучались гласные буквы, включая йотированные, затем согласные – как твёрдые, так и мягкие.

4. Картотека дидактических игр. Подобрать по 2—3 дидактические игры по ознакомлению детей со звуком, словесным составом предложения, со словом, с его слоговым строением.

1)Игры по ознакомлению со звуком.
а) “Какое слово задумано?”
Цель:
обучение детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя); трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей).

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММАХ.


3.Изучить сущность и отличительные черты звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в разработке К.Д. Ушинского.

Создателем звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте является Константин Дмитриевич Ушинский.

Этот метод Ушинский назвал методом письма-чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения.

В своей методике Ушинский объединил анализ и синтез, ввел систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Достоинством его методики было то, что при обучении детей письму и чтению он опирался на живую речь, и то, что она носила развивающий характер: вся педагогическая система Ушинского была направлена на всестороннее развитие ребёнка, на развитие его мышления и речи. Ушинский ввел в школьную практику десятки приемов звуковой работы, которые используются и в современной школе.

Метод называется звуковым, т.к. обучаясь грамоте, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся выделять их из речи и обозначать буквами.

Он называется аналитико-синтетическим, т.к. изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы.

Система звуковой аналитико-синтетической работы над словом включает в себя:

1) нахождение заданного звука в словах

2) подбор слов на заданный звук

3) деление слов на слоги и звуки

4) сложение слов из звуков

5) замена звуков

6) наращение звуков в начале и конце слова

7) перестановка звуков в словах

Обучать детей грамоте Ушинский рекомендовал с обучения различать на слух слова типа: мак, сыр, лук, сок – из таких слов выделялись гласные звуки, которые обозначались буквами. Затем дети переходили к анализу двусложных слов типа усы, осы – из таких слов выделялись согласные звуки.

Ушинский отказался от алфавитного порядка изучения звуков и букв: сначала изучались гласные буквы, включая йотированные, затем согласные – как твёрдые, так и мягкие.

4. Картотека дидактических игр. Подобрать по 2—3 дидактические игры по ознакомлению детей со звуком, словесным составом предложения, со словом, с его слоговым строением.

1)Игры по ознакомлению со звуком.
а) “Какое слово задумано?”
Цель:
обучение детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя); трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей).


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие словаря является важной задачей для формирования полноценной личности ребенка, связи с чем возникает необходимость в изучении программ, методов и методик, используемых на современном этапе.

Так, в настоящее время в дошкольных учреждениях используются вариативные развивающие программы:

Остановимся на некоторых из вышеперечисленных программ подробнее.

В данной программе главным является развитие словарного состава языка:

уточнение названий и назначений предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта;

развитие умения различать и называть существенные детали и части предметов качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение;

понимать обобщающие слова;

называть домашних животных и их детенышей. [4]

Реализуя данные программы, воспитатели и логопеды дошкольных общеобразовательных учреждений используют в своей работе по развитию словарного состава языка методы и приемы Гербовой В.В., Алексеевой М.М., Яшиной В.И., И.А. Смирновой, Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой, М.А. Поваляевой.

Так, в своих исследованиях педагог – методист В.В. Гербова выделяет методические приёмы, направленные на развитие словарного состава языка. Они делятся на три основные группы:

Широкое применение получили словесные приёмы, к которым относятся:

речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.

Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а так же в процессе наблюдений и обследований предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа.

Наглядные приёмы представляют собой:

показ иллюстративного материала, картин, предметов;

показ способов действия.

В свою очередь, игровые приёмы могут быть как словесными, так и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. [5]

Опираясь на исследования педагогов Алексеевой М.М. и Яшиной В.И., можно выделить две группы методов, которые направлены на накопление содержания детской речи, а также на закрепление и активизацию словарного состава языка.

Рассматривая группу методов, направленных на накопление содержания детской речи, можно выделить:

непосредственное ознакомление с окружающим и развитие словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

опосредованное ознакомление с окружающим и развитие словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

А методы, направленные на закрепление и активизацию словарного состава языка, представляют собой:

рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием;

дидактические игры и упражнения. [1]

Изучив программы, методы и приемы, направленные на развитие словарного состава языка, возникает необходимость рассмотреть методики И.А. Смирновой, Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой, М.А. Поваляевой для обследования словарного состава языка. С помощью данных методик возможно выявление эффективности используемых программ, методов и приемов развития словарного состава языка.

Так, в своих трудах педагог И.А. Смирнова разработала методику обследования словарного состава языка, которая состоит из двух блоков:

понимание и употребление слов номинативного лексического значения;

выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов.

Первый блок включает в себя 5 заданий.

Первое задание направлено на изучение номинативного словаря. Ребенку предлагается назвать предметные картинки по темам: игрушки, мебель, фрукты, транспорт, животные и т.д.

Второе задание предполагает изучение состояния глагольного словаря. Необходимо сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам: корабль – плывёт, бабушка – пьёт, девочка – прыгает, мальчик – злится, строитель – строит и т.д.

Третье задание обращено на изучение состояния атрибутивного словаря и делится на три подгруппы:

- изучение качественных прилагательных. Ребенку нужно посмотреть на картинки и ответить на вопросы: дом какой? кружок какой? гиря какая? шарик какой?

Четверное задание направлено на изучение состояния числительных в словаре. Оно делится на две группы:

- изучение количественных числительных. Посмотреть на картинку и посчитать, сколько изображено детей (один, два, три…..).

- изучение порядковых числительных. Посмотреть на картинку и рассчитать детей по порядку (первый, второй, третий….).

Пятое задание предполагает изучение словаря предлогов.Ребенку нужно посмотреть на картинки и ответить, где находится птичка (на ветке, возле ветки, ходит по ветке и т.д.).

Второй блок включает в себя 2 задания.

Первое задание направлено на изучение лексических парадигм и делится на две группы:

- изучение антонимии. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы: «Этот дом… (большой), а этот…. (маленький), чай… (горячий), а мороженое… (холодное).

- изучение синонимии. Подобрать синонимы к словам красивый, хороший, плохой и т.д.

Результаты проведения данной методики отразят понимание и употребление слов номинативного лексического значения, а также состояние структурного аспекта лексических значений слов. [12]

Исследованием развития словарного состава языка занимались также Н.В. Серебрякова и Л.С. Соломохова. Ими была составлена методика изучения словарного состава языка ребенка. В данной методике выделяется два блока: изучение активного словаря и изучение пассивного словаря.

Для изучения активного словаря ими было подобрано семь заданий.

Первое задание направлено на изучение конкретных существительных. Ребенку необходимо назвать, что нарисовано на картинках: юла, собака, самолёт и т.д.

Второе задание представляет собой изучение обобщающих понятий. Ребенка просят назвать одним словом группу предметов.

Третье задание обращено на изучение существительных, обозначающих части тела, части одежды, части предметов мебели, части автомобиля и т.д.

Четвертое задание предполагает изучение существительных, обозначающих профессии.

Шестое задание предполагает изучение словаря прилагательных. Ребенку предлагается назвать цвет, форму предмета.

Седьмое задание представляет собой изучение умения подбирать антонимы: высокий – низкий, друг – враг, лёгкий – тяжёлый и т.д.

Для изучения пассивного словаря представлено четыре задания.

Данная методика позволяет широко изучить состояние, как активного словарного запаса, так и пассивного. [11]

Исследованием словарного состава языка детей занималась и педагог М.А. Поваляева. Она разработала методику, направленную на выявление способности детей быстро подбирать наиболее точные слова, употреблять обобщающие слова.

Методика состоит из четырех заданий.

Первое задание предполагает изучение умений классифицировать понятия. Логопед называет понятие, обозначающее группу картинок, просит ребенка дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки.

Четвертое задание представляет собой изучение умений подбора определений. Оно проводится в форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений.

Использование данной методики позволит выявить способности детей быстро подбирать наиболее точные слова, употреблять обобщающие слова. [10]

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует большое количество программ, методов, приемов, методик, направленных на развитие и изучение словарного состава языка. Их использование является неотъемлемой частью при работе над развитием и изучением словарного состава языка детей дошкольного возраста.

Литература:

Артеменко, О.Н. Влияние развивающей образовательной среды на развитие субъектов образовательного процесса // Вестник Карачаево-Черкесского государственного университета. // Карачаевск: Изд - во КЧГУ - № 22, 2007. - 390 с.

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006.

Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - Изд. 3. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.

Веракса, Н.Е. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Доронова, Т.Н. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2007.

Доронова, Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова и др. - Изд. 2. - М.: Просвещение, 2004.

Крылова, Н.М. Детский сад - Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника / Н.М. Крылова. - Изд. 3. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006.

Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Изд. 7. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Серебрякова, Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н.В. Серебрякова. - М.: КАРО, 2014.

Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И.А. Смирнова. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.

Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Читайте также: